КОНЦЕПЦИЯ АМОРТИЗАЦИОННОЙ РЕФОРМЫ
А.В. Павлова
Казанский Г осударственный Финансово-Экономический Институт,
доцент кафедры общего менеджмента, кандидат экономических наук,
Аннотация
В статье рассмотрены вопросы несоответствия институциональной базы современной амортизационной политики экономики в целом, и отдельных промышленных предприятий и неотвратимости амортизационной реформы. Прослежена трансформация принципов, определяющих сферу организации производства от организационно-технологических принциповдо организационно-экономических. Предложена концепция амортизационной реформы.
Ключевые слова: принципы организации производства; концепция амортизационной реформы
Abstract
In article are considered questions of an inconsistency of the institutional base of modern depreciation policy of the economy as a whole, and individual industrial enterprises and the inevitability of a depreciation of the reform. Traces the transformation of the principles that define the sphere of the organization of the production of the organizational-technological principles to organizational and economic.The concept of the depreciation of the reform.
Keywords: the principles of organization of production; the concept of depreciation reform
Исследование воспроизводственного процесса современного этапа развития отечественного машиностроительного комплекса1 позволило нам сде-
1 Павлова А.В. К вопросу о проблемах и возможностях модернизации основных фондов российской промышленности / А.В. Павлова // Народное хозяйство, №2 -2011, с.47-57
лать вывод о том, что сегодня амортизация в недостаточной степени реализует свою воспроизводственную сущность. Наблюдается нецелевое использование средств амортизационных фондов, в частности, распространена ситуация рисковых вложений амортизационных средств, например, в ценные бумаги, а не в расширенное воспроизводство основных средств. Также сказывается устаревшая институциональная база, на которой построены важнейшие пропорции распределения финансов предприятия и в первую очередь, инвестиционных ресурсов, направляемых на обновление производства. Все это свидетельствует о неотвратимости амортизационной реформы.
Концептуально амортизационная реформа на уровне институциональных изменений под контролем государства, создает условия формирования амортизационной политики предприятия, результативность которой проявляется непрерывным изменением структуры технологических укладов, обеспечивает равновесное состояние денежных потоков и пропорциональное изменение факторов производства.
На базе гибкого нормативного подхода к воспроизводству основных фондов и организации их функционирования обосновываются и принципы эффективности установленных пропорций распределения финансовых ресурсов.
Таким образом, произойдет трансформация принципов организации современного производства в принципы эффективности воспроизводства и эксплуатации основных средств:
- принцип эффективного возврата капитала;
- принцип эффективности пропорций (соотношений) при планировании и организации воспроизводственных процессов;
- принцип сочетания сплошной и выборочной оценки состояния и перспектив обновления основных фондов с учетом сроков их службы, износа и применяемых методов амортизации, временного фактора норматива прибыли на основной капитал;
- принцип эффективности производственных инвестиций на уровне
нормативов рентабельности с учетом технологической структуры собственных основных средств;
- принцип обеспечения конкурентоспособности основных средств (производственных мощностей).
Реализация этих принципов позволит формировать не только необходимый воспроизводственный фонд, но и эффективную учетную амортизационную, ценовую, инвестиционную и инновационную политики предприятия, которые являются фундаментом реализации стратегии развития предприятия.
Отправной базой реализации воспроизводственной расширенной модернизации является амортизационная политика, которая так и не получила должного развития с переходом экономики на рыночные условия.
Главной причиной этого мы считаем то, что организационный потенциал, с его мобилизующими и распределительными функциями на уровне государства не используется в полной мере. Для решения важнейшей задачи модернизации экономики нами предлагается концепция амортизационной реформы в промышленности РФ.
Концептуально амортизационная реформа включает: цель, задачи, процедуры и элементы, системы, методологический подход, логику, контроль и структурные изменения.
Цель амортизационной реформы единовременно комплексно внести изменения во взаимосвязанные области экономики (учет, анализ, планирование, финансы, налоги) чтобы ускорить расширенное воспроизводство основных фондов и переход к прогрессивной структуре современных технологических укладов, посредством институциональных изменений, подконтрольных государству, и стимулированием (принуждением) самоорганизации хозяйствующих субъектов вырабатывать свою амортизационную политику.
Для реализации цели амортизационной реформы предстоит решить следующие задачи.
1. Исходной и первоначальной обязательной мерой сделать (провести) масштабную переоценку основных фондов промышленности в смешанной
экономике посредством воздействия на хозяйствующие субъекты налоговыми санкциями и стимулированием выполнения этих работ, в сроки, приуроченные к инвентаризации, с выявлением, в первую очередь, морально изношенных и физически не способных выпускать конкурентоспособную продукцию (услуги). Инвентаризация с переоценкой основных фондов предприятий послужит для целей обоснования их нормативной базы и методов амортизации.
2. Органично связать амортизационную политику предприятий в составе учетной, чтобы утвердить единый методологический подход к начислению амортизации. Для этого необходимо:
- изменить состав и количество классификационных групп основных фондов (по примеру Китая), порядок и последовательность их корректировок;
- установить диапазон норм амортизационных отчислений по каждой группе, чтобы хозяйствующие субъекты сами в учетной политике определяли сроки полезного использования объектов основных фондов, с ориентацией на сокращение их жизненного цикла с учетом отраслевой специфики и появления новых моделей, образцов новой техники и технологий.
3. Определить налоговые стимулы для применения методов ускоренной амортизации и механизмы их расчета, стандартизированные в мировой практике по каждой группе, соизмеряя их со стратегией и ценовой политикой предприятия. Основным показателем этих изменений могут быть соотношение темпов объемов продаж и темпов изменения производственных затрат, для управления воспроизводством основных фондов на микро- и макроуровне.
4. Расширить целевое назначение амортизационных отчислений за счет включения в их состав собственные инвестиции на НИОКР для модернизации экономики хозяйствующего субъекта и инновационных разработок новых способов и технологий, создания нового продукта (услуг).
5. Предложить механизм распределения амортизационных отчислений
на простое и расширенное воспроизводство, исходя из сложившейся структуры технологических укладов и прогнозируемых изменений в сторону оптимизации динамики их совмещений. Учитывая изменения в учете, стартовые позиции могут устанавливаться на паритетных началах 50/50.
6. Предоставить право аккумулирования собственных источников финансовых ресурсов хозяйственных объектов для целевого их использования (неиспользованной прибыли и амортизационных отчислений) в созданном резервном фонде развития предприятий под государственным контролем. Показателями эффективности их использования могут быть оборачиваемость собственных источников финансирования на уровне выше, чем совокупные оборотные средства. При этом размеры аккумулированных средств соизмеряется со стоимостью инвестиционных проектов и при их нехватке могут быть маневры использования финансового левериджа при снижении процентных ставок под цели воспроизводства.
7. Одновременно разработать обоснование пропорций распределения прибыли предприятия на накопление, с учетом развития производственной инфраструктуры, и на потребление, учитывая не только социальную защиту персонала, но и на создание и поддержание социальной инфраструктуры в производстве и вне ее. При этом нужно исходить из необходимости создания практики частно-государственного партнерства в финансировании развития территорий. Показатели уровня благосостояния и бедности могут быть использованы для определения механизма участия корпораций в этом процессе, для обеспечения уравнительного развития территорий. Также необходимо предусмотреть использование такого инструментария как производственный, кооперационный и финансовый леверидж.
8. Предложить метод бюджетирования для управления целевым использованием аккумулированных в резервном фонде собственных источников инвестирования развития предприятия, разделяя бюджеты на текущие и долгосрочные стратегические цели развития. При этом амортизационные отчисления должны быть засчитаны по отчетам предыдущего года по сравне-
нию с начисленными.
9. Предложить сетевой метод планирования и мониторинга для управления мероприятиями амортизационной реформы, имея в виду численность соисполнителей и участие в этом процессе профессионалов разных экономических сфер, а главное скорость проведения амортизационной реформы.
10.Создать (объединить НИИ, занятые в разных сферах финансов, экономики и управления) единую структурную единицу, под единым руководством, для выработки в кратчайшие сроки согласований (без жесточайшего сопротивления) программных институциональных изменений и комплекса мер, с возложением ответственности за их реализацию на созданную организацию под контролем властных структур. Скорость согласования сделать оценочной для определения активности исполнителей и их мотивации.
Концептуально, разработка перечисленных основных задач по амортизационной реформе должны быть включены в целевые программы федерального социально-экономического развития, с определением ответственных организаций и лиц.
Ответственная за амортизационную реформу организация, методами прогнозирования, программирования и проектирования методологическим подходом должна определить изменения и предвидеть последствия. Процедуры, применяемые при этом на региональном уровне, позволяют определить изменения в бюджетно-кредитной политике и отследить эффективность комплексных мер.
Целесообразно одновременно проводить эксперимент на уровне корпораций, отрабатывая возможности, предоставляемые амортизационной реформой для выработки собственной амортизационной политики, ее нормативной базы и оптимизации пропорций распределения ресурсов.
Логика стратегического планирования амортизации на базе проведенной амортизационной реформы, позволит упорядочить последовательность, взаимосогласованность и обоснованность процедур, связанных с решением важнейшей задачи воспроизводства основного капитала экономики.
Соблюдение процедур проверяется реализацией принципов организации и управления производством и их трансформации в решение важнейших воспроизводственных задач экономики.
Прогнозируемые взаимосвязи экономических категорий видятся в следующих соотношениях: амортизационная реформа позволит поэтапно (см. рис.1) разрабатывать новое качество амортизационной политики предприятия, нацеленную на изменение технологических укладов и пропорций факторов производства
Обоснование концептуальных условий амортизационной реформы необходимо проводить, имея ввиду трансформацию принципов, определяющих (влияющих) сферу организации производства от организационнотехнологических принципов(1 блок) до организационно-экономических(П блок).
Первый блок принципов относится к системотехническим, определяющим надежность производственных процессов. Когда проводимые мо-дернизационные изменения осуществляются сочетанием «нового» и «старого», их соответствием мощности материальных потоков и соразмерности затрат на их резервирование, они обеспечивают непрерывность, пропорциональность, параллельность и ритмичность производства. Эти изменения в организации производства касаются смены технологий, в которых сочетаются новые средства производства и предметы труда, и сам квалифицированный труд. Ярким примером такого сочетания в сборочном автостроении была смена сплошной технологии сварки на точечную, когда мощность материального потока не нарушалась, а измененный характер сварки не снизил качества сборки и обеспечил экономию всех используемых производственных ресурсов.
Этап 1
Этап 2
Этап 3
Стратегия развития
Определение принципов формирования амортизационной политики
- Принцип соразмерности и воспроизводственной сбалансированности;
- Принцип непрерывности реинвестиционного процесса;
- Принцип налогового регулирования;
- Принцип максимизации денежного потока амортизации на воспроизводство
Переоценка основных фондов
Анализ видовой, возрастной и технологической структуры основного капитала
- Оценка состояния, динамики и возрастной структуры основных средств;
- Анализ технологической структуры основных средств;
- Стоимостная оценка износа основных средств;
- Определение необходимого объема инвестиционных ресурсов для покрытия износа;
- Оценка морального износа
Определение базо- - Сроки полезного использования;
вых условий форми- - Первоначальная стоимость основных средств; - Методы оценки и переоценки основных средств;
рования амортиза- - Нормы амортизации;
ционного ресурса - Темпы инфляции (обесценивая);
- Ценовая политика предприятия;
- Повышающие и понижающие коэффициенты
Этап 4
Этап 5
Этап 6
\
Этап 7
\
Этап 8
Выбор и обоснование способа начисления амортизации
Обеспечение целевого своевременного использования средств амортизационного фонда
- Линейный метод;
- Метод уменьшаемого остатка;
- По сумме чисел лет срока полезного использования;
- Пропорциональн о объему продукции;
- Нелинейный метод;
- Способы, основанные на применении повышающих и понижающих коэффициентов (досрочной амортизации, отсроченной амортизации, ускоренной амортизации)
- Выбор типа амортизационной стратегии;
- Эффективность формирования и использования амортизационного фонда;
- Выбор направлений, объемов и качества использования средств амортизационного фонда, в том числе на НИОКР
Аккумулирование и - Амортизационная премия, соизмеренная с ускоренной амортизацией; - Объемы амортизационных отчислений в первые два-три года эксплуатации (да начала капитального ремонта), с отнесением этих затрат на производственные издерж-
капитализация амор- ки
тизационного фонда в —►
составе резервного
Координация амортизационного и налогового потоков, как сообщающихся сосудов; Расчет экономии (перерасхода) по налоговым платежам
Оценка влияния амортизационной политики на инвестиционную привлекательность
—► - Амортизация как элемент себестоимости продукции; - Формирование денежного потока предприятия; - Влияние амортизации на величину прибыли при ценообразовании; - Влияние амортизационных отчислений на запас финансовой прочности предприятия
Этап 9
Анализ результативности и эффективности амортизационной политики —► - Анализ объема, состава и динамики амортизационного фонда: - Анализ воспроизводственной сбалансированности; - Анализ абсолютных показателей финансового покрытия износа; - Анализ амортизационной стратегии предприятия
Рис.1 - Структурно-логическая модель формирования амортизационной политики предприятия Ист.: авт.
Через ускоренную амортизацию нового оборудования увеличивается амортизационный ресурс, который, в дальнейшем, используется для поиска более высоких, например, лазерных технологий (развитие НИОКР), новых видов оборудования и соответствующей подготовки производства нового изделия с использованием автоматизированного проектирования (САПР). В ускоренном режиме осуществляется технологическая подготовка производства, часто связанная с реконструкцией, сопряженной с капитальными затратами от проектирования до внедрения.
Именно на этапе проектирования определяются базовые технологии, которые в конечном итоге определяют качество готовой продукции. Значение имеет и скорость проектирования, так как затяжное проектирование приводит к упущенной выгоде от несвоевременного использования новых технологий и средств производства.
Из практики японских корпораций в области автостроения при смене моделей сроки проектирования были сокращены с трех лет до трех месяцев за счет совмещения технических и рабочих проектов при соблюдении принципов параллельности и пропорциональности работ. Задача заключается в том, чтобы темпы проектирования не отставали от темпов технического прогресса в данной области.
Отсюда видится переход от организационно-технологических принципов управления производственными системами к организационноэкономическим, которые составляют основу второго блока изменений уже на верхнем иерархическом уровне и соответствуют второму предложенному со-
отношению.
В результате видится трансформация организационно-технологических принципов, в конечном счете, определяющих непрерывность производства (I блок) в организационно-экономические (II блок), повышающие конкурентоспособность предприятия.
На такой принципиальной основе осуществление амортизационной реформы касается изменений и в налоговой политике, ибо, как мы указывали ранее, налоги и амортизация - сообщающиеся сосуды и изменения в одной области должны, в комплексе, отражаться на всех экономических сферах и в конечном итоге стимулируя и поддерживая модернизацию экономики.
Список литературы
1. Павлова А.В. К вопросу о проблемах и возможностях модернизации основных фондов российской промышленности / А.В. Павлова // Народное хозяйство, №2 -2011, с.47-57