Вестник «Орлеу^-kst
m
о
<с
Рч
w О
О
о g
ÊJ
Й -а X X О
m
о
X
Шикин С.Г.,
методист КГКП «Костанайский строительно-технический колледж»
Нег1зг1 свздер: внд1р1ст1к тэл1м-тэрбиен1ц шебертщ беделг - внд1р1ст1к тэл1м-тэрбиен1ц шебертщ ыцпалы, тэл1м-тэрбиен1ц жэне тэрбиенщ цажетт1 шарты. Автоматизм - естщ бацылауынсыз орындайтын эрекетг. Белсендтк-внд1р1ст1к тэл1м-тэрбиен1ц оцу - та-нымдыц цызметтщ мгнездемесг.
Ключевые слова: авторитет мастера п/о - положительное влияние мастера п/о на учащихся, необходимое условие обучения и воспитания. Автоматизм - действие, выполняемое без контроля сознания. Активность - характеристика учебной, познавательной деятельности учащихся в процессе производственного обучения.
Keywords: authority of master of the productive educating is positive influence of master of the productive educating on students, necessary condition of educating and education. Automatism is an action executable without control of consciousness. Activity is description of educational, cognitive activity students in the process of the productive educating.
КОНТРОЛИРОВАТЬ - ЗНАЧИТ ИЗУЧАТЬ, ПРОВЕРЯТЬ, ПОМОГАТЬ
(Из опыта работы)
Ацдатпа
Макалада eндiрiстiк окуда бакылауды; мацы-зы мен рeлi туралы мазмундама бершген. Бакылауды журпзу эдiсi. Максат жэне eндiрiстiк тэлiм-тэрбиенщ сабагыныц анализыныц максаттары, оку жоспардыц жэне eндiрiстiк тэлiм-тэрбиенiц багдарламасыныц орындалуыныц есебь Эндiрiстiк тэлiм-тэрбиенiц ше-бершщ кэсiби кызметь
Аннотация
В статье изложены роль и знание форм контроля производственного обучения, методики его проведения. Цели и задачи анализа урока п/о, учет выполнения учебного плана и программы производственного обучения. Профессиональная деятельность мастера производственного обучения.
Annotation
The role and meaning of Practice learning control. The method of control measuring. Aims and tasks of analysis of lesson of the productive educating, account of implementation of curriculum and program of the productive educating. Professional activity of master of the productive educating.
Мои многолетние наблюдения показывают, что положительный опыт учебных заведений индивидуален, т.е. у каждого свой, а недостатки в организации и осуществлении учебно-воспитательного процесса, там, где они имеют место, типичны. Больше всего эти типичные недостатки влияют на качество профессиональной подготовки учащихся. В чем же тут дело? Оказывается, основная причина в том, что многие руководители учебного заведения неправильно понимают задачи и цели внутриколледжного контроля. Весь контроль за учебным процессом сводят лишь к контролю уроков. Спору нет: урок - действительно основная форма учебной работы, но его посещение и анализ не может решить всех тех задач, которые должны обеспечить подготовку квалифицированных рабочих в современных условиях. Каковы же задачи и цели внутриколледжного контроля? Прежде всего, на мой взгляд, контроль должен осуществлять две функции:
Ш
проверку и изучение.
Первая функция заключается в проверке соблюдения педагогическими работниками основ педагогики, а также директивных и инструктивных документов, касающихся учебно-воспитательного процесса.
Вторая функция предусматривает изучение деятельности педагогических работников, используемых ими методов и приемов учебной работы, их эффективности, выявления передового педагогического опыта, его изучения, а также выявления недостатков, определение их причин и оказание помощи в их устранении.
Цели контроля за учебным процессом определяются в зависимости от результатов анализа работы учебного заведения за прошедший период и задач,которые предстоит решить коллективу колледжа в новом учебном году.
В тех случаях, когда направления и цели внутриколледжного контроля намечаются не на основе глубокого анализа предыдущей и предстоящей деятельности учебного заведения, а сам контроль не носит изучающего характера, недостатки, возникающие в работе отдельных педагогов, учебных групп и целых педагогических коллективов, могут стать типичными, а положительный опыт лучшего мастера или преподавателя часто не распространяется даже в тех учебных заведениях, где он возник.
Роль внутриколледжного контроля в том и заключается, что он должен способствовать повышению эффективности учебно-воспитательного процесса, оказанию квалифицированной помощи педагогам, улучшению организации и методики их учебной деятельности, вскрытию ошибок и пробелов в работе, распространению передового педагогического опыта [1].
Контроль за состоянием учебно-материальной базы производственного обучения проводится главным образом в целях обеспечения каждого учащегося рабочим местом, современным оборудованием, материалами, инструментом, технологической оснасткой и объектами работ в соответствии с требованиями учебных программ [2].
Руководство колледжа чаще всего уделят внимание количественной стороне материально-технического обеспечения производственного обучения в ущерб его качеству. А это естественно приводит к тому, что на итоговой аттестации учащиеся показывают слабые знания и навыки по отдельным темам теоретических предметов и производственного обучения.
Проверка выполнения учебных планов и программ осуществляется не только по количеству использованных часов, предусмотренных учебными планами, но и по качеству усвоения учащимися знаний и умений в соответствии с профессиональными и общеобразовательными требованиями для получения необходимого уровня квалификации и образования. Внимание руководителей колледжа должно быть обращено на выполнение каждым учащимся учебных программ по производственному обучению, на то, чтобы объекты работ соответствовали темам программ, чтобы при их выполнении учащиеся использовали высокопроизводительный инструмент и приспособления.
К сожалению, как показывает практика, контроль за организацией урока производственного обучения в учебных заведениях осуществляется значительно слабее, чем за организацией теоретических занятий. Часто он сводится к беглой, поверхностной проверке. Причина? Большая продолжительность такого урока, недостаточность компетентности руководителей в методике его анализа. Поэтому я позволю себе более обстоятельно остановиться на этом вопросе.
Анализ урока производственного обучения имеет некоторые особенности. Такие уроки продолжаются весь учебный день, на них проводится преимущественно индивидуальная работа с учащимися, которые, как правило, выполняют одинаковые или однотипные производственные работы в соответствии с темой урока и требованиями программы на протяжении всего учебного дня и даже нескольких дней, ограничены возможности использования на одном уроке разнообразных методических приемов и технических средств обучения.
т
о
Рч РЧ
О
О
о
Й -а X X О
к
т
о
X
шИ
т
о
Рч РЧ
О
О
о ё
Й -а X X О
т
о
X
Для экономии времени в зависимости от цели посещения урока можно рекомендовать присутствие проверяющих только на вводном и заключительном инструктажах, а также использование серии целевых обходов. Например: получить информацию о правильности выполнения трудовых приемов учащимися, соблюдении требований безопасности труда, рациональной организации рабочего места, использовании инструкционной и технологической документации, правильности приемов измерения, самоконтроля и др.
Значительно облегчит изучение и анализ урока, если проверяющий предварительно подготовится к его посещению. Особенно важно ознакомиться с выводами и предложениями руководителей колледжа, ранее изучавших совместную деятельность мастера производственного обучения и учащихся данной группы.
Изучение деятельности мастера производственного обучения и проверка его работы может проводиться по всей теме, подтеме, отдельному уроку: проверяется вводный, текущие и заключительный инструктажи, самостоятельная работа учащихся, материально-техническое обеспечение, методические приемы и средства, используемые на уроке.
Основой наблюдения на уроках должны быть методы работы мастера по формированию у учащихся профессиональных умений навыков: сообщается ли на вводном инструктаже тема урока, правильно ли ставится учебная и производственная цели, т.е. указывается ли, какими умениями и навыками должны овладеть учащиеся, какие объекты работ выполнить, сколько и каких изделий, за какое время изготовить на уроке. Производственная цель должна быть связана с задачами. На вводном инструктаже важно обратить внимание, насколько прочно усвоены учащимися теоретические знания, необходимые для формирования профессиональных навыков, предлагаются ли им вопросы и задачи, развивающие мыслительную деятельность (составление технологического процесса, анализ воз-
можных дефектов, выбор рационального режима работы, инструментов, технологической оснастки). Кроме того, проверяющий не может не обратить внимание на то, заинтересовал ли мастер учащихся темой, в какой мере использовал знания, полученные ими на уроках теоретического обучения и из жизненного опыта.
Один из самых ответственных моментов урока производственного обучения -демонстрация мастером приемов работы. Здесь важно установить, как мастер к этапу урока подготовил рабочее место, инструмент, технологическую документацию, чертежи, как предварительно сам отработал приемы, соблюдает ли методику показа: сначала в рабочем темпе, затем в замедленном и расчлененном виде, с разборкой каждого элемента и в заключение - опять в рабочем темпе, практикует ли повторение приемов работы учащимися. По согласованию с мастером можно задать им несколько вопросов, связанных с их практической деятельностью.
Существенным моментом урока производственного обучения является текущий инструктаж. Важно проанализировать методику и содержание текущих инструктажей, как мастер производственного обучения выясняет понимание учащимися цели урока, оказывает им помощь в освоении приемов работы, уделяет ли внимание слабо успевающим, организации рабочих мест, безопасности труда.
Целесообразно также обратить внимание на время (до или после уборки оборудования) и методику проведения заключительного инструктажа. После проверки урока производственного обучения дается подробный анализ и оценка его. При этом проверяющий обращает особое внимание на выполнения плана урока, соответствие его учебной программе, перечню учебных работ, как формулирует мастер название темы и цели урока по программе, правильность поставленной цели, выбор методов ведения урока, подбор объектов работ.
В анализе урока, который обычно проводится на основе данных непосред-
ШИШ
ственного наблюдения за его ходом, отражается сложная и многогранная работа мастера производственного обучения и учащихся на уроке. Проверяющему необходимо оценить каждый этап урока в зависимости от поставленной цели изучения.
Анализ урока - это его разбор, оценка, выводы и предложения. Разбор проводится в форме тщательно продуманной и подготовленной беседы. Целесообразно дать возможность мастеру провести анализ урока. Если ему трудно это сделать, проверяющий может задать ряд вопросов о педагогической цели урока и ее достижении, задачах отдельных элементов урока, материале, использованном на уроке, ответах учащихся, недостатках урока и путях его исправления.
Если педагог сам не смог сделать объективный самоанализ, то это рекомендуется сделать проверяющему. Разбор урока лучше всего начинать с его положительных сторон, затем показать и проанализировать недостатки.
В основе анализа урока должны быть не субъективные соображения, а требования педагогики, психологии, общих частных методик, при разборе урока - ссылки на действующие учебные планы и программы, директивные, инструктивные и методические документы. Важно убедить педагога в правильности предъявленных к нему требований, чтобы он видел в проверяющем доброжелательного и опытного коллегу.
Разбор урока рекомендуется проводить вначале только с проверяемым, а затем, если необходимо, в присутствии мастеров родственных профессий, на педагогическом совете или методической комиссии.
Данные анализа уроков фиксируются в специальных журналах или тетрадях. [2] Целесообразно иметь отдельную тетрадь для каждого педагогического работника. Это позволит осуществлять преемственность в контроле, наблюдения за изменениями в работе мастеров производственного обучения.
Схема анализа урока может быть различной в зависимости от цели контроля. В записях полезно отразить место урока в системе уроков по данной тем, содержание (соответствие требованиям учебной программы), воспитательные, психолого-дидактические цели урока, связь теории с практикой, с пройденными ранее темами, дозировку материала, качество знаний. Кроме того, целесообразно зафиксировать методику организации урока, подготовленность педагога к уроку и организацию работы учащихся на уроке, методику проведения урока, использование технических средств и наглядных пособий, научную организацию педагогического труда, методы и приемы работы мастера и учащихся, соответствия методов и содержания, формулировку цели урока, средства для ее реализации, подведение итогов, оценки, педагогическое и профессиональное мастерство педагога, работу и поведение учащихся на уроке.
Общий анализ охватывает все стороны урока, а специальный - отдельные его стороны (приемы активизации, организацию самостоятльной работы учащихся на уроке, связь учебного материала с жизнью, с производством и использование на уроке производственного жизненного опыта учащихся, методику использования технических средств и др.) [2].
Для того чтобы анализ не был поверхностным, а вскрывал существо дела, целесообразно уделять особое внимание основным вопросам анализа в соответствии с поставленной целью контроля.
Общий анализ должен показать результативность урока (выполнение намеченного плана, достижение цели, экономное использование учебного времени, образовательный и воспитательный эффект урока) и определить то ценное в работе педагога, что должно стать объектом тщательного изучения и распространения, а также те вопросы, над которыми необходимо работать.
В специальном анализе (отдельных элементов урока или передовых приемов
т
о
Рч РЧ
О
О
о
Й -а X X О
к
т
о
X
^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ Вестник педагогического труда) важно показать и выделить все то, что может быть рекомендовано для применения всем мастерам производственного обучения.
Например, если руководитель при посещении урока поставил цель изучить методику использования мастером наглядности и технических средств обучения, то в анализе урока отмечаются лучшие методы и целесообразность применения наглядных пособий и ТСО при проверке знаний учащихся и повторении, демонстрации приемов при формировании новых умений и навыков, проведение самостоятельных работ и закреплении. Придерживаясь в выводах и предложениях тематики проверки, руководитель может зафиксировать дополнительные наблюдения и сделать по ним предложения.
Важной стороной внутриколледжного контроля является контроль знаний, умений и навыков учащихся. Именно по этим критериям судят об уровне их подготовленности к самостоятельной работе.
Учет успеваемости - часть учебного процесса, такая же необходимая и важная, как формирование, закрепление и совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков. Учет по форме подразделяется на предварительный, текущий и итоговый [3].
Предварительный учет выявляет уро-w вень общей подготовки вновь поступивших щ учащихся. А также степень подготовленно-g сти обучаемых по ведущим разделам пре-^ дыдущего учебного года, от которой зави-g сит освоение нового материала. Текущий
д учет проводят систематически на уроках,
о
о его данные вносят журналы учета произ-^ водственного обучения. В результате ито-^ гового учета выводится итоговая оценка за Й полугодие или учебный год. S При глубоком и систематическом ана-2 лизе результатов контроля можно выявить ^ причины низкой успеваемости. § Своевременное выявление причин нем успеваемости позволит во время разработать и осуществить меры по повышению качества знаний, умений и навыков уча-
«врлеу»-kst ^^^^^^^^^^^^^^^^^^^^ щихся.
Руководители должны также осуществлять систематический контроль за составлением планирующей и ведением учетной документации, составлением графиков отработки сложных тем, которые нельзя пройти фронтально, графиков перемещения учащихся по рабочим местам. Рекомендуется систематически контролировать ведение учетной документации и особенно основного документа - журнала производственного обучения [4].
Таким образом, там, где правильно понимаются основные задачи и цели вну-триколледжного контроля, используются все виды и формы контроля, объектами изучения являются все стороны учебно-воспитательного процесса, есть возможность правильно организовать коллективную, индивидуальную и самостоятельную методическую работу и повышение квалификации педагогических работников.
Преемственность внутриколледжного контроля и методической работы обеспечивает возможность для постоянного совершенствования учебно-воспитательной работы и повышения качества подготовки квалифицированных рабочих.
Контроль за учебным процессом - это не кратковременная компания. Он должен осуществляться постоянно в четыре этапа: предварительный (подготовка к проведению контроля), текущий (сбор информации), заключительный (анализ полученных результатов и проверка выполнения предложений).
ЛИТЕРАТУРА:
1.Закон РК «Об образовании»
2.Методическое пособие. Скакун В.А., ВШ, 1998
3.Педагогический процесс в учебных заведениях профтехобразования. Макишко НИ., ВШ, 1989
4.Инструкция по контролю за учебным процессом
5.Формы документов строгой отчетности (МО и Н № 502 от 23.10.2007 г.)