ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-2.2-100-112 УДК 378.4
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ МИССИЙ СОВРЕМЕННЫХ УНИВЕРСИТЕТОВ
Ольшанникова Наталья Александровна,
аспирант кафедры философии и гуманитарных наук Новосибирского государственного университета экономики и управления — «НИНХ», Россия, 630099, Новосибирск,ул. Каменская, 56 ORCID: 0000-0002-8435-7554 caramelka75@mail.ru
Аннотация
В статье проводится анализ миссий современных университетов, как зарубежных, так и отечественных, с позиции выраженных в них функций. Миссии современных университетов отражают либеральные концепции классического университета, а также прагматические концепции высшей школы, что показывает опыт прошлого и проблемы современности, а также будущие тенденции развития. Выявлено, что современные классические университеты отдают предпочтение образовательной и исследовательской функциям. Это общемировая тенденция, которая говорит о приверженности традициям классического университетского образования. Показано также, что, реализуя исследовательскую функцию, многие университеты развиваются в сторону прагматизации науки, ориентируясь на передовые исследования. Обучающая функция также приобрела прагматический окрас и направлена на овладение академических профессиональных знаний и умений, т. е. переходит в профессиональную, потому что современный рынок труда требует не просто широко образованного, но и профессионально подготовленного специалиста. Это отражено во многих миссиях. Уверенно выходит на приоритетные позиции профессиональная функция, которая заметно опережает социокультурную, это является определенным отступлением от классической идеи университета. В миссиях университетов наиболее выраженным является направление на формирование образовательной политики региона, решающее задачи его саморазвития. Слабо выражена воспитательная функция, которая сводится к ценностям самореализации и все чаще отражается не в миссии, а в декларации.
Рассмотрены различные подходы к университетскому образованию, которые зависимы от исторического, культурного и социально-экономического развития стран. Выявлены основные приоритетные направления деятельности американских, европейских и российских университетов.
I Ключевые слова: миссия университета, функции университета, иссле-
довательская функция, обучающая функция, профессиональная функция, воспитательная функция, университетское образование.
Библиографическое описание для цитирования:
Ольшанникова НА. Контент-анализ миссий современных университетов // Идеи и идеалы. - 2018. - № 2, т. 2. - С. 100-112. - doi: 10.17212/2075-0862-2018-2.2-100-112.
В современном мире функции университета претерпели значительные изменения, также изменилось его предназначение и роль в обществе. Задача статьи - выявить, какие функции доминируют у университетов в пространстве современной социальной реальности. Это, в частности, можно узнать, познакомившись с формулировками их миссий, которые имеются у большинства университетов и находятся в открытом доступе, поскольку именно миссии должны задавать то понимание университетом своей роли, которое он реализует в своей деятельности. Однако проблема в том, что университеты не всегда могут донести до общества, чем именно они занимаются. По мнению С. Коллини, смысл большинства миссий можно свести к фразе «Мы стремимся достигнуть каких угодно общих целей, которые в настоящий момент одобряются» [5, с. 128].
В информационном обществе университеты становятся центральными организациями и стараются быть гибкими, чтобы успевать реагировать на быстро изменяющиеся общественные требования. Университетские миссии - динамические и текучие; они отражают изменяющиеся философские идеалы, образовательную политику и культуру конкретных обществ или обучающих учреждений [4]. Многие университеты к настоящему времени сформулировали формальные миссии, в которых обозначили основные фундаментальные цели: преподавание, исследование и общественную услугу. Некоторые университеты в своей миссии фокусируются на развитии какого-то специфического ресурса в регионе. Университеты продолжают заниматься образованием и научными исследованиями, но также вносят вклад в развитие экономики, что всегда являлось прерогативой бизнеса. Трансформация университетов из образовательных и научно-исследовательских учреждений в предпринимательские сопровождается гибридизацией их миссии [3, с. 7].
Рассмотрим миссии российских и зарубежных университетов с позиции функций, выдвинутых классиками идей университета: В. Гумбольдтом, у которого миссия университета связана с образовательной и исследовательской функциями, Дж. Ньюменом - с социально-культурной функцией, Хосе Ортегой-и-Гассетом - с профессиональной. Миссии университетов находятся в открытом доступе на официальных сайтах
НАУЧНЫЙ /ЖУРНАЛ
учебных заведений, и потому у нас не вызвало затруднений провести их анализ.
зовательной и исследовательской функциям. Это общемировая тенденция, которая говорит о приверженности традициям классического университетского образования. Особое место занимает университет Гумбольдта в Германии, который утверждает в своей миссии преобладание исследования в его стенах — «образование посредством науки» [10]. Миссия Кембриджского университета состоит в «содействии обществу посредством достижений в образовании, обучении и исследовании на самом высоком международном уровне передового опыта... оказывает поддержку для отдельных исследователей, а также исследовательских групп» [26]. Исследования являются центральной опорой и фундаментом Болонского университета: «Университет сочетает профессиональное образование с социальным и культурным знанием, с непосредственным участием студентов в научных исследованиях» [21]. Технологический университет Цюриха заявляет о «.поддержке инновационных и нетрадиционных идей» [17]. Токийский университет «стремится быть платформой мирового класса для научных исследований.» [25]. Кредо Гамбургского университета — «ворота в мир науки» [12]. Парижский университет Сорбонна видит свою миссию в том, чтобы «мобилизовать все сферы науки, медицины, инженерии, гуманитарные науки, социальные науки, искусство, бизнес и менеджмент, чтобы создавать информированных и вовлеченных граждан и приносить пользу обществу в целом» [24]. Нельзя не отметить университеты США, Стэндфордский и Колумбийский, у которых «передача знаний и проведение научных исследований являются центральными и взаимодополняющими функциями» [20]. Выполняя свою исследовательскую функцию, классический университет всё больше выбирает прагматические тенденции, ориентируясь на проведение передовых исследований. Например, миссия Принстонского университета звучит так: «Приверженность инновациям, свободному исследованию и открытию новых знаний и идей.» [23]. Продуктом научных исследований классических университетов всё чаще становятся различные виды инноваций, не всегда связанные с рыночным спросом.
Обучающая функция изначально была направлена на передачу и освоение новых знаний, которые были получены в процессе исследовательской деятельности под руководством преподавателя. В миссиях университетов наиболее выраженным является направление на формирование образовательной политики региона, призванное решить задачи его саморазвития: «Миссия исследовательских университетов состоит в том, чтобы поддерживать бодрое интеллектуальное сообщество и через свои исследователь-
Современные классические университеты отдают предпочтение обра
ские программы поддерживать здоровую и полную жизни экономику региона» [18]. Роберт Симха пишет об исследовательских вузах типа Стэн-фордского университета, миссия которого «развивать и совершенствовать высшее образование путем использования новых знаний и достижений науки и техники» [19]. Огромная роль отводится научно-промышленному комплексу, более известному под названием Кремниевой (Силиконовой) долины. Здесь расположилось уникальное сообщество компаний, занимающихся разработкой новейших технологий, в основном в области компьютерных, информационных, электронных и биотехнологий. Произошла интеграция образования, науки и бизнеса. Таким образом, возникает взаимовыгодный тандем, который позволяет различным корпорациям реа-лизовывать свой потенциал, а университетам — развивать исследования. Это стимулирует социально-экономическое развитие региона.
Подобное есть и в России. Из отечественных университетов можно привести пример Казанского, который «считает особо значимым сохранение и приумножение культурного наследия народов Татарстана и всего Поволжья, оказывая позитивное влияние на развитие региона через воспитание новых поколений интеллигенции и участвуя в решении региональных проблем» [6]. Современные университеты определяют свою историческую роль как центры развития страны и региона. Это направление можно обозначить как миссию содействия социальному и экономическому развитию региона.
Традиционной образовательной среде в большей степени присуща прагматическая функция, реализация которой способствует овладению академическими профессиональными знаниями и умениями, подготовке студентов к дальнейшей самостоятельной жизни. Профессиональная функция занимает главенствующее место среди остальных, это обусловлено развитием идеи практико-ориентированности вузовского образования. Современный специалист должен обладать профессиональными знаниями, а также компетенциями и навыками, не относящимися к его профессии.
В миссиях многих университетов говорится о профессиональной подготовке студентов широкого профиля и о поддержке своих выпускников. Падуанский университет декларирует «образование широкого профиля квалификации» [15]. Принстонский университет ориентирует «на высшее образование, которое готовит студентов к жизни, карьере, расширяет их перспективы» [16]. Пизанский университет «обеспечивает интеллектуальное и профессиональное обучение студентов» [19]. Кембриджский университет «предоставляет обширный спектр учебных предметов во всех основных тематических группах; дает образование, которое повышает способность студентов к обучению на протяжении всей жизни» [26]. Токий-
научный образование в современной культуре журнал................................................................................................................................................
ский университет «стремится воспитывать мировых лидеров с сильным чувством ответственности перед обществом, с новаторским духом, обладающих широкой специализацией знаний» [25]. Таким образом, образование практически избегает своего завершения, становится непрерывным.
Значимость социально-культурной функции объясняется тем, что она направлена на развитие духовной жизни общества, где высшая школа играет решающую роль. Она непосредственно влияет на формирование личности, развивает чувство социальной ответственности, сохраняет, развивает и транслирует духовные ценности.
Социально-культурную роль высшего образования обозначил Н.И. Пирогов еще в период становления российских университетов. Он писал, что «университет должен быть "барометром общества", "разливать свет на большие пространства", "стоять высоко и светить"» [9, с. 346]. Идея служения Отечеству была также обозначена М.В. Ломоносовым. Великий ученый писал о том, что деятельность университетов должна быть направлена к истинной пользе и славе Отечества [2, с. 9]. Миссия МГУ: «просвещение народов... к пользе общего житья человеческого, ... к благополучию всего Отечества» [9], Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова подтверждает истинность своей миссии со дня своего возникновения. Российские классические университеты представляют собой часть мирового научного сообщества, но всегда ориентированы на развитие и приумножение ценностей духовной культуры страны. «Казанский университет осознает себя российским университетом, понимая под этим свою обязанность содействовать культурному развитию народов России, их взаимодействию и взаимообогащению.» [6]. В Финляндии «служение обществу» уже инкорпорировано в принятый в 2004 г. закон «Об университетах», который гласит, что польза, которую приносит университет обществу в целом и местным сообществам, основана на его научных и технологических достижениях, поскольку это единственный способ, которым он может реально способствовать их процветанию [1]. Университет Тампере «подчеркивает тесную связь преподавания и исследований и социальных последствий своей деятельности» [27]. Принстонский университет «готовит студентов к гражданской активности и этическому руководству» [16].
В рассматриваемых миссиях практически не отражена воспитательная функция, которая связана прежде всего с формированием системы ценностей. Выпускники современных вузов должны быть носителями гражданских ценностей, обладать социальной ответственностью и быть готовыми к самореализации в социально значимой деятельности. Отдается предпочтение ценности «самореализации». Новая тенденция, которая просматривается в миссиях университетов, — подготовка конкурентоспособных выпускников. Именно конкурентоспособность рассматривается как условие
социально успешной личности. Наблюдается отношение к личности как к ресурсу, что принципиально изменяет воспитательную функцию университета, которая в российских классических университетах реализовы-валась через другие функции. Современные воспитательные приоритеты университетов определены «Великой хартией университетов» (1988 г.) и «Всемирной декларацией о высшем образовании для XXI века» (1998 г.), значимость и ценность воспитания прочитывается и в Болонской декларации. В современных университетах создаются концепции воспитания студенческой молодежи, которые являются базой создания и развития системы воспитательной работы в университетах. Приоритетными направлениями воспитания являются патриотическое воспитание, духовно-нравственное воспитание, формирование научного мировоззрения, подготовка к семейной жизни, трудовое воспитание, экологическое воспитание, обеспечение социальной поддержки и защиты студентов, международное сотрудничество.
Разное историческое, культурное и социально-экономическое развитие стран породило и несколько подходов к университетскому образованию.
Американский подход изначально отличался демократичностью и отстаивал ориентацию на служение обществу. Ведущие американские университеты превратились в мощные образовательные, исследовательские и научно-производственные корпорации. Ключевую роль играет исследовательский университет, который берет на себя функции по реализации и внедрению инноваций, налаживанию связей с промышленностью, привлечению государственных грантов, улучшению качества образования. Миссия Массачусетского технологического университета (MIT) — «продвижение знаний и обучение студентов в области науки, техники и смежных областях науки, которые будут лучше всего служить народу и миру. Развивать в каждом из членов сообщества MIT способность и страсть работать с умом, творчески и эффективно на благо человечества» [14]. Среди самых известных подразделений МИТ значатся лаборатория Линкольна, лаборатория информатики и искусственного интеллекта, а также школа управления.
Анализ миссий ведущих американских университетов позволил выявить основные приоритетные направления деятельности университетов:
• образование и подготовка кадров;
• фундаментальные и прикладные исследования;
• приверженность к инновациям;
• подготовка лидеров.
Практически все университеты определяют ориентир на лучшее образование, фундаментальные исследования и востребованность выпуск-
НАУЧНЫЙ /ЖУРНАЛ
ОБРАЗОВАНИЕ В СОВРЕМЕННОЙ КУЛЬТУРЕ
ников. Основополагающая роль отведена образовательной и научной де
ятельности как фундаменту высококачественной подготовки кадров. Все исследуемые университеты отводят большую роль подготовке востребованных специалистов, способных изобретать инновации. Подготовка интеллектуальных лидеров является одним из приоритетных направлений деятельности некоторых вузов, в американских университетах это озвучено в миссии Гарвардского университета. Очень востребована стала функция социализации и прививка гражданских ценностей.
В миссиях европейских университетов дан акцент на развитие способности производства и распространения знаний в стране. Европейские университеты ставят во главу угла образовательную функцию, а не инновационные разработки и получение прибыли, однако активно сотрудничают с корпорациями и государственными структурами в научных разработках. Ключевую роль играют такие направления деятельности, как исследования, образование, взаимодействие с обществом. Например, Лондонская школа экономики и политических наук — лидер в области социальных наук. Школа имеет 220 научно-исследовательских центров, в том числе Центр экономической деятельности и Научно-исследовательский институт Грантема по изменениям климата и окружающей среды. Многие преподаватели выступают в качестве экспертов-консультантов в политических партиях и правительстве: «Наша миссия состоит в продвижении знаний в области социальных наук и ряду смежных областей; достижении максимальной практической ценности научных исследований, осуществляемых с глобальных позиций и основанных на междисциплинарном мышлении; налаживании реальных и действенных связей с местными, государственными и международными сообществами и организациями, выступая в качестве активного и полезного участника процесса принятия решений как в частном, так и в государственном секторах; в воспитании творческого мышления в исследовании и обучении студентов из всех слоев общества и по всему миру, критически мыслящих и квалифицированных специалистов, которые работают на благо общества» [13].
Исследования являются центральной опорой и фундаментом Болон-ского университета. Университет сочетает профессиональное образование с социальным и культурным знанием, с непосредственным участием студентов в научных исследованиях [21].
Российские университеты стремятся прежде всего сохранить лидирующие позиции в своей стране и развивать свою конкурентоспособность на международном образовательном рынке, а также видят свою миссию в сохранении, развитии и распространении мировой и отечественной культуры. В качестве примера можно привести Томский государственный университет, который позиционирует своей целью «служение интересам Рос-
сии», «видит свою миссию в сохранении и приумножении духовных ценностей человечества в получении и распространении передовых знаний и информации, в опережающей подготовке интеллектуальной элиты общества на основе интеграции учебного процесса, фундаментальных научных исследований и инновационных подходов» [7].
Современные российские университеты, так же как и зарубежные, вступают во взаимодействие с промышленностью, профессиональными объединениями. Наиболее успешными в этом плане оказались технологические университеты. Например, миссия МГТУ имени Н.Э. Баумана декларирует «формирование инженерной элиты, готовой, опираясь на волю, труд, целеустремленность и товарищество, профессиональную культуру, творчество и ответственность, служить Отечеству, приумножая его величие и процветание, способствуя могуществу и безопасности страны» [8]. Характерная особенность деятельности МГТУ на различных исторических этапах его развития — тесное сотрудничество с промышленностью, многогранные связи с учреждениями науки, образования и культуры.
Россия и Европа сделали акцент на создании в университетах научных школ в области фундаментальных исследований, в то время как в англосаксонской системе основное внимание уделялось экспериментальной науке.
Таким образом, миссии современных университетов отражают либеральные концепции классического университета, а также прагматические концепции высшей школы, что показывает опыт прошлого и проблемы современности, будущие тенденции развития. Утилитарный подход обострил противоречие между классическим и профессиональным образованием. Исследовательская функция занимает существенное место в образовательном процессе, но наука всё больше зависит от интересов рынка и утрачивает свободу в поиске истины. Коренные переломы, происходившие в сфере знания, самым непосредственным образом повлияли на процесс обучения в университете, провоцируя его глубокие трансформации. Наряду с реализацией образовательной и научно-исследовательской функций университеты призваны выполнять ряд важнейших задач по развитию своего региона и страны, их профессиональная и обучающая функции зависят от государственного заказа или общественных потребностей.
Литература
1. Виссема Й.Г. Университет третьего поколения: управление университетом в переходный период. — М.: Олимп-Бизнес, 2016.
2. Емельянова И.Н. Стратегические приоритеты классического университета: контент-анализ миссий // Университетское управление: практика и анализ. — 2016. - № 105 (5). - С. 4-14.
3. ИцковицГ. Модель тройной спирали // Инновации. — 2011. — № 4. — С. 5-10.
научный образование в современной культуре журнал................................................................................................................................................
4. Колесников А.С. Миссия университета в эпоху глобализации [Электронный ресурс]. — URL: http://www.academia.edu/12224956/Миссия_университета_в_ эпоху_глобализации (дата обращения: 28.05.2018).
5. Коллини С. Зачем нужны университеты? / пер. с англ. Д. Кралечкина; под науч. ред. А. Смирнова. — М.: Изд. дом Высшей школы экономики, 2016. — 264 с.
6. Миссия Казанского университета [Электронный ресурс]. — URL: https:// kpfu.ru/sveden/missiya-kazanskogo-universiteta (дата обращения: 29.05.2018).
7. Миссия Томского государственного университета [Электронный ресурс]. — URL: http://www.tsu.ru/university/mission.php (дата обращения: 29.05.2018).
8. Образовательный стандарт МГТУ им. Н.Э. Баумана [Электронный ресурс]. — URL: http://www.bmstu.ru/content/image/files/582/standards/210601_65final.pdf (дата обращения: 29.05.2018).
9. Основы формирования программы развития Московского государственного университета имени М.В. Ломоносова [Электронный ресурс]. — URL: https:// www.msu.ru/projects/pr2020/docs/slovo.pdf (дата обращения: 29.05.2018).
10. Пирогов Н.И. Избранные педагогические сочинения. — М.: Педагогика, 1985. - 496 с.
11. Leitbild der Humboldt-Universität zu Berlin [Electronic resource]. — URL: https://www.hu-berlin.de/de/ueberblick/humboldt-universitaet-zu-berlin/leitbild (accessed: 29.05.2018).
12. Leitbild der Universität Hamburg [Electronic resource]. — URL: https://www. uni-hamburg.de/uhh/profil/leitbild.html (accessed: 29.05.2018).
13. LSE Education Strategy 2015—2020 [Electronic resource] / The London School of Economics and Political Science. — London: LSE, 2016. — URL: http://www.lse. ac.uk/about-lse/Image-assets/PDF/Education-Strategy.pdf (accessed: 29.05.2018).
14. Massachusetts Institute of Technology (MIT) [Electronic resource]: website. — URL: http://mitstory.mit.edu/ (accessed: 29.05.2018).
15. Obiettivi e linee strategiche dell'Universitä di Padova [Electronic resource]. — URL: http://www.unipd.it/sites/unipd.it/files/Trasparenza/0biettivi%20e%20 linee%20strategiche_0.pdf (accessed: 29.05.2018).
16. Princeton University [Electronic resource]: website. — URL: https://www.prmc-eton.edu/meet-princeton/service-humanity (accessed: 29.05.2018).
17. Selbstverständnis und Werte ETN Zurich [Electronic resource]. — URL: https://www.ethz.ch/de/die-eth-zuerich/portraet/selbstverstaendnis-und-werte.html (accessed: 29.05.2018).
18. Simha O.R. The economic impact of eight research universities on the Boston region // Tertiary Education and Management. — 2005. — Vol. 11, N 3. — Р. 269—278.
19. Stanford University [Electronic resource]: website. — URL: https://www.stan-ford.edu/about/ (accessed: 29.05.2018).
20. Statuto Universitä di Pisa [Electronic resource]. — URL: https://www.unipi.it/ images/pdf/statuto.pdf (accessed: 29.05.2018).
21. Strategic Plan 2016—2018 University of Bologna [Electronic resource]. — URL: http://www.unibo.it/en/university/who-we-are/strategic-plan (accessed: 29.05.2018).
22. The mission of Columbia University [Electronic resource]. — URL: http:// www.columbia.edu/content/mission-statement.html (accessed: 29.05.2018).
23. The mission of Princeton University [Electronic resource]. — URL: http:// www.princeton.edu/main/about/mission/ (accessed: 29.05.2018).
24. The mission of the University Sorbonne [Electronic resource]. — URL: http:// www.sorbonne-university.com/about-us/our-vision/ (accessed: 29.05.2018).
25. The University of Tokyo's mission [Electronic resource]. — URL: http://www.u-tokyo.ac.jp/en/about/mission.html (accessed: 29.05.2018).
26. The University's Cambridge mission and core values [Electronic resource]. — URL: http://www.cam.ac.uk/about-the-university/how-the-university-and-colleges-work/the-universitys-mission-and-core-values (accessed: 29.05.2018).
27. University of Tampere [Electronic resource]: website. — URL: http://www.uta. fi/en/yliopisto (accessed: 29.05.2018).
Статья поступила в редакцию 17.01.2018 Статья прошла рецензирование 02.02.2018
SCIENTIFIC EDUCATION IN MODERN CULTURE JOURNAL...............................................................................................................................................
DOI: 10.17212/2075-0862-2018-2.2-100-112
CONTENT ANALYSIS OF THE MISSION STATEMENTS OF MODERN UNIVERSITIES
Olshannikova Nataliya,
postgraduate student, Department of Philosophy and Humanities, Novosibirsk State University of Economics and Management, 56, Kamenskaya st., Novosibirsk, 630099, Russian Federation ORCID: 0000-0002-8435-7554 caramelka75@mail.ru
Abstract
The article analyzes the missions of modern universities, both foreign and domestic, from the position which are reflected in these missions. Both liberal and pragmatic concept for higher education are reflected in the missions of the modern universities that reflects the experience of the past and challenges of the present, represents the future trends of development.
It has been revealed that modern classical universities prefer educational and research functions. This is a global trend that shows commitment to the traditions of classical University education. It is also shown that many universities are developing in the direction of a pragmatic approach of science by implementing the research function and focusing on cutting-edge research. The learning function has acquired pragmatic coloration also, and is direct at mastering of academic and professional knowledge and skills that is turning into professional. Because the modern labor market requires not only well-educated but also professionally trained specialist. This is reflected in many missions. The professional function comes to priority position confidently and is ahead of the socio-cultural function well and this is some deviation from the classical idea of the University. In the missions of universities the direction on the formation of educational policy in the region is most apparent and thereby solving the problem of its self-development. The educational function is expressed weakly and tends to the values of self-realization, is reflected in the Declaration but isn't reflected in the mission more and more.
Various approaches to University education which depend on historical, cultural and socio-economic development of countries have been considered. The main priorities of American, European and Russian universities have been identified
Keywords: the mission of the University, the functions of the University, the research function, training function, professional function, educational function of the University.
Bibliographic description for citation:
Olshannikova N.A. Content analysis of the mission statements of modern universities. Idei i idealy — Ideas and Ideals, 2018, no. 2, vol. 2, pp. 100—112. doi: 10.17212/2075-08622018-2.2-100-112.
References
1. Wissema J.G. Towards the thirt generation university. Cheltenham, UK, Northampton, MA, Edward Elgar, 2009 (Russ. ed.: Vissema I.G. Universitet tret'egopokoleniya: upravlenie universitetom v perekhodnyi period. Moscow, Olimp-Biznes Publ., 2016).
2. Emel'yanova I.N. Strategicheskie prioritety klassicheskogo universiteta: kontent-analiz missii [The strategic priorities of a classical university: a content analysis of the missions]. Universitetskoe upravlenie:praktika i analiz — University Management: Practice and Analysis, 2016, no. 105 (5), pp. 4-14.
3. Itskovits G. Model' troinoi spirali [The triple helix model]. Innovatsii — Innovation, 2011, no. 4, pp. 5-10.
4. Kolesnikov A.S. Missiya universiteta v epokhu gkbali%atsii [The mission of the University in the era of globalization]. Available at: http://www.academia. edu/12224956/Missiya_universiteta_v_epokhu_globalizatsii (accessed 28.05.2018).
5. Collini S. Why do we need universities? London, Penguin Books, 2012 (Russ. ed.: Kollini S. Zachem nuzhny universitety? Translated from English. D. Kralechkin. Ed. by A. Smirnov. Moscow, Higher School of Economics Publ., 2016. 264 p.).
6. Missiya Kazanskogo universiteta [The mission of the University of Kazan]. Available at: https://kpfu.ru/sveden/missiya-kazanskogo-universiteta (accessed 29.05.2018).
7. MissiyaTomskogo gosudarstvennogo universiteta [The mission of Tomsk State University]. Available at: http://www.tsu.ru/university/mission.php (accessed 29.05.2018).
8. Obrazpvatel'nyi standart MGTU im. N.E. Baumana [Educational standard of the Bauman Moscow State Technical University]. Available at: http://www.bmstu.ru/ content/image/files/582/standards/210601_65final.pdf (accessed 29.05.2018).
9. Osnoty formirovaniyaprogrammy razvitiya Moskovskogo gosudarstvennogo universiteta imeni M.V. Lomonosova [Foundations of development program at Moscow State University named after M.V. Lomonosov]. Available at: https://www.msu.ru/projects/pr2020/ docs/slovo.pdf (accessed 29.05.2018).
10. Pirogov N.I. Izbrannye pedagogicheskie sochineniya [Selected pedagogical works]. Moscow, Pedagogika Publ., 1985. 496 p.
11. Leitbild der Humboldt-Universität zu Berlin. Available at: https://www.hu-berlin.de/ de/ueberblick/humboldt-universitaet-zu-berlin/leitbild (accessed 29.05.2018).
12. Leitbild der Universität Hamburg. Available at: https://www.uni-hamburg.de/uhh/ profil/leitbild.html (accessed 29.05.2018).
13. LSE Education Strategy 2015—2020. The London School of Economics and Political Science. London, LSE, 2016. Available at: http://www.lse.ac.uk/about-lse/ Image-assets/PDF/Education-Strategy.pdf (accessed 29.05.2018).
14. Massachusetts Institute of Technology (MIT): website. Available at: http://mitstory. mit.edu/ (accessed 29.05.2018).
15. Obiettivi e linee strategiche deWUniversita di Padova. Available at: http://www.umpd. it/sites/unipd.it/files/Trasparenza/0biettivi%20e%20linee%20strategiche_0.pdf (accessed 29.05.2018).
SCIENTIFIC EDUCATION IN MODERN CULTURE JOURNAL...............................................................................................................................................
16. Princeton University : website. Available at: https://www.princeton.edu/meet-princeton/service-humanity (accessed 29.05.2018).
17. Selbstverstandnis und Werte ETN Zurich. Available at: https://www.ethz.ch/de/ die-eth-zuerich/portraet/selbstverstaendnis-und-werte.html (accessed 29.05.2018).
18. Simha O.R. The economic impact of eight research universities on the Boston region. Tertiary Education and Management, 2005, vol. 11, no. 3, pp. 269—278.
19. Stanford University: website. Available at: https://www.stanford.edu/about/ (accessed 29.05.2018).
20. Statuto Universita di Pisa. Available at: https://www.unipi.it/images/pdf/statuto. pdf (accessed 29.05.2018).
21. Strategic Plan 2016—2018 University of Bologna. Available at: http://www.unibo.it/ en/university/who-we-are/strategic-plan (accessed 29.05.2018).
22. The mission of Columbia University. Available at: http://www.columbia.edu/ content/mission-statement.html (accessed 29.05.2018).
23. The mission of Princeton University. Available at: http://www.princeton.edu/main/ about/mission/ (accessed 29.05.2018).
24. The mission of the University Sorbonne. Available at: http://www.sorbonne-university.com/about-us/our-vision/ (accessed 29.05.2018).
25. The University of Tokyo's mission. Available at: http://www.u-tokyo.ac.jp/en/ about/mission.html (accessed 29.05.2018).
26. The University's Cambridge mission and core values. Available at: http://www.cam. ac.uk/about-the-university/how-the-university-and-colleges-work/the-universitys-mission-and-core-values (accessed 29.05.2018).
27. University of Tampere: website. Available at: http://www.uta.fi/en/yliopisto (accessed 29.05.2018).
The article was received on 17.01.2018. The article was reviewed on 02.02.2018.