13.00.00 - ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
УДК 378
АЗИМБАЕВА Ж.А.
старший преподаватель, кафедры русского языка и культуры, Карагандинский технический университет Республика Казахстан E-mail: [email protected]
UDC378
AZIMBAYEVA ZH.A.
Senior Teacher Department of Russian Language and Culture of Karaganda Technical University of Republic of
Kazakhstan E-mail: [email protected]
КОНТЕНТ-АНАЛИЗ ИССЛЕДОВАНИЙ ПОНЯТИЯ «ПРОФЕССИОНАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ»
ПРЕПОДАВАТЕЛЯ ВУЗА
RESEARCHING DEFINITIONS OF "PROFESSIONAL AND PEDAGOGICAL ACTIVITY" OF HIGHER EDUCATION TEACHER BY CONTENT ANALYSIS
В статье анализируются основные содержательные категории понятия «профессионально-педагогическая деятельность» преподавателя вуза. Предпринята попытка формулирования и анализа основных факторов ее развития.В ходе проведенного исследования методом контент-анализа выявлено основное определение понятия «профессионально-педагогическая деятельность» преподавателя вуза.
Ключевые слова: профессионально-педагогическая деятельность, преподаватель вуза, инновационные изменения, образовательный процесс, контент-анализ.
The article analyzes the basic categories of the "professional and pedagogical activity" of higher education teachers. The main factors of its development were discussed andformulation proposed. Through content analysis method, the fundamental definition of "professional and pedagogical activity" of higher education teacher was deduced.
Keywords: professional and pedagogical activity, higher education teacher, innovative changes, educational process, content-analysis.
Постановка проблемы
В условиях современных тенденций общественного развития происходят значительные изменения, которые проявляются на всех уровнях профессионального образования и оказывают влияние на условия взаимодействия участников образовательного процесса. Основным объектом изменений является преподавательвуза и эффективность его деятельности. Все это актуализирует проблему определения направлений профессионально-педагогической деятельности и формулирования ее основных компонентов. Цель статьи - проведение контент-анализа понятия «профессионально-педагогическая деятельность» педагога с выявлением ее содержания, интерпретации в разных педагогических исследованиях.
Изложение основного материала исследования. Значительное количество ученых, посвятивших свои работы деятельности преподавателей,утверждают, что в современных условиях происходит изменение традиционного понимания понятия «профессионально-педагогическая деятельность» преподавателя вуза.
Сегодня исследователями пристально изучаются такие вопросы, как становление профессионализма преподавателя (Г.У Матушанский, С.М. Баташова и др.), развитие личности преподавателя вуза, его ценностно-смысловых характеристик (Р.А. Авагимян, Л.Е. Паутова, О.С. Руденко и др.), психолого-педагогические аспекты деятельности преподавателя вуза (А.В. Барабанщиков, С.И. Архангельский, И.Ф. Исаев, М.И. Дьяченко и др.).
Особого внимания заслуживают аспекты рассмотрения профессиональной деятельности педагога с позиции сущностной характеристики и структуры деятельности [4, 5, 9].
Рассмотрим понятие «профессионально-педагогическая деятельность» преподавателя вуза, используя метод контент-анализа,представляющий собой «некий гибрид количественного и качественного подходов» в качестве способа создания и пополнения эмпирической базы, что позволяет уточнить границы поиска, систематизировать авторские позиции в определении исследуемого феномена.В современных педагогических исследованиях контент-анализкак формализованный и достаточно достоверный метод обработки информации находит широкое применение.
Проведенный анализ отечественной и зарубежной литературы (Э.Ф. Зеер [2], С.А. Писарева [7], Е.Н. Глубокова [3], Т.М. Ткачева [10] и др.) показывает, что понятие «профессионально-педагогическая деятельность» имеет тенденцию наполнения новыми смысловыми значениями.
Ценной является точка зрения Э.Ф. Зеер, считающего «профессиональную деятельность - социально-значимой деятельностью, выполнение которой требует специальных знаний, умений, навыков, а также профессионально обусловленных качеств в личности» [2].
С.А. Писарева считает, что «профессиональная деятельность преподавателя обусловлена его компетентностью в области преподаваемых учебных дисциплин,
© Азимбаева Ж.А. © Azimbayeva Zh.A.
готовностью к реализации образовательного процесса, способностью к формированию у своих студентов ценностных ориентиров в будущей профессиональной деятельности» [7, с. 98].
Е.Н. Глубокова отмечает, что особое внимание следует уделить «ценностно-смысловым ориентирам деятельности преподавателя вуза, которые в условиях постоянных изменений образования не теряют своей актуальности и зависят от контекстов деятельности в образовательном процессе вуза» [3, с. 109].
Сущность профессионально-педагогической деятельности, как полагает Т.М. Ткачева, качественно меняется - «от передачи учебного текста к организации ситуаций, в которых будет происходить формирование и усвоение нового опыта» [10, с. 95].
По мнению Матраевой Л.В., профессиональная деятельность является «областью деятельности каждого индивида» [6, с. 95].
Л.А. Романкова рассматривает такие критерии эффективности деятельности преподавателя вуза, как «профессиональная ответственность как за хранение, передачу и использование специализированной сум-мызнаний, так и за расширение этих знаний»; «высокая автономность профессии»; «профессиональное мастерство преподавателя и исследователя не является объектом купли-продажи»[8, с. 28].
По мнению И.А. Заярной, профессиональная деятельность преподавателя «детерминирована рамками образовательной системы, растущим объемомактуаль-ной информации и рутинными способами ее освоения, хранения и трансляции, потребностью общества вобра-зовательных услугах и сокращением резерва рабочего времени, уменьшением численности и сравнительно-недостаточным материальным уровнем преподавательских кадров и т.д.» [1, с. 316].
На основании анализа научно-методической литературы был сформулирован вывод о том, что понятие «профессионально-педагогическая деятельность» преподавателя вуза является многогранным феноменом, способным влиять на развитие личности и реализацию профессиональных задач преподавателем.
Исследования деятельности преподавателя (Н.В. Кузьмина, В.А. Сластенин, Е.Г. Ефремов, С.А. Писарева, Т.М. Ткачева, Е.Н. Глубокова, Л.В. Матраева и др.) подчеркивают ее многообразие, многомерность и позволяют выделить основные структурные элементыпонятия «профессионально-педагогическая деятельность»:
1. Вид деятельности, профессиональная деятельность, социальная деятельность.
2. Реализация профессии.
3. Реализация образовательных программ.
4. Социальная сторона жизни общества.
5. Создание и организация условий.
6. Организация учебной деятельности.
7. Освоение социокультурного опыта.
8. Трансформация профессиональных ценностей.
9. Обеспечение достижения результатов.
10. Формирование умений и компетенций.
11. Удовлетворение потребностей.
12. Выбор возможностей для самовыражения.
13. Методическое обеспечение.
14. Искусство достижения поставленных целей.
15. Подготовка к выполнению определенных ролей в обществе.
16. Непрерывный процесс решения усложненных профессиональных задач, в том числе, и в плане самореализации.
17. Последовательность определенных действий.
18. Постоянное осмысление результатов своего труда.
Результаты исследования и их обсуждение
Проведенный контент-анализ исследуемого понятия позволил выделить ряд повторяющихся явлений и процессов, широко отражающих профессионально-педагогическую деятельность преподавателя вуза. Совокупность признаков позволила сформировать матрицу частоты появления единиц-признаков понятия«профессионально-педагогическая деятельность» (см. Таблица).
Анализ показал превалирование признака «непрерывный процесс решения профессиональных задач» над остальными признаками. Именно этот признак следует рассматривать в качестве основной единицы данного понятия. Результаты контент-анализа свидетельствуют о наличии и других часто повторяющихся единиц-признаков:создание и организация условий для личностного развития, воспитания, развития и саморазвития обучающегося и собственной профессиональной деятельности, формирование и развитие умений и компетенций. Выявлен еще один важный признак - трансформация профессиональных ценностей, который ведет к профессиональному росту и во многом определяет стратегию профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза.
Ряд дефиниций обнаруживает наличие таких элементов, как формирование и развитие умений и компетенций, освоение социокультурного опыта, выбор возможностей для самовыражения, искусство достижения поставленных целей, последовательность определенных действий, продуктивное и успешное осуществление которых невозможно без соответствующей подготовки и опыта.
По итогам исследования с использованиемметода контент-анализабыл сформулирован вывод о том, что профессионально-педагогическая деятельность преподавателя вуза - это деятельность, направленная на решение профессиональных задач,создание педагогических условий для личностного и профессионального развития студентов посредством методического обеспечения реализации образовательных программ вуза, направленных на формирование и развитие определенных компетенций будущих специалистов.
Выводы
Таким образом, результаты проведенногоиссле-дования показывают, что деятельность современного
13.00.02 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ ОБРАЗОВАНИЯ) (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ), 13.00.08 - ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ) 13.00.02 - THEORY AND METHODS OF TRAINING AND EDUCATION (BY AREAS AND LEVELS OF EDUCATION) (PEDAGOGICAL SCIENCES), 13.00.08 - THEORY AND METHODOLOGY OF VOCATIONAL EDUCATION (PEDAGOGICAL SCIENCES)
преподавателя вуза является многомерной, сложно организованной и определяется совокупностью разных факторов:
- необходимость осмысления преподавателем новых усложненных профессиональных задач;
- умение интегрировать различные области знаний;
- владение педагогическими, методическими, исследовательскими, инженерными, предпринимательскими компетенциями;
- необходимость постоянного осмысления результатов своего труда.
Практическое значение проведенного исследования методом контент-анализа заключается в последовательном его применении в образовательном процессе и способствовании разработке методики по повышению продуктивности профессионально-педагогической деятельности преподавателя вуза.
Таблица
Единицы-признаки понятия «профессионально-педагогическая деятельность» преподавателя вуза в определениях этой дефиниции
Единицы-признаки Частота появления в научных работах X
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10
Вид деятельности + + + + + + 6
Реализация той или иной профессии + + + + + 5
Часть социальной жизни общества + + + + 4
Создание оптимальных условий для воспитания, развития и саморазвития личности студентов + + + + + + + 7
Выбор возможностей для самовыражения + + + + + 5
Организация деятельности студентов + + + + 4
создание педагогических условий + + + + + 5
Трансформация профессиональных ценностей + + + + + + + 6
Формирование и развитие умений и компетенций + + + + + + 7
Непрерывный процесс решения профессиональных задач + + + + + + + + + + 10
Последовательность определенных действий + + + + + 5
Соответствующая подготовка и опыт + + + + 4
Библиографический список
1. Заярная И.А. Преподавательская деятельность в вузе: сущность, факторы, мотивация // Современные наукоемкие технологии. 2016. № 2. С. 316-319.
2. Зеер Э.Ф. Профессиональное становление личности инженера - педагога / Свердловск: Изд-во Уральского университета, 1988. 120 с.
3. Глубокова Е.Н. Ценностно-смысловые ориентиры деятельности преподавателя вуза // Научные школы института педагогики. Сборник статей Третьих Всероссийских педагогических (Герценовских) чтений. Под редакцией И.В. Гладкой, С.А. Писаревой, А.П. Тряпицыной. 2019. С. 108-113.
4. Ефремов Е.Г. Новиков Ю.Т. Основы психологии труда и профессиональной психологии: учебное пособие: Омск: Издательство Омского государственного университета им. Ф.М. Достоевского, 2010. 352 с.
5. Кузьмина Н.В., Жаринова Е.Н. Методы исследования образовательных систем: монография: СПб:Научное учреждение» Центр стратегических исследований».2018.164с.
6. Матраева Л.В. Управление персоналом: учебное пособие/Л.В. Матраева, Д.Л. Михайлин, А.В. Беляк.4-е изд. М.: Дашков и К. 2020. 278с.
7. Писарева С.А., Козлов А.Г., Гладкая И.В., Глубокова Е.Н. Магистерское педагогическое образование преподавателей инженерных дисциплин: ориентиры проектирования //Человек и образование.2020.№3(64). С. 95-101.
8. Романкова Л.И. Преподаватель высшей школы как профессия // Экономика образования. 2001. № 6. С. 27-38.
9. Сластенин В.А. Шарова Е.И., Кудайнетов М.Р. Мониторинг профессионального развития преподавателя вуза в системе оценки качества педагогической деятельности // Вестник Адыгейского государственного университета.2015. № 4 (169).С. 82-88.
10. Ткачева Т.М. Подготовка и переподготовка преподавателя высшей школы: опыт МАДИ // Известия Балтийской государственной академии рыбопромыслового флота: психолого-педагогические науки.2012.№2(20).С.94-99.
References
1. Zayarnaya I. A. Pedagogical activity at universities: the reality, factors and motivation. Sovremennye naukoemkye technologii. Modern scientifically intense technologies, 2016, Vol. 2, Pp. 316-319.
2. Zeer E. F. Professional development of engineer and teacher personality. Published by Uralsk University, 1998, 120 p.
3. Glubokova E. N. Values directions of pedagogical activity in higher education. Nauchnye shkoly instituta pedagogiki. Scientific schools of pedagogy institute. Articles collection of Russian pedagogical readings. Under edition of I. V. Gladko, S. A. Pisareva, A. P. Tryapicina, 2019, Pp. 108-113.
4. Efremov E. G., Novikov Y. T. Labour psychology and professional psychology basics. Published by Omsk State University. Omsk, 2010, 352 p.
5. Kuzmina N. V., Zharinova E. N. Educational systems research method: monography. Strategical researchers center. Saints Petersburg, 2018, 164 p.
6. Matraeva L. V. Staff management: the study material. 4th edition published by Dashkov and Co, 2020, 278p.
7. Pisareva S. A., Kozlov A. G., Gladkaya I. V., Glubokova E. N. Master's pedagogical education of engineering teachers: directions for planning. Chelovek i obrazovanye. Human and education, 2020. Vol. 3, No 64, Pp. 95-101.
8. RomankovaL. I. Higher education teacher as a profession. Ekonomika obrazovanyia. Education Economics, 2001, No 6, Pp. 27-38.
9. Slastenin V. A., Sharova E. I., Kudainetov M. P. The monitoring of professional development of higher education teachers in the pedagogical activity quality grading system. Vestnik Adygeiskovo Gosudarstvennogo Universiteta. Adygey State University herald, 2015, Vol. 4, No 169, Pp. 82-88.
10. Tkacheva T. M. Higher education teacher preparation and re-preparation: MADI experience. Proceedings of the Baltic State Academy of Fishing Fleet: Psychological and Pedagogical Sciences, 2012, Vol. 2, No 20, Pp. 94-99.