Контент-анализ телевизионной программы передач
Е. Мельникова,
ДРрб 2-2
Телевидение в настоящее время является самым массовым каналом коммуникации и одним из серьезных факторов, воздействующих на личность. Большинство людей легко попадают под влияние телевизионных образов. Это обусловлено спецификой телевизионного воздействия (использованию сразу двух каналов - зрительного и слухового, различных манипулятивных технологий), а с другой стороны -тем, что телепросмотр является одним из самых предпочитаемых способов проведения времени. Охват населения телевещанием составил 98% [3].
Наполнение эфира телепередачами определенного типа, доминирование каких-то определенных жанров и тематик телепередач оказывает существенное влияние на психику телезрителей. Телевидение формирует «человека разумного», «человека политического», «человека играющего», «музыкального человека».
В нашем исследовании мы провели анализ программ телепередач пяти телеканалов: за 2005 и 2013 год. Целью было определить изменения в сетке вещания за 8 лет. Методом исследования стал контент-анализ. Объектом - телевизионные российские каналы. Предметом исследования - содержание телепрограммы передач.
Выборкой являлись телепрограммы телеканалов «Первый», «Россия 1» («РТР»), «НТВ», «СТС» и «ТНТ» в период с 14 по 20 марта 2005 года, а также в период с 1 по 7 апреля 2013 года. Единицей анализа было количество передач в данные периоды.
Сетка (или структура) вещания - набор, сочетание рубрик, циклов, серий и разовых передач, расположенных в недельном отрезке времени в определенной, постоянной последовательности, обеспечивающей разнообразие тем, жанров, разделов и учитывающей интересы разных категорий зрителей, в том числе по возрасту, полу,
232
интересам. Сетка вещания может меняться в зависимости от сезона, проведения крупных кампаний, а также в связи с праздниками и трагическими событиями. Так, сетка вещания в будни отличается от сетки в выходные дни, когда больше внимания уделяется познавательным и развлекательным программам [5].
Выбор телеканалов для исследования определялся большими объемами их аудитории. Это федеральные каналы «Первый канал», «Россия 1» и «НТВ» и крупнейшие общенациональные коммерческие телесети «СТС» и «ТНТ». Суммарно эти каналы собирают ежедневно чуть менее 80% от общей аудитории телевидения [5]. Это означает, что большая часть телевизионного потребления россиян приходится именно на эти пять телеканалов.
Все телевизионные передачи были классифицированы нами на следующие типы: информационные, кинофильмы, сериалы, развлекательные, общественно-политические, документальные, спортивные, музыкальные, детские, религиозные передачи.
По сравнению с 2005 годом в 2013-м увеличилось количество выпусков новостей на «Первом канале». Существенно уменьшилось количество сериалов и развлекательных передач. Музыкальные и спортивные передачи вообще перестали выходить в эфир. Количество х/ф, программ для детей, документальных фильмов и общественнополитических программ также уменьшилось.
На телеканале «Россия 1» по-прежнему преобладают выпуски новостей. Однако по сравнению с 2005 годом в 2013 году почти в 2 раза увеличилось количество развлекательных программ. Количество х/ф, сериалов, детских передач, документальных фильмов, общественно-политических и музыкальных программ существенно не изменилось.
На телеканале «НТВ» в 2005 году существовало большое количество выпусков новостей. В 2013-м количество новостей сократилось. А вот количество сериалов и развлекательных программ увеличилось в 1,5 раза. Количество х/ф, наоборот, сократилось в 2 раза. Из эфира совсем исчезли детские передачи. Стоит сказать, что спортивные передачи остались в эфире только телеканала «НТВ».
Сетка вещания «СТС» особенно не изменилась, за исключением того, что количество детских программ сократилось в 3 раза. Если в 2005 году на телеканале «ТНТ» существовало примерно одинаковое количество сериалов, развлекательных программ и х/ф, то в 2013 году основное эфирное время стали занимать сериалы.
В табл. 1 показано позиционирование анализируемых каналов, определенное по доминированию в их сетке вещания передач определенного типа.
233
Таблица 1
Сравнительная характеристика позиционирования каналов
Телеканал Анализируемый период
с 14 по 20 марта 2005 года с 1 по 7 апреля 2013 года
«Первый» Информационно- развлекательный Информационный
«Россия 1» («РТР») Информационный Информационный
«НТВ» Информационный Информационно- развлекательный
«СТС» Развлекательный Развлекательный
«ТНТ» Развлекательный Развлекательный
Взывает также интерес, какие особенности телевизионного программирования проявляются на анализируемых каналах в прайм-тайм, наиболее активное время телесмотрения/радиослушания в период суток. Обычно реклама в это время стоит намного дороже, нежели в другое время. Также телеканалы стараются ставить в сетку вещания наиболее рейтинговые передачи. В России, на телевидении, в будние дни, обычно телевизионная часть дня с 19:00 до 23:00, в выходные с 15:00 до 01:00 [4].
Нами отдельно были подсчитаны количество телепередач в прай-тайм в будни и в выходные дни. На рисунке видно, что в 2005 году в прайм-тайм в будни телеканалы транслировали в основном примерно равное количество новостей, развлекательных программ и сериалов. В меньшем количестве существовали детские передачи и художественные фильмы.
В 2013 году телеканалы в прайм-тайм в будни пускают в эфир еще и общественно-политические программы. А основное эфирное время стали занимать сериалы. Количество новостей и развлекательных программ уменьшилось. Количество детских программ и художественных фильмов осталось без существенных изменений.
В выходные в прайм-тайм сетка вещания не пережила существенных изменений. По-прежнему в выходные основное эфирное время занимают развлекательные передачи.
На основе анализа данных моего исследования можно сделать выводы:
• Доминирующее место в сетке вещания каналов за оба анализируемых периода занимают художественные фильмы, телесериалы, развлекательные передачи и передачи информационного характера.
234
• Спортивные, детские, общественно-политические телепередачи в сетке вещания встречаются значительно реже. Эта особенность за 8 лет не изменилась.
• Однако показатели по данным категориям передач в сетках вещания конкретных каналов изменились. Это связано с появлением новых ТВ-каналов, повышением конкуренции со стороны Интернета, что побуждает в ряде случаев к изменению программного позиционирования.
• С нашими данными согласуются данные TNS: Художественные фильмы, телесериалы и развлекательные передачи, «разбавленные» просмотром выпусков новостей, составляют основную часть ежедневного телепотребления россиян.
2005: 2013:
Рисунок. Типы передач, транслируемые в прайм-тайм
235
№ 13.
Библиографический список
1. Телепрограмма на 1-7 апреля 2013 г. // Семь дней. - 2013.
2. Телепрограмма на 14-20 марта 2005 г. // Если у Вас... -2005. - № 9 (349).
3. Полуэхтова И.А. Социокультурная динамика российского телевидения / И.А. Полуэхтова. - М. : НИПКЦ Восход-А, 2010. - 304 с.
4. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0% B0%D0%B9% D0%BC-%D1%82%D0% B0%D0%B9%D0% BC
5. http://lubov-ageeva.ru/2010/11 /08/analiz-setki-veshhaniya-elektronnogo-smi-radio-i-televidenie/
236