Научная статья на тему 'Концептосфера Гайсы Хусаинова: когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ'

Концептосфера Гайсы Хусаинова: когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
271
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОГНИЦИЯ / КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ АНАЛИЗ / МЕНТАЛЬНОСТЬ / ХУДОЖЕСТВЕННАЯ КАРТИНА МИРА / ЯЗЫКОВАЯ ЛИЧНОСТЬ

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Саньяров Ф. Б.

В статье делается первая попытка когнитивно-дискурсивного и концептуального анализа в аспекте антропоцентрического подхода к изучению языковых средств, новелл (парса) и мемуаристики народного писателя РБ Гайсы Хусаинова. Акцентируется внимание к проблемам авторского восприятия мира, стиля языка и мышления классика и ученого.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Концептосфера Гайсы Хусаинова: когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ»

УДК 811. 512. 141

КОНЦЕПТОСФЕРА ГАЙСЫ ХУСАИНОВА:

КОГНИТИВНО-ДИСКУРСИВНЫЙ И КОНЦЕПТУАЛЬНЫЙ АНАЛИЗ

© Ф. Б. Саньяров

Башкирский государственный университет Россия, Республика Башкортостан, 450074 г. Уфа, ул. Заки Валиди, 32.

Тел./факс: +7 (347) 273 67 78.

E-mail: [email protected]

В статье делается первая попытка когнитивно-дискурсивного и концептуального анализа в аспекте антропоцентрического подхода к изучению языковых средств, новелл (парса) и мемуаристики народного писателя РБ Гайсы Хусаинова. Акцентируется внимание к проблемам авторского восприятия мира, стиля языка и мышления классика и ученого.

Ключевые слова: когниция, когнитивно-дискурсивный анализ, ментальность, художест-

венная картина мира, языковая личность.

Народный писатель Башкортостана, академик АН РБ, лауреат Государственной премии имени С. Юлаева Гайса Хусаинов занимает особое место в современной башкирской культуре. Он внес неоценимый вклад в формирование и развитие башкироведения. Громадный научный труд по различным направлениям лингвистики, литературоведения, источниковедения, документально-исторические книги, миниатюры-парса Г. Хусаинова были в основном объектом литературоведческих разысканий (А. Н. Харисов, А. Н. Киреев, М. Ф. Гайнуллин, К. А. Ахмедьянов, Р. Н. Баимов, Р. З. Шакиров, Т. А. Кильмухаметов, Г. С. Кунафин, Р. Г. Аз-нагулов). В то же время проза, миниатюры-парса, афоризмы, философия, ментальный мир писателя-мыслителя до сих пор не исследовались в лингвистическом аспекте, не были подвергнуты когнитивно-дискурсивному, концептуальному анализу. Действительно, парса и афоризмы писателя давно требуют к себе внимания лингвокогнитивистов и философов. Не случайно высказаны писателем такие мысли: «Когда веду речь о нравственной биографии, считаю нужным немного остановиться на своей своеобразной деятельности - создании миниа-тюр-парса, в которых сконцентрировались мои философские мысли, на них до сих пор не обращали внимания ни литераторы, ни философы. В будущем, если найдутся исследователи моего творчества, услышанное из уст автора, наверное, не будет лишним» [1]. Безусловно, актуальность исследования литературного, лингвистического, этикофилософского творчества Г. Б. Хусаинова, изучение его мировоззрения продиктованы отнюдь не указанными мыслями автора, а, скорее, вызваны новыми взглядами в языкознании, т.е. «человеческим фактором в языке», являющимся наиболее перспективным направлением в современной науке. М. В. Зайнуллин справедливо отмечает: «Ког-

нитивная функция связана с познавательной деятельностью человека. Когнитивность отражает процесс осмысления действительности при помощи средств национального языка и лежит в основе национальной картины мира. Наряду с логической картиной мира параллельно существует и национальная лингвистическая картина мира и все это отражается в виде особых категорий и концептов. Башкирская языковая картина мира - это отражение в языке особенностей башкирской национальной культуры и национальной психологии, национального поведения и видения мира» [2].

Следует отметить, в башкирском языкознании в последнее время появились ряд научных работ, в которых так или иначе осмыслены отдельные аспекты когнитивной лингвистики (М. В. Зайнуллин, Т. А. Кильдибекова, Л. М. Зайнуллина, З. М. Дударева, А. Р. Мухтаруллина, Г. Х. Бухарова и др.). Однако творчество классиков башкирской литературы, с точки зрения когнитивной лингвистики, до сих пор не стало предметом специального изучения. Нами впервые делается попытка подвергнуть когнитивнодискурсивному и концептуальному анализу творчество мыслителя, философа, башкирской языковой личности Г. Хусаинова. Материалом для исследования послужили следующие книги автора: «Тормош» (1990), «Донья» (2000), «Автобиография» (2008).

Прежде всего следует уточнить дефиницию понятия «когниция»: семантика термина восходит к английскому cognition «познание» (ср. cognitive -«относящийся к познанию», глагол to cognize - «постигать», «узнавать», «понимать»). Когнитивное направление в лингвистике становится все более заметным. По мнению В. Б. Касевича, налицо все признаки его институализации: созываются международные конференции по когнитивной лингвистике, существуют международные ассоциации когнитологов, издаются журналы, опубликованы учебные пособия [3].

В то же время он считает, что «правомерно полагать, что когнитивной лингвистики не существует уже потому, что не существует некогнитивной лингвистики, конечно, с таким противоречивым суждением нельзя согласиться, ибо когниция - реальный умственный процесс, где речь выполняет основную функцию. В. И. Писаренко пишет: «Когнитивная теория - это исследование ментальной информации, т.е. информации, хранящейся в ментальном лексиконе внутри мозга и составляющей основу человеческого сознания» [4]. Н. Ф. Алефиренко отмечает, что когнитивная лингвистика - одна из новых когнитивных наук, объектом исследования которых является природа и сущность знания и познания, результаты восприятия действительности и познавательной деятельности человека, накопленных в виде осмысленной и приведенной в определенную систему информации [5]. Таким образом, Н. Ф. Алефиренко к исходным понятиям когнитивной лингвистики предлагает отнести «познание», «информация», «знание». В то же время важно отметить, что предметом изучения когнитивной лингвистики является не само знание, а язык, являющийся ведущим средством приобретения, использования, хранения, передачи и выработки знаний.

По своей специфике и структурированию, безусловно, когнитивная лингвистика - наука интегративная. Ее проблемы одновременно активно исследуются в таких научных направлениях, как философия, логика, психофизиология, лингвистика, нейролингвистика и др. Например, в философии когни-ция рассматривается как разновидность духовной деятельности человека. В соответствии с теорией познания диалектического материализма тождество мышления и бытия достигается в долгом и трудном процессе отражения, т.е. идеального воспроизведения предметов внешнего мира (объекта) в сознании человека (субъекта). Конечный продукт этого процесса - образы, знания отличаются достоверностью, точностью, существенностью отображаемых свойств и отношений [6]. Для философии важен следующий постулат: процесс познания протекает в различных чувственных и рациональных формах. К чувственным относятся ощущения, восприятия, представления. Рациональными формами являются понятия, суждения, умозаключения, проблемы, гипотезы, теории и др. Феноменология когниции в психофизиологии трактуется как интеллект - интегральная деятельность высших мозговых функций.

Интеллект (от лат. ^еИекш - понимание, познание, постижение) в широком смысле - это совокупность всех познавательных функций мозга. Однако рядом ученых признается факт, что понятие «интеллект» (ВД) не имеет однозначного определения. На протяжении двух столетий даны разные его трактов-

ки, каждая из которых имеет право на существование (F. Galton, A. Bine, E. Boring, A. Jensen, C. Burt, R. Robenson, J. Piajet). Например, по Р. Стенбергу, IQ можно представить как совокупность речи, мышления, гнозиса, памяти, сознания. Не случайно психофизиология рассматривает каждый компонент интеллекта как импульсную активность нервных клеток на основе электрического потенциала и физикохимического процесса обмена веществ, сопровождающую все основные функции мозга.

Интеллект-интегральная деятельность высших мозговых функций и речевая деятельность человека наиболее глубоко исследуются в нейропсихолингвистике [6]. Достаточно упомянуть, что речь - это не простая комбинация знаков языка, а сложная психологическая функция, где языковые и когнитивные процессы неразделимо слиты. По Дж. Джексону: «Речь - не куча слов» [7]. Вопросы мышления и речи успешно развиты отечественными учеными И. А. Бодуэном де Куртенэ, Л. В. Щер-бой, А. Р. Лурия, Р. О. Якобсоном, М. М. Бахтиным, Л. С. Выготским, труды которых дали толчок к зарождению американской психолингвистики Ч. Осгуд, Н. Хомского.

В данной работе нами будут применены когнитивно-дискурсивный и концептуальный анализ художественного текста из миниатюр-парса и книги воспоминаний народного писателя Гайсы Ху-саинова. Как известно, дискурс-анализ - это анализ текстов, т.е. языкового употребления, но сами тексты начинают трактоваться как источник сведений, выходящих за пределы собственно языкового содержания. Они воспринимаются как источник данных об особых ментальных мирах, для восприятия которых нужно «погружение» в этот особый ментальный мир [8]. Дискурс Г. Хусаинова - это сложное коммуникативное явление, речь, «погруженная в жизнь», в которой четко вырисовываются знания о мире, процесс его познания, когнитивно обработанная модель макромира и собственного микромира, в котором язык писателя выступает как важнейший способ кодирования и декодирования сенсорной информации. А. А. Леонтьев отмечает, что «язык есть важнейший ориентир человека при его деятельности в мире. И если эту деятельность понимать как многоголосное, иногда унисонное, иногда полемическое общение различных компонентов той колоссальный системы, которую мы называем миром, то язык, прежде всего, язык личности [9]. Дискурсивный и концептуальный анализ предполагает изучение концептосферы языка мастера слова, т.к. только выявление ведущих концептов автора позволяет воссоздать индивидуальную языковую картину. Концепт как единица когнитивного по-

рядка - это многомерный мыслительный конструкт, отражающий процесс познания мира, результат человеческой деятельности, опыт и знания о мире, хранящий информацию о нем. Концептосфе-ру Г. Хусаинова можно было бы структурировать как совокупность интеллектуальных, нравственных, эмоциональных концептов.

Индивидуальная картина мира, в целом кон-цептосфера писателя наиболее полно обнаруживаются в книге «Донья» («Весь мир»), составленной из 18 тематических разделов миниатюр-парса. Например, разделы под общими названиями «Человек», «История», «Родной язык», «Жизнь», «Мир», «Нравственность», «Религия», «Время» и другие следует рассматривать как суперконцепты. Известно, что менталитет народа как обязательная характеристика склада ума и стиля мышления имеет непосредственное отношение к ментальной сфере, где одним из наиболее значимых культурных мотивов выступают сложившиеся в сознании народа отношения к уму, разуму, знаниям. Г. Хусаинов наиболее часто обращается к интеллектуальным концептам [10].

Указанные проблемы также сосредоточены в разделе «Фэлсэфэлэрем», вошедшим в книгу воспоминаний «Автобиография». Интеллектуальная концептосфера писателя - это совокупность концептов, репрезентирующих умственную деятельность «ац», «белем», «акыл», «hэлэт», «3uhen», «гилем» и др. Приведем некоторые примеры: «3uheH зирзклеге лз тзбигзттзн бит», «Белем юлы Шнец - килзсзгец, тормош аскысыц, кеше булыу -шулар^ы бар булмышым мензн тойомлаганмын, кYрзheц», «Эммз ул сак гилем донья^та ныклап uнзheлзр, танышаЫтар алда ине зле». Автор осознает, что развитие личности происходит только благодаря накоплению, обработке, хранению информации о мире. Когниция для Г. Хусаинова - это интеллект-интегральная функция мозга: «Даhuлыктыц сере мейенец кырында, тщзр». «Хикмзт нейрондар^ыц нисек багланышында икзн», «Мейене эшлзтергз тура килзсзк».

Писатель наравне с интеллектуальными концептами часто структурирует философскими категориями Пространство, Время, Истина, Качество, Количество, которые иногда принимают форму отдельных миниатюр-парса:

Вакыт.

Вакыт тзбшзтте яцырта.

Вакыт hауыктыра...

Вакыттыц шундай мзлдзре булыр;

Бер сак тамсы ташты тишер;

Елдзр каяны ау^арыр;

Быуалар ташып сыгыр.

Миропонимание, философская интерпретация, репрезентация результатов собственного познания мира писателя, по нашему мнению, базируются на признании автором равноценности логического и чувственного способов познания мира: «Донъяны, кешене бвтз барлыгыц, йврзгец мензн тойоп твшвнвргз тейешhец. Матур зззбизт-башлыса йврзк эше. дгзр унда акыл мензн йврзк кушылган икзн, тазы якшырак». В философской науке доказано, что субъект в своей практической и теоретической деятельности вступает в самые разнообразные отношения с объективной реальностью. Процесс познания осуществляется путем взаимодействия субъекта и объекта, при этом субъект выступает как активно познающий индивид. Философская методология находит широкое применение в художественном дискурсе писателя-мыслителя Г. Хусаинова. Здесь ключевым концептом выступает понятие «Знание», являющееся базисной формой организации познавательной деятельности, выраженное базовыми и периферийными концептами, а также образными ассоциациями. Писатель утверждает: «Бер сак ацлармын; вщзрзз зкизттзр тыцлап, йомактар койоп кзнзгзтлке тапкан куцелем, тазы kyберзк рухи азык эзлзп китаптарга твбзлер... Шуга мин укыуга, белем алыуга бвтз зиhенемде, бар тырышлыгымды hrnbin тотонганмын да. Fилемгз kyi асыла, зиhен арта ла баhа!

Писатель особо ценит знания, полученные в столичном университете, в аспирантуре МГУ: МзскзYзец хзтирзле йылдары, мзззни - гилем атмосфераЫг, баш кала интеллегенттарынса з^зп-мвгзлзмзлзр куцелемде байытты, рухымды ныгытты, белемемде камиллаштырышты. Отсюда не трудно сделать вывод о том, что знание является продуктом культуры, поскольку процесс освоения духовных ценностей происходит путем включения субъекта нравственным нормам более высокого порядка. Языковая личность Г. Хусаинова наиболее ярко раскрывается в мотивации познания действительности. Автор пишет: «Квнсы-гыштыц акыл эйзлзрензн атаклы Сзг^и, кешенец ацлы гYмере икеутыз, тигзн.ТзYгеутызы - донъяны танып -белеY, белем алыу, икенсе утызы-донъя квтвY, хезмзт итеY. Башыца твшкзс, тырышмай, белмзй, тейешенсз вйрзнмзй сарац юк. Yзец, гYйз, энциклопедик шзхескз ЗYерелергз тейешhец.

Интеллектуальная планка писателя, по Г. Хусаинову, должна постоянно стремиться к своей вершине, ибо мастер слова не только создатель художественных образов, он также мыслитель, интеллектуал: Языусы-тасуирлаусы гына тYгел, фе-

кер эйэhе лз. Фэндэ hэр галимдыц да мэглYм кимэлдэ философ булганы шарт. ШунЫгз унан зур теоретик сыкмай. Эзип акылы - hYзенэн, акылы кылганынан билдэле, тизэр бит. Бер зур эдэре йэки бер нисэ эдэре буйынса авторзыц ижади йвзвн, интеллектуаль кимэлен, донъяга карашын, эзэби одталыгын асык белеп була.

Наряду с указанными примерами писатель признает, что в когнитивном процессе носителя языка ведущая роль принадлежит языку, поэтому высоко ценит значение национального языка в концептуализации мира, родной язык становится ведущим концептом. Обратимся к художественному дискурсу автора: Туган тел - ул ата-эсэц теле, донъяла тэY ишеткэн hYзец, асылган телец, рухи моцоц. Донъяла hэр бер халыктыц рухи хазинаЫг, халыкты халык иткэн бер булмышы бар. Ул - тел. Тел - ул халыктыц мэцге тере тарихы. Тел - халыктыц Y3ен, быуаттар hузымында формалаш-кан Y3ацын радлау куренеше. Тел - ул миллэт йэшэYе. Тел-ул халыктыц тормош тэжрибэhен, акылын, хыялын Y3енэ йыйган алтын казна. Алтын акыл, ынйы hY33эр хазинакы. Уга тиц баhа юк. hY3зец атаЫг -акыл икэн, эсэhе-тел.

Как видно из примеров, писатель в лаконичной, пословично-поговорочной форме раскрыл сущность и природу национального языка, основная идея заложена в когнитивной функции. Кон-цептосфера Г. Хусаинова ценна и тем, что в ней отражена ментальность этноса, известный ученый и писатель делает акцент на национальную специфику восприятия действительности, анализирует различные аспекты ментального опыта носителей башкирского языка, делает весьма ценные научные выводы [11]. Ментальность, особенности познания, восприятия окружающего мира - это узловой вопрос в философских раздумьях писателя. Он пишет: Минец Y3ем всвн тыуган Башкортостаным -твп темам. Бар китаптарым республикамдыц мэзэни тормошо, эзэбиэте, тарихы, хэзергеhе, килэсэге менэн бэйле. Бутэн темалар тураЫтда язам икэн, унда ла мин башкорт кешеhе булып уй-лайым. Хатта мин бвйвк рус эзэбиэтенэ башкорт булып багам. ШуныЫын да онотмайык; рэсми сакырыу буйынса берэй сэфэрзэ булганда, Ыне республикац, туган халкыцдыц бер вэкиле буларак кабул итэлэр hэм белемецэ, интеллектыца, тотошоца карап, халкыц, милли интеллегенция тураЫтда хвквм итеYселэр.

Мысли Г. Хусаинова позволяют понять, что в основе мировидения и миропонимания каждого народа лежит своя система предметных значений,

социальных стереотипов, когнитивных схем, сознание человека всегда этнически обусловлено [12]. Не случайно поэт В. Соколов писал: «Что-нибудь о России ?/ О стройке и молотьбе ?/Все у меня о России, / Если даже о себе». Р. Г. Азнагулов считает, что в миниатюрах-парса Г. Хусаинова раскрываются философия и психология познания концептуальной картины мира, в них заложены мысли и раздумья писателя о жизни, Вселенной, об окружающем мире, любви... [13]. Действительно, мир писателя всеобъемлем, в этом бескрайнем мире предназначение человека особое: он познает постоянно меняющийся и развивающийся мир, обретая при этом все новые ценности. Личность познающего человека Г. Хусаинов оценивает как: Ьзр бер шзхес-узе бер оло язмыш, гзжзйеп бер эске донъя ул, минецсз. Ьзр кеше -узенсз ъабатланмад уникум. Танып -белеY аша кеше баръЛын таный. Серззре асылган hайын, донъя асы^лана барган кеYек.

Следует также отметить, что в языке парса наряду с ядерными интеллектуальными концептами писатель активно употребляет периферийное поле концепта, в состав которого входят метафоры, авторские афоризмы и прецедентные (устойчивые) синтаксические конструкции. Приведем некоторые примеры: китап донъяЫта сумдым; донъяга кузем асылды; зззбизтте Ыгу кеYек эсз ине; гилем дицге-зе киц hзм тв^вз, Ь.б. Не менее интересными в творчестве писателя нам представляется авторские прецедентные тексты, значимые для писателя в познавательном и эмоциональном отношении, имеющие сверхличностный характер, которые хранятся в когнитивной базе языковой личности. К таковым мы относим: Fилем минец всвн зззбизт кеYек ук - шатлыгым да, гзмем дз, ожмахым да, тамугым да. Китап - белем шишмзhе, белем -гYмер сырагы.У-кыгандыц теле икзY, ти, всзY булкын. Карт хзтере - тишек илзк.

Таким образом, языковая картина мира Гай-сы Хусаинова, как нам кажется, прежде всего, должна исследоваться с позиций антропоцентрической языковой парадигмы, в синтезе когнитивной лингвистики и лингвокультурологии. Художественный дискурс классика башкирской литературы Гайсы Хусаинова «погружен в жизнь», его миниатюры - парса наиболее удачно репрезентируют основные категории когнитивной лингвистики -познание, информацию, знание, сам автор системно оперирует этими категориями, блестяще владея всеми научными методами когнитивной деятельности. На наш взгляд, изучение языка и стиля писателя позволяет делать конкретные выводы о башкир -ской языковой личности, ментальности - своеоб-

разном способе восприятия и понимания мира, концептосфера башкирского языка - сфера вербализованных знаний, обусловленных менталитетом носителей языка. В этом аспекте творчество Гайсы Хусаинова заслуживает особого внимания и требует специального монографического исследования.

ЛИТЕРАТУРА

1. Хусаинов Г. Б. Автобиографиям. 0фе, Китап, 2008. 515 б.

2. Зайнуллин М. В. Приоритетные направления в современной лингвистической науке // Вестник Башкирск. ун-та. 2009. Т.14. №3(1). С. 1171-1173.

3. Касевич В. Б. О когнитивной лингвистике. Общее языкознание и теория грамматики // Материалы чтений, посвященных 90-летию со дня рождения С. Д. Кацнельсна. СПб.: Наука, 1998. С. 93.

4. Писаренко В. И. О когнитивной лингвистике и семантике термина «когнитивный» // Международная конференция по компьютерной лингвистике: электронный ресурс. 2002. иЯЬ: http://www.dialog-21.ru/materials/archive.asp?id=7366 &у=2002&уо1=6077

5. Философия: учебное пособие для студентов вузов / Ю. А. Харин, В. Ф. Берков, П. А. Водопьянов и др. Под

общ. ред. Ю. А. Харина. 4-е изд. Стереотип. Лен: Тетра Системс, 2001. 182 с.

6. Амасьянц Р. А., Амасьянц Э. А. Интеллектуальные нарушения: учеб. пособие. М.: Педагогическое общ. России, 2004. 8 с.

7. Седов К. Ф. Нейролингвистика. М.: Лабиринт, 2007. 224 с.

8. Кубрякова Е. С. О понятиях дискурса и дискурсивного анализа // Дискурс, речь, речевая деятельность: функциональные и структурные аспекты: сб. обзоров. М., 2000. 20 с.

9. Леонов А. А Основы психолингвистики. 3-е изд. М.: Смысл; СПб.: Лань, 2003. 282 с.

10. Саньяров Ф. Б. Концептосфера Гайсы Хусаинова // Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы. Казань, 2009. 286 с.

11. Саньяров Ф. Б. Гайса Хусаинов концептосфераЬы: мен-таллек Ьэм этник-философик категория // Проблемы востоковедения. 2009. №4. С. 116-120.

12. Зайнуллин М. В. Механизм понимания в осуществлении процесса межкультурной коммуникации // Сохранение и развитие родных языков в условиях многонационального государства: проблемы и перспективы. Казань, 2009. С. 245-249.

13. Азнагулов Р. Г. Оло юлдьщ туманы // Ватандаш. 2006. №1. С.145-165.

Поступила в редакцию 07.06.2011 г.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.