7
ПРАВОВЫЕ ВОПРОСЫ МЕДИЦИНСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
© Е.Х. Баринов, П.О. Ромодановский, 2014 УДК 340.6
Е.Х. Баринов, П.О. Ромодановский
КОНТРОЛЬ ЗА ПОРЯДКОМ ПРОИЗВОДСТВА СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКИХ ЭКСПЕРТИЗ -ВАЖНЫЙ ЭТАП ПОВЫШЕНИЯ ИХ КАЧЕСТВА
Кафедра судебной медицины и медицинского права (зав. кафедрой - проф. П.О. Ромодановский) ГБОУ ВПО «Московский государственный медико-стоматологический университет им. А.И. Евдокимова» МЗ РФ Научно необоснованные судебно-медицинские экспертизы приводят к следственным и судебным ошибкам. Проблема: Отсутствие контроля за производством судебно-медицинских экспертиз ставит под сомнение их достоверность и научную обоснованность.
Ключевые слова: судебно-медицинская экспертиза, контроль, качество.
CONTROL OF ORDER OF PRODUCTION OF FORENSIC MEDICAL EXAMINATIONS -THE IMPORTANT STAGE OF RISING OF THEIR QUALITY E.H. Barinov, P.O. Romodanovsky
Scientifically unreasonable forensic medical examinations bring to investigative and to injustices. Problem: Lack of control of production of forensic medical examinations calls into question their reliability and scientific validity.
Key words: forensic medical examination, control, quality.
Общеизвестно, что заключение судебно-медицинской экспертизы является одним из источников доказательств в уголовном и гражданском процессе. Поэтому судебномедицинская экспертиза приобретает существенное значение в борьбе против преступлений, направленных против жизни, здоровья и личного достоинства граждан, а также в случаях нарушений их гражданских прав, в том числе при причинении вреда здоровью.
Развитие и совершенствование методов судебной медицины в последние годы значительно повысили возможности судебно-медицинской экспертизы трупов, живых лиц и вещественных доказательств, что нашло достаточно полное отражение в современной судебно-медицинской литературе. Вместе с тем, меняющееся уголовное и гражданско-правовое законодательство требует постоянного повышения качества производства судебно-медицинских экспертиз.
Одним из новых нормативных документов, направленных на повышение качества судебно-медицинских экспертиз, явился Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 7 ноября 2011 г. № 1330н «Об утверждении Административного регламента Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по контролю за порядком производства медицинской экспертизы» (далее - Приказ № 1330н).
Согласно Приказу № 1330н Административный регламент Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития по исполнению государственной функции по контролю за порядком
производства медицинской экспертизы (далее - Административный регламент) разработан в целях обеспечения контроля за соответствием деятельности субъектов производства медицинской экспертизы требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и распространяется на осуществление контроля за порядком организации и производства экспертизы временной нетрудоспособности, судебно-медицинской экспертизы, судебно-психиатрической экспертизы, военно-врачебной экспертизы и независимой военно-врачебной экспертизы.
Исполнение государственной функции по контролю за порядком производства медицинской экспертизы осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (далее -Росздравнадзор) и её территориальными органами (далее - Управления Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации).
Росздравнадзором осуществляются:
- плановые и внеплановые проверки юридических лиц, осуществляющих производство медицинской экспертизы;
- получение и анализ сведений о результатах плановых и внеплановых проверок юридических лиц, осуществляющих производство медицинской экспертизы, предоставляемых Управлениями Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации.
Управлениями Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации осуществляются плановые и внеплановые проверки юридических лиц, осуществляющих производство медицинской экспертизы.
8
Важным положением Приказа № 1330н служит то, что предметом государственного контроля является соответствие деятельности субъектов производства медицинской экспертизы требованиям, установленным законодательством Российской Федерации, и распространяется на осуществление контроля за порядком организации и производства экспертизы временной нетрудоспособности, судебно-медицинской экспертизы, судебно-психиатрической экспертизы.
Приказ № 1330н очень четко определил права должностных лиц Росздравнадзора, проводящих проверку:
1) проверять выполнение обязательных требований, относящихся к полномочиям Росздравнадзора;
2) осуществлять плановую или внеплановую выездную проверку только в присутствии при ее проведении руководителя, иного должностного лица или уполномоченного представителя юридического лица, индивидуального предпринимателя, его уполномоченного представителя, за исключением случая проведения такой проверки по основанию, предусмотренному подпунктом “б” пункта 2 части 2 статьи 10 Федерального закона от 26.12.2008 г. № 294-ФЗ;
3) требовать представления документов, информации, образцов продукции, проб обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды, если они являются объектами проверки или относятся к предмету проверки;
4) отбирать образцы продукции, пробы обследования объектов окружающей среды и объектов производственной среды для проведения их исследований, испытаний, измерений;
5) составлять протокол о нарушении санитарного законодательства;
6) выдать предписание юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю об устранении выявленных нарушений;
7) принять меры в отношении фактов нарушений, выявленных при проведении проверки в порядке, установленном Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях.
Следует отметить, что при осуществлении контроля за порядком производства медицинской экспертизы предъявляются следующие требования:
1) к порядку организации и производства экспертизы временной нетрудоспособности:
- по ведению медицинской документации;
- по проведению медицинского осмотра пациента и записей данных о состоянии его здоровья в медицинской карте амбулаторного (стационарного) больного, обосновывающих необходимость временного освобождения от работы;
- по направлению на консультацию к специалистам, на госпитализацию, по определению необходимости и сроков временного или постоянного перевода по состоянию здоровья на другую работу, по направлению гражданина в установленном порядке на медико-социальную экспертизу;
- по выписке и продлению срока листка временной нетрудоспособности;
- по соблюдению врачебной тайны;
- по правомочности производства экспертизы временной нетрудоспособности;
- по соблюдению законных прав граждан при производстве экспертизы временной нетрудоспособности;
2) к порядку организации и производства судебномедицинской экспертизы и судебно-психиатрической экспертизы:
- по ведению документации;
- по соблюдению сроков производства экспертизы;
- по соблюдению конфиденциальности исследований и их результатов;
- по правомочности производства судебно-медицинской и (или) судебно-психиатрической экспертиз;
- по соблюдению законных прав граждан при производстве судебно-медицинской и (или) судебно-психиатрической экспертизы;
- по соблюдению порядка организации и производства экспертиз, лабораторных, инструментальных и экспертных исследований.
Данный факт крайне важен для повышения качества судебно-медицинских экспертиз, выполненных в государственном судебно-экспертном учреждении (ГСЭУ).
Как следует из Приказа № 1330н, плановая проверка должна проводится не более чем один раз в три года. При осуществлении контроля проверке подлежат субъекты производства медицинской экспертизы.
Следует отметить, что внеплановые проверки порядка организации и производства медицинской экспертизы (далее - внеплановые проверки) проводятся в целях проверки соблюдения обязательных требований законодательства Российской Федерации субъектами производства медицинской экспертизы, выполнения предписаний Росздравнадзора и (или) Управлений Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации.
Основанием для проведения внеплановой проверки является:
1) истечение срока исполнения медицинской организацией ранее выданного предписания об устранении выявленного нарушения обязательных требований;
2) поступление в Росздравнадзор (Управления Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации) обращений и заявлений граждан, организаций, информации от органов государственной власти, органов местного самоуправления, из средств массовой информации о фактах: угрозы причинения вреда жизни, здоровью граждан, причинения вреда жизни, здоровью граждан.
3) приказ руководителя Росздравнадзора, изданный в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации.
Данное положение Приказа № 1330н показывает руководителям ГСЭУ необходимость осуществления внутреннего контроля за производством судебно-медицинских экспертиз в руководимых ими учреждениях.
В качестве примера можно привести следующий случай: гр-ка Б., 73 лет обратилась с жалобой в Управления Росздравнадзора по г.Москве о том, что не может согласиться с выводами, изложенными в «Заключении эксперта» (экспертиза по материалам дела) № 96 от 05.09.2006 г - 18.10.2006 г.). В ходе проведенной внеплановой проверки ГСЭУ были установлено, что случай причинения вреда здоровью гр-ке Б. в следствие проведенного лечения в ГКБ № 31 и Институте хирургии им. А.В.Вишневского остался не до конца исследованным.
В ходе проведения вышеуказанной экспертизы по материалам дела не была определена степень стойкой утраты общей трудоспособности. Выводы сформулированы расплывчато и частично в вероятностной форме. Остался нерешенным вопрос о том связано ли ухудшение состояние гр-ки Б. с проводимым ей лечением и выполненными оперативными вмешательствами. Обращает на себя внимание тот факт, что гр-ка Б. не была осмотрена членами экспертных комиссий. Все вышеизложенное не позволило составить полную картину событий, произошедших с гр-кой Б. в ходе проводимого ей лечения.
9
Для решения всех нерешенных вопросов, связанных с качеством проводимого лечения и правильности проведения оперативных вмешательств, степени стойкой утраты общей трудоспособности было целесообразно проведение повторной комиссионной судебно-медицинской экспертизы с детальным изучением материалов дела, подлинных медицинских документов из всех лечебных учреждений где проходила лечение гр-ка Б. до настоящего времени, материалов МСЭК, повторным исследованием имеющихся рентгенограмм. В ходе проведения комиссионной судебно-медицинской экспертизы необходимо проведение осмотра гр-ки Б. специалистами в области хирургии, нейрохирургии, неврологии и ортопедии.
Внеплановая проверка проводится в форме документарной проверки и (или) выездной проверки. Предметом документарной проверки являются сведения, содержащиеся в документах медицинской организации, осуществляющей производство медицинской экспертизы, устанавливающих ее организационно-правовую форму, права и обязанности, документы, используемые при осуществлении их деятельности и связанные с исполнением ими обязательных требований.
В процессе проведения документарной проверки должностными лицами Росздравнадзора (Управления Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации) в первую очередь рассматриваются документы юридического лица, имеющиеся в распоряжении Росздравнадзора (Управления Росздравнадзора по субъектам Российской Федерации), в том числе акты предыдущих проверок, материалы рассмотрения дел об административных правонарушениях и иные документы о результатах осуществленных в отношении этого юридического лица государственного контроля (надзора), муниципального контроля.
Очень важным моментом является тот факт, что в случае если достоверность сведений, содержащихся в документах, имеющихся в распоряжении Росздравнадзора (Управления Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации), вызывает обоснованные сомнения либо эти сведения не позволяют оценить исполнение юридическим лицом обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, Росздравнадзор направляет в адрес юридического лица мотивированный запрос с требованием представить иные необходимые для рассмотрения в ходе проведения документарной проверки документы. К запросу прилагается заверенная печатью копия приказа руководителя, заместителя руководителя Росздравнадзора (Управления Росздравнадзора по субъекту Российской Федерации) о проведении проверки либо его заместителя о проведении документарной проверки.
В течение десяти рабочих дней со дня получения мотивированного запроса юридическое лицо обязано направить в Росздравнадзор указанные в запросе документы.
Указанные в запросе документы представляются в виде копий, заверенных печатью (при ее наличии) и соответственно подписью руководителя, иного должностного лица юридического лица.
В том же случае если в ходе документарной проверки выявлены ошибки и (или) противоречия в представленных юридическим лицом документах, либо несоответствие сведений, содержащихся в этих документах, сведениям, содержащимся в имеющихся у Росздравнадзора документах и (или) полученным в ходе осуществления государственного контроля, информация об этом направляется юридическому лицу с требованием представить в
течение десяти рабочих дней необходимые пояснения в письменной форме.
Юридическое лицо, представляющее в Росздрав-надзор пояснения относительно выявленных ошибок и (или) противоречий в представленных документах либо относительно несоответствия указанных сведений, вправе представить дополнительно в орган государственного контроля (надзора), орган муниципального контроля документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов.
Должностное лицо, которое проводит документарную проверку, обязано рассмотреть представленные руководителем или иным должностным лицом юридического лица пояснения и документы, подтверждающие достоверность ранее представленных документов. В случае если после рассмотрения представленных пояснений и документов либо при отсутствии пояснений Росздравнадзор установят признаки нарушения обязательных требований или требований, установленных муниципальными правовыми актами, должностные лица Росздравнадзора вправе провести выездную проверку.
Согласно Приказу № 1330н, предметом выездной проверки являются содержащиеся в документах юридического лица сведения, а также соответствие их работников, состояние используемых указанными лицами при осуществлении деятельности территорий, зданий, строений, сооружений, помещений, оборудования, подобных объектов, транспортных средств, и принимаемые ими меры по исполнению обязательных требований и требований, установленных муниципальными правовыми актами.
Выездная проверка (как плановая, так и внеплановая) проводится по месту нахождения юридического лица и (или) по месту фактического осуществления его деятельности.
Выездная проверка проводится в случае, если при документарной проверке не представляется возможным:
1) удостовериться в полноте и достоверности сведений, содержащихся в имеющихся в распоряжении Росз-дравнадзора документах юридического лица;
2) оценить соответствие деятельности юридического лица обязательным требованиям или требованиям, установленным муниципальными правовыми актами, без проведения соответствующего мероприятия по контролю.
Руководитель, иное должностное лицо или уполномоченный представитель юридического лица обязан предоставить должностным лицам Росздравнадзора, проводящим выездную проверку, возможность ознакомиться с документами, связанными с целями, задачами и предметом выездной проверки, в случае, если выездной проверке не предшествовало проведение документарной проверки, а также обеспечить доступ проводящих выездную проверку должностных лиц и участвующих в выездной проверке экспертов, представителей экспертных организаций на территорию, в используемые юридическим лицом при осуществлении деятельности здания, строения, сооружения, помещения, к используемым юридическими лицами, оборудованию, подобным объектам, транспортным средствам. Росздравнадзор привлекает к проведению выездной проверки юридического лица экспертов, экспертные организации, не состоящие в гражданско-правовых и трудовых отношениях с юридическим лицом, в отношении которого проводится проверка, и не являющиеся аффилированными лицами проверяемых лиц.
Вышеизложенное показывает необходимость усиления контроля за качеством производства судебно-медицинских экспертиз в ГСЭУ Данный контроль полностью должен ложиться на руководителя подразделения ГСЭУ.
10
Согласно Приказу МЗ и СР от 12 мая 2010 г. № 346н «Об утверждении порядка организации и производства судебно-медицинских экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Российской Федерации» в разделе XI «Порядок организации контроля и учета производства экспертиз» четко отмечено: «Контроль производства экспертиз осуществляет руководитель ГСЭУ, который обязан:
- создавать необходимые условия для производства экспертиз, сохранности представленных объектов и материалов дела, соблюдения правил противопожарной и техники безопасности, санитарно-гигиенических правил и норм;
- контролировать сроки и качество выполнения экспертиз, не нарушая принцип независимости эксперта;
- организовывать взаимодействие сотрудников ГСЭУ со специалистами экспертных, образовательных, медицинских и научных организаций;
- организовывать выборочное письменное рецензирование заключений экспертов».
К сожалению сам руководитель ГСЭУ вряд ли в состоянии проконтролировать, детально вычитать и проанализировать каждый экспертный документ, выходящий из учреждения. Это ещё усложняется и тем, что в ГСЭУ будут оформляется экспертные заключения, связанные с экспертизой трупов, живых лиц, вещественных доказательств, комиссионные судебно-медицинские экспертизы.
Поэтому на заключительном этапе выполнения экспертизы в ГСЭУ основной этап проверки обоснованности и достоверности экспертного заключения ложится на руководителя подразделения (заведующего отделом, отделением, лабораторией).
Вышеизложенное дает основание высказаться о том, что в связи с появлением нового Приказа № 1330н руководитель ГСЭУ обязан создать административный аппарат своего учреждения из высококвалифицированных специалистов, способных осуществлять контроль качества выполненных экспертиз и следить за проведением экспертного процесса.
Однако, несмотря на всю новизну Приказа № 1330н и актуальность поставленных им задач, для отечественной судебной медицины проблема контроля за порядком производства судебно-медицинских экспертиз уже давно стала важным этапом работы в любом ГСЭУ.
Отечественная история медицины знает тому немало примеров. Так в XIX столетии врачи любой специальности при наличии жизненных показаний должны были выполнить некоторые хирургические операции. После Октябрьской революции 1917 г. закон этого не требовал, но обязывал любого врача в нужный момент прийти на помощь правосудию - в случае отсутствия или болезни судебно-медицинского эксперта обязанности его в порядке ст. 193 УПК РСФСР и ст. 2 «Положения о судебно-медицинских экспертах» возлагались на ближайшего к месту происшествия врача [4].
Основной контингент судебных врачей в первые годы Советской власти составляли бывшие городовые и уездные врачи, которым после революции было уже по 50-60 лет. Ко второй половине 20-х гг. ХХ века число работающих экспертов стало уменьшаться в связи с их преклонным возрастом или смертью. Молодые же врачи неохотно избирали своей специальностью судебную медицину из-за низкой заработной платы и тяжелых условий работы. Огромная территория страны и неукомплектованность штата экспертов были причиной того, что к освидетельствованиям живых лиц и вскрытиям
трупов неизбежно и часто привлекались участковые, санитарные, больничные, вольнопрактикующие и другие врачи [1, 2, 3, 4].
Необходимо отметить, что в 20-х годах ХХ столетия отсутствовали законодательные документы о порядке привлечения к судебно-медицинским обязанностям таких врачей. Вышеизложенное приводило к тому, что судебноследственные органы, не считаясь с основной работой врачей и руководствуясь статьями законов, обязывали их исполнять экспертную работу даже в то время, когда те вели прием или больной нуждался в срочной медицинской помощи [1, 2, 3, 4].
Это не могло не привести к грубейшим ошибкам при выполнении привлекаемыми врачами экспертных исследований. В ряде случаев трупные пятна принимались за следы от побоев, а трупное окоченение - за тетанус. Имели место случаи, когда родовая опухоль новорожденного принималась за след травматического воздействия, а плод длиной 16 см считался зрелым. Встречались грубейшие ошибки при экспертной оценке обнаруженных телесных повреждениях.
Необходимо отметить и тот факт, что если судебномедицинские эксперты регулярно отчитывались перед губернскими здравотделами о своей деятельности, то экспертизы временных экспертов - привлекаемых врачей, в которых встречались «самые невероятные исследования и заключения, указывающие на отсутствие не только судебно-медицинских, а вообще всяких медицинских знаний» ускользали от учета и наблюдения. Подобные экспертные исследования получили название - «случайных» экспертиз. Однако, на основании данных «случайных» экспертиз строились обвинительные заключения. Научно необоснованные экспертные исследований запутывали и усложняли уголовные дела, приводили к судебным ошибкам. Для повышения уровня судебно-медицинских знаний временных и «случайных» экспертов Главный судебномедицинский эксперт НКЗ Я.Л.Лейбович настоятельно рекомендовал всем участковым врачам пройти краткий курс судебной медицины, что должно было повысить уровень их профессиональных знаний.
Возможность избежать научно необоснованных экспертиз НКЗ видел лишь в ведении жесткого контроля со стороны вышестоящих судебно-медицинских органов, для чего копии актов «случайных» экспертов надлежало направлять в губернские и областные отделы здравоохранения. За тщательным соблюдением такого порядка вещей должны были наблюдать органы следствия. Первые шаги в отношении контроля и учета подобного рода экспертиз были сделаны НКЗ только в 1924 г. Вместо полугодовой и квартальной отчетности с 1924 г. была введена годовая отчетность по медицинской экспертизе, в которую включались специальные графы для учета «случайных» экспертиз и врачей-экспертов, проводивших данные экспертные исследования.
Поступившие с мест отчеты за 1924 г. выявили высокий процент «случайных» экспертиз: «другими врачами» было исследовано около 20% трупов (в некоторых губерниях до 60%), проведено 23% освидетельствований живых лиц и 10% исследований вещественных доказательств. НКЗ совместно с НКЮ в циркуляре «О порядке контроля и учета временной и случайной экспертизы», разосланном здравотделам, губернским и областным судам, а также губернским прокурорам, установил порядок контроля и учета временной и «случайной» экспертизы. Привлекать ближайшего врача разрешалось только в исключительных случаях; «случайные» эксперты обязаны придерживаться правил исследования живых лиц и вскрытия трупов; каж-
11
дый врач должен переслать в здравотдел копию составленного им акта судебно-медицинского исследования. В случае сомнения в правильности экспертизы губернский (областной, краевой) судебно-медицинский эксперт должен был уведомить прокуратуру о необходимости доследования или проведении повторной экспертизы, выводы бы которой явились для органов юстиции обязательным [2, 3].
Для повышения качества экспертиз, проводимых врачами-неспециалистами, губернский судебно-медицинский эксперт А.М.Гамбург предложила райздравам выделить для производства экспертиз постоянных врачей с пожетонной оплатой, систематически контролировать акты «случайных» врачей-экспертов, устраивать при об-
ластных бюро судебно-медицинских экспертиз периодические декадники для усовершенствования «случайных» экспертов, снабдив их судебно-медицинской литературой, включить в учебные планы циклов специализации и усовершенствования врачей (хирургов, участковых врачей и др.) минимум 20 часов по судебной медицине [1, 4].
С годами положение дел существенно улучшилось и необходимость в привлечении, неподготовленных в области судебной медицины, врачей к проведению экспертных исследований отпало.
Поэтому появление нового нормативного документа направленного на контроль качества проводимых судебно-медицинских экспертиз можно лишь приветствовать.
Литература:
1. Гамбург А.М. О контроле «случайных экспертиз» //Киевское общество УНОСМ и К. Вторая расширенная научная конференция.
Рефераты докладов. — 1960. — С. 76.
2. Лейбович Я.Л. Несколько организационных вопросов по судебно-медицинской экспертизе //Бюллетень Народного Комиссариата
Здравоохранения. — 1925. — № 7-8. — C.18.
3. Лейбович Я.Л. Несколько организационных вопросов по судебно-медицинской экспертизе //Бюллетень Народного Комиссариата Здравоохранения. — 1925. — № 10. — C. 22.
4. Баринов Е.Х. Исторические аспекты становления и развития судебной медицины в России. — Немецкая Национальная Библиоте-
ка, LAP LAMBERT Academic Publishing. — 2012. — 254 с.
© В.И. Витер, А.Р. Поздеев, А.Ю. Вавилов, 2014 УДК 340.6
В.И. Витер, А.Р. Поздеев, А.Ю. Вавилов
КОЛЛИЗИИ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О ПРАВОМЕРНОСТИ ИЗЪЯТИЯ ОРГАНОВ И ТКАНЕЙ ЧЕЛОВЕКА ДЛЯ ТРАНСПЛАНТАЦИИ В ХОДЕ СУДЕБНО-МЕДИЦИНСКОЙ ЭКСПЕРТИЗЫ
Кафедра судебной медицины (зав. кафедрой - проф. В.И. Витер)
ГБОУ ВПО «Ижевская государственная медицинская академия» МЗ РФ Приводятся сведения о некоторых юридических особенностях процедуры изъятия органов и тканей человека в России для трансплантации.
Ключевые слова: трансплантация, изъятие органов и тканей, юридические особенности.
COLLISIONS OF THE LEGISLATION ON LEGITIMACY OF WITHDRAWAL OF BODIES AND FABRICS OF THE PERSON FOR TRANSPLANTATION DURING THE FORENSIC MEDICAL EXAMINATION
V.I. Viter, A.R. Pozdeev, A.Yu. Vavilov
Data on some legal features of procedure of withdrawal of bodies and fabrics of the person in Russia for transplantation are resulted.
Key words: transplantation, withdrawal of bodies and fabrics, legal features.
В мировой практике известно несколько моделей правового решения проблемы путем получения согласия на посмертное донорство. Так, в Великобритании, Германии, Италии, Украине и некоторых др. государствах принята «презумпция несогласия», согласно которой на посмертное изъятие органов или тканей необходимо согласие умершего человека, данное им при жизни, или полученное у родственников после его смерти. В России, Австрии, Бельгии, Испании, Латвии, Польше, Белоруссии и некоторых др. государствах действует «презумпция согласия», согласно которой изъятию органов может препятствовать только возражение против этой процедуры, высказанное донором при жизни или его родственниками после его смерти. С 1 января 2012 г. ФЗ №323-Ф3 введены существенные ограничения на изъятие органов и тканей умершего человека патологоанатомами и прямые запреты на такие действия в отношении несовершеннолетних детей. В случаях судебно-медицинской экспертизы трупов таких ограничений законодателем не введено, что и вызывает разное толкование Закона.
Деятельность медицинских организаций по трансплантации органов и тканей трупов регулируется Законом
РФ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» от 21.11.2011 года №323-Ф3. Согласно ст.68. Закона... тело органы и ткани умершего человека могут использоваться в медицинских, научных и учебных целях в следующих случаях:
- при наличии письменного волеизъявления лица, сделанного им при жизни и нотариально удостоверенного в установленном порядке, о возможности такого использования;
- если тело не востребовано после смерти человека по причине отсутствия его супруга, близких родственников (детей, родителей, усыновленных, усыновителей, родных братьев и сестер, внуков, дедушки, бабушки), иных родственников, законных представителей или других лиц, взявших на себя обязанность погребения, в порядки и сроки, установленные законодательством Российской Федерации о погребении и похоронном деле.
Порядок и условия передачи невостребованного тела, органов и тканей умершего человека для использования в медицинских, научных и учебных целях, порядок использования невостребованного тела, органов и тканей умершего человека в указанных целях, в том числе мак-