Контроль самостоятельной работы иностранных студентов по информатике
Моренко Борис Николаевич доцент, к.т.н., доцент кафедры «Естественные науки» Донской государственный технический университет пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344000, (863)2381351 [email protected]
Бабакова Лариса Дмитриевна доцент кафедры «Русский язык как иностранный» Донской государственный технический университет пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344000, (863)2381552 [email protected]
Воскерчьян Ольга Мануиловна доцент, к.п.н., кафедры «Русский язык как иностранный»
Донской государственный технический университет пл. Гагарина, 1, г. Ростов-на-Дону, 344000, (863)2381552 [email protected]
Аннотация
Статья посвящена исследованию вопросов предвузовской подготовки иностранных студентов к обучению в высших учебных заведениях России. Показана необходимость формирования и развития у студентов навыков самостоятельной работы, а также совершенствование методов контроля её результативности. Предлагаемый авторами метод контроля самостоятельной работы по информатике является интегративной функцией, позволяющей проверить не только знание предмета, но и степень владения студентами элементами научного стиля речи, письма, навыками использования моделей конструирования предложений на русском языке. Показано, что используемый авторами работы метод мини-контролей является эффективной формой контроля самостоятельной работы, способствующий формированию положительной мотивации студентов к изучению информатики. Вышеназванная форма контроля способствует активизации языкового материала в устной и письменной формах, позволяет оценить навыки чтения научного текста и определить степень понимания и усвоения иностранными студентами основных положений изучаемой темы за короткий промежуток времени.
The article is devoted to the study of the issues of pre-university preparation of foreign students for study in higher educational institutions of Russia. The need for the formation and development of students' skills of independent work is shown, as well as the improvement of methods for monitoring its effectiveness. The method of control of independent work in informatics proposed by the authors is an integrative function that allows to check not only the knowledge of the subject, but also the degree of students' possession of elements of the scientific style of speech, writing, and the skills of using models for constructing sentences in Russian. It is shown that the method of mini-controls used by the authors of the work is an effective form of control of independent work, contributing to the formation of positive motivation for students to study computer science. The above form of
control promotes the activation of linguistic material in oral and written forms, allows you to evaluate the reading skills of a scientific text and determine the degree of understanding and assimilation by foreign students of the main points of the topic under study in a short period of time.
Ключевые слова
иностранные студенты, информатика, самостоятельная работа, контроль самостоятельной работы
foreign students, computer science, independent work, control of independent Work
Введение
Одним из критериев деятельности вузов России является наличие в составе обучающихся иностранных студентов. Важную роль в решении этой проблемы играют подготовительные факультеты (отделения), на которых иностранные студенты изучают русский язык как иностранный (РКИ), гуманитарные и естественнонаучные дисциплины. Успешное освоение студентами программы предвузовской подготовки даёт им возможность продолжить обучение в вузах России по избранным специальностям. Качественная подготовка иностранных студентов на этапе предвузовской подготовки зависит от многих факторов, в частности, от квалификации преподавателей, обеспеченности учебно-методическими материалами и т.д.
Методология и теоретическая часть
Подготовка национальных кадров с высшим образованием для зарубежных стран неразрывно связана с формированием и развитием у иностранных студентов навыков самостоятельной работы (СР), которая в настоящее время должна составлять не менее 50% общей трудоёмкости изучаемой дисциплины. Основной задачей СР является формирование у студентов устойчивой потребности к самообразованию, развитию навыков, способствующих закреплению и углублению знаний, полученных на лекциях и практических занятиях, развитию творческого мышления и способности к проектной деятельности, умению применять полученные знания на практике. Эффективность самостоятельной работы студентов, зависит от правильной её организации и соответствующего контроля. Контроль СР позволяет оценить не только уровень подготовки студентов, но и мотивировать их к выполнению домашних заданий по естественнонаучным дисциплинам, а также русскому языку как иностранному, являющемуся базой для изучения всех дисциплин, предусмотренных программой предвузовской подготовки. Результатом СР является овладение иностранными студентами знаниями в области изучаемых дисциплин, приобретение навыков использования полученных знаний в учебном процессе, приобретение и развитие опыта творческой деятельности, умение владеть ключевыми понятиями и научной терминологией.
Содержание самостоятельной работы иностранных студентов, её объём, формы текущего, промежуточного и итогового контролей, а также критерии оценки знаний, регламентируются соответствующими учебно-методическими комплексами дисциплин. Контроль самостоятельной работы иностранных студентов позволяет оценить качество усвоения ими учебного материала, а также мотивировать их к изучению материала курса информатики и других дисциплин. При этом проверяется несколько аспектов работы: освоение терминологии изучаемых дисциплин, умение аудирования и конспектирования, умение вести диалог, умение работать с текстовыми
материалами на русском языке. Контроль СР иностранных студентов по информатике является интегративной функцией, поскольку проверяется не только знание предмета, но и степень владения ими элементами научного стиля речи (НСР), письма, использования моделей конструирования предложений на русском языке, наличия навыков речевой деятельности, умения вести диалог по изучаемой теме. В практике преподавания информатики на подготовительном факультете используют различные виды контроля СР. Это могут быть словарные диктанты, решение примеров и задач, тестирование, диалог, устный опрос и т.д. (Рис. 1).
Контрольные работы Мини-кон г рол и Словарные диктанты
1 * )
Контроль самостоятельной работы иностранных студентов предвуэовской подготовки
1 \ г 1
Диалоги Разработка блок-схем алгоритмов и программ Фронтальный опрос
Рис. 1. Варианты контроля СР иностранных студентов
Для оценки результатов усвоения студентами учебного материала по курсу информатики используют несколько видов и форм контроля: текущий, промежуточный и итоговый контроли. По форме контроль может быть фронтальным, групповым, индивидуальным и самостоятельным, который чаще называют самоконтроль [1]. Фронтальная форма контроля предполагает краткие ответы нескольких студентов учебной группы на вопросы преподавателя. Групповую форму контроля используют при проверке результатов СР студентов учебной группы. Индивидуальная форма контроля предполагает оценку знаний отдельных студентов. Самоконтроль осуществляется студентами самостоятельно и, как правило, при выполнении домашних заданий. Для этого в задании на СР даны варианты ответов и критерии оценки, что позволяет студенту самостоятельно оценить степень усвоения им учебного материала и прогнозировать оценку, которую он может получить при контроле по данной теме.
Текущий контроль самостоятельной работы позволяет наблюдать за усвоением и уровнем знаний студентов на всех стадиях изучения отдельных тем курса информатики. Полученные при этом виде контроля результаты позволяют определить пробелы в знаниях студентов и оперативно внести необходимые коррективы в учебный процесс. Промежуточный и итоговый контроли позволяют с высокой степенью достоверности определить уровень усвоения иностранными студентами отдельных разделов или всего курса информатики, оценивать результаты обучения за определённый промежуток времени: текущий месяц, семестр или учебный год.
Устный контроль предполагает изложение студентами на русском языке заданных для повторения или самостоятельного изучения тем курса информатики. Как правило, студент отвечает на вопросы, которые были даны в задании на самостоятельную работу и ответы на которые он мог найти в конспекте занятия, в рекомендуемых учебных и методических материалах. В процессе устного контроля проверяется знание материала изучаемой темы, навыки речевой деятельности, степень владения русским языком, фонетика, владение грамматическим материалом и лексикой изучаемой дисциплины, умение строить ответ по заданному вопросу [4].
Письменный контроль обеспечивает более глубокую и объективную проверку знаний студентов. Это могут быть, например, словарные диктанты, контрольные
работы, тесты. В письменной работе студенты показывают знание предмета и умение практического его применения. Студенты показывают также степень владения письменной речью и умение излагать свои мысли на русском языке как иностранном.
На начальном этапе изучения курса информатики в качестве одного из вариантов контроля используют словарные диктанты. Для этого в задании на самостоятельную работу иностранным студентам предлагается перевести на родной язык и выучить новые слова и специальные термины (10-15 слов) по изучаемой теме. Проведение словарного диктанта в качестве одного из видов контроля самостоятельной работы способствует взаимосвязанному формированию у студентов навыков аудирования и письма на русском языке, которые необходимы им при дальнейшем обучении на профильных факультетах вузов.
Реализация (практическая часть)
Достаточно эффективной формой контроля и мотивации студентов к изучению информатики является мини-контроль, который за короткий промежуток времени (5-10 минут) позволяет оценить степень усвоения и понимания ими основных положений изучаемой темы. Мини-контроли содержат, как правило, от пяти до десяти вопросов. Задание выдаётся студентам на персонифицированном бланке с контрольными вопросами, на котором они пишут своё имя, номер группы и страну. В бланке предусмотрено место для краткого ответа студента. Например, на вопрос «Сколько цифр используют для записи чисел в восьмеричной системе счисления?» студент должен записать - «8». На вопрос «Какие цифры используют для записи чисел в двоичной системе счисления?» студент должен записать - «0 и 1».
Эффективной формой контроля самостоятельной работы является фронтальный опрос. При устном ответе на вопросы домашнего задания развиваются навыки устной речи [2]. В задание на самостоятельную работу включаются вопросы, изучавшиеся на предыдущем занятии, либо вопросы, ответы на которые студент должен найти самостоятельно в рекомендуемой учебной и учебно-методической литературе. По некоторым темам курса информатики целесообразна подготовка студентами краткого выступления по изучаемой теме, состоящего из нескольких ключевых фраз на русском языке.
Важным видом контроля самостоятельной работы является контроль, осуществляемый в формате диалога между студентами по изучаемой теме [6]. Например, при изучении темы «Устройство персонального компьютера» один из студентов учебной группы выполняет функции покупателя компьютера, а другой -менеджера магазина по продаже компьютерной техники. Между ними происходит диалог, касающийся характеристик компьютера (вид операционной системы, размер оперативной памяти, ёмкость жёсткого диска, стоимость периферийных устройств и т.д.). У иностранных студентов вырабатываются навыки построения вопросительного предложения и понимания ответа, построенного на его основе. По окончанию диалога «покупатель» и «менеджер» меняются ролями. При возникновении трудностей с ответом на вопросы «менеджер» может обращаться за помощью к студентам учебной группы. Такая форма контроля самостоятельной работы положительно воспринимается иностранными студентами, а многократное повторение учебного материала способствует более глубокому и осознанному его восприятию и запоминанию [3]. Диалог в магазине полностью моделирует реальную ситуацию, связанную с предстоящим приобретением иностранными студентами персональных компьютеров.
Важным моментом в контроле самостоятельной работы иностранных студентов по информатике является тестирование. Использование тестирования даёт возможность оценить уровень знаний иностранных студентов по отдельным темам
курса информатики и позволяет в необходимых случаях оперативно вносить изменения в учебный процесс . Тестирование позволяет не только выявить проблемы усвоения учебного материала, но и полностью исключить возможность субъективной оценки знаний студентов [5]. Проведению контрольного тестирования предшествует самостоятельная работа по выполнению контрольно-тренировочного теста (КТТ), который по своей структуре, используемой лексике и синтаксическим моделям полностью соответствует контрольному тесту. В выполняемом самостоятельно КТТ даны ответы на вопросы, которые позволяют студентам оценить качество усвоения ими соответствующего раздела курса информатики. На учебном занятии перед выполнением контрольного теста студентам разъясняется порядок его выполнения и критерии оценки. В тесте содержится, как правило, десять вопросов и результаты ответов оцениваются следующим образом: оценка «5» выставляется за 9-10 правильных ответов, что составляет 90-100% правильных ответов, «4» - за 7-8 правильных ответов и «3» - за 5-6 правильных ответов.
При изучении алгоритмов и программирования студентам предлагаются для самостоятельной работы задания по разработке блок-схем алгоритмов решения задач и на их основе разработки программ расчёта. Построение блок-схем алгоритмов и написание программ способствуют проверке не только степени усвоения иностранными студентами элементов алгоритмизации и программирования, но и более осознанному усвоению учебного материала смежных с информатикой дисциплин: математики, инженерной графики, физики. В качестве одного из вариантов самостоятельной работы по теме «Алгоритмы» студентам предлагается заполнить пустые блоки алгоритмов решения задач или по заданной блок-схеме восстановить условие задачи.
При разработке программ решения задач проверяется знание студентами структуры программы, типов данных, правил записи арифметических выражений и порядка выполнения математических действий. Контролируется правильность использования лексики и грамматических структур РКИ при написании текста программы, обеспечивающей диалоговый режим работы «пользователь - компьютер» на русском языке.
В качестве одного из вариантов контроля иностранным студентам предлагается компьютерный вариант программы, в которой допущено значительное количество (10-15) ошибок. Студент должен написать свой вариант программы, в которой исправлены замеченные им ошибки.
Анализ и оценка разработки
На кафедре «Естественные науки» ДГТУ разработана универсальная форма представления заданий студентам для самостоятельной работы по курсу информатики. Задание включает в себя несколько логически законченных фрагментов, в частности, название изучаемой темы, список вопросов, которые должен самостоятельно освоить иностранный студент, список слов и словосочетаний, которые нужно перевести на родной язык и выучить, список практических заданий по решению примеров, составлению блок-схем алгоритмов или написанию программ. В задании на СР студентам даются гиперссылки на электронные ресурсы, размещённые на портале «СКИФ» в локальной сети университета или в Интернете, с указанием конкретных разделов или страниц для изучения. Использование иностранными студентами для самостоятельной работы учебных материалов с портала «СКИФ» позволяет контролировать количество просмотров ими заданного учебного материала. Этому способствует разработанная программистами УДО и ПК система мониторинга, позволяющая вести учёт количества просмотров учебного материала с момента его
размещения на портале «СКИФ», количества просмотров в текущем году, а также в текущем месяце.
По результатам выполнения учебных заданий, вынесенных на самостоятельное изучение или повторение, результатов текущих и промежуточных контролей проводится аттестация студентов за истекший промежуток времени. При неудовлетворительных результатах аттестации со студентами проводится работа, направленная на устранение причин, вызвавших неудовлетворительные результаты учёбы, или решается вопрос об изменении профиля их обучения.
Заключение
В заключении следует отметить, что предложенные варианты контроля самостоятельной работы иностранных студентов позволили достичь положительных результатов в освоении курса информатики, создать основу для развития самостоятельности и обеспечения возможности студентам продолжить обучение в вузах России по избранной специальности.
Литература
1. Баганцова, М.В. Формы и виды контроля предметных и метапредметных результатов на уроках информатики / М.В. Баганцова В.В., Кокорева // Молодежный научный форум: Гуманитарные науки: электр. сб. ст. по материалам XLШ студ. междунар. заочной науч.-практ. конф. — М.: «МЦНО». — 2017 —
№ 3(42), с. 83-87 / [Электронный ресурс].иКЬ:
https://nauchforum.ru/archive/MNF_humanities/3(42).pdf (дата обращения: 25.08.2017)
2. Бабакова, Л.Д. Методика обучения иностранных студентов диалогической речи / Л.Д. Бабакова, О.М. Воскерчьян, Е.И. Котова, Б.Н. Моренко // Актуальные вопросы изучения русского языка как иностранного и проблемы преподавания на русском языке: сб. материалов III Международной науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 9 сентября 2015 г.). — Ростов н/Д.: ДГТУ, 2015. — С. 55-61.
3. Воскерчьян, О.М. Параметры оценки владения иностранными студентами онологической речью на темы специальности. / О.М. Воскерчьян, Л.Д. Бабакова, Б.Н. Моренко // Динамика языковых и культурных процессов в современной России. Материалы V Конгресса РОПРЯЛ (Казань, 04-08 октября 2016 г.). — Казань, 2016. — С. 1692-1696.
4. Моренко, Б.Н. Активизация навыков устной речи иностранных слушателей на занятиях по информатике / Б.Н. Моренко, Л.Д. Бабакова, О.М. Воскерчьян, Е.И. Котова // Актуальные вопросы изучения русского языка как иностранного и проблемы преподавания на русском языке: сб. материалов IV Междунар. науч.-практ. конф. (Ростов-на-Дону, 10 октября 2016 г.). — Ростов н/Д.: ДГТУ, 2016. — С. 236-240.
5. Моренко, Б.Н. Особенности тестового контроля иностранных студентов по информатике // Язык, наука и техника в современном межкультурном пространстве: материалы Международной науч. -практич. Интернет-конференции, посвящённой 80-летию ДГТУ, 35-летию факультета «Международный». — Ростов н/Д.: Издательский центр ДГТУ, 2010. — С. 154-156.
6. Николенко, О.В. Обращение как механизм речевого воздействия в процессе обучения / О.В. Николенко, О.Е. Захарчук // Проблемы образования в современной России и на постсоветском пространстве: сб. статей Международной научно-практической конференции. «Приволжский Дом знаний», Пенза, 2016. — С. 92-96.