Научная статья на тему 'Контроль зубчатых колес на координатно-измерительной машине global'

Контроль зубчатых колес на координатно-измерительной машине global Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
1170
221
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КООРДИНАТНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНАЯ МАШИНА GLOBAL / ЗУБЧАТОЕ КОЛЕСО / ПОГРЕШНОСТЬ / GLOBAL MACHINE / CYLINDRICAL GEARS / MISTAKE OF MEASUREMENTS

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Ковальчук Светлана Николаевна

Приведены результаты измерений цилиндрических зубчатых колес на координатно-измерительной машине GLOBAL в условиях ОАО «Анжеромаш». Сделан вывод о несоответствии фактической точности колеса его требуемому значению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Ковальчук Светлана Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Control gears for coordinate measuring machine GLOBAL

The results of measurements of spur gears on a coordinate-measuring machine GLOBAL in conditions of "Anzheromash" are presented. It is concluded that non-compliance of its factual accuracy wheel-ently the required value.

Текст научной работы на тему «Контроль зубчатых колес на координатно-измерительной машине global»

124

С.Н. Ковальчук

ИНФОРМАИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

УДК 621.9.08.

С.Н.Ковальчук

КОНТРОЛЬ ЗУБЧАТЫХ КОЛЕС НА КООРДИНАТНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНОЙ МАШИНЕ GLOBAL

Погрешности изготовления зубчатых колес горных машин приводят к повышению динамических нагрузок, вибрации, шуму в редукторах и преждевременному выходу механизмов из строя.

ГОСТ 1643-81 насчитывает более 20 параметров точности цилиндрических зубчатых передач, разделенных на четыре нормы точности: кинематической точности, плавности работы, контакта зубьев и бокового зазора. На стадии механической обработки основной проблемой, как правило, является получение профиля зуба, соответствующего заявленной степени точности.

Контроль зубчатых колес является трудоёмким процессом и требует использования дорогостоящей специальной оснастки. Немаловажен тот факт, что контрольная оснастка дает представление о геометрии детали лишь в каких-то локальных местах и получить оперативную информацию полностью невозможно. Все эти проблемы легко решаются с помощью координатно-измерительных машин (КИМ), которые стали появляться в метрологическом обеспечении предприятий с середины 90-х годов 20-го века.

Для оценки погрешности профиля зубчатых ко-

лес на ОАО «Анжеромаш» г. Анжеро-Судженск используют координатно-измерительную машину GLOBAL PERFORMANCE 12.22.10. (Hexagon Metrology, Италия), которая позволяет дать комплексную оценку качества колес по всем четырем нормам точности автоматически. Важнейшими качествами КИМ GLOBAL являются: чрезвычайно высокая производительность и надежность, повышенная точность и неограниченная универсальность применения.

Конструкция КИМ (рис.1) портальная. Портал движется по трем направляющим на воздушных подшипника (аэростатических опорах). Направляющие образуют декартову

систему координат X, Y и Z, по осям которой перемещается трехмерная щуповая измерительная головка с сенсорным управлением, работающая по принципу касания. Перемещения центра щупа головки измеряются цифровыми измерительными системами высокой разрешающей способности с точностью 0,17 мкм.

Общий принцип действия КИМ состоит в том, что объект измерения сканируется по точкам щупом. Для этого сначала устанавливают щуп и произ-

Рис.1. КИМ GLOBAL

Информационные технологии

125

водят его поверку. Затем определяют систему координат для измерений: черновую для определения положения детали, и чистовую для замеров. Для этого измерительный наконечник дважды обмеряет деталь точку за точкой. И наконец, производят замеры. Во время каждого контакта смещение на осях X, Y и Z считывается по шкале. Координаты точек, определенных измерительным наконечником передаются в компьютер для анализа.

Первоисточником является трехмерная электронная модель детали, выполненная с помощью CALS-технологий. Перед началом измерений оператор задает класс точности, которому измеряемая шестерня должна соответствовать. После проведения обмеров компьютер автоматически выдаёт на монитор или на печать соответствующую карту измерений, где указаны фактические (активные) и номинальные значения контролируемых параметров, а параметры точности, несоответствующие заданному классу выделяются рамкой.

В программном обеспечении КИМ GLOBAL для контроля зубчатых колес используют программу QUINDOS (США), позволяеющую определить:

- полную погрешность профиля зуба FA, складывающуюся из погрешности угла профиля зуба FHA и погрешности формы профиля зуба ffA; - погрешность направления зуба FB, которая складывается из погрешности наклона боковой поверхности зуба FHB и погрешности его формы боковой поверхности ffB;

- радиальное биение Fr;

- погрешность окружного шага Rp, разделенную на правый/левый склон;

- единичную погрешность шага fr,

разделенную на правый/левый склон;

- разность соседних шагов fu, разделенную на правый/левый склон;

- накопленную погрешность шага Fp, разделенную на правый/левый склон.

Для оценки погрешностей профиля зубчатых колес были проанализированы результаты карт измерений, полученных на КИМ GLOBAL. На рисунках 2 и 3 приводится карта контроля колеса РПК 45.00.08 от 18.02.14г.

На 2-ом листе карты измерений мы видим, что погрешность наклона боковой поверхности зуба

brawnftiharp*

QUINDOS

SEAR

(Result :

No. of teeth: 4S

Norm. Module: 8.0000

Ргезв. £ngle; 20.0000 Helix Angle 0.0000 Hand of Lead: straight Facewidth :i10.0000

Order No. Identity No.: Comment Title Part No. Inapect/Oate:

o.k n.о k.□

Admini3trator/iB-FEB-2 .

* □

w □

R □

Fpj (left flank) 100.0 1

Cumulative pitch deviations, left Fp /

Art Qua.

- •• 100.0 i

Tol.

Qua.

Fp 37.2 I В

97.0 I 8

fu

13.7

fpi (left flank) + F 100.0 i

Individual pitch deviations, left fp /

100.0 I

Rp fp

Act •6.9 9.3

Qua I 6

Tol. 0.0 25.0

Qua. I 3

Fpз (right flank)

+ 4- 100.0 *

- TEPXcetr=i

- I 100.0 1

Cumulative pitch deviations, right Fp i

Act

rf.n 1 mri:-

Qua . ^ е_гтт"

Tol. Qua.

Fp 45.6 I 6

97.0 I 8

fu

8.5

0.0

fpi (right flank)

+ + loo.o * Individual pitch deviations, right fp /

- 100.0 i

RP *P

Act 13.9 7.6

Qua 1 5

Tol. 0.0 25.0

Qua. I 0

Runout Fr 3

1- + 100.0 j

100.0 1

Runout Fr / meas. = PITCH

Act

-r-1 —^D-n-w

Tol

Qua

Fr 49.3 I 7

100.0

I

transverse span over 6 teeth nom ( 135.1760. 1Э5.0Э60)

max-mln 0.0214 max 135.13561 31. 36) rain 135.11421 44. 49) Aver. 135.1259

Puc.2. Карта измерений колеса РПК 45.00.08: лист 1

126

С.Н. Ковальчук

FHB больше допустимого значения (размер в рамке). Основной причиной наклонного профиля зуба является неправильная заточка фрезы.

Можно говорить так же о следующих причинах возникновения такой погрешности: биение фрезы на оправке, что может быть вызвано плохой фрезой или повреждённой оправкой; слабое закрепление или изношенная оправка в опоре станка; большой люфт шпинделя фрезы фрезерного станка; люфт стола фрезерного станка.

Так же мы видим, что при заявленной 8 степени точности колеса, все остальные фактические погрешности получены в основном по 5-7 сте-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

пени. Это говорит о несогласованной работе технологов и конструкторов. Предприятие располагает парком высокоточного оборудования, на котором получают шестерни 6-7 степени точности, в то время как размеры редукторов предполагают 8 степень. Это значит завышенные боковые зазоры между зубьями колес и зазоры в стыках деталей. Увеличение зазоров свыше нормы отрицательно скажется на работоспособности передачи, так как будут возникать большие динамические нагрузки, которые приведут к преждевременному износу редуктора и выходу его из строя.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Братухин А.Г. Координатно-измерительные машины и комплексы // Наука и технологии в промышленности. 2011. №3. С. 36 - 48.

2. Горлов В.В., Сурина Н.В. Анализ влияния погрешностей профиля зуба на нагрузочную способность зубчатых колес // Горное оборудование и электромеханика. 2012. №10. С. 15-19.

Автор статьи

Ковальчук Светлана Николаевна ст. преп. каф. технологии машиностроения КузГТУ e-mail: [email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.