4. Pavlov K.V. Etnomenedzhment and ethnoeconomy: ethnoterritorial and national models of management and manag-ing//YuZGU News. Economy series. Sociology. Management. - 2016. - No. 1 (18). - Page 18-27.
5. Klochko E.N., Reznichenko S.M. Harakteristik of the reproduction potential of ethnoeconomy of Krasnodar Krai and Republic of Adygea // Business. Education. Right. 2018. No. 3 (44). Page 67-73.
6. Khorolskaya T.E. Vector of fundamental ethnoeconomics // Economic research and development. - 2019. - № 5. - P.169-
174.
7. Khorolskaya T.E. Vector of new ethno-economics as a new direction of economic theory // Economic research and development. - 2019. - № 4. - C. 183-186.
О.А. Чернова - профессор кафедры информационной экономики, д.э.н., Южный федеральный университет, Россия, [email protected],
O.A. Chernova - Professor of Information economy Department, doctor of economic Sciences, Southern Federal University, Russia;
В.В. Климук - проректор по научной работе, к.э.н., Барановичский государственный университет, Республика Беларусь, [email protected],
V.V. Klimuk - Vice-rector for science, Ph. D. Baranovichi state University, Republic of Belarus.
КОНЦЕПЦИЯ ЧЕТЫРЕХЗВЕННОЙ СПИРАЛИ В СТРАТЕГИЯХ "УМНОЙ СПЕЦИАЛИЗАЦИИ" ПРОМЫШЛЕННОГО РАЗВИТИЯ FOUR-LINK SPIRAL CONCEPT IN STRATEGIES SMART SPECIALIZATION OF INDUSTRIAL DEVELOPMENT
Аннотация. Решение задач стимулирования инновационных процессов в промышленности представляется возможным на основе использования концепции четырехзвенной спирали. Данная концепция в развитие модели тройной спирали предполагает включение «общества» в состав основных акторов инновационных преобразований. Это объясняется тем, что именно общество является основным потребителем инновационной продукции. Одновременно общество формирует социальный капитал, необходимый для осуществления инновационных процессов. В данной статье рассматривается проблематика формирования стратегии «умной специализации» промышленного развития в России и Белоруссии на основе использования концепции четырехзвенной спирали. Отмечается, что в отличие от ведущих зарубежных стран в России и Белоруссии основным генератором инноваций являются университеты. При этом для них характерна низкая коммерциализация научных идей. В западной практике ведущим звеном инновационных процессов являются крупные корпорации. Опыт вовлечения социального капитала в процессе стимулирования инновационных процессов в регионе продемонстрирован на примере Барановичского государственного университета. Сделан вывод о необходимости развития механизмов активного вовлечения общества в процессы реализации стратегии умной специализации промышленного развития.
Annotation. The solution of problems of stimulation of innovative processes in the industry is possible on the basis of use of the concept of a four-link spiral. This concept in the development of the triple helix model involves the inclusion of "society" in the main actors of innovative transformations. This is due to the fact that society is the main consumer of innovative products. At the same time, society forms the social capital necessary for the implementation of innovative processes. The article deals with the problems of formation of the strategy of "smart specialization" of industrial development in Russia and Belarus on the basis of the four-link spiral concept. It is noted that in contrast to the leading foreign countries in Russia and Belarus the main generator of innovation are universities. At the same time, they are characterized by low commercialization of scientific ideas. In Western practice, the leading links in innovation processes are large corporations. The experience of involving social capital in the process of stimulating innovation processes in the region is demonstrated by the example of Baranovichi state University. It is concluded that it is necessary to develop mechanisms of active involvement of society in the implementation of the strategy of smart specialization of industrial development.
Ключевые слова: промышленная политика, модель тройной спирали, стратегия «умной специализации», инновации.
Keywords: industrial policy, triple helix model, smart specialization strategy, innovation.
Введение
Современные проблемы регионального развития неразрывно связаны с решением задач стимулирования модернизационных процессов в промышленности для преодоления их технического и технологического отставания. Главным вызовом большинства национальных экономик, включая Россию и Республику Беларусь, является необходимость гармонизации взаимоотношений и взаимодействий отдельных субъектов инновационных систем их регионов. Разработанная Г. Ицковицем концепция «тройной спирали» адекватно определяет участников инновационной системы: органы государственного управления, научно-образовательные учреждения и бизнес. Главный тезис модели тройной спирали состоит в том, что «университеты не должны быть противопоставлены другим действующим лицам, создателям и обладателям интеллектуальной собственности» [1]. Для России и Белоруссии данный тезис имеет особую актуальность, поскольку теория и практика инновационной политики наших стран до сих пор не нашла эффективные механизмы трансляции и коммерциализации научных разработок.
Одновременно важно осознавать, что реальный инновационный прорыв возможен только в тех отраслях и сферах деятельности, которые обладают достаточным для этого потенциалом. Тем самым, стратегия инновационного развития промышленности региона должна базироваться на принципах специализации, а точнее, учитывая «знаниевую» составляющую императивов модернизации, - на принципах «умной специализации» [7]. Умная специализация предполагает, что ее основным системообразующим элементом является коллективный обмен знаниями между четырьмя региональными подсистемами: системой образования, экономической, политической системой и гражданским обществом. Выделение данных четырех подсистем, где происходит циркуляция знаний, способствующих экономическому росту, позволило ряду зарубежных исследователей сформулировать (в развитие модели тройной спирали) концепцию четырехзвенной спирали [6], которая и будет положена в основу данного исследования.
Формат разработки стратегии «умной специализации» промышленного развития региона предполагает формирование концептуального базиса развития процессов сотрудничества научно-образовательных учреждений и бизнеса с целью запуска эффективного механизма инновационных преобразований в экономике региона. При этом важно учитывать, что специфика территориальных факторов и условий, уникальность имеющегося экономического потенциала не позволяет разработать единые направления и механизмы реализации модели, ориентированные на некие «средние» общенациональные условия. Как справедливо отмечают исследователи уральской школы пространственного развития, именно региональная исключительность придает своеобразную окраску новой индустриализации, определяет ее исходные условия в пространственном аспекте [3]. Соответственно цель данной статьи состоит в исследовании проблематики формирования стратегии «умной специализации» промышленного развития в России и Белоруссии на основе использования модели четырехзвенной спирали.
Приоритеты стратегий инновационной деятельности в системе производства знаний третьего
вида.
Для современных социально-экономических систем России и Белоруссии характерна постоянная корректировка траекторий развития, связанная с появлением новых участников инновационных процессов, новыми глобальными вызовами, появлением новых технологий и пр. Данная корректировка находит отражение в последовательной трансформации приоритетов промышленной политики, с постепенным смещением акцентов от экс-тенсификации к интенсификации инновационных процессов, где основным фактором развития выступают знания. В таблице 1 представлена поэтапная эволюция приоритетов инновационной деятельности в России и Белоруссии, нашедшая отражение в посланиях глав государств правительству.
Таблица 1 - Эволюция приоритетов инновационной деятельности в России и Белоруссии
Приоритеты инновационного развития РФ Приоритеты инновационного развития РБ
2007-2008 гг
- Энергетическая безопасность - Развитие предпринимательства и частной инициативы - Устранение инфраструктурных ограничений роста - Повышение эффективности использования природных ресурсов - Развитие высокотехнологичных промышленных производств
2009-2010 гг
- Разработка новой технологической стратегии, стратегии деловой активности, транзитной стратегии - Разработка альтернативных источников энергии - Стратегия информатизации - Реализации концепции 4И: институты, инвестиции, инновации, интеллект - Возрождение российской образовательной системы
2011-2014 гг
- Развитие кооперации между институтами и предприятиями - Импортозамещение в экономике - Развитие экономики знаний, развитие человеческого капитала - Информатизация общества - Совместная исследовательская деятельность университетов и промышленных компаний - Повышение энергоэффективности экономики
2015-2016 гг
- Эффективность использования бюджетных средств - Антимонопольная и конкурентная политика - Развитие финансового рынка, привлечение капитала - Развитие международного сотрудничества - Инновационное импортозамещение - Взаимодействие государства и бизнеса, промышленности и вузов
2017 г.
- Наращивание экспорта - Умножение человеческого капитала
- Внедрение информационных технологий - Развитие системы образовантя - Рост инвестиций в высокотехнологичное производство - Наращивание экспорта - Развитие цифровой экономики
2018 г.
- Повышение инновационной активности реального сектора экономики - Создание высокопроизводительных рабочих мест - Наращивание экспорта - Технологическое развитие - Благоприятная среда для стартапов - Развитие несырьевого и энергетических секторов - Международное сотрудничество
Приведенные в таблице 1 данные позволяют проследить как задачи развития рыночных механизмов, инновационной инфраструктуры международного сотрудничества постепенно эволюционируют в условиях перехода к экономике знаний и постиндустриальному производству. Наиболее характерной особенностью данного процесса является постепенное снижение доминирующей роли государства в инновационном развитии и привлечении новых акторов модернизационных преобразований. Новая модель инновационных процессов формируется в рамках «тройной спирали» со сменой ведущего звена с государства на научно-образовательные учреждения.
Следует заметить, что ведущая роль вузов в генерировании инноваций характерна именно для российской и белорусской экономик. В России и Белоруссии имеются наукограды, города-университеты, государственные лаборатории; на базе университетов формируются исследовательские группы «многоцелевого знания», однако их потенциал все еще остается нереализованным. Большинство научных разработок вузов остаются невостребованными со стороны бизнеса, который предпочитает приобретать патенты и технологии у мультинацио-нальных корпораций.
Для большинства зарубежных стран основным инициатором проведения научных исследований являются крупные корпорации. Например, корпорации Ьепоуо принадлежит 46 собственных научно-исследовательских центров. Компания имеет более 6500 патентов и около 100 различного уровня престижных наград в сфере промышленного дизайна. Китайская компания Huawei за последние 10 лет потратила около 130 000 млн. юаней на научные исследования. Ею подано более 50 000 заявок на получение патентов. Медицинская компания Gilead постоянно инвестирует средства в научные лаборатории находящиеся на территории Европы, Азии и Австралии. Самыми инновационными компаниями мира, осуществляющими значительные инвестиции в научные исследования, являются ведущие автомобильные производители, компании, работающие в сфере ИКТ.
В модели тройной спирали каждый ее участник (университеты, бизнес, государство) обеспечивает систему производства определенных знаний. Знания постепенно переходят в категорию стратегического ресурса. Появляются новые формы процессов их создания, использования и распространения. В результате формируется модель знаний третьего вида, где знания являются движущей силой инновационной деятельности. Другими словами, знания третьего вида - это те знания, которые позволяют переосмыслить способы и средства производственно-хозяйственной деятельности. Получение знаний третьего вида означает познание в многостороннем, по-лицентричном, мультимодальном и многослойном форматах [5]. Знания третьего вида компании используют для формирования конкурентных преимуществ.
Особенность знаний третьего вида состоит в том, что будучи ориентированными на инновации, тем самым, они представляют собой некий ресурс знаний, реализуемый в обществе и экономике. Таким образом, как отмечают Э. Караяннис и Э. Григорудис, образуется четырехзвенная спираль, в которой соединяются социальная экология, производство знаний третьего вида и инновации, а четвертым звеном спирали является общество [2].
Инновации в стратегиях «умной специализации» промышленного развития региона
Существующие стратегии регионального развития, как правило, нацелены на наращивание экономического потенциала территории на основе создания инноваций в любых формах и во всех сферах деятельности. Однако такой подход в большинстве случаев представляется неэффективным. Специфика региональных компетенции, особенности регионального спроса на продукцию местного промышленного производства, имеющиеся межрегиональные и международные связи приводят к глубинным различиям в экономических и социальных характеристиках отдельных региональных рынков страны. Уникальность экономического контекста и индустриальной инфраструктуры требует разработки такой стратегии развития, которая бы не копировала положительный опыт других регионов, а изначально формировалась на основе собственных уникальных преимуществ и имеющегося потенциала, то есть имела собственную промышленную специализациию.
Эффективная стратегия промышленного развития региональной экономики помимо промышленной специализации должная быть нацелена на «умный» экономический рост, что в соответствии с определением, данным Европейским Союзом в стратегии «Европа-2020», означает «стратегию инновационной деятельности, которая устанавливает приоритеты, нацеленные на получение конкурентных преимуществ путем развития собственного научного и инновационного потенциала в соответствии с потребностями бизнеса, чтобы в полной мере использовать возникающие возможности и тенденции рынка, не допуская при этом дублирования и фрагментации усилий». Реализация стратегии «умной специализации» означает организацию эффективного взаимодействия системы образования, формирующего человеческий капитал; сферы экономики, формирующей экономический капитал; государственного управления, определяющего в том числе институциональную среду взаимодействия;
гражданского общества, образующего социальный и информационный капиталы. Ядром модели четырехзвенной спирали, как подчеркивают Э. Караяннис и Э. Григорудис, являются потребители инноваций. Тем самым, данная модель ориентируют инновационный процесс на создание такой продукции, которая имеет определенную ценность для пользователей. Другими словами, инновации должны быть «полезными», а степень полезности производимых инноваций должная выступать критерием оценки эффективности реализации промышленной политики в регионе.
Для анализа процессов инновационного промышленного развития в России и Белоруссии с точки зрения того, в какой мере данное развитие является «умным» будем использовать следующие показатели:
- темпы изменения удельного веса инновационной продукции в общем объеме производимой промышленной продукции;
- темпы изменения объема производства инновационной промышленной продукции.
- темпы изменения объема инвестиций в отрасли промышленности;
- темпы изменения удельного веса работников, выполняющих научные исследования и внедряющих разработки, в промышленной отрасли в общем количестве занятых в промышленности;
- темпы изменения объема производства продукции V, VI технологических укладов в промышленности;
- отношение темпов изменения объема производства инновационной промышленной продукции к темпам изменения ВВП.
- отношение темпов изменения объема экспорта инновационной промышленной продукции к темпам изменения объема импорта данной продукции.
Использование показателей темпов роста является осознанным и обусловлен поставленной целью определить динамику инновационных процессов, обеспечив возможности последующего сведения показателей в единое интегрированное значение. При этом представляется важным выделение высокотехнологичного сектора экономики для оценки уровня развития экономики знаниевого типа.
Показатели, отражающие результаты анализа за 2016 и 2017 год для России и Белоруссии приведены в таблице 2. При этом для получения обобщенной картины состояния процессов внедрения инноваций в промышленность экономик данных стран определяется интегральный показатель, определяемый как произведение исследуемых темпов изменения.
Приведенные данные демонстрируют, что имеется положительная тенденция развития инновационных процессов в промышленности России и Белоруссии. При этом интенсивность данных процессов в Белоруссии намного выше. Особенно следует отметить существенный рост продукции промышленности, основанной на использовании новых и высоких технологий (V, VI технологического укладов). При этом «узким местом» промышленного развития является относительно низкий уровень занятого в научных исследованиях работников, а также сохраняющееся преобладание импорта инноваций над экспортом. Важной особенностью является то, что в структуре занятых в сфере научных исследований и разработок преобладают сотрудники университетов, тогда как персонал промышленных организаций представлен слабо.
Таблица 2 - Показатели оценки инновационных процессов в промышленности России и Белоруссии
Показатель 2016 год 2017 год
Беларусь Россия Беларусь Россия
1. Темп изменения доли инновационной продукции в общем объеме производимой промышленной продукции (Ди) 1,03 1,05 1,07 1,06
2. Темп изменения объема производства инновационной промышленной продукции (Ти) 1,12 1,10 1,25 1,17
3. Темп изменения объема инвестиций в промышленную отрасль (Дп) 1,03 1,01 1,05 1,02
4. Темп изменения доли занятых работников, выполняющих научные исследования и внедряющих разработки, в промышленной отрасли в общем количестве занятых в промышленности (Тн) 0,98 1,01 1,03 1,02
5. Темп изменения доли объема производства продукции V, VI технологических укладов в промышленности (Ту) 1,12 1,15 1,35 1,19
6. Отношение темпов изменения объема производства инновационной промышленной продукции к темпам изменения ВВП (Тввп) 1,05 1,08 1,12 1,11
7. Отношение темпов изменения объема экспорта инновационной промышленной продукции к темпам изменения объема импорта данной продукции (Тэ) 0,95 1,01 0,98 1,01
Интегральный индекс 1,30 1,48 2,14 1,72
Решение данной проблемы видится в реализации модели четырехзвенной спирали, которая предполагает развитие интеграционных взаимодействий науки, бизнеса, общества и государства. И в развитие модели тройной спирали включает в контур взаимодействия общество.
Принимая во внимание, что интенсивность развития инновационных процессов в промышленности Белоруссии несколько выше, чем в России, представляется целесообразным в качестве примера того, как социальный ресурс может быть вовлечен в процессы инновационного развития, изучение опыта Барановичского государственного университета.
Барановичский государственный университет начал активное вовлечение социального ресурса (общество) в научно-инновационную предпринимательскую деятельность с 2018 года, создав Бизнес-инкубатор. В рамках функционирования данного бизнес-инкубатора эффективно реализуются ряд проектов, в числе которых:
- бизнес-планирование предпринимательской деятельности;
- психологические мастерские для предпринимателей;
- проектный менеджмент;
- школа информационных технологий для повышения информационной грамотности населения;
- 3Б-туры по промышленным предприятиям города и др.
Кроме того, на базе данного бизнес-инкубатора в рамках реализуемой в Республике Беларусь программы «Университет 3.0» вырабатываются и апробируются механизмы коммерциализации результатов интеллектуальной деятельности. Так, одним из важных аспектов деятельности при реализации проекта является предварительная работа с потенциальными бизнес-заказчиками, что выражается в различных формах опроса, привлечения общественности к участию в научно-практических мероприятиях, организуемых БарГУ, вовлечению общественности и бизнес-партнеров в генерирование инновационных идей, определение качественных параметров будущей инновационной продукции. Университет взаимодействует с промышленными предприятиями города различной отраслевой специфики (машиностроение, деревообработка, химическая промышленность, станкостроение, розничная торговля), сельского хозяйства, бизнес-сектором, финансовыми структурами, общественными организациями.
Следующим этапом развития взаимодействий университета, общества, бизнеса и государства является создание центра трансфера технологий. Предполагается, что данный центр будет обеспечивать:
- организацию совместной научно-исследовательской деятельности промышленных и научных организаций региона;
- проведение совместных научно-технических и технологических разработок;
- оказание услуг по организации научно-практических мероприятий инновационной тематики;
- консалтинговые услуги и др.
В целом, можно сказать, что Барановичский университет уже реализует отдельные элементы модели че-тырехзвенной спирали промышленного развития, создавая условия для получения синергетических эффектов взаимодействия (рис. 1)
Рисунок 1 - Условия получения синергетических эффектов при реализации модели четырехзвенной спирали промышленного развития
Заметим, что данная модель функционирования в целом перекликается с организацией системных взаимодействий научно-образовательных учреждений, бизнеса и общества в ведущих вузах мира. Наиболее комплексно и системно проблемы эффективного взаимодействия науки, образования, общества и промышленного бизнеса исследуются в США, Западной Европе, где была предложена концепция новой формы университета -предпринимательский университет. Так, в Университете в Нюкаселе (Северная Англия) была осуществлена ор-
ганизационная и управленческая перестройка, одним из аспектов которой являлась профессионализация взаимодействия университета с бизнесом с целью оказания услуг для фирм и становления миссии университета - быть основным двигателем экономического развития региона. Для этогов университете были созданыспециальные подразделения, обеспечивающие коммерциализацию результатов научных исследований.
Кембриджский университет также нацелен на коммерциализацию ноу-хау, сотрудничество с промышленными предприятиями (например, «Майкрософт», «Хитачи», «Тошиб», «РолсРойс» и др.). В 1987 году в университете был создан первый бизнес-инкубатор, в котором размещаются стартап наукоемкие компании.
Несколько иной подход к организации предпринимательского университета существует в Католическом университете (г. Левен, Бельгия). Он заключается в создании организации, отвечающей за коммерциализации университетского ноу-хау путем лицензирования или создания новых предприятий (ей принадлежат права на интеллектуальной собственность и управление ими). В университете создан межуниверситетский научный центр.
В Университете в г. Твент (Голландия) предпринимательская деятельность реализуется по модели«снизу вверх» - от факультета менеджмента, генерирующим новые идеи и развивающим стартап-компании. В Болгарии создаются центры по предпринимательству на базе университетов (Пловдивский технический университет, Софийский лесотехнический университет, Габровский технический университет и др.).
Опыт данных вузов может быть использован при построении стратегии умной специализации промышленного развития в рамках реализации концепции четырехзвенной спирали.
Заключение
Переход к экономике знаний обусловливает необходимость дальнейшего развития национальных инновационных систем на основе принципов четырехзвенной спирали промышленного развития. Данная парадигма, сформулированная Э. Караяннис и Э. Григорудис, предполагает, что инновации возникают в результате взаимодействия науки, общества, промышленности и государства. При этом главным потребителем инноваций является общество, что предполагает учитывать его роль при разработке «стратегий умной специализации». Это означает, что социальный капитал, формируемый обществом, должен активно вовлекаться в процессы инновационного развития.
Реализация стратегии «умной специализации» в промышленности означает организацию эффективного взаимодействия системы образования, формирующего человеческий капитал; сферы экономики, формирующей экономический капитал; государственного управления, определяющего в том числе институциональную среду взаимодействия; гражданского общества, образующего социальный и информационный капиталы. Поэтому направления дальнейших исследований авторов связано с разработкой эффективных организационно-управленческих механизмов взаимодействий, базирующихся на использовании современных информационных технологий.
Источники:
1. Ицкович Г. Тройная спираль. Университеты - предприятия - государство. Инновации в действии [электронный ресурс]. URL: http://old.tusur.ru/export/sites/ru.tusur.new/ru/innovation/triplehelix/ickovic.pdf (дата обращения 10.09.2019).
2. Караяннис Э., Григорудис Э. Четырехзвенная спираль инноваций и «умная специализация»: производство знаний и национальная конкурентоспособность // Форсайт. - 2016. - Т. 10. - №1. - С. 31-42.
3. Силин Я. П., Анимица Е. Г., Новикова Н.В. Региональные аспекты новой индустриализации // Экономика региона. - Т. 13. - № 3. - 2017. - С. 684-696.
4. Carayannis E., Grigoroudis E. Quadruple Innovation Helix and Smart Specialization:Knowledge Production and National Competitiveness // Foresight and STI Governance. - 2016. - Vol. 10. - № 1. - Pp. 31-42. DOI: 10.17323/1995-459x.2016.1.31.42
5. Carayannis E., Sagi J. New vs old economy: Insights on competitiveness in the global IT industry // Technovation.
- 2001. - Vol. 21. - № 8. - Р. 501-514.
6. Leydesdorff L. The Triple Helix, Quadruple Helix, ..., and an N-Tuple of Helices: Explanatory models for analyzing the knowledgebased economy // Journal of the Knowledge Economy. - 2012. - Vol. 3. - № 1. - Р. 25-35.
7. Midtkandal I., Sorvik J. What is smart specialisation? // Nordregio News. - 2012. - № 5. URL: http://www.nor-dregio.se/en/Metameny/Nordregio-News/2012/Smart-Specialisation/Context (дата обращения 10.09.2019).
Sources:
1. Itskovich G. Triple helix. Universities-enterprises-state. Innovations in action. URL: http://old.tusur.ru/ex-port/sites/ru.tusur.new/ru/innovation/triplehelix/ickovic.pdf (accessed 10.09.2019).
2. Carayannis E., E. Grigoroudis a four-stage spiral of innovation and smart specialization: the production of knowledge and national competitiveness // Foresight. - 2016. - Vol. 10. - No. 1. - Pp. 31-42.
3. Silin Ya. P., Animitsa E. G., Novikova N. V. Regional aspects of new industrialization / / Economics of the region.
- Vol.13. - No. 3. - 2017. - Pp. 684-696.
8. Carayannis E., Grigoroudis E. Quadruple Innovation Helix and Smart Specialization:Knowledge Production and National Competitiveness // Foresight and STI Governance. - 2016. - Vol. 10. - № 1. - Pp. 31-42. DOI: 10.17323/1995-459x.2016.1.31.42
9. Carayannis E., Sagi J. New vs old economy: Insights on competitiveness in the global IT industry // Technovation.
- 2001. - Vol. 21. - № 8. - Р. 501-514.