Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
58
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

Вопрос - ответ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ

Вопрос. Гражданам - *чернобыльцам* на основании п. 9 ст. 14 Закона РФ от 15.05.91 № 1244-1 *0 социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» гарантируется предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска. Финансирование оплаты данных отпусков указанной категории граждан производится за счет федерального бюджета.

Каков порядок применения ЕСН в отношении указанных выплат при их поступлении на расчетный счет организации, где работают граждане -«чернобыльцы»? За счет какого источника в данном случае работодатель начисляет ЕСН?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 30 сентября 2003 г. № 04-04-04/109

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу обложения единым социальным налогом сумм оплаты дополнительного отпуска «чернобыльцам» и сообщает следующее.

В соответствии с п. 9 ст. 14 Закона РФ от 15.05.91 № 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (далее - Закон N° 1244-1) гражданам, указанным в пп. 1 - 2 ст. 13 Закона N° 1244-1, гарантируется предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска продолжительностью 14 календарных дней. Согласно п. 4 ст. 19 Закона № 1244-1 гражданам, указанным в п. 8 ч. 1 ст. 13 Закона N9 1244-1, работающим в зоне, гарантируется дополнительный оплачиваемый отпуск продолжительностью 7 календарных дней без учета дополнительного отпуска за работу с вредными условиями труда при условии постоянного проживания (работы) до 2 декабря 1995 г. Финансирование расходов, связанных с предоставлением вышеуказанного отпуска, осуществляется в соответствии с Порядком, утвержденным постановлением Правительства РФ от 24.04.96 Nb 506, и письмом Министерства финансов РФ от 28.09.2001 № 3-12-5/90 за счет средств федерального бюджета с зачислением средств либо на расчетные счета организации, в

которой работают граждане, имеющие право получать компенсации, либо на лицевые счета указанных граждан, открытые в учреждениях банка.

Согласно п. 1 ст. 236 гл. 24 «Единый социальный налог» части второй Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков-организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые такими налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, а также по авторским договорам.

Дополнительный оплачиваемый отпуск предоставляется работникам - «чернобыльцам» не в качестве оплаты за труд в организации, в которой они в настоящий момент работают, а в качестве компенсации за их нахождение в зоне влияния неблагоприятных факторов, возникших вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС, либо за участие в ликвидации аварии и за потерю здоровья вследствие воздействия радиации.

Таким образом, по нашему мнению, оплата упомянутого отпуска за счет средств федерального бюджета не является объектом налогообложения по единому социальному налогу, так как предоставление такого отпуска не может быть предметом трудового договора между работодателем и работником - «чернобыльцем».

При решении рассматриваемого вопроса следует также руководствоваться положениями п. 3 ст. 236 Кодекса, который устанавливает, что выплаты и иные вознаграждения не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков-организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом) периоде.

В соответствии с п. 1 ст. 252 Кодекса расходами признаются обоснованные и документально подтвержденные затраты, осуществленные налогоплательщиком, при условии что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. С учетом нормы подп. 49 ст. 270 Кодекса, согласно которой при определении налоговой базы не учитываются расходы, не соответствующие критериям, указанным в п. 1 ст. 252 Кодекса, можно сделать вывод о том, что у налогоплательщиков-организаций суммы оплаты дополнительного отпуска, предусмотренного За-

коном № 1244-1, не относятся к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций.

Учитывая изложенное, оплата дополнительного отпуска работникам - «чернобыльцам» не подлежит обложению единым социальным налогом.

Одновременно сообщаем, что в соответствии с редакцией ст. 236 Кодекса, действовавшей до 2002 г., согласно которой объектом налогообложения по единому социальному налогу являлись выплаты, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, работодатель должен был начислять единый социальный налог на оплату таких отпусков в 2001 г.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Вопрос. Некоммерческая организация приобрела сервер стоимостью более 10 000 руб. за счет средств целевого финансирования уставной деятельности. Сервер используется как для некоммерческой, так и для предпринимательской деятельности организации. Просим разъяснить, учитывается ли приобретенный сервер для целей гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ в составе амортизируемого имущества?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 3 октября 2003 г. № 04-02-05/3/74

Департамент налоговой политики в связи с письмом сообщает следующее.

Согласно ст. 256 Налогового кодекса РФ амортизируемым имуществом признаются имущество, результаты интеллектуальной деятельности и иные объекты интеллектуальной собственности, которые находятся у налогоплательщика на праве собственности, используются им для извлечения дохода и стоимость которых погашается путем начисления амортизации. Амортизируемым имуществом признается имущество со сроком полезного использования более 12 месяцев и первоначальной стоимостью более 10 000 руб.

Указанной статьей определены виды амортизируемого имущества, которые не подлежат амортизации. К такому имуществу относится, в частности, имущество некоммерческих организаций, полученное в качестве целевых поступлений или приобретенное за счет средств целевых поступлений и используемое для осуществления некоммерческой деятельности.

В соответствии с п. 2 ст. 251 Кодекса при опре-

делении налоговой базы не учитываются целевые поступления, к которым относятся целевые поступления на содержание некоммерческих организаций и ведение ими уставной деятельности, поступившие безвозмездно от других организаций и (или) физических лиц и использованные указанными организациями по назначению. При этом налогоплательщики, получатели указанных целевых поступлений, обязаны вести отдельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевых поступлений.

Ведение уставной деятельности - это направление целевых средств на осуществление целей, предусмотренных в уставе некоммерческой организации.

Налоговым законодательством не предусмотрено распределение сумм начисленной амортизации между уставной и коммерческой деятельностью некоммерческой организации в случае приобретения основных средств на целевые поступления.

Учитывая изложенное, сервер, приобретенный некоммерческой организацией за счет целевых поступлений на ведение уставной деятельности, несмотря на использование его наряду с уставной деятельностью и для коммерческой деятельности, амортизации не подлежит.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

Вопрос. 1. К расходам на оплату труда для целей налогообложения согласно п. 7 ст. 255 НК РФ относится доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время. Как при этом учитываются положения ст. 271 ТК РФ, согласно которой работодатель может за счет собственных средств производить доплату за время, на которое сокращается продолжительность рабочей недели работникам до 18 лет?

2. В организации работают сотрудники, которые согласно постановлению Правительства РФ от 14.10.94 №1161 получают ежемесячную надбавку к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну. Как расходы в виде ежемесячной надбавки учитываются при налогообложении?

Ответ.

МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО

от 22 октября 2003 г. M 04-02-05/1/98

Департамент налоговой политики рассмотрел письмо и сообщает следующее.

С 1 января 2002 г. вступила в силу гл. 25 «Налог на прибыль организаций» Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс).

1. В соответствии со ст. 255 Кодекса в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства РФ, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

В частности, к расходам на оплату труда для целей налогообложения согласно п. 7 указанной статьи Кодекса относится доплата несовершеннолетним за сокращенное рабочее время.

При этом в части размеров доплаты следует учесть положения ст. 271 Трудового кодекса РФ.

2. Согласно ст. 144 Трудового кодекса РФ работодатель имеет право устанавливать различные системы премирования, доплат и надбавок с учетом мнения представительного органа работников.

В соответствии с Законом РФ от 21.07.93 № 5485-1 «О государственной тайне» и постановлением Правительства РФ от 14.10.94 № 1161 должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне на постоянной основе, выплачивается ежемесячная надбавка за работу со сведениями, составляющими государственную тайну.

Порядок и условия выплаты процентных надбавок к должностному окладу (тарифной ставке) должностных лиц и граждан, допущенных к государственной тайне, утверждены постановлением Правительства РФ от 14.10.94 № 1161.

Под постоянной работой со сведениями, составляющими государственную тайну, понимается работа с этими сведениями независимо от порядка и условий их получения (в виде письменного документа, при использовании технических средств, в процессе обучения и др.), а также независимо от ее продолжительности и периодичности в течение года. В случае незначительного поступления подобных документов в организацию следует ограничить число лиц, работающих с ними.

Перечень сведений, отнесенных к государственной тайне, утвержден Указом Президента РФ от 30.11.95 № 1203, а Инструкция о порядке допуска должностных лиц и граждан Российской Федерации к государственной тайне - постановлением Правительства РФ от 28.10.95 № 1050.

Выплата процентной надбавки производится на основании приказа (распоряжения) руководителя организации о работе должностного лица или иного работника на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну

соответствующей степени секретности, в силу должностных (функциональных) обязанностей.

В приказе следует указывать: должность, фамилию, имя, отчество, номер, число, месяц, год получения карточки-допуска к сведениям, составляющим государственную тайну, размер ежемесячной надбавки в процентах к должностному окладу (тарифной ставке).

Минтруд России постановлением от 23.12.94 № 84 утвердил Разъяснения Минтруда России от 23.12.94 № 10 «О порядке выплаты процентных надбавок должностным лицам и гражданам, допущенным к государственной тайне».

В соответствии с п. 9 указа иных Разъяснений при определении источников финансирования мероприятий, связанных с реализацией постановления Правительства Российской Федерации от 14.10.94 N9 1161, следует руководствоваться ч. 1 ст. 29 Закона РФ «О государственной тайне».

Частью 1 ст. 29 Закона РФ «О государственной тайне» установлено, что финансирование деятельности органов государственной власти, бюджетных предприятий, учреждений и организаций и их структурных подразделений по защите государственной тайны осуществляется за счет средств соответствующих бюджетов, а остальных предприятий, учреждений и организаций - за счет средств, получаемых от их основной деятельности при выполнении работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну.

По мнению Департамента налоговой политики, расходы организации в виде ежемесячной процентной надбавки к должностному окладу (тарифной ставке) работнику за работу на постоянной основе со сведениями, составляющими государственную тайну, для целей налогообложения могут быть отнесены к расходам на оплату труда в соответствии со ст. 255 Кодекса.

Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ

МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ

Вопрос. Начисляется ли единый социальный налог на заработную плату, которую получают учащиеся ПТУ при прохождении ими практики?

Ответ. На основании п. 1 ст. 235 Налогового кодекса РФ плательщиками единого социального налога признаются лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе организации.

Пунктом 1 ст. 236 НК РФ определено, что в объект налогообложения по ЕСН включаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым, гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг, и авторским договорам.

Согласно п. 24 постановления Правительства РФ от 05.06.94 N9 650 «Об утверждении Типового положения об учреждении начального профессионального образования» учащиеся, проходящие производственную практику, зачисляются на самостоятельные рабочие места и штатные должности и включаются в списочный состав организации.

Следовательно, эти организации, являясь работодателями по отношению к учащимся, должны начислять и выплачивать им заработную плату за работы, выполненные во время производственной практики.

Таким образом, заработная плата, начисленная учащимся профессионального училища, проходящим производственную практику, подлежит обложению ЕСН.

H.A. ЗАХАРОВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Статьей 119 Трудового кодекса РФ установлена минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска 3 календарных дня для работников с ненормированным рабочим днем. Коллективным договором между работниками и работодателем установлена продолжительность отпуска 7 календарных дней. Будут ли учитываться в целях налогообложения прибыли расходы на оплату труда согласно ст. 255 Налогового кодекса, связанные с оплатой дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день продолжительностью свыше 3 календарных дней?

Ответ. В соответствии со ст. 255 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в расходы налогоплательщика на оплату труда включаются любые начисления работникам в денежной и (или) натуральной формах, стимулирующие начисления и надбавки, компенсационные начисления, связанные с режимом работы или условиями труда, премии и единовременные поощрительные начисления, расходы, связанные с содержанием этих работников, предусмотренные нормами законодательства Российской Федерации, трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Согласно п. 7 ст. 255 Кодекса к расходам на оплату труда относятся, в частности, расходы на оплату труда, сохраняемую работникам на время отпуска, предусмотренного законодательством РФ.

Однако исходя из п. 24 ст. 270 Кодекса при определении налоговой базы не учитываются расходы на оплату дополнительно предоставляемых по коллективному договору (сверх предусмотренных действующим законодательством) отпусков работникам, в том числе женщинам, воспитывающим детей.

Статья 119 Трудового кодекса РФ (далее -Трудовой кодекс) предусматривает предоставление работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, продолжительность которого определяется коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации и который не может быть менее трех календарных дней.

При этом работа с ненормированным рабочим днем для отдельных категорий работников устанавливается коллективным договором или правилами внутреннего трудового распорядка организации в соответствии с Трудовым кодексом, иными федеральными законами, коллективным договором, соглашениями (ст. 100 Трудового кодекса). Перечень должностей работников с ненормированным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка организации (ст. 101 Трудового кодекса).

Если в отношении работника режим труда и отдыха отличается от общих правил, установленных в организации, то такие различия должны быть предусмотрены трудовым договором (ст. 57 Трудового кодекса).

Таким образом, для целей налогообложения прибыли расходы, связанные с предоставлением работникам с ненормированным рабочим днем ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, учитываются в фактических размерах (но не менее трех дней) при соблюдении порядка предоставления такого отпуска, предусмотренного законодательством РФ.

A.B. ФОМИНА Советник налоговой службы III ранга

Вопрос. Что такое ненормированный рабочий день и каков при этом порядок учета рабочего времени?

Ответ. Согласно ст. 101 Трудового кодекса РФ ненормированный рабочий день - особый режим работы, в соответствии с которым отдельные работники могут по распоряжению работодателя при необходимости эпизодически привлекаться к выполнению своих трудовых функций за пределами нормальной продолжительности рабочего времени. Перечень должностей работников с ненорми-

рованным рабочим днем устанавливается коллективным договором, соглашением или правилами внутреннего трудового распорядка.

Согласно ст. 119 ТК РФ работникам с ненормированным рабочим днем предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск. При непредставлении работнику дополнительного отпуска за ненормированный рабочий день работа сверх нормальной продолжительности рабочего времени, в соответствии со ст. 152 ТК РФ, должна компенсироваться с письменного согласия работника как сверхурочная работа.

При этом работодатель обязан вести точный учет фактически отработанного рабочего времени с соответствующим ежедневным отражением его в ежемесячном табеле (ведомости) учета рабочего времени в соответствии со ст. 91 ТК РФ.

В.П. КОЛОДИЙ Советник налоговой службы II ранга

Вопрос. Работник написал заявление об увольнении. В последний рабочий день администрацией была возвращена работнику его трудовая книжка, однако в связи с отсутствием необходимого количества денежных средств не выплачена причитающаяся ему заработная плата. Можно ли действия администрации рассматривать как нарушение трудового законодательства?

Ответ. На основании норм ст. 80 Трудового кодекса РФ в последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, связанные с работой, по письменному заявлению работника и произвести с ним окончательный расчет.

Нормами ст. 22 ТК РФ работодателю вменена обязанность соблюдать законы и иные нормативные правовые акты, локальные нормативные акты, условия коллективного договора, соглашений и трудовых договоров.

Таким образом, действия администрации можно рассматривать как нарушения трудового законодательства, и в соответствии со ст. 419 ТК РФ лица, виновные в нарушении трудового законодательства, привлекаются к дисциплинарной ответственности в порядке, установленном ТК РФ, иными федеральными законами, а также привлекаются к гражданско-правовой, административной и уголовной ответственности в порядке, установленном федеральными законами.

Вопрос. Работник ушел в отпуск и, пребывая в отпуске, подал заявление об увольнении (за три недели). Будет ли правомерен отзыв работника из отпуска и можно ли отказ работника выйти на работу рассматривать как прогул ?

Ответ. На основании ст. 125 Трудового кодекса РФ отзыв работника из отпуска допускается только с его согласия.

Отзыв работника из отпуска определяется письменным приказом (распоряжением) работодателя, на котором (или отдельно) письменно выражается согласие работника. Отказ работника от выхода на работу в связи с отзывом его из отпуска не является нарушением трудовой дисциплины и не может повлечь применение к нему мер дисциплинарного взыскания.

Так как отзыв из отпуска возможен только с согласия работника, то невыход на работу в данном случае прогулом считаться не будет.

Согласно ч. 5 ст. 80 ТК РФ работник имеет право прекратить работу по истечении срока предупреждения об увольнении, и ТК РФ не содержит нормы, в соответствии с которой работник должен отработать какой-либо определенный срок.

Т.А. САВИНА Советник налоговой службы II ранга

Вопрос. Некоммерческая образовательная организация в соответствии с лицензией оказывает услуги в сфере образования: проводит курсы повышения квалификации, а также осуществляет реализацию методических материалов по темам обучения. Облагаются ли НДС вышеуказанные услуги и товары?

Ответ. Согласно подп. 3 п. 1 ст. 148 Налогового кодекса РФ местом реализации работ (услуг) признается территория РФ, если услуги фактически оказываются на территории РФ в сфере образования.

В соответствии с подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ услуг в сфере образования по проведению некоммерческими образовательными организациями учебно-производственного (по направлениям основного и дополнительного образования, указанным в лицензии) процесса.

Таким образом, услуги в сфере образования, оказываемые некоммерческой организацией в соответствии с лицензией на указанный вид деятельности (проведение курсов повышения квалификации), НДС не облагаются.

Также подп. 14 п. 2 ст. 149 НК РФ предусмотрено, что реализация некоммерческими образовательными организациями товаров как собственного производства (произведенных учебными предприятиями, втом числе учебно-производственны-ми мастерскими, в рамках основного и дополни-

тельного учебного процесса), так и приобретенных на стороне подлежит обложению НДС.

Учитывая изложенное, реализация некоммерческими образовательными организациями методических материалов по темам обучения подлежит обложению НДС.

A.B. КРАШЕНИННИКОВ

Советник налоговой службы РФ

III ранга

Вопрос. Относятся ли к облагаемому доходу районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, выплачиваемые в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях?

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Ответ. В соответствии со ст. 315 Трудового кодекса РФ оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате.

Согласно ст. 316 ТК РФ размер районного коэффициента к заработной плате и порядок его выплаты устанавливаются федеральным законом.

Статьей 7 Закона РФ от 19.02.93 № 4520-1 «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» установлено, что оплата труда работников предприятий, учреждений, организаций, расположенных в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, осуществляется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Работникам гарантируется выплата районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате.

В соответствии со ст. 10 Закона РФ № 4520-1 лицам, работающим в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, устанавливается единый для всех производственных и непроизводственных отраслей районный коэффициент к заработной плате. Районный коэффициент начисляется к заработной плате без ограничения ее максимального размера. Выплата районного коэффициента к заработной плате учитывается во всех случаях исчисления средней заработной платы.

Согласно ст. 164 ТК РФ гарантии - это средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

Таким образом, выплата районного коэффициента и процентной надбавки к заработной плате относится к гарантиям оплаты труда и они являются элементами заработной платы.

В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 208 Налогового кодекса РФ к доходам от источников в РФ отно-

сится вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия в РФ.

Исходя из изложенного, оплата труда, включая районный коэффициент и процентную надбавку к заработной плате, относится к облагаемому доходу на основании подп. 6 п. 1 ст. 208 НК РФ. При этом к указанным выплатам п. 1 ст. 217 НК РФ не применяется, так как они не относятся к доходам, освобождаемым от налогообложения.

Л .А. ПАНИНА Советник налоговой службы I ранга

Вопрос. Вправе ли работник организации получить имущественный налоговый вычет с суммы беспроцентной ссуды, предоставленной ему организацией для покупки квартиры?

Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 807 Гражданского кодекса РФ по договору займа одна сторона (заимодавец) передает в собственность другой стороне (заемщику) деньги или другие вещи, определенные родовыми признаками, а заемщик обязуется возвратить заимодавцу такую же сумму денег (сумму займа) или равное количество других полученных им вещей того же рода и качества. Договор займа считается заключенным с момента передачи денег или других вещей.

Договор займа предполагается беспроцентным, если в нем прямо не предусмотрено иное, в случае когда по договору заемщику передаются не деньги, а другие вещи, определенные родовыми признаками (п. 3 ст. 809 ГК РФ).

Согласно подп. 2 п. 1 ст. 220 Налогового кодекса РФ при определении размера налоговой базы в соответствии с п. 3 ст. 210 НК РФ налогоплательщик имеет право на получение имущественного налогового вычета в сумме, израсходованной налогоплательщиком на новое строительство либо приобретение на территории РФ жилого дома или квартиры, в размере фактически произведенных расходов, а также в сумме, направленной на погашение процентов по ипотечным кредитам, полученным налогоплательщиком в банках РФ и фактически израсходованным им на новое строительство либо приобретение на территория РФ жилого дома или квартиры.

Указанный имущественный налоговый вычет предоставляется налогоплательщику на основании письменного заявления налогоплательщика и документов, подтверждающих право собственности на приобретенный (построенный) жилой дом или квартиру, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств налогоплательщи-

ком (квитанции к приходным ордерам, банковские выписки о перечислении денежных средств со счета покупателя на счет продавца, товарные и кассовые чеки, акты о закупке материалов у физических лиц с указанием в них адресных и паспортных данных продавца и другие документы).

Таким образом, в случае если работник получает в собственность квартиру, обязуясь в дальнейшем возвратить организации беспроцентную ссуду, эквивалентную стоимости указанной квартиры, налогоплательщик вправе получить имущественный налоговый вычет на основании письменного заявления налогоплательщика при наличии документов, подтверждающих право собственности на приобретенную квартиру, а также платежных документов, оформленных в установленном порядке, подтверждающих факт уплаты денежных средств.

E.H. СИВОШЕНКОВА Советник налоговой службы РФ

III ранга

ЦЕНТРАЛЬНЫЙ БАНК РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО от 10 сентября 2003 г. № 25

Вопрос. Каков порядок проставления цифрового обозначения операции, предусмотренный п. 4.7 Инструкции № 93-И, при заполнении расчетных документов на перечисление нерезидентами обязательных платежей в бюджетную систему РФ?

Ответ. Порядок указания информации в полях расчетных документов (в том числе в поле «Назначение платежа») на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему РФ установлен совместным приказом МНС России, ГТК России, Минфина России от 03.03.2003 № БГ-3-10/98, 197, 22н «Об утверждении Правил указания информации в полях расчетных документов на перечисление налогов, сборов и иных обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации», зарегистрированным в Министерстве юстиции РФ 19 марта 2003 г., регистрационный № 4289.

В указанном Приказе в поле «Назначение платежа» в числе прочих имеется показатель «Примечание», который используется для указания дополнительной информации, необходимой для идентификации назначения платежа.

Таким образом, при заполнении расчетных документов на перечисление нерезидентами обязательных платежей в бюджетную систему РФ цифровое обозначение операции, предусмотренное

п. 4.7 Инструкции № 93-И, указывается в показателе «Примечание» поля «Назначение платежа», которое заполняется в соответствии с требованиями Приказа.

Департамент валютного регулирования и валютного контроля

КОНСУЛЬТАЦИОННО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ЦЕНТР ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ И НАЛОГООБЛОЖЕНИЮ

Вопрос. По истечении срока годности и в результате боя в негодность пришли материальные ценности (медикаменты). Виновные лица отсутствуют. Как правильно учесть такие потери для целей обложения НДС и налогом с продаж? Какие документы должны быть оформлены в данной ситуации?

Ответ. При выявлении фактов порчи имущества в соответствии с п. 2 ст. 12 ФЗ от 21.11.96 № 129-ФЗ «О бухгалтерском учете» организации обязаны проводить инвентаризацию имущества, в ходе которой проверяются и документально подтверждаются его наличие, состояние и оценка. Результаты инвентаризации оформляются первичными учетными документами, составленными по формам, утвержденным постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 и постановлением Госкомстата России от 27.03.2000 № 26.

Согласно содержащимся в постановлении Госкомстата России от 18.08.98 N9 88 указаниям по применению и заполнению форм первичной учетной документации по учету результатов инвентаризации для отражения данных фактического наличия товарно-материальных ценностей в местах хранения и на всех этапах их движения в организации применяется Инвентаризационная опись товарно-материальных ценностей (унифицированная форма ИНВ-3). Для отражения результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей, по которым выявлены отклонения от данных учета, составляется Сличительная ведомость результатов инвентаризации товарно-материальных ценностей (унифицированная форма ИНВ-19). На выявленные при инвентаризации негодные или испорченные товарно-материальные ценности составляются соответствующие акты, в данном случае Акт о порче, бое, ломе товарно-материальных ценностей по унифицированной форме ТОРГ-15 (утв. постановлением Госкомстата России от 25.12.98 N9 132). Списание товаров, не подлежащих дальнейшей реализации, оформляется Актом о списании товаров

по форме ТОРГ-16 (утв. постановлением Госкомстата России от 25.12.98 № 132).

По вопросу исчисления и уплаты налога на добавленную стоимость по пришедшим в негодность товарам следует отметить следующее.

В соответствии с подп. 1,2 п. 2 ст. 171 Налогового кодекса РФ вычетам подлежат суммы НДС, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг) на территории РФ в отношении товаров (работ, услуг), приобретаемых для осуществления операций, признаваемых объектами налогообложения в соответствии с гл. 21 НК РФ, а также товаров (работ, услуг), приобретаемых для перепродажи. Налоговые вычеты производятся на основании счетов-фак-тур, выставленных продавцами при приобретении налогоплательщиком товаров (работ, услуг), документов, подтверждающих фактическую уплату сумм налога, документов, подтверждающих уплату сумм налога, удержанного налоговыми агентами, либо на основании иных документов в специально оговоренных случаях (п. 1 ст. 172 НК РФ).

Таким образом, можно говорить о четырех условиях принятия к вычету сумм НДС, уплаченных поставщикам товаров (работ, услуг).

1. Приобретение товаров (работ, услуг) для использования при осуществлении деятельности, подлежащей обложению НДС.

2. Оплата товаров (работ, услуг).

3. Наличие счета-фактуры.

4. Оприходование товаров (работ, услуг).

Поскольку товары, пришедшие в негодность,

не будут в дальнейшем использованы для осуществления деятельности, облагаемой НДС, налог, уплаченный при их приобретении, не может быть принят к вычету, так как не выполняются требования подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ, и должен быть восстановлен к уплате в бюджет.

Относительно налога с продаж важно отметить, что в соответствии с п. 1 ст. 350 НК РФ операции по реализации физическим лицам лекарств не подлежат налогообложению (освобождаются от налогообложения).

При этом в общем порядке объектом налогообложения по налогу с продаж признаются операции по реализации физическим лицам товаров (работ, услуг) на территории субъекта РФ, в котором установлен указанный налог. Операции по реализации товаров (работ, услуг) признаются объектом налогообложения в том случае, если такая реализация осуществляется за наличный расчет, а также с использованием расчетных или кредитных банковских карт (ст. 347, 349 НК РФ). Следовательно, при списании пришедших в негодность товаров объекта налогообложения по налогу с продаж не возникает.

В.А. АЛЕКСАНДРОВ

ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА

Вопрос. Какая ответственность организации установлена за непредставление в Пенсионный фонд РФ сведений индивидуального (персонифицированного) учета?

Ответ. Ситуация с ответственностью за данное правонарушение сложилась сложная и противоречивая.

Согласно п. 2 ст. 14, п. 4 ст. 24 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» (ред. от 31.12.2002) страхователи обязаны представлять в Пенсионный фонд РФ сведения, необходимые для ведения индивидуального (персонифицированного) учета, в соответствии с законодательством об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования. В соответствии с п. 3 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ неправомерное несообщение (несвоевременное сообщение) лицом сведений, которые в соответствии с настоящим Федеральным законом это лицо должно было сообщить в орган Пенсионного фонда РФ, влечет взыскание штрафа в размере 1 000 руб.

Одновременно ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (ред. от 31.12.2002) предусмотрено, что за непредставление в установленные сроки сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представление неполных и (или) недостоверных сведений к страхователям, в том числе физическим лицам, самостоятельно уплачивающим страховые взносы, применяются финансовые санкции в виде взыскания 10% причитающихся за отчетный год платежей в Пенсионный фонд РФ.

Таким образом, за одно и то же правонарушение - несвоевременное представление сведений индивидуального (персонифицированного) учета - в двух Законах установлена различная ответственность.

При этом согласно ст. 34 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ с момента вступления в силу данного Закона федеральные законы, принятые до его вступления в силу и предусматривающие условия и нормы обязательного пенсионного страхования, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Следовательно, за указанное правонарушение должна применяться ответственность, установленная Федеральным законом от 15.12.2001 N° 167-ФЗ.

Так, в частности, считает Федеральный арбитражный суд Дальневосточного округа (постановление от 23.12.2002 № Ф03-А16/02-2/2685). Из постановления от 07.04.2003 № Ф09-908/03-АК можно сделать вывод, что ФАС Уральского округа также поддержал данный довод.

В другом случае ФАС Уральского округа указывает, что утверждение о применении ответственности, предусмотренной п. 3 ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ, является ошибочным, поскольку данный Закон к спорным правоотношениям неприменим. Ответственность установлена Федеральным законом от 01.04.96 № 27-ФЗ (постановление от 29.10.2003 № Ф09-3601/03-АК). К схожему выводу пришел ФАС Уральского округа в постановлении от 27.10.2003 № Ф09-3585/ 03-АК. ФАС Западно-Сибирского округа выносит решения о привлечении организации к ответственности на основании ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ (постановления от 30.12.2002 № Ф04/4772-558/А67-2002, от 10.12.2002 № Ф04/ 4493-524/А67-2002, от 25.09.2002 № Ф04/3560-398/ А67-2002), не рассматривая, однако, вопрос о соотношении устанавливающих ответственность норм Федеральных законов от 01.04.96 № 27-ФЗ и от 15.12.2001 № 167-ФЗ.

В свою очередь, и Пенсионный фонд РФ разъясняет, что при непредставлении сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, либо представлении неполных и (или) недостоверных сведений территориальным органам ПФР следует применять ответственность, предусмотренную абз. 3 ст. 17 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ (Письмо ПФР от 05.08.2003 № КА-09-25/8276 «О применении норм по взысканию штрафных санкций»).

Вместе с тем с 01.07.2002 вступил в силу Кодекс РФ об административных правонарушениях (ст. 1 Федерального закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях»), согласно ст. 1.1 которого законодательство об административных правонарушениях состоит из данного Кодекса и принимаемых в соответствии с ним законов субъектов РФ об административных правонарушениях. Таким образом, с даты вступления в силу КоАП РФ нормы законов РФ, устанавливающие административную ответственность, не действуют.

Из изложенного следует, что с 01.07.2002 за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета должна применяться только ответственность, установленная КоАП РФ.

В ч. VIII Методических рекомендаций о порядке начисления и уплаты страховых взносов на обязательное пенсионное страхование, утвержденных

Письмом от 11.03.2002 № МЗ-09-25/2186, Пенсионный фонд РФ также разъяснял, что применение мер ответственности за нарушение законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании, предусмотренных ст. 27 Федерального закона от 15.12.2001 N9 167-ФЗ, осуществляется в ранее установленном порядке до даты вступления в силу КоАП РФ (однако позднее Пенсионный фонд РФ выпустил иное разъяснение, указанное выше).

В соответствии с ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, за исключением случаев, предусмотренных ч. 2 настоящей статьи, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда; на должностных лиц - от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда. Как видно, на основании данной нормы к ответственности не может быть привлечена организация. По нашему мнению, указанная ответственность не может быть применена и к должностным лицам, поскольку срок представления сведений установлен не законодательством о налогах и сборах (ст. 1 НК РФ), на основании сведений не осуществляется налоговый контроль.

КоАП РФ также предусмотрена ответственность за непредставление или несвоевременное представление в государственный орган (должностному лицу) сведений (информации), представление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления этим органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление в государственный орган (должностному лицу) таких сведений (информации) в неполном объеме или в искаженном виде (ст. 19.7 КоАП РФ). Однако Пенсионный фонд РФ не является государственным органом (п. 1 Положения о Пенсионном фонде РФ (России), утвержденного постановлением Верховного Совета РФ от 27.12.91 N9 2122-1).

Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ в п. 1 Постановления от 27.01.2003 N9 2 «О некоторых вопросах, связанных с введением в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» указал, что нормы, содержащиеся в федеральных законах и устанавливающие ответственность в сфере публичных правоотношений, не отмененные Вводным законом, подлежат применению после 30 июня 2002 г. в части, не противоречащей КоАП РФ. Решение о привлечении к административной ответственности (по-

становление о назначении административного наказания) за правонарушение, допущенное до 01.07.2002, не может быть вынесено судом (иным уполномоченным органом) после вступления в силу КоАП РФ, если ответственность за соответствующее правонарушение им не установлена (ч. 2 ст. 1.7 КоАП РФ, п. 5 постановления Пленума ВАС РФ от 27.01.2003 № 2).

Таким образом, можно говорить о том, что административная ответственность за непредставление сведений, необходимых для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, отсутствует, то есть действующим законодательством об административных правонарушениях ответственность организаций за данное правонарушение не предусмотрена.

Однако довод об административной природе указанной ответственности и неправомерности взыскания штрафа на основании законов, а не КоАП РФ, не был поддержан в постановлении ФАС Северо-Кавказского округа от 10.06.2003 № Ф08-1854/2003-702А (применена ответственность, установленная Федеральным законом от 15.12.2001 № 167-ФЗ), а также в постановлениях ФАС Западно-Сибирского округа от 13.10.2003 № Ф04/5233-918/А75-2003 и от 28.07.2003 № Ф04/3629-565/А75-2003 (применена ответственность, предусмотренная Федеральным законом от 01.04.96 № 27-ФЗ), от 20.08.2003 № Ф04/4288-666/А75-2003.

К сожалению, пока мы не располагаем иной информацией о судебной практике по спорам, касающимся применения мер ответственности, предусмотренных вышеуказанными Федеральными законами за непредставление сведений индивидуального (персонифицированного) учета, после вступления в силу КоАП РФ. Однако, по нашему мнению, при возникновении соответствующего спора в случае изложения приведенных аргументов у организации есть возможность доказать отсутствие оснований для привлечения ее к ответственности.

М.П. ЗАХАРОВА

Вопрос. В трудовых договорах с работниками организации предусмотрены компенсационные выплаты работникам за разъездной характер работы. Являются ли произведенные организацией компенсационные выплаты работникам объектом налогообложения по единому социальному налогу?

Ответ. Согласно ст. 15 Трудового кодекса РФ трудовые отношения, основанные на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции

(работы по определенной специальности, квалификации или должности), подчинении работника правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, должны быть предусмотрены трудовым законодательством, коллективным договором, соглашениями, трудовым договором.

Трудовые отношения возникают между работником и работодателем на основании трудового договора, заключаемого ими в соответствии с ТК РФ (ч. 1 ст. 16 ТК РФ).

Определение трудового договора дано в ст. 56 ТК РФ.

Содержание трудового договора должно отвечать требованиям ст. 57 ТК РФ.

Статьей 57 ТК РФ предусмотрено, что существенными условиями трудового договора являются, в частности, характеристики условий труда, компенсации и льготы работникам за работу в тяжелых, вредных и (или) опасных условиях, условия оплаты труда (в том числе размер тарифной ставки или должностного оклада работника, доплаты, надбавки и поощрительные выплаты), а также иные условия. Условия трудового договора могут быть изменены только по соглашению сторон и в письменной форме.

В соответствии с п. 1 ст. 11 Налогового кодекса РФ институты, понятия и термины гражданского, семейного и других отраслей законодательства Российской Федерации, используемые в данном Кодексе, применяются в том значении, в каком они используются в этих отраслях законодательства, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.

Перечень расходов, не учитываемых в целях налогообложения прибыли, дан в ст. 270 НК РФ.

Пунктом 26 ст. 270 НК РФ предусмотрено, что при определении налоговой базы по налогу на прибыль не учитываются расходы на оплату проезда к месту работы и обратно транспортом общего пользования, специальными маршрутами, ведомственным транспортом, за исключением сумм, подлежащих включению в состав расходов на производство и реализацию товаров (работ, услуг) в силу технологических особенностей производства, и за исключением случаев, когда расходы на оплату проезда к месту работы и обратно предусмотрены трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами.

Как следует из вышеназванного пункта ст. 270 НК РФ, расходы на оплату проезда к месту работы и обратно, предусмотренные трудовыми договорами (контрактами) и (или) коллективными договорами, уменьшают налогооблагаемую прибыль.

Согласно п. 1 ст. 236 НК РФ объектом налогообложения для налогоплательщиков, указанных в абз. 2 и 3 подп. 1 п. 1 ст. 235 данного Кодекса, признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физичес-

ких лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.

Вместе с тем в п. 3 ст. 236 НК РФ указаны выплаты, которые не признаются объектом налогообложения.

Так, указанные в п. 1 ст. 236 НК РФ выплаты и вознаграждения (вне зависимости от формы, в которой они производятся) не признаются объектом налогообложения, если у налогоплательщиков - организаций такие выплаты не отнесены к расходам, уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль организаций в текущем отчетном (налоговом периоде).

Таким образом, если в трудовых договорах с работниками организации предусмотрены компенсационные выплаты работникам за разъездной характер работы, произведенные организацией компенсационные выплаты работникам являются объектом налогообложения по единому социальному налогу.

Е.В. ВИГОВСКИЙ

ЗАО «ЮРИНФОРМ В»

Вопрос. Автономная некоммерческая организация раздает своим слушателям - физическим лицам безвозмездно учебно-методическую литературу. Подлежит ли обложению НДС раздача книг физическим лицам, если организация имеет удостоверение, подтверждающее принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к технической помощи (содействию) ?

Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 146 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по НДС признается реализация товаров (работ, услуг) на территории РФ, в том числе реализация предметов залога и передача товаров (результатов выполненных работ, оказание услуг) по соглашению о предоставлении отступного или новации, а также передача имущественных прав. В целях гл. 21 НК РФ передача права собственности на товары, результатов выполненных работ, оказание услуг на безвозмездной основе признается реализацией товаров (работ, услуг).

Согласно подп. 19 п. 2 ст. 149 НК РФ не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (а также передача, выполнение, оказание для собственных нужд) на территории РФ товаров (работ, услуг), за исключением подакцизных товаров и подакцизного мине-

рального сырья, реализуемых (выполненных, оказанных) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) РФ в соответствии с Федеральным законом «О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации».

Этим подпунктом предусмотрено, что реализация товаров (работ, услуг), указанных в настоящем подпункте, не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) при представлении в налоговые органы следующих документов:

контракта (копии контракта) налогоплательщика с донором безвозмездной помощи (содействия) или с получателем безвозмездной помощи (содействия) на поставку товаров (выполнение работ, оказание услуг) в рамках оказания безвозмездной помощи (содействия) РФ;

удостоверения (нотариально заверенной копии удостоверения), выданного в установленном порядке и подтверждающего принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к гуманитарной или технической помощи (содействию);

выписки банка, подтверждающей фактическое поступление выручки на счет налогоплательщика в российском банке за реализованные донору безвозмездной помощи (содействия) или получателю безвозмездной помощи (содействия) товары (работы, услуги). В случае если контрактом предусмотрен расчет наличными денежными средствами, в налоговый орган представляются выписка банка, подтверждающая внесение полученных налогоплательщиком сумм на его счет в российском банке, а также копии приходных кассовых ордеров, подтверждающие фактическое поступление выручки от покупателя указанных товаров (работ, услуг).

Таким образом, если автономная некоммерческая организация представила в налоговый орган необходимый пакет документов, в том числе удостоверение, подтверждающее принадлежность поставляемых товаров (выполняемых работ, оказываемых услуг) к технической помощи (содействию), то раздача слушателям - физическим лицам учебно-методической литературы не будет подлежать обложению НДС.

Т.А. ТОЛОКНОВА

ИЗДАТЕЛЬСТВО «ГЛАВНАЯ КНИГА»

Вопрос. Работник, уволенный 28 ноября 2003 г обратился к работодателю с просьбой выдать справку для представления в органы службы занятости. С 1 ноября 2003 г. в связи с повышением объема работ были повышены размеры оплаты труда. Должностной оклад работника до 1 ноября 2003 г. составлял 3 200 руб., с 1 ноября 2003 г. его оклад составил 4 ООО руб. Организация работает по режиму пятидневной рабочей недели.

В расчетный период в данном случае входят август, сентябрь, октябрь 2003 г. Расчетный период отработан полностью.

Чему равен средний заработок работника, который необходимо отразить в справке?

Ответ. В соответствии с п. 10 Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденного постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 62, при повышении в организациях размеров оплаты труда выплаты, учитываемые в расчетном периоде при исчислении среднего заработка, увеличиваются в двух следующих случаях:

- повышение проводилось в расчетном периоде;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- повышение проводилось после расчетного периода до дня увольнения.

При повышении размеров оплаты труда после расчетного периода до дня увольнения на повышающий коэффициент должен быть увеличен средний заработок, исчисленный за расчетный период.

Повышающий коэффициент рассчитывается путем деления тарифной ставки (должностного оклада), установленной работнику до месяца увольнения, на тарифную ставку (должностной оклад) в месяце увольнения.

Определяем размер повышающего коэффициента: 4 000 руб. / 3 200 руб. = 1,25.

Пунктом 7 Порядка установлено, что для определения среднего заработка используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде. В данном случае расчетный период отработан полностью:

- в августе отработан 21 день;

- в сентябре - 22 дня;

- в октябре - 23 дня.

Определяем размер среднего дневного заработка: (3 200 руб. х 3) / (21 дн. + 22 дн. + 23 дн.) = 9 600 руб. / 66 дн. = 145,45 руб./дн.

Определяем размер среднего заработка, который необходимо указать в справке, представляемой в службу занятости: 1,25 х (145,45 руб./дн. х ((66 дн.) / 3)) = 3 999,88 руб.

Вопрос. 12 ноября 2003 г. работник, уволенный в октябре 2003 гобратился к работодателю с просьбой выдать ему справку о среднем заработке для представления в органы службы занятости.

В организации с 1 сентября 2003 г. в связи с повышением объема работ были увеличены размеры оплаты труда. Должностной оклад работника до 1 сентября составлял 4 500 руб., с 1 сентября 2003 г. его оклад составил 5 220 руб.

Организация работает по режиму пятидневной рабочей недели. В расчетный период в данном случае входят июль, август, сентябрь 2003 г. Расчетный период отработан полностью. Чему равен средний заработок работника, который необходимо отразить в справке?

Ответ. Согласно п. 10 Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденного постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 62, при повышении в организациях размеров оплаты труда выплаты, учитываемые в расчетном периоде при исчислении среднего заработка, увеличиваются в двух следующих случаях:

- повышение проводилось в расчетном периоде;

- повышение проводилось после расчетного периода до дня увольнения.

Если повышение размеров оплаты труда производилось после даты увольнения, повышение среднего заработка не производится. При повышении размеров оплаты труда в расчетном периоде заработок работника, начисленный за предшествующий повышению период времени, увеличивается на коэффициент повышения, который рассчитывается путем деления тарифной ставки (должностного оклада), установленной работнику в месяце увольнения, на тарифную ставку (должностной оклад) каждого из месяцев расчетного периода (п. 10 Порядка).

Затем тарифная ставка (должностной оклад), установленная работнику в каждом из месяцев расчетного периода до повышения размеров оплаты труда, умножается на полученный коэффициент повышения.

Для определения среднего заработка используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (п. 7 Порядка).

Все месяцы расчетного периода работник отработал полностью, то есть в июле - 23 дня, в августе - 21 день, в сентябре - 22 дня.

Определяем размер повышающего коэффициента: 5 220 руб. / 4 500 руб. = 1,16.

Определяем размер среднего дневного заработка: (((4 500 руб. + 4 500 руб.) х 1,16) + 5 220 руб.) / (23 дн. + 21 дн. + 22 дн.) = 15 660 руб. / 66 дн. = 237,27 руб./дн.

Определяем размер среднего заработка, который необходимо указать в справке, представляемой в службу занятости: 237,27 руб./дн. х ((21 дн. + 22 дн. + 23 дн.) / 3) = 237,27 руб./дн. х 22 дн. = 5 219,94 руб.

Вопрос. Работник, уволенный 5 декабря 2003 г., обратился к работодателю с просьбой выдать ему справку о среднем заработке для представления в органы службы занятости. Работник был принят на работу 1 сентября 2003 г., и его должностной оклад составлял 3500 руб. Организация работает по режиму пятидневной рабочей недели.

Работник с 1 сентября по 12 октября и с 13 ноября по 30 ноября находился в командировке, с 13 октября по 30 октября болел, с 31 октября по 12 ноября находился в отпуске без сохранения заработной платы. Заработная плата за отработанное в декабре время составила 795 руб. Чему будет равен средний заработок, который необходимо указать в справке, представляемой в службу занятости?

Ответ, Согласно п. 3 Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденного постановлением Минтруда России от 12.08.2003 N° 62, расчет средней заработной платы уволенного работника для выдачи справки, представляемой в органы службы занятости, производится работодателем за 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения.

Расчетным периодом в данном случае являются 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих декабрю 2003 г. (месяцу увольне-

ния работника), а именно сентябрь, октябрь, ноябрь 2003 г. На протяжении этих 3 месяцев у работника не было фактически отработанных дней и заработка, поскольку он находился в командировке, а затем болел, и эти периоды не могут быть включены в расчетный период. У работника не было также фактически отработанных дней и заработка и в предшествующем периоде, равном по продолжительности расчетному, поскольку он был принят на работу 1 сентября 2003 г.

В соответствии с п. 6 вышеназванного Порядка, если работник не имел отработанных дней или заработка как в расчетном периоде, так и до него, но имел отработанные дни или заработок после расчетного периода до момента увольнения, средний заработок определяется исходя из суммы начисленной заработной платы за фактически отработанные дни в месяце увольнения. При этом на практике размер среднего заработка в этом случае определяется путем умножения среднего дневного заработка на число рабочих дней в зависимости от установленной в организации продолжительности рабочей недели в месяце увольнения.

В данном случае средний дневной заработок определяется путем деления суммы начисленной заработной платы на количество фактически отработанных дней до момента увольнения:

795 руб. / 5 дн. = 159 руб./дн.

Определяем размер среднего заработка, который необходимо указать в справке, представляемой в службу занятости:

159 руб./дн. х 22 дн. = 3 498 руб., где 22 дн. -количество рабочих дней в декабре 2003 г. по режиму пятидневной рабочей недели.

Вопрос. В ноябре 2003 г. работник, уволенный 20 октября 2003 г., обратился к работодателю с просьбой выдать ему справку о среднем заработке для представления в органы службы занятости. Работник болел с 30 июня по 15 сентября 2003 г., с 16 сентября по 13 октября 2003 г. находился в ежегодном отпуске. Что является расчетным периодом для расчета среднего заработка в данном случае?

Ответ. Расчетным периодом в данном случае являются 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующие октябрю 2003 г. (месяцу увольнения работника), а именно июль, август, сентябрь 2003 г. (п. 3 Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденного постановлением Минтруда России от 12.08.2003 N0 62).

Однако на протяжении этих 3 месяцев у работника не было фактически отработанных дней и заработка, поскольку работник сначала болел, а затем находился в ежегодном отпуске, и эти периоды не могут быть включены в расчетный период (п. 4 Порядка).

В ситуации, когда работник не работал по основаниям, в результате которых из расчетного периода исключаются определенные периоды времени, или не имел заработка в расчетном периоде, но имел заработок и фактически отработанные дни в предшествующем расчетному периоде, средний заработок определяется исходя из суммы начисленной заработной платы за предшествующий период времени, равный 3 календарным месяцам, то есть установленному расчетному периоду (п. 5 Порядка).

Таким образом, в расчетный период в данном случае войдут апрель, май, июнь 2003 г.

Вопрос. Работник, уволенный в ноябре 2003 г., обратился к работодателю с просьбой выдать справку для представления в органы службы занятости. В расчетный период входят август, сентябрь, октябрь 2003 г. Режим рабочего времени в организации - пятидневная рабочая неделя.

Должностной оклад работника составляет 4 500руб. При этом работник октябрь отработал полностью, с 21 июля по 17 августа находился в ежегодном отпуске и с 8 по 19 сентября болел. Его зарплата за отработанное время без учета премии составила в августе - 2 142,5 руб., в сентябре - 2 454,5 руб., в октябре - 4 500 руб. Работнику в сентябре по итогам работы за август начислена премия в размере 2 ООО руб. без учета реально отработанного времени, в октябре по итогам работы за сентябрь начислена премия пропорционально отработанному в сентябре времени в размере 1 500 руб. Чему равен средний заработок работника?

Ответ. Согласно п. 9 Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденного постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 62, если расчетный период отработан не полностью, то премии и вознаграждения, начисленные за расчетный период, учитываются при исчислении среднего заработка исходя из фактически начисленных сумм, если они были начислены пропорционально отработанному в расчетном периоде времени. Если же премии за расчетный период были начислены без учета отработанного в расчетном периоде времени, то такая премия учитывается при расчете среднего заработка пропор-

ционально отработанному времени в расчетном периоде.

В рассматриваемом случае для определения размера премии, учитываемой при подсчете среднего заработка, необходимо определить количество рабочих дней по графику пятидневной рабочей недели и количество фактически отработанных дней (п. 4 Порядка):

- август - 21 день, из них фактически отработано 10 дней;

- сентябрь - 22 дня, из них фактически отработано 12 дней;

- октябрь - 23 дня, из них фактически отработано 23 дня.

Для определения размера премии, которую необходимо учесть при подсчете среднего заработка, определяем размер премии, которая должна быть учтена за август 2003 г., так как она начислена не пропорционально отработанному времени:

(2000руб./21 дн.) х Юдн. = 95,24руб. х Юдн. = 952,4 руб.

Определяем средний дневной заработок:

(2 142,5 руб. + (2 454,5 руб. + 952,4 руб.) + (4 500 руб. + 1 500 руб.)): (10 дн. + 12 дн. + 23 дн.) = 11 549,4 руб. / 45 дн. = 256,65 руб./дн.

Определяем размер среднего заработка, который необходимо указать в справке, представляемой в органы службы занятости:

256,65 руб./дн. х ((21 дн. + 22 дн. + 23 дн.) / 3) = 256,65 руб/дн. х 22 дн. = 5 646,3 руб.

Вопрос. Работник, уволенный из организации 1 декабря 2003 г., обратился с заявлением о выдаче ему справки, представляемой в органы службы занятости. В расчетном периоде ему были выплачены различные премии. Учитываются ли они при расчете среднего заработка?

Ответ. При расчете среднего заработка для выдачи уволенному работнику справки, представляемой в органы службы занятости, должны учитываться премии, фактически начисленные за расчетный период.

Правила учета ежемесячных и квартальных премий при расчете среднего заработка установлены в п. 9 Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденного постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 62.

Согласно данному пункту ежемесячные премии учитываются не более одной за одни и те же показатели за каждый месяц расчетного периода. Квартальные и иные премии, которые вы плач и ва-

ются за период, превышающий 1 месяц, учитываются не более одной премии за одни и те же показатели в размере месячной части за каждый месяц расчетного периода. Вознаграждение по итогам работы за год и вознаграждение за выслугу лет учитываются в размере 1/12 за каждый месяц расчетного периода независимо от времени начисления вознаграждения.

Например, для работника, уволенного в декабре 2003 г., обратившегося к работодателю с просьбой выдать справку для представления в органы службы занятости, расчетным периодом являются 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих декабрю 2003 г., а именно: сентябрь, октябрь, ноябрь 2003 г. Работнику были начислены: в октябре - квартальная премия за III квартал 2003 г., месячная премия за повышение качества продукции в августе 2003 г., в декабре 2003 г. (при окончательном расчете) - месячная премия по результатам работы за сентябрь 2003 г. При исчислении среднего заработка в данном случае учитываются квартальная премия за III квартал 2003 г. и одна месячная премия, начисленная работнику в октябре.

Вопрос. В декабре 2003 г. работник, уволенный в октябре 2003 г., обратился к работодателю с просьбой выдать ему справку о среднем заработке для представления в органы службы занятости. Работнику был установлен суммированный учет рабочего времени. Нормальная продолжительность рабочего времени для работника этой категории составляет 40 часов в неделю. В расчетный период входят июль, август, сентябрь 2003 г. Чему равна средняя заработная плата работника, если в июле работник отработал 6 смен по 24 часа, заработная плата за июль составила 3 000руб.; в августе - 8 смен по 24 часа, заработная плата за август составила 4000 руб.; в сентябре - 7 смен по 24 часа, заработная плата за сентябрь составила 3 500 руб. ?

Ответ. Согласно п. 8 Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденного постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 62, в организациях, применяющих суммированный учет рабочего времени, размер среднего заработка уволенного работника определяется путем умножения среднего часового заработка на среднемесячное количество рабочих часов в расчетном периоде в зависимости от установленной в организации продолжительности рабочей недели (40-часовая, 36-часовая рабочая неделя и т.п.).

При этом средний часовой заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество часов, фактически отработанных в этом периоде. Среднемесячное количество рабочих часов, приходящихся на расчетный период, определяется как сумма рабочих часов в каждом из месяцев расчетного периода (норма рабочего времени в месяц), деленная на 3 (количество месяцев расчетного периода). Количество рабочих часов за календарный месяц исчисляется по графику пятидневной рабочей недели с двумя выходными днями в субботу и воскресенье.

Средний часовой заработок в данном случае рассчитывается следующим образом:

(3 000 руб. + 4 000 руб. + 3 500 руб.) / ((6 + 8 + 7) х 24 ч) = 10 500 руб. / 504 ч = 20,83 руб./ч.

Размер средней заработной платы, которую необходимо указать в справке, представляемой в службу занятости, составит:

20,83 руб./ч х (((23 дн. х 8 ч) + (21 дн. х 8 ч) + (22 дн. х 8 ч)) : 3) = 20,83 руб./ч х 176 ч = 3666,08 руб.

Вопрос. Должностной оклад работника, уволенного 21 ноября 2003 г., составлял 37 00 руб. Работник находился в ежегодном отпуске с 4 по 31 августа, ас 9 по 17 сентября болел. Заработная плата за фактически отработанное время в августе составила 300,6 руб., в сентябре - 2 554,4руб. Октябрь отработан полностью. Чему равен средний заработок работника для отражения в справке, необходимой для представления органам службы занятости, если организация работает по календарю шестидневной рабочей недели?

Ответ. Расчет средней заработной платы уволенного работника для выдачи справки, представляемой в органы службы занятости, производится работодателем за 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения (п. 3 Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачиваемой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденного постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 62).

Таким образом, в расчетный период для расчета среднего заработка в данном случае входят август, сентябрь, октябрь 2003 г.

Для определения среднего заработка используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этот период дней. Средний заработок ра-

ботника определяется путем умножения среднего дневного заработка на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде (п. 7 Порядка).

В рассматриваемом случае количество дней по календарю шестидневной рабочей недели и количество фактически отработанных дней будет равно (п. 4 Порядка):

- в августе - 26 дней, из них фактически отработано 2 дня;

- в сентябре - 26 дней, из них фактически отработано 18 дней;

- в октябре - 27 дней, из них фактически отработано 27 дней.

Рассчитаем средний дневной заработок:

(300,6 руб. + 2 554,4 руб. + 3 700 руб.) / (2 дн.+ + 18 дн. + 27 дн.) = 6 555 руб. / 47 дн. = 139,47 руб./дн.

Размер средней заработной платы, которую необходимо указать в справке, представляемой в службу занятости, составит:

139,47 руб./дн. х ((26 дн. + 26 дн. + 27 дн.) / 3) = 139,47 руб./дн. х 26,3 дн. = 3 668,06 руб.

Вопрос. Просим привести пример расчета среднего заработка для целей определения размера пособия по безработице. Например, работник, уволенный 5 января 2004 г., обратился к работодателю с просьбой выдать справку для представления в органы службы занятости. Организация работает по режиму пятидневной рабочей недели, а должностной оклад работника составлял 5 000 руб. Расчетный период отработан работником полностью.

Ответ. В соответствии с п. 3 Порядка исчисления среднего заработка для определения размера пособия по безработице и стипендии, выплачива-

емой гражданам в период профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации по направлению органов службы занятости, утвержденного постановлением Минтруда России от 12.08.2003 № 62, расчет средней заработной платы уволенного работника для выдачи справки, представляемой в органы службы занятости, производится работодателем за 3 календарных месяца (с 1-го до 1-го числа), предшествующих месяцу увольнения.

Пунктом 7 вышеназванного Порядка предусмотрено, что для определения среднего заработка используется средний дневной заработок. Средний дневной заработок исчисляется путем деления суммы заработной платы, фактически начисленной за расчетный период, на количество фактически отработанных в этом периоде дней. Средний заработок работника определяется путем умножения среднего дневного заработка на среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде.

В данном случае расчетным периодом для определения размера среднего заработка работника является октябрь - декабрь 2003 г. Фактическое количество отработанных дней в данном периоде будет составлять: в октябре - 23 дня, в ноябре - 19 дней, в декабре - 22 дня. Среднемесячное число рабочих дней в расчетном периоде - 21,3 дня ((23 дн. + 19 дн. + 22 дн.) / 3).

Рассчитаем средний дневной заработок работника:

(5 000 руб. х 3) / (23 дн. + 19 дн. + 22 дн.) = 15 000 руб. / 64 дн. = 234,38 руб./дн.

Размер средней заработной платы, которую необходимо указать в справке, представляемой в службу занятости, составит:

234,38 руб./дн. х 21,3 дн. = 4 992,29 руб.

Е.А. ШАПОВАЛ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.