90
ТВОРЧЕСТВО МОЛОДЫХ ИССЛЕДОВАТЕЛЕЙ
Концепции акселерации предпринимательства: различия в понимании исследователей и администраторов федерального проекта
Чернавских Екатерина Николаевна
соискатель,
ФГБОУ ВО«Уральский государственный экономический университет», г. Екатеринбург, Российская Федерация. E-mail: [email protected]
Аннотация. Проблема низкой выживаемости субъектов предпринимательства в России побудила органы власти начать реализацию федерального проекта «Акселерация субъектов малого и среднего предпринимательства». С учетом другой выделяемой экспертами системной проблемы - недостаточной эффективности политики развития предпринимательства требуется теоретическое осмысление сути и направлений реализации федерального проекта. Складывается запрос и потенциальная практическая проблема экономической политики по эффективной реализации основной задачи проекта -«создание системы акселерации». В статье поставлен следующий исследовательский вопрос: соответствует ли концепция реализуемого в России федерального проекта современным научным положениям? Целью статьи является выделение теоретических подходов к концепции акселерации предпринимательства, развитие формирующейся категории «система акселерации» и выявление ограничений реализации соответствующего федерального проекта. На основе методологии системного подхода и метода качественного контент-анализа авторский анализ зарубежных и отечественных научных публикаций позволил выделить два научных подхода: внутрисредовой подход «Бизнес-акселератор как система» и внешнесредовой (одноуровневый) подход «Система бизнес-акселераторов». Разработана авторская обобщенная структура составляющих системы акселерации, обозначенных в федеральном проекте, включающая финансовые и налоговые инструменты поддержки, институциональные условия и доступ к закупкам крупнейших заказчиков. Сопоставление накопленных теоретических положений с сутью и текстовым содержанием федерального проекта позволило автору выделить используемый в его основе административный подход «Акселерация как многоуровневая система», включающий формы и методы поддержки, инфраструктуру и институты, но только отдельные элементы системы бизнес-акселераторов. Научная новизна выявленного подхода заключается в обнаруженном расхождении в понимании системы акселерации учеными и администраторами федерального проекта: в исследованиях акселерация как многоуровневая система не рассматривается. Выявлены недостаточно изученные научные области: другие, кроме акселератора, способы ускорения предпринимательства, приоритет ускорения в иных формах поддержки. Необходимо дальнейшее углубление знаний об элементах акселератора как системы. Практическая значимость заключается в установленном главном ограничении федерального проекта - невключенность самого института бизнес-акселераторов в формируемую в России систему акселерации.
Ключевые слова: новые фирмы, стартапы, бизнес-акселерация; акселераторы; инфраструктура поддержки; предпринимательство; контент-анализ; федеральный проект.
JEL codes: М13; O18; D 92; H 54
Для цитирования: Чернавских, Е.Н. Концепции акселерации предпринимательства: различия в понимании исследователей и администраторов федерального проекта / Е.Н. Чернавских. - DOI 10.52957/22213260_2022_7_90. - Текст : электронный // Теоретическая экономика. - 2022 - №7. - С.90-98. - URL: http://www.theoreticaleconomy.ru (Дата публикации: 30.07.2022)
DOI: 10.52957/22213260_2022_7_90 Введение.
В основополагающих системных источниках экономической политики до 2024 и 2030 годов -«майском» Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 и «июльском» Указе Президента РФ от 21.07.2020 № 474 и профильном национальном проекте «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» утверждена задача «создание системы
© Чернавских Е.Н., 2022
акселерации субъектов малого и среднего предпринимательства» (далее МСП). Более того, началась реализация специализированного федерального проекта «Акселерация субъектов МСП». Основным итогом проекта является следующий ожидаемый результат: «Создана комплексная система акселерации, включающая в себя финансовые и налоговые инструменты поддержки субъектов МСП, а также инфраструктуру для комфортной работы и развития субъектов МСП, доступ к закупкам крупнейших заказчиков» [1]. На реализацию этого проекта из федерального бюджета в рамках госпрограммы «Экономическое развитие и инновационная экономика» запланировано потратить 47 214 078,8 тыс. рублей в 2021 году и 50 641 241,7 тыс. рублей в 2022 году [2]. Планируемые результаты призваны решить острые экономические проблемы. В России существует группа проблем, побудивших экономические власти запустить соответствующий федеральный проект:
1. Основополагающая проблема - низкая выживаемость субъектов предпринимательства. Согласно первому заместителю Председателя Правительства РФ Белоусову А.Р., средняя продолжительность функционирования малого предприятия в России - 3 года, в то время как в развитых странах около 4-5 лет [3]. Международные сравнительные исследования Global entrepreneurship monitor (GEM) также показывают, что в России в сравнении с другими странами повышенная степень закрытия бизнеса (рис. 1).
Рисунок 1 - Соотношение начинающих предпринимателей и вышедших из бизнеса в 2019 г. [4, с.
44]
Позитивный факт, что начинающих предпринимателей было в 2019 и 2020 годах больше, чем выходящих из бизнеса, но это превышение в России не очень значительно и доля закрывающих бизнес существенна (36 место из 50 стран, исследованных GEM).
2. Также сохраняется проблема низкой предпринимательской активности действующих предпринимателей. Многолетнее исследование GEM в последние годы фиксируют изменение тренда с прироста доли оставшихся в бизнесе предпринимателей на снижение с 2016 года действующих предпринимателей в России (рис. 2) [5, с. 45]. При этом из-за сохраняющейся негативной тенденции можно заключить, что существует проблема развития действующего малого и среднего бизнеса.
3. Проблема эффективности государственной политики развития предпринимательства. Аудиторы Счетной палаты РФ по итогам проверки основного институтаразвития предпринимательства - Корпорации МСП - заключили, что ее деятельность «не смогла существенно повлиять на развитие малого и среднего бизнеса в России» [6]. Проблема осознается и Правительством РФ, в частности для ее преодоления в рамках федерального проекта «Акселерация субъектов МСП» планируется запустить «аналитический сервис, позволяющий на регулярной основе корректировать меры поддержки с учетом оценки их эффективности» [1]. Таким образом, складывается запрос и потенциальная
практическая проблема государственной экономической политики по эффективной реализации задачи «создания системы акселерации субъектов МСП».
2009 2010 2011 2012 2013 2014 2016 2018 2019 2020
Рисунок 2 - Динамика предпринимательской активности устоявшихся предпринимателей, % от
взрослого трудоспособного населения.
Источник: составлено автором
Поэтому целью статьи является выделение существующих теоретических подходов к концепции акселерации предпринимательства, развитие формирующейся категории «система акселерации» и выявление ограничений реализации в России федерального проекта «Акселерация субъектов МСП».
Теоретический обзор концепции акселерации предпринимательства и систематизация существующих подходов
Термин «акселерация» используется в различных областях человеческой деятельности: в физике и технических науках как процесс, запускающий или ускоряющий движение транспортного средства [7 и др.]; в биологии (медицине) как ускоренный рост живого организма [8 и др.] ; в педагогике и психологии как ускорение соматического и физиологического развития детей и подростков [9 и др.]; в компьютерных и информационных науках как синоним ускорения работы автоматизированных систем и информационных технологий [10 и др.], а более всего в экономике. В экономической науке и практике термин «акселерация» используется в трех основных смыслах: 1) в первоначальном значении как принцип акселерации инвестиций, разработанный в рамках теории акселератора, формирующий одноименный коэффициент ускорения инвестиций [11, 12 и др.]; 2) в широком значении как синоним слова «ускорение» (чаще всего в значении «акселерация экономического ...» (развития, роста и т.п. [13, 14 и др.])); 3) в узком значении как бизнес-акселерация по развитию предпринимательских идей (инициатив) и бизнес-проектов [15, 16 и др.], как у начинающих предпринимателей, так и способствующая ускорению действующего бизнеса [17, с. 49]. В большинстве международных и российских исследований последних десятилетий наблюдается устойчивая практика использовать термин «акселерация» для обозначения специализированной поддержки, нацеленной на ускоренный рост субъектов предпринимательства. С учетом актуальности и необходимости научного осмысления и с целью преодоления ранее выявленных практических проблем развития предпринимательства предлагается сосредоточиться на третьем подходе к термину «акселерация» (далее по тексту будет использоваться слово «акселерация» в значении бизнес-акселерация применительно к субъектам предпринимательства). Рассмотрим существующие немногочисленные определения терминов «акселерация» и «бизнес-акселерация» (табл. 1).
Далее проанализируем научные публикации, содержащие исследования термина «система акселерации». К сожалению, в настоящее время в отечественной научной литературе, практически, отсутствуют попытки дать определение термину «система акселерации» или систематизировать его
структуру, с 2018 года введенного в государственную экономическую политику. Такое расхождение повышает значимость исследования в данной научной области. Обзор существующих вариантов научного использования словосочетания «система акселерации» позволил выделить два подхода к его применению:
Таблица 1 - Теоретический обзор сущности терминов «акселерация» и «бизнес-акселерация»
Авторы, год Содержание подхода
Акселерация (в значении «бизнес-акселерация»)
Краева С.А. (2019 г.) «быстрый рост бизнеса за счет применения определенных методик» [18, с. 32]
Бизнес-акселерация
Статовский Д.А. (2015 г.) «наиболее распространенный международный формат поддержки инновационных стартапов» [19, с. 49]
Источник: составлено автором
1. Внутрисредовой подход «Бизнес-акселератор как система». Многие исследователи используют словосочетание «система бизнес-акселерации» или «система акселерации» в значении система функционирования акселератора. Например, Сытник А.А. применяет системный подход к самому бизнес-акселератору («бизнес-акселератор - это система ...» [20, с. 51]). Еще больше исследователей не раскрывают системный характер акселерации. Так, Смирнов С.Д. [21] и Чиназирова С.К. и др. [22, с. 48] однократно используют в статье словосочетание «система акселерации», но не определяют его суть и не указывают на элементы этой системы, но в то же время рассматривают значение бизнес-акселераторов.
2. Внешнесредовой (одноуровневый) подход «Система бизнес-акселераторов». Прежде всего, в зарубежных исследованиях наметился тренд на уход от узкого восприятия акселерации только через анализ самих акселераторов. Как подмечают Shankar R.K. и Clausen T.H., смещается фокус исследования «от модели поддержки - акселератора - на механизм поддержки - акселерацию» [23, с. 2]. В отдельных российских исследованиях также разделяется этот подход. Например, Кузнецов М.В. подчеркивает, что «акселерация, как новый термин, обозначающий поддержку роста бизнеса, не является новой сущностью. В той или иной степени, всегда существовали способы ускорения развития новых предприятий» [24]. В этом же теоретическом ключе заложена российская стратегическая политика развития предпринимательства. Так, основным ожидаемым результатом федерального проекта «Акселерация субъектов МСП» является «... комплексная система акселерации ...». Необходимость теоретического осмысления такого политического решения активизировала отечественные исследования данного вопроса. Так, Назарова Н.А. для термина «система акселерации субъектов малого и среднего бизнеса» предложила следующее определение: «система поддержки предприятий, которая заключается в стимулировании и обеспечении интенсивного ускоренного роста, основанного на развитии масштабов предприятий, внедрении новых технологий и новых продуктов, выходе на новые рынки» [25, с. 9]. Преимуществом данного определения является соответствие системному подходу и более комплексной трактовке. К сожалению, отсутствует указание основных элементов системы акселерации, что ограничивает данное определение.
На основе методологии системного подхода и метода качественного контент-анализа авторский анализ зарубежных и отечественных научных публикаций позволил выделить два научных подхода: внутрисредовой подход «Бизнес-акселератор как система» и внешнесредовой (одноуровневый) подход «Система бизнес-акселераторов».
Принятая органами власти структура составляющих системы
С целью выявления практического подхода к системе акселерации, утвержденного органами власти в федеральном проекте «Акселерация субъектов МСП», автором был проведен качественный
контент-анализ его текста. Получившуюся в результате контент-анализа обобщенную структуру составляющих системы акселерации можно назвать ««Комплексный» российский административный подход» (рис. 3). В «майском» Указе Президента РФ от 07.05.2018 № 204 и национальном проекте «МСП и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы» задача утверждена в общем виде как «создание системы акселерации субъектов МСП». С точки зрения системного подхода, важно, что в тексте федерального проекта она преобразуется в показатель и уточняется по двум признакам. Во-первых, системе акселерации дается ключевая характеристика «... комплексная...». Во-вторых, конкретизируются составляющие, формирующие эту комплексность. Природа этих составляющих неоднородна. С одной стороны, две из четырех составляющих (финансовые, в том числе налоговые инструменты поддержки) относится к классической форме поддержки субъектов МСП, в том числе указанной в российском законодательстве. Третья составляющая «инфраструктура для комфортной работы и развития предпринимательских структур» сама является ключевой системой поддержки предпринимательства. И, как показано на рисунке, имеет наибольшее количество и разнообразие результатов (мероприятий), которые планируется реализовать в рамках федерального проекта. В ее названии заложен определенный перекос в инфраструктуру. В то время, как ее составляющие направлены больше на институциональные факторы (поддержка институтов развития, обучение, единый реестр получателей поддержки, сервисы поддержки и т.д.). Четвертая составляющая «доступ к закупкам крупнейших заказчиков» занимает особое место и выделена в отдельный блок, вероятно, в силу российской специфики преобладания крупного бизнеса, который создает сильную конкуренцию и ограничивает ресурсы и спрос малых и средних предприятий.
Детальный обзор зарубежных и отечественных исследований позволяет сравнить существующие научные подходы, рассмотренные выше, и утвержденные положения федерального проекта «Акселерация субъектов МСП». На рисунке 4 представлена иерархическая схема системы акселерации, одновременно включающая основные элементы, выделенные в федеральном проекте и положениях научных исследований. Такое совместное отображение позволяет оценить совпадение и расхождение в данных подходах.
Задача «майского» Указа Президента РФ и нанпроекта «Малое и среднее предпринимате льсгво и поддержка индивидуально й
предпринимате
льской инициативы»
«Создание системы акселерации СМСП»
Основа Составляющие
показателя показателя
федерального федерального
проекта проекта
«Акселерапия «Акселерапия
СМСП» СМСП»
Финансовые
инструменты
поддержки
/ СМСП
/ Налоговые
/ инструменты
/ у поддержки
// СМСП
«Создана комплексная
система акселерации ...»
Инфраструктура для комфортной
работы и развития СМСП
Доступ к закупкам крупнейших заказчиков
Обобщенные результаты федерального проекта «Акселерация СМСП»
Обеспечено предоставление доступных и льготных кредитов (в т.ч. крауцннвестннг, выпуск облигаций), поручительств (гарантии), лизинга, грантов
Послабление и уточнение специальных налоговых режимов
Поддержка институтов развития (доступ к производственным площадям и помещениям), обеспечены обучающими мероприятиями АО "Корпорация "МСП" в т.ч. обучение организаций инфраструктуры, предоставлено имущество, единый реестр СМСП - получателей поддержки, оцифрованы и размещены все услуги и сервисы поддержки, аналитический сервис мер поддержки, программа поддержки в моногородах, поддержка СМСП из инновационного и высокотехнологичного сектора, _АПК и экспортерам_у
Упрощен доступ к участию в конкурентных закупках, программы крупнейших заказчиков по "выращиванию" СМСП
Рисунок 3 - Обобщенная структура составляющих системы акселерации СМСП, обозначенных в
федеральном проекте
Источник: составлено автором.
Система акселерации
"Комплексный" российский административный подход
Инфраструктура для комфортной работы и развития СМСП
Доступ к закупкам крупнейших заказчиков
Нормативное и институциональное обеспечение
Финансовые и налоговые инструменты поддержки СМСП
Непосредственная акселерация (ускорение основная цель)
Поддержка, сопутствующая ускорении:
Научный подход «Система бизнес- Система бизнес-акселераторов ---" 1 "---- | ??? 1 ! "Другие способы ¡; ; ускорения" бизнеса" ;
акселераторов» Сетевые отношения между субъектами акселераторов Бизнес-акселераторы ; ??? " ' [другие элементы 1 системы акселераторов]|
1
Научный подход «Бизнес- Бизнес-акселератор -------
акселератор как система» Акселерационная программа Субъекты акселератора Фонд инвестиционных средств ;
"Бизнес-инкубаторы
и другие неакселерационные инстЕггуты
Примечание: I - элементы, отсутствующие в федеральном проекте (но значимость подтверждается исследованиями);
I I - представлены косвенно (но значимость подтверждается исследованиями); IН - представлены в федеральном проекте.
Рисунок 4 - Соотнесение научных подходов и положений федерального проекта «Акселерация
субъектов МСП»
Источник: составлено автором.
Проведенный качественный контент-анализ текста федерального проекта позволил выявить основной его недостаток. Существенным ограничением федерального проекта является нечеткость его приоритета на ускорение бизнеса. По существу, не делается упор на саму суть акселерации (т.е. на ускорение роста бизнеса), что противоречит современному научному подходу зарубежных и отечественных ученых-экономистов об особой роли природы ускорения предпринимательства [23, с. 2; 18]. Изначальный неучет в федеральном проекте научных положений привел к отсутствию четкого указания на развитие именно акселерационных форм поддержки. В тексте ни разу не приводится акселератор как институт акселерации (на схеме данные элементы обозначены белым фоном), а также акселерационная программа, но указаны иные образовательные программы. Например, «по развитию («выращиванию») субъектов МСП», реализуемые крупнейшими заказчиками (в подобном случае, когда имеется частичное указание, элементы на рисунке указаны светло-серым цветом).
Заключение.
Авторский анализ научных публикаций позволил выделить два научных подхода: внутрисредовой подход «Бизнес-акселератор как система» и внешнесредовой (одноуровневый) подход «Система бизнес-акселераторов». Сопоставление накопленных научных знаний с сутью и текстовым содержанием федерального проекта «Акселерация субъектов МСП» помогло автору выделить используемый в его основе административный подход «Акселерация как многоуровневая система». Практическая значимость обнаруженного подхода заключается в выявленном несоответствии утвержденных составляющих системы акселерации современным научным представлениям. Найденные расхождения позволили установить главное ограничение федерального проекта -невключенность института бизнес-акселераторов в формируемую в России систему акселерации предпринимательства.
Проведенная систематизация существующих публикаций позволила выявить перспективные Журнал «Теоретическая экономика» №7, 2022 www.theoreticaleconomy.ru
направления для будущих исследований (на рисунке обозначены «???»). В частности, требуется выявить, существуют ли «другие способы ускорения» бизнеса? Является ли для них основным приоритетом ускорение предпринимательства или акселераторы - единственная форма поддержки, направленная на эту цель? Также необходимо дальнейшее углубление знаний о других менее исследованных элементах акселератора как системы. Такие исследования способны внести вклад в оба выделенных научных подхода.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Паспорт федерального проекта «Акселерация субъектов МСП». - Интернет-ресурс - URL: https://www.economy.gov.ru/material/file/0b091fac7669f3e523179b4e342465fa/Passport_FD3.pdf. - Дата доступа: 19.07.2021.
2. Федеральный закон от 08.12.2020 № 385-ФЗ «О федеральном бюджете на 2021 год и на плановый период 2022 и 2023 годов». - Интернет-ресурс - URL: http://www.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi? req=doc&ts=vbiDtiSpq7svXoCH&cacheid=7C82A2CA81621200B1735782E6703A1C&mode=splus&base= LAW&n=370144#IL0EtiS46w3sobzT1. - Дата доступа: 13.09.2021.
3. Малому бизнесу посоветовали прокачивать скилы. - Интернет-ресурс - URL: https://www-svoedeloplus-com.cdn.ampproject.org/c/s/www.svoedeloplus.com/amp/malomu-biznesu-posovetovali-prokachivat-skily. - Дата доступа: 19.07.2021.
4. Верховская О.Р., Богатырева К.А., Дорохина М.В. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2019/2020». - Интернет-ресурс - URL: https://gsom.spbu.ru/images/ cms/menu/otchet_2020-red-2n-04-06.pdf. - Дата доступа: 31.08.2021.
5. Верховская О.Р., Богатырева К.А., Дорохина М.В. Национальный отчет «Глобальный мониторинг предпринимательства. Россия 2020/2021». - Интернет-ресурс - URL: https://gsom.spbu.ru/images/ cms/data/2010_12_13_cil_seminar/otchet_2021-red-3.pdf. - Дата доступа: 27.09.2021.
6. СП: Корпорация МСП не смогла существенно повлиять на развитие малого и среднего бизнеса в России. - Интернет-ресурс - URL: https://ach.gov.ru/news/schetnaya-palata-korporatsiya-msp-ne-smogla-sushchestvenno-povliyat-na-razvitie-malogo-i-srednego-bi. - Дата доступа: 31.08.2021.
7. Нгуен Т.Н. Нечёткий контроллер электропривода сцепления и акселерации для управления стартом автомобиля-робота на наклонной поверхности // Вестник Рязанского государственного радиотехнического университета. 2013. № 46-3. С. 42-50.
8. Рыжавский Б.Я., Ткач О.В. Развитие головного мозга крыс при акселерации: морфологические особенности и закономерности // Дальневосточный медицинский журнал. 2016. № 2. С. 84-88.
9. Педагогическое сопровождение роста и развития детей в процессе физического воспитания. Сообщение II. Неравномерность и гетерохронность развития, акселерация и критические периоды // Сибирский педагогический журнал. 2015. № 2. С. 43-49.
10. Зерин И.С., Довгаль В.М., Белов Л.Б., Ткаченко А.С. Инструментальные средства акселерации преобразования текстовой информации в системах обработки данных // Естественные и технические науки. 2011. № 5 (55). С. 254-255.
11. Кормишкина Л.А. Инвестиции и действие принципа акселерации в постсоциалистической экономике // Вестник Мордовского университета. 2002. № 1-2. С. 3-8.
12. Минина Н.Н. Моделирование эффектов мультипликации и акселерации в сельском хозяйстве Республики Беларусь // Вестник Белорусской государственной сельскохозяйственной академии. 2018. № 2. С. 49-53.
13. Филатов А.С. Инфраструктура как инвестиционная платформа для акселерации экономического развития регионов (на примере Приморского края) // Региональная экономика: теория и практика. 2019. Т. 17. № 6 (465). С. 1154-1171.
14. Иванов Е.Т. Графоаналитическое моделирование процесса акселерации экономического роста // Экономика промышленности. 2009. № 4 (47). С. 73-79.
15. Баранников К.А., Лесин С.М. Система поиска и акселерации инициатив и стартап-проектов студентов // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: Педагогика и психология. 2017. № 2 (40). С. 38-47.
16. Ермолина Л.В., Ильина Л.А. Особенности управления проектами акселерации развития бизнеса нефтегазовых предприятий // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2016. № 16 (195). С. 80-84.
17. Чиназирова С.К., Водождокова З.А., Гишева С.Ш., Хуажева А.Ш. Акселераторы для ускорения роста бизнеса // The scientific heritage. 2020. № 54-7 (54). С. 48-51.
18. Краева С.А. К вопросу о развитии региональных акселерационных программ в России // Вектор экономики. 2019. № 8 (38).
19. Статовский Д.А. Роль бизнес-акселераторов в системе инноваций // Инновации. 2015. №4 (198). С. 49-52.
20. Сытник А.А. Анализ российской системы бизнес-акселерации // Вестник Саратовского государственного социально-экономического университета. 2015. №5 (59). С. 51-54.
21. Смирнов С. Д. Сравнение систем акселерации стартапов России и США. Концептуальная схема структуризации проблем развития стартапов и инструментария для их решения // Вопросы современной науки и практики. Университет им. В.И. Вернадского. 2017. № 1 (63). С. 85-91. DOI: 10.17277/voprosy.2017.01. pp.085-091.
22. Чиназирова С.К., Водождокова З.А., Гишева С.Ш., Хуажева А.Ш. Акселераторы для ускорения роста бизнеса // The scientific heritage. 2020. № 54-7 (54). С. 48-51.
23. Shankar R.K., Clausen T.H. Scale quickly or fail fast: An inductive study of acceleration // Technovation. 2020. V. 98. 102174. DOI: 10.1016/j.technovation.2020.102174.
24. Кузнецов М.В. Акселерация - акселератором единым? Проблемы поддержки цифровых стартапов // Вестник Алтайской академии экономики и права. 2021. № 4-2. С. 213-223.
25. Назарова Н.А. Государственная политика стимулирования предпринимательской деятельности в российских регионах // Власть. 2019. №3. С. 96-100.
Concepts of entrepreneurship acceleration: differences in the understanding of researchers and administrators of the federal project
Natalia Viktorovna Chikhireva
graduate student,
Ural State University of Economics, Yekaterinburg, Russian Federation. e-mail: [email protected]
Annotation. The problem of low survival of business entities in Russia prompted the authorities to launch the implementation of the federal project «Acceleration of small and medium-sized businesses». Experts highlight a systemic problem - insufficient effectiveness of the entrepreneurship development policy. A theoretical understanding of the directions of implementation of the federal project is required. There is a request and a potential practical problem on the effectiveness of the relevant economic policy. Does the concept of the federal project being implemented in Russia correspond to modern scientific provisions? The purpose of the article is to highlight theoretical approaches to the concept of acceleration of entrepreneurship, the development of the emerging category of «acceleration system» and the identification of limitations of the implementation of the federal project. Based on the methodology of the system approach and the method of qualitative content analysis, the author's analysis of foreign and domestic scientific publications allowed us to distinguish two scientific approaches: the intra-environment approach «Business accelerator as a system» and the external (single-level) approach «Business accelerator system». The author's generalized structure of the components of the acceleration system, designated in the federal project, has been developed. Comparing the accumulated theoretical provisions with the textual content of the project allowed the author to identify the administrative approach «Acceleration as a multi-level system» used in its basis, including forms and methods of support, infrastructure and institutions, but only individual elements of the business accelerator system. The scientific novelty lies in the discovered discrepancy in the understanding of the acceleration system by scientists and administrators of the federal project: in research, acceleration is not considered as a multi-level system. Insufficiently studied scientific areas have been identified. The practical significance lies in the established limitation of the federal project - the non-inclusion of the institute of business accelerators in the acceleration system being formed in Russia.
Keywords: new firms, startups, business acceleration; accelerators; support infrastructure; entrepreneurship; content analysis; federal project