.....
I I I ■ M I I I I
^ Теория и история культуры 91
КОНЦЕПТ СОВЕРШЕННОГО ЧЕЛОВЕКА В АНТРОПОЛОГИИ СУФИЗМА: КРАТКИЙ ОБЗОР
А. В. Волобуев
Московский государственный университет им. М. В. Ломоносова
В статье обрисовывается ключевой для антропологии суфизма концепт Совершенного Человека, вкратце описываются его истоки и роль в суфийском мировоззрении.
Ключевые слова: философская антропология, суфизм, Совершенный человек, исламский мистицизм.
In the article there is described a key concept of the Sufi anthropology - a concept of the Perfect Man, and the summary of its sources and role in the Sufi outlook is given.
Key words: philosophic anthropology, Sufism, the Perfect Man, Islamic mysticism.
Распространенной традицией является приравнивание термина «суфизм» (арабск. «та-саввуф») к исламскому мистицизму (3, с. 377378). И действительно, суфиями назывались все те, кто искал путь непосредственного постижения истины через аскезу, систему мистических практик или даже в вине. Но этим понятие «суфий» не исчерпывается: еще первый «целенаправленный» «исследователь» суфизма английский дипломат Дж. Грэхем высказал следующее любопытное замечание: «на нас, вообще-то говоря, по меньшей мере в этой стране, смотрят как на разновидность суфиев, видя несоблюдение нами местных обрядов и форм общения, мысленное творение молитвы и достаточно строгое следование своим правилам поведения» (5, с. 363), то есть термин «суфий» имел и социальное значение - он маркировал некоторые замкнутые общества, имевшие собственные, отличные от традиционных местных, обычаи и уклад жизни, включая «мысленное творение молитвы». «Словом, нынешний вольнодумец или совре-
менный философ, - развивает свою мысль Грэхем, - в Европе предстал бы своего рода суфием в миру» (5, с. 363).
Согласно распространённому мнению, учения исламского мистицизма сформированы во многом в пику традиционным учениям, часто противоречат им. Это действительно так на уровне концепций. Но при внимательном рассмотрении, на уровне концепта мистицизм органично взаимодополняет традиционные теории, заполняя, в первую очередь, те лакуны, которые сознательно или несознательно оставляют последние. Например, суннитская религиозно-философская традиция обходит тему любви, тогда как для суфизма этот мотив становится основополагающим. Так же дело обстоит и с суфийской концепцией Совершенного Человека, которая в законченном виде была сформулирована в суфийской литературе в начале XIII века.
Фундаментом концепции является представление о том, что в мире присутствует божественная красота, которая созерцается
1997-0803 ВЕСТНИК МГУКИ 1 (39) январь-февраль 2011 91-94
.....
ш
92 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль
Творцом. Творец «влюблен» в Свою красоту, любуется ею в зерцале Собственного творения. Суфий-путник стремится к обретению этой Совершенной Красоты - согласно побуждениям 'Азиз ал-Дина Насафи, обращенным к его ученикам: «Дервиш ... приложи усилия к созерцанию Господа Творца, к свиданию с Его красотой» (4, с. 28).
«Внутреннее бытие есть свет, и это тот свет, который есть душа мира; мир полон этого света <...> Этот свет влюблен в свои проявления, ибо этот свет созерцает в этих проявлениях свою красоту, созерцает свои атрибуты и свои имена» (2).
Таким образом, Бог красив, наблюдает Свою красоту, «любуется» ей. Следовательно, явление Божества в мире имеет выраженный эстетический аспект. Бог красив и явлен в мире как красота, совершенная красота. В частности, гностическая концепция Махмуда Шабистари описывает мир как бесконечную последовательность зерцал, разнонаправленных, а потому и по-разному отражающих мир, человека и Самого Творца, и даже содержащих отражения друг друга: мир как зерцало, человек как зерцало, Бог как зерцало, небытие как зерцало, текст книги как зерцало, знаки и знамения как зерцало и т.д. Конечной целью всего этого множества зерцал является отражение абсолютного бытия Бога во всей его полноте.
Очевидно, что суфии подразумевали под носителем этих функции далеко не всякого человека. Вместилищем интеллектуальной и духовной силы является отнюдь не любой человек, но исключительно Совершенный Человек.
«Теперь знай, о ищущий путь Истинного, из тысячи тысяч частиц праха только одна частица станет растением, из многих тысяч тысяч растений, из деревьев и плодов малое станет пищей животного, из многих тысяч животных одно станет пищей человека, из многих тысяч тысяч частей человека малое станет каплей семени, из многих тысяч тысяч [капель] семени малое попадет в чрево, из многих тысяч тысяч [капель] семе-
ни, попавших в чрево, одно обретает форму, из многих тысяч тысяч обретших форму одно родится, из многих тысяч тысяч родившихся один выживет, из многих тысяч тысяч выживших один примет ислам, из многих тысяч мусульман один уверует, из многих тысяч тысяч уверовавших один будет взыскующим, из многих тысяч взыскующих один будет путником, из многих тысяч путников один станет порвавшим [с миром], из многих тысяч тысяч порвавших один станет соединившимся, из многих тысяч тысяч соединившихся один достигнет макам близости. Цель [жизни] всех существующих - тот один человек, а все остальные паразитируют на его бытии » (6, с. 393).
Нет никаких сомнений, что под этим «одним человеком» подразумевается Совершенный Человек. Совершенство разлито в мире; каждый разряд бытия имеет свое совершенное состояние, под которым понимается «завершенность» и полная развернутость потенций, присущих конкретному разряду бытия. «Совершенный» {qamil) или «завершенный» (taam) человек {mará, insan) сам по себе является и плодом возврата всего тварного мира, и возвратного волевого усилия человека к своему Творцу, к Абсолютному Совершенству.
Стоит обратить внимание и на предельно заостренную формулировку Махмуда Шабистари: «Цель [жизни] всех существующих -тот один человек (т.е. Совершенный Человек». - Примечание автора источника), а все остальные паразитируют на его бытии» (6, с. 393). Как мы видим, конечной целью творения является Совершенный Человек. Однако, согласно законам тварного мира, которые создал Бог, Совершенный Человек может появиться только в итоге прохождения творением полного круга инволюции (нисхождения) и затем эволюции (восхождения). Творение в целокупности также играет роль обстоятельств и среды существования Совершенного Человека.
Таким образом, мир - это образ в зерцале, обладающий чрезвычайно сложной струк-
.....
ш
Теория и история культуры 93
турой и находящийся в процессе постоянного изменения. Причем этот образ - есть антропоморфное живое существо, сознание которого обеспечивается Совершенным Человеком.
Если говорится, что человек создан по образу Бога, что человек является средоточием всевозможных совершенств, то имеется в виду скорее потенциальный, предельный горизонт человеческого, который и обретен этим Совершенным Человеком.
Именно в нем, в Совершенном Человеке, Бог созерцает Свою красоту, не всякий человек, но именно Совершенный Человек является тем Образом, который Бог видит в Зерцале, как об этом пишет Ибн ал-'Араби: «Нет иного места явления Истинного [для] созерцания Им имен и качеств Своих, кроме как Совершенный Человек, поскольку он собрал в себе всю совокупность потенциальностей. Всякий раз, когда Истинный Всевышний возжелает взглянуть на мир, на человека в мире взирает, ибо Совершенный Человек есть образ (сауп) Бога».
Ниже Ибн ал-'Араби описывает Совершенного Человека как совершенное зерцало: «Поэтому всякий, кто захочет увидеть весь мир в одной вещи и одной явленности, в которой бы собраны были все миры из субстанций, атрибутов и тел, ему следует взглянуть на совершенного человека, поскольку он - совокупность всех миров высших, и низших, и ангельских, и малакутовых. Значит, человек по этим совокупным качествам достоин быть наместником степени Истинного, и он величайшее и наичистейшее из зерцал Истинного в сущем» (1, с. 36). В другом месте он говорит об этом еще более ясно: «Человек - совершенное зерцало» (1, с. 36). В том же смысле 'Азиз ал-Дин Насафи называет Совершенного Человека «зерцалом отображающим Вселенную». Не следует сомневаться, что в приведенных выше отрывках и Махмуд Шабистари подразумевал именно Совершенного Человека, когда говорил о человеке как зерцале.
Следовательно, именно Совершенный Человек представляет собой крайнюю, наисо-
вершенную стадию эволюции творения, аккумулируя в себе наивысшую степень всякой красоты, которой Бог наделил Свое творение. Именно он отображает красоту Бога наиболее полно и ясно. Махмуд Шабистари формулирует это в том смысле, что Совершенный Человек являет собой имя Бога: «Хотя каждый святой являет некое имя, однако совершенный святой является местом проявления имени общего, то есть местом проявления имени Бог, в которое входят все другие имена. Такой святой - и наличествует и сокрыт» (6, с. 393).
Итак, средоточием самой совершенной в этом мире красоты, которой обладает обращенный к Богу образ, является Совершенный Человек. Во-первых, очевидно, что красота Совершенного Человека - это потаенная, тайная, сокрытая красота, недоступная человечеству и доступная только Богу.
И все же можно было бы выделить одно чувственно воспринимаемое качество, присущее Совершенной Красоте. Например, Махмуд Шабистари само углубление мистического опыта описывает как ступени постижения разных видов света, которые суфий зрит в своем сердце, в самом себе, тем самым как бы допуская свет в себя, пресуществляясь в свете. Чем совершеннее путник, тем более совершенный свет он видит и, следовательно тем более совершенным светом становится сам.
Совершенный человек - есть Совершенная Красота, которая может восприниматься в этом мире как исключительно интеллектуальная и духовная, «внутренняя» субстанция; она видится как яркий свет лишь духовным зрением, однако для человека неискушенного и лишенного духовных совершенств она предстает как темнота, не имеющая цвета и формы, или же, точнее, она - невидима. Если мистик встретившись с Совершенной Красотой воспринимает ее как внутренний свет, то человек неискушенный не видит ничего кроме темноты. Вспомним приводимое выше предостережение Махмуда Шабистари: если человек, не обрел истинного знания о Боге, себе и мире, то есть не реализовал в себе способ-
.....
I I I ■ M I I I
94 ISSN 1997-0803 ♦ ВЕСТНИК МГУКИ ♦ 2011 ♦ 1 (39) январь-февраль ^
ность к внутреннему видению, то, после смер- слепой от рождения, другими словами, не вити, он предстанет перед Богом слепым, как дящий света, видящий только мрак и темноту.
Примечания
1. Ибн ал-Араби. Изображение окружностей / Ибн ал-сАраби // Мекканские откровения / Введение, перевод с арабского, примечания и библиография А.Д. Кныша. - СПб., 1995.
2. См.: Бертельс, А. Е. Пять философских трактатов на тему «афак ва анфус» / А.Е. Бертельс. - М., 1970.
- С. 144-145 [персидский текст; далее Насафи, Зубдат (Бертельс)]; Шукуров, Р. Азиз ал-Дин Насафи и его трактат «Зубдат ал-хакаик» / Р. Шукуров // Суфизм в контексте мусульманской культуры / под ред. Н.И. Пригариной, - М., 1989. - С. 54.
3. См.: Суфизм - мистическое направление в развитии ислама // Всемирная Энциклопедия: Философия.
- Минск, 2001.
4. Совершенный человек. Теология и философия образа / ред. Ш.М. Шукуров. - М., 1997.
5. Leyden, J. On the Rosheniah Sect, and its Founder Bayezi'd Ansari / John Leyden // Asiatic Researches II.
- Calcutta, 1810.
6. Mahmud-i Shabistari. Majmu'a-i asar-i shaykh Mahmud-i Shabistari ba muqaddima wa tashih wa tawzihat, ba-ihtimam-i duktur Samad-i Muwahhid / Mahmud-i Shabistari. - Tehran, 1371/1993.