СТРАТЕГИЯ РАЗВИТИЯ РОССИИ В XXI ВЕКЕ
Ваганян Г.А.
д.э.н., к.т.н., профессор, Российско-Армянский (Славянский) государственный университет КОНЦЕПЦИЯ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ И БЛАГОСОСТОЯНИЕ РОССИИ
Ключевые слова: человеческое развитие, благосостояние, интеллектуальный капитал, кадровая политика, управление образованием.
В основе концепции человеческого развития лежит всеобщность. Человеческие свободы должны быть предоставлены всем людям - не меньшинству и не большинству, а всем, в каждом уголке любой страны, чтобы дать возможность каждому полностью реализовать свой потенциал сегодня и в будущем. Тем же духом - стремлением никого не оставить обделенным - пронизаны Повестка дня 2030 и Цели в области устойчивого развития ООН. То есть мировым лидерам и ведущим политическим силам брошен вызов - необходимость обеспечения человеческого развития для всех и каждого.
В последние годы произошел прогресс, обогативший жизнь миллионов людей. Тем не менее, этот прогресс неравномерен. Им не охвачены целые группы, общины и сообщества. Некоторые люди в РФ или в Армении достигли лишь базового уровня человеческого развития, а другие лишены даже этого. Обездоленность наиболее глубока среди людей, живущих в некоторых регионах и в некоторых условиях. На пути всеобщего человеческого развития продолжают оставаться значительные препятствия, такие как насилие, дискриминационные законы, неравноправные социальные нормы, дисбалансы в политическом участии и несправедливое распределение возможностей. Они коренятся в социально-политических особенностях и отношениях. Тем не менее, человеческое развитие требует не просто удовлетворения основных потребностей.
Оно включает в себя голос, автономию и суверенность (независимость) - факторы, имеющие значение в динамичном мире и многообразных жизненных условиях. В основе человеческого развития лежат субъектность, самоопределение и свобода делать выбор и формировать результаты. Идея человеческого развития для всех и каждого требует в новой конституционной парадигме пересмотреть некоторые традиционные аспекты: речь должна идти о коллективном, а не только об индивидуальном потенциале или классовом, партийном или региональном, о голосе и автономии, а не только о благополучии, об инклюзии, а не только о многообразии. В государственном управлении она также требует акцента на аспекты, не ограничивающиеся только средними показателями и количественными достижениями. Забота о тех, кто остался обделенным, требует применения четырехзвенной стратегии на национальном уровне: охвата тех, кто оказались обделены, с использованием всеобщих политических мероприятий, осуществления мер в отношении групп с особыми потребностями, придания человеческому развитию устойчивого характера и расширения прав и возможностей различных групп населения.
Благосостояние государства
Общеизвестно, что благосостояние государства зависит от коэффициента умственного развития его населения1. Результаты исследования показывают, что развитие экономики, влияющее на повышение благосостояния государства, определяется индексом национального интеллектуального капитала. Формирование и рост национального интеллектуального капитала зависит от коэффициента умственного развития руководителей государства, в частности, руководителей в сфере управления экономикой.
По мнению специалистов, коэффициент умственного развития населения России выше среднего общемирового. И в какие-то определенные периоды своего развития Россия лидировала. Ее правители порой служили главным фактором - локомотивом культурно-экономического цивилизационного успеха страны. Однако в настоящее время по данным ООН в рейтинге индекса человеческого развития Россия занимает 49-е место в мире (см. Отчет о развитии человечества из программы развития ООН на основе оценочных данных за 2015 г., опубликованный 21 марта 2017 г.). Проигравшая вторую мировую войну Германия заняла 4-е место в мире, США - 10-е, Израиль - 19-е (более 20% населения - выходцы из бывшего СССР), Франция - 21-е место, Италия - 26-е место, Эстония - 30-е место, Литва - 37-е место, Латвия - 44-е место, Армения - 84-е место.
Почему же имея богатую предысторию, огромные природные ресурсы Россия не выделяется в мире своим показателем общего благосостояния. Основная причина, по мнению автора, заключается в том, что коэффициент умственного развития (ВД) населения России выше, чем коэффициент умственного развития ее руководителей - управ-
1 Оуэн Г. Благосостояние государства зависит от коэффициента умственного развития его населения // The Times. 14.11.2003.
ленцев, в частности экономического блока, которые становятся ключевым источником проблем современного управления, игнорирующего принципы и требования системотехники конституционного менеджмента.
Результаты исследований показывают, что благосостояние менеджеров в сфере экономики с 1991 г. существенно повысилось, а благосостояние населения в целом - понизилось. Различие уровней IQ населения и менеджеров отраслей экономики привело к тому, что более 30% населения стало беднее. Эмиграция из России приобретает опасный характер1. По оценкам Росстата, Россию с 1989 по 2015 гг. покинули около 4,5 млн. человек. Большинство эмигрантов уезжают в США, Германию, Канаду и Финляндию. По данным Росстата, опубликованным в 2015 году, из страны в 2014 году выбыло 308 475 человек. По данным на 2014 г., наиболее высокие показатели человеческого капитала имеет поток россиян в Канаду (42% имели высшее образование), затем в США (38%), Израиль (34%), Германию (31%). При этом чаще всего на Запад уезжают ученые, студенты, предприниматели. Для сравнения: доля лиц, имеющих высшее образование, среди иммигрировавших в Российскую Федерацию - 14%. Общее благосостояние русскоязычной диаспоры в мире выше общего благосостояния населения России. Учитывая корреляцию между уровнем IQ и общим благосостоянием населения, можно утверждать, что IQ населения России ниже IQ ее многомиллионной диаспоры.
Вывод: Уровень интеллектуального капитала руководства экономикой России значительно ниже уровня интеллектуального капитала ее населения, а уровень интеллектуального капитала населения России ниже уровня интеллектуального капитала ее многомиллионной диаспоры. Это приведет к снижению требований к уровню интеллектуального капитала лидеров, к падению индекса конкурентоспособности экономики, уровня ее национальной и экономической безопасности. Это противоречит программе высшего руководства страны, которое хочет видеть Россию более интеллектуальной и сильной. Чтобы раскрыть умственный потенциал народа и его лидеров, необходимы определенные условия. Перечисленные выше факторы не содействуют появлению подобных условий. В то же время, условия, созданные для российской диаспоры за рубежом, способствуют раскрытию ее умственного потенциала. Основываясь на международных критериях и оценках экономических показателей, исследователи пришли к выводу, что разница в благосостоянии различных государств на 58% может быть обьяснима разными уровнями интеллекта их граждан. Следовательно, чтобы умственный потенциал трансформировался в интеллектуальный капитал, а интеллектуальный капитал влиял на рост экономических показателей, нельзя ограничиться только инвестициями в экономику (в энергетику, в банковскую сферу и т.д.).
Только люди с более высоким IQ могут приобретать более сложные навыки и производить товары и услуги с высокой добавочной стоимостью, востребованные на международном рынке. В странах с более высоким IQ, с развитой эффективной, инновационной инфраструктурой (R&D, транспорт, связь и т.д.) появление политических лидеров, способных умело руководить экономиками своих стран, более вероятно. В России, обладающей высоким средним IQ, но низким доходом на душу населения, главным, самым важным фактором, сдерживающим развитие, является сложившаяся либеральная модель управления экономикой.
В современных условиях существует взаимосвязь между образованием (и навыками) и благосостоянием государства. Например, Россия и Армения в 2014 г. занимали соответственно 98-е (88-е в 2000-2002гг.2) и 121-е (100-е в 2000-2002 гг.) места в мире по показателю «расходы на образование в % к ВВП» (The World Bank: World Development Indicators 2014). Однако правительства этих двух стран решили сократить в ближайшие годы финансирование сферы образования. Таким образом, правительства программируют отставание. В России объем внутренних затрат на исследования и разработки (ИР) в 2015 г. достиг 40,5 млрд. долл. США в расчете по паритету покупательной способности. По величине данного показателя Россия заняла 9-е место в мире, уступая США, Китаю, Японии, Германии, Республике Корея, Франции, Индии и Великобритании.
Политическая элита России считает, что умственные способности руководителей экономического блока в значительной степени передаются по «наследству». Однако внешние факторы играют немаловажное значение. В развитых странах с высоким благосостоянием населения IQ растет достаточно быстро - примерно на 25% за одно поколение. Многие эксперты уверены, что на уровень IQ влияет питание, здравоохранение, доступность образования, развитие НИИ и ОКР (R&D), подготовка инженеров, ученых, кандидатов и докторов наук. Улучшение питания детей, например, может повысить коэффициент умственного развития на 5-15%. Умственные способности - это важнейший самостоятельный фактор, влияющий на благосостояние нации. Но этот фактор недостаточный, хотя и необходимый. Нужны дополнительные факторы - повышение уровня, качества и эффективности дошкольного, школьного и университетского образования, аспирантуры и докторантуры, хорошее питание и здравоохранение, коммерциализация знаний, патентов и открытий. Образование, здравоохранение должны быть бесплатными, а достойное питание -одним из самых качественных и дешевых в мире. Если имеются хорошая система образования и система питания, то экономика страны будет выигрывать от этого. А хорошее образование обычно существует в богатых странах.
В России образование не должно уступать образованию самых развитых стран (США, Норвегия, Швеция, Сингапур, Израиль). Поэтому инвестиции крайне важны в образование и науку. Опыт истории показывает, что лидеров с высоким уровнем IQ обычно готовят в развитых странах, а лидеров с низким IQ, как правило, готовят для стран, которые эксплуатируются в интересах ведущих мировых держав.
1 Из доклада «Эмиграция из России в конце 20 - начале 21 века», подготовленного Комитетом гражданских инициатив А. Кудрина.
2 http://www.nationmaster.com/country-info/stats/Education/Education-spending/%25-of-GDP
Ключевые индикаторы развития
По индексу человеческого развития (2016): Россия заняла 49-е место в мире, Армения - 83-e1. Россия поднялась на одно место - 49-е среди 188 стран. Армения на 83-й позиции (в 2010 г. - 76-й, в 2015 г. - 85-й).
По индексу эффективности управления (2015) Россия заняла 98-е место в мире, Армения 97-е место2.
По индексу инноваций (2016) Россия заняла 43-е место в мире, Армения - 60-e3.
Расходы на НИОКР (исследования и разработки, R&D: Россия заняла 43-е место (1,09%) в мире, Армения -64-e (0,24%)4.
Экспорт информационных технологий: Россия заняла 75-е место в мире (0,81%), Армения - 112-e (0,15%)5.
Экспорт высоких технологий: Россия заняла 75-е место в мире (0,81%), Армения - 112-e (0,15%)6.
Экспорт высоких технологий в % от объёма экспорта: Россия заняла 32-е место в мире (13,76%), Армения -70-e (5,27%)7.
Патентные заявки резидентов: Россия заняла 6-е место в мире (29,269), Армения - 64-e (113)8.
Внешний долг: Россия заняла 60-е место в мире (36.26%), Армения - 16-e (81,32%)9.
Государственные расходы, в процентах от ВВП: Россия заняла 71-е место в мире (17,47%), Армения - 122-e (13,12%)10, Швеция - 9 -е место (25,98%), Дания - 10-е, Нидерланды - 11-е место, Франция - 16-е, Норвегия - 19-е, Израиль - 22-е.
Рабочая сила: Россия заняла 6-е место в мире (75,57), Армения - 129-e (1,57)11.
Уровень безработицы: Россия заняла 115-е место в мире (5,72%), Армения - 22-e (16,76%)12.
Интернет пользователи: Россия заняла 48-е место в мире (73,41%), Армения - 77-e (58,25%).
Интернет-подписчики на сто человек: Россия заняла 55-е место в мире (19.47%), Армения - 86-e (10,13%).
Абоненты мобильных телефонов: Россия заняла 6-е место в мире (231,4), Армения - 133-e (3,43).
Абоненты мобильных телефонов на сто человек: Россия заняла 12-е место в мире (163,26), Армения - 85-e (114,78).
Цены на бензин: Россия заняла 150-е место в мире (0.81$), Армения - 88-e (1,3$), Грузия - 98-е (1,24$), Молдавия - 102-е (1,21$), Украина - 108-е (1,17$), Беларусь - 123-е (1,06$), Иран - 161 (0,31$), Казахстан - 149-е (0.81$).
Потребление энергии на душу населения: Россия заняла 20-е место в мире, Армения - 84-e.
Электричество из возобновляемых источников, кВтч Россия заняла 61-е место в мире, Армения - 100-e.
Энергия за 1000 долларов ВВП: Россия заняла 17-е место в мире, Армения - 46-e.
Импорт энергии: Россия заняла 109-е место в мире (-83,67%), Армения - 25-e (71,34%).
Верховенство права: Россия заняла 140-е место в мире, Армения - 107-e.
Контроль над коррупцией: в 2015 г. Россия заняла 153-е место в мире, Армения - 114-e13.
ВВП на душу населения, ППС (2016): Россия заняла 45-е место в мире, Армения - 102-e14.
Расходы на образование, процент государственных расходов: Россия заняла 49-е место в мире, Армения - 77-e (9,37%)15.
Расходы на здравоохранение на душу населения: Россия заняла 57-е место в мире (893$), Армения - 128-e (162$)16.
Расходы на здравоохранение в процентах от ВВП: Россия заняла 30-е место в мире (7,07%), Армения - 153-e (4,48%)17.
1 http://www.theglobaleconomy.com/rankings/human_development/
2 http://www.theglobaleconomy.com/rankings/wb_government_effectiveness/
3 http://www.theglobaleconomy.com/rankings/GII_Index/
4 http://www.theglobaleconomy.com/rankings/Research_and_development/
5 http://www.theglobaleconomy.com/rankings/Information_technology_exports/
6 http://www.theglobaleconomy.com/rankings/High_tech_exports/
7 http://www.theglobaleconomy.com/rankings/High_tech_exports_percent_of_manufactured_exports/
8 http://www.theglobaleconomy.com/rankings/Patent_applications_by_residents/
9 http://www.theglobaleconomy.com/rankings/External_debt/
10 http://www.theglobaleconomy.com/rankings/Government_size/
11 http://www.theglobaleconomy.com/rankings/labor_force/
12 http://www.theglobaleconomy.com/rankings/labor_force/
13 http://www.theglobaleconomy.com/rankings/wb_corruption/
14 http://www.theglobaleconomy.com/rankings/GDP_per_capita_PPP/
15 http://www.theglobaleconomy.com/rankings/human_development/
16 http://www.theglobaleconomy.com/rankings/Health_spending_per_capita/
17 http://www.theglobaleconomy.com/rankings/Health_spending_as_percent_of_GDP/
Кластер основных индикаторов, упорядоченных для России
Номер индикатора Россия место в рейтинге Армения место в рейтинге Ключевой индикатор
1 6 64 Patent applications by residents 2015
2 6 129 Labor force 2016
3 17 46 Energy per $1000 GDP 2014
4 20 84 Energy use per capita 2014
5 30 153 Health spending as percent of GDP 2014
6 32 70 High tech exports, percent of manufactured exports 2015
7 43 60 Индекс инновационности (Innovation Index) 2016
8 43 64 R&D expenditure 2014
9 45 102 GDP per capita, PPP 2016
10 48 77 Internet users 2015
11 49 77 Education spending, percent of government spending 2014
12 49 83 Индекс человеческого развития (HDI) 2016
13 55 86 Internet subscribers, per 100 people 2016
14 57 128 Health spending per capita 2014
15 60 16 Внешний долг (External debt) 2015
16 61 100 Electricity from renewable sources, kWh 2014
17 71 122 Government spending, percent of GDP 2015
18 75 112 Information technology exports 2015
19 75 112 High tech exports 2015
20 98 121 Расходы на образование в % к ВВП 2014
21 98 97 Индекс эффективности управления (GEI 2015)
22 109 25 Energy imports 2014
23 115 22 Unemployment rate 2016
24 140 107 Rule of law 2015
25 150 88 Gasoline prices 2014
26 153 114 Контроль над коррупцией 2015
Индекс эффективности1 54 92 Индекс эффективности управления социально-экономическими процессами, интеллектуальным капиталом, образованием, наукой и инновациями
Таблица 2
Кластер основных индикаторов, упорядоченных для Армении
Номер индикатора Россия место в рейтинге Армения место в рейтинге Ключевой индикатор
1 60 16 Внешний долг (External debt) 2015
2 115 22 Unemployment rate 2016
3 109 25 Energy imports 2014
4 17 46 Energy per $1000 GDP 2014
5 43 60 Индекс инновационности (Innovation Index) 2016
6 6 64 Patent applications by residents 2015
7 43 64 R&D (research and development) expenditure 2014
8 32 70 High tech exports, percent of manufactured exports 2015
9 48 77 Internet users 2015
10 49 77 Education spending, percent of government spending 2014
11 49 83 Индекс человеческого развития (HDI) 2016
12 20 84 Energy use per capita 2014
13 55 86 Internet subscribers, per 100 people 2016
14 150 88 Gasoline prices 2014
15 98 97 Индекс эффективности управления (GEI 2015)
16 61 100 Electricity from renewable sources, kWh 2014
17 45 102 GDP per capita, PPP 2016
18 140 107 Rule of law 2015
19 75 112 Information technology exports 2015
20 75 112 High tech exports 2015
21 153 114 Контроль над коррупцией 2015
22 98 121 Расходы на образование в % к ВВП 2014
23 71 122 Government spending, percent of GDP 2015
24 57 128 Health spending per capita 2014
25 6 129 Labor force 2016
26 30 153 Health spending as percent of GDP 2014
1 Среднее значение рангов по 23-м индикаторам без учета индикаторов 22, 23, 25.
15
Выводы
Существует противоречие между Индексом эффективности управления социально-экономическими процессами, интеллектуальным капиталом, образованием, наукой и инновациями (Россия занимает 54-е место в мире, Армения -92-е место) и Индексом человеческого развития (в 2016г. Россия заняла 49-е место в мире и не вошла в список 10 самых высоких ИЧР), Армения - 83-е1, входит в список 10 самых низких ИЧР в Европе (табл. 4).
Как в России, так и в Армении имеются существенные проблемы в управлении человеческим развитием. Потенциал имеется, но эффективно не используется, управляется не качественно из-за недостаточной компетентности руководителей.
Эти проблемы имеют самое прямое отношение к человеческим свободам: свободе в полной мере реализовать потенциал каждой человеческой жизни. Именно эта всеобщность придает концепции управления человеческого развития в России и в Армении ее уникальный характер. Концепции есть, а эффективных стратегий по их реализации -нет.
Комплексный анализ данных свидетельствует, что уровень ^ российских и армянских руководителей сферы управления экономикой ниже среднего ^ населения России. Для устойчивого развития стран, роста конкурентоспособности необходимы не столько эффективная организация выборов президента, создание базы новых лидеров или замена модели управления (правления), сколько подготовка, подбор и расстановка компетентных руководителей, умеющих принимать эффективные, обоснованные и ответственные управленческие решения. Обобщенный ^ Президентов и Правительств России и Армении должен быть выше обобщенного ^ Президентов, Правительств и законодательных органов стран основных экономических конкурентов.
Таблица 3
Концептуальная стратегическая матрица взаимосвязей индикаторов по кластерам России и Армении
Номер Россия в кластере ключевых индикаторов Армения в кластере ключевых индикаторов
1 б - Patent applications by residents 2015 1 16 - Внешний долг (External debt) 2015
2 6 -Laborforce2016 * 22 - Unemployment rate 2016
3 17 - Energy per SI000 GDP 2014 < , 25 - Energy imports 2014
-1 20 - Energy use per capita 2014 * 46 - Energy per S1000 GDP 2014
5 30 - Health spending as percent of GDP 2014 i 60 - Индекс инновацнонности (Innovation Index) 2016
6 32 - High tech exports, percent of manufactured exports 2015 64 - Patent applications by residents 2015
7 43 - Индекс инновацнонности (Innovation Index) 2016 < 64 - R&D (research and development) expenditure 2014
S 43 - R&D (research and development) expenditure 2014 IT» 70 - High tech exports, percent of manufactured exports 2015
9 45 - GDP per capita, PPP 2016 < 77 - Internet users 2015
10 48 - Internet users 2015 ( 77 - Education spending, percent of government spending 2014
11 49 - Education spending, percent of . government spending 2014 83 - Индекс человеческого развития (Human Development Index - HDI) 2016
11 49 - Индекс человеческого развития . (Human Development Index - HDI) 2016 84 - Energy use per capita 2014
13 55 - Internet subscribers, per 100 people 2016 \ 86 - Internet subscribers, per 100 people 2016
14 57 - Health spending per capita 2014 1 88 - Gasoline prices 2014
15 60 - Внешний долг (External debt) 2015 97 - Индекс эффективности управления (Government effectiveness Index 2015)
16 61 - Electricity from renewable sources, kWh 2014 ' 100 - Electricity from renewable sources. kWh 2014
17 71 - Government spending, percent of GDP 2015 102 - GDP per capita, PPP 2016
1S 75 - Information technology exports 2015 * 107 - Rule of law 2015
19 75 - High tech exports 2015 i 112 - Information technology exports 2015
20 98 - Расходы на образование в % к ВВП 2014 112 - High tech exports 2015
21 98 - Индекс эффективности управления (Government effectiveness Index 2015) 114 - Контроль над коррупцией 2015
22 109 - Energy imports 2014 121 - Расходы на образование в % к ВВП 2014
23 115 - Unemployment rate 2016 * >/ /1 122 - Government spending, percent of GDP 2015
24 140-Rule of law 2015 ( / 1 128 - Health spending per capita 2014
25 150 - Gasoline prices 2014 i 129-Labor force2016
26 153 - Контроль над коррупцией 2015 < ' 153 - Health spending as percent of GDP 2014
1 http://www.theglobaleconomy.com/rankings/human_development/
16
10 стран с самым высоким ИЧР и самым низким ИЧР в Европе 2016 г.1
10 самых высоких ИЧР 10 самых низких ИЧР
Место Страна ИЧР Место Страна ИЧР
Очень высокий ИЧР Средний ИЧР
1 Норвегия 0,944 1 Мслдавия 0,693
2 Ц Швейцария 0.930 Высокий ИЧР
3 \ ™ Дания 0.923 2 ш Босния и Герцеговина 0,733
4 ™ Нидерланды 0,922 2 0,733
5 Германия 0.916 2 Албания 0,733
5 1 Ирландия 0,916 5 Украина 0,747
7 ■ Лихтенштейн 0,908 5 Македония 0,747
8 ¡5 Швеция 0,907 7 Азербайджан 0,751
8 SB Великобритания 0,907 8 Грузия 0,754
10 ¡15 Исландия 0,899 9 Турция 0,761
10 ■ ■ Сербия 0,771
Преимущества и недостатки России
Среди основных преимуществ и стратегических приоритетов России пять индикаторов: патенты, рабочая сила, энергия на $1000 ВВП; производимая энергия на душу населения; затраты, на здравоохранение в % от ВВП. К преимуществам России следует отнести также другие показатели: низкие цены на бензин; низкий уровень числа безработных; низкая величина индикатора импорта энергии.
Недостатки России характеризуются показателями: контроль над коррупцией; верховенство права; эффективность управления; расходы на образование в от ВВП; экспорт информационных технологий; экспорт высоких технологий.
Россия по показателю экспорта высоких технологий занимает 75-е место в мире, в то время как по числу зарегистрированных патентов - 6-е. Это несоответствие характеризует проблемы управления в сфере коммерциализации знаний, наличие неиспользуемого потенциала и недостаточной компетенции лиц, отвечающих за принятие конечных решений в указанных сферах.
Россия в целом управляется не эффективно (особенно в регионах и в городах), что объясняется, в первую очередь, недостаточным уровнем профессионализма управленческих кадров. Государственные органы не умеют опираться на свои преимущества при выработке стратегических направлений - на человеческий капитал. Это, в свою очередь, искусственно ограничивает формирование и развитие интеллектуального капитала в целом.
.35
/
.65 J-1-1-1-1-1
1990 1996 2000 2006 2010 2015
Year
— Life Expectancy Education ^ ■ GNI per capita
■ ■■■HDI
Рисунок 1.
Trends in Russian's HDI component indices 1990-2015 - http://hdr.undp.org/
К стратегическим, конституционным приоритетам будущего главы государства должны быть отнесены: управление образованием, управление инновациями, управление НИОКР и управление коммерциализацией знаний, а также управление подбором, подготовкой и распределением управленческих кадров (компетентных управленцев).
1 Источник: википедия.
Необходимы структурные перемены в Правительстве с учетом стратегических приоритетов: министр образования, науки и инноваций должен быть на уровне заместителя председателя Правительства. Вторым среди его заместителей должен быть министр по государственному управлению (по подбору, подготовке и расстановке управленческих кадров, формированию и развития кадровой политики) с учетом особенностей кластера индикаторов устойчивого развития. Необходимо разработать и осуществить концептуальные программы повышения эффективности управления образованием. При этом следует обеспечить целенаправленное и сбалансированное повышение расходов на образование, чтобы по данному индикатору России перешла на 50-е место в течение 5 лет для с целью создания условий для последующего рывка в лидирующие позиции, ограниченные на первом этапе первой двадцаткой, а в дальнейшем -первой десяткой.
Необходимо: а) повысить эффективность управления одновременно за счет снижения численности госслужащих и привлечения более компетентных управленческих кадров; б) целенаправленно, непрерывно повышать расходы на управление государством в % от ВВП. России необходимо по данному индикатору занять примерно 50 место (плюс минус 3 единицы) мирового рейтинга. Целесообразно разработать и осуществить президентскую концептуальную программу повышения эффективности и качества всенародной борьбы с коррупцией, освобождения или очищения государственного аппарата от коррупционеров, а также президентскую программу по управлению инновациями и НИОКР, по управлению образованием и интеллектуальным капиталом.
Перечисленная триада мер направлена на превентивную оптимизацию и сбалансирование оргструктуры основных приоритетов развития страны, что позволит при минимальных затратах и ресурсах, эффективно используя кластерные, системотехнические, концептуальные преимущества России, обеспечить прорыв в развитии. Чтобы добиться устойчивости в развитии, необходимо достигнуть в мировых рейтингах мест не ниже 45-50 позиций в течение ближайших 7-10 лет. Таковы основные требования Конституции РФ, реализация которых обеспечит синергетический рост индекса человеческого развития и тем самым доминирование России по указанному индикатору в мире.
Преимущества и недостатки Армении
Преимущества Армении по сравнению с Россией характеризуются показателями: производство энергии на $1000 ВВП; индекс инновационности; регистрация патентов; расходы на НИОКР; экспорт высоких технологий в % от общего объема экспорта.
Недостатки Армении по сравнению с Россией отмечаются по индикаторам: рост внешнего долга (16-е место в мире); число безработных (при котором невозможно обеспечить устойчивое развитие экономики); высокий уровень импорта энергии; низкие расходы на здравоохранение в % от ВВП; низкие расходы на здравоохранение на душу населения; высокие темпы эмиграции; расходы на государственное управление; расходы на образование в % от ВВП; экспорт высоких технологий; ВВП на душу населения.
Сравнительный концептуальный анализ показывает, что Армения в целом управляется крайне неэффективно как в городах, так и в регионах, на уровне местного самоуправления, что обьясняется недостаточной компетентностью: а) политических руководителей, занимающих «политические должности»; б) государственных служащих, особенно на среднем уровне; в) контрольных служб, ответственных за принятие и выполнение промежуточных и конечных управленческих решений. Диктатура некомпетентного меньшинства, особенно на среднем уровне, привела к росту коррупции на локальном уровне.
.9
N.
-5 Ч ,«•'
,_••У--* ,_X_L_L
1990 1995 2000 2005 2010 2015
Year
— Life Expectancy — Education — ■ GNI per capita ■ ■ ■ HDI
Рисунок2: Trends in Armenia's HDI component indices 1990-2015. - http://hdr.imdp.org/
Отсутствие концептуальной стратегии в кадровой политике привело к незаменимости некоторых кадров, парадигме «мобильности» бывших руководителей и госслужащих. Низкая управленческая ответственность за принятие и исполнение управленческих решений доминирует во многих органах власти. Имея высокий уровень человеческого
потенциала по Индексу человеческого развития, Армения на 83-е месте в мире, в то время, когда этот индекс мог быть в пределах 40-45 места.
По Индексу эффективности управления Армения на 97-м месте в мире, вместо 50-55. Критически низок уровень расходов на образование - 121-е место в мире в % от ВВП, а по показателю ВВП на душу населения Армения на 102-м месте.
Место страны по уровню расходов на образование должно быть выше места страны по показателю ВВП на душу населения. Этот показатель отражает парадигму низкого уровня компетентности не только Правительства (в целом, включая аппарат советников), Национального собрания и судебной власти. Это противоречит уровню интеллектуального капитала как населения Армении, так и ее диаспоры, что недопустимо.
Новое руководство страны должно взять стратегический курс на опережающий рост качества знаний, прежде всего, профессорско-преподавательского состава, на ускорение роста эффективности управления образованием и НИОКР, а также на коммерциализацию новаций и качество подготовки управленческих кадров, особенно политических менеджеров (сферами социально-экономического управления), с тем, чтобы республика в течение ближайших 510 лет вошла бы в список лучших 40 стран мира по показателям: расходы на образование, верховенство права, контроль над коррупцией.
Таблица 5
Ранги России и Армении по основным ключевым показателям на 2014 год
Ранга Армении по всем показателям Ранги России по всем показателям
1 45 -по ведению бизнеса ( < 7- по количеству патентов
2. 52 - по экономической свободе ' 9 - по ВВП
3. 53 - по вовлеченности в международную торговлю ' '\\ / п 15 - по научно-нсследовдтельской активности
4. 50 - по социальному развитию 1 27- по развития электронного правительства
5. 61 - по развития электронного правительства 1 32- по расходам на НИОКР
б. 63 - по развитию образования < \\\Т/Т * 36 - по развитию образования
7. 64 - по расходам на НИОКР i 47 - по ВНД
8. 65 - по сетевой готовности < >-ДА / L 48 - по глобализации страны
9. 65 - по индексу инноваций \ тУ/ 49 - по индексу инноваций
10. 71 - по индексу экономики знаний i 50 - по сетевой готовности
11. 73 - по развитию человеческого капитала < /■Л/А ► 51 - по развитию человеческого капитала
12. 73 - по продолжительности жшнн 1 /1 S6v\ JT 53 - по конкурентоспособности
13. 75 - по научно-исследовательской активности 1 ti /Vr\* 55 - по индексу экономики знаний
14. 80 - по количеству патентов \ А71 IWм 57 - по развитию человеческого потенциала
15. Е5 - по конкурентоспособности t rMí\\ * 62 - по ведению бизнеса
16 87 - по развитию человеческого потенциала 1 68 - по процветанию
17. 94 - по глобализации страны | // Vllf 75 - по тендерному разрыву
1S. 94 - по восприятию коррупции 1 80 - по социальному развитию
19. 95 - по процветанию 4 112 - по вовлеченности в международную торговлю
20. 103 - по тендерному разрыву ( 129 - по продолжительности жизни
21. 10S — по ВНД на душу населения ^ 136 - по восприятию коррупции
22. 136 — по ВВП (валовый внутренний продукт) | 143 - по экономической свободе
Конституция Армении требует парадигму модели социально-рыночной экономики. Для этого необходимы структурные изменения в Правительстве и в Национальном собрании. Первым заместителем главы правительства должен быть министр образования и науки. Глава правительства должен лично отвечать за формирование и осуществление кадровой политики, за осуществление стратегии обеспечения безопасности страны и принимать меры по повышению ответственности руководителей отраслей и ведомств. Правительство страны должно руководствоваться следующими приоритетами при формировании стратегических задач управления: обеспечение безопасности, образование; кадровая политика; контроль над коррупцией; число безработных.
Экономический блок в традиционном понимании должен быть заменен социально-экономическим. Первый вице-премьер должен отвечать за социальный и экономический блок. Эффективное осуществление этой структуры даст синергетический эффект и позволит Армении повысить свои показатели, страна за 5 лет займет не 92-е место в мировом кластере рейтингов индикаторов, а 55-е место.
Именно концептуальная кадровая политика, ориентированная на выбор, подготовку и расстановку компетентных кадров по конституционным стратегическим целям - ключ к успеху. Это позволит раскрыть человеческий потенциал армянского народа, демонстрирующего в диаспоре, в США, Европе и РФ беспрецедентные успехи в труде, науке, культуре и бизнесе.
Список литературы
1. Ваганян Г. Системотехника управления социально-экономическими процессами // Системотехника / Под. ред. проф. А. Гуса-кова. - Москва: Фонд «Новое тысячелетие», 2002.
2. Ваганян Г., Ваганян О. Виртуальные технологии менеджмента (системотехника электронного управления). Монография. -Ереван: Нжар, 2005.
3. Ваганян Г., Ваганян О. Ключевые проблемы России в неэффективном конституционном менеджменте // Россия: тенденции и перспективы развития. Ежегодник. - М.: ИНИОН РАН, 2016. - Ч. 1.
4. Ваганян Г. Конституционный менеджмент (методология, принципы, технологии). Монография. - Ереван, 2017.
5. Оуэн Г. Благосостояние государства зависит от коэффициента умственного развития его населения // The Times. 14.11.2003. -inosmi.ru/world/20031114/1994-50.html
6. Давыдов А. Размерности ^льтуры и инновационное развитие. М.: РОС, 2010. (http://www.ssa-rss.ru/index.php7page_ id=22&id=53)
7. Давыдов А. Зависимость между Global Innovation Index BCG, Innovation Capacity Index и Global Innovation Index INSEAD. - М.: РОС, 2010. - www.ssa-rss.ru/index.php?page_id=22&id=53
8. Давыдов А. Конкурентные преимущества системной социологии. (Электронное издание). - М.: ИС РАН, 2008. - www.isras. ru/publ.html7id=855, www.ecsocman.edu.ru/db/msg/324618.html
9. Next generation Future Centers. - https://www.slideshare.net/rondvir/openfutures-book
10. World Capital Institute. - http://www.worldcapitalinstitute.org/content/leif-edvinsson