ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________
УДК 37.03
АВДЕЕВА Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучных и социально- гуманитарных дисциплин
ВЫСОКОС Мария Ивановна, кандидат физико-математических наук, доцент кафедры математики и физики
ЗЫКОВА Светлана Ивановна,
кандидат химических наук, доцент кафедры химии
КОНЦЕПЦИИ СОВРЕМЕННОГО ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
В статье рассмотрена проблема формирования духовно-эстетических ценностей на занятиях «Концепции современного естествознания». Отмечается, что эстетический подход к освоению «Концепций современного естествознания» способствует формированию целостности, единства и взаимосвязи знаний, в представлениях студентов складывается единая естественнонаучная картина мира, в которой духовно-эстетическое начало играет объединяющую роль. Особое внимание уделено определению ценностных установок для формирования духовно-эстетических ценностей у студентов. Показано, что ценностные установки корреспондируют со следующими факторами учебного процесса: с формированием у студентов знаний конкретного естественнонаучного характера; с направленностью процесса восприятия на актуализацию личностного смысла учебного материала с целью приобретения умений анализа и самоанализа как высших факторов развития духовно-эстетических ценностей. Раскрывается специфика формирования духовно-эстетических ценностей на занятиях. В связи со спецификой сформулированы специальные методы формирования духовноэстетических ценностей на занятиях «Концепции современного естествознания»: метод выявления духовно-эстетических ценностей различных этапов развития естествознания; метод анализа духовно-эстетической позиции ученого; метод ассоциативного соотнесения духовно-эстетического в науке с жизненной позицией студента; метод сопоставления разных наук (химии, физики, биологии) по принципу сходства и различия духовно-эстетических ценностей. Делается вывод о том, что духовно-эстетическое развитие личности -результат длительной, глубокой творческой работы по освоению прекрасного в действительности.
Ключевые слова: духовно-эстетические ценности, концепции современного естествознания, ценностные установки.
DOI: 10.17748/2075-9908-2015-7-6/1 -223-226
AVDEEVA Tatiana Ivanovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chair for Natural Sciences and Humanities
VYSOKOS Maria Ivanovna, Candidate in Physics and Mathematics, Associate Professor, Chair for Physics and Mathematics
ZYKOVA Svetlana Ivanovna, Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor, Chair for Natural Sciences and Humanities
THE FORMATION OF SPIRITUAL-AESTHETIC VALUES IN THE CLASSES ON «CONCEPTS OF MODERN NATURAL SCIENCE»
The article highlights the problem of formation of spiritual-aesthetic values in the classroom «Concepts of modern natural science». It is noted that the aesthetic approach to the development of «Concepts of modern natural science» promotes integrity, unity and interrelation of knowledge, enhances the formation in the minds of students of an integral scientific picture of the world in which spiritual-aesthetic principles have a unifying role. Special attention is given to the determination of value orientations of students for the formation of their spiritual-aesthetic values. It is shown that value orientations correlate with the following factors of educational process: the formation of students’ knowledge of specific scientific character; orientation of perception processes towards actualization of personal meanings of learning materials improving the skills of analysis and introspection as the highest factors in the development of spiritual-aesthetic values. The article highlights the specifics of formation of spiritual-aesthetic values in the classroom. In the context of these specifics the author defines the ad hoc methods of the formation of spiritual-aesthetic values during the classes on “Concepts of modern natural sciences": method of identifying the spiritual-aesthetic values of different stages of natural science development; method of analyzing the spiritual-aesthetic position of the scholar; method of associative correlation of spiritual-aesthetic aspects in science with the viewpoints of the student; method of comparing different sciences (chemistry, physics, biology) based on similarities and differences of spiritual-aesthetic values. It is concluded that the spiritual-aesthetic development of personality is a result of long and profound creative work enhancing the perception of beautiful in reality.
Key words: spiritual-aesthetic values, concept of modern natural science, values orientation.
Прекрасное в жизни - и средство, и результат формирования духовно-эстетических ценностей личности. Они концентрируются в искусстве, художественной литературе, неразрывно связаны с природой, общественной и трудовой деятельностью, бытом людей, их взаимоотношениями. Система духовно-эстетического воспитания в целом использует все духовноэстетические явления действительности. Особое значение при этом придается восприятию и пониманию прекрасного в окружающем мире, развитию у человека способности вносить красоту в жизнь.
В процессе освоения дисциплины по выбору «Концепции современного естествознания» (далее КСЕ) продолжается овладение более сложными закономерностями таких областей естествознания, как физика, химия, биология. Процесс развития естествознания как науки, ее история дают нам возможность показать величие и благородство в стремлении человека проникнуть в таинственный мир природы, помочь человечеству создать совершенные формы существования на земле и в космическом пространстве. История развития естествознания, био-
- 223 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
графии деятелей науки имеют огромную духовно-эстетическую ценность. Рассказывая на занятиях «КСЕ» о жизненном и научном пути таких ученых, как М.В. Ломоносов, Д.И. Менделеев, К.Э. Циолковский, К.А. Тимирязев, С.П. Королев, преподаватель показывает, что увлечение наукой пробуждает в человеке благородные мысли и чувства, формирует характер и мировоззрение, что оно неотделимо от романтического отношения к жизни и в самой науке есть поэтичность, есть духовно-эстетическое.
Таким образом, интерес к знанию складывается во многом тогда, когда в личности заложено духовно-эстетическое отношение к действительности. Духовно-эстетические ценности формируются не только благодаря изучению истории естествознания и биографии деятелей науки. Сами по себе физические, химические закономерности гармоничны и красивы и удовлетворяют требованиям формирования духовно-эстетических ценностей. Например, законы физики, формулы химических реакций, классификации животных и растительных форм оставляют впечатление органичности, так как они в своей предметной области отражают духовноэстетическую ценность и содержание.
Для того чтобы сформировать духовно-эстетические ценности, необходимо научить студентов понимать и находить духовно-эстетическое в науке, научить наблюдать красоту природных форм. Например, рассматривая тему «Законы природы и законы социума», преподаватель акцентирует внимание студентов на пропорциональности строения листьев, цветов, окраске птичьих перьев, соразмерности и красоте тела животных, человека, отмечая, что особым совершенством формы отличается человек.
Рассматривая тему «Химическая картина мира», преподаватель рассказывает о разнообразии кристаллов в неживой природе, отмечает гармонию и пропорциональность их граней, своеобразие кристалла каждого элемента, их неповторимость. Необходимо так же отметить эстетические свойства самой химии: красоту ее строгих понятий и представлений, законов и систем. В этом отношении ярчайшим примером может служить периодическая таблица Менделеева с удивительно гармоничным, красивым движением в ней элементов, четким, определенным нарастанием одних их свойств и убыванием других. В образном плане о ней можно говорить как о ритмичной «музыкальной картине» материальных основ нашего мира. Таблица, созданная гениальным ученым, вызывает духовно-эстетическое чувство, родственное переживанию какого-либо музыкального образа.
При изучении темы «Человек как предмет естествознания и философии» можно рассмотреть еще один источник красоты - историю научных открытий, возбуждающую не только чувства прекрасного, удивительного, но и переживание героического, драматического, возвышенного, трагического. Таким примером может послужить эпизод мужества ученого Л. Пастера, испытавшего на себе результаты сделанных открытий (привил себе возбудителей опасной болезни).
Обращаясь к теме «Космологическая картина мира», преподаватель демонстрирует студентам карту звездного неба, имеет возможность объяснить им, как звездные скопления, сама Вселенная оказывают духовно-эстетическое воздействие на наблюдателя.
Таким образом, поставив цель формирования духовно-эстетических ценностей на занятиях «КСЕ», мы демонстрировали духовно-эстетические стороны изучаемой естественнонаучной проблемы, внимательно анализировали учебный материал и разработали последовательные шаги в достижении нашей цели на разных этапах обучения. Так, в зависимости от темы занятия мы в изучаемых явлениях выделяли такие признаки духовно-эстетического, как пропорциональность, разнообразие, красота формы, декоративность, гармония и единство целого.
Формирование духовно-эстетических ценностей на занятиях «КСЕ» протекает более эффективно, если в процессе восприятия учебного материала задействован психологический механизм установки.
При формировании духовно-эстетических ценностей у студентов в процессе изучения дисциплины по выбору «КСЕ» влияние установки выражается в направленности этого процесса на духовно-эстетические особенности естествознания. Таким образом, предваряя восприятие учебного материала, перед студентами необходимо выдвинуть конкретные цели и задачи, которые направят их деятельность в оценочное русло.
Мы условно назвали данный вид установок «ценностными», так как их содержание отражает смысл восприятия в контексте формирования духовно-эстетических ценностей на занятиях «КСЕ». Ценностные установки актуализируют духовно-эстетическую значимость учебного материала, направляют внимание студентов по необходимому руслу и существенно корректируют их восприятие в названном направлении.
Ценностные установки корреспондируют со следующими факторами учебного процесса: во-первых, с формированием у студентов знаний конкретного естественнонаучного характера;
- 224 -
ISSN 2075-9908 Историческая и социально-образовательная мысль. Том 7 №6 часть 1, 2015 Historical and social educational ideas Tom 7 #6 part 1, 2015_________________________
во-вторых, с направленностью процесса восприятия на актуализацию личностного смысла учебного материала с целью приобретения умений анализа и самоанализа как высших факторов развития духовно-эстетических ценностей.
Можно констатировать, что большое значение в успешном приобщении к красоте науки и познания имеет выбор наиболее эффективных методов изложения учебного материала и правильное сочетание этих методов с особенностями духовно-эстетического развития студентов. Методы преподавания «КСЕ» должны быть адекватными поставленной цели и способствовать воздействию на внутренний мир студентов.
Подробно останавливаться на общих методах изложения материала мы не будем, отметим лишь специальные, применяемые нами в ходе преподавания. К ним относятся: во-первых, метод выявления духовно-эстетических ценностей различных этапов развития естествознания. Во-вторых, метод анализа духовно-эстетической позиции ученого. В-третьих, метод ассоциативного соотнесения духовно-эстетического в науке с жизненной позицией студента. В-четвертых, метод сопоставления разных наук (химии, физики, биологии) по принципу сходства и различия духовно-эстетических ценностей.
Отметим, что применение выделенных методов, связанных с формированием духовноэстетических ценностей у студентов в процессе освоения дисциплины по выбору «кСе», не должно ограничивать инициативу преподавателя, который может опираться и на любые другие методы, целенаправленно способствующие достижению воспитательного эффекта и позволяющие педагогу сконцентрировать внимание студентов на духовно-эстетических ценностях в окружающей жизни.
Духовно-эстетическое развитие личности - результат длительной, глубокой творческой работы по освоению прекрасного в действительности. Конечно же, духовно-эстетическое воспитание не ограничивается сферой прекрасного, оно формирует в человеке творческое отношение к труду, окружающему миру. Постоянное и вдумчивое общение человека с миром прекрасного закладывает привычку мыслить, сравнивать, сопоставлять.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЕ ССЫЛКИ
1. Зыкова Т.И. Методы формирования духовно-эстетических ценностей у студентов технического вуза // Вопросы культурологи. - № 6. - 2007. - С. 49-51.
2. Кампанелла Т. О превосходстве человека над животными и о божественности души. Эстетика Ренессанса: Антология. Том 1. - М.: Искусство, 1981. - С. 422, 424.
3. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Эстетическая культура и эстетическое воспитание. - М., 1983. - C. 59-62.
4. Концепции современного естествознания: учебник для бакалавров. Под. ред. В.Н. Лавриненко. 5-е изд., пере-раб. и дополн. - М.: Юрайт, 2013. - 462 с.
5. Смольянинов И.Ф. Природа в системе эстетического воспитания. - М.: Просвещение, 1984. - 207 с.
6. Dewey Y. Art as Experience. New-York, 1934. P. 192.
REFERENCES
1. Zykova T.I. Methods of formation of spiritual and aesthetic values of students of technical University. [Metody formiro-vaniya dukhovno-esteticheskikh tsennostey u studentov tekhnicheskogo vuza]. Issues of cultural studies, No. 6, 2007. P. 49-51. (in Russ.)
2. Campanella T. About the superiority of man over animals, and of the divinity of the soul. [O prevoskhodstve cheloveka nad zhivotnymi i o bozhestvennosti dushi.]. The Aesthetics Of The Renaissance: An Anthology. Volume 1. Moscow: Is-kusstvo, 1981. P. 422, 424. (in Russ.)
3. Kiyashchenko N.I., Lazarov N.L. Aesthetic culture and aesthetic education. [Esteticheskaya kul'tura i esteticheskoe vospitanie]. Moscow, 1983. p. 59-62. (in Russ.)
4. The concept of modern science: a textbook for bachelors. [Kontseptsii sovremennogo estestvoznaniya: uchebnik dlya bakalavrov]. Under. ed. by V.N. Lavrinenko. 5th edition, revised and enlarged. Moscow: Urait, 2013. 462 p. (in Russ.)
5. Smolyaninov I.F. Nature in the system of aesthetic education. [Priroda v sisteme esteticheskogo vospitaniya]. Moscow: Education, 1984. 207 p. (in Russ.)
6. Dewey Y. Art as Experience. New-York, 1934. p. 192.
Информация об авторе
Авдеева Татьяна Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры естественнонаучных и социальногуманитарных дисциплин, Московский
Information about the author
Avdeeva Tatiana Ivanovna, Candidate of Pedagogical Sciences, Associate Professor, Chair for Natural Sciences and Humanities, Moscow State University of Technologies and Manage-
225 -
Образование и педагогические науки
Education and Pedagogical Sciences
Государственный Университет Технологий и Управления имени К.Г. Разумовского, филиал в г. Орехово-Зуево, г. Орехово-Зуево (Московская область), Россия [email protected]
Высокос Мария Ивановна, кандидат физикоматематических наук, доцент кафедры математики и физики, Государственный гуманитарно- технологический университет», Орехово-Зуево, Московская область, Россия
Зыкова Светлана Ивановна, кандидат химических наук, доцент кафедры химии , «Государственный гуманитарнотехнологический университет», Орехово-Зуево, (Московская область), Россия
Получена: 07.08.2015
ment named after K. G. Razumovsky, branch in Orehovo-Zuyevo,
Orekhovo-Zuyevo city, (Moscow region), Russia [email protected]
Vysokos Maria Ivanovna, Candidate in Physics and Mathematics, Associate Professor, Chair for Physics and Mathematics, State Humanitarian and Technological University, Orekhovo-Zuyevo city, (Moscow region), Russia
Zykova Svetlana Ivanovna, Candidate of Chemical Sciences, Associate Professor, Chair of Chemistry, State Humanitarian and Technological University, Orekhovo-Zuyevo city, (Moscow region), Russia
Received:07.08.2015
- 226 -