Научная статья на тему 'Контаминированные слова в речи ребенка как генерализация лексико-грамматических и логических законов языка'

Контаминированные слова в речи ребенка как генерализация лексико-грамматических и логических законов языка Текст научной статьи по специальности «Языкознание и литературоведение»

CC BY
1047
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по языкознанию и литературоведению, автор научной работы — Лаврова Н. А.

Статья посвящена анализу контаминированных слов в детской речи. Показано, что детские контаминанты не являются в строгом смысле проявлением творческого мышления ребенка, а напротив стремлением к обобщению лексико-грамматических законов языка и экстраполяцией усвоенных моделей при образовании новых слов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Контаминированные слова в речи ребенка как генерализация лексико-грамматических и логических законов языка»

Lingua mobilis №4 (18), 2009

КОНТАМИНИРОВАННЫЕ СЛОВА В РЕЧИ РЕБЕНКА КАК ГЕНЕРАЛИЗАЦИЯ ЛЕКСИКО-ГРАММАТИЧЕСКИХ И ЛОГИЧЕСКИХ ЗАКОНОВ ЯЗЫКА

Н. А. Лаврова

Статья посвящена анализу контаминированных слов в детской речи. Показано, что детские контаминанты не являются в строгом смысле проявлением творческого мышления ребенка, а напротив - стремлением к обобщению лексико-грамматических законов языка и экстраполяцией усвоенных моделей при образовании новых слов.

Ключевые слова: контаминант, морфологический осколок, аналогия, генерализация

Вопрос о том, каким образом ребенок учится говорить, уже многие тысячелетия волнует людей. Вот, что по этому поводу пишет Святой Августин: «взрослые вокруг меня не учили меня словам.. .каким-то определенным методом я сделал этот сам, страстно желая...выразить свою волю.Я сделал это сам благодарю прозрению, которое Ты, Господи, дал мне, сделал сам, перебирая звуки в с своей памяти. И так, постоянно слыша слова, которые звучали в разных предложениях, постепенно стал понимать, что они значат, и, ломая язык, чтобы заставить звуки превратиться в эти знаки, я таким образом дал выход своей воле» [5. C. 83]. Приведенная цитата показывает, что, по мнению Св. Августина, ребенок обучается речи самостоятельно, не просто подражая взрослым и усваивая уроки обучения, а постепенно переходя на качественно новый этап речевого поведения. Слово, фраза и предложение появляются в речи ребенка не только как результат подражания взрослым или как следствие получения отрицательного или положительного подкрепления, доказательством чего служит качественная и количественная несводимость первых высказываний ребенка к высказываниям взрослых. Активное восприятие и переработка полученной информации позволяет ребенку в определенном смысле самостоятельно подбирать имеющиеся в запа-

46

Языкознание

се слова и организовывать их в синтаксически удобные и емкие структуры, в частности в так называемые “pivot-конструкции”, или опорно-осевые фразы, одним из компонентов которой являются часто употребляемые ребенком и емкие по семантике слова, типа ‘more’ («еще»), ‘there’ («там»), ‘go’ («идти»), ‘is’ («есть», «имеется») и т.д.

Процесс овладения языком ребенком сопряжен со стремлением обобщить, генерализировать языковой материал. В то же время специфика детской речи состоит в отклонении от норм канонической речи, эти отклонения в известном смысле можно назвать языковой или речевой неудачей ребенка. При знакомстве с предметами и объектами внешнего мира ребенок воспринимает их всеми доступными органами чувств, а также посредством реакции на эти предметы окружающих, таким образом устанавливается связь между объектами и их интегральными характеристиками. Иными словами, познание осуществляется непосредственно в деятельности. На основе сделанных сравнений, обобщений и разграничений у ребенка формируются элементарные представления и понятия, которые нужно выразить в слове. Контаминированные слова в детской речи являются результатом скрещивания, взаимодействия обычно двух слов, называющих такие явления окружающего мира, в которых ребенок отметил общие, сближающиеся черты, недостаточно разглядев при этом различительные признаки. «Как бы ни были ярки и остроумны построенные ребенком словообразовательные, морфологические и другие инновации, они дают не тот результат, на который рассчитывал ребенок, и в этом смысле оказываются для него как носителя языка неудачей. И веселое одобрение, и восхищение, с которым взрослые обычно реагируют на проявления детского языкотворчества, и отношение лингвистики к детской речи как к феномену вдруг обретает осязаемое воплощение, так что ее оказывается возможным наблюдать и описывать, - носят, в сущности, эгоистический характер. Мы ищем в детской речи то, что в ней интересно, забавно, остроумно, многозначительно с нашей «взрослой» точки зрения, не задаваясь вопросом о том, что означают эти творческие проявления для ребенка как говорящего субъекта, а не объекта на-

47

Lingua mobilis №4 (18), 2009

шего наблюдения. Как бы ни было ребенку приятно веселое удивление и восхищение взрослых, оно не может заменить ему то, без чего невозможно повседневное языковое существование, а значит, жизнь в обществе, - необходимости научиться выражать свои намерения так, чтобы можно было рассчитывать на более или менее предсказуемую реакцию коммуникативной среды» [7. C. 112]. Как указывает Б.М. Гаспаров (1996), даже правильные с точки зрения грамматики и семантики слова и выражения не представляют собой в памяти ребенка строго зафиксированные формулы. Вступая друг с другом в ассоциативные связи, они подвергаются всевозможным модификациям, деформациям и трансформациям, иными словами, контаминируются, «постепенно перерабатываясь таким образом в конгломерат языкового опыта» [1. C. 21].

Т.Н. Ушакова (2000) выделяет три основных принципа, по которым дети создают новые слова: 1. Осколки слов (часть слова используется как целое слов, например «пах», «прыг»). 2) Прибавление к корню слова окончания другого (создание слов по аналогии, например «правдун», «сухота», «рваность») 3) Контами-нированные слова («синтетические слова» по терминологии Т.Н. Ушаковой): ворунишка (вор + врунишка), вкуски (вкусные куски), бабезьяна (бабушка обезьяны). Напомним, что традиционно под контаминацией (от лат. contaminatio - «соприкосновение», «смешение») понимают объединение квазиморфов, или «осколков» морфем (Ср. англ. “morphemic splinters”) двух или более языковых единиц на базе их структурной, функциональной, семантической, или индивидуальной для говорящего близости, в результате чего возникает новая языковая или речевая единица. Явление контаминация можно наблюдать на всех языковых уровнях (В.В. Шадрухина, 2003): фонетическом (В.М. Лейчик), морфологическом (В.В. Бабайцева, В.М. Лейчик), лексическом (В.М. Лейчик), синтаксическом (В.А. Ицкович, Б.С. Шварцкопф, Н.Ю. Шведова), фразеологическом (Л.И. Ройзензон, И.В. Абрамец). Конта-минированные слова в детской речи представлены следующими подгруппами (Н.А. Саенкова, 1996):

1. Контаминация, возникшая как следствие сближения и взаимодействия двух слов одной тематической группы, при этом

48

Языкознание

нейтрализуются дифференциальные признаки, на передний план выходят интегральные признаки, ставшие структурной и семантической базой нового слова: банна (баня + ванная), мапа (мама + папа). Контаминации двух имен существительных, связанных по ассоциации: ноздырки (ноздри + дырки), волосетка (сетка для волос).

2. Контаминация двух имен существительных, одно из которых уже известно ребенку, другое неизвестно, только что услышано, но по звуковой форме близко известному. Незнакомое слово становится основой нового слова, взаимодействуя с ним и принимая на себя значение первого. Таким образом, далекое семантическое пространство двух слов сближается: гладиолуди (гладиолусы +желуди), мотоцип (стрептоцид + мотоцикл).

3. Контаминация двух слов, взаимодействующих в синтагматическом ряду и обнаруживающих общие семантические компоненты. При этом происходит перераспределение семантических ролей, подчеркивается функция, свойственная глаголу: питылка (пить + бутылка), мазелин (мазать + вазелин), клалочка (класть + палочка). Контаминированные детские слова свидетельствуют о процессе речемыслительной деятельности ребенка: «Контаминированные образования - одно из явлений, обнаруживающих тот факт, что ребенок «нащупывая» центр языка, начинает с его периферии и постепенно приходит к установившей в традиции норме» [4. C. 19].

Структурно-семантический анализ контаминированных слов вообще и детских контаминантов, в частности, сопряжен с проблемой разграничения контаминации и новообразований, созданных по аналогии. Так, во многих случаях в речи ребенка трудно определить, что это - контаминант или слово-аналог. Рассмотрим конкретный пример. Слово «почтаник» употребляется в речи ребенка (мальчик, 3 года) по отношению к почтальону. В русском языке достаточно много слов, оканчивающихся на «-ник»: пожарник, сапожник, колхозник, печник и т.д. С другой стороны, это не случайно, так как известно, что суффикс «-ник» образует имена существительные со значением деятеля или представителя определенной профессии. Что же это - образование по аналогии

49

Lingua mobilis №4 (18), 2009

или контаминант? По всей вероятности, первое, так как «почта-ник» употребляется именно для обозначения почтальона, а не представителя некоторой смежной профессии. Таких примеров в языке немало. «Детские оговорки, основанные на ассоциации, совершаются тогда, когда из сетей хранения выбираются слова, которые, в свою очередь, активизируют соседние поля слов и звуков....С возрастом милых детских оговорок делается все меньше.. .Можно сказать, что уровень «оговорчивости» ребенка отражается степень зрелости его мозга» [3. C. 1].

Как указывает М.М. Кольцова (2002), словотворчество, как и усвоение обычных слов родного языка, имеет в своей основе подражание тем речевым стереотипам, которые дают детям окружающие люди, поэтому ни одно новое детское слово нельзя считать абсолютно новым - в словарном запасе ребенка обязательно есть образец, по которому это слово построено. Таким образом, основой здесь выступает усвоение речевых шаблонов. Использование приставок, суффиксов, окончаний, создание контаминантов в целом соответствует лексико-грамматическим и логическим законам языка, но за счет того, что в языке немало исключений, детские новообразования оказываются ненормативными, неправильными. В этом отношении совершенно правы те, кто подчеркивают тонкое чувство языка у детей. Но это же тонкое чувство языка отличает весь ход формирования детской речи, оно не проявляется только в словотворчестве. Более того, если рассматривать детское словотворчество не как отдельное явление, а в связи с общим развитием речи ребенка, то напрашивается вывод о том, что в его основе лежат не особые творческие силы ребенка, а, напротив, ярко выраженная стереотипия работы мозга. Главный механизм здесь - выработка языковых и речевых шаблонов и их широкое использование. Итак, словотворчество на определенном этапе развития детской речи представляет собой закономерное явление и выражает недостаточное овладение разнообразием словообразовательных моделей и грамматических форм родного языка.

50

Языкознание

Список литературы

1. Гаспаров, Б.М. Язык, память, образ. Лингвистика языкового существования. М. : Новое литературное обозрение, 1996. 352 с.

2. Кольцова, М.М. Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг. М. : Сага, 2002. 224 с.

3. Лалаянц, И. Ляпсус-оговорка // Здоровье детей. № 4 (350), 1629.02.2008. [Электронный ресурс].

- URL : http://zdd.1september.ru/ article.php?ID=200800403

4. Саенкова, Н.А. Контаминация как факт речемыслительной деятельности ребенка // Проблемы детской речи: Материалы межвузовской конференции по проблемам детской речи. РГПУ им. А.И. Герцена. [Электронный ресурс].

- URL : http://www.mthema.rn/ folktee/CYBERSTOL/books/Det_ speak/glava_4.html

5. Слобин, Д., Грин Дж. Психолингвистика. М. : Прогресс, 1976. 350 с.

6. Ушакова, Т.Н. Психологическое содержание речи ребенка 3-5 лет, 2000. № 2. С.56-65

7. Часовская, М.А. Влияние биологических и социальных факторов на развитие мыслительной и речевой способности у детей // Культура народов Причерноморья. 2003. № 42. С. 110-112. [Электронный ресурс]. - URL : www.nbuv. gov. ua/Articles/KultNar/knp42/ knp42_106_110.pdf

List of literature

1. Gasparov, B. M. Jazyk, pamjat’, obraz. Lingvistika jazykovogo su-westvovanija. M. : Novoe literatur-noe obozrenie, 1996. 352 s.

2. Kol’cova, M. M. Rebenok uchitsja govorit’. Pal’chikovyj ig-rotrening. M. : Saga, 2002. 224 s.

3. Lalajanc, I. Ljapsus-ogovorka [Jelektronnyj resurs] // Zdorov’e detej. № 4 (350), 16-29.02.2008. [Электронный ресурс]. - URL : http://zdd.1september. ru/artide.php?ID=200800403

4. Saenkova, N. A. Kontaminacija kak fakt rechemyslitel'noj dejatel'nosti rebenka [Jelektronnyj resurs] / N.A. Saenkova // Problemy detskoj rechi: Materialy mezhvuzovskoj konferencii po problemam detskoj rechi. RGPU im. A.I. Gercena. [Электронный ресурс]. - URL : http://www.ruthenia. ru/folktee/CYBERSTOL/books/Det_ speak/glava_4.html

5. Slobin, D., Grin Dzh. Psi-holingvistika. M.: Progress, 1976. 350 s.

6. Ushakova, T.N. Psihologiches-koe soderzhanie rechi rebenka 3-5 let, 2000. № 2. S.56-65

7. Chasovskaja M. A. Vlijanie bio-logicheskih i social’nyh faktorov na razvitie myslitel’noj i rechevoj spo-sobnosti u detej [Jelektronnyj resurs] // Kul’tura narodov Prichernomor’ja. 2003. № 42. S. 110-112 [Электронный ресурс]. - URL : www.nbuv. gov. ua/Articles/KultNar/knp42/ knp42_106_110.pdf

51

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.