УДК 379.843:911.375.4(045) Н.Д. Соколов
КОНЦЕПЦИИ ПРОСТРАНСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ ТУРИСТСКИХ ГОРОДОВ
В статье рассматриваются зарубежные (европейские) теории пространственного развития туризма в исторических городах. В отечественной теории «городского туризма» наиболее популярна модель функциональных пространств туристского города: о разных видах таких специализированных пространств написано уже много. Менее известны другие модели, среди них наиболее интересна модель туристско-исторического города (этапы формирования туристского пространства). Модель носит дискуссионный характер из-за ограниченного использования только в европейских средних городах. При этом основные расхождения касаются оценки роли исторического центра: его первоначальное значение как основного ядра концентрации туристского потока на конкретных примерах не подтверждается, так как существовали другие более сильные «магниты». В статье предпринята попытка уточнения известных моделей туристско-исторического города на примере Клина - одного из старых городов Центральной России. Делается вывод о необходимости более критического подхода и адекватного использования теории городского туризма для объективной оценки воздействия туризма на городское пространство.
Ключевые слова: городской туризм, туристско-исторические города, влияние туризма на городское пространство. DOI: 10.35634/2412-9518-2024-34-4-490-500
Появление в конце 1980-х гг. нового междисциплинарного направления исследований «Городской туризм» (urban tourism, city tourism) стал переходом от узкого понимания городского туризма (как городских путешествий) к широкому пониманию «туризма в городском пространстве». Такое расширение предмета исследования сместило акцент исследования к оценке влияния туризма на развитие города. Нидерландский геоурбанист Грегори Эшворт [1] - основатель нового направления «urban tourism», считает парадоксальной ситуацию, когда активное развитие туризма слабо поддержано теорией туризма в городском пространстве [2].
Предметное поле и концептуальные основания исследований туристских городов и туристской урбанизации остаются дискуссионными, но представляются весьма значимыми для формирования современной теории географии городов и геоурбанистики. Цель данного исследования - представление сущности и определённых ограничений основных европейских концепций пространственного развития туристско-исторических городов, которые нужно учитывать для их корректного применения.
Материалы и методы исследования
Материалом исследования в данной работе послужили публикации отечественных и зарубежных авторов по теории пространственного развития туризма в исторических городах (в основном -по социально-экономической географии, урбанистике и социологии). В данной работе были использованы приёмы картографического метода исследования: анализ карт и их трансформация (дополнение), составление картоидов. Для уточнения теоретических положений применялись методы систематизации (классификации, типологии), микрорайонирования, сравнения. Социологический метод использован для знакомства с представлениями горожан о видах туристских пространств.
Результаты и их обсуждение
Концепции развития туристских городов можно систематизировать по разным признакам: по типам туристских городов, по тематическим направлениям развития, по вариантам пространственного развития. Наибольший географический интерес представляет совмещение этих признаков с главной задачей - выявлением направлений влияния туризма на городское пространство.
Исходной и лаконичной можно считать классификацию туристских городов, которую предложил австралийский социолог и урбанист Патрик Маллинз. В статье «Города как места для развлечений» [3] он предложил выделять среди туристских городов 3 основных типа:
СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
1. Курортные города (Resort cities) как места, созданные специально для «гостей». П. Маллинз использует термин «туристская урбанизация» (Tourism urbanization), предложенный в 1991 г., чтобы описать развитие таких мест [4].
2. Туристско-исторические города (Tourist-historic cities), где туристы могут испытать историческую и культурную самобытность старого города. Иногда, эти города долгое время были объектами туризма (например, Венеция и Афины), но во многих случаях программа сознательного продвижения и реконструкции наследия превратила их в туристские объекты.
3. Преобразованные города (Converted cities) - города, изменённые за счёт создания туристской инфраструктуры с целью привлечения посетителей, но туристское пространство, созданное этой инфраструктурой, изолировано от более широкой городской среды в процессе неравномерного развития. Обычно производственные объекты, такие как производственные и портовые сооружения, либо адаптируются к новому использованию, либо заменяются, а новые объекты создается специально для туристов.
Для каждого типа туристских городов разрабатываются свои концепции. Первыми теоретические разработки в рамках urban tourism были выполнены для туристско-исторических городов. Менее разработанными остаются концепции преобразованных городов: пока на уровне обобщения конкретных практик американских и реже - европейских городов [5]. Известны концепции специализированных туристских городов. Среди них: концепция «событийных городов» (eventful cities) Р. Палмера и Г. Ричардса (2020) [6] - новая концепция культуры для формирования стратегии города; концепция олимпийских городов (олимпийский урбанизм) [7] и др.
Мы тоже обратимся к основным концепциям туристско-исторических городов с тем, чтобы не только дать представление об их сущности, но и попытаться использовать для изучения конкретных российских туристских центров - Клин (Московская область) и Кашин (Тверская область). Первоначально города были в составе Тверского княжества.
Исследования туристско-исторических городов часто опираются на эволюционные модели, которые отображают развитие туризма в исторических городах. Выделяются следующие модели (указаны в хронологическом порядке их разработки):
- Модель развития Центрального туристского района [8].
- Модель предоставления услуг по размещению [1].
- Модель функциональных пространств туристского города [9].
- Модель туристско-исторического города [10].
Израильский географ Коби Коэн-Хаттаб (2004) [11] считает, что эти европейские модели средних городов не подходят для объективной оценки пространственного развития туристских городов других регионов и приводит данные своего исследования на примере Иерусалима.
Для исследования городского туризма привлекаются и эволюционные модели более широкого пространственного назначения, обращённые не только к городам, но и районам. Модель циклического развития разработал польский географ Богдан Влодарчик (2006) [12] с этапами до- и посттуристского развития территории: 1) пространство дотуристское (нетуристское); 2) пространство исследования (начало изучения и туристского освоения); 3) пространство проникновения (кратковременный отдых, развитие познавательного туризма, привлечение инвестиций); 4) пространство колонизации (создание постоянной туристской инфраструктуры, образование центров отдыха, строительство «второго жилья», большой приток туристов); 5) пространство урбанизации (переселение людей на постоянное место жительства, сокращение турпотока); 6) послетуристское (нетуристское) пространство. Модель Влодарчика базируется на работе С. Лишевского (1995) [13]: 6 типов туристского пространства превращены в 6 этапов цикла с сохранением названий, где каждый тип соответствует определённой стадии развития туристского пространства. Это значит, что типология Лишевского дополнена пространственно-временным параметром (цикличность с разными стадиями развития). Работы авторов «созвучны» концепции «жизненного цикла развития туристской зоны», разработанной канадским географом Ричардом Батлером [14]. Жизненный цикл туристской зоны (TALC) Батлера (1980) является широко используемой моделью для изучения эволюции конкретной туристской дестинации. Модель предполагает, что туристская зона развивается через шесть предсказуемых различных стадий, а именно: исследование, вовлечение, развитие, консолидация, стагнация и упадок или омоложение. Отличительная особенность 6-го этапа - альтернативность развития - стадия упадка/омоложения. Эволюцию туристской деятельности в туристской дестинации иногда можно описать как замкнутый круг.
Далее подробнее рассмотрим сущность основных моделей городского туризма: - Модель туристско-исторического города Эшворта и Танбриджа [10] даёт обобщённое представление об этапах формирования туристского пространства в историческом городе: достопримечательности старого города - главный ресурс культурно-познавательного туризма, их размещение в историческом центре первоначально концентрирует основной поток туристов. В пространстве исторического центра сочетаются достопримечательности и торговля (важные ресурсы туризма), часто характерна джентрификация жилья.
Условные обозначения: ОС - исходный город; CBD - Центральный деловой район, НС - исторический город,
ТС - туристский город; НО - элитное жилье
Рис. 1. Туристско-историческая модель города (достоверность данных из [10], рисунок из [11]
(перевод автора))
Попытаемся проверить концепцию этапов развития туристского пространства в историческом городе на двух примерах: Кашин (1238) и Клин (1317), которые были в составе Тверского княжества по 1485 г. Используем схемы 4-х этапов, считая последний этап современным. Схемы анализируемых городов (рис. 1) потребовали уточнения (рис.2). Главная и общая отличительная особенность формирования туристского пространства этих старых городов в том, что это пространство исторически сложившееся и первоначально было полицентричным (с несколькими ядрами).
Кашин издавна был паломническим центром (шли к Анне Кашинской и знали/пользовались источниками минеральной воды). С 1884 г. Кашин стал курортным городом (лечебное санаторное лечение1), курортная территория с парком располагалась на окраине города: исторический центр города и старый курорт - на двух берегах р. Кашинки.
Клин - транзитный город на государевой дороге Москва-Санкт-Петербург, всегда был ориентирован на обслуживание транзитных пассажиров и гостей города.
В городе Клин в 1893 г. был открыт первый музыкальный музей России2. Дом-музей П.И. Чайковского3 находился на окраине города. С 2013 года является центральным музеем Государственного ме-
1 Сайт санатория «Кашин». URL: http://sanatory-kashin.ru/.
2 Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского». URL: https://tchaikovsky.house/muzei/history/.
3 Справочно: история музея-усадьбы П.И. Чайковского в г. Воткинск, Удмуртская Республика. Музей открыт в 1940 г. в доме, где родился композитор. Во время ВОВ в Воткинский музей были эвакуированы ценности
СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
мориального музыкального музея-заповедника им. П.И. Чайковского. Музей превращен в туристский кластер4: к дому добавилось еще 18 объектов, а также три усадьбы - Майданово, Демьяново и Фролов-ское. Ядром кластера является дом-музей композитора + филармония.
Этапы формирования туристского пространства города Клин (Московская область)
Этапы формирования туристского пространета юрода Клин Краткая характеристика процесса формирования ту рост с icol о прос гране i ва юрода К. шн
1 1 ос \ э ) • Коммерческий комплекс в центре исходного города Первое упоминание города Клин относится к 1317 г., а статус города получил в 1781 году, входил в состав Тверского княжества, покровительница города - Анна Кашинская - жена князя Михаила Тверского. В центре исходного города -торговые ряды
2 £> ) • Город с сохранившейся историей. Частичная эмиграция коммерческого города (торговля) и власти на юго-запад Сохранившиеся элементы исторического центра: торговые ряды, памятник архитектуры 1886-1888 гг. (функция сохранена). Напротив торговых рядов стоят несколько исторических зданий: двухэтажное здание почты - в прошлом здание почтовой станции, дом городничего (XVIII в.), здание аптеки, женская гимназия и казначейство (XIX в.).
3 1 СВ[ (ТгсГ) НС \ ТС; о / * Туристский город развивается как часть исторического города и коммерческого города. Через город проходил тракт/шоссе между столицами. Клин -транзитный центр. Первые объекты туристского назначения гостиницы, постоялые дворы, харчевни, трактиры. Первые объекты туристского интереса - исторический центр (TCi) и дом-музей П.И. Чайковского (1883) -ТС2
4 с äDW-ЦС \тс но • Расширение исторического и коммерческих городов на остальной территории первоначального города. Джентрификация жилья (строительство элитного жилья). Расширение туристского города - пространства, включающего исторический центр + музейные комплексы: на базе дома-музея П.И. Чайковского и экскурсионного комплекса промышленного туризма на базе фабрики елочных игрушек (с 2008 г.). Основная форма развития туристского пространства - туристский событийный (культурно-познавательный) кластер. Элитного жилья в исторической части города нет.
В городе Клин создан единственный в России музей ёлочной игрушки «Клинское подворье» 5 и работает знаменитая фабрика ёлочных игрушек «Ёлочка». Эти туристские объекты Клина - главные «магниты» значительного туристского потока: в доковидные годы дом-музей П.И. Чайковского посещало более 13 тыс. чел., Клинское подворье - более 50 тыс. чел., фабрику - до 8 тыс. чел. в год.
клинского музея (и несколько сотрудников) / Государственный мемориально-архитектурный комплекс «Музей-усадьба П.И. Чайковского». URL: https://tchaikovskyhome.ru/; https://tchaikovskyhome.ru/stories.
4Дом-музей Чайковского переименуют в музей-заповедник кластерного типа (2013). URL: https://www.m24.ru/articles/Petr-Ilich-Chajkovskij/27082013/24402 (дата обращения: 18.07.2024).
5 Клинское подворье. URL: https://www.klinvk.ru/?ysclid=lz7ebuy8d4264715370 (дата обращения: 18.07.2024).
Схемы с этапами развития туристско-исторического города Клин представлены в таблице, основные элементы туристского пространства Клина показаны на плане города (рис. 2).
О
о
о
Исторический центр*
Территория Государственного мемориального музыкального музея-заповедника П И. Чайковского в Клину
Музсй фабрики елочных игрушек (Кпинскос подворье) Место проведение основных фестивалей
Примечание к рис.2.: *В историческом центре Клина расположились Торговые ряды - памятник архитектуры 1886-1888 гг. Сегодня они все так же связаны с торговлей и являются яркой составляющей города. В арке, объединяющей строения, установлена мозаичная икона Николая Чудотворца - покровителя торговли, а образ Анны Кашинской - покровительницы города, украшает фасад одного из зданий. С южной стороны к торговым рядам примыкает небольшой сквер с фонтаном «Грибница», в центре которого установлена скульптура маленькой девочки. Напротив торговых рядов стоят несколько исторических зданий: двухэтажное здание почты - в прошлом здание почтовой станции, дом городничего (XVIII в.), здание аптеки, женская гимназия и казначейство (XVIII в.).
Рис. 2. Расположение ключевых объектов (ядер) туристского пространства города Клин
(составлено автором)
- Модель функциональных пространств туристского города (Burtenshaw, Ва!етап, Ashworth, 1991) [9]. На схеме (рис. 3) предложено выделять 4 туристских пространства: историческое, культурное, ночное и торговое. В российских моделях функционального зонирования называют разные типы, это одно из популярных направлений анализа городского туристского пространства. Отметим наиболее интересные варианты в работах: Е.А. Джанджугазовой [15]: природное, культурно-историческое, рекреационное, сервисное, событийное и мифологическое пространство (с общими характеристиками) и Е.В. Конышева [16]: комплексная типология туристского пространства по не-
СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
скольким признакам, в том числе функционально-целевому назначению с выделением двух типов -туристское и рекреационное пространство.
В крупных и глобальных туристских центрах формируются улицы и целые торговые кварталы - например, пятикилометровый квартал «Barcelona Shopping Line»6 в Барселоне [17].
Пользователи (спрос)
Функциональные связи
Пользователи (ресурсы)
Исторические памятники
Посетители событийных мероприятий
Работающие
Музеи, галереи
Исторический город
Театры, Ночные клубы и Кафе,
концертные залы места развлечений рестораны
Магазины
Офисы
■ Город культуры ■
Город ночной жизни
Торговый город
Туристский город
Примечание к рис. 3: На схеме указаны основные потребители/пользователи туристского города, все они названы туристами. Сейчас различают гостей и туристов: гостями являются только местные жители туристского города и региона, которые пользуются туристскими услугами и посещают ресурсные объекты туризма и событийные мероприятия.
Рис. 3. Функциональные зоны туристского города (схема Burtenshaw et а1. [9] переведена автором)
Проведенное в 2023 г. исследование, организованное на базе онлайн-опроса, показало, что в российских городах можно выявить 2-5 туристских зон, чаще всего респонденты называли культурно-историческое пространство. Выявлен проблемный характер состояния туристского пространства во многих анализируемых российских городах, особенно в малых и средних (высокая разрушенность исторической застройки - основы культурно-исторического пространства). В ответах проведённого анкетирования были названы Клин и Кашин: для них респонденты указали наличие лишь одного культурно-исторического пространства [18]. Попытаемся, используя модель функционального зонирования туристских городов, выявить разные типы туристских пространств в городе Клин. Для этого на плане города отмечены ключевые объекты туристского назначения: к гостиницам и двум музейным комплексам добавлены другие музеи города, парки, места концентрации торговли, кафе, молодёжные клубы и др. Город Клин за последние годы преобразован из экскурсионного центра в туристский центр [19], где сформированы две туристские зоны (рис. 4): основная - культурно-историческая (соответствует застройке Х^-Х1Х вв. и концентрации музейных объектов) и событийно-рекреационная (Сестрорецкий парк и парк «Вальс цветов», стадион «Строитель»). Разработан (2021) и реализуется проект пешеходной зоны ул. Чайковского7 через весь город - через туристские пространства Клина.
- Модель предоставления услуг по размещению [1]. Г. Эшворт разработал модель, описывающую распределение отелей в городах среднего размера. Частично он основывал свою работу на модели Риттера [20], согласно которой расположение городских гостиниц зависело от доминирующего вида транспорта того времени. К этому ключевому фактору он добавил ряд других элементов, вклю-
6 Barcelona Line (2023). URL: https://www.tourister.ru/world/europe/spain/city/barcelona/placeofinterest/35867.
7 Компания Mirror Group: проект «Пешеходная зона ул. Чайковского г. Клин». URL: https://mirrorgroup.ru/14-klin/.
чая стоимость земли, экологические проблемы, доступность, историческую преемственность и земельную политику. Учитывая все эти факторы, Г. Эшворт выделил шесть основных типов расположения (концентрации) гостиниц (перевод автора):
а
О Культурно-историческое пространство ( у Событийное пространство
í Рекреационное пространство (для отдыха и спорта) Рис. 4. Функциональные туристские зоны (пространства) города Клин (составлено автором)
1. Концентрация А: возникла до появления механизированных видов транспорта. В это время большая часть жилья была сосредоточена на городской рыночной площади и вдоль городских ворот. Отели обычно были небольшими и предлагали только самые базовые услуги.
2. Концентрация Б. В середине и конце девятнадцатого века появление железной дороги привело к открытию отелей рядом с железнодорожной станцией города.
3. Концентрация С. В двадцатом веке автомобили способствовали строительству отелей вдоль основных подъездных путей к центру города.
4. Концентрация D. Появление более гибких видов транспорта в сочетании с растущим вниманием к вопросам окружающей среды привело к созданию небольших и средних, но высококачественных отелей в зеленых и более спокойных районах.
5. Концентрация Е: Растущий интерес к культуре и историческому наследию привел к концентрации крупных современных отелей в районе, где исторический город примыкает к центральному деловому району.
6. Концентрация F. Ограничения, налагаемые градостроительными органами на строительство отелей в центре города, а также наличие бесплатной, относительно дешевой земли на периферии города, побудили к строительству отелей на окраине города. В то же время рост автомобильного движения и появление массовых авиаперевозок стимулировали строительство крупных современных отелей вблизи городских магистралей и аэропортов, опять же на окраинах города.
Варианты размещения гостиниц в городе Клин (рис. 5): исторически - вдоль автомагистрали «Россия» на въезде в город и в историческом центре. Построена первая гостиница в пределах музейных
СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
комплексов города: отель «Клинское подворье»8 расположен в 200 м от выставочного центра «Клин-ское подворье» в самом сердце исторического и творческого центра г. Клин. Пока нет гостиниц на периферийных территориях на выезде из города в сторону Москвы.
Рис. 5. Размещение гостиниц в городе Клин (варианты размещения по модели G.J. Ashworth [1]:
концентрация C и E)
Заключение
Появление междисциплинарного научного направления исследований «городской туризм» активизировало разработку специальных моделей, описывающих, в первую очередь, эволюцию внедрения в городское пространство объектов туристского интереса и обслуживания, концентрации туристских потоков, формирования зон специального назначения. Модели формирования туристского пространства в городах представляют интерес для исследователей и проектировщиков. Они показывают варианты и этапы развития туристских городов, что позволяет объективно оценить конкретный город - его состояние и возможности развития туризма. Системы моделей как классификаторы возможных практик развития туристских городов дают возможность выбора, что очень важно в определении их стратегических направлений пространственного развития. Это одна из теоретических и практических задач географии городов и геоурбанистики.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Ashworth G.J. Tourism accommodation and the historic city // Built Environment. 1989. 15(2). Pp. 92-100. URL: https://archive.org/details/touristhistoricc0000ashw (дата обращения: 18.07.2024).
2. Соколов Н.Д., Яковлева С.И. Влияние туризма на городское пространство: обзор литературы // Современные проблемы сервиса и туризма. 2024. Т. 18, № 1. С. 16-32. DOI: 10.5281/zenodo.11400200.
8 Отель «Клинское подворье». URL: https://podvorie-klin.ru/.
3. Mullins P. Cities as Places to Play // The Tourist City. Edited by Dennis R. Judd, Susan S. Fainstein. 1999. Рр. 261272. URL: https://books.google.ru/books?id=HwhNZ_O2vEQC&printsec=frontcover&hl=ru#v= onepage&q &f=false (дата обращения: 19.07.2024).
4. Mullins P. Tourism urbanization // International Journal of Urban and Regional Research. 1991. 15(3). Pp. 326-342. doi: 10.1111/j. 1468-2427.1991.tb00642.x.
5. Spirou C. Urban tourism and urban change. Cities in a Global Economy. New York and London: Routledge, 2011. 304 p. URL: https://books.google.ru/books?id=1dOsAgAAQBAJ&dq=Costas+Spirou+Urban+touris m+and+urban +change.+Cities+in+a+Global+Economy.&lr=&hl=ru&sour ce=gbs_navlinks_s (дата обращения: 18.07.2024).
6. Richards G., Palmer R. Eventful Cities: Cultural Management and Urban Revitalisation. London: Elsevier Limited, 2010. 534 р. URL: https://doi.org/10.4324/9780080940960 (дата обращения: 20.07.2024).
7. Liao H., Pitts A. A brief historical review of Olympic urbanization // The International Journal of the History of Sport. 2006. 23(7):1232-1252. D0I:10.1080/09523360600832502. URL: https://www.researchgate.net/publication/ 240520502_A_brief_historical_review_of_0lympic_urbanization (дата обращения: 18.07.2024).
8. Burtenshaw D., Bateman M., Ashworth G.J. The City in the West Europe. Chichester and New York: J. Wiley, 1981. URL: https://archive.org/details/cityinwesteurope0000burt/page/n5/mode/2up (дата обращения: 18.07.2024).
9. Burtenshaw D., Bateman M., Ashworth G.J. The European city: a Western Perspective. New York: Halsted Press and London: David Fulton Publishers, 1991. URL: https://archive.org/details/europeancitywest0000burt (дата обращения: 18.07.2024).
10. Ashworth G.J., Tunbridge J.E. The Tourist-Historic City: Retrospect and Prospect of Managing the Heritage City. Amsterdam & New York: Pergamon, 2000. URL: https://archive.org/details/touristhistoricc0000ashw_j0l0 (дата обращения: 18.07.2024).
11. Cohen-Hattab K. Historical Research and Tourism Analysis: The Case of the Tourist-Historic City of Jerusalem // Tourism Geographies. 2004. 6(3). 279-302. doi: 10.1080/1461668042000249629. URL: https://www.researchgate.net/publication/232826941_Historical_Research_and_Tourism_Analysis_The_Case_of_th e_Tourist-Historic_City_of_Jerusalem (дата обращения: 18.07.2024).
12. Влодарчик Б. Цикл развития туристского пространства // Туризм и региональное развитие. Смоленск: Универсум. 2006. Вып. 4. С. 225-234.
13. Liszewski S. Przestrzen turystyczna // Turyzm. 1995. 5(2), Pp. 87-103.
14. Butler R.W. The Concept of a Tourism Area Cycle of Evolution: Implications of Resources Management // The Canadian Geographer. 1980. 24(1). Pp. 6-12.
15. Джанджугазова Е.А. Туризм и инновационное развитие: Проект ФГОУВПО «РГУТиС «Живая карта России» // Современные проблемы сервиса и туризма. 2010. № 3. С. 66-72. URL: https://znanium.ru/read ?id=111832 (дата обращения: 20.07.2024).
16. Конышев Е.В. Типология туристско-рекреационного пространства // Географический вестник. 2020. 1(52). С. 32-41. URL: https://press.psu.ru/index.php/geogr/article/view/3193/2323 (дата обращения: 20.07.2024).
17. Соколов Н.Д. Торговое пространство туристского города: на примере Барселоны // Вестник Тверского государственного университета. Серия: География и геоэкология. 2023. № 3(43). С. 26-36. DOI 10.26456/22267719-2023-3-26-36.
18. Соколов Н.Д. Городское туристское пространство: оценка состояния // Сборник материалов участников XIX Большого географического фестиваля, посвященного 220-летию со дня начала первой русской кругосветной экспедиции под руководством И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского (1803-1806 гг.): Электронное издание (Санкт-Петербург, 07-09 апреля 2023 года). Санкт-Петербург: Свое издательство, 2023. С. 1191-1196. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=54510308 (дата обращения: 18.07.2024).
19. Соколов Н.Д. Город Клин: от экскурсионного к туристскому центру // Вестник Тверского государственного университета. Серия: География и геоэкология. 2022. № 3(39). С. 17-24. DOI 10.26456/2226-7719-2022-3-17-24.
20. Ritter W. Hotel location in big cities // Big City Tourism. F. Vetter (Ed.). 1986. Pp. 355-364.
Поступила в редакцию 15.08.2024
Соколов Никита Дмитриевич, аспирант 3-го года обучения по специальности 1.6.13 «Экономическая, социальная, политическая и рекреационная география» ФГБОУ ВО «Тверской государственный университет» 170021, Россия, г. Тверь, ул. Прошина, 3 (корп. 2) E-mail: [email protected]
СЕРИЯ БИОЛОГИЯ. НАУКИ О ЗЕМЛЕ
N.D. Sokolov
CONCEPTS OF SPATIAL DEVELOPMENT OF TOURIST CITIES
DOI: 10.35634/2412-9518-2024-34-4-490-500
The article considers foreign (European) theories of spatial development of tourism in historical cities. In the domestic theory of "urban tourism" the most popular model is the functional spaces of the tourist city: much has been written about different types of such specialized spaces. Other models are less known, among them the most interesting is the model of the tourist-historical city (stages of formation of the tourist space). The model is of a debatable nature due to its limited use only in european medium-sized cities. At the same time, the main differences concern the assessment of the role of the historical center: its original significance as the main core of concentration of the tourist flow is not confirmed by specific examples, since there were other, stronger "magnets". The article attempts to clarify the well-known models of a tourist-historical city using the example of Klin, one of the old cities of Central Russia. A conclusion is made about the need for a more critical approach and adequate use of the theory of urban tourism for an objective assessment of the impact of tourism on the urban space.
Keywords: urban tourism, tourist-historical cities, the impact of tourism on urban space.
REFERENCES
1. Ashworth G.J. Tourism accommodation and the historic city, in Built Environment, 1989, 15(2), pp. 92-100. Available at: https://archive.org/details/touristhistoricc0000ashw (accessed: 18.07.2024).
2. Sokolov N.D., Yakovleva S.I. [The impact of tourism on urban space: a literature review], in Sovremennyeproblemy servisa i turizma, 2024, vol. 18, no. 1, pp. 16-32. DOI: 10.5281/zenodo.11400200 (in Russ.).
3. Mullins P. Cities as Places to Play, in The Tourist City. Dennis R. Judd, Susan S. Fainstein (ed), 1999, pp. 261-272. Available at: https://books.google.ru/books?id=HwhNZ_O2vEQC&printsec=frontcover&hl=ru#v=onepage&q&f= false (accessed: 19.07.2024).
4. Mullins P. Tourism urbanization, in International Journal of Urban and Regional Research, 1991, 15(3), pp. 326342. doi: 10.1111/j.1468-2427.1991.tb00642.x.
5. Spirou C. Urban tourism and urban change. Cities in a Global Economy. New York and London: Routledge, 2011. 304 p. Available at: https://books.google.ru/books?id=1dOsAgAAQBAJ&dq=Costas+Spirou+Urban+tourism+and +urban +change.+Cities+in+a+Global+Economy.&lr=&hl=ru&sour ce=gbs_navlinks_s (дата обращения: 18.07.2024).
6. Richards G., Palmer R. Eventful Cities: Cultural Management and Urban Revitalisation. London: Elsevier Limited, 2010, 534 p. Available at: https://doi.org/10.4324/9780080940960 (accessed: 20.07.2024).
7. Liao H., Pitts A. A brief historical review of Olympic urbanization, in The International Journal of the History of Sport, 2006, 23(7), pp. 1232-1252. DOI:10.1080/09523360600832502. Available at: https://www.researchgate.net/ publication/240520502_A_brief_historical_review_of_Olympic_urbanization (accessed: 18.07.2024).
8. Burtenshaw D., Bateman M., Ashworth G.J. The City in the West Europe. Chichester and New York: J. Wiley, 1981. Available at: https://archive.org/details/cityinwesteurope0000burt/page/n5/mode/2up (accessed: 18.07.2024).
9. Burtenshaw D., Bateman M., Ashworth G.J. The European city: a Western Perspective. New York: Halsted Press and London: David Fulton Publishers, 1991. Available at: https://archive.org/details/europeancitywest0000burt (accessed: 18.07.2024).
10. Ashworth G.J., Tunbridge J.E. The Tourist-Historic City: Retrospect and Prospect of Managing the Heritage City. Amsterdam & New York: Pergamon, 2000. Available at: https://archive.org/details/touristhistoricc0000ashw_j0l0 (accessed: 18.07.2024).
11. Cohen-Hattab K. Historical Research and Tourism Analysis: The Case of the Tourist-Historic City of Jerusalem, in Tourism Geographies. 2004. 6(3). 279-302. doi: 10.1080/1461668042000249629. Available at: https://www.researchgate.net/publication/232826941_Historical_Research_and_Tourism_Analysis_The_Case_of_th e_Tourist-Historic_City_of_Jerusalem (дата обращения: 18.07.2024).
12. Vlodarchik B. [The cycle of development of the tourist space], in Turizm i regional'noe razvitie, Smolensk: Universum Publ., 2006, iss. 4, pp. 225-234 (in Russ.).
13. Liszewski S. Przestrzen turystyczna, in Turyzm, 1995, 5(2), Pp. 87-103.
14. Butler R.W. The Concept of a Tourism Area Cycle of Evolution: Implications of Resources Management, in The Canadian Geographer 1980. 24(1), pp.6-12.
15. Dzhandzhugazova E.A. [Tourism and innovation development: FSEIHVE RSUTS Project "Russia live map"], in Sovremennye problemy servisa i turizma, 2010, no. 3, pp. 66-72. Available at: https://znanium.ru/read?id=111832 (accessed: 20.07.2024) (in Russ.).
16. Konyshev E.V. [Typology of tourist and recreational space], in Geograficheskiy vestnik [Geographical Bulletin], 2020, 1(52), pp. 32-41. Available at: https://press.psu.ru/index.php/geogr/article/view/3193/2323 (accessed: 20.07.2024) (in Russ.).
17. Sokolov N.D. [Shopping space of a tourist city: on the example of Barcelona], in Vestn. Tverskogo Gos. Univ. Seri-ya: Geografiya i geoekologiya, 2023, no. 3(43), pp. 26-36. DOI 10.26456/2226-7719-2023-3-26-36 (in Russ.).
18. Sokolov N.D. Gorodskoe turistskoe prostranstvo: otsenka sostoyaniya [Urban tourist space: assessment of the state], in Sborn. mater. uchastnikov XIX Bolshogo geograficheskogo festivalya, posvyashchennogo 220-letiyu so dnya nachala pervoj russkoj krugosvetnoj ekspedicii pod rukovodstvom I. F. Kruzenshterna i YU.F. Lisyanskogo (18031806 gg.): Elektronnoe izdanie (Sankt-Peterburg, 07-09 April 2023). St.-Petersburg: Svoe izdatelstvo, 2023, pp. 1191-1196. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=54510308 (accessed: 18.07.2024) (in Russ.).
19. Sokolov N.D. [City of Klin: from excursion to tourist center], in Vestn. Tverskogo Gos. Univ. Seriya: Geografiya i geoekologiya, 2022, no. 3(39), pp. 17-24. DOI 10.26456/2226-7719-2022-3-17-24 (in Russ.).
20. Ritter W. Hotel location in big cities, in Big City Tourism, F. Vetter (Ed.), 1986, pp. 355-364.
Received 15.08.2024
Sokolov N.D., 3rd year postgraduate student Tver State University Proshina st., 3/2, Tver, Russia, 170021 E-mail: [email protected]