все существенные с точки зрения стратегии аспекты деятельности: финансовые, производственные, маркетинговые и т. д. Иными словами, система Balanced Scorecard транслирует общую стратегию предприятия в систему взаимосвязанных показателей. Результат внедрения BSC - создание предприятия, ориентированного на выполнение стратегии, что безусловно обеспечивает повышение эффективности всей системы управления.
Система BSC также не лишена недостатков, основной из которых - наличие пробелов в формализации метода. Для разрешения обозначенной проблемы могут быть применены комбинированные схемы, объединяющие BSC и концепцию стоимости предприятия.
На схеме представлен обобщенный подход к управлению предприятием на основе интеграции финансовых и нефинансовых показателей эффективности деятельности предприятия. Показана принципиальная возможность трансформации операционных показателей в показатель стоимости предприятия через аналитический показатель экономической прибыли предприятия, что демонстрирует возможность управления
стоимостью предприятия через показатели его текущей деятельности: рентабельность ранее инвестированного капитала, рентабельность новых инвестиций, темпы роста новых инвестиций, затраты на привлечение источников финансирования инвестиций и т.д.
В рамках представленного подхода финансовая составляющая (ориентация на максимизацию стоимости предприятия) рассматривается как генеральный целевой ориентир деятельности предприятия. Взаимосвязанные составляющие сбалансированной системы показателей, - это структура, вокруг которой строится модель системы управления, что позволяет четко установить логику создания стоимости предприятия. Приведенные в стратегическое соответствие показатели BSC являются основным управленческим инструментом создания стоимости, а следовательно, и эффективной реализации стратегии предприятия. Совместное применение показателя экономической прибыли предприятия и системы сбалансированных показателей позволит реализовать предлагаемый подход к управлению предприятием и обеспечить эффективность принятия решений.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент: Пер. с англ. СПб.: Питер, 2000.
2. Милгром П., Робертс Дж., Экономика, организация и менеджмент. В 2-х т. СПб., 2004.
3. Коупленд Т., Коллер Т., Муррин Д. Стоимость компаний: оценка и управление. 3-е изд. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2008. 576 с.
4. Ковалев В.В. Финансовый менеджмент. Теория
и практика. СПб.: Проспект, 2009. 1024 с.
5. Каплан Р., Д. Нортон. Сбалансированная система показателей. От стратегии к действию: Пер. с англ. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2003.
6. Каплан Р., Д. Нортон. Стратегические карты. Трансформация нематериальных активов в материальные результаты: Пер. с англ. М.: ЗАО "Олимп-Бизнес", 2004.
УДК 519.8
Ильин И.В., Димова Е.С.
Контрактная система предприятия и механизм трансфертных цен
Вопросы эффективности внутрифирменных и межфирменных взаимодействий сегодня также актуальны, поскольку их решение оказывает значительное влияние на результаты хозяйственной деятельности предприятий. В современной литературе большое внимание уделяется иссле-
дованию социологических и психологических вопросов сотрудничества и коммуникаций, разрабатываются экономико-математические модели поведения фирмы. В последнее время много исследований посвящено влиянию на эффективность функционирования предприятия
механизма трансфертных цен. Как правило, данный механизм используется для формирования внутренних цен, по которым входящие в корпорации (дочерние) фирмы и предприятия рассчитываются за поставляемые друг другу материалы, полуфабрикаты, комплектующие или иную продукцию. Трансфертные цены могут устанавливаться централизованно или по договоренности между предприятиями (дочерними фирмами). Часто искусственное занижение трансфертных цен позволяет корпорациям снижать объем выплачиваемых налогов, и против такой практики в ряде стран принимаются соответствующие законодательные меры. Транснациональные компании могут регулировать трансфертные цены так, чтобы основная прибыль сосредоточивалась в филиалах, расположенных в странах с низкими налоговыми ставками.
Использование механизма трансфертных цен не ограничивается внутрикорпоративными рамками. В этой связи весьма интересным представляется подход к использованию трансфертных цен, направленный на оптимизацию межфирменных взаимодействий, который подробно рассматривается в монографии [1].
Существуют различные способы межфирменного взаимодействия. Наиболее исследо -ваны вертикальные и горизонтальные формы взаимодействия предприятий. Например, теория институциональных ловушек исследует устойчивые неэффективные нормы поведения экономических агентов. При переходе от одной нормы поведения к другой возникают не только трансакционные, но и трансформационные издержки, которые возникают вследствие эффектов координации, сопряжения, инерции, обучения и лоббирования. В теории активных систем исследуются модели и методы децентрализованного управления интегрированными производственными структурами для систем с доминирующим положением одного из участников взаимодействия. Такой способ взаимодействия, как бартер, кроме положительного эффекта от экономии оборотных средств имеет негативное влияние на эффективность экономики. Аналог бартера - использование интегрированных предпри -ятий, групп и объединений или контрактных механизмов, позволяющих сократить оборотные средства и трансакционные издержки. Дефицит оборотных средств в одном из звеньев технологической цепочки - один из запирающих эффектов, который позволяет преодолеть группирование предприятий.
Кроме формы взаимодействия предприятий существенную роль играет определение показателей качества и эффективности управления. Подавляющее большинство методов, лежащих в основе этого, базируется на анализе статистических данных и показателей текущей деятельности организации, что позволяет использовать лишь некоторый тренд в развитии организации и что далеко не всегда отражает действительную динамику развития предприятия.
Для принятия эффективных управленческих решений необходимо использовать инструменты, позволяющие оценить положение фирмы в краткосрочной и долгосрочной перспективе в случае принятия того или иного решения, т. е. спрогнозировать показатели деятельности фирмы.
Эффективность функционирования предприятия во многом определяется управляющими воздействиями или управленческими решениями по формированию и реализации контрактной системы. Финансовая структура контрактов на поставку сырья, оборудования, комплектующих, а также на реализацию произведенной продукции и услуг, может быть определена на основе механизма трансфертных цен. Механизм трансфертных цен позволяет при ограниченном объеме оборотных средств заключать большее количество контрактов и при определенных значениях параметров (таких, как трансфертная цена, ставка трансферта и величина возмещения по трансферту) получать большую прибыль, а также управлять динамикой реализации контрактной системы таким образом, чтобы предприятие обладало определенными суммами денежных средств в определенные временные периоды.
Рассмотрим далее принципы моделирования управления контрактной системой предприятия на основе механизма трансфертных цен и с целью реализации описанных задач.
Согласно [1] "осуществление сделок в рамках механизма равновесных трансфертных цен (МРТЦ) предполагает, что предприятия рассчитываются между собой за поставляемую продукцию не по рыночным, а по более низким - трансфертным ценам". Возмещение за использование более низких цен происходит после того, как предприятие-потребитель реализует свою конечную продукцию. Поставщик получает выручку за два этапа. На первом потребитель выплачивает часть стоимости продукции поставщика в рыночных ценах, на оставшуюся часть
рыночной цены поставщик условно кредитует потребителя. На втором этапе после получения потребителем выручки за реализацию конечной продукции поставщик получает остаток от рыночной стоимости продукции и определенный процент от этой суммы, так называемую ставку по внутригрупповым сделкам или ставку трансферта. Значение ставки трансферта определяется с целью согласования интересов участников. Важнейшие особенности МРТЦ - наличие указанного трансферта и одинаковые условия налогообложения для участников сделки, благодаря чему данный механизм эффективен не только для предприятий его использующих, но и для государственного бюджета. В этом его принципиальное отличие от известных случаев использования трансфертных цен в вертикально-интегрированных корпорациях с целью уменьшения налоговых выплат.
Прирост прибыли при использовании МРТЦ относительно сделок по рыночным ценам состоит из двух составляющих: прироста прибыли при фиксированных технологических состояниях и увеличения объемов производства при изменении технологических состояний участников. Эффект МРТЦ для участника сделки измеряется приростом его чистой прибыли относительно максимальной чистой прибыли в условиях использования рыночных цен. Эффект МРТЦ для государственного бюджета измеряется увеличением суммарных налоговых выплат при использовании трансфертных цен относительно варианта реализации сделок по рыночным ценам. Доказательство эффективности использования трансфертных цен, критерии выбора величины и ставки трансферта будут описаны далее.
Описанный механизм равновесных трансфертных цен является инструментом эффективного межфирменного взаимодействия. Однако есть ряд ограничений, которые существенно сужают область применения механизма, а именно: выплата величины трансферта происходит одной суммой, после реализации конечного продукта; МРТЦ используется как механизм выбора оптимального плана выпуска продукции; действие механизма ограничено группой предприятий.
В данной статье предлагается дополнить МРТЦ несколькими составляющими, чтобы снять перечисленные ограничения. Дополненный механизм трансфертных цен (МТЦ) позволяет создать любую форму межфирменных финансовых взаимодействий. Для описания МТЦ введем следующие определения. Трансфертная цена - часть рыночной стоимости контракта на
поставку товара, заключенного между продавцом и покупателем, после оплаты которой продавец передает товар покупателю. Величина трансферта - разница между рыночной ценой контракта и трансфертной ценой, которую покупатель возмещает продавцу одной или несколькими суммами через определенное время после оплаты трансфертной цены. Возмещение за использование трансфертных цен - дополнительная стоимость контракта, которую покупатель возмещает продавцу одной или несколькими суммами, добавляя ее к возмещению величины трансферта. Размер возмещения за использование трансфертных цен имеет зависимость от времени и величины трансферта. Ставка трансферта - процент от величины трансферта, который является оплатой за использование механизма трансфертных цен. Доля возврата возмещения по трансферту - часть величины трансферта, которую покупатель выплачивает единовременно. Сумма всех долей возврата возмещений по трансферту в рамках одного контракта составляет единицу. Рыночная стоимость контракта - стоимость контракта на поставку товара от продавца покупателю, которую покупатель оплачивает без использования механизма трансфертных цен. Полная стоимость контракта при использовании механизма трансфертных цен - рыночная стоимость контракта, увеличенная на величину возмещения за использование трансфертных цен. Вся совокупность перечисленных характеристик контрактов - трансфертные показатели контракта.
Бу = (0 + ^2 + (1)
г
где - полная стоимость контракта; - трансфертная цена; Б2 - величина трансферта; ц(?) -ставка трансферта на момент времени ?; ду(р) - доля возврата возмещения по трансферту в период времени ?; (Бу 1 + Б2) - рыночная стоимость контракта, ^ dy ( )= 1.
I
Для того, чтобы использование механизма трансфертных цен было экономически целесообразно и для продавца и для покупателя, значение ставки трансферта должно быть ниже, чем ставка по кредитам, которые может взять покупатель в кредитных организациях, но выше, чем ставка доходности инвестиций, которые мог бы сделать продавец с учетом возможных рисков инвестиционных проектов.
Дополнительный доход, который получает продавец товара при использовании механизма трансфертных цен, - возмещение за использование трансфертных цен:
Л^ = 2 (Г )йу ( М)) (2)
Дополнительный доход для государственного бюджета ДЫ составляет:
ДЖ = п^Бу2 ()йу ()), (3)
I
где п - ставка налога на прибыль.
Приведем примеры межфирменных взаимодействий в терминах МТЦ.
Рыночные цены. Покупатель оплачивает полную стоимость контракта единовременно, до получения товара. Это означает что трансфертная цена равна полной стоимости контракта, величина трансферта и возмещение равны нулю: ¿у = ¿У, ¿у2 = 0.
Товарный кредит. Покупатель оплачивает полную стоимость контракта через 20 дней после получения товара. То есть трансфертная цена равна нулю, величина трансферта составляет полную стоимость контракта, ставка трансферта равна нулю, доля возврата возмещения на двадцатый день равна единице:
Бу = 2 (( )(1 + ))),
[и = 20
d(t) = \' , ц(?) = 0.
|0,Г Ф 20
Рассрочка платежа. Покупатель оплачивает до получения товара 50 процентов от стоимости контракта, оставшуюся часть покупатель должен оплатить в течение 30 дней, за каждый день после 10-го - дополнительная комиссия - 0,05 % от неоплаченной части стоимости контракта.
30 Год < 10,
¿у1 = *2, Id()= 1, КО = {°0,0005 0, 10 < Г <30.
Описанноый механизм трансфертных цен позволяет формировать будущие денежные потоки организации. Например, подбирая распределение доли возмещения можно спланировать выплату возмещений по контрактам таким образом, чтобы избежать кассовых разрывов. Пример, демонстрирующий этот эффект, приведем после описания всех предлагаемых к использованию моделей.
МТЦ - инструмент эффективного взаимодействия между поставщиком и покупателем, позволяющий управлять выплатами и поступлениями по заключенным контрактам (поступлениями в слу-
чае, если МТЦ используется для взаимодействия с конечными покупателями). Но помимо поступлений и выплат по заключенным контрактам есть еще затраты на производственно-хозяйственную деятельность, вложения в инвестиционные проекты и доходы от инвестиций, выплаты по кредитам, дивиденды и т. п. Для того, чтобы спрогнозировать финансовое состояние организации в определенный момент времени, необходимо учитывать все составляющие финансовой деятельности.
В [2] приводится описание модели совместной деятельности группы предприятий-товаропроизводителей, в том числе и производителей основных фондов, позволяющей провести расчет сбалансированных потоков материальных ресурсов и определить уровень взаимосбалансированных цен на ресурсы и услуги. На основе данной модели и механизма трансфертных цен для моделирования деятельности коммерческого предприятия была разработана динамическая модель. Она позволяет отразить процесс формирования и реализации контрактной системы с учетом механизма трансфертных цен, а также отразить процесс влияния управляющих воздействий на показатели эффективности деятельности предприятия. Модель разработана для коммерческого предприятия, но можно адаптировать ее и для производственного предприятия, использующего МТЦ, дополнительно включив составляющие производственного процесса и основные фонды.
В модели денежных потоков используются следующие обозначения: г - индекс покупателя (дилера), г = 1,...,/; . - индекс поставщика (производителя), у = 1,.../; t - индекс отрезка планируемого периода, ? = (0,... ,Т; х.р) - объем продаж продукции .-го производителя г-му дилеру, согласованный в договоре поставки; х.(0 - плановый объем продаж продукции .-го производителя, дополнительно к согласованному в договорае поставки; у р) - объем закупаемой у .-го производителя продукции;
ограничение на значение периода планирования:
1Уу ( )=1 ^ ()+ х! ()'
t=t0 t=t0 VI=1
У(() - общий объем закупок продукции у производителей; Я(Т) - выручка от реализации продукции; Sx¡J - трансфертная цена по договору поставки
г-му дилеру продукции .-го производителя; Sxj (t) -
возмещение по трансферту по договору поставки г-му дилеру продукции .-го производителя;
рыночная стоимость контракта на поставку /-му дилеру продукции /-го производителя:
(ху ()= (х) (t)+ (х2 (t);
dx.pt) - доля возмещения по трансферту в период времени t,
2А ()= 1;
у^О - ставка трансферта по договору поставки /му дилеру продукции j-го производителя; р.(1) -цена продажи продукции j-го производителя; C(t) - производственно-хозяйственные издержки; цх - затраты на продажу единицы продукции;
- затраты на закупку единицы продукции; 2(1) - постоянные издержки, включая оплату труда сотрудников, содержание офиса и т. п.; (у) () -
трансфертная цена по договору закупки продукции уj-го производителя; Sy2J () - возмещение по
трансферту по договору закупки продукции у ^го производителя;
рыночная стоимость контракта на закупку продукции у ^го производителя:
^ ()= Ъ) ()+ SyJ (t);
^У(Р) - доля возмещения по трансферту в период времени 1.
I ^ ()=).
(т )= У (т)
j=1
У (т)=1{Ьу (т)+ Ху (т)
j=1{I=1 ,
Выручка от реализации:
(4)
(5)
R(T) = 1
у=)
( , /
{¡=)у, =,0
I (х) ()+ Щ (t)
*} (0(1 + 7} (0)) + X} (Т)р] (Т)). (6)
Производственно-хозяйственные издержки:
С (Т ) = дхХ (Т) + ду¥ (Т) + г (Т) + т г (7)
+ ИН (') + Бу) (()(1 + ц, (I))).
I=10 ]=1
Чистый денежный поток в период планирования 1:
(() + 5х> ((Ух9 ()(1 + уу ())) +
+ ()р] (Г))-дхХ(г)-дуГ®-1(1)- (8) £ (Бу) (V) + Ху) (V) * йу; (V) * (1 + ц, (V))}.
- ставка трансферта по договору закупки продукции у ^го производителя; М(1) - составляющая совокупных доходов и расходов от вспомогательной деятельности организации в момент времени 1, которая включает в себя затраты на рекламу и маркетинг, вложения в инвестиционные проекты, доходы от инвестиций, выплаты по кредитам и займам. При необходимости можно представить М(1) в виде суммы перечисленных со ставляющих.
Соотношения, определяющие объем закупок:
Описанная модель денежных потоков позволяет оценить состояние организации в каждый рассматриваемый момент времени с учетом заключенных контрактов. Модель является открытой для включения в нее данных о потенциальных контрактах. При принятии решения о заключении нового контракта необходимо включить параметры нового контракта в модель и оценить состояние организации. В любой момент периода планирования показатели деятельности организации должны соответствовать установленным ограничениям. Если при моделировании финансовых потоков для нового контракта не все ограничения выполнимы, необходимо изменить трансфертные параметры контракта таким образом, чтобы ограничения выполнялись.
Для того, чтобы оценить значения критериев и показателей деятельности организации, которые будут анализироваться при принятии решения о заключении нового контракта, авторы предлагают использовать критериальное пространство деятельности организации.
Для формирования множества критериев и показателей деятельности предприятия можно использовать понятие стратегических карт [3]. Стратегические карты: обеспечивают связь между формулированием стратегии и ее воплощением как средство для описания, оценки и приведения в стратегическое соответствие нематериальных активов с целью их максимального использования при реализации долгосрочных планов; отражают не только финансовое положение компании, но и ее отношения с потребителями, организацию внутренних бизнес-процессов, развитие и обучение сотрудников; служат инструментом, позволяющим менеджменту предприятий формулировать
(=1
и отображать то, как можно эффективно создавать ценность, согласовывая стратегические цели через цепь причинно-следственных связей.
Стратегическая карта компании содержит миссию, идею бизнеса, аспекты деятельности, стратегические цели для каждого аспекта деятельности, ключевые факторы успеха для достижения стратегических целей и показатели, характеризующие ключевые факторы. Для каждого конечного показателя должны быть заданы ограничения. Ограничения могут иметь зависимость от времени. Критериальное пространство деятельности организации - многомерное пространство, оси - показатели деятельности и время, границы критериального пространства определяются ограничениями для показателей. Задача управления системой денежных потоков организации состоит в принятии таких решений, при которых она будет оставаться в рамках критериального пространства деятельности. Можно использовать следующие показатели.
1. Установленный предел отклонения от бюджета закупок:
f
B (T)-£ Syj (T)< const,
j-i
где B(T) - значение статьи бюджета на закупку продукции.
2. Прибыльность: R(T) - C(T) > const.
3. Лимит ставки использования заемных средств:
X (|J. j )< const,
max (
j
или
f I
J=1
ISj2 (t)dyj (tJ (t)
- < const.
I Syj (t)
J=1
4. Лимит дебиторской задолженности на момент времени t:
i i i^ (t )dxy (t )y j (t )< const.
i=1 j=it=tc
5. Лимит чистого денежного потока за период времени t:
(t) + Sx2 (t )dxy (t )(l + у j (t)))+xj (t) Pj (t))-
i, j
-qxX (t)-qyY (t)-z (t )-
-i(Sy) (t) + Syj (t)dyj (t)(! + ^J (t))) ^ const-
J=i
6. Количество поставщиков и конечных покупателей: l, f - const.
Подведем промежуточный итог. Компания сформулировала свою миссию, разработала стратегию и определила критерии эффективности деятельности. Для описания финансового состояния компании в каждый момент времени используем модель денежных потоков, которая учитывает трансфертные показатели контрактов. При принятии решения о заключении нового контракта нужно подобрать такие трансфертные характеристики контракта, при которых компания в каждый момент времени будет находиться в пределах критериального пространства деятельности.
Рассмотрим пример. Компания занимается оптовой закупкой и продажей компьютерной техники, является официальным дистрибьютором товаров четырех производителей: ASUS, ACER, HP, Xerox. В ассортименте организации тринадцать наименований, e = el, e2, ..., el3. ASUS: ноутбуки - el, e2, системные блоки - e5. ACER: ноутбук e3, системный блок e6, монитор e8; HP: ноутбук e4, системный блок e7, монитор e9, принтер e10; Xerox: монитор ell, принтеры e12, e13. Дистрибьютор сотрудничает с семью дилерами: i = il, i2, ..., i7. Будем считать, что с ними уже согласованы планы продаж по каждому виду оборудования, также есть план продаж для дилеров, с которыми только планируется заключение контрактов. Так как точный список дилеров не определен, обозначим их значением i8.
Заключенные с покупателями контракты предполагает следующий план продаж. Для покупателя il: e5(t2) = l00 (т. е. в момент времени i2 покупатель i l планирует купить 100 единиц товара e5), e5(t5) = 60, el0(t5) = 80, el2(t5) = 50, e5(t8) = = 80, e7(t8) = 25, el3(t8) = 40, el0(tl l) = l0, e4(tl3) = = 30. Для i2: el3(t2) = 30, e2(t5) = 90, e8(t5) = l5, el0(t5) = 30, el(t9) = 70, e8(t9) = 35, el3(#) = 40, e8(tl2) = l5, e9(tl4) = l0. Для i3: el(t3) = 30, e2(t3) = = 50, el(t6) = l20, e2(t6) = 45, e3(t6) = 90, el(tll) = = l00, e7(tl3) = 20. Для i4: e5(t2) = 50, ell(t2) = = 20, el(t5) = 50, e4(t5) = 30, e5(t5) = 60, e6(t9) = = 50, el0(t9) = l0, el2(/9) = 40, e9(tl3) = l0. Для i5: e2(t3) = 30, el2(t3) = 50, e6(t6) = 80, e7(t6) = l0, e8(t6) = l0, e8(tl0) = 25, e9(tl0) = 35, ell(tl0) = 45, e6(tl4) = 50. Для i6: e3(t4) = 30, e8(t4) = l0, el3(t4) = = 35, e9(t6) = 40, el0(t6) = 80, el3(t6) = 40, e6(tl2) = = 50. Для i7: e3(t4) = l0, e9(t4) = 90, ell(t4) = 35, e5(t7) = 50, el0(t7) = 90, el2(t7) = 50, e7(tl5) = l0, e8(tl5) = 30, e9(tl5) = l0. Для отражения планов продаж по незаключенным контрактам введем условного покупателя i8: e3(t4) = 30, e2(t5) = 20,
е10(15) = 40, е7(/6) = 5, е13(16) = 15, е2(17) = 15, е8(17) = 20, е4(18) = 30, е9(/8) = 15, еЮ^) = 10, еб(/9) = 10, е12(19) = 10, е7(110) = 15, е8(110) = 10, = 10, е8(112) = 10, е7(113) = 5, е6^14) = 10, е4(115) = 30.
На основании плана продаж сотрудники отдела закупок составляют план закупок. Совмещенные планы закупок и продаж товаров представляют собой систему товарных потоков.
Для рассматриваемого примера затраты на продажу единицы товара д = 5, затраты на закуп-
ку единицы товара q
постоянные затраты в
каждый период времени 2 = 8000. Цены закупки и продажи одной единицы товара представим в виде матрицы; первая строка - цены закупки, вторая - цены продажи, номера столбцов соответствуют номенклатурным номерам:
( 800 950 700 1050 120 110 150 200 170 160 150 200 300 11040 1235 910 1365 156 143 195 260 221 208 195 260 390
В период времени t1 фирма закупает продукцию у производителей ASUS и Xerox. Рыночная цена контракта с ASUS составляет Sj1 = 380-800 + + 250-950 + 400-120 = 589,5 тыс. Рыночная цена контракта с Xerox составляет Sj4 = 100-150 + + 200-200 + 200-300 = 115 тыс.
В период времени t2 компания закупает продукцию у производителя ACER, рыночная стоимость контракта Sj2 = 150-700 + 250-110 + 180-200 = 168,5 тыс.
В период времени t3 дистрибьютор закупает продукцию производителя HP, рыночная стоимость контракта составляет Sj3 = 120-1050 + 90-150 + 210-170 + 350-160, Sj3 = 231,2 тыс.
Предположим, что на начало периода времени t1 у организации были оборотные средства - 1 000 000 единиц. Доход организации за исследуемый период времени составит 173,82 тыс. Однако такие начальные оборотные средства есть лишь у небольшого количества организаций. Покажем, как, используя механизм трансфертных цен, можно уменьшить начальные оборотные средства почти вдвое.
Предположим, что у организации на начальный момент времени есть только 550 тыс. оборотных средств. В этом случае необходимо исключить работу по контракту с поставщиком ASUS, соответственно исключив и план продаж товаров данного производителя дилерам. Доход компании от трех контрактов составит 10,36 тыс. При использовании механизма рыночных цен компания вынуждена отказаться от контракта с
одним из производителей и не получить дополнительную прибыль в 163,46 тыс. (т. е. почти в 16 раз большую).
Рассмотрим второй вариант. У фирмы на начальный момент времени есть 550 тыс. оборотных средств, но она может работать с поставщиками товаров в условиях механизма трансфертных цен. По первому контракту трансфертная цена составляет 40 % от рыночной стоимости, по второму - 55, по третьему - 45, по четвертому - 50 %. Возмещение за использование трансфертных цен происходит через четыре периода времени, ставка трансферта по первому, второму и третьему контрактам - 2 %, по четвертому - 3 % от величины трансферта. Денежные потоки организации при использовании механизма трансфертных цен представлены в табл. 1. Доход составит 160,84 тыс., что всего на 13 тыс. меньше дохода, который получила бы организация при неограниченных оборотных средствах. Таким образом, экономический эффект от использования трансфертных цен заключается в возможности заключения дополнительных (по сравнению с механизмом рыночных цен) контрактов и получения дополнительного дохода от основной деятельности.
Следующая составляющая экономического эффекта от использования механизма трансфертных цен - возможность управления системой денежных потоков организации. В зависимости от краткосрочных и среднесрочных целей деятельности организации, установленные предельные значения для показателей деятельности организации могут быть также распределены во времени. Для наглядности проведем анализ двух показателей - степени выполнения бюджета и чистого денежного потока. Установим ограничения на данные показатели в зависимости от времени (табл. 2).
Пусть трансфертная цена продажи составляет 45 % от рыночной цены контракта, возмещение по трансферту происходит через три периода времени, ставка по трансферту - 3 %. Проанализируем показатели деятельности организации в случае, если возврат возмещения по трансферту происходит одной суммой через четыре периода времени. Соответствующие денежные потоки организации и показатели деятельности компании представлены в табл. 3. Данное распределение денежных потоков недопустимо по нескольким причинам: в периоде времени 15 превышен бюджет закупок, в периодах времени 15, 17 значение чистого денежного потока ниже установленного ограничения, в
й Таблица 1
оо
Денежные потоки организации при использовании механизма трансфертных цен
Показатели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Оборотные средства на начало периода 550 000 236 460 169 145 193 145 281 560 147 706 385 860 309 005 379 305 491 140 511 025 618 905 624 180 663 890 666 330
Трансфертная цена 293 300 92 675 104 040 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Возмещение по трансферту 0 0 0 0 418 849 77 342 130 975 0 0 0 0 0 0 0 0
Продажа товаров 0 39 000 143 000 97 565 295 620 326 170 63 245 79 300 121 160 28 535 116 480 13 650 48 035 10 790 52 910
Затраты на закупку 12 240 4 640 6 160 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Затраты на продажу 0 1 000 800 1 150 2 625 2 675 1 125 1 000 1 325 650 600 375 325 350 400
Постоянные затраты 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000
Чистый денежный поток -313 540 -67 315 24 000 88415 -133 854 238 154 -76 855 70 300 111 835 19 885 107 880 5 275 39 710 2 440 44 510
Оборотные средства на конец периода 236 460 169 145 193 145 281 560 147 706 385 860 309 005 379 305 491 140 511 025 618 905 624 180 663 890 666 330 710 840
Таблица 2
Предельные значения показателей деятельности организации
Показатели, тыс.ед. 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15
Бюджет закупок 300 300 300 250 250 250 200 200 200 150 150 150 150 150 150
Чистый денежный поток 1 1 1 2 2 3 3 4 4 5 5 5
Таблица 3
Денежные потоки с использованием механизма трансфертных цен с поставщиками и покупателями
Показатели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Оборотные средства на начало периода 550 ООО 236 460 147 695 93 045 127 799 -146 552 -6 783 -63 152 131 002 360 974 400 993 489 733 556 137 585 593 648 085 671 227 690 439 688 551
Трансфертная цена закупки 293 300 92 675 104 040 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Ставка тр-та поЛ 0.00 0.10 0.01 0.02 0.02 0.03 0.03 0.04 0.04 0.04 0.05 0.05 0.06 0.06 0.07 0.07 0.07 0.07
по)2 0.00 0.00 0.01 0.01 0.01 0.02 0.02 0.03 0.03 0.04 0.04 0.04 0.05 0.05 0.06 0.06 0.06 0.07
по]3 0.00 0.00 0.01 0.01 0.02 0.02 0.02 0.02 0.03 0.03 0.04 0.04 0.04 0.05 0.05 0.05 0.05 0
по]4 0.00 0.01 0.01 0.02 0.02 0.02 0.03 0.03 0.04 0.04 0.05 0.05 0.06 0.06 0.06 0.06 0.07 0.00
Доля возм-я поЛ 1.0 0.0
пoj2 1.0
по]3 1.0
по]4 1.0
Возмещение по тр-ту по закупке 0 0 0 0 418 849 77 342 130 975 0 0 0 0 0 0 0 0
Трансфертная цена продажи 0 17 550 64 350 43 904 133 029 146 777 28 460 35 685 54 522 12 841 52 416 6 143 21 616 4 856 23 810 0
Возмещение по тр-ту продажи 22 094 81 010 55 271 167 469 184 775 35 828 44 923 68 637 16 165 65 986 7 733 27 212 6 113 29 974
Затраты на закупку 12 240 4 640 6 160 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Затраты на продажу 0 1 000 800 1 150 2 625 2 675 1 125 1 000 1 325 650 600 375 325 350 400 0 0
Постоянные затраты 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000
о о
Таблица 4
Денежные потоки организации при моделировании распределения доли возврата возмещения по трансферту
Показатели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Обор, средства на начало периода 550 ООО 236 460 147 695 93 045 127 799 146 642 215 789 224 907 271 922 490 049 530 068 562 204 589 180 618 636 640 690 663 832 683 044 681 157
Трансфертная цена закупки 293 300 92 675 104 040 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Ставка трансферта по ] 1 0.00 0.10 0.01 0.02 0.02 0.03 0.03 0.04 0.04 0.04 0.05 0.05 0.06 0.06 0.07 0.07 0.07 0.07
0.00 0.00 0.01 0.01 0.01 0.02 0.02 0.03 0.03 0.04 0.04 0.04 0.05 0.05 0.06 0.06 0.06 0.07
по)3 0.00 0.00 0.01 0.01 0.02 0.02 0.02 0.02 0.03 0.03 0.04 0.04 0.04 0.05 0.05 0.05 0.05 0
по)4 0.00 0.01 0.01 0.02 0.02 0.02 0.03 0.03 0.04 0.04 0.05 0.05 0.06 0.06 0.06 0.06 0.07 0.00
Доля возмещенияя по ] 1 0.3 0.3 0.4 0.0
0.3 0.2 0.5
по)3 0.5 0.5
по)4 0.5 0.2 0.3
Возмещение по трансферту по закупке 0 0 0 0 125 655 147 964 65 487 147 139 11 845 0 56 604 39 429 0 40 437 0
Окончание табл. 3
Показатели 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18
Чистый денежный поток -313 540 -88 765 -54 650 34 754 -274 352 139 770 -56 369 194 154 229 972 40 019 88 739 66 405 29 456 62 491 23 142 19 212 -1 887 21 974
Обор, средства на конец периода 236 460 147 695 93 045 127 799 -146 552 -6 783 -63 152 131 002 360 974 400 993 489 733 556 137 585 593 648 085 671 227 690 439 688 551 710 525
Бюджет закупок 293 300 92 675 104 040 0 418 849 77 342 130 975 0 0 0 0 0 0 0 0
Чистый денежный поток 34 754 -274 352 139 770 -56 369 194 154 229 972 40 019 88 739 66 405 29 456 62 491 23 142
Трансфертная цена продажи 0 17 550 64 350 43 904 133 029 146 777 28 460 35 685 54 522 12 841 52 416 6 143 21 616 4 856 23 810 0
Возмещение по трансферту продажи 22 094 81 010 55 271 167 469 184 775 35 828 44 923 68 637 16 165 65 986 7 733 27 212 6 113 29 974
Затраты на закупку 12 240 4 640 6 160 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0 0
Затраты на продажу 0 1 000 800 1 150 2 625 2 675 1 125 1 000 1 325 650 600 375 325 350 400 0 0
Постоянные затраты 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000 8 000
Чистый денежный поток -313 540 -88 765 -54 650 34 754 18 843 69 147 9 118 47 015 218 127 40 019 32 136 26 976 29 456 22 055 23 142 19 212 -1 887 21 974
Оборотные средства на конец периода 236 460 147 695 93 045 127 799 146 642 215 789 224 907 271 922 490 049 530 068 562 204 589 180 618 636 640 690 663 832 683 044 681 157 703 130
Бюджет закупок 293 300 92 675 104 040 0 125 655 147 964 65 487 147 139 11 845 0 56 604 39 429 0 40 437 0
Чистый денежный поток 34 754 18 843 69 147 9 118 47 015 218 127 40 019 32 136 26 976 29 456 22 055 23 142
периодах времени t5, ?6, 17 оборотные средства на конец периода меньше нуля, что говорит о том, что организации нужно будет брать дополнительные заемные средства.
С помощью моделирования распределения доли возврата возмещений по трансферту во времени можно найти такое состояние системы, при котором установленные ограничения будут выполняться. Один из примеров такого распределения и соответствующие показатели деятельности компании представлены в табл. 4. Полученное распределение денежных потоков организации удовлетворяет установленным критериям. Таким образом, используя механизм трансфертных цен и моделируя распределение доли возврата возме-
щения по трансферту во времени можно управлять системой денежных потоков организации в пределах допустимых значений показателей деятельности этой организации.
Таким образом, подтверждено следующее. Использование механизма трансфертных цен -весьма удобный инструмент управления предприятием через его контрактную систему с целью повышения экономической эффективности его деятельности, позволяющий моделировать нелинейную экономическую динамику предприятия как базу для оценки экономической эффективности формируемой системы контрактов.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Плещинский А.С. Оптимизация межфирменных взаимодействий и внутрифирменных управленческих решений. М.: Наука, 2004.
2. Стратегия развития предпринимательства в реальном секторе экономики / Под ред. Г.Б. Клейнера.
М.: Наука, 2002.
3. Ольве, Нильс-Горан, Рой, Жан Ветер Магнус.
Оценка эффективности деятельности компании:Практ. руководство по использованию сбалансированной системы показателей: Пер. с англ. М.: Изд. дом "Вильямс", 2003.
УДК 338.45:332
Акмаева Р.И., Зубанов С.А.
особенности и результаты приватизации государственных предприятий России (на примере Астраханской области)
Приватизация государственной и муниципальной собственности - один из трех "китов", обеспечивающих переход страны от централизованной плановой экономики к рыночной наряду с либерализацией ценообразования и становлением конкуренции среди хозяйствующих субъектов. Формирование рыночных мотиваций хозяйствующих субъектов и предпосылок для рациональных структурных сдвигов в экономике возможно было лишь на пути реформирования отношений собственности, т. е. приватизации государственного и муниципального имущества. В рыночной экономике именно частная собственность и мотивации частных собственников при принятии решений определяют динамику производства, инновационную и инвестиционную активность как на уровне отдельного бизнеса, так и экономики в целом.
Однако приватизация в трансформационной экономике занимает особое место в отличие от
любых мероприятий в области приватизации, которые и сейчас осуществляются в странах Запада и в развивающихся странах, поскольку права собственности представляют собой основу современной системы хозяйствования. В этом заключается принципиальное отличие приватизационного процесса как квинтэссенции реформы собственности в постсоциалистических странах от проведения приватизационных мероприятий в рамках уже существующей рыночно-конкурен-тной среды [1].
Уже начиная с 1994-1996 годов стали выходить в свет первые монографии, посвященные анализу качественных итогов приватизации в России, вопросам трансформации структуры собственности и вытекающих отсюда проблем функционирования нового корпоративного сектора экономики [2]. Российская промышленность почти 20 лет преодолевает последствия выбранной