КОНЦЕПЦИИ КОНСТИТУЦИОННОГО И ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА В ВОЗЗРЕНИЯХ С.А. КОТЛЯРЕВСКОГО
А.В. Кривенцова
Kriventsova A.V. Conceptions of constitutional and legal state in S.A. Kotlyarevsky’s views. The article deals with the correlation problem of the concepts of constitutional and legal state in the views of one of the most eminent theorists of Russian constitutionalism at the beginning of XX century S.A. Kotlyarevsky. Basic characteristic features of a constitutional state are revealed. The attention is focused on the necessity of application and realization of S.A. Kotlyarevsky’s state-legal conception in conditions of possible formation and development in Russia at the beginning of XX century and in contemporary conditions.
Идея правового государства всегда вызывала интерес в ученой среде. В настоящее время концепции конституционного и правового государства находятся в центре внимания юридической науки. Это связано с тем, что именно господство права как основополагающий признак правового государства способно надежно охранять неотъемлемые права и свободы человека и гражданина, обеспечивать подчиненность высшей власти народу, эффективно регулировать отношения собственности. Указанные положения должны находить отражение в основном законе любого конституционного государства.
Современные исследователи в данной области отмечают, что Россия уже более десяти лет существует в условиях демократической системы реального конституционализма, находясь лишь у истоков формирования правового государства [1]. Несмотря на то, что основополагающие положения правового государства нашли свое отражение в Конституции РФ 12 декабря 1993 г., механизм их реализации еще недостаточно отлажен, что связано с историческими особенностями развития страны, в которой длительное время господствовал авторитаризм. В данной связи особенно важным представляется исследование различных учений о праве и государстве, которые помогут не только оценить политико-правовые реалии минувших дней, но и позволить творчески применить их в современных условиях.
Разработкой концепции конституционного (правового) государства начала XX в. занимались такие виднейшие представители российской правовой мысли, как В.М. Гессен, М.М. Ковалевский, Ф.Ф. Кокошкин,
Н.И. Лазаревский, которые рассматривали данные категории в качестве тождественных
явлений [2-4]. С.А. Котляревский являлся одним из немногих теоретиков, разделявших понятия конституционного и правового государства.
Исследование С.А. Котляревским проблем конституционного государства началось в 1900-х гг. В этот период вышла в свет его первая работа «Совещательное представительство», посвященная проблемам организации и функционирования народного представительства. Фундаментальными трудами С.А. Котляревского считаются такие работы, как «Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора», «Правовое государство и внешняя политика», «Власть и право. Проблема правового государства», «Юридические предпосылки русских Основных законов», «Сущность
парламентаризма». В истории правовой мысли дореволюционной России знаменитый исследователь зарекомендовал себя как убежденный либерал и сторонник правового государства. Он отмечал, что «без политической свободы не могут расти ни материальные, ни духовные силы России» [5].
Под конституционным государством С.А. Котляревский понимал такую политическую форму, при которой «всей совокупности народа принадлежит политическое самоопределение», т. е. возможность народа активно влиять на ход политической мысли, возможность, определенную законом [6]. Причем одна из основных предпосылок правового государства виделась ему в «относительной независимости права от государства» [7].
Решительно выступая против попытки отождествления конституционного и правового государства, предпринятой некоторыми иностранными и российскими государство-ведами, С.А. Котляревский отмечал, что пра-
вовое государство «выражает только известный уклон, устремление, запечатлевшееся в государственном строении и деятельности. Правовое государство относится к миру идей, но идей, неизменно осуществляющихся и преобразующих факты» [7]. В этом смысле нельзя поставить знак равенства между ним и государством конституционным. Правовое государство осуществимо только через конституционный строй.
Разграничивая понятия конституционного и правового государства, исследователь уделял особое внимание характерным чертам, отличающим данные явления. Так, к основополагающим признакам конституционного государства относились народный суверенитет, представительное правление, федерализм, разделение властей, права и свободы человека и гражданина.
Идея народного суверенитета получила характер некоего «полемического орудия» против неограниченной власти [8]. Политический смысл суверенитета состоял в том, что совокупности полноправных граждан принадлежит учредительная власть - непосредственно или через их избранников. С.А. Котляревский отмечал, что данный принцип осуществляется тем полнее, чем наиболее свободны полноправные члены данного государственного союза в политическом самоопределении и чем большую часть нации они составляют.
На определенном этапе развития общества бюрократия перестает успевать за усложняющимися формами общественной жизни, становится неспособной к законодательной работе, которая отражала бы существующие общественные потребности. В данной связи она начинает заботиться об использовании своей власти не столько в интересах народа, сколько для охраны себя от посягательств со стороны других общественных элементов [8]. Выходом из такого положения признается призыв народных представителей к законодательной власти.
Унитарное и федеративное государство должно рассматриваться в качестве двух качественно противоположных типов, смешение которых невозможно. При этом степень федерализации может быть различна: в одних странах главная и большая часть государственных функций осуществляется центральной властью, а в других - правительствами отдельных штатов.
Проводя разграничение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную, С.А. Котляревский не отдавал предпочтения ни одной из ее ветвей, отмечая, что при разделении властей власть никогда не будет характеризоваться деспотическими признаками, ей не угрожает гипертрофия ее собственного могущества [9]. В данном случае власть будет построена на доверии, а доверие невозможно там, где нет действительной ответственности в организации последней.
Наконец, еще одним из признаков деятельности конституционного государства является закрепление и обеспечение конституцией таких основополагающих прав и свобод человека и гражданина, как неприкосновенность личности, свобода совести, слова, печати, собраний и союзов. В данном случае необходимо, чтобы вся нация была проникнута осознанием важности данных индивидуальных прав, той значительной опасности, которая исходит от их нарушения, в том числе государственной властью, а также способностью их защитить.
Характеризуя правовое государство, С.А. Котляревский отмечал, что его важнейшим компонентом является справедливость: «В самом правовом государстве, как здании, есть нечто неизменное. К существующей организации властвования и подчинения прилагается мерило такого властвования и такого подчинения, которое оправдывается неизменной основой сменяющихся правовых воззрений, - оправдывается справедливостью. Государство должно быть правовым, потому что оно должно быть справедливым» [7]. Искание правового государства приводит нас к справедливости; если призрачна последняя, то нет смысла и в первом.
С точки зрения С.А. Котляревского, в основе правового государства должен лежать тезис о господстве права. «Принцип господства права представляется столь же незыблемым, сколь и достаточным основанием его системы». При этом верховенство закона есть одно из условий воплощения правового государства. Однако смысл это верховенство получает лишь тогда, если закон справедлив и способ его создания есть в то же время возможное при недостатках человеческой природы обеспечение этой справедливости. В данной связи господство не стоит идеали-
зировать, т. к. «лишь в известных пределах может в нем воплотиться верховенство права, в меньших - господство справедливости, а еще в меньших - справедливости высшей, расширенной до благости».
Кроме этого, правовое государство невозможно представить без института независимого, беспристрастного суда, являющегося воплощением средства защиты прав и свобод человека и гражданина. Особенностью такого государства является то, что оно даже этически не вправе претендовать на создание граждан по своему усмотрению и подобию. В данной связи сохранение индивидуальности представляет собой одно из самых жизненных задач общего интереса, т. к. именно через подобную охрану личности осуществляется путь к возвышению самостоятельности, инициативы, которые и «составляют одну из самых основных предпосылок реализации правового общественного строя, важнейшим, хотя и не единственным элементом которого является правовое государство» [7].
Подводя итоги, отметим, что огромный вклад в исследование проблемы конституционного и правового государства внес известный общественный деятель, теоретик российского конституционализма начала XX в. С.А. Котляревский. Он разделял понятия конституционного и правового государства, отмечая, что конституционное государство представляет собой такую политическую форму, при которой «всей совокупности народа принадлежит политическое самоопределение», а правовое «выражает только известный уклон, устремление, запечатлевшееся в государственном строении и деятельности». В данной связи конституционное государство является предпосылкой для формирования правового.
Разграничивая понятия конституционного и правового государства, исследователь уделял особое внимание характерным чертам, отличающим данные явления друг от друга. Так, к основополагающим признакам конституционного государства он относил
народный суверенитет, представительное правление, федерализм, разделение властей, права и свободы человека и гражданина. Важнейшими компонентами правового государства считались справедливость, господство права, законность, правопорядок.
В настоящее время большинство исследователей, оценивая современную российскую государственность, отмечают, что страна на данном этапе своего развития находится у истоков формирования правового государства. Конституция РФ определяет российскую государственность как демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Вместе с тем, полагаем, что можно согласиться с утверждением С.А. Котляревского, что правовое государство представляет собой известный уклон, определенный ученым как некое направление движения, которое нельзя абсолютизировать. Конституционное государство - это реальность, а правовое - скорее идеал, к которому необходимо стремиться.
1. Тепляшип И.В. // Журнал российского права. 2002. № 1. С. 37.
2. Гессен В. М. Теория правового государства. М., 1913.
3. Гессен В.М. На рубеже. СПб., 1906.
4. Кокошкин Ф.Ф. Лекции по общему государственному праву. М., 1912.
5. Котляревский С.А. // Полярная звезда. 1906. № 5. С. 1.
6. Котляревский С.А. Конституционное государство. Опыт политико-морфологического обзора. СПб., 1917.
7. Котляревский С.А. Власть и право. Проблема правового государства. М., 1915.
8. Котляревский С.А. Совещательное представительство. Ростов н/Д., 1905.
9. Котляревский С.А. Правовое государство и внешняя политика. М., 1993.
Поступила в редакцию 16.11.2006 г. Принята к печати 7.12.2006 г.