Статьи
УДК 321
концепт гражданина в западноевропейской истории и культуре
Аннотация
Статья посвящена рассмотрению основных значений и признаков западноевропейского концепта гражданина - исторических, философских, политических, идеологических. Представлены теоретические модели исторических типов гражданина -античного, средневекового, модерного, раскрыты их основные характеристики.
Ключевые понятия:
концепт гражданина, теоретическая модель гражданина, субъект политических и гражданских прав, гражданское общество, национальное государство, политическая культура, этос гражданина, исторические типы гражданина.
Любой концепт - многоуровневое и многозначное образование, заключающее в себе смысл слова и служащее посредником между культурой и мен-тальностью индивида. В концепте «гражданин» можно вычленить структуру, то есть говорить о строении понятия, об этимологии слова, о возникновении концепта как коллективного бессознательного, об истории понятия, сжато-
Институт философии и права
Уральского отделения Российской академии наук,
ведущий научный сотрудник,
доктор политических наук, доцент,
Екатеринбург, Россия,
E-mail: irina-fan@yandex.ru
Фан Ирина Борисовна,
1 DiacouRBB-p Я ft
Жщрпи
го до его основных признаков. В соответствии с теоретическим подходом Ю. С. Степанова, в любом концепте существует три слоя признаков: 1. основной, актуальный, передающий чувственный и рациональный смысл понятия;
2. исторический, пассивный, составляющий бессознательную основу концепта;
3. этимологический признак или внутренняя форма [1, с. 48]. Наибольшее развитие данный концепт получил в западноевропейской политической истории и культуре. Современное его состояние - результат процесса концептуализации, включающего античный, средневековый и нововременной (модерный) этапы. Российский концепт «гражданин» обладает некоторыми чертами сходства с соответствующим концептом в европейских и американском языках и культурах, однако, имеет и ярко выраженную специфику. Автором разработана теоретическая модель феномена гражданина [2; 3] и исследованы различные аспекты и измерения концепта «гражданин» [4].
Смысловое ядро западноевропейского концепта «гражданин» (polites -греч., civis - лат., citizen - англ., burger - нем., citoyen - франц.) образует его генетическую связь с концептами «город», «городская община», «государство», «цивилизованность» и «право», эволюционировавших от недифференцированного состояния к их обособлению в качестве особых явлений и понятий эпохи Модерна. Основные значения и смысл концепта гражданина заключаются в следующем. Актуальное его значение связано с тем, что гражданин является одним из необходимых структурных элементов политической системы государств либеральной демократии, выполняющих функцию образования гражданского общества и гражданской нации как источника государственного суверенитета, и, соответственно, функцию легитимации государственной власти. Данная функция формировалась и реализовывалась в специфической форме в разные периоды социальной и политической истории. Помимо значений «член гражданского общества», «член гражданской нации», «член национального государства», относящихся к месту и принадлежности индивида той или иной социальной общности, концепт «гражданин» имеет значение, относящееся к индивиду. Данное значение связано с наделением индивида политической автономией, его публичными политическими правами, свободами и ответственностью, с вовлечением массового индивида в политический процесс, превращением его в социального и исторического субъекта и, прежде всего, в политического актора, участвующего в принятии политических решений и их исполнении.
Историческое значение феномена гражданина заключается в том, что это один из наиболее устойчивых, циклически повторяющихся, динамичных и эффективных политических способов адаптации социальных общностей к внешним и внутренним обстоятельствам изменяющейся среды. Его функциональным назначением является организация политической системы, ее культуры и институтов на основе деятельной самоорганизации индивидов, побуждаемой их стремлением к более высокому социальному статусу, экономической и политической власти и свободе, а также к объединению в политическую общность в целях достижения внутреннего политического и правового порядка и доминирующего положения данной общности среди
других политических образований за счет высокой социально-экономической и политической эффективности. Общий смысл разных форм гражданина в западноевропейской истории состоит в укреплении жизнеспособности данной социально-политической общности людей путем использования личностной формы социальности. Логика и этапы процесса становления феномена гражданина в западноевропейской истории определяются его взаимосвязью с развитием личности. Появление философской концепции естественного права привело к наделению человека высшим онтологическим статусом по отношению к государству и другим социальным и политическим образованиям, к утверждению индивида в качестве источника и носителя неотъемлемых прав и свобод, к возникновению феномена гражданина как меры осуществления прав и свобод человека в данных условиях. Внешние условия определяются институциональным дизайном конкретной страны, внутренние - уровнем развития духовной культуры и личности.
По отношению к индивиду феномен гражданина - социокультурная роль правоспособной личности, члена гражданской общины (гражданского общества) и государства (полиса, средневекового города, нации-государства) и субъекта политических и гражданских прав, к которой индивид стремится и которая предписывается ему культурой и политической системой данного государства в целях поддержания его жизнеспособности. Общая роль гражданина включает набор специфических ролей (функций), обусловленный необходимостью участия личности в воспроизводстве и изменении этой общности. Такое участие связано с развитием определенных внешних и внутренних качеств личности, в том числе со способностью быть носителем политических и гражданских прав. Роль гражданина включает такие ценностные установки индивида как этно- (нацие-) центризм, патриотизм, лояльность к государственной власти, обусловленная его публичным участием в управлении государством и неприкосновенностью частной жизни, политико-правовой эгалитаризм внутри общности граждан, активная легитимная защита собственных гражданских и политических прав посредством индивидуальных и коллективных солидарных действий, участие в местном самоуправлении. Гражданин - конкретно-исторический социокультурный феномен, сочетающий устойчивые и изменчивые, структурные и содержательные, универсальные и локальные черты. Процесс обретения гражданской идентичности как результат интернализации и экстернализации, субъективации и объективации ценностно-нормативного содержания, заложенного в социальной роли гражданина, зависит от субъективной способности индивида играть роль гражданина и режима функционирования социальных и политических институтов как особых коммуникативных практик и сетей, в которые он включен.
Анализ политической мысли и социокультурного контекста каждой эпохи позволяет сконструировать и представить теоретические модели исторических типов гражданина: античного, средневекового, эпохи Модерна. Модель гражданина античного полиса воспроизводит способ самоорганизации индивидов, обладающих привилегированным статусом гражданина (polites), обязанностями и правами участия в осуществлении прямого демократического правления
1 тасоиавв-р жЛ
Жщрпи
посредством такой организации институтов и культуры полиса, которая обеспечивает соучастие народа-гражданина (своих) в коллективном господстве над не гражданами (чужими) путем непосредственного или потенциального насилия над побежденными (рабами). Институциональное измерение модели характеризуется следующими особенностями: тождественность гражданина и полиса как городской общины; построение структуры институтов полиса на основе принципа политического участия граждан, связанного с участием в военной организации полиса; привилегированность статуса гражданина; формальное равенство граждан (перед законом, в занятии должностей и т. д.); дуализм частного и публичного в бытии гражданина; институты полиса функционируют в сочетании двух режимов - внутреннего режима включения/исключения в число граждан и внешнего режима открывания/закрывания, или периодов военной экспансии и политической борьбы демоса за власть.
Ментальную основу модели гражданина составляет этос гражданина -общий дух гражданской общины, культивирующий единство добродетелей гражданина и блага общины, тождество понятий «гражданин» и «цивилизованный человек», превосходство граждан над не гражданами, дифференциацию ценностей по основанию свои/чужие. Личностное измерение модели характеризуется пониманием личности как роли публичного лица, субъекта политики и права.
Теоретическая модель гражданина средневекового города воспроизводит корпоративный способ организации экономической, правовой и политической автономии (самоуправления, власти) городской общины посредством самоорганизации горожан как членов тех или иных корпораций. Институциональное измерение модели характеризуется следующими особенностями: обособлением экономического типа власти по отношению к другим типам власти - сеньориальному, теократическому, феодальному; зависимостью статуса и прав гражданина от сословной и корпоративной принадлежности индивида; многообразием институтов самоуправления как способов участия индивида в жизни общины (коммуна, приход, квартал, гильдия и т. п.); корпоративная модель включенности индивида в общность; участие горожан в деятельности органов муниципального управления и сословно-представительных собраний на уровне государства.
Ментальную основу модели составлял корпоративный этос городской общины, включающий идеал гражданина и сочетающий христианские и корпоративные ценности и нормы: идею зависимости порядка в городе от добродетелей и деятельного участия горожанина, ориентация на нормы городского права, правовая культура, легитимное правосознание и поведение; чувства коммунальной, квартальной, приходской и т. п. солидарности, доверия и ответственности, чувство включенности в городскую корпорацию и страх перед исключением из нее; ценностная дифференциация по основанию свои/ чужие в зависимости от принадлежности индивида к городской общине; рассудочно-срединная мораль. Личностное измерение модели характеризуется возникновением противоречия между индивидуальным и корпоративным сознанием, началом становления личности.
Национально-государственная модель гражданина эпохи Модерна реконструирует способ государственной организации нации как политической общности на основе опосредованного участия граждан в управлении государством с помощью системы институтов представительной демократии. Институциональное измерение модели составляют следующие условия: государственный суверенитет, территориальное самоопределение и конституционный строй нации-государства, включающий конституционный статус гражданина; правовое государство и демократический политический режим; институт гражданства; система представительной власти, сочетающая институты партисипаторной, делиберативной и иных форм демократии и прямого народовластия, разделения и децентрализации власти, федерализма и местного самоуправления; парламентаризм; взаимоограничение публичного и частного, естественного (субъективного) и позитивного (государственного) права, государства и гражданского общества.
Ментальную основу модели составляет этос гражданина (гражданственность, или политическая и правовая культура), который включает когнитивные, аффективные, оценочные и поведенческие компоненты и установки: идею неотъемлемых прав человека, равенства перед законом, индивидуализм. «Добродетель» гражданина, достигаемая посредством рефлексии и самоконтроля, является основой автономии личности, она включает доверие индивида к нации и гражданскому обществу (солидарность), готовность к деятельному участию в функционировании институтов местного самоуправления и государственной власти; лояльность граждан к государству, его законам и политико-правовому порядку, законопослушность, предпочтение общего блага личному. Циклично-поступательный взаимопереход массовой и индивидуальной мен-тальности, ориентированной на этос гражданина, и институтов представительной демократии, который обеспечивается общественным мнением, публикой и прессой (публичной сферой общества), является условием воспроизводства феномена гражданина.
1. Степанов Ю.С. Константы: Словарь русской культуры: Изд. 3-е, испр. и доп. - М.: Академический Проект, 2004. - 992 с.
2. Фан И.Б. От героя до статиста: метаморфозы западноевропейского гражданина [Текст] / И. Б. Фан. РАН; Урал. отделение. Ин-т философии и права; отв. ред. К.В. Киселев. - Екатеринбург: УрО РАН, 2006. - 316 с.
3. Фан И.Б. Теоретическая модель феномена гражданина: социокультурный подход // Полис. 2010. № 6. С. 149-161.
4. Фан И. Концепт гражданина в политической мысли. Методологические подходы и теоретические модели [Текст] / И. Фан. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, KG, 2011. - 412 c.
References
1. Stepanov Yu.S. Konstanty: Slovar' russkoj kul'tury: Izd. 3-e, ispr. i dop. -M.: Akademicheskij Proekt, 2004. - 992 s.
1 oibcourbb-p Ж ft
Жщрпи
2. Fan I.B. Ot geroya do statista: metamorfozy zapadnoevropejskogo grazhdanina [Tekst] / I.B. Fan. RAN; Ural. otdelenie. In-t filosofii i prava; otv. red. K.V. Kiselev. - Ekaterinburg: UrO RAN, 2006. - 316 s.
3. Fan I.B. Teoreticheskaya model' fenomena grazhdanina: sociokul'turnyj podxod // Polis. 2010. № 6. S. 149-161.
4. Fan I. Koncept grazhdanina v politicheskoj mysli. Metodologicheskie podxody i teoreticheskie modeli [Tekst] / I. Fan. - Saarbrucken: LAP LAMBERT Academic Publishing GmbH & Co, KG, 2011. - 412 c.
UDC 321
the concept of a citizen in western history and culture
Fan Irina Borisovna,
The Institute of Philosophy and Law,
Ural Branch of the Russian Academy of Sciences,
Senior Researcher,
Doctor of Political Sciences, Associate Professor, Ekaterinburg, Russia, E-mail: irina-fan@yandex.ru
Annotation
The article considers the basic values and signs of Western European citizen concept -historical, philosophical, political, and ideological. Theoretical models of historical types of citizen - ancient, medieval, modern, opened their main characteristics.
Key concepts:
the concept of a citizen, theoretical model of the citizen, the subject of political and civil rights, civil society, the nation-state, the political culture, the ethos of the citizen, the citizen historical types.