УДК 343.9
О.В. АГЕЕВА,
заместитель генерального директора по правовым вопросам
ООО НПЦ «Нефтехимэнергоснаб», г. Набережные Челны
контроль за реализацией антикоррупционной политики на муниципальном уровне
В работе рассмотрены полномочия органов местного самоуправления, муниципальных органов исполнительной власти по осуществлению контроля за реализацией государственной антикоррупционной политики на местном уровне.
Эффективная реализация государственной антикоррупционной политики невозможна без выстроенной системы противодействия коррупционным проявлениям на всех уровнях власти. Муниципальный контроль за реализацией антикоррупционной политики осуществляется на уровне местного самоуправления.
Под муниципальным контролем за реализацией антикоррупционной политики, по нашему мнению, следует понимать нормативно-регламентированную и организационно-обеспеченную деятельность органов местного самоуправления, направленную на выявление соответствия деятельности подконтрольных объектов положениям государственной и муниципальной антикоррупционной политики, проверку фактического состояния выполнения «антикоррупционных» установок всеми участниками регулируемых отношений, определение степени отклонения от поставленных государством и органами местного самоуправления целей и задач в сфере борьбы с коррупцией, и принятие мер по устранению нарушений и привлечению к ответственности виновных в данных нарушениях, на муниципальном уровне.
Субъектами муниципального контроля являются органы и должностные лица муниципальных образований, население, граждане, обладающие по закону и в соответствии с уставом муниципального образования способностью иметь и осуществлять права и юридические обязанности в области контрольной деятельности.
Согласно ст. 34 Федерального закона от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 «Об общих принципах
организации местного самоуправления в Российской Федерации» [1] (далее по тексту - Закон о местном самоуправлении) структуру органов местного самоуправления составляют представительный орган муниципального образования, глава муниципального образования, местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования), контрольный орган муниципального образования, иные органы и выборные должностные лица местного самоуправления, предусмотренные уставом муниципального образования и обладающие собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
Представительный орган муниципального образования в сфере противодействия коррупции наделен следующими полномочиями: взаимодействие с другими органами местного самоуправления, общественными объединениями, средствами массовой информации и гражданами по вопросам реализации антикоррупционной политики на местном уровне; разработка, принятие и утверждение программных мероприятий, нормативных правовых актов по реализации антикоррупционной политики и осуществление контроля за их реализацией; содействие организации общественной антикоррупционной экспертизы муниципальных нормативных правовых актов и их проектов и др.
Принято считать, что представительный орган играет роль главного контролера, имея контрольные функции, может руководить местной администрацией и осуществлять контроль за
деятельностью ее структурных подразделений и должностных лиц. Контроль представительного органа муниципального образования, его постоянных комиссий и депутатов включает в себя следующие направления:
1) контроль за обеспечением соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина на территории муниципального образования [2];
2) контроль за исполнением органами и должностными лицами муниципального образования полномочий по решению вопросов местного значения;
3) контроль за осуществлением органами и должностными лицами муниципального образования переданных им отдельных государственных полномочий;
4) контроль за соответствием деятельности органов и должностных лиц муниципального образования уставу муниципального образования и принятым в соответствии с ним нормативным правовым актам представительным органом муниципального образования [3].
В соответствии с ч. 1 ст. 36 Закона о местном самоуправлении глава муниципального образования является высшим должностным лицом муниципального образования и наделяется уставом муниципального образования в соответствии с указанной статьей собственными полномочиями по решению вопросов местного значения.
В области противодействия коррупции глава муниципального образования вправе: взаимодействовать с органами местного самоуправления других муниципальных образований, органами государственной власти, гражданами и организациями по вопросам реализации антикоррупционной политики на местном уровне; подписывать и обнародовать в установленном порядке программные мероприятия, нормативные правовые акты по реализации антикоррупционной политики, принятые представительным органом муниципального образования; издавать в пределах своих полномочий антикоррупционные правовые акты и др.
Так, например, 22 июня 2009 г мэром г. Казани издано Постановление № 217 «О проведении экспертизы нормативных правовых актов, проектов нормативных правовых актов Казанской городской Думы, мэра города Казани на предмет выявления коррупционных факторов» [4].
Согласно указанному постановлению, в целях предупреждения включения в проекты нормативных правовых актов Казанской городской Думы, мэра г. Казани положений, способствующих созданию условий для проявления коррупции, а также выявления и устранения таких положений, нормативно-правовому управлению аппарата Казанской городской Думы предписано проводить экспертизу нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов Казанской городской Думы, мэра г. Казани на предмет выявления коррупционных факторов.
Местная администрация (исполнительно-распорядительный орган муниципального образования) в соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о местном самоуправлении уставом муниципального образования наделяется полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации.
Контрольный орган муниципального образования (контрольно-счетная палата, ревизионная комиссия и другие) в соответствии со ст. 3 8 Закона о местном самоуправлении образуется в целях контроля за исполнением местного бюджета, соблюдением установленного порядка подготовки и рассмотрения проекта местного бюджета, отчета о его исполнении, а также в целях контроля за соблюдением установленного порядка управления и распоряжения имуществом, находящимся в муниципальной собственности. Контрольный орган муниципального образования формируется на муниципальных выборах или представительным органом муниципального образования в соответствии с уставом муниципального образования. результаты проверок, осуществляемых контрольным органом муниципального образования, подлежат опубликованию (обнародованию). органы местного самоуправления и должностные лица местного самоуправления обязаны представлять в контрольный орган муниципального образования по его требованию необходимую информацию и документы по вопросам, относящимся к их компетенции.
Муниципальный финансовый контроль, являясь одним из этапов бюджетного процесса и важнейшей функцией управления, содействует
успешной реализации государственной финансовой политики, соблюдению законности, целесообразности и эффективности использования средств местного бюджета, следовательно, и успешной реализации государственной антикоррупционной политики. Муниципальный финансовый контроль базируется на реализации контрольной функции финансов и функции управления на основе единства государственных финансов и единства бюджетной системы Российской Федерации; имеет общие цели, задачи, функции и принципы организации, свойственные государственному финансовому контролю. Следовательно, муниципальный финансовый контроль представляет собой составной элемент государственного финансового контроля (при сохранении самостоятельности, гарантированной Конституцией РФ). Муниципальный финансовый контроль следует рассматривать как составную часть единого государственного финансового контроля в системе управления государственными финансами [5].
В целях реализации положений Национального плана противодействия коррупции [6], а также Федерального закона от 25 декабря 2008 г. № 273-Ф3 «о противодействии коррупции» (далее по тексту - Федеральный закон «О противодействии коррупции») [7] практически во всех муниципальных образованиях субъектов РФ созданы межведомственные комиссии по противодействию коррупции. Так, в городе Казань создана и успешно работает Городская межведомственная комиссия по профилактике должностных правонарушений, совершенствованию работы с кадрами и реализации в г. Казани Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан (Межведомственная комиссия по противодействию коррупции в г. Казани). Указанная комиссия является совещательным органом по реализации антикоррупционной политики в Казани и создана с целью обеспечения взаимодействия органов муниципального образования г. Казань, учреждений и организаций по выполнению Программы реализации антикоррупционной политики в г. Казани, Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан и иных нормативных правовых актов в области противодействия коррупции [8].
В целом основными задачами комиссии являются:
- взаимодействие с государственными органами, общественными объединениями, средствами массовой информации и гражданами по вопросам реализации антикоррупционной политики;
- разработка основных направлений, форм и методов антикоррупционной политики в г. Казани, контроль за ходом ее выполнения и содействие ее реализации;
- инициирование и организация общественного мониторинга коррупции, хода и результатов реализации антикоррупционных программ;
- организация антикоррупционной экспертизы нормативно-правовых документов, издаваемых в системе органов исполнительной власти г. Казань, подведомственных учреждениях и организациях;
- предупреждение и пресечение коррупционных проявлений в деятельности муниципальных органов, недопущение должностных нарушений со стороны муниципальных служащих и других работников органов исполнительной власти всеми возможными и доступными методами и средствами;
- осуществление взаимодействия с органами прокуратуры, внутренних дел и другими правоохранительными, надзорными и административными органами по вопросам реализации антикоррупционной политики в г. Казань и др. [8].
Подобный «набор» задач и полномочий имеет практически каждая межведомственная комиссия по противодействию коррупции, в любом муниципальном образовании субъекта РФ.
Обобщая вышеизложенное, следует отметить, что практически во всех субъектах Федерации на муниципальном уровне сформированы организационные основы противодействия коррупции. Вслед за организацией системы государственного контроля за реализацией антикоррупционной политики создается система муниципального контроля за реализацией антикоррупционной политики, которой в целом присущи те общие черты, характерные для государственного контроля. Однако муниципальный контроль имеет и свои особенности. Субъектами муниципального контроля, как уже отмечалось выше, являются органы и должностные лица муниципальных образований, население, граждане, обладающие по закону и в соответствии с уставом муниципального образования способностью иметь и
осуществлять права и юридические обязанности в области контрольной деятельности.
Неоспоримым является и тот факт, что только внимание ко всему спектру проблем региональной и муниципальной антикоррупционной политики позволит говорить о ее системности и последовательности, а в совокупности с общефедеральными мерами названные направления принесут ощутимые результаты в преодолении такого негативного фактора развития муниципальных образований и субъектов России, как коррупция.
Список литературы
1. Собрание законодательства Российской Федерации. -2003. - № 40. - Ст. 3822.
2. Пылин С.В. Муниципальный контроль: проблемы и пути правового обеспечения // Конституционное и муниципальное право. - 2006. - № 11. - С. 35.
3. Гладких Н.М. К вопросу о контроле представительного органа муниципального образования за деятельностью местной администрации // Муниципальная служба: правовые вопросы. - 2009. - № 3. - С. 5.
4. Сборник документов и правовых актов муниципального образования города Казани. - 2009. - № 5. - С. 19.
5. Кузнеченкова В.Е. Принцип системности - основа государственного и муниципального финансового контроля // Финансовое право. - 2010. - № 3. - С. 22.
6. Национальный план противодействия коррупции: утв. Президентом Российской Федерации 31 июля 2008 г. № Пр-1568) // Российская газета. - 2008. - 5 августа.
7. Собрание законодательства Российской Федерации. -2008. - № 52 (ч. 1). - Ст. 6228.
8. Положение о Городской межведомственной комиссии по профилактике должностных правонарушений, совершенствованию работы с кадрами и реализации в г. Казань Стратегии антикоррупционной политики Республики Татарстан (Межведомственная комиссия по противодействию коррупции в г Казань). - URL: http://www.kzn.ru/page2941.htm
В редакцию материал поступил 15.10.10
А НтИКоРРУПЦИоННАя программа - комплексная мера антикоррупционной политики, обеспечивающая согласованное применение правовых, экономических, образовательных, воспитательных, организационных и иных мер, направленных на предупреждение коррупции, достижение наибольшей эффективности мер пресечения, ответственности и возмещения вреда, причиненного коррупционными правонарушениями.
Ключевые слова: контроль за реализацией антикоррупционной политики, антикоррупционная политика, государственный контроль, противодействие коррупции.