УДК 351.9
КОНТРОЛЬ ФИНАНСОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ОРГАНОВ СЧЕТНОЙ ПАЛАТОЙ: ФЕДЕРАЛЬНЫЙ И РЕГИОНАЛЬНЫЙ АСПЕКТЫ
Р.Ю. Маслов
Аннотация. Статья посвящена анализу формирования в России качественной законодательной базы, позволяющей Счетной палате эффективно функционировать и развиваться, удовлетворяя общественный запрос на контроль использования государством национальных ресурсов.
Ключевые слова: Счетная палата, федеральный бюджет, финансовая деятельность государственных органов, государственный аудит, парламентский контроль, финансовый контроль, бюджетные полномочия.
Abstract. In this article, the subject of analysis is the developing of proficient legislative framework enabling the Accounts Chamber to function effectively and to evolve, satisfying the public demand to control the national resources state utilization.
Keywords: Accounts Chamber, federal budget, financial activities of state bodies, state audit, parliamentary control, financial control, budgetary powers.
В соответствии со статьей 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату Российской Федерации (далее - Счетная палата), состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.
Действовавший с 1995 г. Федеральный закон «О Счетной палате Российской Федерации» заложил основы государственного аудита, однако к настоящему времени он перестал отвечать требованиям институциональных изменений в сфере внешнего финансового контроля. Новым Федеральным законом от 5 апреля 2013 г. №41-ФЗ «О Счетной палате Российской Федерации» (далее - Федеральный закон №41-ФЗ) конкретизирован порядок деятельности Счетной палаты, расширены ее полномочия, уточнены задачи и функции.
Федеральный закон №41-ФЗ направлен на совершенствование правового регулирования деятельности Счетной палаты, создание правовых основ для осуществления палатами Федерального Собрания Российской Федерации парламентского контроля посредством формирования Счетной палаты, призванной обеспечивать конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства через внешний государственный аудит (контроль).
Некоторые бюджетные и контрольные полномочия Счетной палаты закреплены также Бюджетным кодексом Российской Федерации (далее -БК РФ). Таким образом, положения указанных нормативных правовых актов взаимно дополняют друг друга в части регулирования ее деятельности.
Деятельность Счетной палаты направлена в том числе на формирование единой системы внешнего финансового контроля, призванной обеспечить условия для осуществления сквозного контроля за использованием средств консолидированного бюджета Российской Федерации. Этому в большой степени способствовало принятие Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» (далее - Федеральный закон №6-ФЗ), в разработке которого Счетная палата приняла самое активное и непосредственное участие.
Федеральный закон №6-ФЗ определяет общие принципы функционирования контрольно-счетных органов, когда за субъектами Российской Федерации и муниципальными образованиями сохраняются полномочия по регулированию деятельности соответствующих органов, а также по отнесению вопроса установления общих принципов организации системы органов государственной власти и местного самоуправления к совместному ведению Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральный закон №41-ФЗ вступил в силу 8 апреля 2013 г. и реализует концепцию создания системы внешнего государственного финансового контроля, основы которой были заложены Конституцией Российской Федерации. Счетная палата приобрела статус высшего органа внешнего государственного аудита (контроля), а с принятием Федерального закона №6-ФЗ впервые законодательно установлено разграничение государственных контрольных органов, осуществляющих
внешний финансовый контроль, и органов контроля в системе органов исполнительной власти (внутренний контроль).
Федеральный закон №41-ФЗ органично связан с положениями Федерального закона от 7 мая 2013 г. №77-ФЗ «О парламентском контроле в Российской Федерации», устанавливающими порядок взаимодействия Государственной Думы и Счетной палаты при осуществлении постоянного (текущего) парламентского контроля. В этой связи важным механизмом обеспечения эффективности работы Счетной палаты, играющей одну из ключевых ролей в проведении парламентского контроля, станут нормы, обязывающие правоохранительные органы предоставлять Счетной палате информацию о ходе рассмотрения переданных им материалов и принятых по ним решениях.
Право и обязанность Счетной палаты контролировать те или иные аспекты использования бюджетных средств, сферы имущественного оборота определены более чем в 40 федеральных законах.
Законодательство Российской Федерации, регулирующее деятельность Счетной палаты, базируется на международных принципах, главные из которых изложены в Лимской декларации руководящих принципов контроля (1977 г.) и в Мексиканской декларации независимости высших ревизионных учреждений (2007 г.).
Можно констатировать, что на сегодняшний день в России сформирована качественная законодательная база, позволяющая Счетной палате эффективно функционировать и развиваться, удовлетворяя общественный запрос на контроль использования государством национальных ресурсов.
Ключевой задачей Счетной палаты является создание всех необходимых условий для наиболее полной реализации потенциала сформированного правового поля, прежде всего определяемого новым Федеральным законом №41-ФЗ, БК РФ, Федеральным законом №6-ФЗ, опираясь на международно-правовые принципы независимого аудита (контроля). В развитие нового законодательства Счетной палатой планируется пересмотр и приведение в соответствие с ним всех внутренних документов, регулирующих ее деятельность.
Задачи и функции, возложенные действующим законодательством на Счетную палату, делают ее одним из ключевых элементов системы общественного контроля за расходованием национальных ресурсов, а также инструментом согласования краткосрочных социально-экономических решений, дающих «быстрый эффект», с
долгосрочными интересами общества и стратегическими целями общественного развития. Этим определяется миссия Счетной палаты и стратегия ее деятельности.
Миссия Счетной палаты - контроль управления и распоряжения государственными ресурсами в целях создания условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Счетная палата осуществляет внешний государственный аудит (контроль) на основе принципов законности, эффективности, объективности, независимости, открытости и гласности.
Ключевой принцип контрольной деятельности - это прежде всего беспристрастность, соблюдение профессиональных и этических норм инспекторским составом.
Достоверность собранных в ходе контрольных и экспертно-аналитических мероприятий данных и объективность их анализа обеспечиваются сотрудниками Счетной палаты независимо от какого-либо внешнего влияния.
В Счетной палате поддерживается приоритет ценности человеческого капитала, который выражается в том числе в сохранении и передаче новым сотрудникам профессиональных навыков от опытных работников при совместном проведении контрольных мероприятий. Привлечение к работе специалистов (внешних экспертов) способствует получению достоверных и объективных результатов, позволяет проверить объективность выводов и корректность оценок.
Происходит постоянное развитие новых перспективных видов контрольной и экспертно-аналитической деятельности, продвижение современных международных стандартов в части методологического и технического обеспечения.
Счетная палата сотрудничает с правоохранительными органами, способствуя своевременному реагированию на выявленные нарушения и обеспечивая тем самым логический результат контрольных мероприятий.
Рассмотрим основные стратегические цели и задачи Счетной палаты РФ, изложенные в Стратегии деятельности Счетной палаты РФ на 2013-2019 гг.
Ключевая задача Счетной палаты - представлять Президенту Российской Федерации, Государственной Думе, Совету Федерации, обществу объективную и независимую информацию о формировании и исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных вне-
бюджетных фондов, состоянии бюджетной системы Российской Федерации и т.д.
Счетная палата призвана обеспечивать конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства путем осуществления внешнего государственного аудита (контроля).
Информируя главу государства, палаты Федерального Собрания Российской Федерации, а в конечном итоге и всех граждан, Счетная палата способствует развитию общественного контроля.
В рамках сроков реализации упомянутой Стратегии (2013-2019 гг.) проводятся такие мероприятий, как:
■ разработка системы стандартов государственного аудита (контроля), базирующейся на положениях Федерального закона №41-ФЗ и системе международных стандартов ИНТОСАИ, а также передовом опыте зарубежных органов государственного аудита (контроля);
■ оказание методической помощи контрольно-счетным органам субъектов Российской Федерации и контрольно-счетным органам муниципальных образований и анализ соблюдения общих требований к стандартам внешнего государственного и муниципального финансового контроля с целью повышения результативности контрольной и экспертно-аналитической деятельности органов внешнего контроля;
■ постоянное взаимодействие с высшими органами финансового контроля зарубежных стран, международными организациями в области развития и совершенствования государственного аудита (контроля).
Проводится постоянное содержательное и технологическое совершенствование деятельности Счетной палаты, направленное на содействие успешной реализации стратегических планов социально-экономического развития. В рамках этого приоритетного направления деятельности Счетной палаты обеспечен всеобъемлющий контроль и анализ исполнения государственных стратегий, концепций и других документов по вопросам стратегического планирования.
Также проводится обеспечение гарантий защищенности средств федерального бюджета, государственной собственности и иных общенациональных ресурсов от нецелевого использования и других нарушений законодательства. Реализация данного приоритетного направления потребует дальнейшего совершенствования единой системы предварительного аудита формирования, последующего контроля исполнения, а также оперативного анализа и контроля организации
исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В условиях формирования дефицитного бюджета повышается значимость последовательного внедрения процедур внешнего государственного аудита на всех стадиях приватизационных сделок, контроля законности действий органов исполнительной власти по вовлечению в оборот земельных ресурсов и по управлению и распоряжению государственным имуществом, включая объекты культурного наследия.
Необходимо выстроить системную работу по обеспечению комплексного и всеобъемлющего аудита (контроля) расходования бюджетных средств с учетом их объемов и общественной значимости.
Должно быть повышено качество аудита (контроля) состояния государственного внутреннего и внешнего долга Российской Федерации с внедрением современных методов анализа оценки системы рисков устойчивости бюджетной системы и с учетом состояния совокупного внешнего долга Российской Федерации.
Следует повысить качество и глубину контроля за деятельностью Центрального банка Российской Федерации, стабильностью и развитием национальной платежной системы, банков и небанковских кредитных организаций, входящих в банковскую систему, финансовых рынков.
Сохраняют свою актуальность вопросы совершенствования контроля за размещением и использованием средств суверенных фондов (Резервного фонда и Фонда национального благосостояния), а также эффективности инвестирования средств Фонда национального благосостояния в экономику страны.
Безусловный приоритет в деятельности Счетной палаты - совершенствование системы контроля и осуществление непрерывного мониторинга состояния региональных и местных бюджетов, в том числе государственного долга субъектов Российской Федерации и долга муниципальных образований, методов аудита межбюджетных трансфертов, анализ методик их распределения и принятие ряда других мер, способствующих развитию самодостаточности регионов, сбалансированности региональных и местных бюджетов, а также росту их налогового потенциала.
Счетная палата продолжит контроль за исполнением бюджета Союзного государства. Учитывая лидирующие позиции Российской Федерации в развитии интеграционных процессов в рамках Таможенного союза
и Единого экономического пространства и перспективу формирования Евразийского экономического союза, Счетной палате требуется принять участие в совместной работе по контролю за своевременностью, полнотой и эффективностью принимаемых мер по обеспечению интересов Российской Федерации.
Необходимы также перенацеливание и переформатирование деятельности Счетной палаты в рамках функционирования единой системы предварительного, оперативного и последующего контроля формирования и исполнения федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов на повышение роли бюджетов как инструмента решения стратегических и тактических задач государственной социально-экономической политики и рост эффективности использования бюджетных средств.
Счетной палате потребуется создать систему непрерывного комплексного анализа и контроля формирования и реализации государственных программ, включая оценку сбалансированности их целей, задач, индикаторов, мероприятий и финансовых ресурсов, а также соответствия этих программ долгосрочным целям социально-экономического развития Российской Федерации.
Представляется, что Счетной палате необходимо выстроить такую систему контроля, которая обеспечит непрерывный процесс контрольных действий за выполнением мероприятий, вытекающих из указов и отдельных поручений Президента Российской Федерации, касающихся проблем использования средств федерального бюджета и федеральной собственности, а также управления государственными и муниципальными финансами.
Постоянное совершенствование правового регулирования в бюджетно-финансовой сфере не только способствует укреплению порядка и повышению эффективности контроля за формированием, сохранением и использованием национальных ресурсов, но и активизации процессов социально-экономического развития страны.
Одна из важных задач, стоящих перед Счетной палатой, - это контроль реализации крупных проектов общегосударственного значения, каждый из которых в силу своего масштаба оказывает существенное влияние на социально-экономическую ситуацию в нашей стране.
Рассмотрев основные контрольные направления деятельности Счетной палаты и ее перспективах, теперь перейдем к особенностям осуществления внешнего государственного финансового контроля (на примере Счетной палаты ХМАО).
Для начала рассмотрим правовой статус Счетной палаты ХМАО.
В становлении и развитии системы государственного финансового контроля в ХМАО важную роль сыграло как федеральное, так и региональное законодательство. Профессор А.Н. Козырин отмечает, что высшей юридической силой в системе источников правового регулирования организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации обладают нормы Конституции Российской Федерации, в соответствии с которыми выстраивается вся система государственных органов субъекта Российской Федерации и регулируется их деятельность.
В соответствии с положениями Закона ХМАО от 8 июня 1995 г. №5-оз «О Счетной палате Ханты-Мансийского автономного округа» Счетная палата являлась постоянно действующим органом финансового контроля автономного округа, образованным Думой ХМАО в виде ее структурного подразделения.
Основным этапом в становлении и развитии внешнего государственного финансового контроля в ХМАО стали мероприятия, проведенные в связи с принятием Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований».
Во исполнение указанного Федерального закона Думой был принят ряд нормативных правовых актов:
1) Закон ХМАО - Югры от 7 июля 2011 г. №70-оз «О внесении изменений в Устав (Основной Закон) Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;
2) Закон ХМАО - Югры от 27 мая 2011 г. №51-оз «О Счетной палате Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;
3) Постановление Думы ХМАО - Югры от 6 июля 2011 г. №182 «Об образовании Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;
4) Постановление Думы ХМАО - Югры от 6 июля 2011 г. №186 «О штатной численности Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры»;
5) Постановление Думы ХМАО - Югры от 17 февраля 2012 г. №420 «О Регламенте Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
Сегодня Счетная палата ХМАО является постоянно действующим органом внешнего государственного финансового контроля ХМАО, об-
разуемым Думой ХМАО и подотчетным ей, обладает организационной и функциональной независимостью, осуществляет деятельность самостоятельно. Деятельность Счетной палаты не может быть приостановлена, в том числе в связи с истечением срока или досрочным прекращением полномочий Думы автономного округа.
Счетная палата ХМАО является государственным органом ХМАО, обладает правами юридического лица, имеет гербовую печать и бланки со своим наименованием и с изображением герба ХМАО - Югры. Полномочия Счетной палаты ХМАО - Югры определены Законом ХМАО - Югры от 27 мая 2011 года №51-оз «О Счетной палате Ханты-Мансийского автономного округа - Югры».
Счетную палату ХМАО возглавляет председатель Счетной палаты. Также в состав контрольного органа входит заместитель председателя Счетной палаты, пять аудиторов. Аппарат Счетной палаты ХМАО состоит из шести инспекторских отделов, юридического отдела, отдела финансового обеспечения и отдела организационной и кадровой работы.
В целях обеспечения доступа к информации о деятельности Счетной палаты ХМАО с 12 апреля 2012 г. организована работа официального сайта Счетной палаты в информационно-телекоммуникационной сети Интернет по адресу: www.sphmao.ru. Существует также постоянное взаимодействие Счетной палаты ХМАО с контрольно-счетными органами муниципальных образований ХМАО. Во всех муниципальных районах и городских округах ХМАО созданы свои контрольно-счетные органы. Счетной палатой ХМАО заключены соглашения о сотрудничестве с контрольно-счетными органами всех 9 муниципальных районов и 13 городских округов.
В целях повышения эффективности деятельности органов внешнего государственного и муниципального финансового контроля на территории ХМАО, координации деятельности контрольно-счетных органов различных уровней и укрепления сотрудничества между ними 23 марта 2012 г. в ХМАО создан Совет органов внешнего финансового контроля Ханты-Мансийского автономного округа - Югры, основными задачами которого являются:
а) укрепление сотрудничества контрольно-счетных органов ХМАО, направленного на повышение эффективности внешнего финансового контроля;
б) обеспечение единообразия методологических подходов к контрольной и экспертно-аналитической деятельности контрольно-счетных
органов на территории ХМАО, в том числе при проведении на территориях соответствующих муниципальных образований совместных контрольных и экспертно-аналитических мероприятий;
в) оказание членам Совета организационной, правовой, информационной, методической и иной помощи;
г) оказание содействия членам Совета в повышении профессионального уровня в сфере внешнего финансового контроля;
д) обобщение и распространение передового опыта осуществления внешнего финансового контроля;
е) организация и проведение конференций, семинаров, совещаний и других мероприятий по вопросам внешнего финансового контроля и организации деятельности контрольно-счетных органов ХМАО.
В 2012 г. Счетной палатой ХМАО проведено 32 контрольных мероприятия, в том числе в восьми муниципальных образованиях ХМАО, по восьми целевым программам автономного округа, по шести ведомственным целевым программам автономного округа и ряд иных проверок в соответствии с имеющимися полномочиями. Проверено и проанализировано расходование бюджетных средств на общую сумму 148 937,3 млн рублей. По результатам контрольных мероприятий Счетной палатой выявлены нарушения и недостатки при расходовании бюджетных средств на общую сумму 5421,6 млн рублей.
В результате работы, проведенной Счетной палатой в указанный период, обеспечен возврат денежных средств в бюджет автономного округа в сумме 11,9 млн рублей путем закрытия бюджетных ассигнований Департаментом финансов в соответствии с требованиями БК РФ.
В плане контрольных мероприятий Счетной палаты на 2012 г. значилась проверка законности, результативности использования средств бюджетов муниципальных образований ХМАО - получателей межбюджетных трансфертов из бюджета автономного округа в ряде муниципальных образований автономного округа (например, Нижневартовский район, город Нефтеюганск и др.). В ходе проверок было установлено неэффективное использование бюджетных средств в сумме 1154,0 млн рублей.
В соответствии с требованиями БК РФ проведена внешняя проверка бюджетной отчетности за 2011 г. 35-ти главных администраторов бюджетных средств. Кроме того, проведена внешняя проверка консолидированной бюджетной отчетности за 2011 г. 3-х муниципальных образований автономного округа.
Подготовлены и направлены в Думу автономного округа 4 заключения на проекты законов автономного округа. Подготовлены и направлены 10 заключений на проекты постановлений правительства автономного округа.
В 2012 г. Счетной палатой проводилась проверка реализации программ, предусматривающих мероприятия приоритетных национальных проектов, в том числе в Департаменте здравоохранения автономного округа, Департаменте образования автономного округа и муниципальных образований при проверках реализации программы поддержки аграрно-промышленного комплекса в ХМАО.
Так, в сентябре 2012 г. Счетной палатой проведена проверка законности, результативности использования бюджетных средств, направленных на реализацию комплекса мер по модернизации общего образования ХМАО за 2011 г. и 8 месяцев 2012 г. Объектами проверок явились органы исполнительной власти автономного округа, муниципального образования г. Ханты-Мансийск и 5 общеобразовательных школ.
В результате контрольного мероприятия на фоне отдельных нарушений установлено, что общеобразовательные школы за счет средств субсидий федерального и окружного бюджетов приобретали оборудование и осуществляли текущий ремонт школьных столовых самостоятельно.
По мнению аудиторов Счетной палаты, осуществление вышеназванных расходов в централизованном порядке, например, Департаментом образования администрации г. Ханты-Мансийска, способствовало бы более эффективному использованию бюджетных средств и снижению возможных коррупционных проявлений.
В этой связи председатель Счетной палаты предложил включить в проект решения Совета рекомендацию органам местного самоуправления в целях эффективного использования бюджетных средств и снижения возможных коррупционных проявлений о том, что приобретение оборудования и осуществление текущего ремонта за счет субсидий из федерального и регионального бюджетов необходимо производить в централизованном порядке.
В соответствии с п. 2 ст. 8 Закона ХМАО - Югры от 27 мая 2011 г. №51-оз «О Счетной палате Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» внешний государственный финансовый контроль осуществляется Счетной палатой ХМАО, в том числе и в отношении различ-
ных организаций путем осуществления проверки соблюдения условий получения ими субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета автономного округа в порядке контроля за деятельностью главных распорядителей (распорядителей) и получателей средств бюджета автономного округа, предоставивших указанные средства, в случаях, если возможность проверок указанных организаций установлена в договорах о предоставлении субсидий, кредитов, гарантий за счет средств бюджета автономного округа. Аналогичные нормы закреплены и в нормативных правовых актах, регламентирующих деятельность муниципальных контрольно-счетных органов.
В целях организации и проведения контрольных и экспертно-аналитических мероприятий, рассмотрения их результатов на заседаниях Коллегии Счетной палаты в 2012 г. подготовлены и утверждены следующие методические документы:
■ стандарт внешнего государственного финансового контроля «Общие правила проведения контрольного мероприятия»;
■ стандарт внешнего государственного финансового контроля «Общие правила проведения экспертно-аналитического мероприятия»;
■ порядок внесения документов на рассмотрение Коллегии Счетной палаты при проведении и по результатам контрольных мероприятий;
■ методические рекомендации к порядку возбуждения дела об административном правонарушении.
Итак, Счетная палата ХМАО осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность, обеспечивая осуществление внешнего государственного финансового контроля в соответствии с БК РФ, Законом о Счетной палате ХМАО и иными нормативными правовыми актами, реализуя системный контроль за исполнением бюджета ХМАО и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования автономного округа. В результате деятельности Счетной палаты Дума автономного округа и губернатор автономного округа получают объективную информацию о качестве функционирования участников бюджетного процесса на территории ХМАО, а также целевом и эффективном использовании ими бюджетных средств.
Проведенное исследование позволило сделать следующие выводы.
1. В соответствии со статьей 101 Конституции РФ для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату РФ, со-
став и порядок деятельности которой определяются федеральным законом. Счетная палата призвана обеспечивать конституционное право граждан Российской Федерации на участие в управлении делами государства путем осуществления внешнего государственного аудита (контроля).
2. Действенный независимый контроль - абсолютная норма современного демократического общества - лежит в основе всей нормативно-правовой базы, регламентирующей деятельность большинства высших органов финансового контроля стран мира. На новом этапе совершенствования деятельности Счетная палата прежде всего видит свою задачу в повышении результативности своей аудиторской работы, а во главу угла ставит информационную прозрачность всех процессов своей деятельности. Постоянное совершенствование правового регулирования в бюджетно-финансовой сфере не только способствует укреплению порядка и повышению эффективности контроля за формированием, сохранением и использованием национальных ресурсов, но и активизации процессов социально-экономического развития страны.
3. Счетная палата ХМАО осуществляет контрольно-ревизионную, экспертно-аналитическую, информационную и иную деятельность, обеспечивая осуществление внешнего государственного финансового контроля в соответствии с БК РФ, Законом о Счетной палате ХМАО и иными нормативными правовыми актами, реализуя системный контроль за исполнением бюджета ХМАО и бюджета территориального фонда обязательного медицинского страхования автономного округа. В результате деятельности Счетной палаты Дума автономного округа и губернатор автономного округа получают объективную информацию о качестве функционирования участников бюджетного процесса на территории ХМАО, а также целевом и эффективном использовании ими бюджетных средств.
ЛИТЕРАТУРА
1. Конституция Российской Федерации, принятая на всенародном референдуме 12 декабря 1993 г. (в ред. от 04.02.2014) // Собрание законодательства Российской Федерации. 2014. №15. Ст. 1691.
2. Федеральный закон от 7 февраля 2011 г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъ-
ектов Российской Федерации и муниципальных образований» // Российская газета. №29. 11.02.2011.
3. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 27 мая 2011 г. №51-оз «О Счетной палате Ханты-Мансийского автономного округа - Югры» // Новости Югры. 2011.
4. Закон Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 8 июня 1995 г. №5-оз «О Счетной палате Ханты-Мансийского автономного округа» // Сборник законов и других нормативных актов, принятых Думой автономного округа. 1995. Май. (утратил силу)
5. Аверичева И.Л. Счетная палата Ханты-Мансийского автономного округа как постоянно действующий орган внешнего государственного финансового контроля // Публично-правовые исследования (электронный журнал). 2013. №3.
6. Козырин А.Н. Правовое регулирование организации и деятельности контрольно-счетных органов: Научно-практический комментарий статьи 2 Федерального закона «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // Реформы и право. 2011. №4.
7. Ялбулганов А.А. Контрольно-счетные органы и осуществление внешнего государственного и муниципального финансового контроля // Реформы и право. 2012. №1.
8. Янкевич С.В. Научно-практический комментарий к статье 18 Федерального закона от 7 февраля 2011 г. №6-ФЗ «Об общих принципах организации и деятельности контрольно-счетных органов субъектов Российской Федерации и муниципальных образований» // Реформы и право. 2012. №3.
9. Стратегия деятельности Счетной палаты Российской Федерации на 2013-2019 гг. (утв. Счетной палатой РФ) // СПС КонсультантПлюс.
10. Отчет о деятельности Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры за 2012 г. (утвержден решением Коллегии Счетной палаты Ханты-Мансийского автономного округа - Югры от 25 февраля 2013 г., протокол №4) [Электронный ресурс]. URL: http:// www.sphmao.ru/upload/medialibraAf/otchet2012.pdf - Официальный сайт Счетной палаты ХМАО (дата обращения: 14.05.2014).
11. Об организации контроля и профилактики коррупционных проявлений при расходовании бюджетных средств, в том числе выделяемых на реализацию приоритетных национальных проектов. [Элек-
тронный ресурс]. URL: http://www.depprirod.admhmao.ru/wps/wcm/ connect/web+content/hmao-departments/gov/komissii_i_sovetv/sovet/ zasedania/2012/oktobr+2012/material+25.10.2012/b7493eb3-68ce-48aa-alc9-6c3eab94e6a9 (дата обращения: 14.05.2014).
Р.Ю. Маслов,
заместитель председателя Комитета города Москвы по ценовой политике в строительстве и государственной экспертизе проектов,
Московский финансово-юридический университет МФЮА E-mail: [email protected]