Указание.
2 2
у = 1----------=---------------
' х + 2 х-(-2)
График изображен на рис.4.
+ 1;о = —2,Ъ = 1; у.
у = log2U - 2
Указание.
График изображен на рис. 5.
- 1 = log2|x - 2| + (-1 ),а = 2,b = -1; у± = log2U1|; —> (-2; 1}
Библиографический список
1. Сефибеков, С.Р Внеклассная работа по математике: кн. для учителя. Из опыта работы. - М., 1988.
Bibliography
1. Sefibekov, S.R. Vneklassnaya rabota po matematike: kn. dlya uchitelya. Iz opihta rabotih. - M., 1988.
Статья поступила в редакцию 14.12.13
УДК 371.03
Smirnova N.G. THE CONCEPT OF PERSON'S GENERAL CULTURE FORMATION IN HIS EARLY YOUTH. The
author proves the necessity to found the concept of person's general culture formation in his early youth and it's considered to be one of the most important ways of individual development and vocational high school education. Person's general culture is formed under the condition of teaching arrangement which turns to be a socializing education and forms the operant behavior. It lets a person to change himself and his impact on the environment.
Key words: concept, early youth, formation, teaching, operant behavior, general culture, educational functions, perception, activity.
Н.Г. Смирнова, канд. пед. наук, зав. отделом научно-методической работы Кемеровского областного колледжа культуры и искусств, г. Кемерово, E-mail: nina-smi.smirnova@ yandex.ru
КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ОБЩЕЙ КУЛЬТУРЫ ЛИЧНОСТИ В РАННЕЙ ЮНОСТИ
В статье обосновывается необходимость разработки концепции формирования общей культуры личности в ранней юности как одного из важнейших направлений личностного развития и профильной подготовки старшеклассника. Условием формирования общей культуры личности является организация педагогического процесса, который приобретает характер социализирующего воспитания, формирования оперантного поведения, позволяющего личности изменять себя и воздействовать на окружающую среду Выделены основополагающие идеи концепции.
Ключевые слова: концепция, ранняя юность, формирование, педагогический процесс, оперантное поведение, общая культура, функции образования, понимание, деятельность.
Социокультурные процессы, происходящие в современном российском обществе ставят перед школой всех уровней задачу готовить не только интеллектуального человека, но и человека, обладающего высоким уровнем общей культуры.
Безусловно, мы осознаём, что феномен культуры представляет собой сложное, многоуровневое и многоаспектное явление, находящееся в постоянном обновлении, движении. В нашей концепции культура понимается как совершенствование, формирование культурно-адекватной личности, тем более, что термин «культура» означает буквально возделывание, образование, взращивание, воспитание. В разработке концепции мы придерживались смысловой информации понятия «концепция» как системы взглядов на процессы и явления в природе, обществе; руководящей идеи, конструктивного принципа. «Концепция - ведущий замысел, определяющий стратегию действий при осуществлении реформ, программ, проектов, планов» [1, с. 139].
Основная наша концептуальная идея заключается в совершенствовании общекультурного развития общества в целом, культурных смыслов образования и в частности формирования общей культуры личности в возрасте ранней юности. «Ранняя юность в буквальном смысле слова «третий мир» существующий между детством и взрослостью, который характеризует старшеклассников» [2, с. 66]. Это возраст - не подготовка к жизни, а чрезвычайно важный, обладающий самостоятельной, абсолютной ценностью этап жизненного пути человека, характеризующийся дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции.
Большое значение приобретает гуманитарное (социокультурное) образование, основной целью которого является формирование общей культуры личности, предполагающее понимание как основной способ гуманистического познания, нравственный его уровень; освоение субъектного художественного, нравственного опыта, усвоения норм социального взаимодействия. Цели образования определяют его содержание: присвоение гуманитарных и научных знаний, традиционных ценностей, а также «включение» личности в разнообразные виды преобразовательной деятельности, развитие познавательной мотивации и художественно-творческого потенциала.
На индивидуально-личностном уровне общая культура в ранней юности - это способность человека к творческой самореализации через созидательную, художественно-творческую деятельность; способность к культурному самоопределению в мире культурных ценностей. «Личность не может развиваться в рамках потребления, её развитие необходимо предполагает смещение потребностей на созидание, которое одно не знает границ» [3, с. 226].
Системообразующими факторами формирования общей культуры личности в ранней юности являются культура и образование. Освоению общечеловеческих и культурных ценностей в ранней юности способствуют культурные функции образования: гуманитарная (предполагает понимание как способность анализировать, высказывать своё мнение, суждение и делать выбор в конкретной ситуации; взаимопонимание, общение, диалог); культуросозидательная функция актуализирует культурные образцы и нормы; важной функцией образования является социализация, которая предполагает обеспечение усвоения и воспроизводства индивидом социального опыта в процессе совместной деятельности и общения в определённом культурно-образовательном пространстве.
Непрерывное образование мы рассматриваем не только как педагогический процесс, но и как культурно-образовательное пространство, в котором отводится место «внутреннему», интеллектуальному пространству личности. Высшим регулятором любого социального действия, как известно, выступает культура и именно она формирует и диктует акторам - действующим личностям - нормы, идеалы, ценности, образцы поведения, а функцией образования является усвоение ценностей культуры. Каждый индивид «научается» благодаря деятельности различных звеньев системы непрерывного образования, доминирующих в обществе образцов культуры. Культура - это то, чему обучаются, она не является проявлением генетической природы человека (Т. Парсонс).
При разработке концепции общей культуры личности в ранней юности мы опирались на тринитарную методологию (И. Кант), определяющую необходимость целостности чувственного, мыслительного и нравственного; системно-структурный подход, позволяющий объединить различные подходы (деятельностный, личностный, синергетический и др.), обеспечивая адекватное понимание сущности общей культуры личности в ранней юности, а также культурологическую парадигму, согласно которой культура реализует свою функцию формирования и социализирующего воспитания, если она активизирует, побуждает личность к деятельности. Деятельность мы рассматриваем как механизм, который позволяет преобразовывать совокупность внешних влияний на личность в собственно развивающие изменения, в творческие её новообразования, а деятельностный подход как стратегию гуманизации технологий формирования общей культуры личности. Использовались структура и научный статус методологии социально-культурной деятельности (Н.Н. Ярошенко, Т.Г Киселёва, Ю.Д. Красильников, Ю.А. Стрельцов, В.В. Туев и др.).
Базой для разработки концепции общей культуры личности в ранней юности послужили: теория Л.С. Выготского, согласно которой в культуре фиксируются определённые нормы, а обучение рассматривается как изначально социальный процесс; теория А.Н. Леонтьева, в которой одной из задач эстетического воспитания является открытие жизни (личностного смысла), а учебная деятельность обеспечивает развитие личности; исследования о развитии личности в зависимости от окружающей среды, обучения и воспитания (П.П. Блонский, А.В. Мудрик, А.В. Петровский, В.А Петровский и др.); теория амплификации А.В. Запорожца, в основе которой лежат его выводы о значимости усвоения общественно - исторического опыта в процессе собственной деятельности личности и её общения с окружающими; зарубежные теории: Э. Эриксона (факторами развития личности являются социальные отношения, культура), А. Мас-лоу, К. Роджерса (взаимодействие личности с другими даёт возможность самораскрытия талантов, способностей).
Формирование общей культуры личности в ранней юности предполагает решение следующих задач:
1. Гуманитарную подготовку; в учебный план старшеклассников вводятся: логика, основы философии, основы психологии, мировая художественная культура; литература, как часть культуры, которая представляет собой вечные нравственные и эстетические ценности, путь усвоения которых способствует формированию оперантного поведения.
Преобладающими становятся вузовские формы организации учебных занятий: лекции, семинары, коллоквиумы, зачёты и др. Через систему спецкурсов старшеклассники приобщаются к научно - исследовательской, поисковой деятельности.
Инвариантная часть учебного плана существенно дополняется материалом более высокого уровня сложности и содержательно соответствует нынешнему уровню научных знаний. Новизна учебного плана, прежде всего, в диверсификации программ, заключающейся в системе выбора курсов сверх обязательной программы, сочетания обязательного и элективного образования, «усиления» общеобразовательных предметов и насыщение областей инвариантной части путём включения нетрадиционных предметов, интегрированных курсов.
Социокультурное образование отражает требования государственного образовательного стандарта, базового компонента содержания художественного непрофессионального образования, в основу которого заложена идея оперантного поведения, позволяющего активно изменять себя к лучшему и жизнь окружающей среды, совершенствовать свой художественнотворческий потенциал.
2. Формирующее социализирующее воспитание, согласно которого старшеклассники целенаправленно присваивают социально заданный опыт (нравственно-этический, художественноэстетический, социальное взаимодействие) и становятся субъектом деятельности и общения, в результате воспитание приобретает характер социализирующего воспитания.
3. Построение личностно ориентированного педагогического процесса, «единицей» которого является диалог; культура приобретает форму диалогизированного социально-педагогического процесса; становится своеобразной средой обмена культурными ценностями. Социально-педагогический процесс направлен на личность старшеклассника; личностный подход требует отношения к старшекласснику как уникальному явлению и предполагает, что педагоги и ученики относятся к каждому как ценности, а не средству для достижения своих целей.
4. Формирование творческих качеств личности в ранней юности путём «включения» в художественно-творческую, научно-исследовательскую, учебную, досуговую, внеучебную деятельность посредством различных педагогических и социальнокультурных технологий, как набора ориентиров, допускающих творчество как педагога, так и ученика; в школе функционируют предметные и научные общества, студии, кружки, клубы, любительские объединения; проводятся ежегодно предметные декады и недели, олимпиады, фестивали искусств, научные тематические конференции.
5. Формирование общей культуры личности представляет собой процесс непрерывный, состоящий из ряда последовательно сменяющихся стадий, качественные особенности на определённой стадии зависят от конкретных педагогических условий и организации социально-педагогического процесса.
Условием эффективности социально-педагогического процесса являются субъекты педагогического взаимодействия -личности педагога и ученика; они открыты для постоянного творческого развития, обновления новыми смыслами - знаний, отношений, пониманий. Место прежней парадигмы субъект -объектного образования занимает парадигма открытого развивающего и развивающегося субъект - субъектного образования, что потребовало обновления дидактических подходов к содержанию образования старшеклассников, новых технологий. Одним из ключевых концептов выступают «социально-культурные технологии», которые играют заметную роль в построении социально-педагогического процесса, функционировании культурно-образовательного пространства школы. Педагог рассматривается нами не только как субъект педагогической, но и социально-культурной деятельности.
Социокультурные, экономические и политические изменения в современном обществе повлияли на сферу образования как социальный институт, который является одним из основных каналов социальной мобильности, социализации. Реализация культуротворческой функции образования направлено на развитие ценностного потенциала личности, которое невозможно без приобщения её к культурным ценностям. Это ведёт к усилению гуманитарной составляющей образования, поскольку гуманитаризация создаёт то «культурное поле», которое обеспечивает мировоззренческое, общекультурное, духовное и интеллектуальное развитие личности.
Образование рассматривается нами в аспекте непрерывности. Вслед за С.А. Булат и С.Н. Беловой [4] мы придерживаемся понимания образования не только как ценности, но и как открытой неравновесной системы, обусловленной бесконечным разнообразием, уникальностью обучаемых и педагогов; как про-
цесс и результат целенаправленно организованного и системно спланированного (управляемого) усвоения субъектом определённого стандартизированного содержания образования, реализуемое различными технологиями; непрерывный процесс становления и развития личности, её эмоционально-чувственной сферы, познавательных и творческих способностей. Формирование общей культуры личности выступает в качестве интегральной цели непрерывного образования.
Под непрерывным социокультурным образованием мы понимаем не механическое движение личности от дошкольного к общему среднему и далее образованию, а целостный социально-педагогический процесс гармоничного цикличного совершенствования личности на каждом возрастном этапе; когерентности учебной и внеучебной деятельности. Формирование общей культуры личности в ранней юности возможно, на наш взгляд, рассматривать не только как одно из направлений личностного развития, но и в плане профильной подготовки старшеклассника.
Основополагающими идеями концепции являются:
- основой формирования общей культуры личности в ранней юности должна выступать личностно-ориентированная культурологическая парадигма образования, которая позволяет признать уникальность каждого ученика и индивидуальность его культурно-образовательной траектории; определить цели и задачи образования в соответствии с культурными ценностями общества и с учётом выработанных культурой способов социализации;
- формирование общей культуры личности рассматривается нами в единстве и взаимосвязи форм проявления ценностного отношения человека к культуре и окружающему миру, как: рациональную (личность формирует свои суждения, оценки); эмоциональную (чувственная реакция на культурные, иные события, определённые объекты); поведенческо-деятельностную (действия, поступки, оперантное поведение, особенностью которого является позитивное изменение, прежде всего, себя);
- общая культура есть социально-педагогическое явление, выступающая, как: способ творческой самореализации личности в разнообразных видах продуктивной, художественно-творческой, преобразовательной, научно-исследовательской деятельности; способность к диалоговому общению, субъект-субъек-тному социальному взаимодействию; готовность к освоению и усвоению нравственно-эстетического опыта; одна из составляющих гуманитарной (художественно-эстетической) профильной подготовки старшеклассника;
- формирование общей культуры личности мы представляем как социально-педагогический процесс, который включает несколько этапов: подготовительный этап, когда создаются надлежащие условия для протекания процесса в заданном направлении. На данном этапе решаются следующие задачи: це-леполагание, диагностика условий, прогнозирование результатов, проектирование и планирование развития процесса; основной этап как обособленная система включает в себя важные взаимосвязанные элементы (цели и задачи; использование намеченных технологий, методов, средств и форм педагогического процесса; создание благоприятных условий; осуществление разнообразных мер стимулирования. На этом этапе важную роль играет обратная связь, служащая основой для корректировки и принятия оперативных управленческих решений; заключительный этап связан с рефлексией и анализом достигнутых результатов. Педагогический процесс мы рассматриваем как социальный, культурный процесс, где культура налагает определённые ограничения на поведение личности (человек изменяется в лучшую сторону)..., «эти ограничения и есть сама культура, вне которой человек переходит в сугубо природное состояние» [5, с. 222];
- построение социально-педагогической модели общей культуры личности в ранней юности как сложной самоорганизую-щей системы, создающейся в субъектно развивающемся культурно-образовательном пространстве инновационных общеобразовательных школ осуществляется на основе интеграции гуманитарных, культурологических, методологических знаний;
- формирование общей культуры личности в ранней юности требует не только применения передовых педагогических и социально-культурных технологий, но и социализирующего воспитания, воспитания нравственности. В этой связи, «воспитатель сам должен быть воспитан», чтобы оценка знаний соответствовала их реальному качеству, чтобы старшеклассник получал (осваивал) не только знания, но и систему культурных ценностей;
- современного старшеклассника, как человека, обладающего общей культурой отличают следующие качества: способность максимально реализовать свой интеллектуальный, творческий потенциал (как динамичной характеристики личности, как взаимодействие между тремя основными группами качеств личности: мотивации, общими и (или) специальными способностями, креативности); вариативность творческого мышления; стремление к созидательной деятельности; способность к самоопределению в мире культуры, к диалоговому общению и сопереживанию; понимание явлений и процессов в окружающем мире, а также понимание ценности и неповторимости каждого человека; умение жить в гармонии с собой, выстраивать отношения с окружающей природой и социальной средой, ориентация на «Другого»; толерантность к другой культуре.
Разработанная концепции формирования общей культуры личности предполагает реализацию важных аспектов в модернизации отечественного образования:
- освоение педагогами общеобразовательной школы не только актуальных педагогических, но и социально-культурных технологий, позволяющих строить возможную «зону ближайшего развития», то есть развивать творческий потенциал личности не только в учебное, но и внеучебное время;
Библиографический список
- рассмотрение общеобразовательной школы как модели общества, которая воспроизводит систему социальных отношений, культурных ценностей, формирует общую культуру личности; при этом формирование понимается как постепенное создание оперантного поведения, посредством подкрепления последовательных шагов, приближающихся к желаемому результату. «Формирование действует., чтобы преобразовывать существующие простые модели поведения в более сложные паттерны реагирования» [6, с. 432];
- участие педагогов общеобразовательной школы в формировании культурно-образовательного пространства, которое создаётся непосредственно в самой школе;
- формирование социальной активности личности в ранней юности посредством организации системного единства различных видов деятельности (познавательной, коммуникативной, художественно-творческой, преобразовательной и др.).
Настоящая концепция может рассматриваться как одна из составляющих социокультурной и образовательной политики в субъектах Федерации, направлена на создание и реализацию программы формирования общей культуры личности на разных этапах возрастного развития в системе непрерывного отечественного образования.
1. Вишнякова, С.М. Профессиональное образование. Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. - М., 1999.
2. Кон, И.С. Психология ранней юности: кн. для учителя. - М., 1989.
3. Леонтьев, А.Н. Избранные психологические произведения: в 2 т. - М., 1983. - Т. II.
4. Булат, С.А. Миссия высшего профессионального образования в контексте опережающего развития качества человека и обеспечения качества его жизни / С.А. Булат, С.Н. Белова // Инновации в образовании. - 2011. - № 3 (март).
5. Быстрова, А.Н. Проблема культурного пространаства (опыт философского анализа). - Новосибирск, 2004.
6. Большой толковый психологический словарь / Ребер Артур (Penguin). - М., 2000. - Т. 2 (П-Я).
7. Смирнова, Н.Г. Концепция государственного общеобразовательного учреждения «Губернаторская женская гимназия - интернат»: стратегические задачи и перспективы развития. - Кемерово, 2004.
8. Смирнова, Н.Г. Педагогика непрерывного образования как социокультурный институт формирования общей культуры личности: монография / под науч. ред. С.Б. Брижатовой. - Кемерово, 2011.
Bibliography
1. Vishnyakova, S.M. Professionaljnoe obrazovanie. Slovarj. Klyuchevihe ponyatiya, terminih, aktualjnaya leksika. - M., 1999.
2. Kon, I.S. Psikhologiya ranneyj yunosti: kn. dlya uchitelya. - M., 1989.
3. Leontjev, A.N. Izbrannihe psikhologicheskie proizvedeniya: v 2 t. - M., 1983. - T. II.
4. Bulat, S.A. Missiya vihsshego professionaljnogo obrazovaniya v kontekste operezhayuthego razvitiya kachestva cheloveka i obespecheniya
kachestva ego zhizni / S.A. Bulat, S.N. Belova // Innovacii v obrazovanii. - 2011. - № 3 (mart).
5. Bihstrova, A.N. Problema kuljturnogo prostranastva (opiht filosofskogo analiza). - Novosibirsk, 2004.
6. Boljshoyj tolkovihyj psikhologicheskiyj slovarj / Reber Artur (Penguin). - M., 2000. - T. 2 (P-Ya).
7. Smirnova, N.G. Koncepciya gosudarstvennogo obtheobrazovateljnogo uchrezhdeniya «Gubernatorskaya zhenskaya gimnaziya - internat»: strategicheskie zadachi i perspektivih razvitiya. - Kemerovo, 2004.
8. Smirnova, N.G. Pedagogika neprerihvnogo obrazovaniya kak sociokuljturnihyj institut formirovaniya obtheyj kuljturih lichnosti: monografiya / pod nauch. red. S.B. Brizhatovoyj. - Kemerovo, 2011.
Статья поступила в редакцию 27.12.13
УДК 37.013.83
Stroeva G.V. THE EXPERIENCE OF VARIOUS CORRECTIONAL PROCESS SUBJECTS REGARDING BASICS OF PRISONERS' SELF-CORRECTION PROCESS ORGANIZING. Some theoretical regulations of establishing practice-oriented training of adult subjects of correctional process, i.e. teachers of schools operating within correctional institutions and volunteers, are presented in the article. The article provides a sequence of working out author's practice-oriented seminar for adult subjects of correctional process named as «Raising convicts' motivation to be corrected». Certain analysis is given regarding this seminar conducting within a framework of informal education and by using remote training technologies.
Key words: prisoners' self-correction, subjects of correctional process, praxeological approach, nonformal education, lifelong education.
Г.В. Строева, канд. пед. наук, член-корреспондент Российской академии естественных наук секции «Гуманитарные науки и творчество», эксперт Автономной некоммерческой организации «Центр антикриминального просвещения и социальной реабилитации правонарушителей “Криминон”», г. Москва, E-mail: infо@gvstroeva.ru
ОПЫТ ПОДГОТОВКИ РАЗЛИЧНЫХ СУБЪЕКТОВ ИСПРАВИТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ОБЛАСТИ ОСНОВ ОРГАНИЗАЦИИ САМОИСПРАВЛЕНИЯ ОСУЖДЕННЫХ
В статье представлены некоторые теоретические основы построения практико-ориентированных занятий для взрослых субъектов исправительного процесса (учителей общеобразовательных школ, функционирующих при исправительных колониях, и волонтеров). Приводится последовательность создания авторского практико-