29 (119) - 2012
Вопросы экономики
УДК 338.51
КОНЦЕПЦИИ ПОСТРОЕНИЯ СИСТЕМЫ ВНУТРЕННЕГО ЦЕНООБРАЗОВАНИЯ НА ПРОДУКЦИЮ ВОЕННОГО НАЗНАЧЕНИЯ*
Г. А. ЛАВРИНОВ,
доктор экономических наук, профессор, заместитель начальника института по научной работе
E-mail: gelavrinov@yandexl. ru А. Г. ПОДОЛЬСКИЙ, доктор экономических наук, ведущий научный сотрудник
E-mail: podolskijag@mail. ru 46-й Центральный научно-исследовательский институт Минобороны России Е. Ю. ХРУСТАЛЁВ, доктор экономических наук, профессор, ведущий научный сотрудник E-mail: stalev@cemi. rssi. ru Центральный экономико-математический институт РАН
В статье проведен анализ различных концепций ценообразования на продукцию военного назначения, рассмотрена их экономическая суть и реализующие их методические подходы.
Ключевые слова: ценообразование, продукция военного назначения, оборонно-промышленный комплекс, контрактная цена, рынок, план, конкуренция, государственный оборонный заказ, монополия, инновация.
Условия, в которых осуществляется формирование стоимостных показателей, характеризуются используемой концептуальной, нормативной и инструктивно-методической базой, являющейся, своего рода фундаментом, на котором строится практическая работа по формированию цен, и
* Статья подготовлена при поддержке РФФИ (проект № 12-06-00209-а).
характеризующей централизованную и рыночную систему ценообразования в Российской Федерации [1,2,8-10].
Несмотря на то, что рыночные условия хозяйствования в России в настоящее время в целом сформировались, система ценообразования на продукцию военного назначения (ПВН) находится еще в стадии становления. В последнее время идет активное ее совершенствование, в том числе с учетом зарубежного опыта, направленное на повышение обоснованности цен и эффективности использования финансовых ресурсов, выделяемых на развитие ПВН.
Система внутреннего ценообразования может базироваться на различных концепциях: затратного подхода, параметрической, рыночной, декомпозиции образца, предельных цен, ценообразования на всем жизненном цикле образца. Для обоснованного анализа каждой из указанных концепций следует
рассмотреть их экономическую суть и различные методические подходы, их реализующие.
Концепция затратного подхода к ценообразованию. Затратный подход к ценообразованию на продукцию военного назначения (ПВН) основан на учете всех затрат, наценок на стоимость и прибыли. Состав затрат установлен специальным нормативным обеспечением, определяющим порядок учета состава затрат на производство ПВН, поставляемой по государственному оборонному заказу, и на создание научно-технической продукции военного назначения. Прибыль определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 04.05.2012 № 441 «О некоторых вопросах определения начальной цены (цены) государственного контракта по государственному оборонному заказу».
Указанный подход применяется для прогнозирования цены контракта на создание ПВН, для которой могут быть оценены расход сырья и материалов; трудоемкость работ, связанных с проведением научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, испытаний и производства (ремонта) образцов; количество опытных образцов; экономические показатели финансово-хозяйственной деятельности головной организации и ее подрядчиков.
Основное достоинство затратного подхода к формированию цены состоит в том, что в его основе лежит калькулирование издержек производства и сбыта продукции, что облегчает контроль расходования финансовых ресурсов заказчиком. Поэтому считается, что цена, определенная с использованием указанного подхода, имеет максимальный уровень обоснованности [5].
Следует отметить, что при долгосрочном прогнозировании оценка цены, полученная с применением затратного подхода, может иметь весьма незначительную достоверность в силу низкой точности определения необходимых для калькулирования затрат исходных данных. В ряде случаев при отсутствии исходных данных применить затратный подход не представляется возможным.
Концепция параметрического ценообразования основана на учете характеристик (тактико-технических характеристик) продукции военного назначения, определяющих потребительские свойства образца (например, максимальная скорость движения, максимальная высота полета, максимальная дальность полета и др.).
Применение указанной концепции ценообразования базируется на наличии параметрического
ряда и построении аналитической зависимости между ценой ПВН и основными ее характеристиками.
Параметрический ряд представляет собой совокупность однородной по общим конструктивным особенностям и технологии изготовления продукции одного функционального назначения, отличающейся значениями характеристик.
Знание характеристик образца ПВН позволяет с использованием соответствующих моделей (моделирующих комплексов) оценивать эффект от применения альтернативных образцов. Применение концепции «параметрического» ценообразования дает возможность осуществлять сопоставление альтернативных вариантов создания перспективного образца ПВН и обосновывать выбор рационального по критерию «эффект — затраты» варианта. Это позволяет обеспечить эффективное расходование финансовых ресурсов [3].
Кроме этого, достоинством рассматриваемой концепции ценообразования является возможность ее применения при формировании долгосрочных планов развития ПВН, когда отсутствуют данные по трудоемкости работ и имеется только минимальный объем исходных данных в виде основных характеристик перспективного образца.
Концепция параметрического ценообразования является составной частью ценностной системы ценообразования, в основе которой лежит взаимосвязь цены ПВН и ее качества, определяемого исходя из достигнутых характеристик образца. Применение указанной концепции ставит барьер на необоснованном повышении цены, не связанном с повышением качества продукции.
Концепция параметрического ценообразования реализуется на практике посредством применения следующих параметрических методов ценообразования: балльного метода, метода удельных показателей, метода регрессионного анализа, метода индексации цены.
Балльный метод основан на использовании экспертных оценок значимости для заказчика значений характеристик (тактико-технических характеристик) оцениваемой продукции военного назначения.
Определение цен балльным методом включает следующие этапы:
а) выбор основных характеристик продукции, определяющих ее потребительские свойства (эффект от применения образца);
б) оценка значимости характеристик ПВН;
в) определение количества баллов для каждой характеристики ПВН;
г) определение стоимостной оценки одного балла;
д) расчет цены продукции по формуле
Ц = СУ Бо,с,
где: c — стоимостная оценка одного балла;
п — количество учитываемых при ценообразовании параметров;
БО — балльная оценка 7-й характеристики оцениваемой ПВН;
р7 — значимость 7-й характеристики ПВН. Стоимостная оценка одного балла определяется по формуле
с,
п '
У Б с
/ ' а7 7
7=1
где: Ца — цена образца-аналога;
Ба7 — балльная оценка 7-й характеристики образца-аналога.
Если имеется несколько видов образцов-аналогов, то для оценки стоимости одного балла используется формула:
- V ЦА
c=У-
•>4)
=1 У Б
ау с'
где т — количество учитываемых при ценообразовании видов образцов-аналогов; Ц4у — цена образца-аналога у-го вида; Бау — балльная оценка 7-й характеристики образца-аналога у-го вида. Недостатком рассмотренного метода является субъективизм при выборе состава учитываемых характеристик ПВН, их значимости, а также балльной оценке характеристик образца-аналога и оцениваемого образца ПВН. Достоинством указанного метода является возможность проведения оперативных расчетов.
Метод удельных показателей применяется для определения цены ПВН, качество которой можно охарактеризовать одной основной характеристикой.
Аналитическая зависимость для расчета цены указанным методом имеет вид Ц = С °У, где С0 — стоимость единицы основной характеристики; У — количественное значение основной характеристики.
Для оценки стоимости единицы основной характеристики используются фактическая цена образца-аналога одного функционального назначения и значение ее характеристики:
С0 = Ца.,
Уа
где Ца — цена образца-аналога;
У — количественное значение основной ха-
а
рактеристики базовой продукции.
Если имеется несколько видов образцов-аналогов, то для оценки С 0 используется формула
т Ц
^ У '
у =1 ау
где Цау- — цена образца-аналога у-го вида;
У — количественное значение основной характеристики образца-аналога у-го вида.
Недостатком рассмотренного метода является низкая точность оценки цены, а достоинством — минимальный объем исходных данных и оперативность расчетов.
Метод регрессионного анализа основан на определении аналитической зависимости между характеристиками и ценами продукции, принадлежащей одному параметрическому ряду.
В регрессионной модели цена представляется в виде функции от набора аргументов, в качестве которых, как правило, выступают тактико-технические и эксплуатационные характеристики образцов ПВН.
Построение уравнения регрессии осуществляется в два этапа. На первом этапе, называемым спецификацией, осуществляется выбор характеристик ПВН, которые оказывают существенное влияние на стоимость мероприятия, и определяется общий вид уравнения регрессии. На этом этапе должен быть проведен качественный анализ взаимосвязи цены ПВН с включенными в регрессионную модель характеристиками.
На втором этапе осуществляется оценка параметров (коэффициентов) уравнения регрессии. Для этого, как правило, используется метод наименьших квадратов, согласно которому параметры уравнения регрессии подбираются так, чтобы сумма квадратов отклонений наблюдений от линии регрессии была минимальной, что в аналитическом виде записывается следующим образом:
УС (р )- с» (р )
^ тт,
=1
=1
где Сф (р ) — фактическая цена >й ПВН;
СР1 (р) — расчетное значение цены 7-й ПВН, определенное с использованием регрессионной зависимости.
На данном этапе проводится также статистическая проверка значимости параметров регрессии. При этом все цены ПВН должны быть приведены к сопоставимому виду.
Положительной стороной использования регрессионной модели является то, что для ее построения, как правило, не требуется моделирование параметров объекта прогнозирования, определение его конструкции и применяемых материалов, а также видов и параметров технологических и эксплуатационных процессов.
Прогнозирование на основе регрессионных моделей базируется на переносе сложившихся в прошлом тенденций изменения цен в будущее. Поэтому использование регрессионных зависимостей осуществляется с приемлемой точностью при краткосрочном и среднесрочном прогнозировании, когда не предвидится значительных качественных изменений (скачков) в техническом облике образца ПВН и количественных улучшений характеристик ПВН, требующих учета новых факторов или изменяющих структуру цены [6]. Иными словами, регрессионные модели хорошо отражают эволюционный этап развития образца ПВН.
Регрессионные зависимости могут применяться и для осуществления долгосрочного прогнозирования цен, но при этом необходимо иметь в виду, что чем значительнее улучшение характеристик перспективного образца, что прежде всего относит-
Цена ПВН
Размер доверительного интервала при значительном удалении от X
Характеристика ПВН, X
Рис. 1. Размер доверительного интервала цены ПВН в зависимости от удаления от среднего значения характеристики ПВН X
ся к этапу «революционного» развития ПВН, тем ниже точность прогнозирования цены. Однако это негативное обстоятельство компенсируется тем, что для применения регрессионной модели требуется значительно меньше исходных данных по сравнению с калькуляционным методом. Отмеченное обстоятельство иллюстрируется рис. 1.
При прогнозировании стоимости реализации мероприятий могут использоваться регрессионные зависимости, отражающие тенденции изменения цены ПВН во времени. В этом случае в качестве аргумента в регрессионной модели используется время начала реализации мероприятия. Такой подход к прогнозированию цены применяется при выполнении следующих условий:
1) имеется большое количество характеристик, оказывающих влияние на цену ПВН, среди которых не представляется возможным выделить основные, и испытывается недостаток в статистических данных для применения регрессионных моделей, учитывающих значения характеристик образца ПВН;
2) наблюдается четко выраженная тенденция к возрастанию или убыванию цены образца ПВН во времени.
Фактор времени играет важную роль при формировании прогнозной оценки цены ПВН, что обусловлено следующими основными причинами:
— протеканием в экономике инфляционных процессов, приводящих к росту издержек производства ПВН при неизменных ее потребительских свойствах (характеристиках);
— повышением производительности труда, способствующей снижению издержек производства;
— техническим и технологическим прогрессом, приводящим не только к улучшению тактико-технических характеристик, но и, как правило, к значительному росту стоимости создания образцов вооружения и военной техники (ВВТ).
Пусть регрессионная зависимость представляет собой линейную зависимость стоимости реализации мероприятия от тактико-технических характеристик образца ВВТ. Тогда регрессионная зависимость может быть представлена в следующей матричной записи:
У = ЬХ + е,
где У — вектор значений зависимой переменной,
п х1;
Ь — вектор оценок параметров, k + 1 х 1;
X — матрица значений независимых переменных, т + k х 1; e — вектор ошибок, n х 1. Важное значение имеет выполнение следующих условий: ошибки подчиняются нормальному закону распределения; математическое ожидание ошибок равно нулю: М (е) = 0; дисперсия ошибок постоянна: D (e)= const; ошибки прогнозирования являются независимыми.
При выполнении указанных условий оценки параметров регрессии, полученные методом наименьших квадратов, обладают рядом положительных свойств:
а) оценки параметров регрессии являются несмещенными, т. е. математическое ожидание параметра равно его истинному значению;
б) оценки параметров регрессии являются состоятельными, т. е. дисперсия оценки параметра стремится к нулю с возрастанием объема выборки;
в) оценки параметров регрессии являются эффективными, т. е. они имеют минимальную дисперсию по сравнению с любыми другими линейными и несмещенными оценками их параметров.
Если последние два условия относительно ошибок прогнозирования не выполняются, то свойство несмещенности оценок сохраняется, однако оценки оказываются менее эффективными, чем в случае, когда указанные условия соблюдаются.
Предположение о нормальности распределения случайных ошибок необходимо для проверки значимости параметров регрессии и для их интервального оценивания.
Если регрессионная зависимость является нелинейной, то она первоначально приводится к линейному виду. Для приведения нелинейной функции к линейному виду может быть применено логарифмирование. Кроме того, независимые переменные, имеющие степень, отличающуюся от первой, заменяются другими независимыми переменными в первой степени, и к полученной таким образом новой системе переменных применяется метод наименьших квадратов.
Рассмотрим частный вид регрессионной зависимости, имеющей практическое значение, когда она имеет экспоненциальный вид. В этом случае прогнозная оценка затрат определяется по формуле С (t ) = b1eb2t,
где b1, b2 — коэффициенты регрессионной зависимости.
Коэффициент Ь2 характеризует темп прироста стоимости реализации мероприятия во времени:
С '(7 )
b2 =
С (t У
где С' (7) — производная функции С(7), характеризующей изменение стоимости мероприятия во времени.
У экспоненциальной кривой при Ь2 > 1 стоимость растет во времени с постоянным относительным приростом. Поскольку база для расчета прироста не остается постоянной, а растет с увеличением X, то абсолютный прирост ускоренно возрастает. При Ь2 < 1 получаем убывающий ряд, у которого отрицательные темпы прироста стоимости во времени постоянны, а абсолютные значения отрицательных приростов уменьшаются.
Достоинством рассмотренного метода является, как правило, достаточно высокая точность оценки цены на интервале варьирования значений характеристик ПВН, для которого имеются фактические данные о цене, а недостатком — резкое снижение точности прогноза цены при выходе за пределы указанного интервала.
При применении метода индексации цены принимается, что, во-первых, характеристики образца или состав и объем выполняемых работ по созданию ПВН остаются неизменными, во-вторых, годовые объемы производства и этапы серийного производства продукции должны совпадать. В этом случае индексация позволяет отразить меняющиеся макроэкономические условия, определяемые мировой конъюнктурой цен на сырье и материалы, размерами тарифов на перевозки, налоговыми ставками и другими экономическими параметрами.
Общий вид аналитической зависимости для прогнозирования цен с использованием метода индексации при условии, что продолжительность создания ПВН не выходит за пределы 7-го года, имеет вид
Ц (р )= к (^ 7)Ц ()
где Ц (р) — цена ПВН в ценах расчетного 7р--го года;
К (р, 7) — коэффициент, характеризующий соотношение стоимости продукции в 7-м году и расчетном 7р-м году;
Ц () — цена ПВН в ценах расчетного 7-го года.
Если продолжительность создания ПВН выходит за пределы одного года, то цена ПВН определяется в зависимости от года, к которому приводятся затраты, по одной из формул:
— в ценах расчетного года
ц ('р )=! к ('Р. *)с (*);
— в текущих ценах:
*к
Ц = £ К ( X + А*, х ) С( х ),
где tk — год окончания выпуска ПВН, для которой имеется фактическая цена; tn — год начала создания ПВН, для которой имеется фактическая цена; К(т+Д^ т) — индекс цен, характеризующий изменение цен на отрезке вре мен и [т + Дt, т]; Дt — разница между годом начала создания ПВН, для которой имеется фактическая цена, и годом начала создания одноименной ПВН на плановом периоде времени; С(т) — стоимость ПВН в т-м году. Для повышения точности индексирования цен может осуществляться индексация отдельных статей расходов
Указанный подход базируется на группировке затрат по статьям калькуляции.
Общий вид аналитической зависимости для прогнозирования цены создания ПВН (в ценах расчетного года tp) с использованием метода индексации отдельных статей расходов при условии, что продолжительность создания ПВН не выходит за пределы ^го года, имеет вид
ц (р )= I к ^ Ос (о
+
+
к ^ t(t) КДс (tp),
Если продолжительность создания ПВН выходит за пределы одного года, то цена ПВН определяется в зависимости от года, к которому приводятся затраты, по одной из формул: — в ценах расчетного года
ц ('Р ) = ^ (' ^
IК ('Р, X) С (X) +
к ('р - *
) Сп ( X )
— в текущих ценах:
ц=I (*+А< ){х к [(А<), * ] с, (х) -
+ К [( х + Лt), X ] Сп ( X)},
где Кг (р, t) — индекс, характеризующий инфляцию издержек на отрезке времени , t J по г-й статье калькуляции;
Сг (t ) — затраты по г-й статье калькуляции в ценах ^го года;
К (р, t) — индекс цен, характеризующий изменение цен на отрезке времени t J; Сп () — прибыль в ценах ^го года;
Кндс (tp ) — действующий в tp -м году налог на добавленную стоимость.
где Квдс (т + Дt) — действующий в (т + Д^-м году налог на добавленную стоимость; К [(т + Дt), т] — индекс цен, характеризующий инфляцию издержек на отрезке времени [(т + Дt), т] по г-й статье калькуляции. Достоинством рассмотренного метода является простота расчетов. При этом точность полученных с использованием указанного метода прогнозных оценок в существенной степени зависит от того, насколько адекватно отражают индексы цен динамику издержек производства. Недостатком указанного метода является то, что средние индексы цен по выбранному направлению экономической деятельности могут существенно отличаться от фактической динамики цен на рассматриваемый вид продукции.
Концепция рыночного ценообразования реализуется с использованием различных подходов, которые изложены ниже [7].
Первый подход, получивший наибольшее распространение, предусматривает конкурсное размещение заказов, реализуемое посредством проведения торгов. Указанная концепция используется в том случае, когда имеется конкурентная среда. Выбор исполнителя осуществляется по совокупности критериев, одним из которых является предлагаемая потенциальным исполнителем контракта цена.
Другой подход к ценообразованию реализуется в ходе проведения торговых переговоров, когда имеется только один потенциальный исполнитель контракта, представляющий заказчику проект контрактной цены и соответствующее технико-эконо-
мическое обоснование. В ходе переговоров осуществляется формирование согласованной цены, в процессе которого учитываются интересы как заказчика, так и исполнителя.
Разновидностью концепции рыночного ценообразования является концепция рыночных аналогов, реализуемая посредством формирования совокупности образцов-аналогов из множества существующих или планируемых к созданию организациями, являющимися конкурентами на рассматриваемом сегменте рынка, образцов одного функционального назначения и выбора образца, обладающего наиболее близкими к оцениваемому образцу характеристиками.
В качестве критерия близости характеристик оцениваемого образца и выбранного образца-аналога может использоваться показатель
JM
Ес * (х* - )
повышению ценности (конкурентоспособности) продукции, а второе О 2 — номера характеристик, уменьшение которых способствует повышению ценности (конкурентоспособности) продукции.
После формирования указанных множеств осуществляется оценка показателя, характеризующего качество образца ПВН:
к = Е
^ок
+
Е
ХЩ*к ке°2
а/*
ок
к=1
О < с* < ^
м
Е с к=1,
к=1
где Хок — значение к-й характеристики оцениваемого образца;
ха* — значение к-й характеристики образца-аналога у-го вида;
ск — значимость к-й характеристики образца для заказчика.
Пусть таким образцом является образец-ана-лог'*-го вида. Тогда, если оцениваемый образец и образец-аналог характеризуются одной основной характеристикой, отражающей его полезность (ценность) для потребителя, для оценки цены используется формула
Ц
Ц=хо,
где Ц , — цена образца-аналога'"-го вида;
х , — значение основной характеристики об-разца-аналогау -го вида; хо — значение основной характеристики оцениваемого образца.
Если потребительские свойства оцениваемого образца и образца-аналога характеризуются совокупностью одноименных характеристик, то для оценки цены предварительно осуществляется разделение совокупности характеристик на два множества. Первое множество О содержит номера характеристик, возрастание которых способствует
кеО1
0 < с* < 1,
м
Е с к=1,
к=1
где хок — значение к-й характеристики оцениваемого образца;
х — значение к-й характеристики образца-
аналога у'*-го вида.
Значение показателя качества оцениваемого образца, определенное выше, подставляется в формулу Ц = Ко Ц,, где Цу., — цена образца-аналога у*-го вида.
Для внутреннего ценообразования может быть использована также такая разновидность концепции рыночного ценообразования, как концепция предельной цены. Ее суть состоит в определении так называемой верхней лимитной цены, при превышении которой ПВН не будет пользоваться спросом на рынке.
Верхняя лимитная цена может устанавливаться не только на финальный образец, но и на любую составную часть (подсистему) образца. В этом случае ее превышение приведет к превышению верхней лимитной цены финального образца (при прочих равных условиях).
Расчет верхней лимитной цены основан на определении эффекта от использования (применения) оцениваемого образца и существующего образца-аналога одного функционального назначения. При этом цена оцениваемого образца определяется из условия равенства расходов на обеспечение требуемого эффекта при использовании оцениваемого образца и образца-аналога. В качестве образца-аналога может выступать отечественный или зарубежный образец одного функционального назначения. Учет эффекта от использования (применения) образца при ценообразовании позволяет реализовать концепцию ценностного ценообразования [4].
Пусть для достижения требуемого эффекта требуется оцениваемых образцов и N об-
с
к
к
разцов-аналогов, а средняя цена образца-аналога составляет Ца . Тогда цена оцениваемого образца определяется по формуле
Ц=Ц ^ .
N
Важное значение для обеспечения эффективного использования финансовых ресурсов является реализация концепции ценообразования на всем жизненном цикле образца. Ее суть состоит в том, что при принятии решения о создании перспективного образца ПВН определяются цены не только на разработку, но и на все последующие стадии жизненного цикла, а именно, на производство, капитальное строительство, эксплуатацию, капитальный ремонт и утилизацию. Это позволяет оценить полные затраты на реализацию жизненного цикла образца и тем самым выбрать вариант создания образца, обеспечивающий минимизацию суммарных бюджетных расходов на всем жизненном цикле образца. При этом финансовые и технологические риски должны быть приемлемыми для заказчика.
Важным достоинством рассмотренных в рамках концепции рыночного ценообразования подходов является взаимосвязь показателей, характеризующих ценность ПВН для заказчика с его расходами, что, во-первых, стимулирует исполнителей заказа к совершенствованию ПВН и повышению его конкурентоспособности, а во-вторых, исключает возрастание цены, не связанное с повышением качества образца.
Концепция декомпозиции образца реализуется на практике использованием агрегатного метода ценообразования, предусматривающего декомпозицию образца на составные части, и применения для оценки стоимости каждой из них одного из вышерассмотренных методов определения цены.
Общий вид аналитической зависимости для определения цены указанным методом имеет вид
N
Ц = КI С ,
]=1
где Ц — цена ПВН;
К — коэффициент, характеризующий дополнительные расходы на сборку образца и его проверку (тестирование), а также формирование
прибыли;
С — стоимость 7-й составной части ПВН.
] ■>
Сопоставляя затратное и ценностное ценообразование, можно сделать вывод, что затратное ценообразование, на первый взгляд являющееся
самым объективным подходом к формированию цены контракта, в то же время обладает рядом следующих недостатков.
Во-первых, не учитывает, что при относительно заниженной цене и минимальной рентабельности достигается увеличение объема продаж, а это ведет к снижению средних затрат на производство единицы продукции и постепенному повышению прибыли с каждой единицы продукции. Практическая реализация затратного подхода может привести к установлению слишком высоких цен на рынках с ухудшающейся конъюнктурой и слишком низких цен на рынках с растущим спросом.
Во-вторых, указанный подход к ценообразованию не учитывает эффекта от использования (применения) продукции на всем жизненном цикле образца. Можно увеличить затраты на опытно-конструкторские работы, но при этом сократить затраты на серийное производство образца продукции военного назначения за счет совершенствования технологии производства и надежности образца в эксплуатации.
В-третьих, ценностное ценообразование в противоположность затратному учитывает качество продукции и ставит в прямую зависимость возрастание цены от ценности продукции для заказчика, противодействуя тем самым необоснованному повышению цены на продукцию военного назначения.
Суть ценностного ценообразования и его отличие от затратного наглядно представлено на рис. 2.
В качестве стоимостной оценки ценности продукции может быть взята верхняя лимитная цена, превышение которой делает нерациональным с
о а
01
Выигрыш заказчика
Прибыль
Издержки производства
о а
01
Рис. 2. Соотношение цены продукции и ее ценности
военно-экономической точки зрения закупку продукции военного назначения. Из рис. 2 видно, что при превышении издержек ценности продукции прибыль исполнителя и выигрыш заказчика отсутствуют. Если издержки исполнителя меньше лимитной цены, то возникает задача распределения разницы в ценности продукции и ее ценой между исполнителем (прибыль) и заказчиком (выигрыш покупателя). Эта проблема может решаться в ходе торговых переговоров.
Заключение. В ходе исследования проведен анализ различных концепций построения системы внутреннего ценообразования на продукцию военного назначения и выявлены их достоинства и недостатки.
Концепция затратного подхода к ценообразованию на продукцию военного назначения реализуется посредством учета всех затрат, наценок на стоимость и прибыли.
Концепция параметрического ценообразования основана на учете тактико-технических характеристик продукции военного назначения, определяющих потребительские свойства образца.
Концепция рыночного ценообразования реализуется конкурсным размещением заказов, торговыми переговорами с единственным поставщиком, использованием подходов рыночных аналогов, предельной цены.
Концепция декомпозиции образца реализуется применением агрегатного метода ценообразования, предусматривающего декомпозицию образца на составные части.
Концепция предельной цены состоит в определении так называемой верхней лимитной цены, при превышении которой ПВН не будет пользоваться спросом на рынке.
Суть концепции ценообразования на всем жизненном цикле образца состоит в том, что при принятии решения о создании перспективного образца
ПВН определяются цены не только на разработку, но и на все последующие стадии жизненного цикла: на производство, капитальное строительство, эксплуатацию, капитальный ремонт и утилизацию.
Список литературы
1. Борисова О. В. Ценообразование в коммерческой деятельности. М.: Академия, 2012.
2. Данченок Л. А., Иванова А. Г. Маркетинговое ценообразование: политика, методы, практика. М.: ЭКСМО, 2006.
3. Желтухин П. С., Лавринов Г. А., Хрус-талёв Е. Ю. Метод оценки объемов финансирования производства наукоемкой продукции военного назначения // Экономика и математические методы. 2008, Т. 44. № 2.
4. Лавринов Г. А., Подольский А. Г. Ценообразование на продукцию военного назначения: от затратной к ценностной концепции // Вооружение и экономика. 2012. № 1.
5. Лавринов Г. А., Подольский А. Г., Хрус-талёв Е. Ю. Анализ факторов, влияющих на ценообразование продукции военного назначения // Финансовая аналитика: проблемы и решения. 2011. № 32.
6. Лавринов Г. А., Хрусталёв Е. Ю. Методы прогнозирования цен на продукцию военного назначения // Проблемы прогнозирования. 2006. № 1.
7. Лавринов Г. А., Хрусталёв Е. Ю. Рыночный механизм размещения заказов на разработку наукоёмкой продукции военного назначения // Вооружение. Политика. Конверсия. 2005. № 4.
8. Магомедов М. Д., Куломзина Е. Ю., Чайкина И. И. Ценообразование: учебник. М.: Дашков и К°, 2009.
9. Невешкина Е. В. , Савонина С. В. , Фадеева О.В. Управление затратами и ценообразованием. Применение в условиях кризиса. М. : Омега-Л, 2010.
10. Шевчук Д. А. Правила ценообразования. М. : ГроссМедиа, 2012.
ВНИМАНИЮ КРЕДИТНЫХИ СТРАХОВЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ !
Предлагаемпубликацию годовой и квартальной отчетности.
Стоимость однойпубликации — 8 000рублей (НДСнеоблагается) задве журнальные страницы формата А4.
Тел./факс:(495) 721-85-75 [email protected] _у