Научная статья на тему 'Концепции и модели развития сельского туризма за рубежом'

Концепции и модели развития сельского туризма за рубежом Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
3430
400
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
сельский туризм / регулирование / концепция / модель / услуга

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Трухачев Александр Владимирович

Феномен сельского туризма известен достаточно давно, в настоящее время он занимает прочное место в глобальной туриндустрии. На национальном уровне феномен сельского туризма принимает разнообразные формы, в которых реализуются различные подходы к разработке соответствующего туристского продукта, его интеграции с дополнительными услугами. Как показало проведённое автором исследование, успешность развития сельского туризма зависит от тех усилий, которые предпринимают государственные и региональные органы регулирования, а также субъекты местного самоуправления. В статье представлены сложившиеся практики поддержки и регулирования сельского туризма, обобщены научные подходы к формализации государственного регулирования сельского туризма, группировке его функций. Доказано, что феномен сельского туризма возникает на стыке трех объектов управления: региональной политики в части развития сельских местностей, политики в области развития туризма, прежде всего, в направлении диверсификации туристского продукта, а также политики по развитию сельского хозяйства, продвижения технологий и производимой продукции. На основе полученных результатов автором представлена трактовка видов государственной политики по развитию сельского туризма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN CONCEPTS AND DEVELOPMENT MODELS OF RURAL TOURISM

The phenomenon of rural tourism is known for a long time, now it holds a strong position in the global tourism industry. At national level the phenomenon of rural tourism takes a variety of forms, in which different approaches to the appropriate tourism product development and its integration with additional services are implemented. The study conducted by the author demonstrates that the success of rural tourism development depends on the efforts of national and regional regulatory agencies, as well as local government entities. The article presents established practices of support and regulation of rural tourism, summarizes scientific approaches to the formalization of the rural tourism state regulation and grouping of its functions. It is proved that the phenomenon of rural tourism appears at the intersection of three management objects: regional policy in terms of development of rural areas, tourism development policies, especially in diversification of the tourism product, as well as agriculture development policies, promotion of technologies and products. Based on the research results the author presents interpretation of the types of the rural tourism development public policies.

Текст научной работы на тему «Концепции и модели развития сельского туризма за рубежом»

Т. 10, N0. 7(68) 2016

УДК 338.48 й01: 10.12737/21820

ТРУХАЧЕВ Александр Владимирович

Ставропольский государственный аграрный университет (г. Ставрополь, РФ);

кандидат экономических наук, доцент; [email protected]

Концепции и модели развития сельского туризма за рубежом

Феномен сельского туризма известен достаточно давно, в настоящее время он занимает прочное место в глобальной туриндустрии. На национальном уровне феномен сельского туризма принимает разнообразные формы, в которых реализуются различные подходы к разработке соответствующего туристского продукта, его интеграции с дополнительными услугами. Как показало проведённое автором исследование, успешность развития сельского туризма зависит от тех усилий, которые предпринимают государственные и региональные органы регулирования, а также субъекты местного самоуправления.

В статье представлены сложившиеся практики поддержки и регулирования сельского туризма, обобщены научные подходы к формализации государственного регулирования сельского туризма, группировке его функций. Доказано, что феномен сельского туризма возникает на стыке трех объектов управления: региональной политики в части развития сельских местностей, политики в области развития туризма, прежде всего, в направлении диверсификации туристского продукта, а также политики по развитию сельского хозяйства, продвижения технологий и производимой продукции. На основе полученных результатов автором представлена трактовка видов государственной политики по развитию сельского туризма.

Ключевые слова:

сельский туризм, регулирование, концепция, модель, услуга

Введение. Говоря о сельском туризме, прежде всего, необходимо определить, что

" п "

означает данный термин. В современной научной отечественной и зарубежной литературе существует большое количество трактовок этого нового понятия, являющегося на практике инновационным видом туризма не только в России, но и за рубежом. Итак, сельский туризм следует рассматривать, как обобщающее понятие, объединяющее различные виды организованного и самодеятельного туризма, реализуемые в сельской местности.

Сельский туризм является значимым сектором глобальной туриндустрии (12-30% мирового туристского потока) [1]. Исследова-

ния Европейской федерации сельского туризма показывают, что средний ежегодный темп развития сегмента сельского туризма (без учёта экскурсионной деятельности) на протяжении последних 10-15 лет составил 10-15%, что гораздо выше, чем темп прироста европейского туризма в целом (4-5%) В сегменте сельского туризма сосредоточено до 20% мест размещения. При этом прямые туристские расходы в сельском туризме превышают 2 500 млрд. руб., а общий эффект для экономики сельской местности составляет более 4 500 млрд. руб. [2].

В России, по оценкам Ростуризма, доля сельского в туристской индустрии не превы-

шает 2%, эксперты оценивают объём этого сектора примерно в 4 тыс. объектов [3]. Между тем, спрос населения на сельский отдых значительно выше, и удовлетворен, по экспертным оценкам, только на 12-15%. По прогнозам Национальной ассоциации организаций сельского туризма, «число горожан, предпочитающих проводить свободное время в деревне, неуклонно растёт, и в перспективе их доля от всего внутреннего туристского потока России может достичь европейского уровня (15-20%)»4 . Нельзя не согласиться с такими прогнозами, учитывая богатый историко-культурный капитал села, возрождение народно-художественных промыслов и ремесел, традиции сельского отдыха.

Развитие туризма в Российской Федерации, особо динамичное с 2011 г. (года введения федеральной целевой программы (ФЦП) «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011-2018)»)5, обусловливает усиление конкуренции между региональными туристскими продуктами. Туристы становятся всё более искушёнными и требовательными к получаемым впечатлениям, стремясь удовлетворить разнообразные потребности в процессе путешествия. Растёт ёмкость сегментов самодеятельного туризма, туризма выходного дня, автотуризма и т.п. Субъекты туристского рынка, ориентируясь на всё более узкие целевые сегменты, вынуждены изыскивать возможности диверсификации турпродукта, обеспечения его оригинальности, уникальности и аутентичности. Все это также создаёт предпосылки активизации развития сельского туризма.

В 2013 г., при уменьшении в регионах численности фермерских хозяйств (от 20 до

Национальная Ассоциация организаций сельского туризма. URL: http://www.naturs.ru/catalog/ (Дата обращения: 03.04.2016).

5 Постановление Правительства РФ от 02.08.2011 г. №644 «О федеральной целевой программе «Развитие

внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (2011 - 2018 годы)» (с изм. и доп.). URL: http://base.garant.ru/55171986/ (Дата обращения:

03.04.2016).

25%), было зарегистрировано более 19 тыс. новых фермерских хозяйств семейного типа [4]. По данным ФНС, в России за семь месяцев 2015 г. прирост количества зарегистрированных россиянами фермерских хозяйств (к аналогичному периоду 2014 г.) составил 48,3%, причём на 33,5% меньше фермерских хо-

V 6 р>

зяйств прекратило свою деятельность . В соответствии с Государственной программой развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 гг.7 планируется создание к 2020 г. дополнительно 14 тыс. крестьянских (фермерских) хозяйств.

Все это отражает значительные перспективы развития сельского туризма. Перспективность развития сельского туризма в России признана на федеральном уровне. В частности, в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного туризма в Российской Федерации (20112018)» сельский туризм назван одним из приоритетных видов туризма.

Важность сельского туризма как одного из несельскохозяйственных видов деятельности подчеркивают многие учёные и практики. Решение ряда проблем развития сельской местности (отток молодёжи в города, снижение занятости, низкие доходы сельского населения и пр.) специалисты связывают с диверсификацией сельской экономии. Перспективным направлением является туристская деятельность, которая при сравнительно низких затратах, позволяет решать комплекс задач социально-экономического развития села. Эксперты в сфере сельского хозяйства и агропромышленного комплекса также подчерки-

ФНС зарегистрировала в России рост количества фермерских хозяйств. URL: http://vedomosti.ru/economics/ news/2015/08/14/604930-fns-zaregistrirovala-v-rossii (Дата обращения: 03.04.2016).

Постановление Правительства РФ от 14.07.2012 г. №717 «О Государственной программе развития сельского хозяйства и регулирования рынков сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия на 2013-2020 годы» (с изм. и доп.). URL: http://base.garant.ru/70210644/ (Дата обращения: 03.04.2016).

6

7

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Т 10, N0. 7(68) 2016

вают важность становления несельскохозяйственных видов деятельности на профильных предприятиях и в хозяйствах как фактора повышения устойчивости развития и увеличения доходности, сокращения периода сезонности и рисков. Как отечественный, так и зарубежный опыт доказывает, что туризм является эффективным направлением решения указанной задачи.

Известное многообразие форм сельского туризма [9], как показывает практика, обусловлено факторами эндогенного и экзогенного характера. Важную роль в факторах внешней среды (экзогенных) играет построение системы государственного регулирования и распределения функций между вовлечёнными ведомствами и органами регулирования [6, 10]. Успех устойчивого развития сельского туризма в Европе, Южной и Северной Америке [9] актуализирует изучение передового зарубежного опыта в части используемого инструментария стимулирования и регулирования развития сельского туризма.

Методология. При подготовке статьи поставлены две цели:

- предложить типологию подходов к государственной поддержке сельского туризма за рубежом;

- определить перспективы использования эффективных зарубежных практик в развитии сельского туризма в России.

В соответствии с данными целями автором изучены теоретические подходы к регулированию сельского туризма, в т.ч. функции государственного регулирования, связанные с развитием сельского туризма. На данной основе определено место сельского туризма в государственном регулировании, интересы и потребности вовлечённых структур.

Далее автором проводилось исследование инструментария и его структуры при формировании организационно-экономических механизмов развития сельского туризма за рубежом. Информационной базой этого направления исследования послужили научно-

практические публикации по регулированию сельского туризма за рубежом.

Полученные результаты позволили автору предложить типологию подходов к государственной поддержке сельского туризма за рубежом по критерию уровня вовлечённости государства в развитие сельского туризма.

Основными методами исследования выступали: методы дедукции и индукции, анализа (сравнительно-сопоставительный анализ, контент-анализ), группировки и формализации.

Основные результаты исследования. Эксперты согласны, что общим ключевым элементом в разнообразных подходах к регулированию сельского туризма выступает признание сельского туризма как важнейшего инструмента сохранения и развития сельских территорий и соответствующих туристских потоков. Диверсификация подходов к стимулированию и регулированию развития сельского туризма осуществляется за счёт ряда факторов:

- могут быть использованы различные целевые установки в выборе ключевых показателей эффективности развития сельского туризма, видов туристских продуктов, географических регионов и пр.;

- может различаться интенсивность государственного/регионального вмешательства в развитие индустрии сельского туризма;

- используются различные составы и структуры инструментария регулирования сельского туризма, прежде всего, в группе методов прямого или косвенного регулирования;

- существенны различия в организации системы регулирования сельского туризма.

С учётом этих факторов, российскими учёными определены следующие четыре подхода к регулированию сельского туризма (рис. 1).

Для целей настоящего исследования предложенная типология важна подчеркнутым аспектом различий в целеполагании при регулировании сельского туризма. Это позволяет наглядно продемонстрировать мотивы различных участников рынка услуг сельского туризма.

Рис. 1 - Управленческие концепции развития сельского туризма за рубежом (по Н.А. Мозгунову [8])

Л.В. Дубиничева, П.М. Советов провели сравнительно-сопоставительный анализ направлений и организационных механизмов государственного регулирования на примере стран различных географических регионов, в

которых развита инфраструктура сельского туризма. Так, был выделен ряд функций, которые, по нашему мнению, можно классифицировать следующим образом по критерию приоритетной цели их реализации (рис. 2).

Функция развитии

сельского хозяйства

■Поддержка сельскохозяйственного производства •Пропаганда

национального сельского хозяйства

Функция развития

сельскихтерриторий

■Поддержка неперспективных сельскохозяйственных районов

•Сохранение сельского населения

•Поддержка и развитие сельской местности

Функция диверсификации национального туристского продукта

■Отдых для

малообеспеченных слоев населения

•Альтернатива пляжному прибрежному туризму •Перераспределение туристских потоков

Рис. 2 - Функции государственного регулирования, связанные с развитием сельского туризма (по Л.В. Дубиничевой и П.М. Советову [5])

По мнению автора, при подобной группировке определяются виды деятельности, которые необходимо интегрировать в единый механизм по развитию сельского туризма.

Функция развития сельского хозяйства предполагает в первую очередь продвижение и поддержку национального сельскохозяйственного производства. Например, в Малайзии целевым образом создаются государственные сельскохозяйственные парки, основная цель которых - пропаганда достоинств националь-

ного сельского хозяйства.

Функция развития сельских территорий позволяет направлять усилия на сдерживание урбанизации, сохранение сельского населения, поддержку депрессивных сельских территорий, их социально-экономическое развитие.

Функция диверсификации национального туристского продукта означает стимулирование сельского туризма как нового сегмента туриндустрии с целью привлечения дополнительного туристского потока [7, 11]. Так, на

СЕРВИС

В РОССИИ

И ЗА РУБЕЖОМ

Т. 10, No. 7(68) 2016

Кипре эффект развития сельского туризма в качестве альтернативы пляжному отдыху проявился в снижении антропогенной нагрузки на окружающую среду прибрежных районов. В Демократической Социалистической Республике Шри-Ланка создание современных туристских предприятий - VIP-деревень позволяет эффективно развивать элитный сегмент туризма [5].

Таким образом, можно заключить, что развитие сельского туризма находится на стыке трех сфер деятельности и, соответственно, способствует реализации трех категорий целей (рис. 3).

регулировании

Диверсификация туристского продукта занимает важное место в составе туристской политики на различных уровнях. Это направление позволяет добиться устойчивого развития туристской индустрии и снизить риски, прежде всего, сезонные. Важная роль диверсификации туристского продукта за счет развития сельского туризма заключается в повышении аттрактивности и запоминаемости туристского образа региона, создания уникального бренда и имиджа. Кроме того, сельский туризм позволяет снизить антропогенную нагрузку на другие территории и объекты показа, перераспределить туристские потоки.

Развитие сельского хозяйства - известное преимущество, реализуемое в системе сельского туризма. Диверсификация сельско-

хозяйственной деятельности не только повышает доходы и снижает влияние сезонности, но и позволяет повышать занятость сельского населения, сохранять трудовые ресурсы на селе.

Развитие сельских территорий в составе региональной политики также получает преимущества от сельского туризма. Сохранение культуры, традиций, промыслов и пр. - одно из прямых влияний сельского туризма на социально-экономическое развитие села.

Рассмотрим далее, какие инструменты используются и как они структурированы в рамках организационно-экономических механизмов поддержки сельского туризма за рубежом.

В провинциях Канады8 накоплен разнообразный опыт стимулирования сельского туризма. Так, в провинции Альберта департамент Сельского хозяйства и сельского развития выполняет функцию координации и участвует в ряде инициатив развития сельского туризма. Информация о них, а также возможность принять участие представлены на портале департамента. Причём этот портал обеспечивает возможность связи с фермерскими рынками, сельскохозяйственными выставками и ярмарками, ассоциациями, музеями и другими достопримечательностями. Базовым документом выступает программа «Туризм вместе», которая косвенно поддерживает сельский туризм. Кроме того, общественные организации провинции активно выпускают различные информационные материалы (карты, путеводители, справочники и пр.) по продвижению турпродукта.

В провинции Манитоба большую роль в развитии сельского хозяйства играет Министерство сельского хозяйства. Выпущена брошюра по диверсификации фермерского предпринимательства с фокусом на агротуризм. С участием министерства сельского хозяйства

8 Rural tourism: an overview. 2010. URL: http://www1.

agric.gov.ab.ca/$Department/deptdocs.nsf/all/csi13476/

$FILE/Rural-Tourism.pdf (Дата обращения: 03.04.2016).

также разработан «Планировщик отпуска», где объекты сельского туризма объединены с объектами культурно-исторического и иных видов туризма.

Продвижение сельского туризма интегрировано в существующую схему развития туризма Индии . Целью становится демонстрация сельской жизни, искусства, культуры и наследия в сельской местности и в деревнях, являющихся аутентичными продуктами в сфере искусства и ремесленничества в естественной среде. Создан и функционирует «The Village Level Council» (VLC) - интерактивная площадка (форум) для местных общин и других общественных институтов по разработке и реализации планов развития сельского туризма. В настоящее время 153 сельских туристических проекта в 28 регионах были лицензированы Министерством туризма, в т.ч. в 36

сельских поселения.

10

В США на региональном уровне разработаны проекты по повышению эффективности сельского туризма:

- программа по продвижению сельского туризма;

- руководства по организации и управлению услугами сельского туризма, в т.ч. сельских отелей;

- проведение конференций и подобных мероприятий по повышению квалификации для фермеров, оказывающих услуги сельского туризма;

- создание новых маркетинговых сетей, определение перспектив в вовлечении владельцев небольших ферм в индустрию туризма, спонсирование их участия в ежегодном форуме по сельскому туризму;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- организация горячей линии по вопросам сельского туризма;

9 Rural tourism. URL: http://tourism.gov.in/TourismDivision/ AboutContent.aspx?Name=Tourism%20Infrastructure%2 0Development&CID=7&INO=10 (Дата обращения: 03.04.2016).

10 Rural tourism: an overview. 2010. URL: http://www1.agric. gov.ab.ca/$Department/deptdocs.nsf/all/csi13476/$FILE /Rural-Tourism.pdf (Дата обращения: 03.04.2016).

- программа подготовки менеджеров по управлению и маркетингу для владельцев небольших ферм.

11

В Австралии ведущую роль в развитии сельского туризма также играет государственное регулирование. Национальная туристская администрация и её региональные представительства регулярно выпускают издания по туризму, где обязательно присутствует раздел сельского. Только в некоторых случаях фермерам предлагается оплачивать представление в нём информации о предлагаемой инфраструктуре. Национальные и региональные туристские ассоциации выполняют функцию продвижения туристского продукта.

В Великобритании12 функционирует Бюро сельского отдыха (Farm Holiday Bureau (FHB)). В его функции входит координация сети из более чем 1000 ферм, предлагающих размещение и питание для туристов, т.е. преимущественно комплексные туристские услуги. Основная задача организации - разработка и реализация эффективных маркетинговых программ по продвижению услуг в сфере сельского туризма, а также поддержка и повышение качества услуг и обслуживания.

Видим, что приоритет отдается программно-целевому методу регулирования сельского туризма. Также активно используются инструменты межведомственного взаимодействия. Наиболее развитым и неотъемлемым направлением регулирования сельского туризма выступает маркетинг, прежде всего, продвижение туристского продукта. При этом следует отметить обязательную интеграцию с другими видами туризма.

Выводы. Таким образом, на основании результатов анализа рубежного опыта развития сельского туризма, можно выделить три подхода к поддержке развития сельского туризма по критерию интенсивности усилий государственных и региональных органов управления.

Активная государственная политика в

11

Там же.

12 -г

Там же.

Т. 10, No. 7(68) 2016

сфере сельского туризма отличается высокой степенью интегрированности механизма и межведомственных связей. Особое место отводится системам контроля качества услуг и продуктов сельского туризма.

Примером активной государственной политики может считаться практика государственного регулирования развития сельского туризма в Германии, и это связано с реализацией государственной программы «Устойчивое развитие сельской местности». В целом современная практика государственной поддержки сельского туризма в Германии, по нашему мнению, отличается системным подходом:

- поддержка сельского туризма осуществляется на всех уровнях - федеральном, земельном, коммунальном;

- поддержка объединяет как прямую, так и косвенную формы при финансировании проектов предпринимательства, развития сельской местности и сельского хозяйства, инфраструктуры;

- активным межведомственным взаимодействием и кооперацией между всеми участниками - в поддержке участвуют Федеральные и Земельные Министерства экономики и труда, Министерства защиты прав потребителя, продовольствия, сельского хозяйства, лесов и рыбоводства, отдельные программы;

- интеграция вопросов развития сельского туризма в программы развития территории и межрегиональное и межотраслевое сотрудничество.

Эффект такой активной государственной политики проявляется в значительной доле сельского туризма во внутреннем туризме: около 13 % (40,54 мл.) туристов отдыхают в сельской местности, размещаясь на фермах, сельских дворах и в сельских пансионах13.

13 Платнова Ю.В. Применение немецкого опыта развития агротуризма в Ярославской области Российской Федерации. URL: http://tourlib.net/statti_tourism/ platonova.htm (Дата обращения: 03.04.2016).

Умеренная государственная политика в сфере сельского туризма предполагает выборочное использование отдельных механизмов и инструментов. Системы качества услуг сельского туризма не носят обязательного характера и не всегда востребованы компаниями.

Пассивная государственная политика в сфере сельского туризма не предполагает активных целевых действий, направленных на развитие объекта. Они, скорее, являются отдельными инициативами и носят локальный характер.

Основные зарубежные подходы к государственной поддержке сельского туризма представлены на рис. 4.

Перспективы использования эффективных зарубежных практик в развитии сельского туризма в России определяются, по мнению автора, следующими факторами:

- характеристики туристско-рекреацион-ного потенциала сельской местности, которые определяют перспективность и целесообразность целевых усилий по развитию сельского туризма;

- место и роль туризма в структуре региональной экономики, определяемые стратегией социально-экономического развития субъекта Российской Федерации, что априори очерчивает рамки нормативно-целевого регулирования туризма в целом и сельского в частности;

- направления развития сельского хозяйства, прежде всего, в разрезе диверсификации деятельности за счёт развития несельскохозяйственных видов деятельности, среди которых одним из эффективных выступает сельский туризм.

Учитывая высокий туристско-рекреаци-онный потенциал России, традиции сельской жизни и сельского хозяйства, автор придерживается мнения о целесообразности активной государственной и региональной политики в области развития сельского туризма.

В заключение можно сделать вывод, что выбор того или иного подхода, безусловно, зависит от стратегического решения о месте

сельского туризма в национальной туристском продукте. То, что сельский туризм предполагает интеграцию различных аспектов (регионального, сельскохозяйственного, туристского) и соответствующих технологий, обу-

словливает сложность данного феномена, значительную нагрузку на условия его реализации. В свою очередь это актуализирует необходимость государственной поддержки сельского туризма.

"Л Г

Активная государственная политика в сфере сельского туризма

Задействованы все

уровни государственного управления

г-\

Сформированы устойчивые и эффективные механизмы межведомственного

взаимодействия _У

Активно задействованы интеграционные процессы в развитии сельских территорий

Принята стратегия и сформирована база

стратегических документов развития сельского туризма

Г

Действуют специальные системы качества услуг сельского туризма

Л Г

Умеренная государственная политика в сфере сельского туризма

Пассивная государственная политика в сфере сельского туризма

Задействованы все

уровни государственного управления

Внедрены отдельные

инструменты межведомственного взаимодействия

Задействованы

отдельные интеграционные процессы в развитии сельских территорий

На разных уровнях действуют отдельные документы стратегического управления по развитию сельского туризма

Системы качества услуг сельского туризма не носят обязательного характера

Задействованы отдельные государственного управления

Присутствуют формальные инструменты межведомственного взаимодействия

Задействованы

отдельные интеграционные процессы в развитии сельских территорий

Действуют локальные акты по развитию сельского туризма

Могут присутствовать системы качества услуг сельского туризма, реализуемые общественными организациями

Рис. 4 - Подходы к государственной поддержке сельского туризма за рубежом

Т 10, No. 7(óB) 201ó

Список источников:

1. Казьмина Е.Б. Развитие услуг сельского туризма в российских регионах. Автореф. дисс. ... канд. эконом. наук. М., 2012.

2. Сельский туризм: сб. матер. Межд. форума / под общ. ред. М.П. Щетинина. Барнаул: АЗБУКА, 2013. 346 с.

3. Вахитова З.Т. Особенности развития сельского туризма в Тюменской области // JSRP. 2014. №2(6). С. 53-58.

4. Экономическая эффективность и социальная значимость семейных фермерских хозяйств: матер. Всероссийской науч.-практ. конф., 3-4 декабря 2013 г., Москва Ассоциация крестьянских (фермерских) хозяйств и сельскохозяйственных кооперативов России / сост. В.Н. Плотников и др. М.: Брейн Принт, 2014. 256 с.

5. Дубиничева Л.В., Советов П.М. Агротуризм в развитии сельских территорий // Проблемы развития территории. 2009. №2. С. 48-55.

6. Вапнярская О.И., Харитонова Т.В., Кривошеева Т.М. Тенденции в практике менеджмента туристской дестинации // Вестник Ассоциации вузов туризма и сервиса. 2015. Т.9. №1. С. 21-28.

7. Кривошеева Т.М. Сельский туризм и устойчивое развитие сельских территорий / Сельский туризм: опыт и перспективы развития: тезисы докл. участников II Межд. форума «Сельский туризм в России». Белгород, 2013. URL: http://russiaturforum.com/belgorod_2013_info/ (Дата обращения: 03.04.2016).

8. Мозгунов Н.А. Географические факторы развития сельского туризма в Центральной России. Автореф. дисс. ... канд. географ. наук. М., 2010.

9. Трухачев А.В. Проблемы классификации сельского туризма // Сервис в России и за рубежом. 2014. №8(55). С. 56-69. DOI: 10.12737/8249.

10.Федулин А.А., Платонова Н.А., Вапнярская О.И. Разработка рейтинга регионов Российской Федерации по уровню развития туризма // Региональная экономика: теория и практика. 2012. №41. С. 2-13.

11.Krivosheeva T.M., Druchevskaya L.E., Sultaeva N.L. Rural tourism and sustainable development of rural territories // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol.30. №30. Pp. 104-106.

Aleksander TRUKHACHEV

FOREIGN CONCEPTS AND DEVELOPMENT MODELS OF RURAL TOURISM

Stavropol State Agrarian University (Stavropol, Russia); PhD in Economic sciences, Associate Professor;

e-mail: [email protected]

Keywords:

rural tourism, management, concept, model, service

The phenomenon of rural tourism is known for a long time, now it holds a strong position in the global tourism industry. At national level the phenomenon of rural tourism takes a variety of forms, in which different approaches to the appropriate tourism product development and its integration with additional services are implemented. The study conducted by the author demonstrates that the success of rural tourism development depends on the efforts of national and regional regulatory agencies, as well as local government entities.

The article presents established practices of support and regulation of rural tourism, summarizes scientific approaches to the formalization of the rural tourism state regulation and grouping of its functions. It is proved that the

phenomenon of rural tourism appears at the intersection of three management objects: regional policy in terms of development of rural areas, tourism development policies, especially in diversification of the tourism product, as well as agriculture development policies, promotion of technologies and products. Based on the research results the author presents interpretation of the types of the rural tourism development public policies.

References

1. Kaz'mina E.B. Development of rural tourism services in Russian regions. Candidate of Economics dissertation: author's abstract. Moscow, 2012.

2. Rural tourism: Col. mater. Int. Forum / under total. ed. M.P. Shchetinin. Barnaul: Azbuka, 2013. 346 p.

3. VakhitovaZ.T. Development features of rural tourism in Tyumen region // JSRP. 2014. №2(6). Pp. 53-58.

4. Economic efficiency and social importance of family farm households: Mater. All-Russian scientific-practical. Conf., December 3-4, 2013, Moscow Association of peasant (farmer) households and agricultural cooperatives Russia [Ekonomicheskaja jeffektivnost' i social'naja znachimost' semejnyh fermerskih hozjajstv] / comp. V.N. Plotnikov, V.V. Telegin, V.F. Bashmachnikov, A.V. Lineckij, S.V. Maksimova, T.A. Agapova, O.V. Bashmachnikova. Moscow.: Brain Print, 2014. 256 p.

5. Dubinicheva L.V., Sovetov P.M. Agritourism in rural development // Territory development problems [Problemy razvitija territorii]. 2009. №2. Pp. 48-55.

6. Vapnjarskaja O.I., Haritonova T.V., Krivosheeva T.M. Trends in management practice for tourism destinations] // Universities for Tourism and Service Association Bulletin [Vestnik associacii vuzov turizma i servisa]. 2015. Vol. 9. №1. Pp. 21-38.

7. Krivosheeva T.M. Rural tourism and sustainable development of rural areas // Rural tourism: experience and development prospects [Sel'skij turizm: opyt i perspektivy razvitija]: the theses of the participants of the II International Forum "Rural Tourism in Russia". Belgorod, 2013. Pp. 42-46.

8. Mozgunov N.A. Geographical factors of rural tourism development in Central Russia. Candidate of Geographic dissertation: author's abstract. Moscow, 2010.

9. TruhachevA.V. The problem of classifying rural tourism // Service in Russia and Abroad [Servis v Rossii i za rubezhom]. 2014. №8(55). Pp. 56-69. DOI: 10.12737/8249.

10. Fedulin A.A., Platonova N.A., Vapnyarskaya O.I. Ranking of Russian regions in terms of tourism development // Regional Economy: Theory and Practice [Regional'naja ekonomika: teorija i praktika]. 2012. Iss. 41. Pp. 2-13.

11. Krivosheeva T.M., Druchevskaya L.E., Sultaeva N.L. Rural tourism and sustainable development of rural territories // World Applied Sciences Journal. 2014. Vol.30. №30. Pp. 104-106.

Трухачев А.В. Концепции и модели развития сельского туризма за рубежом // Сервис в России и за рубежом. 2016. Т. 10. Вып. 07(68). С. 34-43. 001: 10.12737/21820.

Trukhachev A. Foreign concepts and development models of rural tourism. Servis v Rossii i za rubezhom [Services in Russia and Abroad], 2016, vol. 10, No.07(68), pp. 34-43. DOI: 10.12737/21820.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.