Языкознание
Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского, 2015, № 2 (2), с. 478-482
УДК 811.161.1
КОНЦЕПТОСФЕРА МОЛОДЕЖНОГО СЛЕНГА © 2015 г. О.Е. Морозова
Северный Арктический федеральный университет, Архангельск
moroz [email protected]
Поступила в редакцию 14.01.2015
Рассматриваются проблемы изучения ключевых концептов современного молодежного сленга. Исследуются концепты человек, Интернет, компьютер.
Ключевые слова: молодежный сленг, концепт, человек, Интернет, компьютер.
Концептосфера национальной культуры объективируется не только в литературном языке, обслуживающем элитарную, книжную культуру, но и в иных формах существования языка - социальных и территориальных диалектах.
Молодежный сленг, являясь «зеркалом» молодежной субкультуры, отражает ценности, приоритеты и стереотипные представления молодого поколения в наиболее актуальных и значимых для молодежи концептах. Концептосфера молодежного сленга носит лакунарный характер; так, в ней практически не представлен концепт природа, зато чрезвычайно развернутым является смысловое поле человек, репрезентирующее одноименный концепт. По активности или, напротив, лакунарности тех или иных полей можно сделать вывод о круге интересов носителей сленга, выявить ключевые концепты и их аксиологическую составляющую.
Речь молодежи - экспериментальное поле языка, во многом определяющее его дальнейшее развитие. Молодые люди быстро реагируют на изменения, происходящие в обществе, что ведет к образованию языковых новшеств, часть которых переходит в общенародный язык, часть остается принадлежностью молодежной речи, часть довольно быстро исчезает. Каждое новое поколение привносит в молодежную речь нечто свое, при этом происходят изменения не только на лексическом, но и на когнитивном уровне: меняется актуальность тех или иных концептов, возникают новые структуры знаний.
В рамках данной статьи не представляется возможным рассмотреть всю совокупность концептов молодежной субкультуры. Обратимся к тем, которые, на наш взгляд, являются в настоящее время наиболее актуальными: человек, Интернет, компьютер (имена концептов в
сленге - чел, Инет, комп) - и рассмотрим связи, существующие между ними, позволяющие выделить данные концепты в особый фрагмент картины мира молодежи. Три названных концепта являются ключевыми, поскольку, во-первых, они вербализованы большим количеством слов (при этом представлены различные типы системных отношений: родо-видовые, синонимические, антонимические), во-вторых, данные ряды слов интенсивно пополняются и активно функционируют в речи современной молодежи. Следует отметить, что концепт человек всегда был актуален для молодежи, а Интернет и компьютер вошли в молодежный тезаурус относительно недавно. Концепт Интернет входит в смысловые поля общение и коммуникация, а концепт компьютер - в смысловые поля материальная культура и техника.
Человек в сленге представлен как биологическое (живое), интеллектуальное и социальное существо. Поле человек как живое существо входит в смысловую оппозицию: живое — неживое (человек - компьютер). Смысловое поле, репрезентирующее человека как биологическое существо, является в молодежной речи самым развернутым по сравнению с другими полями и включает субполя анатомия и физиология человека (части тела и органы, их функции; биологические потребности; физиологические действия и состояния), внешний вид (общая характеристика; рост, вес, физические недостатки), пол, возраст, здоровье - болезнь.
Следует отметить, что в центре пристального внимания носителя сленга прежде всего находится анатомия человека, то есть человеческое тело. По частотности использования и количеству наименований тела молодежный сленг можно сопоставить разве что с медицинским дискурсом. «Тело человека» имеет яркую
метафорическую составляющую, при этом традиционно используются зооморфный и фито-морфный коды культуры: голова - тыква, дыня, репа; лицо - турнепс; волосы - ботва; руки - клешни; рот - клюв; нос - пятачок.
Внешний вид человека представлен в сленге метафорически: бык - 'человек с грубыми, агрессивными манерами'; лось - 'крупный, физически сильный человек'; амёба - 'невзрачная девушка'. При описании внешнего вида человека в молодежном сленге преобладают метафорические номинации пейоративной оценки. Отрицательно оцениваются физические качества, обладающие избыточностью (чрезмерная худоба: глиста в скафандре; чрезмерная полнота: бегемот; чересчур высокий рост: жираф и т.п.).
При именовании лиц женского пола актуален эстетический критерий: красивая девушка -киска, чика; некрасивая - крокодил, амеба, лохушка; при именовании лиц мужского пола важен фактор силы: лось - 'сильный человек'; дрищ - 'человек слабого телосложения'.
Образ человека как биологического существа в жаргоне гиперболизирован. Это существо, которое бухает, а не пьёт, не ходит, а нарезает землю, во рту у него бивни. У супертела гипертрофированный телесный низ. Одна из самых больших тематических групп, обозначающих части тела в жаргоне, - это наименования мужских гениталий. В словаре Т.Г. Никитиной [1] имеется более 300 наименований этих органов.
В последние десятилетия при создании образа человека активно реализуются технический и предметный коды культуры. В качестве именований частей тела используются названия различных предметов, механизмов, технических деталей и соответствующих им функций (действий). Голова человека - компьютер; чугун, глаза - болты, фары, иллюминаторы; нос - рубильник, паяльник; лоб и ягодицы - бампер (передний и задний); нос - руль, сопло, рубильник; ноги - педали, рессоры, шарниры, поршни. Совокупность наименований частей тела формирует метафорический образ человека-«робота», при этом частотны функциональные метафоры, подчеркивающие неодушевлённый, механистический характер этого образа. Каждая часть тела «робота» имеет своё функциональное предназначение. Главное предназначение руки «робота» - брать, загребать, отсюда возникают: хваталка, клешня, грабля. В сленге нередко объективируются концептуальные смыслы, не всегда типичные для литературного языка, что выявляется через частотную и устойчивую со-
четаемость сленгизмов. Ноги (педали) нужны, в первую очередь, для того, чтобы убежать от какой-либо опасности (сделать ноги, рисовать ноги, нажать на педали), во-вторых, с ног можно сбить (кегли) и ногами можно бить (клюшки). Лоб (бампер) необходим, чтобы «держать» удар; уши (локаторы), чтобы слышать; рот (варежка, коробочка, хавальник, мясорубка), чтобы поглощать пищу, желудок -касса, где пища обрабатывается. Голова - это объект, по которому можно ударить (дать в бубен) и который можно снести (снести башню). Лицо человека - визитная карточка (виза, вывеска), несущая информацию (табло), и объект для битья (витрина, которую можно легко разбить). Таким образом, человек, биологическое живое существо, в концептосфере молодежного сленга представлен как нечто неживое, как техническое устройство, как думающая машина, у которой вместо головы - компьютер. «Образ робота появился сравнительно недавно, и детали его постоянно и активно пополняются. Мы наблюдаем своеобразную эволюцию традиционного мифотворчества: от наивного всеобщего очеловечивания природы — к расчеловечиванию человека» [2, с. 203]. Метафора «человек-робот» не случайна, а компьютер - один из наиболее актуальных концептов современной молодежной субкультуры.
Компьютер имеет в молодежной речи имена: комп, машина. В современном обществе компьютер превратился в одну из социальных ценностей, оказывающих влияние на различные сферы жизни человека и формирующих его ми-ровидение. Можно сказать, что «компьютер» -одна из доминант современной культуры в целом, а не только молодежной субкультуры. Данный концепт может быть описан в виде фрейма, представляющего собой совокупность признаков. Являясь многоуровневым концептом, он состоит из понятийного ядра и дополнительных когнитивных слоев, которые охватывают различные признаки, связанные с компьютером. Понятийное ядро рассматриваемого концепта - электронно-вычислительная машина, или сокращенно - машина. Дополнительные когнитивные слои характеризуют:
1) разновидности компьютеров (компьютер РС: писюк, писишник; компьютер IBM: ибээмка; ноутбук - ноут);
2) названия деталей компьютера (внутренние детали компьютера - железо; процессор: проц, кирпич; винчестер - винт, вертушка; материнская плата - мать, мамка; монитор - глаз; видеокарта - видимокарта; клавиатура - клава; клавиша - батон);
3) названия людей, работающих с компьютером (пользователь - юзер; профессионал, работающий с программным обеспечением компьютера - айтишник; человек, проводящий всё свободное время за компьютером, находящийся в зависимости от него - задрот; неумелый пользователь — ламер; высококвалифицированный пользователь, компьютерный взломщик -хакер);
4) работу компьютера и действия пользователя (обновлять детали компьютера - апгрей-дить; работать за компьютером — сидеть за компом; перезагрузить компьютер — залапить; работать на клавиатуре — давить батоны, жать батоны; плохо работать (о компьютере) - глючить, тормозить; плохо работающий компьютер - тормоз, задумчивый);
В сленге много метафор, построенных по модели человек — техника (мать, мамка — материнская плата, глаз — монитор, задумчивый — о плохо работающем компьютере и др.), что отражает тенденцию современного русского языка (ср.: девочка - автомобиль, телефон). Названные метафоры являются выражением культурных предпочтений социума. В речи молодежи одни и те предикаты часто характеризуют действия и компьютера, и человека (глючит, тормозит, зависает). По закону Шпербе-ра, основным источником метафорических переносов значения слова в каждую эпоху служит комплекс идей, имеющих особую значимость для данного времени. Для нашего времени такими идеями являются Интернет и компьютер. См.: сбой файлов - проявление усталости: У меня от этих экзаменов сбой файлов (Зап. 2013). Компьютер представлен не только как человек, но и как часть природы (фаза Луны -неожиданное включение компьютерной программы).
Рассмотрим далее концепт, тесно связанный с предыдущим. Речь идет о концепте Интернет. В концептосфере мировой и русской культуры он появился относительно недавно, но значимость этого концепта постоянно растет. Об этом говорит большое количество цитат, высказываний, афоризмов об Интернете, обращение к проблемам Интернета в художественной литературе; недаром Интернет образно называют «всемирной паутиной». В молодежной речи данный концепт носит имя Инет. Понятийная составляющая концепта - та же, что и в литературном языке: компьютерная информационная сеть, для пользования которой необходимы программы-браузеры, имеющие в молодежном сленге персонализированный, антропоморфный характер: Яша (Яндекс), Гоша (Гугл).
Метафорически Инет — это пространство, где можно ходить, бродить, куда можно нырять. Это пространство имеет свою «географическую» карту с адресами сайтов, форумов, электронной почты, чатов, социальных сетей, блогов и др. Концепт «Инет» представляет структуру знаний, которую можно определить как сценарий, поскольку пребывание в Интернете — процесс, имеющий определенные этапы: войти в Интернет — зависнуть в Интернете — выйти из Интернета. Субъект, «путешествующий» по Интернету, выполняет различные роли, позиционируя себя через Ник (условное имя пользователя) и аву (картинку или фотографию); при этом он осуществляет действия с информацией, общаясь с другими пользователями: гуглит — 'ищет информацию в Интернете', сейвит — 'сохраняет информацию', банит — 'вводит различные запреты для пользователя', постит - 'отправляет сообщения', комментит — 'комментирует сообщения', лайкает — 'отмечает понравившуюся фотографию'; троллит — 'занимается провокациями', скачивает - 'берет информацию из Интернета'.
Человек через Интернет реализует свои потребности в когниции, коммуникации и развлечениях: скачивает информацию, чатится, кон-нектится, глючится (неотрывно играет в компьютерные игры). Ценностная составляющая концепта Инет для молодежи прежде всего заключается в том, что Интернет - это общение. Общение - один из ключевых концептов молодежной субкультуры; Интернет и общение -это взаимопересекающиеся концепты. В реальном общении концепт общение репрезентируется большим количеством слов, при этом частотными являются тусовка, тусня, тусить (неформальное общение) и базар (разговор). Внутренняя форма слова тусовка - 'беспорядочное перемешивание карт во время игры'. Переносное значение слова базар - 'шум'. Семы 'хаотичность', 'шум', 'хаос', характерные для названных языковых единиц, объективируют концепт общение в картине мира молодежи. В молодежной среде ценится легкость общения, умение шутить (прикалываться, стебаться); в то же время общение молодежи нередко носит агрессивный характер. В нем одновременно присутствуют два стиля: с одной стороны, грубо-агрессивный, пришедший из 1990-х: отвали, закрой варежку, не щелкай клювом, чеши, катись, заглохни, не наезжай, не грузи, не тормози, с другой стороны - слащаво-сентиментальный. Этот стиль связан с феминизацией жаргона, с молодежными субкультурами (эмо, ванильки), для которых характерны эмоцио-
нальность, уход в мир чувств и грез от грубой реальной действительности, романтичность, депрессивность. В современном молодежном общении появляются и активно используются такие слова, как обнимашки, поцелушки, вкус-няшки, няши и няшки (милые, симпатичные существа), печальки и грустнявочки. За очень короткий период времени от слова няша возникло множество производных: няшка, няшно, няш-ность, няшный, няшиться и др.
Названные противоположные тенденции молодежного сленга типичны и для реального общения, и для Интернета. При этом следует отметить, что необходимость быстро и чётко выражать эмоции при общении в Интернете, обмениваться мыслями, ставить и решать проблемы привела к созданию особого пласта коммуникативной лексики, специально создаваемой для удобного общения в сети. Часть этих слов переходит в устную речь, часть остается принадлежностью письменного общения. Среди этой лексики: 1) сокращенные формулы речевого этикета: СПС - спасибо; ПЖЛ - пожалуйста; НЗЧ - не за что; СУВ - с уважением; 2) эмоти-вы: ОМГ (от англ. oh my god) - Боже мой!; 3) словесные заместители невербальных реакций: ЛОЛ (смех), ХД (улыбка); 4) имитация пауз хезитации: мммм; 5) вводные слова и словосочетания с различными значениями: модальным - IMHO (от англ. in my humble opinion) - по моему скромному мнению, МБ - может быть; начинающие текст (читать до конца) или заканчивающие его (занавес); 6) релятивы (реакции на ситуацию): Спасибо, Кэп (Кэп - Капитан Очевидность, популярный персонаж Интернета, говорящий прописные истины), Горизонт завален - комментарий к неудачному фото.
Подводя итоги, отметим, что концепты человек (чел), компьютер (комп), Интернет (Инет), рассмотренные выше, тесно взаимосвязаны друг с другом. Интернет для человека - средство когниции, коммуникации и развлечения. Компьютер - машина, с помощью которой человек реализует свои потребности в когниции, коммуникации и развлечениях. Между компьютером, Интернетом и человеком могут формироваться отношения зависимости (см.: задрот).
Человек, будучи интеллектуальным существом, постепенно осваивает новые пространства; на данном уровне развития цивилизации таким пространством является виртуальное пространство Интернета. Компьютер, построенный по модели функционирующего мозга человека, метафорически представлен в кон-цептосфере молодежного сленга как живое существо, а человек, напротив, как робот, как машина, что подчеркивает единство универсума. Г.Н. Скляревская пишет: «Все элементы материального мира: космос и элементарные частицы, живая и неживая материя, общество, человек как живое существо, как носитель разума и как звено социального устройства, все явления физического и психологического мира, а также абстракции связаны друг с другом, взаимозависимы и взаимообусловлены, упорядочены и системно организованы. Человек постигает этот мир посредством лексической системы своего языка» [3, с. 65].
Реальность, в которой существует современный человек, очень изменилась за относительно короткое время. Эти изменения не всегда находят отражение в концептосфере литературного языка, а молодежный сленг более чутко реагирует на происходящие изменения, например, на такие проблемы, как взаимопроникновение человеческого и технологического и воздействие виртуальной реальности на человека.
Исследование выполнено при финансовой поддержке РГНФ и Правительства Архангельской области в рамках научно-исследовательского проекта «Роль городских социолектов в формировании общенационального русского языка», № 13-14-29006а (р).
Список литературы
1. Никитина Т.Г. Ключевые концепты молодежной культуры: тематический словарь сленга. СПб.: Дмитрий Буланин, 2013. 864 с.
2. Морозова О.Е. Мир человека и его речь. Архангельск: Поморский госуниверситет, 2005. 254 с.
3. Скляревская Г.Н. Метафора в системе языка. СПб.: Наука, 1993. 152 с.
CONCEPTUAL SPHERE OF YOUTH SLANG O.E. Morozova
The article is devoted to the study of key concepts of youth slang. The subject of study are the concepts: human, Internet, computer.
Keywords: youth slang, concept: human, Internet, computer.
References 2. Morozova O.E. Mir cheloveka i ego rech'.
Arkhangelsk: Pomorskiy gosuniversitet, 2005. 254 s. 1. Nikitina T.G. Klyuchevye kontsepty molodezhnoy 3. Sklyarevskaya G.N. Metafora v sisteme yazyka. kul'tury: tematicheskiy slovar' slenga. SPb.: Dmitriy SPb.: Nauka, 1993. 152 s. Bulamn, 2013. 864 s.