МИРОВОЙ
ФИНАНСОВО-ЭКОНОМИЧЕСКИЙ
КРИЗИС
КОНЦЕПЦИЯ 2020 И СОВРЕМЕННЫЕ РЕАЛИИ
А.А. Шевченко
Российский университет дружбы народов Ул. Миклухо-Маклая, 6, Москва, Россия, 117198
В статье рассматривается Концепция 2020 с точки зрения ее реализации в условиях экономического кризиса, поразившего мировую экономику. Уже сейчас ясно, что многие положения Концепции 2020 или трудно осуществимы, или неосуществимы вовсе с учетом новых экономических реалий. Обоснованию этого тезиса и посвящено исследование. Для этого были проанализированы основные макроэкономические показатели России за последний период и сделаны соответствующие выводы. Также дан краткий обзор состояния налоговой, банковской и бюджетной сферы в их связи с Концепцией. Обозначены и другие проблемные моменты, не связанные напрямую с рецессией, но имеющие непосредственное отношение к заявленным в Концепции ориентирам.
Ключевые слова: Концепция 2020, ВВП, золотовалютные резервы, налоги, Федеральный бюджет.
Концепция 2020. В 2008 г. Государственным советом РФ принята Стратегия социально-экономического развития России до 2020 г. Реализация этой стратегии основывается на Концепции социально-экономического развития России до 2020 г., получившей название Концепции 2020. Завершающий этап подготовки Концепции 2020 не был благоприятен для точных прогнозов: мировой экономический кризис достиг экономических границ России, вовлекая страну в рецессию. И надо отдать должное правительству, которое не отказалось от продолжения работы, к чему призывали некоторые эксперты. Наоборот, в условиях мирового финансового кризиса и неопределенности наличие долгосрочной стратегии развития страны становится еще более актуальным.
Появление Концепции 2020 не ограничивает политику правительства в краткосрочном периоде, направленную на минимизацию потерь от мирового финансового кризиса. Однако принятие оперативных решений по стабилизации отечественной финансовой системы и поддержанию экономического роста должно учитывать и долгосрочные приоритеты. Сегодня в различных отраслях экономики уже принимаются решения с опережением на 10—20 лет. Наличие Концепции 2020 позволит избежать многих противоречий, согласовывать принимаемые решения. Таким образом, Концепция 2020 становится ключевым элементом стратегического управления развитием экономики и социальной сферы страны.
Следует отметить и негативные стороны принятия Концепции 2020 именно в этот период. Мировой финансовый кризис ставит под сомнение выполнение многих ориентиров амбициозной Концепции 2020, хотя необходимость следования одобренным и принятым целям и зафиксирована в числе семи приоритетов Антикризисной программы Правительства РФ на 2009 г. (1).
В Концепции 2020 и Стратегии 2020, одобренных правительством, сохранены исходные посылы Минэкономразвития России об исчерпании источников экспортно-сырьевого развития страны и настоятельной необходимости перехода от этой модели к инновационному социально ориентированному типу развития. Это предполагает существенное изменение в механизмах и структуре экономического роста. Его основным источником должен стать НТП. Согласно Концепции 2020, «доля промышленных предприятий, осуществляющих технологические инновации, должна возрасти до 40—50% (2005 г. — 9,3%), доля инновационной продукции в выпуске промышленной продукции — до 25—35% (2005 г. — 2,5%)», «доля высокотехнологичного сектора и экономики знаний в ВВП должна составлять не менее 17—20% (2006 г. — 10,5%)». Разработчики Концепции 2020 планируют вывести Россию в число высокоразвитых стран по уровню социально-экономического развития и захватить лидирующие позиции на ряде ключевых направлений роста глобальной экономики.
Впрочем, эти тезисы и цифры неоднократно назывались ранее. Однако в условиях разрастающегося мирового кризиса, грозящего стагнацией экономик США и Западной Европы, в результате замедляется и российская экономика. Согласно оценке Минэкономразвития России, падение ВВП России в I квартале 2009 г. составило 9,5%. Это связано главным образом со снижением инвестиций на 18%. Министерство уточнило оценку показателей за январь—февраль 2009 г. По уточненным данным, падение ВВП в январе этого года составило 10,4% (ранее прогнозировались 8,8%), в феврале — 8,7% (7,3%). В марте же падение ВВП составило 9,5% [1]. На спад ВВП также повлияло и снижение объемов строительства, розничной торговли, а также сокращение поступлений от налогообложения. Падение промышленного производства, по оценкам, в текущем году составит 7,4%. Такого глубокого падения российская экономика не переживала более десяти лет — похожая ситуация была только в конце 1998 г., когда объем ВВП снизился почти на 9% [2].
ВВП. Рассмотрим более детально такой показатель, как ВВП. Его принято разделять на четыре составляющие: расходы домашних хозяйств, государственные закупки, инвестиции и чистый экспорт. Данные по структуре использования ВВП в 2000—2007 гг. приведены в таблице 1.
В 2009 г. расходы российских домашних хозяйств по причинам, связанным с углублением кризиса, снизятся, причем прогнозы падения колеблются от 5 до 15%. Инвестиции, по прогнозам, будут невысокими — иностранный капитал уходит из страны (2), а внутренние инвесторы предпочитают не рисковать; чистый экспорт уже в январе 2009 г. стал отрицательным, и вся надежда в прогнозах ВВП возлагается на рост государственных расходов. Однако правительство в 2009 г. озабочено другими проблемами: как после девяти лет профицитного бюджета свести образовавшийся бюджетный дефицит к минимуму.
Таблица
Структура использования ВВП России в 2000—2007 гг. (%)
Структура ВВП Год
2000 2002 2004 2006 2007
Расходы домашних хозяйств 46,4 51,3 50,1 48,6 48,7
Государственные закупки 14,9 17,7 16,8 17,1 17,8
Инвестиции 18,6 20,1 20,9 21,5 24,7
Чистый экспорт 20,1 10,9 12,2 12,8 8,8
Источник: данные Росстат.
Итоги исполнения федерального бюджета за январь текущего года не радуют: только Федеральная таможенная служба показала снижение таможенных сборов почти на треть по сравнению с январем 2008 г. [3]. Рекордно низкие таможенные сборы вызваны плохой нефтяной конъюнктурой, российско-украинской газовой войной, падением цен на металлы, девальвацией рубля, ростом процентных ставок по кредитам.
Интересно проследить динамику снижения экспорта-импорта. В ноябре 2008 г. экспорт сократился на 17%, импорт — на 6%. В декабре того же года экспорт уменьшился также на 17%, импорт — на 4%. В январе—феврале 2009 г. внешнеторговый оборот России составил, по данным Банка России, 60,5 млрд долл. США (56,5% к январю—февралю 2008 г.), в том числе экспорт — 36,7 млрд долл. (52,3%), импорт — 23,8 млрд долл. (64,5%). Сальдо торгового баланса оставалось положительным — 13,0 млрд долл. США (в январе—феврале 2008 г. — 33,4 млрд долл.) [4].
Повышение пошлин на иномарки и введение запретительных пошлин на подержанные машины привело к потере для федерального бюджета, согласно расчетам Владивостокской таможни, около 1 млрд долл., а сборы от таможенных пошлин в 2009 г. сократятся минимум на 40% при дефицитном бюджете. Проблемы с исполнением бюджета прогнозировались Минфином России, сократившим на I квартал этого года несоциальные расходы бюджета на 15%. Таким образом, вопросы о государственных расходах и налоговой политике становятся ключевыми.
Налоговая политика. В Концепции 2020 планировалось устранение налоговых барьеров, мешающих переходу на инновационный путь развития. Изначально Минэкономразвития России для перехода на инновационные рельсы предлагало существенно снизить налоговое бремя на бизнес. Минфин России придерживался позиции неснижения налогов. Это объяснялось тем фактом, что одним из очевидных результатов кризиса станет сокращение объемов привлечения финансовых ресурсов из-за рубежа (3) — в этих условиях предстоит усилить роль внутренних альтернативных источников финансирования и прежде всего бюджетных.
При обсуждении Концепции 2020 эксперты, включая различные общественные организации, том числе РСПП, говорили о необходимости прописать в документе конкретные налоговые новации — по НДС и ЕСН, а также обозначить уровень поддержки государством пенсионной системы. Но власти не прислушались к таким аргументам.
Речь идет прежде всего об отмене НДС, который угнетает сложные производства с длинными кооперационными цепочками, а также о переоценке основных фондов. В настоящее время вследствие их недооцененности объем амортизационных отчислений вчетверо ниже объема капиталовложений, необходимых для простого воспроизводства основных фондов. Кроме того, предприятиям должны быть предоставлены возможности списывать все расходы на НИОКР, обучение кадров и освоение новой техники на издержки производства.
По предложению Минфина России ЕСН, наоборот, необходимо резко увеличить, чтобы решить проблемы пенсионной реформы. В итоге с 2010 г. нынешняя базовая ставка ЕСН будет заменена с 26% на единую ставку в 34%, а сам налог будет переименован в страховые взносы.
Решение проблем пенсионеров грозит предпринимателям дополнительным налогообложением в 1 трлн руб. Это огромное бремя для бизнеса, которое может обернуться возвратом к порочной практике выплаты «серых зарплат в конвертах». Минфину России и Минэкономразвития России предложено подготовить меры по компенсации этого триллиона бизнесменам (в виде снижения каких-то других налогов). В Концепции 2020 бизнес выступает объектом, а не субъектом реализации экономической политики государства, в то время как он — серьезная сила, особенно в условиях постоянного укрупнения. По последним данным, на 500 крупнейших компаний России приходится около 81% всей прибыли, которую получает национальный бизнес [5]. При этом в стратегических планах провозглашается важная роль малого и среднего бизнеса, но не раскрывается, за счет чего их доля должна резко вырасти.
В итоге Правительство РФ, сохранив инновационный сценарий долгосрочной стратегии развития, заложили в нее вместо снижения налогов обещание их не повышать. Среди позитивных моментов можно выделить снижение ставки налога на прибыль с 24% до 20% и изменение порядка уплаты авансовых платежей по нему.
Таким образом, в принятой Концепции 2020 не устраняются налоговые барьеры, мешающие переходу на инновационный путь развития. В условиях прогрессирующего кризиса даже вопрос о снижении НДС с 18% до 12%, как предлагало Минэкономразвития России, уже практически не рассматривается.
Золотовалютные резервы России. Снижение цен на нефть в 2008 г. повлияло на снижение резервов за год на 51,7 млрд долл., их размер на конец года составил 427,1 млрд долл.
На 1 февраля 2009 г., по данным Банка России, объем международных резервов страны составил 387 млрд долл., из которых собственно резервы Банка России составили 166 млрд долл., средства Резервного фонда — 137 млрд долл., Фонда национального благосостояния — 84 млрд долл. Такое изменение золотовалютных резервов привело к снижению денежного предложения в экономике (за 2008 г. его прирост составил всего 1,7% против 47,5% за 2007 г. [6. С 5]. Это стало причиной замедления темпов кредитования банками предприятий и предпринимателей.
Резервный фонд, призванный «сглаживать колебания доходов бюджета в период неблагоприятной сырьевой конъюнктуры», и Фонд национального благосостояния, предназначенный для покрытия дефицита бюджета Пенсионного фонда России, финансирования добровольных пенсионных накоплений и кредитования строительства олимпийских объектов, по всей вероятности, существенно сократятся уже в следующем году. Кроме того, 40 млрд долл. из Фонда национального благосостояния будет конвертировано в рубли и передано на поддержку банковской системы.
Резервы Банка России, по официальным данным, сократились до 166 млрд долл. Много это или мало? Учитывая, что всего за 3 месяца (ноябрь—декабрь 2008 г. и январь 2009 г). в валютной топке сожжены, профинансировав отток капитала из страны, 153 млрд долл. — эта цифра не вселяет оптимизма.
В середине февраля прояснилась ситуация с прогнозом совокупной суммы резервов к концу этого года. Главный правительственный ориентир — не менее 70% от февральских размеров или 271 млрд долл. (с учетом суверенных фондов). Таким образом, за оставшееся до конца 2009 г. время правительство планирует израсходовать всего 116 млрд долл.
Безработица и реальный сектор. По оценкам Росстата, безработица достигла более 7% активного населения — при том, что в начале года показатели не сильно отличались от тех, которые характеризовали начало предыдущего года. Намечается ряд новых тенденций: зарегистрированная безработица может быть выше, чем ее удельный вес, который будет фиксироваться. Во многих компаниях первоочередными стали меры по повышению эффективности, сокращению расходов не только в виде сокращения трудовых резервов, но и в виде сокращенных форм занятости, отпусков по инициативе администраций. Безработица, безусловно, вырастает. За ноябрь—декабрь 2008 г., согласно официальной версии, промышленное производство в России снизилось на 22,1%. В январе многие крупные российские предприятия проработали всего несколько дней, спад составил около 16%. Резко сократился спрос на товары, которые производит страна. По цепочке произошло падение производства. Заместить внутренним спросом такие объемы производства крайне сложно.
Банковская система. Для формирования более качественного экономического роста и повышения уровня жизни российских граждан необходимо усиливать роль банковской системы и финансовых рынков как трансформаторов сбережений в инвестиции. До этого денежное предложение будет следовать за спросом со стороны внешнего рынка, подчиняя развитие экономики интересам экспортеров и иностранных инвесторов. С учетом их замкнутости в сырьевых отраслях это означает, что в ближайшее время денежно-кредитная политика государства будет удерживать экономику в рамках инерционного сценария, препятствуя переходу на инновационный путь развития, затрудняя доступ предприятий к кредитам и подталкивая лучшие из них к кредитованию за рубежом.
3 февраля премьер Путин объявил о докапитализации некоторых российских банков на общую сумму в 1,2 трлн руб. На данный момент взят курс на заполнение ликвидности финансовой системы, предпринимается попытка через государст-
венные банки активно кредитовать компании. Государственные банки имели директиву увеличивать ежемесячно на 2% объем кредитного портфеля. Это привело к тому, что не стимулировался внутренний спрос, а в большей части стимулировался спрос на американские ценные бумаги. Это выражалось в том, что значительные суммы капитала просто вывозились из страны. Все попытки наращивать бюджетный дефицит и финансировать его из резервных фондов, которые находятся у Банка России, приводят к тому, что снижаются его резервы. В этой ситуации ресурсы должны быть использованы целенаправленно и ограниченно.
Законодатели в динамичном режиме приняли пакет мер, и беззалоговые аукционы стали реальным инструментом рефинансирования. Изначально не подразумевалось, что такой аукцион будет приводить к повышению процентной ставки. На практике получилось все с точностью до наоборот. Первоначально ставка была заложена 9 с небольшим процентов, а благодаря аукционному подходу сегодня она выросла уже почти до 18. Не исключено, что этот показатель и дальше будет увеличиваться. В результате пополнения краткосрочной ликвидностью возникли спекуляции на валютном рынке. А Банк России, ссылаясь на эти обстоятельства, стал повышать процентную ставку, думая, что удерживает давление на рубль. Но очевидно, что 15-, 18- и даже 25-процентная ставка не стала никаким сдерживающим фактором, потому что по валютным спекуляциям доходность доходила до 60, 80 и даже до 100%.
Федеральный бюджет был принят осенью, когда кризис уже бушевал, исходя из совершенно нереальных параметров:
— инфляции в 2009 г. — 8,5% (в 2008 г. она составила 13,3%, на 2009 г. прогнозируется примерно на таком же уровне — 13—15%);
— курса рубля — 24,7 руб. за долл. США;
— роста ВВП — 6% (хотя власти признают, что в 2009 г. ожидается падение темпов роста ВВП, в лучшем случае — нулевой прирост);
— цены на нефть — 95 долл. за баррель, профицит бюджета — 3,7% ВВП (сегодня речь идет о дефиците бюджета как минимум в 7—8% ВВП).
Государственная дума такой бюджет приняла. Когда Совет Федерации одобрил бюджет, нефть уже стоила 50 долл. за баррель. Стало очевидным, что бюджет невыполним, его надо принимать заново. Новый проект исходит из более реалистичных цифр, за основу расчета уточненного бюджета взята среднегодовая цена нефти в 41 долл. за баррель, вместо 95 долл., как планировалось ранее. Правительством РФ сделан акцент на том, что после предлагаемой корректировки бюджетных расходов 2009 г. они не только не снижаются по сравнению с 2008 г., но существенно увеличиваются. При снижении доходов федерального бюджета до 6,7 трлн руб. его доходы по уточненному варианту составят 9,7 трлн руб. при дефиците в 3 трлн руб. или 7,4% ВВП и дефиците пенсионного фонда в 500 млрд руб. Таким образом, все резервы, накопленные за последние годы от дорогой нефти, могут быть израсходованы уже в 2009 г.
Общая характеристика Концепции 2020. В целом можно отметить преждевременное принятие Концепции 2020. Два года в благоприятных условиях — при постоянно дорожающей нефти и дешевых иностранных кредитах — готовились амбициозные планы, как догнать и перегнать ведущие экономические державы
мира. Однако мировая конъюнктура резко изменилась, и прогнозы должны быть существенным образом пересмотрены.
Также хочется заметить, что до сих пор еще не принят документ, который бы законодательно обеспечивал работу Концепции 2020. Закон «О прогнозировании и стратегическом управлении» сам только разрабатывается в виде концепции.
Констатация задач и определение параметров — необходимое, но недостаточное условие достижения поставленных целей. Не менее важно правильно спланировать меры экономической политики, своевременно сконцентрировать ресурсы на перспективных направлениях, добиться их эффективного использования. В отличие от либеральной политики, реализация которой не требует особой квалификации исполнителей, успешная политика развития — это сложная управленческая работа, требующая знания механизмов развития современной экономики и умения их использовать в выстраивании сложных экономических структур.
Иными словами, план политики развития должен отвечать не только на вопрос, что делать, но и на вопрос, как делать. К сожалению, на последний вопрос четкого ответа в Концепции 2020 не содержится. Более того, она содержит внутренние противоречия и ограничения, без устранения которых достижение поставленных целей невозможно.
Концепция долгосрочного стратегического развития огромной страны должна подразумевать доктрину с четко сформулированными задачами. В ее основе должны лежать социальные цели, опирающиеся на рыночную основу, а рынок, в свою очередь, должен быть ориентирован на внутренний спрос, она должна быть понятна не только чиновникам, но и населению.
Одобренная Концепция 2020 должна стать основой построения бюджетной стратегии, а это, в свою очередь, представляется малоосуществимым. Проведение инерционной бюджетной политики Минфином России не соответствует инновационному курсу развития страны: при составлении такого программного документа необходима согласованность с другими финансовыми документами, регулирующими работу фондового и финансового рынков, а также денежную политику. В настоящий же момент оценка притока инвестиций осуществлена без учета внешних факторов. Денежное предложение и формирование ресурсной базы предполагается на основе внутренних факторов развития российской экономики. Необходимо учесть внешние риски, с которыми сталкивается финансовая система страны.
В Концепции 2020 обозначены такие сложные направления, как создание модели новой пенсионной и налоговой системы, необходимость выравнивания бюджетной обеспеченности регионов. Однако в последней редакции документа значительно урезан региональный блок, и, видимо, к 2020 г. многие регионы не получат принципиального развития. В России, судя по всему, закрепится тенденция концентрации ресурсов в нескольких региональных центрах, и усилия государства будут по-прежнему сосредоточены на нескольких точках роста. Это является спецификой ускоренного роста экономики. Если заниматься выравниванием регионального развития, то рост замедлится. Тем не менее Минэкономразвития
России планирует одновременно решать обе задачи. Если сделать упор на ускоренном росте экономики, можно перераспределять полученные средства между бедными регионами.
Кроме того, в Концепции 2020 отсутствует понимание ряда практических проблем. Например, отмечена поддержка НИОКР, но не обозначено, как будет развиваться промышленное внедрение в условиях кадрового голода. Упущена из внимания и такая проблема, как изменение структуры страны и плотности населения. Маленькие села и города вымирают, и люди концентрируются вокруг крупных центров. Спасти ситуацию могут только весьма значительные вложения в развитие инфраструктуры.
В нашей экономике нет реального мотора роста — иного, чем внешний спрос на продукты нашего экспорта. Соответственно, если внешний спрос падает, то выясняется, что никаких других моторов для России не существует. Помимо этого, очевидным становится еще более негативный фактор: экспортные сырьевые по-луфабрикатные отрасли являлись мотором экономики исключительно через те части своей выручки, которые перераспределялись через бюджет и почти не способствовали росту более естественным образом — через заказы оборудования, вспомогательных расходуемых материалов, так как более половины заказов уходило за границу.
Повышение тарифов на базовые энергоносители более чем в 1,5 раза в ближайшее десятилетие, несомненно, снизит и без того неудовлетворительную конкурентоспособность обрабатывающей промышленности. Тарифы на электроэнергию уже в течение этого года вырастут на 27,5%, на газ — на 25%, железнодорожные перевозки — на 18—20%. В лучшем случае будет реализован энерго-сырьевой сценарий развития, отметаемый разработчиками Концепции 2020 как бесперспективный.
Признавая, что экономика развивается циклически, необходимо рассматривать кризис, с одной стороны, как неизбежное зло, с другой стороны, как ситуацию, которая позволяет совершить определенные конструктивные действия, осуществить структурную перестройку, решить проблемы второго плана, которые как раз в период кризиса выходят на первый. Кризис обнажил проблемы российской экономики, прежде всего ее экспортно-сырьевую зависимость, замедленное развитие во многих отраслях, а также слабую конкурентоспособность.
Необходимо исходить из того, что кризис — это не только проблемы, негативные тенденции, но и мощный созидательный потенциал, возможность исправить недостатки, понять, что было не так. Кризис можно рассматривать как катализатор структурной перестройки экономики. Время кризиса — это время для развития инфраструктурных проектов, поскольку сжатие внешнего спроса накладывает нагрузку на внутренний спрос, в том числе на роль государства по поддержанию спроса.
Можно бесконечно долго ратовать за строительство инновационной экономики, а в это время заниматься исключительно макроэкономической стабильностью и хоронить перспективы на коренные изменения в развитии.
ПРИМЕЧАНИЯ
(1) Антикризисная программа Правительства РФ на 2009 г. предложена в марте. В ней заявлены семь приоритетов, в том числе: усиление социальной защиты населения, сохранение промышленного и технологического потенциала будущего роста. Отмечено, что кризис — не повод отказаться от долгосрочных приоритетов модернизации страны.
(2) Иностранные инвестиции в 2008 г. сократились на 14,2% против роста в 2,2 раза в 2007 г. [6. C. 3].
(3) Так, рейтинговое агентство Fitch снизило суверенный рейтинг России, а прогноз рейтинга и вовсе обозначен как «негативный» [7]. Fitch не нравится снижение международных резервов, падение платежеспособности России и проблемы с выплатой внешнего долга российских компаний, причем Fitch уже начало пересмотр рейтингов и прогнозов отдельных российских регионов и корпораций. Рейтинги «Газпрома» и «Роснефти» пока устояли, но прогнозы по ним снижены до негативных, а рейтинги Москвы и Санкт-Петербурга, а также Сбербанка, ВЭБа, ВТБ, Россельхозбанка, Банка Москвы, РЖД, «Русгидро» и «Сухого» понижены вслед за суверенным.
ЛИТЕРАТУРА
[1 ] http://www.polit.ru/news/2009/04/23/vvp_spad.html — Полит.Ру.
[2] http://www.finiz.ru/economic/article1253306 — Финансовые известия.
[3] http://www.kommersant.m/doc.aspx?Docsro=1112627 — Коммерсантъ.
[4] http://www.gks.ru/bgd/free/b04_03/IssWWW.exe/Stg/d02/67.htm — Федеральная служба государственной статистики.
[5] http://www.finansmag.ru/94052 Финанс № 36 (271) 29 сентября — 05 октября 2008 — ФИНАНС-500.
[6] Пояснительная записка к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон „О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов“».
[7] http://www.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=1113479 — Коммерсантъ.
CONCEPT-2020 AND CONTEMPORARY REALITY
A.A. Shevchenko
Peoples Friendship University of Russia Mikluho-Maklaia str., 6, Moscow, Russia, 117198
In the present article the Concept 2020 undergoes a review regarding its implementation in the light of the economical crisis, which has struck the world economy. Even at present it is evident that many provisions of the Concept are either hardly enforceable or not enforceable at all, considering new economical fundamentals. This research is dedicated to justifying the fore cited thesis. For this purpose the main macroeconomic indicators of Russia for the recent period of time have been analyzed and relevant conclusions have been made. A brief review of the state of fiscal, banking and budgetary sectors in their connection to the Concept is provided as well. Other problem points, not directly connected to recession, but relevant to the guidelines stated in the Concept, are also underlined.
Key words: Concept 2020, GDP, gold and currency reserves, taxation, federal budget.