Важенина И. С.
д.э.н., доцент, в.н.с. Института экономики Уральского отделения РАН
Важенин С.Г.
к.э.н. зав. сектором территориальной конкуренции Института экономики Уральского отделения РАН
svazhenin@mail. ru
КОНЦЕПЦИЯ АГРАРНО-ПРОМЫШЛЕННОЙ КЛАСТЕРИЗАЦИИ КАК ОСНОВЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКОЙ СУВЕРЕНИЗАЦИИ
И НАЦИОНАЛЬНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РОССИИ
Ключевые слова: региональная экономика, сельское хозяйство, аграрно-промышленная кластеризация, социально-экономический суверенитет, национальное благосостояние.
Keywords: regional economy, agriculture, agro-industrial clustering, socio-economic sovereignty, national welfare
В настоящее время в России сложилась кризисная ситуация, которая не просто негативно влияет на экономику страны и препятствует реализации национальных интересов, но и подрывает социально-экономический суверенитет государства, что, в свою очередь, угрожает национальной безопасности страны. Под социально-экономическим суверенитетом нами понимается самостоятельность страны в вопросах обеспечения оптимального удовлетворения физических, интеллектуальных и социальных потребностей населения, повышения качества и уровня жизни, максимальная независимость реализации этой стратегии от влияния внешних и внутренних факторов1.
В данный момент страна находится в сильнейшей зависимости от импорта товаров, определяющих не только качество и уровень жизни, но и процесс физического воспроизводства населения и рабочей силы. Потребности в питании, жилье, одежде, лекарствах являются первоочередными, базовыми. Второй по значимости уровень предполагает обеспечение физической и экономической безопасности. Самодостаточное государство должно обеспечивать своим гражданам, если не оптимальный, то, по крайней мере, достаточный, уровень удовлетворения этих нужд. В противном случае возникают серьезные угрозы социально-экономическому суверенитету и, в конечном итоге, безопасности страны.
Применительно к современной России можно говорить о том, что, во-первых, страна находится в серьезной продовольственной зависимости от импорта, в совершенно недостаточной степени удовлетворяя потребности населения в продуктах питания за счет собственного сельскохозяйственного производства (по разным оценкам от 25 до 50%). При этом следует учитывать не только количество потребляемых продуктов питания, но и соответствие потребляемого продуктового набора рекомендуемым нормам потребления2.
Во-вторых, сегодня страна находится в совершенно недопустимой зависимости от импорта фармацевтических препаратов.
В-третьих, Россия практически утратила свою легкую промышленность и почти полностью зависит от импорта текстильной и обувной продукции, товаров швейного производства и т.д.
В-четвертых, в плачевном состоянии находятся отрасли обслуживания, жизненно важные для населения: здравоохранение, образование, социальное обеспечение и т.д., не получающие в течение длительного времени достаточных бюджетных средств, обеспечивающих их нормальное функционирование и развитие. Те же финансовые ресурсы, которые все-таки выделяются, расходуются крайне неэффективно, без ориентации на первоочередные нужды людей. Так, например, строятся и оборудуются баснословно дорогие медицинские центры, при этом элементарная медицинская помощь становится все менее доступной и все более деградирует.
В-пятых, строительство жилья в стране осуществляется недостаточными темпами, а то жилье, которое строится, «не по карману» большинству россиян, что, в конечном итоге, не позволяет снять остроту жилищной проблемы.
1 См. подробнее: Важенина И.С. Социально-экономическая суверенизация России: проблемы и пути реализации // Журнал экономической теории. 2015. - № 2. - С. 7-16.
2 Исследовательская компания The Economist Intelligence Unit (аналитическое подразделение британского журнала Economist) опубликовала результаты глобального исследования стран мира по уровню продовольственной безопасности в 2016 году (The Global Food Security Index 2016). В 2016 году исследование и сопровождающий его рейтинг стран мира по уровню продовольственной безопасности охватывает 109 стран. Все государства в рейтинге оцениваются по трём основным категориям: уровень доступности и потребления продуктов питания; наличие и достаточность продуктов питания; уровень качества и безопасности продуктов питания. Каждый из указанных критериев включает 28 различных показателей, значения которых измеряются в течение двухлетнего периода. Россия занимает в рейтинге 43 место из 109 возможных - между Китаем и Беларусью, ухудшив свой показатель на три пункта за минувшие два года. По оценке экспертов, ныне около 5% населения России не получают достаточной в количественном отношении питательной пищи, необходимой для ведения активной и здоровой жизни. - http://gtmarket.ru/news/2016/01/29/7291
Все выше названные отрасли и сферы должны обеспечивать удовлетворение основополагающих потребностей населения, без реализации которых невозможно говорить не только о росте уровня и качества жизни, но и о простом «сбережении народа». Ситуацию усугубляют значительный рост цен на необходимые товары и услуги, а также непродуманные действия российского руководства в ответ на санкции, введенные западными державами, а именно - эмбарго на импортные товары, в число которых входят и те, которые Россия не производит сама или производит в недостаточном количестве.
Не вызывает сомнения, что сегодня поиск путей выхода российской экономики из кризиса следует осуществлять параллельно с реализацией курса на обеспечение национальной безопасности во всех сферах, повышения благосостояния населения, уровня и качества его жизни. Представляется, что решить данные задачи возможно посредством диверсификации экономики, развития соответствующих сфер и отраслей народного хозяйства на новой организационно-экономической и технико-технологической основе.
Комплексная программа аграрно-промышленной кластеризации
Невозможно прописать «лекарство от всех болезней» для экономики России. Мы предлагаем одно из направлений стратегии обеспечения социально-экономического благополучия страны, реализация которого возможна наряду со многими другими проектами - Комплексную программу аграрно-промышленной кластеризации. При этом мы исходим из гуманистической предпосылки, что экономика в конечном итоге должна функционировать не ради самой себя, а в целях обеспечения национального благосостояния, оптимального удовлетворения потребностей жителей страны, расширенного воспроизводства населения и квалифицированной рабочей силы. Предлагаемая нами аграрно-промышленная кластеризация, кроме того, может стать одним из механизмов выхода России из кризиса за счет оптимизации структуры экономики, роста аграрного и перерабатывающего производств, легкой промышленности, увеличения численности занятых, стимулирования внутреннего спроса и т.д.
Нам представляется, что решение проблем удовлетворения жизненно важных потребностей населения за счет отечественного производства следует начинать с сельского хозяйства. Это особенно важно именно в период кризиса и рецессии. Известно, что одно рабочее место, созданное в сельском хозяйстве, дает возможность организовать пять-шесть рабочих мест в перерабатывающей промышленности. Именно этот мультипликативный эффект особенно важен в условиях экономического кризиса и роста безработицы.
Однако сельское хозяйство России до настоящего времени сравнивают с «черной дырой». Вкладываемые средства исчезают, не принося существенных результатов. Нам представляется, что проблема низкой эффективности вложений в сельское хозяйство заключается в отсутствии продуманной концепции подъема аграрного сектора экономики, комплексного подхода к планированию развития агропромышленного кластера, конкурентного распределения бюджетных средств, адекватной оценки результатов вложений, системы персональной ответственности за их эффективное использование. Кроме того, требуется серьезная работа по восстановлению утраченной трудовой мотивации сельхозпроизводителей посредством открытия для них экономических и социальных перспектив.
Мы предлагаем разработать общероссийскую Комплексную программу по созданию на определенных территориях региональных агропромышленных кластеров, частично финансируемую из государственного бюджета, а также предполагающую привлечение инвесторов на основе государственно-частного партнерства. Особенностью данной программы является ее нацеленность не только на агропромышленную сферу, но и на решение многих взаимосвязанных социально-экономических проблем. Комплекс мероприятий, сформулированный в концепции, способен породить мощнейший мультипликативный эффект, что позволяет рассматривать программу в качестве значимого антикризисного проекта.
В работах российских экономистов уже указывалось на рациональность формирования агропромышленного кластера в условиях трансформации экономики России1. Однако особенностью нашего предложения является то, что кластер формируется не только и не столько за счет объединения уже существующих хозяйствующих структур и налаживания связей между ними. В нашей концепции создание кластера и ряда структур, его составляющих, происходит почти «с нуля». Такой подход совершенно не противоречит логике и истории возникновения кластеров в мировой экономике. Существуют примеры, когда кластеры складывались не самопроизвольно в процессе развития экономики, разделения, специализации и кооперации производства, а именно сознательно создавались, например, Силиконовая долина в США, где сосредоточено около половины всего научно-технического потенциала страны в области электроники и вычислительной техники, или винодельческий кластер в Калифорнии.
Многие страны эффективно используют кластерный подход в формировании и регулировании своих национальных инновационных программ: кластеры сознательно создаются там, где необходим или возможен качественный скачок в области техники и технологии производства с последующим выходом на новые рыночные рубежи2. Думается, что в целях повышения конкурентоспособности страны, построения экономики национального благосостояния и выхода из кризиса именно региональные кластеры должны стать конкретными объектами проведения государственной аграрно-промышленной кластерной политики.
1 См., например, Грядов С.И., Ковалева И.В. Агропромышленный кластер: проблемы и перспективы развития // Вестник Алтайского государственного аграрного университета. 2009. - № 4 (54). - С. 75.
2 Известно, что кластеризация, проводимая по инициативе и при поддержке государства, способствует освоению производства продукции с высокой добавленной стоимостью, активизации инновационных процессов. Она стимулирует совершенствование процессов комплексной переработки сырья, применение ресурсосберегающих технологий, обеспечивает высокий уровень специализации и кооперации различных производств, что способствует более эффективному взаимодействию предприятий, входящих в кластер, обеспечивая высокую конкурентоспособность их продуктов и услуг на национальном и международном рынках.
Предлагаемая нами Программа вовсе не ограничивается рамками агропрома. Она представляет собой целый комплекс мероприятий, затрагивающих практически все сферы жизни страны и позволяющих разрешить самые наболевшие социально-экономические проблемы.
В самом общем виде алгоритм предлагаемой нами Комплексной программы по созданию региональных агропромышленных кластеров состоит в следующем1.
1. Инициатива по принятию общего курса на аграрно-промышленную кластеризацию должна исходить от первых лиц страны и органов государственной власти. При принятии данного курса требуется сформировать федеральные институты, ответственные за разработку программы, за проведение ее обсуждения, а после принятия программы -за организацию деятельности по ее реализации в регионах России.
2. В рамках программы необходимо наметить приоритеты, выделить механизмы и инструменты ее реализации, определить источники и принципы финансирования, механизмы учета и контроля, мониторинга и коррекции результатов и т.д. Требуется разработка комплекса необходимых законодательных актов, направленных на создание и обеспечение эффективного функционирования аграрно-промышленного кластера, определяющих соответствующие механизмы стратегического планирования в рамках программы, финансирования, целенаправленной денежно-кредитной, налогово-бюджетной, ценовой политики и т.д. Также необходимо проработать механизмы контроля.
3. Реализация программы предполагает исследование территории России на предмет изыскания земель, пригодных или уже используемых для сельскохозяйственной деятельности, территорий, подходящих для размещения поселков малоэтажной застройки, а также предоставляющих возможности для развития перерабатывающих производств. Искомыми могут быть, например:
• территории моногородов и прилегающие к ним земли;
• территории, имеющие особо благоприятные условия для конкретного вида сельскохозяйственной деятельности;
• территории, имеющие развитую инфраструктуру;
• территории, где имеются благополучные агроструктуры или ранее успешно функционировали сельскохозяйственные предприятия, которые можно возродить;
• территории, на которые по тем или иным причинам необходимо привлечь население (например, Восточная Сибирь, Дальний Восток) и т.д.
Оптимальным вариантом будет выбор территорий, имеющих сочетание ряда перечисленных характеристик. Думается, что первоначально может быть определено несколько регионов, являющихся «полигонами» для апробации и отработки технологий создания агропромышленного кластера. Возможно придание им статуса своеобразных особых экономических зон с соответствующими преференциями.
4. Создание специализированной региональной структуры, предназначенной для организации процесса формирования кластера на избранной территории (например, кластерной ассоциации), обеспечивающей привлечение участников и координацию их действий. Функционирование кластерной ассоциации должно осуществлять под контролем соответствующего федерального института.
На рисунке 1 представлены институциональные предпосылки программы (п.п.1,2,4).
ИНСТИТУЦИОНАЛЬНЫЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ПРОГРАММЫ
Формирование федеральных институтов, ответственных за разработку программы, за проведение ее обсуждения, за организацию ее реализации Формулирование приоритетов программы, выделение механизмов и инструментов ее реализации
Определение источников и принципов финансирования программы Определение необходимых для реализации программы элементов денежно-кредитной, налогово-бюджетной, ценовой политики и т.д.
Разработка комплекса законодательных актов, необходимых для реализации программы Определение механизмов учета и контроля, мониторинга процесса реализации программы и коррекции ее результатов
Создание системы экономической и административной ответственности за результаты деятельности. Создание региональных структур для организации процесса формирования кластера на избранной территории
Рисунок 1.
Институциональные предпосылки Программы аграрно-промышленной кластеризации
1 См. также: Важенина И.С., Важенин С.Г. Алгоритм конструирования региональных аграрно-промышленных кластеров в модернизируемой экономике // Экономика региона. 2010. - № 1. - С. 129-136.
5. Исходя из территориальной индивидуальности, необходимо определить специализацию аграрно-промышлен-ного кластера, создаваемого на данной территории. Основой формирующихся кластеров должны стать интегрированные структуры с полным циклом производства от выращивания сельскохозяйственной продукции до выпуска того или иного конечного продукта переработки. При этом необходима предварительная тщательная проработка структуры и элементов кластера с позиций оптимизации его состава, объема производственных функций и связей.
Например, в самом общем виде возможно построение следующих кластерных цепочек аграрных и перерабатывающих производств, предприятий легкой, пищевой и фармацевтической промышленности и т.д.:
• выращивание зерна - мукомольно-крупяное производство - производство хлебопекарной, макаронной, кондитерской продукции и т.д.;
• выращивание кормов, в т.ч., фуражного зерна - производство комбикормов - выращивание крупного рогатого скота, свиноводство, овцеводство, козоводство, кролиководство, коневодство, птицеводство, звероводство, и т.д. -производство мясной и молочной продукции, яиц, кожевенное и меховое производство, камвольное производство -производство одежды и обуви из кожи и меха, галантереи, вязаных изделий, трикотажа и т.д.;
• выращивание текстильных культур (хлопчатник, лён, джут и др.) - текстильное производство - швейное производство; производство галантереи; производство тары, шпагата, мешковины, канатов, пакли; производство масла и т. д.;
• выращивание картофеля, овощей, бахчевых и садовых культур - производство свежей, консервированной и быстрозамороженной продукции;
• рыбоводство - производство свежей, консервированной и быстрозамороженной продукции;
• выращивание лекарственных растений - разработки инновационных лекарственных, косметических и др. препаратов и технологий - производство лекарственных, косметических и др. препаратов и субстанций для последующего производства и т. д.
6. Разработка стратегии формирования кластера и комплекса мероприятий по ее реализации. Планирование и стимулирование вхождения в кластер аграрных, промышленных, логистических и др. предприятий различных форм собственности, а также создание новых структур.
• Например, возможно формирование государственных аграрных структур по типу совхозов, однако, на иных, соответствующих сегодняшнему дню основаниях и принципах.
• Приемлемым путем является интеграция и кооперация (производственная, снабженческая, сбытовая, перерабатывающая, финансово-кредитная) существующих фермерских хозяйств и мелких сельскохозяйственных организаций, небольших перерабатывающих предприятий и их укрупнение, тем более что это соответствует наметившейся тенденции.
• Поощрение создания новых фермерских хозяйств и других малых форм хозяйствования в АПК и оказание им возможной помощи.
Несомненно, потребуется строительство новых перерабатывающих предприятий пищевой, легкой и фармацевтической отраслей, а также создание системы логистической поддержки (специализированные оптовые торговые и транспортные организации; сбытовая кооперация и т.д.).
Аграрным организациям кластерная принадлежность позволит снизить риски, связанные с производством сельскохозяйственной продукции, нивелирует стихийность рынка сельхозпродукции, позволит избежать диктата перерабатывающих организаций, даст возможность повысить конкурентный иммунитет. Это делает возможным постановку вопроса о включении в кластер даже неплатежеспособных сельскохозяйственных организаций при условии их «санации» и «оздоровления».
Перерабатывающие организации при вхождении в кластер получат надежную сырьевую базу, хорошее сырье, что позволит им выпускать продукцию более высокого качества с меньшими затратами, легче завоевывать рынки сбыта и получать стабильно высокие прибыли.
Обслуживающие организации, входящие в кластер (транспортные, складские, ремонтные и т.д.), также получают гарантированные объемы работ и доходы.
7. Нуждается в проработке вопрос о создании (модернизации) предприятий по производству современной, высокоэффективной сельскохозяйственной техники, технологических линий и оборудования для перерабатывающих производств пищевой, легкой и фармацевтической отраслей.
8. Привлечение высококвалифицированных специалистов, в т.ч., иностранных (в истории нашей страны приглашение иностранцев для решения назревших проблем использовалось неоднократно: можно вспомнить, например, эпоху Петра I или более близкие времена индустриализации). Помимо достойной оплаты труда им требуется предложить комфортные условия проживания для всей семьи, обеспечить доступность услуг социальной инфраструктуры и т.д.
9. Привлечение отечественных и иностранных инвесторов. При этом необходимо учитывать, что, помимо прибыльности вложений, потенциальных инвесторов всегда интересует наличие ресурсов, развитая инфраструктура, гарантия сохранности вложений, возможности минимизации рисков/затрат, прогрессивное законодательство, приемлемая налоговая политика, позитивная репутация руководства территории базирования, низкий уровень коррупции и т.д.
10. Изыскание и освоение наиболее совершенных аграрных технологий; поиск и приобретение передовых технологий переработки сельхозсырья и производства потребительских товаров; организация и внедрение соответствующих собственных инновационных разработок. При этом следует подчеркнуть, что упор следует делать на создание собственных разработок, интенсификацию процессов применения знаний и внедрения технологий, что обеспечит реальный рост конкурентоспособности кластера, региона и страны в целом. Опыт развитых стран демонстрирует несомненную эффективность интеграции научных, инновационных и производственных процессов. Предпола-
гается широкое привлечение к разработке инновационных технологий соответствующих научно-исследовательских институтов, Российской академии наук, проведение конкурсных отборов инновационных проектов независимых исследователей и практиков.
11. Строительство дорог и объектов производственной инфраструктуры на территории функционирования будущего аграрно-промышленного кластера. Это направление деятельности благодаря мультипликативному эффекту позволит обеспечить рост производства и занятости в смежных отраслях.
12. Строительство поселков малоэтажной застройки, таунхаусов, коттеджных поселков и др., а также объектов социальной инфраструктуры на избранной территории в целях привлечения квалифицированных специалистов, жителей, работников. В настоящее время существуют возможности осуществлять строительство комфортабельных домов в достаточно короткие сроки и сравнительно недорого при условии использования новых материалов и инновационных технологий строительства. Строительство жилья и объектов социальной инфраструктуры будет особенно эффективным на основе частно-государственного партнерства и использования механизмов госзаказа. Как и любое строительство, оно сопровождается существенным мультипликативным эффектом - растет занятость в производстве стройматериалов, перевозках и т.д.
13. Привлечение жителей и квалифицированной рабочей силы. Оно становится возможным при условии предоставления жилья, например, на условиях льготной ипотеки или с использованием механизма жилищных сертификатов (например, отставным военным), или даже бесплатно в исключительных случаях (например, для особо ценных специалистов из числа бывших советских граждан, желающих переехать на жительство в Россию). При этом возможно осуществлять передачу жилья в собственность либо в пользование на условиях социального найма. Следует подчеркнуть, что именно решение жилищного вопроса может стать основой формирования четкой мотивации смены места жительства и эффективной трудовой деятельности на предприятиях аграрно-промышленного кластера.
14. Подготовка кадров для предприятий сельского хозяйства, перерабатывающих производств, логистики, фарминдустрии и т.д. Резервом являются постоянные и потенциальные жители данной территории.
15. Руководить реализацией программы на конкретной территории предлагается поручать высококвалифицированным управленцам из кадровых резервов различного уровня, для которых это будет и серьезной проверкой, и школой одновременно. При этом крайне необходимо возрождать систему экономической и административной ответственности за порученное дело.
16. На всех этапах работы над Программой требуется серьезно проработанное информационно-имиджевое сопровождение проекта1.
Схематично Комплексная программа создания региональных аграрно-промышленных кластеров в России представлена на рис. 2.
В ходе реализации предлагаемой нами программы можно решить значительное число жизненно важных для страны проблем:
- поднять сельскохозяйственное производство;
- воссоздать отечественное перерабатывающее производство на современной технологической и экономической основе;
- внести вклад в решение жилищной проблемы в России;
- решить проблему занятости в моногородах, разместив в них предприятия пищевой, легкой и фармацевтической промышленности, строительные и ремонтные производства, логистические организации (транспортные, складские, снабженческие и др.), предприятия, производящие машины и оборудование для сельского хозяйства и перерабатывающих производств, научно-исследовательские и учебные заведения и т.д.;
- создать дополнительные рабочие места в дорожном и жилищном строительстве, в производстве стройматериалов, в создании объектов инфраструктуры, в сферах разработки и производства сельскохозяйственной техники и оборудования для перерабатывающей промышленности и т.д.;
- стимулировать внутреннее потребление;
- создать условия для восстановления трудовой мотивации работников в сельском хозяйстве;
- решить продовольственную проблему и обеспечить продовольственную безопасность России;
- обеспечить удовлетворение потребностей населения за счет собственного производства одежды, обуви, кожгалантереи и т. д. из отечественного сырья;
- улучшить лекарственное обеспечение населения и т. д.
Реализация программы аграрно-промышленной кластеризации России позволит существенно поднять уровень и качество жизни населения, будет способствовать росту национального благосостояния, нивелирует соответствующие угрозы национальной безопасности. Кроме того, данная программа, обладающая мощным мультипликативным эффектом, может стать крупнейшим антикризисным проектом.
1 См. подробнее: Важенина И.С., Важенин С.Г. Имиджевое и информационное сопровождение хозяйственного освоения территорий России // Региональная экономика: теория и практика. 2009. - № 27.
Основные составляющие Комплексной программы создания региональных аграрно-промышленных кластеров
Рисунок 2.
Комплексная программа создания региональных аграрно-промышленных кластеров