YAK 37.017 ББК 74.03(3)
M.A. ПОЛЯКОВА
M.A. POLYAKOVA
КОН0ЕПТ BERUF И ОСНОВЫ ТРУДОВОЙ ЭТИКИ В ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ СИСТЕМЕ МАРТИНА ЛЮТЕРА
THE CONCEPT OF BERUF AND THE WORLD OF WORK ETHICIST THE PEDAGOGICAL SYSTEM OF MARTIN LUTHER
В статье рассматриваются истоки западной деловой активности, благополучия и индивидуализма. Опираясь на некоторые посылы Мартина Лютера и трактовку концепта Beruf М. Вебером, автор приходит к выводу, что именно идея призвания легла в основу протестантской трудовой этики и понимания значимости образования и воспитания, ориентированных на мирскую практику, общественную полезность и активную личность.
The article discusses the origins of Western business activity, prosperity and individualism. Based on some of the messages of Martin Luther and the interpretation of the concept Beruf M. Weber, the author comes to the conclusion that the idea of vocation formed the basis of the Protestant work ethic and understanding of the importance of education and training, focused on worldly practice, public utility and active personality.
Ключевые слова: Реформация, Краткий катехизис, призвание (Beruf), «Всеобщее священство», труд, трудовая этика, образование.
Key words: The Reformation, The Small Catechism (Kleiner Katechismus), the vocation (Beruf), «Universal priesthood», work, work ethic, education.
Современная международная ситуация, особенно в своей экономической составляющей, со всей очевидностью демонстрирует присущую западному обществу абсолютизацию деловой активности и ориентацию на жизненный успех, к сожалению, порой за счёт спокойствия и благополучия целых стран и народов. Парадоксально, что в основе этого лежит протестантская религиозная ориентация, базирующаяся на синтезе двух сфер - духовной и одновременно практической деятельности в рамках концепции личного призвания. Впервые эта идея была сформулирована в собственно теологических произведениях Мартина Лютера (1483-1546).
М. Лютер вошёл в европейскую историю, прежде всего, как реформатор христианской церкви. Выступив в 1517 году с «95 тезисами» против индульгенций, он положил начало ревизии католичества, что в дальнейшем привело к оформлению нового религиозного учения - протестантизма, одна из ветвей которого носит имя своего основателя.
Время формирования феномена Лютера, являлось сложным и неоднозначным во многих смыслах. Это действительно «океан противоречий» [4, с. 11], где величайшие достижения и открытия человечества соседствуют с распущенностью и алчностью, стремление к прекрасному - с ужасом смерти и ожиданием Апокалипсиса. Это эпоха Великих географических открытий, давших Старой Европе новые источники существования и воспроизводства, открывших европейскому человеку новые рубежи для созидания и творчества и - в тоже время - приведших к гибели целых цивилизаций и народов. Это «...эпоха, которая нуждалась в титанах и которая породила титанов по силе мысли, страсти и характеру, по многосторонности и учёности» [13, с. 42], так как это было время универсализма, когда каждый выдающийся человек выступал в нескольких областях деятельности. Все это самым непосредственным образом относится к личности немецкого реформатора.
XVI столетие в германских землях вообще отличалось большой напряжённостью не только политического и идеологического, но и экономического характера. Несмотря на высокую концентрацию торгового капитала в горной металлургии, Германия отставала от Англии и Нидерландов по общему числу мануфактур [11, с. 62]. Тогдашние немецкие предприниматели шли не путём изобретения новых форм хозяйствования, но путём ужесточения традиционных методов эксплуатации.
Главным конкурентом предбуржуа становился помещик-ростовщик, живущий на пошлины и налоги, получаемые от нарождавшихся предпринимателей [11, с. 63-64]. Подобная ситуация порождала у немецкого бюргерства вселенский пессимизм, обнаружившийся отчасти в пронизаных мыслями о суетности и тщетности человеческих усилий произведениях немецких мистиков (Таулер, Эккарт, Сеузе).
Люди начинают бояться смерти, и все немецкое общество охватывают апокалиптические настроения [11, с. 65]. Назревает необходимость смены нравственных ориентиров, нашедшая своё выражение, с одной стороны, в отходе от реальности и интересе к искусственным (утопическим) построениям; с другой стороны - в попытке пересмотреть своё отношение к окружающему миру и своему месту в нем. Поэтому важной задачей немецкого бюргерства становится элементарное обучение грамоте и счёту с целью получения необходимых практических навыков, а также поиск новой морали, которая смогла бы оправдать представителей нового сословия перед Богом и направить по истинному пути.
Реформация Лютера смогла как нельзя лучше удовлетворить эту потребность, уравновесив духовное и практическое начала бюргерского мировоззрения в концепте «призвания» (Beruf) и реализовав, таким образом, общественную значимость не только его учения, но и образования, с помощью которого можно достичь определённого Богом положения данной личности в социальной структуре.
Специальное внимание на это обратил в своё время социолог Макс Ве-бер в известном труде «Протестантская этика и дух капитализма». Он заметил, что впервые слово Beruf (в смысле «поставленной Богом задачи») появилось именно в лютеровских переводах Библии и соответствует в большей степени духу перевода, а не подлиннику [2, с. 57]. В немецком языке слово Beruf обозначает не только «призвание», но и «профессию» и эта идущая от Лютера полисемия отнюдь не случайна. Проявление «любви к ближнему», заботы о нем есть, с его точки зрения, необходимое условие истинного христианства, а эту любовь человек может реализовать только в мирской жизни.
Идея эта складывается у реформатора постепенно в ходе развития его религиозного и политического учения. Однако уже в ранний период его деятельности можно отметить зарождение такого понимания Beruf в принципе «Всеобщего священства».
Под «Всеобщим священством» Лютер понимал сообщество людей, где каждый, кроме того, что принадлежит духовному сословию, выполняет ещё какое-нибудь дело, занятие, чтобы служить другим и быть им полезным. Принадлежность к духовному сословию обусловлена по Лютеру таинством Крещения, которое делает всех людей равными перед Богом. А значит, все христиане суть «...истинные священники, епископы и папы» [6, с. 16] и «...между ними нет никакого иного различия, кроме только различия должностей» [6, с. 15].
Развивается мысль о «службе ближнему» также в Кратком катехизисе доктора Мартина Лютера - квинтэссенции Священного Писания и религиозно-этического учения реформатора.
Важность катехизиса состоит, прежде всего, в идее Лютера о всеобщем религиозном образовании, выливающемся в конечном итоге в общее начальное образование. По существу, катехизис явился учебным пособием не только по обучению основам христианской веры, но и источником нравственно-
го воспитания, поскольку по нему учились также читать и познавали основы семейных отношений.
Структура катехизиса позволяет понять видение Лютером процесса нравственного спасения человека. На первое место он намеренно ставит Декалог (Закон Божий), так как считает, что знакомство со Священным Писанием для людей падших или решивших бороться со злом, должно начинаться именно с закона. Возможно, в этом проявился не только Лютер-теолог, но и Лютер-юрист. Человек должен знать, что он может и должен делать. Когда же он осознает, насколько неправедно он жил с точки зрения Закона, ему остаётся лишь уповать на милость Божью и верить в Него. Поэтому вторая часть катехизиса включает в себя Символ Веры и тем самым доносит до человека слово Божье. Благодарить за это Бога человек должен посредством молитвы («Отче наш» - третья часть катехизиса).
Подобная программа должна была приблизить, согласно Лютеру, человека к спасению, что являлось главной целью реформатора и всей его деятельности.
С проблемой Beruf и общественных отношений непосредственно связана пятая часть катехизиса «Скрижаль об обязанностях», где Лютер приводит библейские фрагменты правил для различных категорий (сословий) людей, «согласно которым они должны исполнять свои обязанности» [7]. Здесь содержатся рекомендации епископам и проповедникам, а также их аудитории: мирским властям и их подчинённым; мужьям и жёнам, родителям и детям; слугам и господам. В сущности, реформатор отразил в Скрижали социальную дифференциацию XVI века и своё видение как основных сфер человеческих отношений, так и трёх типов праведностей, изложенное им также в лекциях по «Посланию к галатам»: «Существует политическая праведность, которую определяет император, мирские князья, философы, юристы. Есть также традиционная праведность... Родители и учителя учат нас этой праведности - с помощью правил, они учат нас нравственному поведению. Однако существует и другая праведность Закона десяти Заповедей, которой учит Моисей» [8].
Именно эту праведность, согласно Лютеру, следует отличать от всех остальных, так как она идёт от Бога и это праведность веры [8]. Поэтому и призвание (Beruf) как выполнение определённой божественной задачи, имеет каждый христианин и получает его именно посредством крещения и «...особенно важно, чтобы такие мысли проповедники внушали людям, учителя - мальчикам, а родители - смолоду детям, чтобы все они точно знали, какие сословия и службы называются Божьими или устанавливаются Богом» [9, с. 143].
Примечательно, что кроме собственно теологического содержания изложенной мысли, в ней присутствует явный педагогический аспект - идея спасения должна разъясняться родителями, учителями и проповедниками.
Но, в развитии своих теологических мыслей реформатор идёт дальше, так как подобное понимание соотношения мирской жизни и веры объективно приводит его к высокой оценке их обеих, а стало быть - и к высокой оценке, к утверждению значимости любого достойного дела. Стремление человека к труду он считает поэтому естественным и оправданным. «Человек рождается для работы, как птица для того, чтобы летать» [3, с. 267], - отмечает реформатор. Пьянство, безделье и леность он считает величайшими муками на земле.
В своём открытии значимости труда Лютер, однако, не был оригинален. Акцентирование важности труда и трудового воспитания в целом присуще эпохе Возрождения. Связано это опять же с изменением подхода к человеку как существу, объединённому с природой и обществом [12, с. 172]. Нидерландский гуманист Эразм Роттердамский видел в труде залог материального благополучия и важное средство морального воспитания [12, с. 174], а безделье и праздность осуждал. По всей видимости, подобная интерпретация труда проистекает из нового отношения к человеку, из понимания его
индивидуальности и неповторимости. Но если гуманисты объясняли необходимость трудиться, прежде всего, общественными интересами, то Лютер в некоторых отношениях пошёл в этом вопросе дальше, предложив теорию предопределения.
Согласно этой теории, Бог призывает людей трудиться, как трудится он сам, выполняя самые обыденные работы (портного, повара, лавочника, плотника и др.) Трудилась также и Дева Мария, когда, узнав, что ей предстоит стать матерью Искупителя, продолжала доить коров, мести полы и вести другие повседневные дела [1]. Если трудились они, значит должны трудиться все христиане на том поприще, на которое они призваны ((be)rufen).
Тем самым Лютер буквально «переворачивает» религиозно-схоластические представления о труде и человеческих достоинствах. Так, если средневековая традиция видит в труде наказание Божье за грехи, то Лютер видит в нем исполнение Божьей воли и благодати; если католичество ставит девственницу выше матери, то Лютер считает, что «...мать являет собой образец любви Божьей, которая, преодолевает грех, подобно тому, как любовь матери преодолевает нежелание возиться с грязными пелёнками» [Цит. по: 1]. Тем самым средневековое деление людей на молящихся, воюющих и пашущих также оказывается в концепции Лютера несостоятельным, так как он считает, что «...молочник и работник, вывозящий навоз, делают работу, которая более угодна Богу, чем псалмопения монаха-картезианца» [Цит. по: 1].
Рыцарскому сословию реформатор также даёт весьма нелестную оценку: «Невелика штука - сидеть, свесив ноги с лошади. Они говорят, что писать книги - напрасная трата перьев, но я замечаю, что они вешают мечи на бедра, а перья на шляпы, воздавая им высокую честь. Не следует думать, что у пишущего человека заняты только руки, а остальные части тела могут отдыхать, - это занятие поглощает его целиком» [Цит. по: 1]. Несмотря на это, Лютер все же признает за воинским сословием также праведность, данную Богом: «Ведь каждый имеет свою честь от Бога, как и своё положение и профессию» [9, с. 143]. Кроме того, большую общественную роль реформатор отводил светским властям и их защитникам, что указывает на то, сколь важны были для него общественный порядок и социальные устои. Однако выше меча (власти) Лютер все же ставил мудрость правителя и этим обосновывал необходимость обучения детей и сложность этой профессии: «Пожалуй, верно говорят, что знания носить легко, а латы тяжело. Однако научиться носить латы можно быстро, а знания даются не скоро и использовать и осуществлять их нелегко» [9, с. 145].
Исходя из этого, среди всех человеческих призваний Лютер особое значение придаёт профессиям учителя и проповедника. «Если бы я мог и должен был оставить проповедническое служение, - пишет реформатор в «Проповеди о том, что нужно посылать детей в школу» (1530), - то я не хотел бы иметь более никакую другую службу, чем быть учителем или воспитателем мальчиков, потому что я знаю, что эта профессия после проповеднического служения наиболее необходимая, наиважнейшая и самая лучшая» [9, с. 145]. Это объясняется тем, что, по словам Лютера «...трудно приручить старую собаку или сделать набожным закоренелого негодяя, над чем и трудится проповедническое служение... Однако молодые деревца легче гнуть и растить, несмотря на то, что некоторые иногда ломаются» [9, с. 145].
Здесь отчётливо видно не только уважение реформатора к личности учителя, но и его глубокое понимание психологических особенностей воспитания и его социальной значимости.
Примечательно, что в XVII веке аналогичные мысли по поводу воспитания детей высказывал Я.А. Коменский. Он сравнивал учащегося с молодым деревцем, которое можно пересаживать, с воском, из которого можно вылепить что угодно, с собакой, которую можно дрессировать [5, с. 21] и т. п. Несмотря на отсутствие ссылок в этой связи на Лютера, ход мыслей педагогов в понимании проблем воспитания и образования практически совпадает.
В «Скрижали об обязанностях» Лютер как бы резюмирует своё представление о человеческом сообществе и «достойных» профессиях (призваниях) в виде некоторых рекомендаций. Так, епископам, пастырям и проповедникам он советует быть непорочными, целомудренными, честными, мужьям - любить жён и быть с ними благоразумными, жёнам - подчиняться мужьям, родителям - воспитывать детей в наставлении Господнем, детям -повиноваться родителям [7]. Всех членов человеческого сообщества он призывает подчиняться мирским (светским) властям, которые также являются Божественным установлением [7]. И, наконец, заканчивает свою Скрижаль он знаменательными словами Христа: «люби ближнего твоего, как самого себя» [7], провозглашая таким образом, полную христианскую любовь и человеколюбие.
Таким образом, можно видеть, что главным достижением лютеровской Реформации и ревизии католицизма явилась идея практической реализации человеческой индивидуальности, уходящая корнями в его сугубо теологическое учение о предопределении Божьем, что позволяло, в свою очередь, видеть уникальность каждой человеческой жизни и судьбы [10, с. 6]. Именно вывод Лютера о необходимости осуществления человеком в течение жизни определённой мирской профессии в качестве духовно-нравственной задачи, что так явно прослеживается в его произведениях, является, с точки зрения социолога М. Вебера источником протестантского трудолюбия и благосостояния [2, с. 95], а также отражением социальной значимости мирского дела и подготовки к нему путём образования и воспитания.
Образование по Лютеру - главный источник личного и общественного благоденствия и процветания, с ним связано развитие мощи и мудрости государственного правления, а также удовлетворение нужд отдельного человека: «...как хорошо быть образованным. Просвещённый человек, даже если он никогда не получит службу, сможет многое прочесть, общаться с учеными людьми, ездить в чужие страны и вести торговлю» [9, с. 141].
Подобные выводы реформатора не могли возникнуть на пустом месте. Он сам на протяжении своей жизни был связан с различными образовательными институтами, «вкусил» плоды средневековой образованности, благодаря которой стал иначе смотреть на спасение и Бога, а значит, и переосмыслил место человека в этом мире. Лютер начал реформу церкви, совершенно не осознавая перспективы подобного шага, но лишь выдвинув некоторые идеи, записанные в форме тезисов, для всеобщего обсуждения (диспута), как это было принято (да и сейчас принято в Германии) в ученых и университетских кругах.
Кроме того, вся Реформация в Германии проходила под эгидой Виттен-бергского университета и наиболее авторитетного в ученых кругах, курфюрста Саксонского - Фридриха Мудрого. Почти сразу же на повестку дня переживающей реформационную стадию Германии встали вопросы, связанные с образованием, что отражено в программном сочинении Лютера «К христианскому дворянству немецкой нации» (1520) и с распространением Священного Писания среди населения, чему послужили перевод Библии на немецкий язык и создание Краткого катехизиса доктора Мартина Лютера.
Таким образом, Лютер, не будучи раннебуржуазным гуманистом в полном смысле этого слова, объективно способствовал секуляризации сознания, обосновал концепт призвания (Beruf) и создал базу протестантской трудовой этики, а также заложил основы современного подхода к образованию и воспитанию, ориентированных на мирскую практику, общественную полезность и активную личность. Именно Лютером, первым реформатором Европы, были заложены мировоззренческие и нравственные основы формирования нового типа человека (христианина): образованного, волевого, упорного, способного к самодисциплине и, в то же время - глубоко нравственного и ответственного за свои поступки.
Благодаря этому, в XV-XVI веках возникают такие формы образования и школ, которые прочно вошли в систему европейского образования на долгие годы, десятилетия и столетия; и немаловажную роль в этом процессе сыграла германская традиция и Мартин Лютер - в частности.
Литература
1. Бейнтон, Р. На сем стою [Электронный ресурс] / Р. Бейнтон. - Режим доступа: http://www.krotov.info/htm (дата обращения: 16.01.2014).
2. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма [Текст] / М. Вебер ; пер. с нем. // Избр. произв. - М. : Прогресс, 1990. - С. 85-98.
3. Две проповеди Мартина Лютера о браке и супружестве [Текст] / гл. ред. Г.Б. Корнетов ; пер. с. нем. // Историко-педагогический ежегодник. - АСОУ, 2011. - С. 259-272.
4. Делюмо, Ж. Цивилизация Возрождения [Текст] / Ж. Делюмо ; пер. с фр. -Екатеринбург : У-Фактория, 2006. - 720 с.
5. Коменский, Я.А. Великая дидактика [Текст] / Я.А. Коменский // Соч. : в 2 т. -М. : Педагогика, 1982. - Т. 1. - С. 422-446.
6. Лютер, М. К христианскому дворянству немецкой нации об исправлении христианства [Текст] // Мартин Лютер - реформатор, проповедник, педагог / М. Лютер ; сост. О.В. Курило. - М. : РОУ, 1996. - С. 12-90.
7. Лютер, М. Краткий катехизис [Текст] / М. Лютер ; пер. с нем. - Фонд «Лютеранское наследие». - Мн. : ПИКОРП, 1996.
8. Лютер, М. Лекции по Посланию к галатам [Электронный ресурс] / М. Лютер. - Режим доступа: http://www.krotov.info/htm (дата обращения: 04.10.2013).
9. Лютер, М. Проповедь о том, что нужно посылать детей в школу [Текст] // Мартин Лютер - реформатор, проповедник, педагог/ М. Лютер ; сост. О.В. Курило. - М. : РОУ, 1996. - С. 118-154.
10. Мацкевич, В.В. Становление и эволюция индивидуальности в истории образования [Текст] / В.В. Мацкевич // Индивидуально-ориентированная педагогика : сб. науч. тр. по материалам 2-ой науч. тьюторской конф. и региональных семинаров. - М. ; Томск, 1997. - С. 4-18.
11. Соловьёв, Э.Ю. Время и дело Мартина Лютера [Текст] / Э.Ю. Соловьёв // Прошлое толкует нас: Очерки по истории философии и культуры- М. : Издательство политической литературы, 1991. - С. 54-126.
12. Урманова, Л.П. Тема труда в творчестве Эразма Роттердамского [Текст] / Л.П. Урманова // Культура Возрождения и общество ; под ред. В.И. Рутен-бурга. - М. : Наука, 1986. - С. 172-179.
13. Энгельс, Ф. Введение к диалектике природы [Текст] / Ф. Энгельс // Маркс К. и Энгельс Ф. Избр. произв. : в 3 т. - М. : Госполитиздат, 1985. -Т. 3. - С. 41-59.