№ 4 (42), 2011
"Культурная жизнь Юга России"
Предлагаемая нами специализация заметно упрощает проблему. Ведь, поскольку к III курсу вуза творческий потенциал и склонности студента проявляются достаточно полно, вполне реально определить профиль его дальнейшей подготовки как дирижера хора. К работе с профессиональным коллективом будут допущены только самые одаренные и перспективные. И достаточно иметь в вузе профессиональный коллектив минимального состава (поставить вопрос об их формировании хотя бы в консерваториях время давно назрело), чтобы студенты имели возможность регулярной (в течение двух-трех лет), не ограниченной жестким лимитом времени хормейстерской и концертно-ис-полнительской практики, моделирующей условия работы руководителя профессионального хора.
Остальная (наиболее значительная) часть студентов должна будет сосредоточить усилия на специализации в сфере самодеятельного творчества.
Не следует также забывать, что к руководству лучшими детскими хоровыми коллективами сегодня приходят также дирижеры высшей квалификации. Чтобы организовать для этой категории выпускников музыкальных вузов постоянную хоровую практику, необходимые условия уже существуют. Работа на базе детского (до I курса
включительно) и учебного факультетского (П-Ш курсы) хоров, выполнение хормейстерских функций в самодеятельных хоровых коллективах, руководимых педагогами вузов, и самостоятельная производственная деятельность на старших курсах вполне доступны любому вузу. В общем комплексе обучения они достаточны для воспитания квалифицированного дирижера - руководителя самодеятельного хорового творчества.
Введение обязательной непрерывной хормейстерской практики представляется насущной задачей хоровой педагогики на настоящем этапе ее становления.
Литература и примечания
1. Дирижирование: прогр. для дирижерско-хо-ровых ф-тов музыкальных вузов. М., 1978; программы курсов, разработанные на каф. дирижирования академическим хором КГУКИ.
2. Принцип иерархического рассмотрения учебно-воспитательного процесса (система в целом - циклы дисциплин - составляющие их курсы - разделы курсов) введен А. Т. Тевосяном. См.: Тевосян А. Т. Дирижерско-хоровое образование в вузе как система // Проблемы музыкальной педагогики. М., 1981. С. 109-126.
v. N. RoGAcHEv, N. A. KHoSHABovA. PRACTICE AS THE MoST IMPORTANT ASPECT
of choirmaster's training
The authors of the article touch upon the question of work with choir. They also try to find the place of the subject «Choir» in the system of conductor and choral education.
Key words: system of music education in higher educational institutions, choirmasters' training, practice of work with choir.
О. Р. БУЛАТОВА, С. Н. ЖМУРИН
КОНТРОЛЬ И КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СТУДЕНТОВ, ОБУЧАЮЩИХСЯ В КЛАССАХ АНСАМБЛЯ
Авторы рассматривают систему контроля учебной деятельности студентов-ансамблистов, предлагая разработанные ими критерии оценки выступлений. Ключевые слова: музыка, контроль, студент, ансамбль, оценка.
Чем велика и социально значима роль людей, профессионально занимающихся музыкой? Музыка, отмечает выдающийся музыковед Д. Кирнар-ская, способствует росту основных человеческих способностей - способности к логическому мышлению и способности к овладению языком и речью; облагораживает эмоции и обогащает умственно. Со стороны психологических механизмов, ею управляющих, она чрезвычайно близка базовым интеллектуальным навыкам человека, которые во многом сложились благодаря музыке и в недрах музицирования. Таким образом, музыка способствует развитию социальных качеств человека, делая его либеральным и способным воспринимать «чужое» как «свое», расширяет и усиливает все духовные и интеллектуальные возможности [1].
Музыкант - общественная профессия, следовательно, он должен быть коммуникабельным, гра-
мотным, эмоционально выдержанным человеком; выработать в себе потребность постоянно учиться, самосовершенствоваться, познавать себя, так как только познав себя мы научаемся понимать и уважительно относиться к другим.
Всякое учение требует постоянного повторения, поэтому для устойчивого и постоянного применения знаний и навыков необходимо уже полученное (изученное) закреплять. Педагогу следует специально готовить студентов к мысли о том, что творческая жизнь музыканта всегда направлена из настоящего в будущее. Занимаясь сейчас и в дальнейшем музыкой, исполнитель будет добиваться самой важной итоговой цели - того, чтобы пробудить и развить когнитивные (познавательные) и креативные (творческие) способности слушателей - людей, в которых эти способности заложены самой природой.
84 "Культурная жизнь Юга России"
№ 4 (42), 2011
Призвание музыканта - воспитывать свою аудиторию. Она складывается не обязательно из музыкантов-профессионалов, в нее входят все люди, понимающие и знающие классическую музыку. Задача педагогов музыкальных вузов - готовить студентов к выполнению этой уникальной миссии.
По нашему глубокому убеждению, эффективности учебного процесса во многом способствует объективный и систематический контроль.
Слово «контроль» произошло от французского controle, имеющего следующий ряд значений: контроль, проверка, надзор; критика; клеймение, пробирование (золота, серебра); ведомость, список личного состава (в военной терминологии); контрольная книга (в бухгалтерии) [2]. Оно долгое время доминировало в финансовой сфере, будучи включено в состав понятия «дублирующий документ»; по такому документу сверяли отчетность, сличали список с оригиналом. Затем из узковедомственного это понятие постепенно стало переходить в обиход более широкий. В настоящее время слово «контроль» употребляется в определениях процессов, связанных со всеми способами (формами) проверки, сличения.
Трудно переоценить значимость контроля в технике и на производстве. Контролирование осуществляется человеком, хотя в окружающем нас мире функции контроля зачастую возложены на измерительные приборы и компьютеры. Отсутствие или недостаток контроля способны привести к техногенным катастрофам, не случайно во всех сбоях и авариях констатируется так называемый «человеческий фактор» (вспомним взрыв Чернобыльской АЭС или многочисленные транспортные происшествия, аварии на производстве). Социум является самой сложной системой управления, для существования которой контроль просто необходим. Государство обеспечивает конституционные свободы и права каждого, а граждане, в свою очередь, имеют обязанности перед обществом (контроль над выполнением прав и обязанностей возложен на государственные институты).
В педагогической практике применяется несколько видов контроля: предварительный, текущий, периодический, тематический, отсроченный и итоговый.
Предварительный контроль, который, помимо обычного прослушивания, может осуществляться в виде наблюдений и бесед, необходим для проверки какого-либо задания, выполняемого на начальном этапе. Текущий проводится на каждом уроке и дает возможность своевременно корректировать выявившиеся недочеты, вносить изменения в индивидуальный план, стимулирует ответственность студента перед собой и педагогом. В музыкальных вузах на исполнительских факультетах существует периодический контроль в виде академических концертов, прослушиваний, зачетов, экзаменов, коллоквиумов, отчетных концертов класса, кафедры и т. д. В заполняемые педагогами индивидуальные планы студентов вносятся результаты всех их выступлений. Тематическому контролю подлежат студенческие доклады на конференциях, устные сообщения на концертах, посвященных творчеству какого-либо композитора или иным темам, включенным в программу выступления. Отсроченный контроль
представляет собой прослушивание разученного студентом произведения через достаточно большой промежуток времени. Он способствует более подробному изучению исполняемых сочинений. Итоговым контролем является выступление студентов на Государственных экзаменах.
К контролю в процессе обучения предъявляются определенные педагогические требования. Он должен быть:
- индивидуальным (контролируется работа каждого из участников ансамбля, не допускается оценивание по работе всего ансамбля в целом);
- систематичным (регулярно проводится на всех этапах обучения);
- объективным (учитываются личностные особенности студента, отмечается его профессиональный рост);
- разнообразным по форме (активизируются обучающие, развивающие ивоспитывающие функции);
- единым по системе требований, предъявляемых ко всем студентам [3].
Оценка результатов обучения может быть выражена словесным одобрением или неодобрением, выставлением баллов, пометками «зачтено» или «не зачтено», материальным поощрением (повышенная или именная стипендия, премия ректората, кафедральные награждения в виде записей концертов выдающихся мастеров ансамблевого искусства и т. п.).
Большое значение имеют объективность оценки, единство подхода к определению качества знаний, умений и навыков. Проблема эта весьма сложна, поскольку оценивание - один из системных факторов воздействия на обучающихся. Без продуманной системы объективного, постоянно осуществляемого оценивания рушится вся система образования. Высокая оценка может воодушевлять в учебе (однако и расхолаживать, внушать излишнюю самоуспокоенность, «манию величия»), низкая - отбить желание заниматься, вызвать «комплекс неполноценности».
Почему в науке не выработаны единые критерии оценки результатов творческого труда? Думается, что тому причиной - индивидуальность восприятия (сознания, мышления, воображения) каждого из слушателей или зрителей. Практически после каждого концерта можно быть свидетелем полярно противоположных мнений, абсолютно разных оценок одного и того же выступления. Такой же субъективизм зачастую наблюдается и в учебном процессе: оценивание по принципу «нравится - не нравится»; отсутствие паритета при оценке игры «моих» / «не моих» студентов (амбиции педагогов); завышение или занижение оценок (снисходительность к одним, крайне жесткие требования к другим) и др. Это отрицательно сказывается на отношениях студентов между собой, с педагогом, а в результате калечит психику еще не окрепших молодых людей. Видя подобную картину, студенты, которые пришли в вуз «за дипломом», под благовидными предлогами (или даже без них) «перебегают» к тем педагогам, у которых «как бы ни играл, все равно получишь оценку "отлично"». В такой ситуации страдает качество обучения: утративший объективность контроль разрушает учебный процесс. Не добавляет
№ 4 (42), 2011 "Культурная жизнь Юга России" ^
объективности и сложившаяся в последнее время двухбалльная система оценки, когда студенты получают, в основном, отметки «5» и «4». При явной недостаточности данной системы «преподаватели используют суррогатную шкалу: к баллам добавляют «плюсы» и «минусы» [4].
Помощь в разрешении спорных или конфликтных ситуаций способен оказать контроль с помощью аудио- и видеотехники. Использование записывающей аппаратуры позволяет студентам самостоятельно находить ошибки, анализировать причины неудач, искать способы их устранения, развивать и совершенствовать свой профессиональный уровень.
Прослушивание или просмотр записей мы практикуем после того, как сделан самоанализ и анализ выступления педагогом. В этом случае студенты проверяют себя: правильно ли сами проанализировали выступление, все ли задуманное исполнили, где потеряли или ослабили самоконтроль, какие выводы необходимо сделать и т. д. Видеозапись дает студентам возможность не только оценить качество своего исполнения, но и увидеть себя со стороны (посадка, жесты, походка, мимика и т. д.). Вырабатывается необходимый артистизм, умение держаться на сцене; активизируется самоконтроль до и во время выступления.
Критерии оценки исполнительского уровня выступающих в ансамбле, вырабатываются в ориентире на следующие моменты:
- уровень сформированности когнитивных качеств студента (интерпретация, соответствующая авторскому тексту и стилю, целостность формы, логичность фразировки, выразительность и образность, штриховое, тембро-звуковое разнообразие, соблюдение динамического баланса, уравновешенности фактурных линий);
- уровень развития коммуникативных качеств (целостность, слитность ансамблевого звучания, проявляющиеся в единстве темпо-ритмического рисунка всех участников ансамбля, умение ниве-
лировать случайные погрешности партнеров, ансамблевая гибкость);
- уровень развития эмоционально-волевых качеств (степень готовности программы, стабильность, эмоциональная насыщенность исполнения, помехоустойчивость, волевая устремленность, выносливость, сценическая находчивость);
- уровень развития рефлексивных качеств (сосредоточенность на качестве звучания, устойчивость и переключаемость внимания, своевременная коррекция своего исполнения, артистизм, визуальное воздействие на слушателей);
- уровень развития исполнительской техники (виртуозность исполнения, координированность движений).
Контроль и коррекция знаний, умений и навыков предназначены для оценки результатов учения. Он выясняет эффективность учебного процесса, помогает проводить диагностику уровня обучен-ности студентов, прослеживать этапы личностного роста, определять степень готовности к применению полученных знаний и умений на практике.
Немаловажно и то, что своевременно проводимый системный контроль позволяет расти и педагогу: вырабатывать наиболее эффективную стратегию преподавания дисциплины, варьировать тактику проведения каждого из уроков, оперативно внося необходимые коррективы в запланированную работу с обучаемыми.
Литература
1. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности. М., 2004. С. 458-459.
2. Ганшина К. А. Французско-русский словарь. М., 1977. С. 192.
3. Педагогика / под ред. Л. П. Крившенко. М., 2007. С. 311-313.
4. Симонов В. П. Десятибалльные шкалы оценки степени обученности по предметам. М., 2002. С. 35.
o. r. bulatova, s. n. zhmurin. control and assessment criteria of music and performance activity of students who study in the classes of ensemble
The authors consider the control system of educational activity of students who take part in ensembles. They also suggest developed by them assessment criteria of performance. Key words: music, control, student, ensemble, assessment.
Н. Р. ТУРАВЕЦ, E. В. БУРДИНА
ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ РАЗВИТИЯ МУЗЫКАЛЬНОЙ ОДАРЕННОСТИ ДЕТЕЙ НА НАЧАЛЬНОМ ЭТАПЕ ОБУЧЕНИЯ
Охарактеризованы элементы учебного процесса, содействующие развитию творческих способностей младших школьников, обучающихся в системе дополнительного образования (класс фортепиано). Ключевые слова: музыкальная одаренность, дополнительное образование, современные педагогические технологии.
Современный ребенок много слушает, смотрит, получает различную информацию. Вместе с тем встает вопрос: участвуют ли знания в развитии его творческого потенциала, в обогащении его духовного мира?
В настоящее время общество нуждается в людях, предрасположенных к инновационному мышлению, способных генерировать оригинальные идеи. Особенно ценится умение выделить главное, найти нетрадиционное решение пробле-