120 ИННОВАЦИОННАЯ ЭКОНОМИКА: ПЕРСПЕКТИВЫ РАЗВИТИЯ И СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ, №5 (31), 2018 УДК 657.1.012
КОНТРОЛЬНАЯ СРЕДА ОРГАНИЗАЦИИ И ЕЕ ЭЛЕМЕНТЫ Никитина Наталья Николаевна, к.э.н., доцент Стерлитамакский филиал Башкирского государственного университета,
г.Стерлитамак, Россия (е-mail: [email protected])
В статье рассматривается содержание ключевого структурного элемента системы внутреннего контроля экономического субъекта «кон-трольная среда» в контексте требований различных нормативных актов. Основное внимание сосредоточено на составе компонентов контрольной среды организации.
Ключевые слова: внутренний контроль, элементы внутреннего контроля, контрольная среда, элементы контрольной среды
Внедрение системы внутреннего контроля в организации и осуществление внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, а если бухгалтерская (финансовая) отчетность компании подлежит обязательному аудиту, то и внутреннего контроля ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности - прямая обязанность экономических субъектов.
Внутренний контроль как процесс направлен на получение достаточной уверенности, что экономическим субъектом обеспечивается: 1) эффективность и результативность деятельности; 2) достоверность и своевременность бухгалтерской (финансовой) и иной отчетности; 3) соблюдение применимого законодательства [3].
Требования по вопросам организации внутреннего контроля экономическими субъектами (как государственного, так и частного сектора экономики), регламентированы различными законодательными и нормативно-правовыми документами. Наиболее значимыми из них являются:
- Федеральный закон от 06.12.2011 №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» (Статья 19. Внутренний контроль);
- Федеральный закон от 02.12.1990 №395-1 (ред. от 29.07.2018) «О банках и банковской деятельности» (Статья 11.1-2. Требования к системам управления рисками и капиталом, внутреннего контроля кредитной организации, Статья 24. Обеспечение финансовой надежности кредитной организации);
- Закон РФ от 27.11.1992 №4015-1 (ред. от 23.04.2018) «Об организации страхового дела в Российской Федерации» (Статья 28.1. Внутренний кон -троль);
- Письмо ЦБ РФ от 10.04.2014 №06-52/2463 «О Кодексе корпоративного управления»;
- Приказ ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля»;
- Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 №192н).
Формирование системы внутреннего контроля (далее - СВК) является прямой и непосредственной задачей руководства организации.
Функционирование системы внутреннего контроля любой организации может быть эффективным при условии наличия у нее четко определенных структурных элементов.
Сравнительный анализ основных регламентирующих актов позволяет сделать выводы о том, что перечень компонентов системы внутреннего контроля, так или иначе, основан на определении, сформулированном в Концепции (COSO) «Внутренний контроль. Интегрированная модель» Комитета спонсорских организаций Комиссии Трэдвэя (The Committee of Sponsoring Organizations of the Treadway Commission) (Internal Control - Integrated Framework, 1992 г.); COSO (1992 г.). В указанном документе выделен следующий компонентный набор системы внутреннего контроля : кон -трольная среда; оценка риска; контрольные процедуры; информация и коммуникации; мониторинг.
В документе Минфина России № ПЗ-11/2013 [3] приведены, в частности, общие подходы к организации внутреннего контроля, а также описаны элементы внутреннего контроля и необходимые процедуры внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности.
В качестве элементов внутреннего контроля в указанном документе выделены (п.5): контрольная среда; оценка рисков; процедуры внутреннего контроля ; информация и коммуникация; оценка внутреннего контроля [3].
Исходя из требований различных нормативных актов, ключевым структурным элементом внутреннего контроля экономического субъекта является контрольная среда организации.
По Информации Минфина России № ПЗ-11/2013 (п.6), совокупность принципов и стандартов деятельности, которые определяют общее понимание внутреннего контроля, и требования к нему представляет собой кон -трольную среду экономического субъекта. Контрольная среда формирует надлежащее отношение персонала к организации и осуществлению внутреннего контроля и отражает культуру управления экономическим субъектом.
Л.В. Чхутиашвилли [5] определяет контрольную среду как «комплекс принципов и стандартов работы компании» о важности внутреннего кон -троля и требованиях к нему. Контрольная среда представляет собой систему «этических ценностей, стиля управления, процесса принятия решений, делегирования полномочий и принятия ответственности», политику в отношении персонала, компетентность сотрудников и отношение управленческого аппарата организации к внутреннему контролю [5].
Рассмотрим состав элементов контрольной среды организации в контексте требований различных нормативных актов (табл. 1).
Таблица 1 - Элементы контрольной среды в различных регламентирующих _документах_
Наименование документа Содержание элементов контрольной среды
Информация Минфина России № ПЗ-11/2013 «Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности» Положения, касающиеся контрольной среды экономического субъекта, могут являться частью документов, определяющих (п.12): а) стратегию, цели и ценности экономического субъекта, его поведение на рынке и методы управления им; б) правила поведения руководства и иного персонала экономического субъекта при наступлении различных событий, процедуры рассмотрения жалоб (кодекс корпоративного управления, кодекс деловой этики); в) организационную структуру экономического субъекта, в том числе место и роль его подразделений, уровни принятия решений, штатное расписание; г) функции подразделений экономического субъекта, полномочия и ответственность их руководителей (положения об отдельных подразделениях экономического субъекта); д) правила принятия управленческих решений и осуществления сделок и операций, в том числе учетную политику экономического субъекта; е) кадровую политику, устанавливающую подходы к найму, обучению и развитию персонала экономического субъекта, критерии оценки результатов деятельности, систему оплаты труда. п.12.1. «Применительно к ведению бухгалтерского учета, контрольную среду могут описывать положение о бухгалтерской службе, учетная политика экономического субъекта, требования к квалификации бухгалтерского персонала и другие документы, устанавливающие общие требования к среде, в которой организуется и ведется бухгалтерский учет, порядку взаимодействия подразделений и персонала экономического субъекта и принятия решений по вопросам бухгалтерского учета».
Приказ ФНС России от 16.06.2017 № ММВ-7-15/509@ «Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля» III. Контрольная среда организации 3.1. Контрольная среда организации должна быть сформирована на основе принципов и стандартов, направленных на установление и поддержание руководством и сотрудниками организации системы внутреннего контроля орга-
низации. 3.2. В организации должны быть утверждены и доведены до сведения каждого сотрудника профессиональные, этические и поведенческие стандарты. 3.3. В организации должны быть утверждены стандарты (правила) найма, мотивации, оценки, продвижения, увольнения сотрудников, а также требования к профессиональным знаниям и навыкам сотрудников. 3.4. В организации должно быть установлено разделение ответственности и полномочий сотрудников, обеспечивающих функционирование, мониторинг, оценку организации и совершенствование системы внутреннего контроля организации.
«Международный стандарт аудита 315 (пересмотренный) «Выявление и оценка рисков существенного искажения посредством изучения организации и ее окружения» (введен в действие на территории Российской Федерации Приказом Минфина России от 24.10.2016 №192н) (МСА315) Контрольная среда охватывает следующие элементы: (a) Информирование о принципе честности и этических ценностях. (b) Приверженность профессиональной компетентности. (c) Участие лиц, отвечающих за корпоративное управление. (ё) Философия и стиль управления руководства. (е) Организационная структура. (1 Распределение полномочий и ответственности. (§) Кадровая политика и практика.
Как видим, в целом подходы к составу элементов контрольной среды в различных регламентирующих документах совпадают и основаны на модели СОБО.
Организация системы внутреннего контроля предполагает наличие определенных организационно-распорядительных документов, регламентирующих порядок функционирования системы внутреннего контроля организации.
Считаем целесообразным, в дополнение к основному стандарту предприятия по учетной политике, разработать Стандарт (Положение) о внутреннем контроле. На наш взгляд, в качестве исходного макета для внутрифирменного Стандарта (положения) по внутреннему контролю можно использовать шаблон документа по представлению Информации об организации системы внутреннего контроля организации, представленный в Приложении №11 к Приказу ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/509@.
Кроме того, «в рамках контрольной среды организации обычно разрабатывают следующие документы:
- Кодекс Корпоративного управления и поведения;
- Кодекс этики или кодекс чести;
- учетную политику;
- должностные инструкции персонала;
- положения об оплате труда и премировании;
- процедуры противодействия легализации (отмыванию) доходов и кор -рупции» [1, с.258].
Заметим, что большинство разработанных рекомендаций (нормативных документов) по организации, проведению и оценке внутреннего контроля касаются корпоративного управления публичных компаний либо крупных коммерческих организаций, которые имеют сложную организационную структуру. Например, принципы и рекомендации, изложенные в Кодексе корпоративного управления, ориентированы, прежде всего, на акционерные общества, ценные бумаги которых обращаются на организованных торгах.
Контрольная среда системы внутреннего контроля малого предприятия существенно отличается от контрольной среды крупных и средних предприятий. Контроль в малых и средних компаниях может быть менее формальным и менее структурированным, при этом каждый из компонентов системы контроля должен присутствовать и функционировать с учетом сложности и специфики системы управления данной организации. На наш взгляд, требуется доработка Документа Минфина по организации внутреннего контроля в плане рекомендаций для малых и средних предприятий. Примером может служить MCA(ISA)315, где по каждому компоненту СВК выделены особенности для малых предприятий.
Важно понимать, что все элементы управления, включая и СВК, в любой компании проходят последовательный путь развития и только со временем достигают определенного уровня зрелости.
Список литературы
1. Булавина Л.Н., Бездольная Т.Ю., Булавина Р.В. Контрольная среда, как важнейший элемент системы внутреннего контроля организаций // Вестник АПК Ставрополья. 2016. №2(22). С.257-259.
2. Методические рекомендации по организации и осуществлению внутреннего контроля: Рекомендация Р-44/2013-КпТ принята 09.08.2013 Фондом «НРБУ «БМЦ». -URL: http://bmcenter.ru/Files/mr_2013_KpT_CVKF0.
3. Организация и осуществление экономическим субъектом внутреннего контроля совершаемых фактов хозяйственной жизни, ведения бухгалтерского учета и составления бухгалтерской (финансовой) отчетности: Информация Минфина Рос-сии №ПЗ-11/2013 от 25.12.2013. - URL: https://www.minfin.ru/ru/document/?id_4=20706.
4. Об утверждении Требований к организации системы внутреннего контроля: Приказ ФНС России от 16.06.2017 №ММВ-7-15/509@. - URL: https://www.nalog.ru/rn77/about_fts/docs/7001354/
5. Чхутиашвилли Л.В. Актуальные вопросы создания службы внутреннего контроля // Вестник бухгалтера Московского региона. - 2014. - №2. - URL: http://www.ipbmr.ru/?page=vestnik_2014_2_chhutiashvilli (дата обращения 16.09.2018).
Nikitina Natalia Nikolaevna, Сand. of econ. Sci., аssociate рrofessor,
(e-mail: [email protected])
Sterlitamak Branch of the Bashkir State University, Sterlitamak, Russia
THE CONTROL ENVIRONMENT OF THE ORGANIZATION AND ITS ELEMENTS
Abstract. The article deals the content of the key structural element of the system of internal control of the economic entity "control environment" in the context of the requirements of various regulations. The main focus is on the composition of the components of the control environment of the organization.
Keywords: internal control, elements of internal control, control environment, elements of control environment
УДК 364
ФАНДРАЙЗИНГОВАЯ СТРАТЕГИЯ МУЗЕЯ Прохорова Мария Петровна, к.п.н., доцент
(e-mail: [email protected]) Лебедева Татьяна Евгеньевна, к.п.н., доцент Нижегородский государственный педагогический университет им. К.Минина, г.Нижний Новгород, Россия (e-mail: [email protected])
Статья раскрывает сущность и возможности развития фандрайзинго-вой деятельности в учреждении культуры на примере музея. Описан потенциал фандрайзинга как инструмента привлечения средств, указаны функции фандрайзинговой деятельности в музее, описаны сособенности и содержание стратегии фандрайзинга, систематизированы возможности музея по её реализации, перечислены современные инструменты фандрайзинговой деятельности музея. Сделаны выводы о перспективах развития фандрайзинга для учреждений культуры в России.
Ключевые слова: фандрайзинг, стратегия, культура, музей, инструменты.
Введение
В современных условиях интерес музеев к фандрайзингу, определяемому в культурном менеджменте как эффективный инструмент партнерства коммерческого и некоммерческого секторов экономики, неуклонно возрастает [10, 12, 16]. Посредством фандрайзинга учреждения культуры получают возможность конвертировать свою социальную значимость, имидж, востребованность в финансовые ресурсы, необходимые для дальнейшего развития [1, 5, 13]. Фандрайзинговая стратегия становится обычной практикой, позволяющей таким организациям реализовывать собственные проекты с использованием средств международных фондов и ассоциаций, государственных и региональных программ, частных спонсоров [2, 7, 8].
Методика исследования
Для описания современных инструментов, используемых для разработки фандрайзингвой стратегии музея, были использованы теоретические