Драфт: молодая наука
Е.Н. МИТЕВА (г, Одесса, Украина)
УДК 821.161.1.09 (Цветаева М.)
ББК Ш33(2Рос=Рус)-8,445
КОНЦЕПТ «РЫЦАРСТВО»
В СМЫСЛОВОЙ СТУКТУРЕ СТИХОТВОРЕНИЯ М. ЦВЕТАЕВОЙ «Я С ВЫЗОВОМ НОШУ ЕГО КОЛЬЦО...»
Аннотация. В статье осмысляется самобытность цветаевской интерпре-таци и концепта «рыцарство» в смысловой структуре стихотворения «Я с вызовом ношу его кольцо...» («С. Э.»), посвященного Сергею Эфрону.
Ключевые слова: концепт, рыцарство, си мволи ка, авторски й ми ф, Сергей Эфрон.
В творчестве М. Цветаевой довольно значительный пласт лири ки посвящен Сергею Эфрону. Образ мужа занимает важное место в авторском мифе поэтессы. Но в цветаеведении стихотворения, обращенные к данному адресату, рассматривались, как правило, исключ и-тельно в биографическом контексте. При этом следует отметить, что лирика, адресованная С. Эфрону интересна не только с точки зрения реальных вза моотношен й между супругам х судеб, но прежде всего в аспекте нтерпретац с мвол к , авторск х м фологем, мот вного темат ческого рядов, а также концептов, которые представлены в этой группе цветаевских текстов. К таким текстам, несомненно, относится ранее стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо.» («С. Э.»).
Мног е ученые, работая с понят ем «концепт», накоп л знач -тельную теорет ческую базу в пон ман данного терм на его наиболее важных характеристик. Е.С. Кубрякова в определении концепта акцентирует, что это «некий отдельный смысл, некая идея, имеющаяся у нас в сознании » [Кубрякова 2004: 316]. С точки зрения Ю.С. Степанова концепт - «основная ячейка культуры в ментальном мире человека» [Степанов 2004: 43]. Отличительной чертой концептов является то, что он предстают как « нтерпретаторы смыслов» [Куб-рякова 1996: 91] и «некие “потенции” значений, облегчающие общение тесно связанные с человеком его нац ональным, культурным, профессиональным, возрастным и прочим опытом» [Лихачев 1993: 155]. Не менее важной является особенность концепта получать «генет че-ское определение», складываясь «из исторически разных слоев, раз-л чных по времен образован я, по про схожден ю, по семан-ти ке» [Степанов 2004: 60].
Драфт: молодая наука
Таким историческим слоем концепта «рыцарство» в цветаевском ментальном м ре станов тся культурный феномен рыцарства, порожденный эпохой Средневековья. Но М. Цветаева переосмысляет гене-т ческ й показатель данного концепта. Поэтесса проец рует рыцар-ск й кодекс м фологемы на л чность Сергея Эфрона, вернее на то, каким муж предстает в ее лирике. М. Цветаева, сохраняя ряд показателей культурной модел рыцарства, трансформ рует нтерпрет рует их, создавая свою модель, которая соответствует установке зарождающегося авторского м фа.
Стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо.» («С. Э.»), включающее в свое назван е посвящен е, было нап сано 3 юня 1914 года во время одного з пребыван й М. Цветаевой в Коктебеле посвящено люб мому дорогому человеку - Сергею Эфрону. На тот момент он был уже женаты.
Я с вызовом ношу его кольцо
- Да, в Вечности - жена, не на бумаге. -
Его чрезмерно узкое л цо
Подобно шпаге.
Безмолвен рот его, углами вни з,
Муч тельно-вел колепны бров .
В его л це траг ческ сл л сь
Две древн х кров .
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны! -
Под крыльям распахнутых бровей -
Две бездны.
В его ли це я рыцарству верна.
- Всем вам, кто жил и уми рал без страху. -
Так е - в роковые времена -
Слагают стансы - дут на плаху.
[Цветаева кн. 1 1997: 202]
Встреча с семнадцатилетним Сергеем произошла в Коктебеле, в доме Макс м л ана Волош на. Мар на Цветаева люб ла наход ться в этом городке «двухмесячное ж тье в Коктебеле по ст не яв лось для нее пребыванием в раю. Природа этого уголка на всю жизнь стала “местом ее души”» [Саакянц 1997: 26]. Чувства, связавшие их, представлял сь столь с льным прочным - любовью на всю ж знь. В письме к Василию Розанову М. Цветаева признается: «Сережу я люб-
Драфт: молодая наука
лю бесконечно и навеки...» [Цветаева 1998: 120]. В этом же письме поэтесса утверждает, что «за три - или почти три - года совместной жизни - ни одной тени сомнения друг в друге» [Цветаева 1998: 121].
Стихотворение «Я с вызовом ношу его кольцо.» - утверждение любви и обет верности мужу. Практически с самого начала обращают на себе внимание обилие символов. Лирическая героиня заявляет: «Я с вызовом ношу его кольцо!». Но почему «с вызовом»? Очевидно, поэтесса имеет в виду верность и преданность своему мужу. В то же время возн кает ощущен е предчувств я некой траг чност даже жертвенност - платы за збранность судьбы обо х супругов1 [Цветаева кн. 2 1997: 284]. Для зарождающегося мифа М. Цветаевой принци -пиально акцентирование своей духовной связи с С. Эфроном, взаимного долга хранить друг друга, заданного свыше. Кольцо имеет форму круга означает бесконечность непрерывность - в контексте ст хо-творения вечность любви двух ярких и талантливых людей. Кольцо символизирует «обет супружеской верности» [Андреева 2004: 244], а в подобии своей формы колесу включает в свою символику значение построения «будущего <...> бесконечный цикл обновления, весну» [Бенуас 2004: 61]. Кроме того, кольцо - знак духовного богатства и принадлежности к чему-либо. В данном случае имеет место принадлежность к рыцарству. Несомненно, образ Сергея Эфрона в данном ст хотворен впервые м фолог з руется связывается с темой рыцарства.
В куртуазной литературе мужчина воспевает возлюбленную. Прав ла куртуазного поведен я предп сывал проявлен е рыцарской любви как преданное служение Даме. Характерно, что «применительно к женщ не любовная связь выражается в юр д ческ х терм нах saisie, saisir (“владение”, “владеть”); применительно к мужчине - service, server (“служение”, “служить”)» [Зюмтор 2003: 485]. В стихотворен , посвященном С. Эфрону наоборот - жена воспевает люб мого мужа. Единение с мужем представлялось в авторском мифе М. Цветаевой еще своего рода братством, а обручальное кольцо оказывалось предметом, приобщающим своего носителя к рыцарству.
В культуре для феномена рыцарства «начиная с “Песни о Роланде”» - был пр ор тетны - «два полюса, вокруг которых вращалась <...> модель воинского этноса, - доблесть и мудрость. Обладание
1 В комментарии к стихотворению, сделанном А. Саакянц, сказано: «Кольцо, на внутренней стороне которого выгравирована дата свадьбы и имя Марина, находится ныне в Государственном Литературном музее в Москве; “его” кольцо, с именем Сергей, не сохран лось» [Цветаева кн. 2: 284].
Драфт: молодая наука
доблестью предполагало храброе поведен е в бою, прод ктованное стремлен ем збежать позора по ском военной славы. Под мудростью подразумевал сь ж зненный опыт прон цательность» [Луч ц-кая 2003: 435]. Марина Цветаева самобытно интерпретирует кодекс рыцарства. Поэтесса не в д т в своем муже ст нного скателя славы. В цветаевском осмыслен концепта «рыцарство» соед няются установка как на прот востоян устоям куртуазной культуры, так следованию ряду из них. Безусловно, М. Цветаевой импонирует идея, что в «тонах благочест я пр стойност , сдержанност верност р совался прекрасный образ идеального рыцаря» [Хёйзинга 2011: 126], и поэтесса за мствует представлен я об деальном рыцаре, вводя как одну з деологем своего творчества.
М. Цветаева большое вн ман е уделяет внешност мужа, в подтвержден е сопр частност С. Эфрона рыцарству. Обращен е к внешност пр суще для цветаевской манеры на раннем этапе творчества. «Не през райте “внешнего”!» [Цветаева 1997 кн. 1: 230] - утверждала поэтесса. В пер од создан я ст хотворен я внешн й обл к представлялся ключом к моральной сущност человека, к его внутреннему миру.
Сергей Эфрон обладал романт ческой внешностью - был высоким и худым, имел огромные глаза и узкое лицо. В своем лирическом послан М. Цветаева сравн вает л цо мужа со шпагой - с мволом чест мужества. Пр знакам л ца, которое «подобно шпаге» становятся аскет зм, отрешенность печаль, что подчерк вает коноп с-ность пр надлежность к высшему. Когда поэтесса п шет: «Безмолвен рот его, углами вниз.», то имеет в виду печаль. Из биографии С. Эфрона звестно, что юноша был печален ран м, кроме того зачастую чувствовал себя од нок м человеком. И действ тельно, кольцо, шпага, печаль являются также атр бутам рыцарства.
Жертвенность и печаль позволяют соотнести в ментальном уни -версуме М. Цветаевой образ экв валентный С. Эфрону не только с феноменом рыцарства, но даже, возможно, с Орфеем. Существует мнен е, что в фам л «Эфрон» поэтесса в дела анаграмму мен
«Орфей» [см.: Саакянц 1997: 10]. Показательно, что в цветаевской художественной с стеме «поэт ческ й дар, с мвол ческ м воплощен -ем которого становится Орфей» [Фокина 2012: 73], наделяет своего обладателя предрешенностью страдания и более того, носителю «творческого начала <...> часто придаются черты избранности и мученичества» [Фокина 2012: 79]. Кроме печали с античным певцом С. Эфрона в цветаевском восприятии могли роднить и творческие спо-собност . Известно, что у реального Сергея Эфрона был неплох е
Драфт: молодая наука
л тературные данные, впоследств несколько пр глушенные пр сут-
ств ем рядом более с льного поэта.
В стихотворении образ С. Эфрона наделяет избранностью некая печать, отображающая, что «В его лице трагически слились / Две древних крови». Для М. Цветаевой было важно такое генетическое ед нен е, это делало в ее глазах мужа особенным, наделенным непо-втор мой нд в дуальностью. В вышеупомянутом п сьме В. Розанову М. Цветаева с гордостью подчерк вает: «В Сереже блестяще соед -нены две крови - еврейская и русская. Он блестяще одарен, умен, благороден <...> Мать его урожденная Дурново.» [Цветаева 1998: 120]. Траг чность збранност от ед нен я двух древн х кровей как с мво-ла «души и жизненных сил» [Андреева 2004: 263] также делают С. Эфрона в цветаевском м фе сопр частным рыцарству.
Сред ных качеств соответствующ х куртуазным представлен -ям следует отметить тонкость, вдохновенность, духовную глубину.
Он тонок первой тонкостью ветвей.
Его глаза - прекрасно-бесполезны! -Под крыльям раск нутых бровей -Две бездны.
Ветв указывают на юность нев нность, крылья говорят о свободе и вдохновении, а глаза - это неизмеримая глубина души, пучина эмоц й желан й.
В заключен е М. Цветаева утверждает, что «в его л це я рыцарству верна.». Рыцарство способствует «превращению обычного человека <.> в человека духовного» [Андреева 2004: 433], чистого в своих помыслах и устремлениях. Концепт «рыцарство» включает как в свой генет ческ й слой, так сохраняет в культуре Серебряного века главное в ментальном м ре М. Цветаевой следующ е смысловые показател - отвагу, с лу, нравственное совершенство. Смысловая дом нанта данного ст хотворен я заключена менно в этой последней строфе:
В его л це я рыцарству верна,
- Всем вам, кто ж л ум рал без страху! -Так е - в роковые времена -Слагают стансы - дут на плаху.
В очерке «Нездешн й вечер» поэтесса, воспро зводя свою беседу с М. Кузьм ным, охарактер зует х общую эстет ческую установку. «Все ради этой строки написано? - Как всякие стихи - ради последней
Драфт: молодая наука
строки. - Которая приходит первой» [Цветаева 1997 кн. 1: 282]. Не подлежит сомнению, что смысловым центром стихотворения «Я с вызовом ношу его кольцо.» («С. Э.») является именно последняя строфа.
Как уже было ранее упомянуто, поэтесса в данном тексте впервые отождествляет С. Эфрона с рыцарем. Пр мечательно, что в цветаевском пон ман рыцарства есть некоторые отголоск пушк нского в ден я, которое явно прослеж вается в ст хотворен «Ж л на свете рыцарь бедный»:
Жил на свете рыцарь бедный,
Молчали вый и простой,
С виду сумрачный и бледный,
Духом смелый и прямой.
Он и мел одно виденье,
Непости жное уму,
И глубоко впечатленье В сердце врезалось ему.
<.>
Сопостав в оба ст хотворен я можно замет ть скрытое вл ян е образной с стемы пушк нского текста на цветаевск й. Неслучайно образы «рыцаря бедного» и С. Эфрона оказываются во многом близки.
Подводя тог , необход мо отмет ть, что М. Цветаева, нтерпре-т руя концепт «рыцарство», сохраняет основные пр знак стор ческой модел рыцарства. Сред генет ческ х слоев цветаевского концепта можно выдел ть: доблесть, благородство, збранность, характерные для средневекового рыцарского кодекса. Интерпрет руя концепт «рыцарство», М. Цветаева соотнос т его со сво м авторск м м -фом о Сергее Эфроне. Мифологизация личности С. Эфрона и отношений, которые связывали супругов, трансформируют традиционный концепт «рыцарство». Характерной станов тся дея воспеван я не рыцарем Прекрасной Дамы, а то, что л р ческая геро ня, соотнос мая в цветаевском м фе с л чностью поэтессы, воспевает мужа, предстающего в ее лирике своего рода рыцарем. Другим показателем трансформации традиционной рыцарской модели является осмысление М. Цветаевой своего супружества как братства. В ст хотворен е обыгрывается в качестве обета супружеской верност пр общен е лирической героини к рыцарству («В его лице я рыцарству верна.»). М. Цветаева не только воспевает, но любуется С. Эфроном, облаго-раж вает его. Ст хотворен е обыгрывает дею верност рыцарству
Драфт: молодая наука
мужу, утверждение пронести эту сильную, неисчерпаемую и самоотверженную любовь через всю свою жизнь.
Кроме этого, в концепт «рыцарство» в цветаевском истолковании входит еще важный культурный слой - интертекстуальные отсылки к творчеству А.С. Пушки на, а именно к стихотворению «Жил на свете рыцарь бедный. ».
Все вышеперечисленные факты обусловливают своеобразие цветаевского концепта «рыцарство» и символики, связанной в стихотворении с рыцарской темой и образом Сергея Эфрона.
ЛИТЕРАТУРА
Андреева В. Колесо (Кольцо, Круг) // Андреева В. Энци клопедия. Си мво-лы. Знаки. Эмблемы. - М.: Астрель, АСТ, 2004. С. 240-246.
А ндреева В. Кровь // А ндреева В. Энци клопедия. Си мволы. Знаки. Эмблемы. - М.: Астрель, АСТ, 2004. С. 263-265.
А ндреева В. Рыцарь // А ндреева В. Энци клопедия. Си мволы. Знаки. Эмблемы. - М.: Астрель, АСТ, 2004. С. 433-434.
Бенуас Л. Знаки, символы и ми фы; [пер. с франц. А. Калантарова]. - М.: Астрель, АСТ, 2004.
Зюмтор П. «Куртуазия»; [пер. с франц. И.К. Стаф] // Опыт построения средневековой поэтики. - СПб.: Алетейя, 2003. С. 480-489.
Кубрякова Е.С. Язык и знани е: На пути получения знани й о языке: Части речи с когни ти вной точки зрения. Роль языка в познани и ми ра. - М.: Языки славянской культуры, 2004.
Кубрякова E.C. Концепт // Краткий словарь когни ти вных терминов / под ред. Е.С. Кубряковой. - М.: МГУ. Филологический факультет,1996. С. 90-105.
Лихачев Д.С. Концептосфера русского языка // Извести я ОРЯ: Сери я ли -тературы и языка. - 1993. - Т. 52. - 7 1. С. 3-9.
Лучицкая С.И. Рыцарство // Словарь средневековой культуры / под ред. А.Я. Гуревича. - М.: Российская политическая энциклопедия, 2003. С. 431437.
Саакянц А .А. Марина Цветаева. Жизнь и творчество. - М.: Эллис Лак,
1997.
Степанов Ю.С. Концепт // Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры. - М.: Академи чески й Проект, 2004. С. 42-83.
Фокина С.А. Пушки нски е реми ни сценци и в контексте орфи ческого ми фа в цикле Марины Цветаевой «Андрей Шенье» // Nova filologicka revue: [CASOPIS O SUCASNEJ LINGVISTIKE, LITERARNEJ VEDE,
TRANSLAT OLOGII A KULTUROLOGII]. - ROC. 4, CISLO 2,
DECEMBER 2012. С. 73-81.
Хёйзинга Й. Гл. 4: Рыцарская идея // Осень средневековья / сост., пре-дисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова; коммент., указатели Д.Э. Харитоновича]. - СПб.: Изд-во Ивана Лимбаха, 2011. С. 114-130.
Драфт: молодая наука
ЦветаеваМ, «Я с вызовом ношу его кольцо.» // Цветаева М. Собр. соч.: в 7 т. Т. 1., Кн. 1.: Стихотворения / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Книжная лавка - РТР, 1997. С. 202.
ЦветаеваМ, Собр. соч.: в 7 т. Т. 1., Кн. 2.: Стихотворения / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. - М.: ТЕРРА - Книжный клуб; Кни жная лавка - РТР, 1997.
Цветаева М, Собр. соч.: в 7 т. Т. 4., Кн. 1.: Воспоми нания о современни-ках / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. - М.: ТЕРРА -Кни жный клуб; Кни жная лавка - РТР, 1997.
ЦветаеваМ, Собр. соч.: в 7 т. Т. 5., Кн. 1.: Автобиографическая проза; Статьи; Эссе / сост., подгот. текста и коммент. А. Саакянц, Л. Мнухина. - М.: ТЕРРА - Кни жный клуб; Кни жная лавка - РТР, 1997.
ЦветаеваМ, Собр. соч.: в 7 т. Т. 6., Кн. 1.: Письма / сост., подгот. текста коммент. Л. Мнух на. - М.: ТЕРРА - Кн жный клуб; Кн жная лавка - РТР,
1998.
© Митева Е.Н., 2013