УДК 159.9.072
КОНЦЕПЦИЯ А. М. МАТЮШКИНА О ТВОРЧЕСКОЙ ОДАРЕННОСТИ КАК ПРЕДПОСЫЛКЕ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ
Е. И. Щебланова
Щебланова Елена Игоревна, доктор психологических наук, профессор, заведующий лабораторией психологии одаренности, Психологический институт Российской академии образования, Москва, Россия, [email protected]
Основные аспекты концепции творческой одаренности А. М. Ма-тюшкина представлены в контексте современной научной литературы, теоретических и экспериментальных исследований сотрудников лаборатории психологии одаренности Психологического института РАО. В русле концепции творческой одаренности сформулированы основные представления об одаренности, ее главных компонентах, структуре и развитии на разных возрастных этапах, роли исследовательской активности в проявлениях и развитии творческой одаренности детей и школьников, подходах к выявлению и развитию одаренности детей в школьном обучении. Понимание одаренности индивида как многомерной и многоуровневой развивающейся системы в процессе взаимодействия индивидуального потенциала и внешнего окружения создает теоретическую основу для построения новых походов к выявлению, развитию и обучению детей с разными видами и уровнями одаренности. Главные цели работы с одаренными детьми должны включать не только отбор и продвижение детей, уже демонстрирующих выдающиеся достижения, но и создание условий для раскрытия потенциальных возможностей значительно более многочисленной группы детей в соответствии с высоким уровнем их способностей и стремления к творческому поиску. Прикладной аспект может быть реализован в разработке методов и программ обучения, психолого-педагогического сопровождения и консультирования одаренных детей и молодежи на разных этапах возрастного развития. Ключевые слова: дети, одаренность, творчество, школьное обучение.
DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-1 -26-29 Введение
Концепция творческой одаренности разрабатывалась А. М. Матюшкиным в 1989-2004 гг. на основе анализа отечественной и зарубежной литературы по психологии способностей и одаренности, а также собственных исследований по психологии мышления и творчества. Она создавалась в русле интегративного подхода к исследованию одаренности, одно из главных направлений которого состоит в понимании одаренности и таланта как общей предпосылки развития творческого человека - творческого потенциала развития [1]. В связи с этим, по мнению учёного, исследования в области психологии творчества составляют основу для решения проблем определения одаренности, ее основных компонентов и структуры, проявлений и разви-
тия на протяжении всей жизни человека, в том числе проблем поиска, выявления и развития одаренных детей. Главным в его концепции является положение о творчестве как источнике и центральном звене психического развития человека, как потенциала, а не итога этого развития, что отличается от традиционного понимания творчества как выдающегося, уникального и признанного обществом достижения.
Понимание детской одаренности как потенциала, как благоприятных внутренних предпосылок психического развития имеет принципиальное значение, что признавали многие отечественные психологи: Б. Г. Ананьев, Н. С. Лейтес, К. К. Платонов, Я. А. Пономарев, С. Л. Рубинштейн и др. Такое понимание характеризует и многие зарубежные концепции одаренности XXI в. [2, 3]. Это означает, что не только реализация одаренности в достижениях, но и проявление ее как потенциала требуют определенных внешних условий, в отсутствие которых этот потенциал может остаться незамеченным и нераскрытым. При таком понимании главные цели работы с одаренными детьми не ограничиваются только отбором и продвижением немногочисленных «гениев», уже проявивших свои таланты в выдающихся успехах, что также важно. Эти цели должны включать создание условий для раскрытия потенциальных возможностей большого числа детей в соответствии с их высоким уровнем способностей, стремления к знаниям, исследовательской активности, творческого поиска. Для достижения этих целей необходимо развитие психологической теории одаренности, методов определения индивидуальных психологических особенностей одаренных детей и соответствующих условий воспитания и обучения на каждом возрастном этапе, теоретически и экспериментально обоснованных программ поддержки одаренных детей в обучении.
В качестве системообразующих признаков одаренности А. М. Матюшкин указывал на доминирование познавательной мотивации, высокие уровни исследовательской активности, способности и достижения оригинальных решений, прогнозирование и создание идеальных эталонов, а основные этапы развития творческой одаренности ребенка связывал с преобразованием его исследовательской активности во все
© Щебланова Е. И, 2018
Е. И. Щебланова. Концепция Т. М. Матюшкина о творческой одаренности
более высокие формы [4]. Концепция творческой одаренности получила дальнейшее развитие в работах сотрудников лаборатории психологии одаренности, созданной А. М. Матюшкиным в Психологическом институте Российской академии образования [4-6].
Основные понятия концепции творческой одаренности
В настоящее время основные понятия концепции творческой одаренности можно кратко представить следующим образом. Одаренность - это высокий творческий потенциал, общая предпосылка творчества в любой сфере человеческой деятельности. Творчество является источником развития одаренности, его механизмом и результатом. Одаренность представляет собой сложную системную особенность личности, развивающуюся в процессе жизнедеятельности человека и определяющую возможность достижения выдающихся результатов, имеющих высокую ценность для общества.
Психологическая структура одаренности включает основные структурные компоненты, характеризующие творчество, но роль этих компонентов, взаимодействий между ними и их взаимодействий с окружением меняется на разных этапах возрастного развития. В детском возрасте одаренность - это, прежде всего, высокий потенциал развития, о котором можно судить преимущественно по косвенным признакам и поведению. В подростковом и юношеском возрасте наряду с потенциалом становятся значимыми уровни развития способностей и интеллекта и выдающиеся достижения, по сравнению с референтной группой сверстников, т. е. получивших аналогичное обучение. По мере взросления человека главным показателем его одаренности становятся выдающиеся достижения, признанные общественно значимыми.
Классификация видов одаренности. Сложность структуры одаренности и ее динамики определяет огромную индивидуальную вариативность ее проявлений, поэтому классификации ее видов по всем основаниям условны и не имеют точных границ. Одаренность всегда дана в некоем единстве общих и специальных свойств личности, взаимоотношения между которыми могут существенно различаться и в разных видах деятельности, и у разных индивидов в одном и том же виде деятельности. Важной характеристикой творческой личности является смена видов деятельности, овладение ее новыми видами и даже их создание. Потенциальная и актуальная одаренность являются полюсами единого континуума в процессе развития одаренности благодаря реализации имеющихся не только явных, но и скрытых ресурсов.
Детская одаренность. В детском и школьном возрасте общая одаренность составляет один из важнейших факторов психического развития, общую основу для развития специальных видов одаренности. Предложенная нами структурно-динамическая модель определяет общую одаренность в детском возрасте как высокий творческий потенциал - единую и целостную характеристику ребенка, складывающуюся в ходе его предшествующего психического развития в результате системного взаимодействия познавательных, мотивационных, эмоциональных, волевых, самооценочных и других личностных свойств и условий окружения и составляющую особо благоприятную внутреннюю предпосылку дальнейшего развития. Проявление и раскрытие этого потенциала требует соответствующих ему условий окружения.
Выявление одаренности детей. Идентификация одаренных детей составляет сложную задачу, включающую обнаружение их скрытых возможностей, особых потребностей и других личностных особенностей. Сложность этой задачи связана с тем, что одаренность является результатом функционирования и развития целостной личности в определенном социально-культурном контексте. Наиболее обоснованным научно и практически методом решения этой задачи на современном этапе выступает множественная и длительная оценка детской одаренности как системного качества с собственной структурой и динамикой. Преемственность процессов развития определяют возможности прогноза динамики одаренности, школьных и внешкольных достижений.
Структура и динамика одаренности детей
Многоаспектная и многоуровневая одаренность ребенка, обусловленная развитием его личностных качеств во взаимодействии с факторами окружения, в каждом возрастном периоде представлена интегральными характеристиками (внутренними факторами), определяющими функционирование и развитие не только отдельных компонентов одаренности, но и психического развития этого ребенка в целом. Эмпирически выделены следующие интегральные характеристики общей одаренности: интеллект (познавательные способности), креативность, мотивация развития и самореализации (исследовательская или творческая активность, аспекты мотивации достижения, связанные с надеждой на успех), мотивация адаптации (аспекты мотивации достижения, связанные с боязнью неудачи и тревожностью), особенности саморегуляции и самосознания. Влияние личностных особенностей на развитие одаренности усиливается с возрастом, начиная с подросткового периода, когда
Теорегпко-методологпческпе подходы к исследованию развития психики
27
направленность и самостоятельность личности становятся важнейшими факторами развития одаренности.
Влияние школьного обучения на развитие одаренности
Одаренность может рассматриваться как «закрытая система» с точки зрения ее внутренней структуры и как динамическая «открытая система», перестраивающаяся под воздействием множества внутренних и внешних детерминант. Обязательное для всех и внешне регламентированное школьное обучение оказывает сильное, длительное и систематическое влияние на проявления и развитие одаренности детей. Важную роль играет психологическое сопровождение обучения, в частности, разносторонняя и динамическая психодиагностика как одно из звеньев, обеспечивающих соответствие условий обучения особым познавательным возможностям и потребностям одаренных учащихся и согласованность процесса обучения с индивидуальной траекторией развития каждого одаренного ребенка.
Модель развития творческой одаренности в школьном обучении
В новой модели творческого междисциплинарного обучения внутренним психологическим условием творческого развития одаренного ребенка является его исследовательская (творческая) активность. На основе преобразования этой активности во все более высокие формы возникает исследовательская позиция личности - фактор дальнейшего развития одаренности и творческих достижений. Создание психолого-педагогических условий для реали-
зации высокой исследовательской активности одаренного ребенка представляет собой центральную задачу обучения на протяжении всех возрастных этапов школы. Важнейшим таким условием является обогащенная, развивающая среда, включающая: особое содержание обучения - междисциплинарное; метод обучения, моделирующий процесс открытия ребенком новых знаний о мире - проблемно-исследовательский; субъект-субъектные отношения, обеспечивающие возможность сотрудничества, диалога и творчества.
Библиографический список
1. Матюшкин А. М. Мышление, обучение, творчество. М., 2003. 720 с.
2. Conceptions of giftedness / eds. R. J. Sternberg, J. E. Davidson. Cambridge, 2005. 467 p.
3. Subotnik R. F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F. C. Rethinking giftedness and gifted education : a proposed direction forward based on psychological science // Psychological science in the public interest. 2011. Vol. 12, № 1. P. 3-54.
4. Шумакова Н. Б. Система развития детей с общей одаренностью // Дифференционно-интеграционная теория развития : в 2 кн. / под ред. Н. И. Чуприковой, Е. В. Волковой. М., 2014. Кн. 2. С. 645-658.
5. Белова Е. С. Психологические условия познавательного развития одарённых дошкольников // Психологический институт в современном научно-психологическом пространстве : междунар. Челпановские чтения 2014 / под ред. В. В. Рубцова. М., 2014. С. 277-283.
6. Щебланова Е. И. Взаимосвязи когнитивных способностей и личностных характеристик интеллектуально одаренных учащихся младших и средних классов // Вопр. психологии. 2013. № 1. С. 13-23.
Образец для цитирования:
Щебланова Е. И. Концепция А. М. Матюшкина о творческой одаренности как предпосылке развития творческой личности // Изв. Сарат. ун-та. Нов. сер. Сер. Акмеология образования. Психология развития. 2018. Т. 7, вып. 1 (25). С. 26-29. БО!: 10.18500/2304-9790-2018-7-1-26-29.
A. M. Matyushkin's Concept of Creative Giftedness as a Presupposition of Development of Creative Personality
Elena I. Shcheblanova
Psychological Institute of Russian Academy of Education 9, blok 4, Mokhovaya Str., Moscow, 125009, Russia E-mail: [email protected]
Basic aspects of the concept of creative giftedness by A. M. Matyush-kin are represented in the context of modern scientific literature and theoretical and experimental research of the staff of the Psychology of Giftedness Laboratory of the Institute of Psychology of the Russian
Academy of Education. The basic concepts of giftedness, its main components, structure and development at different age stages, the role of research activity in the manifestations and development of the creative giftedness of children and schoolchildren, approaches to identifying and developing the giftedness of children in school education are formulated in compliance with the concept of creative giftedness. The understanding of an individual's giftedness as a multidimensional and multilevel evolving system in the process of interaction of individual potential and external environment creates a theoretical basis for building new approaches to the identification, development and education of children with different types and levels of giftedness. The main goals of working with gifted children should include not only the selection and promotion of children already showing outstanding achievements, but also the creation of condi-
28
Научный отдел
Е. И. Щебланова. Концепция А. М. Матюшкина о творческой одаренности
tions for the disclosure of potential of a much larger group of children in accordance with their high level of ability and desire for creative search. The applied aspect of the research can be implemented in development of methods and programmes of training, psychological and pedagogical support and counselling of gifted children and youth at different stages of age development. Key words: children, giftedness, creativity, school education.
References
1. Matyushkin A. M. Myshlenie, obuchenie, tvorchestvo [Thinking, Education, Creativity]. Moscow, 2003. 720 p. (in Russian).
2. Conceptions of Giftedness. Eds. R. J. Sternberg, J. E. Davidson. Cambridge, 2005. 467 p.
3. Subotnik R. F., Olszewski-Kubilius P., Worrell F. C. Rethinking Giftedness and Gifted Education: a Proposed Direction forward Based on Psychological Science. Psychological Science in the Public Interest, 2011, vol. 12, no. 1, pp. 3-54.
4. Shumakova N. B. Sistema razvitiya detey s obshchey odarennost'yu [System of Development of Children
with General Giftedness]. In: Differentsionno-inte-gratsionnaya teoriya razvitiya: v 2 kn. [Differential and Integrative Theory of Development : in 2 book]. Eds. N. I. Chuprikova, E. V. Volkova. Moscow, 2014, book 2, pp. 645-658 (in Russian).
5. Belova E. S. Psikhologicheskie usloviya poznavatel'nogo razvitiya odarennykh doshkol'nikov [Psychological Conditions of Gifted Preschoolers' Cognitive Development]. In: Psikhologicheskiy institut v sovremennom nauchno-psikhologicheskom prostranstve: mezhdunar. Chelpanovskie chteniya 2014 [Psychological Institute in Modern Scientific and Educational Space: The International Chelpanov Memorial Readings 2014]. Ed. V. V. Rubtsov. Moscow, 2014, pp. 277-283 (in Russian).
6. Shcheblanova E. I. Vzaimosvyazi kognitivnykh spo-sobnostey i lichnostnykh kharakteristik intellektual'no odarennykh uchashchikhsya mladshikh i srednikh klassov [Correlation of Cognitive Abilities and Personal Characteristics in Intellectually Gifted Schoolchildren]. VoprosyPsychologii [Voprosy Psychologii], 2013, no. 1, pp. 13-23 (in Russian).
Cite this article as:
Shcheblanova E. I. A. M. Matyushkin's Concept of Creative Giftedness as a Presupposition of Development of Creative Personality. Izv. Saratov Univ. (N. S.), Ser. Educational Acmeology. Developmental Psychology, 2018, vol. 7, iss. 1 (25), рр. 26-29 (in Russian). DOI: 10.18500/2304-9790-2018-7-1-26-29.
Теоретико-методологтеские подходы к исследованию развития психики
29