ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 1(23)2016
УДК 343.573
Э.Д. Шайдуллина
КОНТРАБАНДА АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ (СТ. 200.2 УК РФ): УГОЛОВНО-ПРАВОВАЯ
характеристика и вопросы квалификации
В статье определено понятие контрабанды, дана уголовно-правовая характеристика статьи 202.2 УК РФ, предметом преступления которой является алкогольная продукция, а также проанализированы вопросы квалификации данной уголовно-правовой нормы и предпринята попытка их разрешения на основании действующего законодательства и сложившейся правоприменительной практики.
Ключевые слова: контрабанда, алкогольная продукция, Таможенный кодекс Таможенного союза, преступное деяние, состав преступления, уголовно-правовая квалификация.
27 ноября 2009 г. решением Межгосударственного Совета Евразийского экономического сообщества было создано единое таможенное пространство между некоторыми странами - участниками СНГ, а также утвержден Таможенные кодекс Таможенного союза (далее по тексту - ТК ТС) [1]. В настоящее время, согласно ч. 1 ст. 2 ТК ТС, единую таможенную территорию таможенного союза составляют территории Республики Армения, Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации.
Расширение таможенных границ Российской Федерации в рамках Таможенного союза значительно увеличивает экономические возможности ее субъектов. Однако, с другой стороны, способствует развитию и незаконной деятельности. Не стала исключением и сфера производства и оборота алкогольной продукции.
Это привело к тому, что Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. № 530-ФЗ [2] «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий» в Уголовный кодекс РФ была введена новая статья 200.2 УК РФ «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий». В соответствии с частью первой данной статьи под контрабандой алкогольной продукции и (или) табачных изделий следует понимать их незаконное перемещение через таможенную границу Таможенного союза в крупном размере.
Следует отметить, что до 2012 года настоящие деяния преследовались по статье 188 УК РФ «Контрабанда», которая была декриминализирована Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. № 420-ФЗ «О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» [3].
Обращаясь к действующей редакции уголовного закона России, остановимся на исследовании состава преступления, предусмотренного статьей 200.2 УК РФ [4] в части, касающейся алкогольной продукции.
По нашему мнению, непосредственным объектом контрабанды алкогольной продукции являются общественные отношения, связанные с государственным регулированием взаимодействия между товаропроизводителями алкоголя Таможенного союза и других государств, перемещаемого через границу Таможенного союза.
Предметом преступления является алкогольная продукция. Согласно Федеральному закону от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции», под алкогольной продукцией следует понимать пищевую продукцию, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей продукции, с содержанием этилового спирта более 05, процента объема готовой продукции, за
Шайдуллина Эльвира Дамировна - кандидат юридических наук, старший преподаватель кафедры уголовного процесса Казанского юридического института МВД России е-mail: [email protected] © Шайдуллина Э.Д., 2016 Статья получена: 22.09.2015
26
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством РФ. Согласно п. 7 ст. 1 настоящего закона к алкогольной продукции относятся спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, в том числе фруктовое, ликерное, игристое (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на его основе, а также сидр, пуаре, медовуха [5].
Объективную сторону рассматриваемого преступного деяния составляет незаконное перемещение алкогольной продукции через таможенную границу Таможенного союза в крупном размере. В свою очередь, согласно Таможенному кодексу Таможенного союза, незаконное перемещение товаров через таможенную границу - перемещение товаров через таможенную границу вне установленных мест или в неустановленное время работы таможенных органов в этих местах, либо с сокрытием от таможенного контроля, либо с недостоверным декларированием или недекларированием товаров, либо с использованием документов, содержащих недостоверные сведения о товарах, и (или) с использованием поддельных либо относящихся к другим товарам средств идентификации, равно как и покушение на такое перемещение (п. 19 ст. 4 ТК ТС).
Рассматривая первый способ контрабанды алкогольной продукции, следует отметить, что местами перемещения товаров через таможенную границу являются пункты пропуска через государственные (таможенные) границы государств - членов таможенного союза либо иные места, определенные законодательством государств -членов таможенного союза (ст. 151 ТК ТС).
Под сокрытием от таможенного контроля алкогольной продукции следует понимать использование в этих целях тайников, применение других способов, препятствующих обнаружению незаконно перемещаемого алкоголя, в том числе придание ему вида другого товара (например, воды, соков, технических жидкостей и т.д.) [6, с. 18].
Недостоверное декларирование товаров, перемещаемых через таможенную границу, подразумевает предоставление недостоверных сведений, необходимых для таможенного оформления. Недекларированием признается незаявление таможенному органу в установленной Таможенным кодексом Таможенного союза письменной, устной, электронной или конклюдентной форме сведений о товарах (в нашем случае - алкогольной продукции), их таможенном режиме и других сведений, необходимых для таможенных целей [7, с. 134].
В соответствии с п. 28 ст. 4 Таможенного кодекса Таможенного союза под таможенными документами следует понимать документы, составляемые исключительно для таможенных целей. Исходя
из положений настоящего законодательного акта, к таковым относятся таможенная декларация, декларация либо сертификат о прохождении товара, коммерческие документы (счет-фактура (инвойс), спецификации, отгрузочные и упаковочные листы и другие документы, используемые при осуществлении внешнеторговой и иной деятельности, а также для подтверждения совершения сделок, связанных с перемещением товаров через таможенную границу таможенного союза), транспортные (перевозочные) документы (коносамент, накладная или иной документ, подтверждающий наличие договора перевозки товаров и сопровождающий их при такой перевозке) и прочие документы. В свою очередь, в качестве средств идентификации для таможенных целей могут признаваться пломбы, печати или иные средства идентификации, примененные таможенными органами иностранных государств, а также отправителями товаров или перевозчиками (ч. 3 ст. 109 ТК ТС).
На основании положений Уголовного кодекса РФ возникает вопрос, требуется ли дополнительная квалификация по ст. 327 УК РФ для привлечения к уголовной ответственности за саму подделку таможенных документов либо средств идентификации. Диспозиция статьи 200.2 УК РФ, в соответствии с нормами ТК ТС, подразумевает только непосредственное использование поддельных документов либо средств идентификации для незаконного перемещения алкогольной продукции через таможенную границу таможенного союза. Соответственно, сам процесс подделки, изготовления либо сбыт таких объектов материального мира, предшествующий контрабанде, на наш взгляд, следует дополнительно квалифицировать по ст. 327 УК РФ.
Таможенный кодекс Таможенного союза также определил, что к незаконному перемещению товаров через таможенную границу следует также отнести и покушение на такое перемещение. Следовательно, по конструкции объективной стороны состав контрабанды алкогольной продукции является усеченным. Таким образом, можно сделать вывод, что моментом окончания анализируемого преступления является не только незаконное фактическое перемещение алкоголя через таможенную границу Таможенного союза, но и попытка совершить данные преступные действия.
В то же время немаловажным для теории и правоприменительной практики является верная оценка контрабанды алкогольной продукции как продолжаемого преступления. Так, если до осуществления своего преступного намерения умыслом виновного охватывалась необходимость последовательного двукратного перемещения продукции через таможенную границу, то такие
27
ВЕСТНИК
Казанского юридического института МВД России
№ 1(23)2016
действия должны расцениваться как единое продолжаемое преступление [8, с. 230].
Необходимо также отметить, что контрабанда алкогольной продукции будет признана в качестве преступления только лишь в случае, если данное деяние совершается в крупном размере. Согласно примечанию к ст. 200.2 УК РФ крупным размером признается стоимость алкогольной продукции, превышающей 250 000 рублей. При этом в ходе расчета размера стоимости незаконно перемещенной алкогольной продукции из всей стоимости подлежит исключению та часть стоимости товара, которая таможенным законодательством Таможенного союза разрешена к перемещению без декларирования и (или) была задекларирована.
С субъективной стороны контрабанда алкогольной продукции возможна при наличии прямого умысла, когда лицо осознает общественную опасность деяния и желает совершить общественно-опасное деяние.
При анализе субъективной стороны данного преступления возникает вопрос о квалификации контрабанды суррогатной алкогольной продукции с содержанием в ее составе сильнодействующих либо ядовитых веществ. По нашему мнению, квалификация такого преступного деяния зависит именно от умысла виновного. Так, если преступник использовал алкогольную продукцию в качестве средства перемещения через таможенную границу Таможенного союза ядовитых либо сильнодействующих веществ, то в данном случае деяние надлежит квалифицировать по ст. 226.1 УК РФ. В случае же если лицо перевозит незаконно произведенную алкогольную продукцию с желанием ее последующей реализации как качественного алкоголя, то содеянное следует квалифицировать по ст. 200.2 УК РФ. Это обусловлено тем, что, как правило, о наличии в составе перемещаемой алкогольной продукции ядовитых либо сильнодействующих веществ контрабандист либо не знает, либо относится легкомысленно к данному факту.
Субъектом анализируемого преступления, за исключением п. «б» ч. 2 ст. 2002 УК РФ, признается вменяемое физическое лицо, достигшее на момент совершения преступного деяния возраста 16 лет.
Пункт «б» ч. 2 ст. 200.2 УК РФ предусматривает специальный субъект преступления - должностное лицо, использующее при совершении контрабанды алкогольной продукции свое должностное положение. В теории уголовного права имеются разные позиции относительно понимания данного специального субъекта анализируемого преступления. Например, под должностными лицами таможенных органов следует понимать государственных служащих, в чьи должностные обязан-
ности входит осуществление контрольных функций за перемещением товаров или иных предметов через таможенную границу [9, с. 19].
На наш взгляд, на основании положений Таможенного кодекса Таможенного союза специальным субъектом п. «б» ч. 2 ст. 200.2 УК РФ являются должностные лица таможенного органа. Согласно п. 30 ст. 4 ТК ТС под таможенными органами следует понимать таможенные органы государств-членов таможенного союза. Перечень данных органов, а также должностных лиц, осуществляющих таможенный контроль, определен Федеральным законом от 21 июля 1997 г. № 114-ФЗ «О службе в таможенных органах Российской Федерации» [10].
Следует отметить, что в случае совершения контрабанды алкогольной продукции должностным лицом с использованием своего служебного положения дополнительной квалификации по ст. 285 УК РФ не требуется. Если же за содействие в таком преступлении должностное лицо как соучастник получает незаконное вознаграждение имущественного характера, ответственность наступает по совокупности за соучастие в контрабанде алкогольной продукции и за получение взятки по ст. 290 УК РФ [11, с. 192].
При этом для анализируемого состава преступления не обязательно, чтобы должностное лицо, использующее служебное положение, само пересекало таможенную границу. Достаточно лишь, чтобы оно по предварительной договоренности с соучастниками выполняло по службе действия, способствующие незаконному перемещению алкогольной продукции через границу, либо умышленно не применяло мер по предотвращению ее ввоза или вывоза [12, с. 100].
Другие квалифицирующие признаки состава преступления, закрепленного в ст. 200.2 УК РФ, предусматривают уголовную ответственность за контрабанду алкогольной продукции в составе группы лиц по предварительному сговору (п. «а»
ч. 2 ст. 200.2 УК РФ) и организованной группы (ч. 3 ст. 200.2 УК РФ). Контрабанда алкогольной продукции в составе организованной группы на сегодняшний день по-прежнему имеет международный характер. Например, через Финляндию идут потоком кондрабандные грузы, в том числе и алкогольная продукция. Финская полиция считает, что проблема кроется не лицах, непосредственно незаконно перевозящих товары через границу, а в том, что в контрабандных операциях участвуют организованные преступные группы как стран Западной Европы, СНГ, так и России [13, с. 482].
Предпринятая нами попытка анализа уголовно-правовой характеристики нового состава преступления - контрабанды алкогольной про-
28
УГОЛОВНОЕ ПРАВО И КРИМИНОЛОГИЯ
дукции, а также отдельных вопросов ее квалифи- правоприменительной практике и, в целом, будет кации, полагаем, позволит создать единообраз- способствовать в борьбе с транснациональной ное понимание данного состава преступления в преступностью.
список ЛИТЕРАТУРЫ
1. Таможенный кодекс Таможенного союза: приложение к Договору о Таможенном кодексе Таможенного союза, принятому Решением Межгосударственного Совета ЕврАзЭС на уровне глав государств от 27.11.2009 № 17 (с изм. от 08.05.2015) // Собрание законодательства РФ. 2010. № 50. Ст. 6615; официальный интернет-портал правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 2015.
2. О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер противодействия обороту контрафактной продукции и контрабанде алкогольной продукции и табачных изделий» в Уголовный кодекс РФ была введена новая статья 2002 УК РФ «Контрабанда алкогольной продукции и (или) табачных изделий: Федеральный закон от 31.12.2014 № 530-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2015. № 1 (Ч. 1). Ст. 83.
3. О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации: Федеральный закон от 07.12.2011№ 420-ФЗ // Собрание законодательства РФ. 2011. № 50. Ст. 7362.
4. Уголовный кодекс Российской Федерации от 13.06.1996 № 63-ФЗ (в ред. от 13.07.2015) // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2954; Собрание законодательства РФ. 2015. № 29 (Ч. 1). Ст. 4393.
5. О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции: Федеральный закон от 22.11.1995 № 171-ФЗ (в ред. от 29.06.2015) // Собрание законодательства РФ. 1995. № 48. Ст. 4553; Собрание законодательства РФ. 2015. № 27. Ст. 3973.
6. Эминов Е. В., Логвинов Ю. В., Бронников С. А. Квалификация экономических преступлений по уголовному законодательству. М.: НОРМА, 2006.
ИЗДАНИЯ КАЗАНСКОГО ЮРИДИЧЕСКОГО ИНСТИТУТА МВД РОССИИ
Ю.Ю. Комлев
дееиАмтмость И СОЦИАЛЬНЫЙ КОНТРОЛЬ:
ТЕОРИЯ, ИССЛЕДОВАНИЯ, ПРАКТИКА
Комлев Ю.Ю.
Девиантность и социальный контроль: теория, исследования, практика: избранные статьи / Ю.Ю. Комлев. - Казань, 2015. - 422 с.
Сборник включает в себя статьи, опубликованные автором в различных периодических изданиях с 2004 по 2015 годы. Рассматриваются такие актуальные вопросы, как противодействие наркотизму, алкоголизму, коррупции, терроризму, обоснование и совершенствование рестриктивного социального контроля, реформа ОВД; анализируется история девиантологической мысли; обсуждаются проблемы интеграции криминологических знаний в эру постмодерна.
Книга рассчитана на специалистов-юристов, социологов, психологов, практиков в правоохранительных органах, а также студенческую аудиторию юридических и социологических факультетов, вузов.
29