УДК 821.161.1
ББК 83.3 (2=Рус) 6
К 72
Костякова Л.Н.
Концепт окно в произведениях Б.А. Пильняка
(Рецензирована)
Аннотация:
В статье раскрывается роль концепта ОКНО в контексте всего творчества Б.А. Пильняка, выявляются наиболее значимые в развитии образа характеристики, концентрируется внимание на положении, которое занимает герой по отношению к окну. Таким образом, в развитии темы-образа окна наиболее значимыми в творчестве Бориса Пильняка оказываются следующие моменты: положение окна (закрытое или открытое), положение героя у окна, которое сопровождается описанием состояния внешней среды или помещения.
Ключевые слова:
Комплекс значений, символическое значение, характеристика, положение, местоположение.
Kostyakova L.N.
Concept window in B.A.Pilnyak’s works
Abstract:
The paper demonstrates the role of concept window in B.A.Pilnyak’s creativity, reveals the most significant characteristics in development of an image and concentrates the attention on position which is occupied with the hero in relation to a window. Thus, the following moments in development of the theme-image of the window prove to be the most significant in Boris Pilnyak’s creativity: position of a window (closed or open), position of the hero at a window which is accompanied by the description of a condition of an environment or a room.
Key words:
Complex of meanings, symbolical meaning, the characteristic, position, site.
В системе концептуально значимых слов ОКНО в творчестве Б.А. Пильняка занимает особое место. На важность данного пространственного элемента в своем творчестве писатель не раз указывает устами своих героев. Сравните:
Вот никто, кажется, ни один поэт и ни один беллетрист не взял специальною темою - окно, просто окно... А на эту тему можно написать целое историческое произведение» («Соляной амбар») [1].
«Окно в художественной системе авангардистской культуры всегда тяготеет к символу, имеющему достаточно широкую панораму значений», - отмечает И. Трофимов [2: 107]. Рассмотрим наиболее важные характеристики данного элемента в творчестве Б.А. Пильняка.
Отметим, что при описании окна основное значение имеет его открытость / закрытость. Закрытое окно традиционно является знаком отсутствия связи с внешним миром, отчужденности от него персонажа.
«Сумрак церковный в комнате» князя Ордынина, «опущены плотные гардины у окон - днем и ночью, чтобы не было света, а лишь тоска по нему» («Голый год»). В постоянной молитве перед киотом искупает князь свои прежние грехи: «всю жизнь разгульничал отец, князь Ордынин, в молодости укрепивший свое состояние, по безволию, капиталами Попковых, - а первой весной в революцию, когда разливались реки обильными своими весенними водами, - изменил круто свою жизнь: из пьяного князя стал аскетом, днями и ночами в молитве» (Там же).
«Замурованы окна» и в комнате Егора Евграфовича Ордынина, одного из сыновей князя, «потерявшего закон», отгородившегося от мира пьянством, разгулом, развратом.
«Сумрачно спущены на окнах гардины» и в темной комнате княгини, урожденной Попковой. Через слова и сочетания сумрак, сумрачно, плотные гардины, опущены, замурованы автор показывает, как старый мир стремится отгородиться от новой жизни наглухо запечатанными окнами. Страх революционных потрясений загоняет «бывших» в темное, ограниченное пространство, куда не проникает ни один луч света, дарующий надежду.
Сравните в «Соляном амбаре»:
В кабинете Верейского за табачным дымом и в алкогольном перегаре сидели в дыму и страхе, не спавшие ночи, - Верейский, Цветков, Аксаков ... Гардины в кабинете плотно прикрывали окна, в комнате оставалась ночь.
Характерно, что у Бориса Пильняка замкнутое, лишенное света пространство может стать дополнительным показателем порочных наклонностей персонажей.
«Замурованы окна» в бане, где, собираясь для молитвы, истерически поют, падая на пол, «стукаясь лбом по доскам пола», монахини Бирлюковской женской обители. Здесь, в бане, где царит полная темнота, автор обращает внимание читателя на концентрацию черного цвета.
В бане черные женщины и черные тени от черных женщин - овцами - бегают по стенкам и потолку («Голый год»).
Черный цвет здесь, безусловно, имеет несколько планов. Это не только цвет монашеского одеяния - традиционный знак ухода от жизненной суеты. Он соотносится с теми символическими значениями, на которые указывает Дж. Тресиддер: «тьма смерти, невежество, отчаяние, горе, желание, скорбь и зло (сатану называют князем тьмы), низшие уровни или ступени мироздания.» [3: 410]. Недаром Пильняк сравнивает сестру Ольгу, направляющуюся после молитвы, когда «ночь еще темна, черна, мутна», в комнату, где спит коммунист Герц, с черной кошкой и ведьмой:
Ольга бросает на пол шубейку, в черной рясе наклоняется к лицу Степана, долго смотрит в лицо, - она, изогнувшаяся на кровати, похожа на черную кошку - или на ведьму? - которая хочет выпить всю силу и всю кровь («Голый год»).
Закрытые ставни в доме земского начальника Афиногена Корниловича Разбойщина в «Соляном амбаре» - также знак порочных наклонностей.
В Камынске знали: если ставни в кабинете Разбойщина закрыты круглые сутки, если круглые сутки заперта на засов калитка и около нее днюют крестьянские ходоки, -значит - Разбойщин пьет.
Интересно проследить за развитием темы окна в «Повести непогашенной луны», где советская власть в лице «негорбящегося человека» одним росчерком пера отправляет на верную смерть легендарного командарма Гаврилова.
В начале повести, когда «негорбящийся человек» приглашает командарма к себе в кабинет, «гардины на окнах были полуприкрыты, и под зеленым абажуром на письменном столе горело электричество, - лицо этого негорбящегося человека не было видно в тени». Автор сразу обращает внимание читателя на тот факт, что палач остается в тени, а весь свет направлен на жертву. Такое описание сразу напоминает застенки НКВД, откуда бесследно исчезали в тридцатые годы прошлого века тысячи людей.
Далее командарм Гаврилов едет на обследование в больницу, где ради него собирают консилиум известных медиков. Автор отмечает, что в больничной операционной «необыденно светло, ибо одна стена была сплошным окном, и это окно уходило в заречье».
Широкое окно, выходящее в заречный простор, - символ связи с жизнью, надежды на жизнь, веры в нее. Но в день приезда Гаврилова «те окна дома, что выходили к заречному простору, отгорали последней щелью заката, и там, за этим простором, эта щель точила, истекала запекшейся, полиловевшей кровью. В час, когда в приемной собираются врачи, меняя сюртуки и черные жакеты на белые халаты, «сукровица заречного заката умерла». Кровавый закат, который автор метафорически сравнивает с
сукровицей и истекающей, запекшейся кровью, не оставляет у читателя сомнения в трагической развязке, которую готовит «негорбящийся человек». Писатель обращает внимание читателя, что, когда консилиум выносит Гаврилову свой приговор, он «все еще сидел в своем кабинете. Окна были наглухо закрыты ставнями». Закрытые окна становятся знаком той беспощадной силы, которая отгораживается от мира в страхе за возмездие.
На операционном столе Гаврилов умирает. В час, когда «негорбящийся человек» приезжает в больницу, «черное во мраке здание больницы мигало неспокойными окнами». Света, надежды уже нет, остались лишь мрак, тревога и смерть. В удушливом запахе хлороформа при закрытых окнах не выдерживает даже этот стальной человек, отправивший на смерть боевого товарища. «Форточку бы там открыли, дышать нельзя», - говорит он, быстро проходя черным коридором.
Повесть заканчивается сценой, в которую автор вновь вводит окно. Именно у окна в знак продолжения жизни, придерживающим стоящую на подоконнике дочь Наташку мы видим Попова, боевого друга командарма, который раздумывает над запиской, оставленной Гавриловым перед смертью.
В противоположность закрытым окнам открытые соединяют комнату и героя с миром. Примечательно, что за открытым окном автор часто рисует картину пробуждающейся природы как символ жизни и созидания. Сравните описание коммуны Никиты Сергеевича в Камынске, представленной глазами гимназиста Андрея Криворотова:
...в столовой Никита Сергеевич выставлял зимние рамы, из сада в столовую должна была двинуться весна, запахи земли, весны должны были заполнить пространство ... Андрей вылез из окна в сад навстречу весне, ... («Соляной амбар»).
Дом, открытый миру, притягивает светом своих окон, чистотой помыслов его обитателей и их созидательным творчеством:
... к дому в саду за двором в целебной ромашке - к коммуне - в ту весну, в то лето, в ту осень пробилось немало новых тропинок ... С вечера до рассвета дом за деревьями светил всеми своими окнами (Там же).
Таким образом, через окно соединяются внешний естественный свет и свет комнаты, что становится знаком единства мира и живущих в этом доме людей.
В мир, где кипит созидательный труд, распахнуты окна и в комнате профессора Пимена Сергеевича Полетики, инициатора строительства плотины в Коломне:
В комнате с открытыми окнами шелестело июльскою ночью и сторожкой тишиной новых строек, где тишина пахнет осенью. За окном посвистывали паровозики, сопели небывалыми болотными птицами землечерпальные снаряды, под самыми окнами пересвистывались ночные сторожа, подчеркивая тишину и ночь («Волга впадает в Каспийское море»).
Окно в данном контексте является фокусом, позволяющим рассматривать под разными углами окружающую картину (в комнате, за окном, под самыми окнами).
Открытое окно - это и символ жизни, противопоставляемой смерти. Например, положение у открытого окна большевика Архипа Ивановича Архипова и свеча в руках его отца, безнадежно больного старика Архипова:
Повернулся (старик Архипов), взял свечу и ушел. Архип Иванович стоял, заложив руки назад, точь-в-точь как отец. Затем подошел к окну, растворил его и так и остался стоять до рассвета («Голый год»).
Раскрытое окно часто сопровождает у Бориса Пильняка описание женских образов. Так, например, открытое окно в комнате героини или расположение героини у окна может указывать на ее чистоту, открытость, искренность. Таков образ Любови Пименовны Полетика в романе «Волга впадает в Каспийское море». Вместе с матерью и младшей сестрой Алисой она живет в Коломне в доме старух Скудриных, где «по неделям открыты окна, чтобы по косеньким комнатам бродил воздух, гонимый июльским тихим
ветром, зеленоватый и прохладный от одичавшего виноградника и от лип старого сада». Любовь Пименовна и ее мать, Ольга Александровна, - те светлые люди, которые живут в гармонии с природой. Недаром автор любит показывать героинь за работой в саду, отмечая их испачканные землей руки.
Пильняк часто пишет о хаосе, разрушении первых революционных лет, однако он не теряет надежды на возрождение России, и косвенным указанием на это также служит окно.
Так, например, в романе «Голый год» в доме Ордыниных, в отличие от закрытых окон в комнатах матери, отца и сыновей, «квадратные оконца открыты» в антресолях, где живут дочери Наталья, Лидия и Катерина. «Широкие, по-новому, большие окна» и в больничной комнате, куда уходит из дома жить Наталья. «Мутен день, мутны сумерки, а в комнате светло», - отмечает автор.
Но большие, открытые окна - вовсе не свидетельство чистоты и святости сестер Ордыниных. «Это вовсе не говорит, что они лучше всех, но то, что они живее всех -бесспорно. В страсти ли (Лидия), в разврате ли (Катерина), в расчете ли (Наталья), - они способны еще понести плод и обновить этим не столько одряхлевший род Ордыниных, сколько (ни более ни менее!) Россию, мироздание», - утверждает И. Трофимов [2: 109].
В развитии темы окна в творчестве Бориса Пильняка немаловажное значение имеет положение персонажа, которое он занимает по отношению к окну. Как не раз отмечалось выше, окно сигнализирует о связи героя с миром. Если герой не приближается к окну или редко подходит к нему, то это говорит о нарушении такой связи.
Положение героя у окна позволяет автору сфокусировать внимание читателя на описании состояния либо внешней среды, либо помещения. Такое описание непременно является дополнительным средством характеристики переживаний, эмоций, нравственных исканий героя. Обратимся к некоторым примерам.
В рассказе «Мать сыра-земля», который сам автор определил как рассказ «о лесе и мужиках», коммунист Антон Некульев, за плечами которого «лесной институт в Германии, российские заводы и заводские поселки», получив назначение, приезжает в Медынь на должность лесничего, чтобы «работать без дураков». Однако его коммунистические представления входят в резкое противоречие с представлениями мужиков о вседозволенности в вырубке народного леса. Прямые угрозы о расправе поселяют в лесничем страх, который ни на минуту не оставляет его ночами. Вечерами Некульев тщательно закрывает окна в доме - стремится отгородиться от опасности. Но в окнах нет стекол - знак беззащитности лесничего перед неведомой ему первобытной силой. Ночью дом безмолвствует.
Некульев подошел к окну, смотрел во мрак («Мать сыра-земля»).
Мрак за окном - чуждые, злобные, непонятные ему, окружающие со всех сторон леса и степи.
Некульев стал у окна, пересыпал песочные часы, - отбросил часы от себя - и они разбились, рассыпался песок... (Там же).
Здесь, у окна, он понимает, что время остановилось в этих местах, сознания мужиков не изменить, и единственное, чего можно здесь ожидать - это опасности, подстерегающей лесничего не только за каждым деревом во вверенном ему лесу, но и в доме, который не может стать его крепостью. В подтверждение этому «за окном зашелестел десяток притаенных шагов, перезамкнулись затворы винтовок, и вмиг в дверях и в окнах возникли черные точки винтовочных дул .(Там же).
Происходящее за окном отражает внутреннее состояние многих героев и романа «Соляной амбар». Так, внутреннюю пустоту и бессмысленность бывшего гимназиста Ипполита Разбойщина подчеркивает картина, которую он наблюдает, часами сидя у окна:
Ипполит сидел у окошка к калитке на улицу. Часам к двум за окном полил мелкий дождик, ветер гонял по двору мокрые листья, куры убрались в курятник («Соляной амбар»).
В отличие от Ипполита, гимназист Андрей Криворотов - в постоянном поиске смысла жизни, в метаниях, сомнениях, противоречиях и спорах. После ссоры с отцом Андрей приходит в коммуну Никиты Сергеевича к Анне:
Андрей долго стоял у окна Анны в темноте двора. Анна была памятником детства. У Анны все было прямо, честно и чисто...(Там же).
В противопоставлении света с темнотой как спокойствия, уверенности Анны с мечущейся душой Андрея окно играет роль границы, усиливающей эту противопоставленность.
Поселившись на время в доме учителя Григория Васильевича Соснина, Андрей вскоре понимает, что нельзя прятать голову от трудностей, пора принимать решение и возвращаться, как это ни тяжело, домой и в гимназию. Ему стыдно и от этого страшно, в душе он ощущает пустоту. Это состояние передает картина, которую он наблюдает за окном:
За окном было пустое поле. Впереди был день, как поле (Там же).
Пустое поле - это и новая жизнь, которую Андрей должен начать, вернувшись в привычный ему мир.
В романе «Волга впадает в Каспийское море» у окна показаны практически все основные герои.
Картина, которую наблюдает из окна московской гостиницы профессор Пимен Сергеевич Полетика, полностью отражает энтузиазм его преобразований и социалистического строительства:
Пимен Сергеевич подошел к окну ... Кремль уходил своими башнями в небесный мрак, ... Над зданием ЦИКа горел красный огонь. Под Кремлем лежала Москва тысяча девятьсот двадцать девятого года, колоссальных дел и замыслов, колоссального мужества и колоссальной напряженности («Волга впадает в Каспийское море»).
Другой герой, Федор Иванович Садыков, показан автором у окна вечером, после объявления жене решения о том, что она должна оставить его и уйти к любовнику:
Федор Иванович встал от стола, подошел к окну, распахнул окно, долго смотрел в заснувшие луга. Человеческой песни уже не было, но перепела кричали, не подозревавшие своей гибели в тот час, когда луга будут залиты. Восток багровел холодом. Федор Иванович покашлял, отхаркался, плюнул за окно, выпил молока из кринки и бодро лег на жесткий диван, чтобы спать. Через четверть часа он храпел (Там же).
Садыков хочет быть честным с собой и с людьми. Распахивая окно, он демонстрирует свое желание быть открытым миру. Но мир за окном встречает его холодом и криками обреченности. Разрыв с женой, который он считает «естественным ходом вещей и долгом коммуниста», приносит всем сторонам лишь боль и страдание, поскольку и Мария, и Ласло не собирались уходить из своих семей, ведь они нужны друг другу исключительно как любовники. В тот момент, когда они выслушивают приговор Садыкова, «за окнами светило солнце, ветер нес запахи сырой земли, трав и цветов». «В такие дни человек должен быть дружным с землей», - отмечает автор. Жизнь, вероятно, стоит принимать такой, как она есть, не пытаясь насильно изменить естественный ход событий.
Когда Ласло мучительно объясняется с женой, он вспоминает, глядя на свечу в руках Ольги Александровны, как некогда «лежала за приземистым оконцем мезонина дряблая, желтая, сукровичная заря».
Для Ольги Александровны, которая «не может быть любовницей, потому что она - жена, мать, друг, женщина, возникшая вместе с молодостью, отдавшая все их общим делам», решение мужа стало тяжелейшим ударом. В час ее самых острых переживаний «за открытым окном пел соловей последние свои песни, и за деревьями поднималась луна, испоконный лжесвидетель чувств».
Ласло в это время показан автором в кабинете тоже у окна, но при этом Пильняк направляет внимание читателя не на внешнее пространство, а на тишину и мрак кабинета, на безмолвие, которое воцарилось в доме.
Совместная жизнь Ласло и Марии, которые понимают, что они совершенно чужие друг другу люди, становится недолгой. Мария не выдерживает своих душевных страданий и кончает жизнь самоубийством. Ласло отгораживается от мира закрытыми окнами. Он «лежал в своем кабинете на кожаном диване под полками книг. Время стало недвижно. Занавески на окнах не пускали в комнаты - ни ночи, ни света фонаря, ни шумов». От реальных занавесок на окнах автор переходит к метафорическим шторкам, отделяющим в мозгу Ласло сознательное от бессознательного:
Бессознательное обволакивало котлеты мозга так же, как в поездах в спальных вагонах непроницаемые зеленые шторки покрывают стекло фонаря. Только маленькая щель оставалась для сознания. Усилием воли эти шторки можно было раздвинуть. Воля была к тому, чтобы эти шторки сдвинулись окончательно, ибо надо было спать, - за шторками все пребывало в спокойствии, в тепле, уюте, тишине.
Ласло хочет погрузиться в бессознательное, отгораживающее от проблем и мук совести. Но сознание раздвигает метафорические шторки - «энергетически, на весь мир». И от бегающих по всем закоулкам памяти мыслей совершенно не спасают плотно закрытые на окнах шторки, ибо человек скоро проснется и будет бежать от самого себя, так как боль и бред ушли в подсознание.
Таким образом, в развитии темы-образа окна наиболее значимыми в творчестве Бориса Пильняка оказываются следующие моменты:
положение окна (закрытое или открытое), при этом закрытые (замурованные, плотно задернутые гардинами) окна являются знаком отсутствия связи героя с внешним миром, а также дополнительным показателем пороков (пьянство, разгул, разврат) или страха героя, а открытое окно выполняет роль моста, соединяющего героя с миром, при этом автор может вложить сюда дополнительное значение жизни (в противопоставлении со смертью), чистоты, открытости, искренности героини, а также надежду на продолжение рода и шире - возрождение России; положение героя у окна, которое сопровождается описанием состояния внешней среды или помещения, что является дополнительным средством характеристики душевных переживаний героя.
Примечания:
1. Все цитаты приводятся по следующему изданию: Пильняк Б.А. Собрание сочинений: в 8 т. М.; Л., 1930.
2. Трофимов И.В. Провинция Бориса Пильняка. Даугавпилс, 1998. 132 с
3. Тресиддер Дж. Словарь символов / пер. с англ. С. Палько. М., 1999. 448 с.
References:
1. All citations are given from the following edition: Pilnyak B.A. The collected works: in 8 volumes. M.; L., 1930.
2. Trofimov I.V. Province of Boris Pilnyak. Daugavpils, 1998. 132 pp.
3. Tresidder J. The dictionary of symbols / Trans. from S.Pal’ko. M., 1999. 448 pp.