35 Зарайский район 35
36 Шаховской район 36
37 г. Железнодорожный 37
38 г. Дубна 38
39 Домодедовский район 39
40 Подольский район 40
41 Павлово-Посадский район 41
42 Балашихинский район 42
43 Наро-фоминский район 43
44 Волоколамский район 44
Таким образом, перераспределение трудовых ресурсов по территории Московской области является необходимым условием для обеспечения социально-экономического развития региона. Внутрирегиональная маятниковая трудовая миграция населения, призванная смягчать существующие территориальные различия и более эффективно задействовать дефицитные трудовые ресурсы региона. В свою очередь, для разработки эффективных мер внутрирегиональной миграционной стратегии необходимо обладать информацией о детерминантах внутренней миграции в городах и районах Московской области.
Литература
1. Мониторинг по определению потребности организаций Московской области в рабочей силе в соответствии с Программой действий Правительства Московской области по обеспечению организаций квалифицированными кадрами на 2004--2007 годы, утвержденной постановлением Правительства Московской области от 8 апреля 2004 года № 192/13.
УДК 364.02
Концепция формирования государственных минимальных социальных
стандартов в сфере туризма
Харитонова Т.В., канд. экон. наук, доцент, ФГОУВПО «Российский государственный университет туризма и сервиса»
В статье рассматривается необходимость внедрения государственной социальной стандартизации в сферу туризма посредством разработки
государственных минимальных социальных стандартов на отдельные виды
туристских услуг. Автором представлена концепция формирования ГМСС в сфере туризма, в т.ч. рассмотрены категории населения, которые могут являться потребителями услуг социального туризма, даны предложения по предмету социальной стандартизации в сфере туризма и установлению норматива финансовой обеспеченности предоставления бесплатных и общедоступных услуг в сфере туризма.
Ключевые слова: государственная социальная стандартизация; государственные минимальные социальные стандарты; социальный туризм; внутренний туризм.
This article discusses the need for the introduction of the state social standards in the field of tourism through the development of state basic social standards in certain types of tourist services. The author develops the concept outlining the standards in the tourism sector and examines the population categories representing the potential consumers of tourism services. The study defines the subject of social standards in tourism and establishes the principles of financial and social security, including free and affordable services in tourism.
Key Words: state social standardization; state basic social standards, social tourism, domestic tourism.
Государственная социальная стандартизация представляет собой правовую регламентацию приоритетных социальных нормативов и норм, представленных в качестве государственных минимальных социальных стандартов. Использование государственных минимальных социальных стандартов способствует повышению значимости норм и нормативов, регламентирующих приоритетные направления социальной политики, позволяет постоянно поддерживать реальное содержание основных государственных социальных гарантий.
Основанием для внедрения государственной социальной стандартизации в сферу туризма является все возрастающая социальная значимость туристских услуг, их роль в обеспечении уровня и качества жизни. Право граждан на отдых закреплено в Конституции Российской Федерации и по существу является социальной гарантией государства населению. Социальные гарантии - это предусмотренные законом обязательства государства, направленные на реализацию конституционных прав граждан. Кроме того, Конституцией РФ поощряется создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность, разновидностью которых может являться социальный туризм.
Государственный минимальный социальный стандарт в сфере туризма - это нормативный документ, устанавливающий единые на всей территории Российской Федерации требования к объему и качеству бесплатных туристских услуг,
предоставляемых гражданам РФ на минимально допустимом уровне для обеспечения реализации установленных в Конституции РФ отдельных социальных гарантий и прав и финансируемых из бюджетов.
Концепция формирования ГМСС в сфере туризма должна предусматривать наиболее важные положения:
• категории населения, являющиеся потребителями бесплатных услуг в сфере туризма;
• номенклатуру бесплатных и общедоступных услуг в сфере туризма, нормы и нормативы обеспеченности ими населения;
• нормативы финансовой обеспеченности предоставления услуг в сфере туризма. В мировой практике существуют различные подходы к определению норматива
финансовой обеспеченности предоставления услуг в сфере туризма. На этапе внедрения социальной стандартизации в сфере туризма получателями бюджетных средств могут являться туристские организации, занимающиеся реализацией социального туристского продукта. Однако в экономически развитых странах такой подход считается «псевдорыночным», потому что препятствует формированию конкурентной среды в сфере социального туризма, присущей рыночной экономике. Это связано с тем, что потребители бесплатных туристских услуг напрямую зависят от организаций - получателей бюджетного финансирования. При этом такой подход лишает потребителей права выбора, а производителям услуг дает возможность экономить на объеме и качестве обслуживания.
Рыночный подход к финансированию обеспечения предоставления услуг в сфере туризма основан на введении подушевого финансового норматива. Получателями бюджетных средств в этом случае являются потребители услуг, которые могут их расходовать по своему усмотрению на приобретение услуг в сфере внутреннего туризма.
В методическом плане определение норматива финансовой обеспеченности предоставления услуг в сфере туризма предполагает, что потребность в бюджетных средствах на оказание услуг определяется путем расчета «стандартного уровня» финансирования. В зарубежной практике расчет данного финансового норматива основывается на определении удельной себестоимости услуг.
В качестве потенциальных потребителей бесплатных услуг в сфере туризма можно предположить следующие группы населения:
1) дети-инвалиды;
2) ветераны Великой Отечественной войны и приравненные к ним категории лиц;
3) многодетные семьи;
4) студенты дневных форм обучения;
5) пенсионеры;
6) инвалиды.
При этом перечисленные категории потребителей должны также относиться к низкодоходным категориям населения, то есть среднемесячный уровень их дохода или среднемесячный уровень дохода одного члена их семьи за определенный период времени не должен превышать заранее установленного минимального значения.
Вторым критерием отбора должна стать целевая направленность туристских поездок. Например, для детей из многодетных семей и школьного возраста и студентов это может быть каникулярный отдых или образовательный туризм в течение учебного года. Для детей-инвалидов следует предусмотреть туризм с целью лечения и оздоровления.
Для многодетных семей может быть предусмотрен семейный туризм с целью отдыха, посещения родственников, живущих в отдаленном регионе России, культурно-познавательный туризм и т.д.
Для пенсионеров и инвалидов основным является лечебно-оздоровительный туризм, при этом для них могут быть доступны и все другие вышеперечисленные виды туризма, но организованные не как семейные, а как индивидуальные туры.
Третьим необходимым условием является обязательная внутренняя направленность туризма.
Право на получение бесплатных услуг в сфере туризма должна предоставляться всем вышеперечисленным категориям с определенной периодичностью. Причем если получателями бюджетных средств будут непосредственные потребители услуг туризма, то они сами могут планировать продолжительность своего отдыха с учетом объема выделенных средств.
Потребление бесплатных услуг в рамках системы ГМСС не должен отменять других льгот и видов помощи, предоставляемых отдельным категориям граждан в соответствии с действующим законодательством. Например, согласно Федеральному
закону от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» инвалиды и дети-инвалиды имеют право на санаторно-курортное лечение в соответствии с индивидуальной программой реабилитации на льготных условиях. В соответствии с Федеральным законом от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи» получать дополнительные путевки на санаторно-курортное лечение могут инвалиды, инвалиды и участники Великой Отечественной войны и т.д.
Примерная структура государственного минимального социального стандарта в сфере туризма (социального туризма):
• нормативно-правовая база стандарта;
• предмет социальной стандартизации;
• натуральные показатели государственного минимального социального стандарта (приводятся в отношении каждого вида услуг, составляющих предмет социальной стандартизации);
• стоимостные показатели государственного минимального социального стандарта.
Целью разработки государственных минимальных социальных стандартов является их использование при формировании бюджетов различных уровней. Обеспечение государственных минимальных социальных стандартов осуществляется органами государственного управления соответствующего уровня. Поэтому предмет социальной стандартизации в сфере туризма, выбор показателей объема и качества этих услуг должны ориентироваться, прежде всего, на компетенции органов государственного управления по обеспечению общедоступных услуг в сфере туризма за счет средств бюджетов различных уровней. Выбранные для установления вышеуказанных стандартов показатели, характеризующие набор бесплатных для конечного потребителя услуг в сфере туризма, должны быть по возможности агрегированными и позволять рассчитывать финансовые нормативы для формирования соответствующих бюджетов.
В общем виде предметом социальной стандартизации в сфере туризма могут быть следующие услуги, обеспечивающие туристам:
• проезд к месту отдыха и обратно;
• размещение в специализированных учреждениях отдыха;
• питание;
• лечение;
• экскурсионное обслуживание;
• внутреннее транспортное обслуживание.
Состав услуг может варьироваться в зависимости от назначения тура. Так, туризм с целью отдыха может не включать в себя бесплатные лечебно-оздоровительные процедуры. Основу гостевого тура (с целью посещения родственников) составляют затраты на проезд, поэтому остальные услуги в рамках данного тура могут предоставляться на полностью или частично возмездной основе.
Натуральные (количественные и качественные) показатели бесплатных услуг в сфере туризма должны основываться на использовании отраслевых нормативов и соответствовать минимальным требованиям к уровню жизни. Например, в обязательном порядке необходимо соблюдение норм питания, продолжительность курсов лечения или оздоровления (не менее 10 дней), обеспечение нормальных условий проживания и т.п. Эти показатели в свою очередь должны стать основой для расчета нормативов финансовой обеспеченности предоставления бесплатных услуг в сфере туризма (подушевого финансового норматива). Названный норматив и является, по сути, стоимостным выражением государственного минимального социального стандарта в сфере туризма (социального туризма). Норматив должен ежегодно пересматриваться в зависимости от изменения общеэкономической конъюнктуры.
Если обязанности по исполнению государственных минимальных социальных стандартов будут возложены на органы государственного управления субъектов РФ, то нормативы финансовой обеспеченности предоставления бесплатных услуг в сфере туризма могут варьироваться в зависимости от бюджетных возможностей субъекта РФ.
В заключении следует отметить, что предоставление услуг туризма на основе ГМСС существенно отличается от традиционного механизма предоставления льгот для отдельных категорий потребителей. Льготирование несет в себе ряд недостатков, которые сдерживают развитие туристской индустрии в целом. Как правило, предоставляя льготы по оплате путевок или курсовок для малообеспеченных категорий населения, органы, занимающиеся распределением бюджетных средств, выбирают самые дешевые туры или туры «в не сезон». Кроме того, социальные туристы не способны тратить большое количество средств на сопутствующие услуги и товары, не входящие в стоимость тура, что оказывает негативное воздействие на предприятия и центры туристской индустрии. При внедрении механизма финансирования через систему ГМСС все потенциальные потребители услуг в сфере внутреннего туризма
будут поставлены в относительно равные условия.
Нормативно-правовое регулирования социальной стандартизации в сфере туризма должно найти отражение в федеральном и региональном законодательстве «О социальном туризме», «О государственных минимальных социальных стандартах».
Литература
1. Конституция Российской Федерации
2. Федеральный закон от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях»
3. Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации»
4. Федеральный закон от 17 июля 1999 года № 178-ФЗ «О государственной социальной помощи.
5. Харитонова Т.В., Вавилкина Н.А. Организационно-экономические подходы к совершенствованию механизма финансирования отраслей социальной сферы в регионе.