ПРЕДСТАВЛЯЕМ ИССЛЕДОВАНИЕ
DOI: 10.14515/monitoring.2016.4.09 Правильная ссылка на статью:
Морозов Е. М. Концепт профессионализма в служении современного православного священника // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные перемены. 2016. № 4. С. 167—182. For citation:
Morosov E. M. The concept of professionalism in the service of a modern orthodox priest. Monitoring of Public Opinion: Economic and Social Changes. 2016. № 4. P. 167—182.
Е. М. Морозов
КОНЦЕПТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В СЛУЖЕНИИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА
КОНЦЕПТ ПРОФЕССИОНАЛИЗМА В СЛУЖЕНИИ СОВРЕМЕННОГО ПРАВОСЛАВНОГО СВЯЩЕННИКА
МОРОЗОВ Евгений Михайлович — кандидат богословия, проректор Томской Православной Духовной семинарии по учебной работе, Томск, Россия. E-MAIL: tigriso@mail.ru ORCID: 0000-0002-1796-3706
Аннотация. В статье анализируются стратегии Русской Православной церкви по формированию профессиональных качеств современного православного духовенства в области просветительной и социальной работы, проблематизируется (непротиворечивость курса РПЦ на «модернизацию» священства, рассматривается содержание концептов «профессионализм» и «служение», каждый из которых по-своему раскрывает понятие «священнослужитель». Первый концепт подразумевает определенный набор знаний, навыков и выполнение ряда функций в обществе, второй — во главу
CONCEPT OF PROFESSIONALISM IN THE MODERN ORTHODOX CLERGY SERVICE
Evgeny M. MOROZOV1 — Candidate of Theology, Vice-Rector for Educational Work E-MAIL: tigriso@mail.ru ORCID: 0000-0002-1796-3706
1 Tomsk Orthodox Seminary, Tomsk, Russia
Abstract. The paper provides an analysis of the Russian Orthodox Church strategies aimed at the development of the clergy's professional skills in educational and social work; the (non)contrariety of the ROC's course of clergy modernization is problematized; the concepts of "professionalism" and "service" being part of the notion "clergyman" are considered by the author. The first concept implies certain knowledge, skills, and the performance of certain functions in the society; the second one refers to the sincerity of the religious belief and religious self-abnegation. A combination of the required professional competencies and personal
угла ставит искренность веры и готовность к самоотречению во имя нее. Полное совмещение требуемых профессиональных компетенций и духовных качеств в личности отдельного священника трудно реализуемо на практике — во-первых, из-за непреодолимых противоречий межу принципами се-кулярной и православной педагогики, во-вторых, из-за противоречивости требований, предъявляемых к данным наборам компетенций и, в-третьих, из-за наличия определенных ресурсных ограничений в самой РПЦ.
Методологическая основа исследования — сравнительный анализ подходов к определению положения общности «православное духовенство» в структуре российского общества, концептуальный анализ понятий. Эмпирическую базу составили анализ документов и вторичный анализ данных социологических исследований.
spiritual qualities in the same person is difficult to put into practice due to (1) insuperable contradictions between the principles of secular and religious education, (2) contradictory competency requirements, and (3) ROC's resource limitations.
The methodological basis of the study is a comparative analysis of the approaches defining the place of the "Orthodox Christian clergy" community in the structure of the Russian society, and a conceptual analysis of the notions. The empirical basis is a document analysis and a social research secondary analysis.
Ключевые слова: социология профессий, священник, духовенство, церковь, служение, профессия, компетенции, общество, реформа, образование
Keywords: sociology of professions, priest, clergy, church, service, profession, competence, society, reform, education
Введение
Внутри Русской Православной церкви (далее — РПЦ) в последнее время осознается необходимость повышения образовательного и культурного уровня священства. На Архиерейских соборах и совещаниях под председательством патриарха Кирилла ставятся новые задачи по реформированию образовательной сферы РПЦ. В 2016 г. завершен процесс перехода духовных семинарий на систему подготовки бакалавров, ускоренными темпами создается система аттестации и повышения квалификации священнослужителей. Но это делает актуальным следующий дискурс: священник — это профессия или служение? Решению этой дилеммы посвящена данная статья. Мы рассмотрим содержание обоих концептов, ответим на вопрос, возможно ли их совмещение в личности священника, а также попытаемся проанализировать, является ли внутренняя политика по «модернизации» священства, проводимая РПЦ, до конца последовательной.
Интерес к социальной общности «православное духовенство», особенностям ее жизнедеятельности, чертам сознания достаточно высок в научной среде. Это объясняется участием РПЦ в социокультурных преобразованиях России, а также в связи с активизацией деятельности священников в социальном пространстве. И. Маслова анализирует положение православного духовенства в социальной структуре российского общества ХХ в. с точки зрения таких позиций, как численность, восприятие государственно-конфессиональной политики, правового статуса, социальной роли и состава, образовательного ценза, религиозной деятельности, отношений с государством и верующими, мировоззренческих ориентиров и ценностей. Но, поскольку автор делает это только на основе анализа доступных архивных документов, многие из заявленных ею позиций не раскрыты и не подтверждены в силу недостаточности эмпирического материала, а конечный вывод о том, что «духовенство играло заметную роль в духовной жизни советского народа» [Маслова, 2012: 825], не отвечает поставленной задаче—определить место духовенства в социальной структуре. Выявляя позицию православных священников по отношению к различным аспектам социально-политической ситуации и духовного состояния общества, Т. Никитина отмечает такие особенности, как: неравнодушное отношение к проблемам национально-культурного возрождения, озабоченность межрелигиозными конфликтами и отсутствием социального мира [Никитина, 1993: 63—64]. Н. Митрохин характеризует православное духовенство в контексте церковной политики с позиции комплексного анализа ее проблем: кадровое обеспечение, развитие инфраструктуры, позиционирование в обществе. Автор делает нелестные выводы о том, что за 1990-е гг. РПЦ «провалила» социальную деятельность и в лице священнослужителей не продемонстрировала стремление к межконфессиональному миру. В своем большинстве духовенство осталось на консервативных позициях, отчего потеряло доверие интеллектуалов и молодежи [Митрохин, 2004]. С. Филатов подтверждает данные характеристики, при этом называя актуальными и разумными многие инициативы церковного руководства [Филатов, 2012: 67]. В целом, светское знание рассматривает священнослужителей, скорее, как профессионалов, инкорпорированных в рамках такого социального института, как «церковь». Соответственно, они обладают определенными статусами, исполняют определенные роли, осуществляют социальный контроль относительно определенных норм и пр. Международный классификатор профессий относит священнослужителей к группе профессионалов в области религии, которые «проводят религиозные службы, отмечают или проводят обряды религиозной веры или конфессии, обеспечивают духовное и нравственное руководство» [International Standard..., 2012: 163]. В нормах действующего российского законодательства священнослужитель рассматривается как «лицо, уполномоченное соответствующей религиозной организацией (объединением) на духовное, проповедническое служение» [Модельный закон.., 2014]. При анализе различных аспектов жизни дореволюционного духовенства авторы пишут о престиже их профессии [Калашников, 2011: 147], о постепенном превращении духовенства в профессиональную группу [Скутнев, 2005: 160], о сословной специализации детей духовенства как «заложников профессии отцов» [Конюченко, 2006: 476]. Л. Горемыкина квалифицирует современное православное духовен-
ство как социальную группу профессиональных служителей церкви [Горемыкина, 2009: 71—72]. Современные социологи включают священников в рейтинги доверия профессий [Результаты опросов.., 2012: 127—128], опрашивают духовенство относительно оценки престижа их профессии [Никитина, 1993: 65].
В большинстве же трудов церковных авторов священство не связывается с профессиональными качествами и рассматривается в парадигме духовного призвания. Правда, в последние годы термин «профессия» стал использоваться и в церковной среде применительно к образованию пастыря и его компетенциям в области просветительской, миссионерской и социальной деятельности. В публичных выступлениях современные священники говорят о том, что «профессия священника не обычная, ее надо бы назвать служением, она требует особого призвания» [Православный священник, 2013]. Так что же такое священство: профессия или служение?
Исследование и результаты
Для начала определимся с содержанием обоих концептов. Когда мы говорим о профессии священника, то подразумеваем следующие связанные с ней компетенции: это специалист в области приходской деятельности и религиозной практики. В нормах действующего законодательства священнослужитель рассматривается как «лицо, уполномоченное соответствующей религиозной организацией (объединением) на духовное, проповедническое служение» [Модельный закон..., 2014]. Он имеет образование не ниже курса семинарии; способен проводить церковные службы; ведет духовно-педагогическую работу с прихожанами по вопросам разъяснения сути христианского вероучения, его обрядовой стороны, бытовых аспектов жизнедеятельности, не противоречащих установкам церкви. Вкладывается в это представление и определенная социокультурная роль: интегрирование части общества вокруг национальной культуры, забота и опека над самыми уязвимыми категориями населения: сироты, бедные, пожилые и пр. [О принципах организации., 2011; Добрускин, 2002: 85—86].
Служение — концепт, сформулированный самой РПЦ на основании учения о пастырстве христианских апологетов I—V вв., подразумевает духовное призвание [Иоанн (Маслов), 2001: 34], подразумевает духовное призвание. Осмысление призвания к священству в качестве харизматического дара позволяет считать, что его наличие обусловлено не интеллектом и образованием пастыря, но сверхъестественными причинами [Вебер, 1988: 139]. Еще в недавнем прошлом (перестроечное время) отсутствие диплома о духовном образовании не было в РПЦ препятствием к рукоположению в священники. Духовное призвание священника наделяет его способностью быть духовным лидером и проявляется в стремлении всецело посвятить жизнь церковному пастырскому служению. Перед вхождением в круг священнослужителей принимается церковная присяга с обещанием выполнять все предписания канонов и устава РПЦ. Поскольку священный сан принимается раз и навсегда, а прерывание богослужебной деятельности не допускается, патриарх Кирилл противопоставляет пожизненность пастырского служения возможности сменить мирскую профессию [Патриарху Кириллу вручена премия., 2013].
Эти два концепта по-разному нюансируют главное содержание понятия «священнослужитель». Концепт «священник как профессионал» подразумевает, что лицо необразованное, не владеющее культурой речи, знанием истории церкви и национального государства, не может быть хорошим профессионалом, тогда как концепт «священник как служитель» во главу угла ставит искренность веры и готовность к самоотречению во имя веры. Сегодня РПЦ недостаточно служения, и она все активнее предъявляет запрос на профессионализм. В частности, Его Святейшество, говоря о целях проводимой образовательной реформы, подчеркнул: «Духовные школы должны быть полностью признаны государством и обществом как современные конкурентоспособные развитые научно-интеллектуальные гуманитарные центры, которые готовят не просто когорту священников, но академически образованных гуманитариев» [Каким должен быть..., 2013].
Пастырство реализуется в духовном и материальном, но духовность — первоочередной приоритет, связанный с передачей опыта молитвы от наставника к ученику. В нашей стране уже в XVII в. была осознана необходимость всесторонней теоретической и практической подготовки священников через обучение в духовной школе. Первый изданный в России в 1776 г. учебник по семинарскому курсу пастырского богословия «Книга о должностях пресвитеров приходских» определяет четыре аспекта пастырского служения: проповедь слова Божьего, совершение богослужений, молитвенное делание и духовное обучение мирян примером личной жизни [Парфений, Георгий, 2004]. К началу XX в. священники стали испытывать трудности при служении в неоднородном социуме, так что перед семинариями встала задача более гармонично сочетать теоретический и практический компоненты духовного обучения: не только знакомить будущих пастырей с традицией священного служения и его лучшими образцами, но и воспитывать пастырский дух, способствовать осознанию сути служения, необходимости духовного роста, в соответствии с особыми пастырскими задачами [Сухова, 2009: 42].
В период советской власти церковные школы были закрыты, пастырская миссия не выходила за пределы приходской ограды, духовенство воспринималось как маргинальное явление. Опыт духовной жизни и пастырства передавался от старших священников к необученным клирикам в ограниченном виде, и в условиях отсутствия духовных школ этого оказалось недостаточно для сохранения традиции. Профессор Московской Духовной академии архимандрит Платон Игумнов считает, что в XX в. традиции пастырства и христианского благочестия (богословская, литургическая, этическая) были утеряны, и в наше время о них можно узнать только из мемуаров и исторических описаний. По этой причине, «духовенство старых времен значительно отличалось от современных священнослужителей» [Игумнов, 2009].
В последней четверти XX столетия государство изменило свое отношение к религии и предоставило РПЦ невиданную прежде гражданскую и правовую свободу. Впервые в истории мирового православия на официальном уровне было заявлено право церкви не признавать авторитет государственной власти в случаях принуждения верующих к греховным действиям, отступлению от Христа и церкви [Основы социальной концепции, 2000]. После долгих лет тоталитарного режима накопившаяся в народных недрах жажда духовного самовыражения «выплеснулась»
в стремительном росте религиозности населения. РПЦ столкнулась с вызовом всесторонне обеспечить духовные нужды граждан, что потребовало от священников тотальной мобилизации внутренних ресурсов. Со времени празднования 1000-летия Крещения Руси до начала второго тысячелетия количество верующих увеличилось с 19 до 60 % [Баев, 2011: 119]. В 2000 г. эта цифра достигла 74 % взрослого населения страны [Гараджа, 2005: 327]. Согласно данным ВЦИОМ за декабрь 2009 г., 73 % россиян идентифицировали себя как православные [Баев, 2011: 119], далее наступила стабилизация [Гараджа, 2005: 327], в наше время цифры примерно те же [Данные опроса ФОМ, 2014]. Широкомасштабная хозяйственная деятельность по возведению новых храмов и реставрации обветшавших церквей осуществлялась руками рядового духовенства, дефицит которого нужно было ликвидировать в кратчайшие сроки. Ускоренная модернизация образовательной системы РПЦ позволила за 26-летний период открыть более 50 духовных учебных заведений для подготовки православных священников [Митрополит Иларион. Отношения., 2015].
Но позже стало очевидно, что массовое крещение не гарантировало массовой воцерковленности. В 2012 г. социологи выяснили, что лишь треть россиян констатируют важность религии для своей собственной жизни, только 5 % стабильно бывают в церкви не реже одного или двух раз в неделю, 33 % заходят в храм поставить свечку без особого желания участвовать в богослужении, 61 % никогда не читали Библию. Из общего числа опрошенных только 4 % россиян обрели в религии смысл жизни, 26 % — моральные и нравственные нормы для повседневной деятельности [Религия и общество, 2012: 166—167]. За 15 последних лет доля регулярно посещающих храмы увеличилась незначительно; большинство именующих себя православными не причащались [Данные опроса ФОМ, 2014]. Основание оспаривать адекватность высоких цифр религиозности населения некоторые ученые нашли в том, что православная самоидентификация россиян происходит по факту формальной религиозной и этнической принадлежности. Церковный историк протоиерей Георгий Митрофанов в 2010 г. заявил, что наша страна представляет собой общество крещеных безбожников с магическими и языческими предрассудками, вследствие чего возникает необходимость новой проповеди Евангелия в среде интеллигенции и других социальных групп. Решить задачу воцерковления людей способно лишь священство высокой духовной культуры, имеющее большой жизненный опыт и умение общаться с людьми разного интеллектуального уровня [Конкурс на свято место, 2010]. Прогнозируя возможность данной ситуации, Архиерейский Собор 1997 г. не внес существенных поправок в реализацию реформы духовной школы, изначально ориентированной на подготовку священников для катехизаторской работы. Основные задачи реформы были сформулированы в следующих положениях:
— разработка новой образовательной системы;
— преобразование духовных семинарий в высшие учебные заведения;
— создание на базе духовных академий постдипломной системы научно-богословской специализации;
— подготовка концепции богословского образования, стандартов высшего богословского образования, учебных программ и учебных планов;
— осуществление программы издания учебных пособий для духовных семинарий;
— переход к практике рукоположения в священный сан только лиц с законченным семинарским образованием [Доклад Святейшего Патриарха., 2009].
Новую концепцию системы духовного образования предполагалось внедрить до конца XX столетия. Идея состояла в обучении будущих пастырей, способных продуктивно включаться в решение актуальных духовных проблем общества, поэтому в качестве приоритетных направлений подготовки были выбраны социальная сфера и просветительская деятельность [Определение «О задачах Церкви., 2009]. Выпускники реформированных семинарий и академий в священном сане стали активно сотрудничать с телевизионными и печатными СМИ в качестве экспертов по истории православия и богословия. Церковные руководители корректировали выступления священников и давали инструктивные указания. Патриарх Алексий II увещевал священников быть аполитичными в общественных дискуссиях и не выходить за рамки церковной традиции в личных высказываниях. Пастырским идеалом провозглашался авторитет священника в церковном сообществе и в светской среде, обусловленный высоким уровнем духовности и культуры священника [Каким быть священнику, 1998].
В начале 2000-х гг. динамика тотального процесса социальных преобразований ускорилась и стала опережать темпы модернизации церковных институтов. Глобальные трансформации стремительно меняли социальные отношения и менталитет людей, но не во всех церковных инстанциях были своевременно осознаны новые вызовы. Процесс переосмысления имиджа современного священнослужителя тормозила консервативно настроенная часть духовенства и церковных мирян, выступающая за неизменность формы пастырской работы. Прогрессивная же часть духовенства, главным действующим лицом которой был нынешний Глава РПЦ патриарх Кирилл, высказывалась за целесообразность пересмотра в новых реалиях некоторых принципов в процессе подготовки будущих пастырей. Широкомасштабная общественная деятельность патриарха Кирилла в бытность Председателем ОВЦС Московской Патриархии способствовала повышению планки возможных компетенций духовенства и содействовала разрушению стереотипа фольклорного восприятия священника. Представители высшей церковной иерархии выступили с заявлениями о том, что общество ожидает и от рядового духовенства высокого интеллектуального и культурного уровня, а также о необходимости формировать не только грамотного, но и разностороннего пастыря [Каким должен быть., 2013]. В повестке церкви появилась задача по созданию условий для получения духовными школами государственной аккредитации, подтверждающей соответствие содержания и качества подготовки выпускников требованиям государственных образовательных стандартов; с принятием 28.02.2008 федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части лицензирования и аккредитации учреждений профессионального религиозного образования (духовных образовательных учреждений) » эту задачу можно считать решенной. В 2009 г. была создана Общецерковная аспирантура и докторантура имени святых равноапостольных Кирилла и Мефодия для подготовки высокообразованных пас-
тырей, преподавателей и специалистов церковной науки, т. е. интеллектуальной элиты церкви [Доклад Святейшего Патриарха., 2009]. На Архиерейском Соборе в феврале 2011 г. патриарх Кирилл заявил о необходимости развивать для священнослужителей курсы повышения квалификации, и вслед за этим началась разработка системы контроля знаний и повышения квалификации священнослужителей [Доклад Патриарха Московского., 2011]. Архиерейский Собор 2013 г. вынес на повестку дня вопросы о будущем церковного образования всех уровней. Было решено привлечь светских специалистов и консультантов для работы по выработке методов согласования светского образования и религиозного. С начала 2015/16 учебного года духовные семинарии перешли на двухуровневую систему высшего церковного образования для последующей реализации образовательных программ бакалавриата по направлению подготовки «теология», так что результаты обучения в духовной школе теперь описываются с помощью компетенций: знаний, умений, навыков, способностей и личных качеств семинариста. 12 октября 2015 г. специальность «теология» была утверждена Президиумом Высшей аттестационной комиссии (ВАК) при Министерстве образования и науки Российской Федерации [Теология., 2015]. РПЦ всеми силами способствовала принятию этого решения, обосновывая свою позицию следующими тезисами: (1) сфера светского образования и науки является, в первую очередь, средой для формирования личности, профессионализма и гражданской ответственности; (2) в обширном пространстве знаний университеты должны воспитывать творческих, активных и целеустремленных людей в направлении раскрытия их потенциала на благо России [Митрополит Иларион. Университет., 2015].
Последовательность этих событий дает основание предположить, что достижение общедоступности высшего образования для церковных пастырей не является исключительной задачей реформы духовного образования. Для современной РПЦ важнее интегрировать светское и духовное образование, что подтверждается выбором именно классического университетского образца для модернизации церковной образовательной системы. Формирование профессиональных компетенций будущих священнослужителей — необходимое условие для кадрового обеспечения сближения церковной и государственной школ, поскольку церкви необходимо представить обществу пастыря высокой духовной культуры, способного адекватно выражать церковную позицию по актуальным вопросам. Но стремление к совмещению полного набора духовных качеств и профессиональных компетенций в личности отдельного священника трудно реализуемо на практике. Сама идея унифицировать светскую и духовную формы образования является рискованной в ситуации непреодолимых противоречий между принципами секулярной и православной педагогики. Православная педагогика направлена на формирование духовной мотивации относительно земной и вечной жизни человека, в то время как светская педагогика не рассматривает участие высшего мира в человеческом развитии. Судя по развитию событий и заявлениям иерархов, РПЦ пытается выработать формулировку органичного синтеза между западной формой образования и идеями российской национальной педагогики с опорой на тезис В. Зеньковского о том, что «преодоление педагогического натурализма осуществляется в общем повороте современности к религиозной культуре» [Зеньковский, 2002: 35].
Кроме этого, инновационная стратегия церкви по подготовке священника в соответствии с актуальными вызовами сопряжена с внешними рисками, обусловленными неоднозначностью внешней среды, запросов, мировоззрения и жизненной позиции представителей разных социальных слоев. Внутренние риски связаны с тем, что священник должен соответствовать двум трудно совместимым требованиям по сохранению духовного облика и всестороннему расширению кругозора. Духовность предполагает молитвенную настроенность и некоторую степень отрешенности от внешнего мира. А интеллектуальное и культурное развитие невозможно без рациональной деятельности в социуме, активной коммуникации с окружающим миром и людьми разных культур. Это дает основание предполагать, что ввиду использования различных методов и средств познания в рациональной деятельности и в духовной интуиции их совмещение будет встречать трудности на практике. История ранней христианской апологетики изобилует сведениями о священнослужителях, обретших понимание духовного смысла научной деятельности в результате своего церковного служения (Иустин Философ, Афинагор, Тертуллиан, Климент Александрийский), но позднейшая история церкви не может представить подобного множества. В первой половине XX в. равновеликими в области духовного и интеллектуального познания были священники Василий Зеньковский и Павел Флоренский, архиепископ Лука Войно-Ясенецкий. На высоте своей духовной жизни они проводили научные исследования и в стесненных жизненных обстоятельствах. Подобные примеры есть и в современной РПЦ, но они не составляют большинство. Вопрос о том, способны ли рядовые священнослужители осуществить в своей деятельности идею симбиоза высоких духовных и интеллектуальных качеств, остается открытым.
Выводы
Внутренняя политика РПЦ, направленная на повышение образовательного и культурного уровня священников, является последовательной в части принятия решений в высших эшелонах церковной власти по переориентации духовной образовательной системы на светскую форму. Учебный процесс в духовных школах действительно модернизирован в соответствии с данной стратегией. Однако в епархиях еще не созданы все условия для реализации интеллектуального потенциала выпускников реформированных духовных семинарий и академий. В регионах мало заметен процесс дифференциации священнослужителей по уровню образования. Формирование научно-богословской элиты не происходит, стимулирование научно-исследовательской работы недостаточно. Занятость приходскими делами не позволяет священнослужителям уделять своему образованию достаточного количества времени, что ограничивает возможности совершенствования духовной личности в культурном и интеллектуальном развитии. Патриарх Кирилл проводит политику, направленную на привлечение мирян к всестороннему участию в приходской жизни, чтобы снять со священников часть нагрузки по организации просветительских и социальных проектов.
К полному принятию идеи того, что священник — не только человек духа, но и профессионал, РПЦ сегодня, по нашему мнению, не готова с точки зрения ресурсов. Рост профессионализма в реалиях современного общества требует со-
ответствующей оценки с позиций повышения престижности статуса и увеличения дохода. Согласно социологическим опросам, проведенным среди православного духовенства в 1990-е гг., половина священнослужителей низко оценивала уровень своих доходов и более половины ощущали себя социально незащищенными [Никитина, 1993: 65]. В наше время принципиально и коренным образом данная ситуация не изменилась [Сысоева, 2013], поскольку вознаграждение священников — это не столько оплата их труда, сколько предоставление им некоего содержания, с их квалификацией и личными усилиями не связанного. Кроме того, учитывая политику церкви в вопросах рождаемости, в семьях состоящего в браке «белого» священства,—а это многодетные семьи,—доход в пересчете на иждивенца ставит их в положение бедных, что диссонирует с требованиями повышать профессионализм. Эта проблема снимается, когда мы продолжаем говорить о священничестве как о служении.
Таким образом, профессиональный подход к образованию священника формируется в контексте актуальных задач РПЦ, которые обусловлены спецификой церковной жизни и социально-культурной ситуацией в России. Современные церковные кадры обучаются с учетом реализации церковной политики по ответу на актуальные общественные вызовы. Процесс подготовки пастырей сопровождается духовным воспитанием, наставничеством, накоплением опыта духовной жизни. Традиционно священство осмысливается через призму понятий духовности, призвания, нравственных качеств и морального облика. Самыми важными компетенциями священника становятся знания в области гуманитарных наук, способность к творческому осуществлению пастырской миссии, умение адаптировать духовное послание к пониманию современников. Процесс подготовки священника для общественного служения сопровождается поиском варианта гармоничного сочетания категорий «служение» и «профессия».
Список литературы
Баев П.А. Церковь и служитель культа в медийном дискурсе отечественного социума // Социологические исследования. 2011. № 2. С. 118—127. [Baev P. A. Tserkov' i sluzhitel' kul'ta v mediinom diskurse otechestvennogo sotsiuma [Church and clergyman in the media discourse of the Russian society]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies], 2011, no. 2, pp. 118-127.]
Вебер М. Харизматическое господство // Социологические исследования. 1988. № 5. С. 139—147. [Weber M. Kharizmaticheskoe gospodstvo [Charismatic Authority]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies], 1988, no. 5, pp. 139-147. (In Russ.)]
Гараджа В. И. Социология религии : учеб. пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. 3-е изд., перераб. и доп. М. : ИНФРА-М, 2005. [Garadzha V. I. Sotsiologiya religii: Ucheb. posobie dlya studentov i aspirantov gumanitarnykh spetsial'nostei. 3-e izd., pererab. i dop. [Sociology of religion: handbook for undergraduate and graduate students of the humanities; 3d edition]. Moscow, INFRA-M Publ., 2005.]
Горемыкина Л. И. Православное духовенство как социальная группа современного российского общества: региональные аспекты : дисс. ... канд. социол. н. ... 22.00.04. Уфа, 2009. [Goremykina L. I. Pravoslavnoe dukhovenstvo kak sotsial'naya gruppa sovremennogo rossiiskogo obshchestva: regional'nye aspekty: diss. ... kand. sotsiol. n. ... 22.00.04 [Orthodox clergy as a social group of the Russian society: regional aspects: Cand. Soc. Sci. Diss. 22.00.04]. Ufa, 2009.]
Данные опроса ФОМ: число православных растет, число воцерковленных—нет [Электронный ресурс] // Сова: Информационно-аналитический центр. 2014. URL: http://www.sova-center.ru/religion/discussions/how-many/2014/07/d29855/ (дата обращения: 10.07.2016). [Public Opinion Foundation survey data: the number of Orthodox Christians up, the number of practitioners down. Sova: Informatsionno-analiticheskii tsentr [SOVA Center for Information and Analysis]. 2014. URL: http://www. sova-center.ru/religion/discussions/how-many/2014/07/d29855/ (date of access: 10.07.2016)]
Добрускин М. Е. О социальных функциях церкви: на материалах русской православной церкви // Социологические исследования. 2002. № 4. С. 76—86. [Dobruskin M. E. O sotsial'nykh funktsiyakh tserkvi: na materialakh russkoi pravoslavnoi tserkvi [About social functions of the church: based on the Russian Orthodox Church data]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies], 2002, no. 4, pp. 76—86.]
Доклад Святейшего Патриарха Кирилла на совещании ректоров духовных учебных заведений Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. 2009. URL: http://www.patriarchia.ru/db/ text/934945.html (дата обращения: 10.07.2016). [Doklad Svyateishego Patriarkha Kirilla na soveshchanii rektorov dukhovnykh uchebnykh zavedenii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [Report of His Holiness Kirill at the meeting of the ROC theology schools]. Ofitsial'nyi sait Moskovskogo Patriarkhata [Moscow Patriarchate official website], 2009. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/934945.html (date of access: 10.07.2016).]
Доклад Патриарха Московского и всея Руси Кирилла на Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви (2 февраля 2011 года) [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. 2011. URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/1402889.html (дата обращения: 10.07.2016). [Doklad Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Kirilla na Arkhiereiskom Sobore Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi (2 fevralya 2011 goda) [Report of His Holiness Kirill at the Bishops' Council of the Russian Orthodox Church (February 2, 2011)]. Ofitsial'nyi sait Moskovskogo Patriarkhata [Moscow Patriarchate official website], 2011. URL: http://www.patriarchia. ru/db/text/1402889.html (date of access: 10.07.2016).]
Зеньковский В. В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002. [Zenkovskii V. V. Problemy vospitaniya v svete khristianskoi antropologii [Education problems in the light of Christian anthropology]. Klin, Fond "Khristianskaya zhizn'" Publ., 2002.]
Игумнов П. (Архимандрит Платон). Священник должен появляться там, где его ждут [Электронный ресурс] // Православие.ш. 2009. URL: http://www.pravoslavie.
ru/smi/37433.htm (дата обращения: 10.07.2016). [Igumnov P. (Archimandrite Platon). Svyashchennik dolzhen poyavlyat'sya tam, gde ego zhdut [A clergyman has to appear where he is awaited]. Pravoslavie.ru, 2009. URL: http://www.pravoslavie. ru/smi/37433.htm (date of access: 10.07.2016).]
Иоанн (Маслов), схиархим. Лекции по пастырскому богословию. М. : Самшит, 2001. [loann (Maslov), schema-archimandrite. Lektsii po pastyrskomu bogosloviyu [Poimenics lecturers]. Moscow, Samshit Publ., 2001.]
Каким быть священнику? Интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II студенческому православному журналу Московской духовной академии и семинарии «Встреча» [Электронный ресурс] // Архив официального сайта Московского Патриархата Русской Православной Церкви 1997—2009. URL: https://mospat.ru/archive/1998/08/nr050881/ (дата обращения: 10.07.2016). [Kakim byt' svyashchenniku? Interv'yu Svyateishego Patriarkha Moskovskogo i vseya Rusi Aleksiya II studencheskomu pravoslavnomu zhurnalu Moskovskoi dukhovnoi akademii i seminarii «Vstrecha» [What a clergyman should be like? Interview of His Holiness Patriarchy Alexy II of Moscow and All Russia to the "Vstrecha" student journal of th e Moscow Theological Academy" ]. Arkhiv ofitsial 'nogo saita Moskovskogo Patriarkhata Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi 1997—2009 [Archive of the Moscow Patriarchate official website 1997—2009]. URL: https://mospat.ru/archive/1998/08/nr050881/ (date of access: 10.07.2016).]
Каким должен быть современный священник? [Электронный ресурс] // Приходы. 24.06.2013. URL: http://prichod.ru/aktualniye-voprosy/6369/ (дата обращения: 10.07.2016). [Kakim dolzhen byt' sovremennyi svyashchennik? [What a modern clergyman should be like?]. Prikhody [Parishes], 24.06.2013. URL: http://prichod. ru/aktualniye-voprosy/6369/ (date of access: 10.07.2016).]
Калашников Д. Н. Повседневная жизнь приходских священнослужителей в провинциальной России второй половины XIX—начала XX в. : На материалах Курской епархии : дисс. ... канд. истор. н. : 07.00.02. Курск, 2011. [Kalashnikov D. N. Povse dnevnaya zhizn' prikhodskikh svyashchennosluzhitelei v provintsial'noi Rossii vtoroi poloviny XIX—nachala XX v.: Na materialakh Kurskoi eparkhii : diss. ... kand. istor. n. : 07.00.02 [Everyday life of the parish clergymen in rural Russia in the second half of XIX—early XX centuries; based on the Kursk eparchy data: Cand. Hist. Sci. Diss. 07.00.02]. Kursk, 2011.]
Конкурс на свято место [Электронный ресурс] // Коммерсант.™. 19.04.2010. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1353453 (дата обращения: 10.07.2016). [Konkurs na svyato mesto [Competition for a holy place]. Kommersant.ru, 19.04.2010. URL: http://www.kommersant.ru/doc/1353453 (date of access: 10.07.2016).]
Конюченко А. И. Православное духовенство России во второй половине XIX —начале XX века: дисс. ... д. истор. н. : 07.00.02. Челябинск, 2006. [Konyuchenko A. I. Pravoslavnoe dukhovenstvo Rossii vo vtoroi polovine XIX—nachale XX veka : diss. ... d. istor. n. : 07.00.02 [Orthodox Clergymen in Russia in the second half of XIX — early XX centuries: Dr. Hist. Sci. Diss. 07.00.02]. Chelyabinsk, 2006.]
Маслова И. И. Социально-исторический портрет православного духовенства (XX век) // Известия Пензенского государственного педагогического университета им. В. Г. Белинского. 2012. № 27. С. 821—826. [Maslova I. I. Sotsial'no-istoricheskii portret pravoslavnogo dukhovenstva (XX vek) [Social and historical portrait of the Orthodox Clergy]. Izvestiya Penzenskogogosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta im. V. G. Belinskogo [Bulletin of Penza State Pedagogical University], 2012, no. 27, pp. 821—826.]
Митрополит Иларион. Университет должен создавать необходимые условия для духовно-нравственного формирования личности [Электронный ресурс] // Отдел Внешних церковных связей Русской Православной церкви. 24.09.2015. URL: https://mospat.ru/ru/2015/09/24/news122947/ (дата обращения: 10.07.2016). [Metropolitan Hilarion. Universitet dolzhen sozdavat' neobkhodimye usloviya dlya dukhovno-nravstvennogo formirovaniya lichnosti [University has to create a favourable environment for spiritual and moral education of a personality]. Otdel Vneshnikh tserkovnykh svyazei Russkoi Pravoslavnoi tserkvi [ROC's Department for External Church Relations], 24.09.201. URL: https://mospat.ru/ru/2015/09/24/ news122947/ (date of access: 10.07.2016).]
Митрополит Иларион. Отношения между церковью и государством конструктивны [Электронный ресурс] // Отдел Внешних церковных связей Русской Православной церкви. 07.07.2015. URL: https://mospat.ru/ru/2015/07/07/news120832/ (дата обращения: 10.07.2016). [Metropolitan Hilarion. Otnosheniya mezhdu tserkov'yu i gosudarstvom konstruktivny [Relationships between the Church and the State are constructive]. Otdel Vneshnikh tserkovnykh svyazei Russkoi Pravoslavnoi tserkvi [ROC's Department for External Church Relations], 07.07.2015. URL: https://mospat.ru/ ru/2015/07/07/news120832/ (date of access: 10.07.2016).]
Митрохин Н. А. Русская православная церковь: современное состояние и актуальные проблемы. М. : Новое литературное обозрение, 2004. [Mitrokhin N. A. Russkaya pravoslavnaya tserkov': sovremennoe sostoyanie i aktual'nye problem [Russian Orthodox Church: modern state and actual problems]. Moscow, Novoe literaturnoe obozrenie Publ., 2004.]
Модельный закон о свободе совести, вероисповедания и религиозных организациях (объединениях) (Принят в г. Санкт-Петербурге 28.11.2014 Постановлением 41—22 на 41-м пленарном заседании Межпарламентской Ассамблеи государств-участников СНГ) [Электронный ресурс] // Consultant.ru. URL: http://base.consultant. ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=INT; n=35558; dst=100021 (дата обращения: 10.07.2016). [Model'nyi zakon o svobode sovesti, veroispovedaniya i religioznykh organizatsiyakh (ob'edineniyakh) (Prinyat v g. Sankt-Peterburge 28.11.2014 Postanovleniem 41—22 na 41-om plenarnom zasedanii Mezhparlamentskoi Assamblei gosudarstv-uchastnikov SNG) [Model Law on Freedom of Conscience and Religious Associations (Adopted by the regulation 41—22 at the Interparliamentary Assembly of the CIS Member States, 28.11.2014, St Petersburg)]. Consultant.ru. URL: http://base.consultant.ru/cons/cgi/online.cgi?req=doc; base=INT; n=35558; dst=100021 (date of access: 10.07.2016).]
Никитина Т. В. Служители церкви о себе // Социологические исследования. 1993. № 4. С. 62—66. [Nikitina T. V. Sluzhiteli tserkvi o sebe [Clergymen about themselves]. Sotsiologicheskie issledovaniya [Sociological studies], 1993, no. 4, pp. 62—66.]
О принципах организации социальной работы в Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата. 2011. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html (дата обращения: 10.07.2016). [O printsipakh organizatsii sotsial'noi raboty v Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [On principles of the organization of the social work of the Russian Orthodox Church]. Ofitsial'nyi sait Moskovskogo Patriarkhata [Moscow Patriarchate official website], 2011. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/1401894.html (date of access: 10.07.2016).]
Определение «О задачах Церкви в области богословского образования» [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. 2009. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/527253. html (дата обращения: 10.07.2016). [Opredelenie «O zadachakh Tserkvi v oblasti bogoslovskogo obrazovaniya» [Definition of the missions of the Church in the theological education]. Ofitsial'nyi sait Moskovskogo Patriarkhata [Moscow Patriarchate official website], 2009. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/527253.html (date of access: 10.07.2016).]
Основы социальной концепции Русской Православной Церкви [Электронный ресурс] // Официальный сайт Московского Патриархата Русской Православной Церкви. URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/141422.html (дата обращения: 10.07.2016). [Osnovy sotsial'noi kontseptsii Russkoi Pravoslavnoi Tserkvi [Basis of the Social Concept of the Russian Orthodox Church]. Ofitsial'nyi sait Moskovskogo Patriarkhata [Moscow Patriarchate official website]. Available at URL: http://www. patriarchia.ru/db/text/141422.html (date of access: 10.07.2016).]
Парфений (еп. Смоленский), Георгий (архиеп. Могилевский). О должностях пресвитеров приходских. Б. м. : Сретенский монастырь, 2004. [Parfeny (Smolensk bishop), Georgy (archbishop of Mogilev). O dolzhnostyakh presviterov prikhodskikh [About the parish presbyter offices]. B. m., Sretenskii monastyr' Publ., 2004.]
Патриарху Кириллу вручена премия «Профессия — жизнь» [Электронный ресурс] // Pravmir.ru. 2013. URL: http://www.pravmir.ru/patriarxu-kirillu-vruchena-premiya-professiya-zhizn/?fb_ref=Default (дата обращения: 10.07.2016). [Patriarkhu Kirillu vruchena premiya « Professiya — zhizn'" [The Patriarch Kirill was given the award "Profession — life"]. Pravmir.ru, 2013. URL: http://www.pravmir.ru/patriarxu-kirillu-vruchena-premiya-professiya-zhizn/?fb_ref=Default (date of access: 10.07.2016).]
Православный священник [Электронный ресурс] // ПрофГид. URL: http://www. profguide.ru/professions/Pravoslavnyy_svyashchennik.html (дата обращения: 10.07.2016). [Pravoslavnyi svyashchennik [Orthodox clergyman]. ProfGid. URL: http://www.profguide.ru/professions/Pravoslavnyy_svyashchennik.html (date of access: 10.07.2016).]
Результаты опросов общественного мнения июль-август 2012: образ жизни // Мониторинг общественного мнения : Экономические и социальные переме-
ны. 2012. № 4 (110). С. 125—133. [Rezul'taty oprosov obshchestvennogo mneniya iyul'-avgust 2012: obraz zhizni [Results of public opinion polls, July-August 2012]. Monitoring of Public Opinion : Economic and social changes, 2012, no. 4 (110), pp. 125—133.]
Религия и общество [Электронный ресурс] // Общественное мнение — 2012. Левада-Центр. М., 2012. С. 163—168. URL: http://socioline.ru/files/5/39/ om-2012_0.pdf (дата обращения: 10.07.2016). [Religiya i obshchestvo [Religion and society]. Obshchestvennoe mnenie — 2012 [Public opinion — 2012]. Levada-Tsentr [Levada-Centre], Moscow, 2012, pp. 163—168. URL: http://socioline.ru/files/5/39/ om-2012_0.pdf (date of access: 10.07.2016).]
Скутнев А. В. Приходское духовенство в условиях кризиса Русской православной церкви во второй половине XIX в.— 1917 г. : На материалах Вятской епархии : дисс. ... канд. истор. н. : 07.00.02. Киров, 2005. [Skutnev A. V. Prikhodskoe dukhovenstvo v usloviyakh krizisa Russkoi pravoslavnoi tserkvi vo vtoroi polovine XIX v.— 1917 g. : Na materialakh Vyatskoi eparkhii : diss. ... kand. istor. n. : 07.00.02 [Parish clergy against the background of the crisis of the Russian Orthodox Church in the second half of XIX — 1917 : Based on the Vyatka eparchy data; Cand. Hist. Sci. Diss. 07.00.02]. Kirov, 2005.]
Сухова Н. Ю. Пастырское богословие в Российской духовной школе (XVIII — начало XX в.). [Электронный ресурс] // Вестник ПСТГУ I: Богословие. Философия. 2009. Вып. 1 (25). С. 25—43. URL: http://pstgu.ru/download/1239626259.suhova.pdf (дата обращения: 10.07.2016). [Sukhova N. Yu. Pastyrskoe bogoslovie v Rossiiskoi dukhovnoi shkole (XVIII — nachalo XX v.) [Pastoral theology in the Russian theological school (XVIII -early XX). Vestnik PSTGU I: Bogoslovie. Filosofiya [Bulletin of St Tikhon's University: Theology. Philosophy], 2009, Issue. 1 (25), pp. 25—43. URL: http://pstgu. ru/download/1239626259.suhova.pdf (date of access: 10.07.2016).]
Сысоева Ю. Материальная сторона жизни священников [Электронный ресурс] // Отцы.ш. URL: http://www.otsy.ru/main/san_sviashennika/materialnaya_storona_ jizni_pravoslavnyh_svyashennikov_bogatyy_hram.htm (дата обращения: 10.07.2016). [Sysoeva Yu. Material'naya storona zhizni svyashchennikov [Unspiritual side of the life of the clergymen]. Ottsy.gu URL: http://www.otsy.ru/main/san_sviashennika/ materialnaya_storona_jizni_pravoslavnyh_svyashennikov_bogatyy_hram.htm (date of access: 10.07.2016).]
Теология стала в России научной специальностью [Электронный ресурс] // Lenta. ru. 2015. URL: http://lenta.ru/news/2015/10/12/theology/ (дата обращения: 10.07.2016). [Teologiya stala v Rossii nauchnoi spetsial'nost'yu [Theology has become a scientific discipline in Russia]. Lenta.ru, 2015. URL: http://lenta.ru/ news/2015/10/12/theology/ (date of access: 10.07.2016).]
Филатов С. Патриарх Кирилл — два года планов, мечтаний и неудобной реальности // Православная церковь при новом патриархе / Моск. Центр Карнеги ; под ред. А. В. Малашенко, С. Б. Филатова. М. : РОССПЭН, 2012. С. 9—68. [Filatov S. Patriarkh Kirill — dva goda planov, mechtanii i neudobnoi real'nosti [Patriarch Kirill—two years
of plans, hesitations and uncomfortable reality]. Pravoslavnaya tserkov' pri novom patriarkhe [Orthodox Church under the new patriarch]. Mosk. Tsentr Karnegi [Carnegie Moscow Center]. Ed. by A. V. Malashenko, S. B. Filatov. Moscow, ROSSPEN Publ., 2012, pp. 9—68.]
International Standard Classification of Occupations : ISCO 08 / International Labour Office. Geneva : ILO, 2012.