УДК 371
Е. Г. Светличный
КОНТЕКСТНОЕ ОБУЧЕНИЕ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КУЛЬТУРЫ БУДУЩИХ ЮРИСТОВ В СИСТЕМЕ ИХ ВУЗОВСКОЙ ПОДГОТОВКИ
Рассматривается педагогическая проблема формирования профессиональной культуры будущих специалистов в области юриспруденции в системе их подготовки в условиях высшего учебного заведения. Обосновывается целесообразность применения методов контекстного обучения как средства формирования профессиональной культуры будущих юристов в процессе их профессиональной подготовки. Указываются внешние и внутренние контексты формирования профессиональной культуры юристов, рассматриваются методы и формы контекстного обучения, позволяющие повысить эффективность формирования профессиональной культуры будущих специалистов в области юриспруденции в процессе их обучения в вузе.
Ключевые слова: профессиональная культура специалиста в области юриспруденции, теория контекстного обучения, методы контекстного обучения, проблемная ситуация, формирование профессиональной культуры будущего юриста, система профессиональной подготовки юристов.
Высшее профессиональное образование, направленное на подготовку будущих специалистов в области юриспруденции, наряду с формированием ключевых профессиональных компетентностей выступает механизмом формирования их профессиональной культуры.
Данный феномен составляет контекст профессиональной деятельности юриста, обобщает и актуализирует систему представлений о специфике профессии, а также формирует знания и навыки, от которых зависит результативность юридической деятельности, заключающаяся в обеспечении законности и правопорядка. Согласно этому тезису, профессиональная культура юриста является профессионально значимым личностным качеством специалиста в системе профессионально-этических норм и ценностных ориентаций [1].
Современное высшее профессиональное образование в первую очередь нацелено не на формирование академической системы уровня знаний, а на достижение специалистом профессиональной компетентности. Современный юрист должен обладать креативным подходом к практическому решению профессиональных задач, обладать способностью исполнять профессиональный долг с высоким уровнем эффективности.
В этой связи компетентность является тем необходимым качеством специалиста, позволяющим ему системно применять знания, умения и навыки, успешно решая проблемы, противоречия и задачи в личностном, профессиональном и социальном контексте [2]. Формирование профессиональной культуры будущих юристов как одного из компонентов их профессиональной компетентности путем традиционной системы обучения является низкоэффективным.
Для реализации компетентностного подхода и формирования профессиональной культуры в качестве основы процесса образования целесообраз-
но использовать теорию контекстного обучения. По определению ее основателя А. А. Вербицкого, «контекст - это система внутренних и внешних условий жизни и деятельности человека, которая влияет на восприятие, понимание и преобразование им конкретной ситуации, придавая смысл и значение этой ситуации как целому и ее компонентам» [2, с. 19].
В основе методологии контекстного обучения находится теория деятельности. Она основывается на понимании системы действий как интегрированного свойства специалиста, обусловленного усвоением социального и профессионального опыта, а также развитием профессионально значимых личностных качеств.
Эффективность усвоения знаний и формирование профессиональных и личностных качеств возможны через выполнение действий, координирующихся сознанием личности. По мнению С. Л. Рубинштейна, «подлинное понимание сознания и психики человека требует их включения в реальный контекст жизни и деятельности людей, которым они обусловлены» [3, с. 151].
Согласно концепции контекстного обучения, система профессиональных компетенций, включающих профессионально значимые качества личности, ценностные ориентации и этические нормы и ценности, является важными составляющими профессиональной культуры.
Так, профессиональную культуру будущих юристов следует рассматривать как совокупность потенциала и результата познавательной и практической деятельности, заключающейся в моделировании интеллектуального, профессионального и социального содержания деятельности будущего специалиста в области юриспруденции. Формирование профессиональной культуры студентов юридических специальностей посредством контекстного обучения основывается на таких принципах обучения, как:
Е. Г. Светличный. Контекстное обучение как средство формирования профессиональной культуры.
- принцип учета психолого-педагогических личностных особенностей обучающегося и его способностей включения в образовательную деятельность;
- принцип моделирования целостного содержания условий и форм осуществления профессиональной деятельности в процессе профессиональной подготовки специалистов;
- принцип проблемности содержания образовательного процесса;
- принцип подбора оптимальных форм организации системы обучения;
- принцип соотношения в использовании инновационных и традиционных педагогических технологий;
- принцип учета роли совместной деятельности и межличностного взаимодействия в процессе обучения;
- принцип учета индивидуальных внутренних контекстов студентов;
- принцип динамизма;
- принцип прагматизма [4].
В основе теории контекстного обучения - интеграция предметного и социального контекстов общей и профессиональной культуры. В этой связи при использовании методов данной образовательной технологии базовым стоит считать принцип контекстулаьности.
Профессиональная подготовка будущих специалистов в вузе является первичным этапом формирования профессиональной культуры. Последующие этапы реализуются в непосредственной профессиональной деятельности путем индивидуального непрерывного самообразования. В данном исследовании рассматриваются свойства контекстного обучения при первичном этапе формирования профессиональной культуры юристов в рамках их вузовской подготовки. Формирование данного профессионально значимого личностного качества достигается такими образовательными возможностями контекстного обучения:
- деятельностной позицией студента, который оказывается в имитационной профессиональной среде в период подготовки в вузе;
- активизацией интеллектуального потенциала будущего специалиста;
- усвоением знаний в рамках моделирования контекста профессиональных ситуаций;
- использованием сочетания индивидуальных, групповых и коллективных форм работы, позволяющих обеспечить обмен интеллектуальным содержанием и способствовать развитию профессиональных и нравственных качеств личности;
- интеграцией учебной, познавательной, поисковой и профессиональной деятельности обучающихся;
- трансформацией студента из объекта педагогического воздействия в субъект познавательной деятельности;
- внутренними и внешними контекстами организации форм обучения [5].
Студент в процессе профессиональной подготовки обладает собственным внутренним контекстом, который характеризуется в зависимости от его жизненного и образовательного опыта, а также находится под воздействием внешних контекстов. Первый из них характеризуется моральными и нормативными требованиями общества к профессии юриста, социальными представлениями о стереотипах поведения специалистов правоохранительной деятельности. Следующий контекст характеризуется образовательной средой, оказывающей влияние на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов и изменение или развитие их личностных качеств.
Третий контекст обусловлен непосредственной профессиональной средой, отличающейся своей социальной и культурной спецификой, так как деятельность юриста заключается в межличностном взаимодействии с субъектами профессиональной деятельности. Путем взаимодействия этих контекстов осуществляется влияние на ценностно-смысловую основу профессиональной деятельности будущего специалиста.
В рамках применения теории контекстного обучения развитие профессиональной культуры будущих юристов осуществляется путем использования системы методов, форм и средств обучения, направленных на моделирование обучающих ситуаций, имитирующих профессиональные, с целью формирования профессиональных компетенций, в том числе и профессиональной культуры, как одного из ведущих личностных качеств будущего юриста.
Согласно научным разработкам А. А. Вербицкого - основоположника теории контекстного обучения, ее основной содержательной единицей является не информационный блок, а проблемная ситуация, обладающая предметной и социальной составляющими [6].
Проблемную ситуацию как основную единицу контекстного обучения следует рассматривать в качестве особого вида взаимодействия субъекта и объекта образования, благодаря которому у обучающего возникает мотивация к поиску неизвестных ранее знаний и путей решения практических и теоретических задач. В ходе такой последовательной деятельности происходит формирование ключевых профессиональных компетентностей, в том числе профессиональной культуры будущих специалистов [5].
Формирование профессиональной культуры будущих юристов должно осуществляться поэтапно.
Для повышения эффективности подготовки будущих юристов в вузе процесс формирования их профессиональной культуры следует осуществлять посредством метода моделирования. Модель формирования профессиональной культуры - это целостная система, состоящая из нескольких компонентов, специфика и количество которых зависят от индивидуальных особенностей студенческого контингента и содержательно-технологических условий образовательной среды.
Основными компонентами модели являются методологический, целеполагающий, содержательный, диагностический, коррекционный и результативный. Исходя из структуры модели формирования профессиональной культуры будущих специалистов в области юриспруденции, каждый компонент предполагает осуществление определенной поэтапной деятельности. Она реализуется в рамках педагогической технологии контекстного обучения, направленной на моделирование проблемных ситуаций, приближенных к реалиям юридической практики с целью формирования профессиональной культуры будущих специалистов.
При разработке и внедрении каждого этапа модели формирования профессиональной культуры необходимо применять методы контекстного обучения. При осуществлении этапа, направленного на формирование устойчивой мотивации студентов к развитию профессиональной культуры, могут применяться такие формы и методы работы, как дискуссии, круглые столы, просмотры видеосюжетов или изучение правовых документов судебных заседаний, особенностей ведения диалогов адвокатов и подзащитных, образцы публичных выступлений юристов и другие виды деятельности.
На этапе формирования теоретических знаний о сущности профессиональной культуры юриста также целесообразно применение активных методов обучения, предполагающих воздействие внешнего контекста на личность будущего юриста. К ним можно отнести такие формы и методы работы, как конференция, научные чтения, защита проектных и исследовательских работ, коллоквиум.
На деятельностном этапе, который заключается в непосредственном овладении навыками профессиональной культуры, целесообразно применять имитационные методы контекстного обучения, позволяющие моделировать реалии профессиональ-
ных условий правовой деятельности. Наиболее распространенными и эффективными имитационными методами, позволяющими студентам ощутить себя в роли правового защитника, субъекта обвинения и других правовых ролей, выступают ролевые и деловые игры.
При внедрении таких методов обучения обязательным условием является анализ профессиональной культуры поведения и общения будущих специалистов с целью своевременной коррекции. Вышеизложенные формы и методы обучения позволят воссоздать приближенный к реальности правовой контекст, позволяющий повысить эффективность формирования профессионально значимых качеств будущего специалиста, в том числе его профессиональной культуры.
Таким образом, теория контекстного обучения является одним из оптимальных путей использования образовательных технологий, направленных на формирование профессиональной культуры юристов в процессе их подготовки в вузе. Профессиональная культура будущих специалистов формируется под влиянием внутренних и внешних контекстов, одним из которых является организация образовательных форм в процессе профессиональной подготовки.
Внешний контекст профессионального становления юриста и формирования его личностных качеств и свойств путем внедрения в систему образования методов контекстного обучения позволяет оказывать влияние и на внутренний контекст про-фессиогенеза будущего специалиста.
Организация профессионально ориентированного обучения, основанного на моделировании различных образцов социальных и профессиональных ситуаций, позволяет будущему специалисту обрести опыт культуры профессионального поведения, формирующий его профессиональный стиль и будущую компетентность.
Овладение опытом профессиональной деятельности в рамках обучения в вузе путем внедрения методов контекстного обучения позволяет повысить эффективность формирования профессиональной культуры и других ключевых компетенций выпускников, а также оптимизировать процесс адаптации будущих специалистов в профессии, способствовать успешности их профессиональной деятельности.
Список литературы
1. Тимакина Е. А. Формирование правовой культуры будущих юристов УИС в процессе их профессионализации: учеб. пособие. Самара: Самар. юрид. ин-т Минюста России, 2004. 217 с.
2. Вербицкий А. Контекстное обучение в компетентностном подходе // Высшее образование в России. 2006. № 11. С. 39-46.
3. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб: «Питер», 2000. 712 с.
Е. Г. Светличный. Контекстное обучение как средство формирования профессиональной культуры...
4. Серова О. А. Методика преподавания юриспруденции в высшей школе. Самара: Самар. гуманитарная акад., 2009. 35 с.
5. Брановский Ю. С., Шапошникова Т. Л. Информационные инновационные технологии в профессиональном образовании: учебное пособие. Краснодар: КубГТУ, 2001. 356 с.
6. Вербицкий A. A. Групповое взаимодействие студентов в контекстном обучении // Проблемы психологии образования. 1994. № 3. С. 58-74.
Светличный Е. Г., старший преподаватель.
Крымский филиал Краснодарского университета МВД России.
Ул. Академика Стевена, 14, Симферополь, Республика Крым, Россия, 295053. E-mail: viza_1986@ukr.net
Материал поступил в редакцию 19.05.2016.
E. G. Svetlichniy
CONTEXTUAL LEARNING AS A MEANS OF FORMING PROFESSIONAL CULTURE OF FUTURE LAWYERS IN THE SYSTEM
OF THEIR UNIVERSITY TRAINING
This study examines the pedagogical problem of formation of professional culture of future specialists in the field of law in the system of their training in a higher educational institution. The article substantiates the expediency of applying the methods of contextual learning as a means of formation of professional culture of future lawyers in the process of their professional training. Identifies external and internal contexts of formation of professional culture of lawyers. Considers the methods and forms of contextual learning, which allows to increase the efficiency of formation of professional culture of future specialists in the field of jurisprudence in the course of their study at the University.
Key words: professional culture of a specialist in the field of jurisprudence, theory of contextual learning, contextual learning methods, problem situation, formation of professional culture of future lawyer, system of professional training of lawyers.
References
1. Timakina E. A. Formirovaniye pravovoy kul'tury budushchikh yuristov UIS vprotsesse ikh professionalizatsii: ucheb. posobiye [Formation of legal culture of future lawyers UIS in the process of professionalization: manual]. Samara, Samar. yurid. in-t Minyusta Rossii Publ., 2004. 217 p. (in Russian).
2. Verbitskiy A. Kontekstnoye obucheniye v kompetentnostnom podkhode [Contextual learning in competence-based approach]. Vyssheye obrazovaniye v Rossii - Higher Education in Russia, 2006, no. 11, pp. 39-46 (in Russian).
3. Rubinshteyn S. L. Osnovyobshcheypsikhologii [Fundamentals of General psychology]. St. Petersburg, Piter Publ., 2000. 712 p. (in Russian).
4. Serova O. A. Metodika prepodavaniya yurisprudentsii v vysshey shkole [Methods of teaching law in higher education]. Samara, Samara humanitarian Academy Publ., 2009. 35 p. (in Russian).
5. Branovskiy Yu.S., Shaposhnikova T. L. Informatsionnye innovatsionnye tekhnologii v professional'nom obrazovanii. Uchebnoye posobiye [Innovative information technologies in professional education. Textbook]. Krasnodar, Kuban state University Publ., 2001. 356 p. (in Russian).
6. Verbitskiy A. A. Gruppovoye vzaimodeystviye studentov v kontekstnom obuchenii [Group interaction of students in contextual learning]. Problemy psikhologii obrazovaniya - Problems of Psychology of Education, 1994, no. 3, pp. 58-74 (in Russian).
Svetlichniy E. G.
Crimean branch of the Krasnodar University The interior Ministry of Russia.
Ul. Akademika Stevena, 14, Simferopol', Republic of Crimea, Russia, 295053. E-mail: viza_1986@ukr.net