Научная статья на тему 'КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЭКСПОРТА ЗНАНИЙ В РАЗРЕЗЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ВУЗЕ'

КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЭКСПОРТА ЗНАНИЙ В РАЗРЕЗЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ВУЗЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
83
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
УПРАВЛЕНЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / КОНТРОЛЬ / ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ / ЭКСПОРТНЫЙ ПОТЕНЦИАЛ / КОЛЛАБОРАЦИИ / ИНОЯЗЫЧНАЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНАЯ КОМПЕТЕНЦИЯ / MANAGEMENT ACTIVITY / CONTROL / INNOVATIONS IN EDUCATION / EXPORT POTENTIAL / COLLABORATIONS / FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Гудкова С. А., Трешина И. В., Якушева Т. С.

Потребность развития экспортных образовательных программ вуза является приоритетной задачей после внедрения национального проекта "Развитие экспортного потенция Российской системы образования", в котором прописаны маршрутные карты становления экспортного потенциала в российских вузах. Актуальность выбранной темы исследования заключается в оценке достигнутых результатов экспортной деятельности вузов. Целью статьи является изучение особенностей реализации образовательных коллабораций при внедрении экспортных образовательных программ в различные виды деятельности и анализ процесса формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции. Основными методами исследования являются методы системного подхода, сравнительного и статистического анализа, а также методы менеджмента, в частности функции целеполагания и контроля. Под контролем в статье понимается специально организованная управленческая деятельность, в задачи которой входит количественная и качественная оценка эффективности внедрения экспортных программ, а также учет результатов работы вуза. Главными инструментами выполнения этой функции в представленном изыскании являются наблюдение, опрос, систематизация и классификация полученных результатов, их статистическая обработка. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов развития образовательной деятельности, оценка достаточности уровня сформированности иноязычных коммуникаций. В работе представлены выборочные результаты коллаборации Московских и Тольяттинских вузов. Научная значимость полученных результатов состоит в том, что показана роль иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции для экспорта знаний и развития экспортного потенциала Российской системы образования. Практическая значимость состоит в том, что позволяет повысить привлекательность образовательных программ для иностранцев и повысить узнаваемость и конкурентоспособность вуза на международном образовательном рынке .

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTROLLING AND MONITORING THE EFFECTIVENESS OF KNOWLEDGE EXPORT PROGRAMS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS: FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE FOSTERING

The need for the development of educational export programs of higher education institutions is a priority task after the national project "Development of Export Potential of the Russian Education System" was introduced. This National Project prescribes and reveals the route maps of export potential design and fostering in Russian higher education institutions. The relevance of the chosen topic for the research is based in the assessment of achieved results for export activity in the tested university bases represented by 2 higher institutions from Moscow and 2 higher instiutions from Samara region. The aim of the article is to study the peculiarities of educational collaborations during the implementation of export educational programs in various activities and foreign-language professional-communicative competence fostering among the universities's staff. The main research methods are the methods of system approach, comparative and statistical analysis, as well as management methods including the functions of goal-setting and control. In the article control is understood as a specially organized managerial activity and its tasks include quantitative and qualitative assessment of the efficiency for te export programs implementation, as well as accounting of the university performance results at the international educational market. The main tools in the presented research are observation, interviewing, systematization and classification of the received results as well as their statistical processing. In the general management process the control acts as an element of feedback, as its data are used to adjust previously taken decisions, plans of educational activity development, evaluation of sufficiency of the level of foreign-language communications among the universities' staff. Also the study represents sample results of Moscow and Togliatti universities' collaboration. The scientific significance of the obtained results is that the role of foreign-language professional-communicative competence for knowledge export and development of export potential of the Russian education system is described and revealed. The practical significance of the study that it allows increasing the attractiveness of educational programs for foreigners and driving the recognition and competitiveness of the university in the international educational market.

Текст научной работы на тему «КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЭКСПОРТА ЗНАНИЙ В РАЗРЕЗЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ВУЗЕ»

УДК: 065:378

DOI: 10.51965/2076-7919_2021_2_1_62

Гудкова С.А., ТрешинаИ.В., Якушева Т.С.

КОНТРОЛЬ РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММ ЭКСПОРТА ЗНАНИЙ В РАЗРЕЗЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНОЯЗЫЧНОЙ

ПРОФЕССИОНАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ В ВУЗЕ

Gudkova S.A., Treshina I. V., Yakusheva T.S.

CONTROLLING AND MONITORING THE EFFECTIVENESS OF KNOWLEDGE

EXPORT PROGRAMS IN HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS: FOREIGN LANGUAGE PROFESSIONAL AND COMMUNICATIVE COMPETENCE FOSTERING

Ключевые слова: управленческая деятельность, контроль, инновации в образовании, экспортный потенциал, коллаборации, иноязычная профессионально-коммуникативная компетенция.

Keywords: management activity, control, innovations in education, export potential, collaborations, foreign language professional and communicative competence.

Аннотация: Потребность развития экспортных образовательных программ вуза является приоритетной задачей после внедрения национального проекта "Развитие экспортного потенция Российской системы образования", в котором прописаны маршрутные карты становления экспортного потенциала в российских вузах. Актуальность выбранной темы исследования заключается в оценке достигнутых результатов экспортной деятельности вузов.

Целью статьи является изучение особенностей реализации образовательных коллабо-раций при внедрении экспортных образовательных программ в различные виды деятельности и анализ процесса формирования иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции.

Основными методами исследования являются методы системного подхода, сравнительного и статистического анализа, а также методы менеджмента, в частности функции целеполагания и контроля. Под контролем в статье понимается специально организованная управленческая деятельность, в задачи которой входит количественная и качественная оценка эффективности внедрения экспортных программ, а также учет результатов работы вуза. Главными инструментами выполнения этой функции в представленном изыскании являются наблюдение, опрос, систематизация и классификация полученных результатов, их статистическая обработка. В общем процессе управления контроль выступает как элемент обратной связи, так как по его данным производится корректировка ранее принятых решений, планов развития образовательной деятельности, оценка достаточности уровня сформированности иноязычных коммуникаций.

В работе представлены выборочные результаты коллаборации Московских и Тольят-тинских вузов.

Научная значимость полученных результатов состоит в том, что показана роль иноязычной профессионально-коммуникативной компетенции для экспорта знаний и развития экспортного потенциала Российской системы образования.

Практическая значимость состоит в том, что позволяет повысить привлекательность образовательных программ для иностранцев и повысить узнаваемость и конкурентоспособность вуза на международном образовательном рынке.

Abstract: The need for the development of educational export programs of higher education institutions is a priority task after the national project "Development of Export Potential of the Russian Education System" was introduced. This National Project prescribes and reveals the route maps of export potential design and fostering in Russian higher education institutions. The rele-

vance of the chosen topic for the research is based in the assessment of achieved results for export activity in the tested university bases represented by 2 higher institutions from Moscow and 2 higher instiutions from Samara region.

The aim of the article is to study the peculiarities of educational collaborations during the implementation of export educational programs in various activities and foreign-language professional-communicative competence fostering among the universities's staff.

The main research methods are the methods of system approach, comparative and statistical analysis, as well as management methods including the functions of goal-setting and control. In the article control is understood as a specially organized managerial activity and its tasks include quantitative and qualitative assessment of the efficiency for te export programs implementation, as well as accounting of the university performance results at the international educational market. The main tools in the presented research are observation, interviewing, systematization and classification of the received results as well as their statistical processing. In the general management process the control acts as an element of feedback, as its data are used to adjust previously taken decisions, plans of educational activity development, evaluation of sufficiency of the level of foreign-language communications among the universities' staff. Also the study represents sample results of Moscow and Togliatti universities' collaboration.

The scientific significance of the obtained results is that the role of foreign-language professional-communicative competence for knowledge export and development of export potential of the Russian education system is described and revealed.

The practical significance of the study that it allows increasing the attractiveness of educational programs for foreigners and driving the recognition and competitiveness of the university in the international educational market.

Введение. Современное экономическое развитие страны активизировало новые формы образовательной деятельности. Этому в немалой степени способствовало внедрение в 2017 году Паспорта приоритетного проекта "Развитие экспортного потенциала Российской системы образования"[1]. Предпосылками к появлению руководящего документа явилась острая необходимость поиска инструментов менеджмента для стратегического развития страны и повышения ее конкурентных преимуществ в различных сферах деятельности на международном рынке. Не секрет, что внедрение интеллектуальных технологий в производстве и бизнесе напрямую зависит от наличия у выпускаемого системой образования специалиста профессиональных и надпрофессио-нальных компетенций [2, 3], позволяющих им более быстро осваивать инновации. В последнее время появилось много работ российских авторов, в которых сделан акцент на потребности развития экспортного потенциала в системе высшего образования [4-7]. Интересным и актуальным является исследование А.В. Меликян [8], в котором рассматриваются внутренние резервы вуза для организации экспортных образователь-

ных услуг. Современные условия деятельности вузов нашли отражение в теории неолиберализма, рассматривающей университеты как автономные организации, способные продвигать свои образовательные услуги в условиях рыночной конкуренции, стремящиеся повысить эффективность своей деятельности и свою конкурентную позицию для максимизации получаемого дохода [9].

Внедрение идей экспортного потенциала со стороны Правительства страны привело к формированию различных интеграционных объединений - образовательных коллабораций, развитие которых направлено на реализацию инновационных идей в науке, бизнесе и производстве путем наращивания совместных усилий проектной деятельности многих участников.

Расширение спектра предлагаемых вузом образовательных услуг повышает вероятность увеличения численности иностранных студентов и продления срока их пребывания в статусе потребителей услуг вуза [10]. Российские вузы предлагают иностранным гражданам пройти предварительную подготовку для поступления и последующего обучения на программах высшего

образования — бакалавриата, магистратуры, аспирантуры, т.е. пройти «непрерывный образовательный трек» [11]. В то же время и зарубежные вузы планируют непрерывное послевузовское образование [12] для освоения инновационных траекторий развития.

Таким образом, сегодня задача развития экспорта образовательных услуг определена одной из приоритетных составляющих государственной политики в сфере образования. Под экспортом услуг высшего образования понимается их предоставление иностранным гражданам, реализуемых как в стране нахождения вуза, так и на территории других стран по программам транснационального образования или дистанционного обучения.

Под экспортной образовательной программой (ЭОП) понимается комплексный набор образовательных характеристик, позволяющий транслировать или экспортировать формируемые знания в разных дискурсах общения. Например, при реализации взаимодействия траектории "педагог-студент", "студент-образовательная Интернет-среда", "наставник на предприятии -выпускник вуза", "1111С вуза-специалисты предприятия" и прочее. В работах российских авторов по материалам их публикаций в базах данных, индексируемых в Scopus [13, 14] и российских журналах [15-18] отражена актуальность и практическая значимость рассматриваемых вопросов формирования профессионально-коммуникативной компетенции англоязычного общения в современном мире.

Проблема исследования состоит в определении целевой модели деятельности вузов по экспорту образования.

Объектом исследования является деятельность четырех вузов: трех государственных и одного коммерческого в городах Москва и Тольятти. Выбор вузов обоснован коллаборационной деятельностью, проявляемой в сотрудничестве авторов при совместном участии на международных конференциях, обмене опытом в процессе обучения и реализации образовательных экспортных программ.

Основная часть

Целевая модель деятельности вузов по экспорту образования представляет собой

определение канала/способа поставки образовательных услуг для достижения целевых показателей приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования»: количества иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях, объемов внебюджетных средств, полученных от экспорта российского образования и других. Разработка и реализация предполагается на базе Центра компетенций по подготовке, переподготовке и повышению квалификации сотрудников международных служб российских образовательных организаций и оказанию методической поддержки.

Существующие модели экспорта образования (рис. 1) включают пять направлений деятельности. В настоящее время актуальны пять моделей, каждая из которых отражает развитие определенного направления.

Каждое из направлений имеет свои отличительные характеристики. Так, например, направление 1 "Институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом", в первую очередь характеризуется наличием зарубежных филиалов. Сегодня наиболее перспективной формой реализации этой модели «Институциональное присутствие российских образовательных организаций за рубежом» является создание филиалов российских вузов на территории стран СНГ. Особенностью практической реализации этого направления деятельности является возможность возникновения репутационных рисков для вузов, которые связанны с обеспечением качества обучения в филиале.

Рассмотрим наиболее привлекательные для представленной в статье образовательной коллаборации модели экспорта образования.

На рисунке 2 представлены формы экспортной образовательной деятельности вузов.

Как видно из таблицы, каждый из видов деятельности имеет свои особенности. На наш взгляд, наиболее быстрыми темпами развивается сегодня модель "онлайн обучение".

Рисунок 1 - Существующие модели экспорта образования

н н стнтуи н о нал ьное присутствие российские образовательных организации за рубежом внутренняя нпгер национализации совместные образовательные программы онланк-обучекие сетевое взаимодействие вузов

открытие зарубежных филиалов; организацию и участие университетов во всевозмошшх олимпиадах, тв орческих конкурс ах. мероприятиях по профориентации программы включенного обучения. Реализуются на всех уровнях подготовки на основе совместно разработанного вузами-паргнерами учебного плана. электронные учебные материалы, в том числе цифровые учебники, учебные программы и справ очны е м зтери алы. онлайн-хранилиша для учебных материалов. участие в консорциуме сетевых унив ерситегов в приемной кампании. Например, дни открытых дв ерей в кампусах университетов

поддержка ро ссииских образовательных организаций з.а рубежом как самостоятельных юридических лип (славянские университеты. русские школы); участи ев образовательных выставках и яр] арках программы двух дипломов. Это основные образовательные программы высшег с образования, которые реализуются н а в сех уровнях подготовки. общеуниверситетские и факультетские студенч ески е порт алы. для студентов создается пелый ряд преференций, предоставляются гранты, условия поступления на обучение оговариваются и при ним ают ся в семи вузами

открытие представительств и центров поддержки российского образования, зарубежных центров русского языка, курсов русского языка как иностранного распространение информации об образовательных программах, реализуемых российскими вузами, через систему российских посольств и при ставитель ств российских государственных структур зарубежом инструменты и системы управления для разработки конт ент а и управления курсами развитие академическая входящей и исходящей мобильности студентов

Рисунок 2 - Формы моделей взаимодействия

Растущую популярность этого направления можно объяснить рядом причин. Авторами был проведен опрос студентов в своих вузах. Данные были обработаны, нормализованы, классифицированы в разрезе задаваемых вопросов, ответы ранжированы по возрастанию и представлены ниже. В скобках указана доля ответов среди общего количества респондентов (участвовали государственные вузы, совокупная выборка составила 900 человек).

Привлекательность модели обоснована следующими факторами. Каждый фактор учитывался отдельно по 100 - балльной системе.

Во-первых, более низкая стоимость обучения по сравнению со стандартной (классической) формой образования (81,2%).

Во-вторых, возможность сочетать учебу с работой (73,8%).

В-третьих, отсутствие временной привязки в течение суток для выполнения задания или прослушивания вебинара (72,1%). А также рост доверия к дипломам, полученным онлайн (70,6%) и прочее. В прочее вошли показатели, ответы на которые составили менее 70% опрашиваемых. Это, например, "возможность получения образования из дома" (дистанционно, 68%); "возможность получения образования инвали-

дам и лицам с ограниченными возможностями" - 59%.

Отметим немаловажный фактор, что реализация и продвижение "онлайн обучения" регламентируется законодательно. По данным Росстата доля образовательных организаций, в которых применяются для обучения дистанционные технологии (2020 г.), превысило 89%.

В анализируемых (в данной статье) вузах также широко применяется эта модель.

В целом в стране до 2025 года планируется увеличить количество обучающихся на онлайн-курсах до 11 млн и разработать

не менее 4 тыс. онлайн-курсов. Эти показатели - по количеству обучающихся и количеству онлайн-курсов - утверждены в рамках приоритетного проекта «Современная цифровая образовательная среда в Российской Федерации».

На рисунке 3 показаны результаты анализа экспорта образовательных услуг в коллаборации четырех вузов. Объектами исследования выбраны государственные и коммерческий вузы г. Москвы и Самарской области за 2020 гг. Выбор обоснован участниками изыскания и набором имеющихся авторских публикаций.

] Диверсификация образовательных программ

□ Реализация международных программ двух дипломов

□ Сетевое партнерство с иностранными вузами

□ Коммерциализация обучения иностранных студентов

□ Представленность информации о вузе в интернете

Рисунок 3 - Динамика экспорта образовательных услуг в межвузовской коллаборации

На рисунке 4 показаны факторы, которые были выявлены в результате коллабо-рационой работы четырех вузов (деятельность ВУиТ, в основном, за счет стран СНГ). Рассматривались причины, влияющие на экспортную деятельность образовательных программ, способные провоцировать возникновение репутационных рисков.

Они были классифицированы по типологиям факторов. Показаны обобщенные внутренние и внешние факторы, которые оказывают влияние на развитие и продвижение инструментария формирования экспортного потенциала.

Сравнительный анализ охвата экспортных образовательных программ иностранными студентами показан на примере государственных вузов. В показанной кол-лаборации участвуют два крупнейших московских вуза, имеющих положительную образовательную репутацию (МПГУ и

РАНЕПА) и Тольяттинский опорный вуз. Среди внутренних факторов наибольший акцент сделан на стратегические ориентиры развития вуза. Среди внешних факторов, главным является конкурентоспособность вуза на международном рынке образовательных услуг.

На рисунке 5 показан количественный показатель, включающий в себя сведения:

- «количество иностранных слушателей онлайн-курсов, в том числе на русском языке, предлагаемых российскими образовательными организациями»;

- «количество иностранных граждан, обучающихся по очной форме в российских образовательных организациях высшего образования», оценивающий реализацию вузами решений приоритетного проекта «Развитие экспортного потенциала российской системы образования».

35

30

25

20

15

10

5

0

Внутренние факторы

I

стратегические ориентиры

вуза;

ресурсы вуза и компетенции; характеристики образовательных услуг и стратегии их продвижения; инновационный потенциал вуза

Внешние факторы

I

нормативно-правовые условия ведения международной образовательной деятельности;

климатические и социально-экономические условия; условия конкуренции на рынках образовательных услуг

Рисунок 4 - Типология факторов, влияющих на экспортную деятельность

Количество обучающихся иностранных студентов в 2019г.

Рисунок 5 - Сравнительный анализ реализации решений проекта по формированию

экспортного потенциала

В Волжском университете имени В.Н. Татищева (ВУиТ) (коммерческий вуз, г. Тольятти) экспортно-образовательная деятельность только развивается. Взаимодействие по сетевым моделям экспорта образовательных услуг походит через их реализацию в странах СНГ (Казахстан, Белоруссия в 2020-2021гг.). В разрезе моделей развития экспортного потенциала, это модель "Внутренняя интернационализация", происходит сбор информации, ее структуризация и классификация, выявление направлений формирования экспортного потенциала. Выявляются основные коллаборационные процессы и анализируются возможности их развития в будущем. Поэтому, в разрезе сравнительного анализа, представленного на рис. 5, он (ВУиТ) не принимал участие.

Что касается деятельности второго то-льяттинского вуза, то развитию экспортного потенциала помогают постоянно внедряемые в вузе педагогические инновации. Так,

например, с 2019 года в Тольяттинском государственном университете начата работа по внедрению экспортно-образовательных программ на основе образовательной кол-лаборации вуза с реальным сектором экономики. Коллаборация стала возможной благодаря конкурсу, объявленному Министерством науки и высшего образования РФ осенью 2020 года. Главная цель конкурса -разработка и внедрение передовых образовательных программ высшего образования совместно с российскими университетами, входящими в ТОП-200 предметных глобальных рейтингов. Согласно условиям конкурса, разработка и реализация передовой образовательной программы должна осуществляться с привлечением промышленных партнёров. Создание новых программ, связанных технологиями машиностроения, актуально. Их внедрение направлено на формирование новых профессиональных и надпрофессиональных компе-

тенций по реализации передовых производственных технологий.

На рисунке (рис. 6) отражена динамика роста вовлеченности иностранных студентов в экспортно-образовательную деятельность вуза (на примере Тольяттинско-го государственного университета) за анализируемый период. Из представленных данных видно, что набор студентов, участвующих в экспортно-образовательной деятельности увеличился в 4,6 раз.

Количество

Года

Рисунок 6 - Динамика вовлеченности студентов в экспортно-образовательную деятельность

Анализ коллаборационных процессов показал, что сегодня большая часть студентов ТГУ представлена ближним зарубежьем (такими странами, как Таджикистан,

Казахстан, Узбекистан, Белоруссия, Украина, Азербайджан), но имеются и представители из Германии, Израиля, Конго, Кореи, Сербии, США, Хорватии и других стран (около 2%). Всего экспортно-образовательной деятельностью охвачено 23 страны (на период 2020г.). В прогнозе вуза развитие объема образовательных услуг на 11% от имеющегося. Таким образом, экспортная деятельность в опорном вузе должна соответствовать основным направлениям Политики Правительства РФ на базе разработки и внедрения экспортно-образо-вательных программ как в систему основного образования, так и в систему дополнительного образования вуза. Инновационные траектории развития позволяют формировать инновационный потенциал всех вовлеченных в коллаборационный процесс и формировать новые знания. Однако, были выявлены проблемы формирования (рис. 7) иноязычной профессиональной компетенции преподавателей неязыковых вузов для трансферта экспортных образовательных программ на международный образовательный рынок (по материалам исследования ТГУ в 2020 г.).

Отметим, что выявленные проблемы и барьеры показывают необходимость их преодоления для формирования профессионально-коммуникативной компетенции педагога.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

9,7

8,2

21,5

14,8

6,5

6,3

20,2

■ устаревание имеющихся знаний и нвавыков иноязычной коммуникации

□ отсутствия опыта общения на иностранном языке

и отсутствие денежных средств для

самообразования в разрезе межкультурной коммуникации

□ незнание правил осуществления стандартных и нестандартных типовых взаимодействий на иностранном языке

□ недостаточный уровень подготовки специалистов технических вузов для межкультурной коммуникации

□ недостаточный уровень координации институтов по вопросам развития межкультурной коммуникации

□ недостаточная мотивация со стороны государства к формированию компетентности межкультурного общения

□ дефицит кадров, владеющих иностранным языком на уровне профессионального общения

□ боязнь непонимания со стороны партнеров

Рисунок 7 - Барьеры развития компетентности межкультурного общения педагогов

неязыковых вузов

Впервые выявлена связь недостаточности разработок и подходов к развитию мотивации экспортной деятельности в вузе, и в этом заключается научная новизна проведенного изыскания, так как полученные результаты стимулируют к новым научным исследованиям в данном направлении.

Практическая ценность состоит в предоставлении возможности вузам повысить привлекательность образовательных программ для иностранцев и увеличить конкурентоспособность вуза на международном образовательном рынке за счет образовательных коллабораций, в том числе.

Выводы

В настоящее время к современным российским вузам предъявляются новые требования, одним из которых является выход вуза на международный образователь-

ный рынок и осуществление экспортной образовательной деятельности. Реализация данного требования возможна только через формирование и развитие у профессорско-преподавательского состава иноязычной профессиональной компетентности для создания и продвижения авторских курсов и образовательных проектов на международный рынок.

Авторы считают, что эффективность реализации программ экспорта знаний возможна только в условиях коллаборации и взаимодействии ведущих специалистов вузов, обладающими иноязчной профессо-нально-коммуникативной компетенцией, а также дополнительной мотивации сотрудников вуза, вовлеченных в разработку и продвижение экспортных образовательных программ.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Development of export potential of the Russian education system: Priority project passport / URL: http://static.govemment.ru/media/files/DkOXerfvAnLv0vFKJ59ZeqTC7ycla5HV.pdf

2. Export of Russian educational services: Statistical Collection. Issue 8 / Ministry of Science and Higher Education of the Russian Federation. — M.: Center for Social Forecast and Marketing,

2018. — 536 p.

3. Identification of key factors for a development of smart organization / Glukhova L.V., Sy-rotyuk S.D., Sherstobitova A.A., Gudkova S.A. // Smart Innovation, Systems and Technologies.

2019. Т. 144. С. 595-607.

4. Gudkova, S.A., Yakusheva, T.S., Sherstobitova, A.A., Burenina, V.I. Modeling of scientific intercultural communication of the teaching staff at smart university Smart Innovation, Systems and Technologies. 2019. Т. 144. С. 551-560.

5. Sherstobitova, A.A., Glukhova, L.V., Sergeeva, I.G., Tihanova, N.Y. The remote process support for collaborative work. Smart Innovation, Systems and Technologies. 2019. Т. 144. С. 631641.

6. Chirikov, I. (2016) How Global Competition is Changing Universities: Three Theoretical Perspectives // Research & Occasional Paper Series: Center for Studies in Higher Education. No 5.16. P. 1-7. URL: https://cshe.berkeley. edu/publications/how-global-competition-changing-universities-three-theoretical-perspectives-igor

7. Verevkin, O.L., Dmitriyev, N.M. Inostrannye studenty v vuzakh Rossii: izderzhki ili rent-abel'nost'? [Foreign students in higher education centers of Russian federation: cost and profitability?]. Sociology of education. 2015. № 10. P. 32-42 (In Russ.).

8. Melikyan, A.B. (2014) Main characteristics of international university networks // Education Issues / Educational Studies Moscow. № 3. С. 100-117. 10.17323/1814-9545-2014-3-100-117.

9. Arefiev, A., Sheregi, F. Export of Russian educational services: Statistical Collection. Issue 6 / Ministry of Education and Science of the Russian Federation. — M.: Center for Sociological Research, 2016. — 408 p.

10. Wilkins, S., Huisman, J. (2011) Student Recruitment at International Branch Campuses: Can They Compete in the Global Market? // Journal of Studies in International Education. Vol. 15. No 3. P. 299-316.

11. Meyer, J.W., Ramirez, F.O., Frank, D.J., Schofer, E. Higher Education as An Institution / The Sociology of Higher Education: Contributions and Their Contexts / Ed. by P. Gumport. Baltimore: The Johns Hopkins University, 2007. — Pp. 187-221.

12. Liu, Ch., Gao, Ya., Xie, Q., Wen, M., Petruk, G.V. Postgraduate training model of local universities in china based on cooperative innovation // Azimuth of scientific research: pedagogy and psychology. 2018. Т. 7. № 2 (23). С. 149-151.

13. Gudkova, S.A., Yakusheva, T.S., Vasilieva, E.A., Rachenko, T.A., Korotenkova, E.A. Concepts of educational collaborations and inovative directions for university development: knowledge export educational programms // Smart Innovation, Systems and Technologies. 2020. Т. 188. С. 305-315.

14. Gudkova, S.A., Emelina, M.V. Teaching foreign languages in higher school for social studies and science students and professional mobility //Humanitarian Balkan Research. 2019. Т. 3. № 1 (3). С. 17-20.

15. Трешина, И.В. Возможности использования подходов к оценке читательской грамотности в исследованиях PISA для разработки КИМ по иностранным языкам. / М.А. Лытае-ва, И.В. Трешина // Педагогические измерения. 2020. № 2. С. 29-38.

16. Гудкова, С.А., Якушева, Т.С. Управление стратегическим развитием вуза: экспорт образовательных программ в условиях цифровизации // Вестник Волжского университета им. В.Н. Татищева. 2020. Т. 2. № 3 (46). С. 71-80.

17. Гудкова, С.А., Емелина, М.В Психолого-педагогические методы формирования положительной мотивации изучения иностранного языка. Балтийский гуманитарный журнал. 2019. Т. 8. № 1 (26). С. 209-212.

18. Гудкова, С.А., Малашина, А.В. Сравнительный анализ педагогических систем формирования мотивации изучения иностранного языка в Китае, Чехии, России. // Карельский научный журнал. 2019. Т. 8. № 3 (28). С. 11-14.

Дата поступления: 27.01.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.