ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. Относится ли к компетенции Министерства финансов РФ предоставление отсрочки по уплате взносов в Пенсионный фонд РФ, фонды обязательного медицинского страхования и Фонд занятости РФ?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 3 марта 2003 года № 04-04-04/21
Департамент налоговом политики рассмотрел заявление о предоставлении отсрочки по уплате страховых взносов в государственные социальные внебюджетные фонды и сообщает следующее.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога и сбора предоставляется в порядке и на условиях, изложенных в ст. 64 Налогового кодекса РФ (далее - НК РФ). В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 63 НК РФ органом, в компетенцию которого входит принятие решения о о изменении срока уплаты федеральных налогов, является Министерство финансов РФ.
Однако подп. 5 п. 1 ст. 63 НК РФ также установлено, что принятие решения об изменении срока уплаты налога и сбора, поступающего во внебюджетные фонды, должно осуществляться самими органами соответствующих внебюджетных фондов.
Одновременно сообщаем, что с 2001 года Фонд занятости РФ был ликвидирован.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Просим разъяснить следующие вопросы по порядку применения налога на прибыль организаций.
1. Необходимо ли для отнесения в состав расходов организации для целей налогообложения прибыли расходов на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательным учреждением наличие у образовательного учреждения, помимо лицензии на ведение образовательной деятельности, свидетельства о его государственной аккредитации?
2. Возможно ли учитывать в качестве пред-ставите,1ьских расходов расходы в виде оплаты за аренду помещения, в котором организация проводит официальный прием?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 12 марта 2003 года № 04-02-03/29
Министерство финансов РФ в связи с письмом сообщает следующее.
1. Статьей 264 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) установлено, что к расходам налогоплательщика на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с образовательными учреждениями относятся расходы, связанные с подготовкой и переподготовкой (в том числе с повышением квалификации кадров), в соответствии с договорами с такими учреждениями.
Указанные расходы включаются в состав прочих расходов, если соответствующие услуги оказываются российскими образовательными учреждениями, получившими государственную аккредитацию (имеющими соответствующую лицензию), либо иностранными образовательными учреждениями, имеющими соответствующий статус.
Согласно п. 6 ст. 33 Закона РФ от 10.07.92 № 3266-1 «Об образовании» (далее - Закон) право на ведение образовательной деятельности и льготы, установленные законодательством РФ, возникают у образовательного учреждения с момента выдачи ему лицензии (разрешения).
Если у организации такой лицензии нет, то она не может заниматься образовательной деятельностью и, соответственно, рассматриваться в качестве образовательного учреждения.
Государственной аккредитацией образовательного учреждения устанавливается государственный статус образовательного учреждения (тип, вид и категория образовательного учреждения, определяемые в соответствии с уровнем и направленностью реализуемых им образовательных программ) (п. 6 ст. 12 Закона).
Государственная аккредитация образовательного учреждения дает ему право на выдачу своим выпускникам документа государственного образца о соответствующем уровне образования, на пользование печатью с изображением Государственного герба РФ, а также право общеобразовательного учреждения на включение в схему централизованного государственного финансирования (п. 16 ст. 33 Закона).
В связи с изложенным для включения расходов, связанных с подготовкой и переподготовкой (в том числе с повышением квалификации кадров), в соответствии с договорами с образовательными учреждениями в состав прочих расходов имеет значение статус организации как образовательного учреждения, имеющего соответствующую лицензию, а не его государственная аккредитация.
2. Согласно п. 2 ст. 264 Кодекса к представительским расходам относятся расходы: на проведение официального приема (завтрака, обеда или иного аналогичного мероприятия) и (или) обслуживание представителей других организаций, участвующих в переговорах в целях установления и (или) поддержания взаимного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседание совета директоров (правления) или иного руководящего органа налогоплательщика, и официальных лиц организации - налогоплательщика, участвующих в переговорах; транспортное обеспечение доставки этих лиц к месту проведения представительского мероприятия и (или) заседания руководящего органа и обратно; буфетное обслуживание во время переговоров; оплата услуг переводчиков, не состоящих в штате налогоплательщика, по обеспечению перевода во время проведения представительских мероприятий.
По нашему мнению, данный перечень является закрытым и оплата аренды помещения, в котором организация проводит официальный прием, не может быть отнесена к представительским расходам.
Руководитель Департамента налоговой политики А. И. И ВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)»
от 05.08.2000 N9 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
ЗАКОН РФ от 10.07.92 № 3266-1 (ред. от 10.01.2003) «ОБ ОБРАЗОВАНИИ»
Вопрос. Каков порядок применения в 2001 - 2002 годах положений гл. 24 «Единый социальный налог» НК РФ в части налогообложения компенсационных выплат матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 20 марта 2003 года N9 04-04-04/28
Департамент налоговой политики рассмотрел письмо по вопросу применения в 2001 - 2002 годах положений гл. 24 части второй Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) в части налогообложения компенсационных выплат матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, и сообщает следующее.
В соответствии с п. 1 ст. 236 упомянутой главы Кодекса объектом обложения единым социальным налогом в 2001 году являлись выплаты и вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям.
Статья 238 Кодекса делает из этого объекта исключение в виде установленных законодательством РФ, законодательными актами субъектов РФ, решениями представительных органов местного самоуправления компенсационных выплат (в пределах норм, установленных в соответствии с законодательством РФ), связанных с возмещением иных расходов.
К понятию «законодательство Российской Федерации» относятся Конституция РФ, федеральные конституционные законы, федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, и соответственно, к выплатам, установленным данными нормативными актами, применяются положения подп. 1 и 2 п. 1 ст. 238 Кодекса. Данная позиция согласована с Министерством юстиции РФ и Институтом законодательства и сравнительного правоведения при Правительстве РФ.
Таким образом, компенсационная выплата матерям, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им трехлетнего возраста, установленная Указом Президента РФ от 30.05.94 № 1110, не должна была в 2001 году облагаться единым социальным налогом.
С 1 февраля 2002 года такое пособие выплачивается женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет, на основании ст. 256 Трудового кодекса РФ (далее - ТК РФ) с учетом положений ст. 5 и 423 ТК РФ. Данное пособие, как и в 2001 году, не облагается единым социальным налогом.
Руководитель Департамента налоговой политики А Н. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
УКАЗ Президента РФ от 30.05.94 № 1110 (ред. от 08.02.2001)
«О РАЗМЕРЕ КОМПЕНСАЦИОННЫХ ВЫПЛАТ ОТДЕЛЬНЫМ КАТЕГОРИЯМ ГРАЖДАН»
«ТРУДОВОЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 30.12.2001 № 197-ФЗ (принят ГД ФС РФ 21.12.2001) (ред. от 25.07.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД СС РФ 19.07.2000) (ред. от 07.08.2001)
«КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
(с изм. от 09.06.2001)
(принята всенародным голосованием 12.12.93)
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Правомерно ли составление более одного акта по разным видам налогов после проведения выездной налоговой проверки в случае, если в решении руководителя налогового органа о проведении проверки указан только периоду за который организация подлежит проверке?
Ответ. Согласно п. 1 Порядка назначения выездных налоговых проверок, утвержденного приказом МНС России от 08.10.99 № АП-3-16/318, решение руководителя налогового органа должно содержать указание на вопросы, по которым проводится проверка. Если в решении руководителя налогового органа о проведении налоговой проверки указан только период, за который проверяется деятельность организации, то в этом случае подразумевается, что проверка проводится по всем видам налогов.
В соответствии с п. 1 ст. 100 Налогового кодекса РФ по результатам выездной налоговой про-
верки не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке уполномоченными должностными лицами налоговых органов должен быть составлен в установленной форме акт налоговой проверки, подписываемый этими лицами и руководителем проверяемой организации, либо индивидуальным предпринимателем, либо их представителями.
Согласно п. 2 указанной статьи в акте налоговой проверки должны быть указаны документально подтвержденные факты налоговых правонарушений, выявленные в ходе проверки, или отсутствие таковых, а также выводы и предложения проверяющих по устранению выявленных нарушений и ссылки на статьи Налогового кодекса РФ, предусматривающие ответственность за данный вид налоговых правонарушений.
Кроме того, в соответствии с п. 1.2 инструкции МНС России от 10.04.2000 N9 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах» в акте выездной налоговой проверки подлежат отражению все выявленные в процессе налоговой проверки факты нарушений законодательства о налогах и сборах и связанные с ними обстоятельства, имеющие значение для принятия правильного решения по результатам проверки.
Таким образом, оформление результатов выездной налоговой проверки производится единым документом - актом налоговой проверки, в котором отражаются все факты выявленных нарушений. Руководитель проверяемой организации вправе отказаться от подписания второго акта на основе письменных объяснений, представленных в налоговый орган согласно п. 5 ст. 100 НК РФ. При этом решение, вынесенное по второму акту проверки, может быть обжаловано в вышестоящий налоговый орган или в суд в соответствии с порядком, установленным гл. 19 НК РФ.
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ МНС РФ от 10.04.2000 № АП-3-16/138 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ОТ 10.04.2000 N9 60 «О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ АКТА ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ И ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ» (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ МНС РФ от 10.04.2000 № 60)
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2000 N9 2259)
ПРИКАЗ МНС РФ от 08.10.99 N9 АП-3-16/318 (ред. от 07.02.2000)
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОРЯДКА НАЗНАЧЕ-
НИЯ ВЫЕЗДНЫХ НАЛОГОВЫХ ПРОВЕРОК» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 15.11.99 № 1978)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Правомерны ли действия представителей налоговых органов, осуществляющих выездную налоговую проверку, которые, руководствуясь внутренним документом инспекции, по истечении двух месяцев затребовали дополнительные документы?
Ответ. В соответствии со ст. 89 Н К РФ выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев, если иное не установлено указанной статьей. В исключительных случаях вышестоящий налоговый орган может увеличить продолжительность выездной налоговой проверки до трех месяцев. При проведении выездных проверок организаций, имеющих филиалы и представительства, срок проведения проверки увеличивается на один месяц на проведение проверки каждого филиала и представительства.
Кроме того, согласно п. 1.10.2 инструкции МНС России от 10.04.2000 № 60 «О порядке составления акта выездной налоговой проверки и производства по делу о нарушениях законодательства о налогах и сборах» налоговый орган вправе вынести решение о приостановлении выездной налоговой проверки. Приостановление выездной налоговой проверки производится по решению руководителя (заместителя руководителя) налогового органа, в котором указывается период, на который данная проверка приостанавливается, о чем указывается в акте выездной налоговой проверки. Основанием для приостановления выездной налоговой проверки может являться необходимость проведения встречных проверок.
Налоговый кодекс РФ также не содержит запрета на приостановление выездной налоговой проверки.
При этом следует иметь в виду, что согласно подп. 9 п. 1 ст. 21 и подп. 7 п. 1 ст. 32 НК РФ лицо, принявшее решение о приостановлении выездной налоговой проверки, обязано известить налогоплательщика о своем решении и выдать ему копию указанного решения. В случае, если налогоплательщик не был извещен о решении налогового органа приостановить выездную налоговую проверку, то согласно ст. 138 Н К РФ он вправе обжаловать бездействие должностного лица налогового органа в вышестоящий налоговый орган (вышестоя-
щему должностному лицу) или в суд. При этом сам факт неизвещения налогоплательщика о решении налогового органа приостановить выездную налоговую проверку не является основанием для прекращения выездной налоговой проверки и непредставления налогоплательщиком необходимых для указанной проверки документов.
Одновременно следует учитывать, что в соответствии со ст. 89 Н К РФ срок проведения проверки включает в себя время фактического нахождения проверяющих на территории проверяемого налогоплательщика, плательщика сбора или налогового агента. В указанные сроки не засчиты-ваются периоды между вручением налогоплательщику (налоговому агенту) требования о представлении документов в соответствии со ст. 93 НК РФ и представлением им запрашиваемых при проведении проверки документов.
Таким образом, действия представителей налоговых органов, осуществлявших выездную налоговую проверку, следует признать правомерными при условии соблюдения ими порядка и сроков ее проведения, установленных ст. 89 НК РФ и указанной Инструкцией МНС России.
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ МНС РФ от 10.04.2000 № АП-3-16/138 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ МИНИСТЕРСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ ОТ 10.04.2000 № 60 «О ПОРЯДКЕ СОСТАВЛЕНИЯ АКТА ВЫЕЗДНОЙ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКИ И ПРОИЗВОДСТВА ПО ДЕЛУ О НАРУШЕНИЯХ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О НАЛОГАХ И СБОРАХ» (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ МНС РФ от 10.04.2000 № 60)
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 07.06.2000 № 2259)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Что подразумевается под понятием «занижение налоговой базы» при рассмотрении вопроса о привлечении налогоплательщика - организации к ответственности по ст. 122 НК РФ?
Ответ. В соответствии со ст. 52 Н К РФ налогоплательщик самостоятельно исчисляет сумму налога, подлежащую уплате за налоговый период, исходя из налоговой базы, налоговой ставки и налоговых льгот.
Согласно п. 1 ст. 53 НК РФ налоговая база представляет собой стоимостную, физическую или
иную характеристику объекта налогообложения.
Пунктом 1 ст. 54 НК РФ устанавливается, что налогоплательщики - организации исчисляют налоговую базу по итогам каждого налогового периода на основе данных регистров бухгалтерского учета и (или) на основе иных документально подтвержденных данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением. При обнаружении ошибок (искажений) в исчислении налоговой базы, относящихся к прошлым налоговым (отчетным) периодам, в текущем (отчетном) налоговом периоде перерасчет налоговых обязательств производится в периоде совершения ошибки. В случае невозможности определения конкретного периода корректируются налоговые обязательства отчетного периода, в котором выявлены ошибки (искажения).
Таким образом, занижение налоговой базы непосредственно связано с ее неправильным исчислением в связи с занижением данных регистров бухгалтерского учета и (или) других данных об объектах, подлежащих налогообложению либо связанных с налогообложением, и включением недостоверных сведений в налоговую декларацию, подписанную должностными лицами организации - налогоплательщика.
При рассмотрении вопроса о привлечении налогоплательщика - организации к ответственности по ст. 122 НК РФ следует также иметь в виду, что ответственность по указанной статье наступает и в результате иного неправильного исчисления налога или других неправомерных действий (бездействия), а именно: неправильного применения к налоговой базе той или иной ставки налога, неправомерного использования налоговых льгот, несоблюдения методики расчета конкретного налога и т.п.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Какой порядок уплаты транспортного налога предусмотрен в случае смены в течение календарного года владельцев транспортных средств?
Ответ. Согласно ст. 360 НК РФ налоговым периодом для исчисления транспортного налога признается календарный год.
В соответствии с п. 3 ст. 362 НК РФ в случае регистрации транспортного средства и (или) снятия транспортного средства с регистрации (снятия с учета, исключения из государственного судового реестра и т.д.) в течение налогового пери-
ода исчисление суммы налога производится с учетом коэффициента, определяемого как отношение числа полных месяцев, в течение которых данное транспортное средство было зарегистрировано на налогоплательщика, к числу календарных месяцев в налоговом периоде. При этом месяц регистрации транспортного средства, а также месяц снятия транспортного средства с регистрации принимаются за полный месяц. В случае регистрации и снятия с регистрации транспортного средства в течение одного календарного месяца указанный месяц принимается как один полный месяц.
В связи с изложенным в случае смены в течение календарного года владельцев транспортных средств указанный налог должен уплачиваться отдельно каждым из владельцев. При этом налоговый период для исчисления транспортного налога исчисляется с учетом коэффициента, равного числу месяцев, в течение которых лица признавались плательщиками данного налога, деленному на 12.
Кроме того, в соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном указанной статьей.
Таким образом, у владельца транспортного средства, заплатившего налог за 12 месяцев, в случае его смены в течение календарного года возникает право на зачет или возврат излишне уплаченной суммы налога, приходящегося на период времени, в течение которого транспортное средство было зарегистрировано на имя другого владельца.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 N9 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Что является основанием для проведения инвентаризации имущества налогоплательщика в ходе выездной налоговой проверки ?
Ответ. В соответствии с подп. 6 п. 1 ст. 31 Налогового кодекса РФ налоговые органы вправе осматривать (обследовать) любые используемые налогоплательщиком для извлечения дохода либо
связанные с содержанием объектов налогообложения независимо от места их нахождения производственные, складские, торговые и иные помещения и территории, проводить инвентаризацию принадлежащего налогоплательщику имущества.
Кроме того, согласно ст. 89 НК РФ при необходимости уполномоченные должностные лица налоговых органов, осуществляющие выездную налоговую проверку, могут проводить инвентаризацию имущества налогоплательщика, а также производить осмотр (обследование) производственных, складских, торговых и иных помещений и территорий, используемых налогоплательщиком для извлечения дохода либо связанных с содержанием объектов налогообложения, в порядке, установленном ст. 92 Н К РФ.
Порядок проведения инвентаризации определяется Положением о проведении инвентаризации, утвержденным приказом Минфина России и МНС России от 10.03.99 № 20н, № ГБ-3-04/39 (зарегистрировано в Минюсте России 11.06.99 N9 1804).
Основанием для проведения инвентаризации имущества в ходе проведения выездной налоговой проверки может являться необходимость проверки достоверности данных, содержащихся в документах налогоплательщика.
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ Минфина РФ № 20н, МНС РФ № ГБ-3-04/39 от 10.03.99
«ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ О ПОРЯДКЕ ПРОВЕДЕНИЯ ИНВЕНТАРИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА НАЛОГОПЛАТЕЛЬЩИКОВ ПРИ НАЛОГОВОЙ ПРОВЕРКЕ» (Зарегистрирован в Минюсте РФ 11.06.99 № 1804)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Возможно ли привлечение лица, совершившего правонарушение, к налоговой ответственности одновременно по п. 3 ст. 120 и п. 3 ст. 122 НК РФ?
Ответ. Пункт 2 ст. 108 Налогового кодекса РФ закрепляет принцип однократности привлечения лица к ответственности за совершение конкретного правонарушения.
В соответствии с п. 41 постановления Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 No 5 «О некоторых вопросах применения части первой Налогового кодекса Российской Федерации» при рассмотрении
споров, связанных с привлечением организации -налогоплательщика к ответственности за грубое нарушение правил учета доходов и (или) расходов и (или) объектов налогообложения, повлекшее занижение налоговой базы, судам необходимо исходить из того, что ответственность за данное нарушение установлена п. 3 ст. 120 НК РФ.
Если же занижение налоговой базы, повлекшее неуплату или неполную уплату сумм налога, произошло по иным основаниям, чем указано в абз. 3 п. 3 ст. 120 НК РФ, организация-налогоплательщик несет ответственность, предусмотренную ст. 122 НК РФ.
E.H. СИВОШЕНКОВА Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума ВАС РФ от 28.02.2001 № 5
«О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ ПРИМЕНЕНИЯ ЧАСТИ ПЕРВОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. Разъясните порядок возврата налога на доходы физических лиц, ранее исчисленного и уплаченного по материальной выгоде, рассчитанной по суммам заемных (кредитных) средств, которые не погашены по состоянию на 1 января 2001 года.
Ответ. Порядок зачета или возврата излишне уплаченной суммы налога определяется нормами ст. 78 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекса).
В соответствии с п. 9 ст. 78 Кодекса возврат суммы излишне уплаченного налога производится за счет средств бюджета, в который произошла переплата, в течение одного месяца со дня подачи заявления о возврате, если Кодексом не установлено иное.
Заявление о возврате суммы излишне уплаченного налога может быть подано налогоплательщиком в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
В том случае если уплата налога на доходы физических лиц с суммы материальной выгоды, полученной от экономии на процентах за пользование заемными средствами, производилась налогоплательщиком при подаче декларации в налоговом органе, то возврат налога осуществляется
налоговым органом на основании заявления налогоплательщика, прилагаемого к налоговой декларации, в которой производится перерасчет налоговой базы и суммы исчисленного ранее налога на доходы физических лиц.
Если исчисление материальной выгоды, полученной в виде экономии на процентах за пользование заемными средствами, и суммы налога на доходы физических лиц производила организация-заимодавец, то этой организацией осуществляется перерасчет налоговой базы, суммы материальной выгоды и налога. Возврат излишне удержанной суммы налога в данном случае должна произвести организация-заимодавец в соответствии со ст. 231 Кодекса.
Л.А. ГУСЬКОВА Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
Вопрос. На физическое лицо зарегистрированы три легковых автомобиля, два из них переданы по доверенности. Кто в этом случае является плательщиком транспортного налога - собственник автомобилей или тот, кто распоряжается автомобилями по доверенности?
Ответ. В соответствии со ст. 357 Налогового кодекса РФ плательщиками транспортного налога признаются лица, на которых в соответствии с законодательством РФ зарегистрированы транспортные средства, признаваемые объектами налогообложения в соответствии со ст. 358 настоящего Кодекса, если иное не предусмотрено законом.
По транспортным средствам, зарегистрированным на физических лиц, приобретенным и переданным ими на основании доверенности на право владения и распоряжения транспортным средством до момента официального опубликования Федерального закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ, налогоплательщиком является лицо, указанное в такой доверенности. При этом лица, на которых зарегистрированы указанные транспортные средства, уведомляют налоговый орган по месту своего жи-
тельства о передаче на основании доверенности указанных транспортных средств.
Следовательно, физическое лицо, на которое зарегистрированы указанные транспортные средства, должно уведомить налоговый орган по месту своего жительства о передаче на основании доверенности двух транспортных средств другому лицу, в противном же случае физическое лицо, на которое зарегистрированы транспортные средства, будет являться плательщиком транспортного налога по трем автомобилям.
A.B. СЕРГОМАСОВА Советник налоговой службы III ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 24.07.2002
№ 110-ФЗ
(ред. от 31.12.2002)
«О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В ЧАСТЬ ВТОРУЮ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И НЕКОТОРЫЕ ДРУГИЕ АКТЫ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 01.07.2002)
Вопрос. По результатам выездной налоговой проверки организация привлечена к налоговой ответственности за неуплату налога на прибыль, а также к административной ответственности за занижение прибыли за III квартал 2002 года. Насколько правомерно привлечение организации к административной ответственности?
Ответ. В соответствии со ст. 2 Федерального закона от 30.12.2001 № 196-ФЗ «О введении в действие Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях» с 01.07.2002 признан утратившим силу п. 12 ст. 7 Закона РФ от 21.03.91 № 943-1 «О налоговых органах Российской Федерации», в соответствии с которым осуществлялось привлечение должностных лиц организаций, виновных в сокрытии (занижении) прибыли (дохода) или сокрытии (неучтении) иных объектов налогообложения, к административной ответствен ности.
При этом Кодексом РФ об административных правонарушениях, вступившим в силу с 01.07.2002, привлечение к административной ответственности за занижение прибыли не предусмотрено.
Таким образом, действия налогового органа по привлечению организации к административной ответственности в данном случае являются неправомерными.
С.С. СЕРГИЕНКО Советник налоговой службы РФ
III ранга
Ссылки на нормативные акты:
«КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ»
от 30.12.2001 № 195-ФЗ
(ред. от 31.12.2002)
(принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 30.12.2001 N9 196-ФЗ
«О ВВЕДЕНИИ В ДЕЙСТВИЕ КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ОБ АДМИНИСТРАТИВНЫХ ПРАВОНАРУШЕНИЯХ» (принят ГД ФС РФ 20.12.2001)
ЗАКОН РФ от 21.03.91 № 943-1 (ред. от 07.11.2000, с изм. от 05.07.2001) «О НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»
Вопрос. Вправе ли унитарное предприятие быть учредителем (участником) в коммерческих и некоммерческих организациях?
Ответ. В соответствии со ст. 6 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» решение об участии унитарного предприятия в коммерческой или некоммерческой организации может быть принято только с согласия собственника имущества унитарного предприятия.
Распоряжение вкладом (долей) в уставном (складочном) капитале хозяйственного общества или товарищества, а также принадлежащими унитарному предприятию акциями осуществляется унитарным предприятием только с согласия собственника его имущества.
Унитарные предприятия не вправе выступать учредителями (участниками) кредитных организаций.
Е.Ф. СТЕПАНОВА Советник налоговой службы II ранга
Ссылки на нормативные акты:
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 14.11.2002 N9 161-ФЗ
«О ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УНИТАРНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ» (принят ГД ФС РФ 11.10.2002)
Вопрос. В соответствии со ст. 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» должны ли налоговые органы или органы Пенсионного фонда РФ предъявлять требования об уплате недоимки и пеней по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 148 Арбитражного процессуального кодекса РФ арбитражный суд оставляет иск без рассмотрения, в том числе если истцом не соблюден претензионный или иной досудебный порядок урегулирования спора с ответчиком, если это предусмотрено федеральным законом или договором.
Согласно п. 2 ст. 214 названного Кодекса к заявлению о взыскании обязательных платежей и санкций прилагается в том числе документ, подтверждающий направление заявителем требования об уплате взыскиваемого платежа в добровольном порядке.
Статьей 25 Федерального закона от 15.12.2001 № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» установлено, что взыскание недоимки по страховым взносам на обязательное пенсионное страхование и пеней осуществляется органами Пенсиончого фонда РФ в судебном порядке.
Таким образом, истцом (заявителем) по делам о взыскании недоимки и пеней по вышеназванным взносам являются органы Пенсионного фонда РФ.
Следовательно, требования об уплате недоимки и пеней по названным взносам должны предъявлять органы Пенсионного фонда РФ в порядке досудебного урегулирования спора с ответчиком.
Е В. ЖАРИКОВА Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
«АРБИТРАЖНЫЙ ПРОЦЕССУАЛЬНЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» от 24.07.2002 N9 95-ФЗ (принят ГД ФС РФ 14.06.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 15.12.2001
№ 167-ФЗ
(ред. от 31.12.2002)
«ОБ ОБЯЗАТЕЛЬНОМ ПЕНСИОННОМ СТРАХОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ» (принят ГД ФС РФ 30.11.2001)
Вопрос. Подлежат ли обложению единым социальным налогом суммы оплаты организациями бывшим работникам коммунальных услуг, подписки на печатные издания, лекарственных препаратов?
Ответ. Федеральным законом от 31.12.2001 № 198-ФЗ«0 внесении дополнений и изменений в Налоговый кодекс Российской Федерации и в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах и сборах», введенным в действие с 01.01.2002, в гл. 24 Налогового кодекса РФ (далее -Кодекс) внесены изменения и дополнения.
В соответствии с указанным Законом из текста ст. 236 Кодекса исключена норма, согласно которой объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков -работодателей в 2001 году признаются в том числе выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), либо авторским или лицензионным договором.
Кроме того, согласно п. 1 ст. 237 Кодекса (с изменениями и дополнениями) при определении налоговой базы учитываются любые выплаты и вознаграждения (за исключением сумм, указанных в ст. 238 Кодекса) вне зависимости от формы, в которой осуществляются данные выплаты, в частности полная или частичная оплата товаров (работ, услуг, имущественных или иных прав), предназначенных для физического лица - работника или членов его семьи, в том числе коммунальных услуг, питания, отдыха, обучения в их интересах, оплата страховых взносов по договорам добровольного страхования (за исключением сумм страховых взносов, указанных в подп. 7 п. 1 ст. 238 Кодекса).
Выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором, не являются объектом налогообложения по единому социальному налогу.
Таким образом, суммы оплаты организациями бывшим работникам коммунальных услуг, подписки на печатные издания, а также лекарственных препаратов не подлежат обложению единым социальным налогом.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 31.12.2001
№ 198-ФЗ
(ред. от 24.07.2002)
«О ВНЕСЕНИИ ДОПОЛНЕНИЙ И ИЗМЕНЕНИЙ В НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И В НЕКОТОРЫЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫЕ АКТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ О НАЛОГАХ И СБОРАХ» (принят ГД ФС РФ 21.12.2001)
Вопрос. При проведении спортивных мероприятий разного уровня (районных, городских, областных, межвузовских) соревнования обслуживают судейский персонал и различные специалисты, которые по условиям проведения соревнований обеспечиваются питанием в натуральной форме. Не всегда судьями и специалистами являются работники физкультурно-спортивных организаций, чаще всего это бывшие спортсмены и тренеры. С ними не заключаются трудовые или гражданско-правовые договоры, они не являются штатными сотрудниками организаторов соревнований. Подлежат ли обложению единым социальным налогом суммы выплат на питание судейскому и обслуживающему персоналу, оплата стоимости проезда, проживания, суточных и других расходов, а также стоимость подарков и призов, получаемых лучшими спортсменами и тренерами по результатам года ?
Ответ. В соответствии с п. 1 ст. 236 Налогового кодекса РФ объектом налогообложения по единому социальному налогу для налогоплательщиков - организаций признаются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые налогоплательщиками в пользу физических лиц по трудовым и гражданско-правовым договорам, предметом которых является выполнение работ, оказание услуг (за исключением вознаграждений, выплачиваемых индивидуальным предпринимателям), а также по авторским договорам.
Выплаты и иные вознаграждения, производимые в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором, договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ, оказание услуг, авторским договором, не признаются объектом налогообложения по единому социальному налогу.
Таким образом, выплаты (в том числе оплата стоимости проезда, проживания, питания, стоимости подарков и призов, получаемых лучшими спортсменами и тренерами), производимые организаторами спортивных мероприятий в пользу судей, обслуживающего персонала, а также спортсменов, не связанных с организаторами трудовыми или гражданско-правовыми договорами, предметом которых является выполнение работ, ока-
зание услуг, не подлежат обложению единым социальным налогом.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. В областной профсоюз поступают запросы от первичных профсоюзных организаций по вопросу доначисления налоговыми органами при проведении проверок единого социального налога, пеней и штрафов на средства, израсходованные на детские новогодние подарки за счет членских профсоюзных взносов в декабре 2001 года. Для правильного ведения отчетности просьба разъяснить, подлежат ли произведенные в декабре 2001 года вышеуказанные расходы профсоюзных комитетов из профбюд-жетов обложению единым социальным налогом.
Ответ. Подпунктом 13 п. 1 ст. 238 Налогового кодекса РФ (в ред. Федерального закона от 29.12.2000 № 166-ФЗ) установлено, что не подлежат обложению единым социальным налогом выплаты, осуществляемые за счет членских профсоюзных взносов каждому члену профсоюза, при условии что данные выплаты производятся не чаще одного раза в три месяца и не превышают 10 000 руб. в год.
Указанная норма распространяется на выплаты, производимые членам профсоюза как в денежной, так и в натуральной форме (оказание материальной помощи, выдача премий, подарков, призов и т.п.).
Таким образом, стоимость новогодних детских подарков, выданных членам профсоюза в декабре 2001 года, не подлежит обложению единым социальным налогом в том случае, если соблюдены условия, установленные подп. 13 п. 1 ст. 238 НК РФ.
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
Вопрос. Могут ли суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие возмещению из федерального бюджета в соответствии со ст. 176 НК РФ, направляться на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате единого социального налога?
Ответ. Положениями п. 6 ст. 243 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что уплата налога (авансовых платежей по налогу) осуществляется отдельными платежными поручениями в федеральный бюджет, Фонд социального страхования РФ, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования.
Согласно п. 2 ст. 176 Н К РФ подлежащая возмещению сумма налога на добавленную стоимость направляется в течение трех календарных месяцев, следующих за истекшим налоговым периодом, на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате налогов или сборов, включая налоги, уплачиваемые в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций, присужденных налогоплательщику, подлежащих зачислению в тот же бюджет.
В соответствии с письмом МНС России от 01.08.2002 N9 БГ-6-05/1150@ суммы налога на добавленную стоимость, подлежащие возмещению из федерального бюджета в соответствии со ст. 176 НК РФ, могут направляться на исполнение обязанностей налогоплательщика по уплате единого социального налога только в части, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, на уплату пени, погашение недоимки, сумм налоговых санкций по этому налогу.
Вместе с тем к доле единого социального налога, подлежащей зачислению в федеральный бюджет, применяется порядок, предусмотренный ст. 78 НК РФ для зачета и возврата излишне уплаченных (взысканных) сумм налогов, сборов, а также пеней, в соответствии с которым, в частности, сумма излишне уплаченного единого социального налога в федеральный бюджет может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате других налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эти суммы направляются также в федеральный бюджет.
Т.А. САВИНА Советник налоговой службы II ранга
Ссылки на нормативные акты:
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ
ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)»
от 31.07.98 № 146-ФЗ
(принят ГД ФС РФ 16.07.98)
(ред. от 30.12.2001, с изм. от 09.07.2002)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 N9 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
<ПИСЬМО> МНС РФ от 01.08.2002 № БГ-6-05/1150@
<0 НАПРАВЛЕНИИ ИЗЛИШНЕ УПЛАЧЕННЫХ СУММ НАЛОГА НА ИСПОЛНЕНИЕ ОБЯЗАННОСТЕЙ ПО УПЛАТЕ НАЛОГОВ, СБОРОВ, ПЕНЕЙ И ПОГАШЕНИЕ НЕДОИМКА
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Вопрос, Сотрудник организации болел в период с 20 ноября по 10 декабря 2002 года. Больничный лист принес в феврале 2003 года. Пособие по временной нетрудоспособности также начислено в феврале 2003 года. В каком периоде указанная сумма подлежит отражению в форме № 1-ПДФЛ?
Ответ. Основанием для назначения пособия по временной нетрудоспособности в соответствии с п. 9 Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию, утвержденного постановлением Президиума ВЦСПС от 12.11.84 № 13-6 (ред. от 15.04.92, с изм. от 18.02.99/, является выданный в установленном порядке больничный листок (листок нетрудоспособности). Другие документы не могут служить основанием для выплаты пособия.
Листок нетрудоспособности при заболеваниях по п. 2.4 Инструкции о порядке выдачи документов, удостоверяющих временную нетрудоспособность граждан, утвержденной приказом Минз-дравмедпрома России N° 206, постановлением ФСС РФ N9 21 от 19.10.94 (ред. от 25.06.96, с изм. от 27.03.2002), выдается в день установления нетрудоспособности, включая праздничные и выходные дни.
При этом согласно п. 104 вышеназванного Положения о порядке обеспечения пособиями по государственному социальному страхованию рабочие и служащие предъявляют больничный листок администрации предприятия в день выхода на работу по окончании временной нетрудоспособности.
Общая сумма налога на доходы физических лиц исчисляется по итогам налогового периода (календарного года) (ст. 216 НК РФ) применительно ко всем доходам налогоплательщика, в том числе и пособиям по временной нетрудоспособности, дата получения которых относится к соответствующему налоговому периоду (п. 3 ст. 225 НК РФ).
Дата фактического получения дохода при выплате пособия по нетрудоспособности в силу ст. 223 НК РФ определяется как день выплаты дохода, в том числе перечисления дохода на счета налого-
плательщика в банках либо по его поручению на счета третьих лиц - при получении доходов в денежной форме.
Исходя из вышеизложенных норм в том случае если работник был временно нетрудоспособен с 20 ноября по 10 декабря 2002 года, а больничный лист принес в организацию в феврале 2003 года, то выплаченная ему в 2003 году сумма пособия по временной нетрудоспособности за ноябрь - декабрь 2002 года будет относиться к доходам, полученным в 2003 году.
Учитывая норму п. 4 ст. 226 НК РФ, обязанность налогового агента по удержанию налога на доходы физических лиц из суммы пособия по временной нетрудоспособности работника в вышеописанной ситуации возникнет только в 2003 году.
Во исполнение п. 1 ст. 230 НК РФ налоговые агенты ведут учет доходов, полученных от них физическими лицами в налоговом периоде, по форме № 1-НДФЛ «Налоговая карточка по учету доходов и налога на доходы физических лиц за 2002 год», утвержденной приказом МНС России от 02.12.2002 № БГ-3-04/686.
В Порядке заполнения Налоговой карточки (приложение к форме № 1-НДФЛ) разъясняется, что Налоговая карточка, в частности, предназначена для учета налоговыми агентами персонально по каждому налогоплательщику:
- доходов, полученных налогоплательщиками;
- сумм исчисленного и удержанного налога по каждому виду налоговой базы и общей суммы налога, исчисленной и удержанной за текущий налоговый период.
Таким образом, при заполнении Налоговой карточки в ней учитываются полученные налогоплательщиком в налогооблагаемом периоде (календарном году) суммы доходов и исчисленные по ним суммы налога.
Ниже в Порядке заполнения Налоговой карточки указывается, что в случае выплаты налогоплательщику пособия по временной нетрудоспособности и других аналогичных выплат за неотработанное время, исчисляемых в установленном порядке исходя из средней заработной платы, суммы таких выплат отражаются в поле (полях) того месяца налогового периода, за который они начислены.
Вместе с тем общая сумма налога на доходы физических лиц исчисляется по итогам налогового периода (календарного года), то есть для соблюдения условий Порядка заполнения Налоговой карточки оба события - временная нетрудоспособность работника и выплата ему пособия -должны произойти в одном и том же налоговом периоде.
Поскольку в Вашем случае работник болел в одном налоговом периоде, а пособие по временной нетрудоспособности ему было выплачено в
другом налоговом периоде, то исходя из нормы п. 1 ст. 230 H К РФ данную сумму как относящуюся к другому налоговому периоду (ст. 216, 223, 225 H К РФ) нельзя отразить в полях тех месяцев, за которые она начислена. По нашему мнению, эту сумму нужно отразить в разд. 3 Налоговой карточки за 2003 год в графе того месяца, когда она была фактически выплачена работнику, то есть в Вашем случае в феврале.
C.B. СУПОТНИЦКИЙ
Ссылки на нормативные акты:
«ПОЛОЖЕНИЕ О ПОРЯДКЕ ОБЕСПЕЧЕНИЯ
ПОСОБИЯМИ ПО ГОСУДАРСТВЕННОМУ
СОЦИАЛЬНОМУ СТРАХОВАНИЮ»
(утв. постановлением Президиума ВЦСПС
от 12.11.84 № 13-6)
(ред. от 15.04.92, с изм. от 18.02.99)
ПРИКАЗ Минздравмедпрома РФ № 206, ПОСТАНОВЛЕНИЕ ФСС РФ № 21 от 19.10.94 (ред. от 25.06.96, с изм. от 27.03.2002) «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ О ПОРЯДКЕ ВЫДАЧИ ДОКУМЕНТОВ, УДОСТОВЕРЯЮЩИХ ВРЕМЕННУЮ НЕТРУДОСПОСОБНОСТЬ ГРАЖДАН»
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 28.10.94 No 713)
ПРИКАЗ МНС РФ от 02.12.2002 № БГ-3-04/686 «ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ФОРМ ОТЧЕТНОСТИ ПО НАЛОГУ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ ЗА 2002 ГОД»
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 20.12.2002 № 4058)
«НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)» от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 31.12.2002)
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО АНТИМОНОПОЛЬНОЙ ПОЛИТИКЕ И ПОДДЕРЖКЕ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСТВА
Вопрос. В результате предоставления потребителю недостоверной информации о товаре он предъявил продавцу претензию, в которой просит расторгнуть заключенный договор купли - продажи, а также забрать у него приобретенный товар. При этом доставка приобретенного товара осуществлялась силами самого потребителя.
Правомерны ли требования потребителя?
Ответ. Статья 12 Закона РФ «О защите прав потребителей» предоставляет потребителю право в разумный срок расторгнуть заключенный договор и потребовать у продавца возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков. При этом Законом не установлена обязанность продавца забирать приобретенный товара у потребителя своими силами и за свой счет. Таким образом, предъявленное потребителем требование о транспортировке товара продавцом неправомерно.
В то же время потребителю целесообразно представить продавцу доказательство понесенных им в связи с доставкой товара убытков и потребовать их возмещения.
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 07.02.92 № 2300-1 (ред. от 30.12.2001)
«О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»
(с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2002)
Вопрос. Каков порядок начисления неустойки, подлежащей взысканию с продавца (исполнителя, изготовителя) за нарушение сроков удовлетворения нескольких требований потребителя в отношении качества приобретенного товара (работы, услуги)?
Ответ. В соответствии с п. 2 ст. 23 Закона РФ «О защите прав потребителей» в случае невыполнения требований потребителя в установленные законом сроки потребитель вправе по своему выбору предъявить иные требования, установленные ст. 18 Закона.
Пленум Верховного Суда РФ в п. 11 постановления от 29.09.94 № 7 «О практике рассмотрения судами дел о защите прав потребителей» рекомендовал судам учитывать, что в случае, если потребитель в связи с нарушением продавцом, изготовителем (организацией, выполняющей их функции на основании договора) предусмотренных ст. 20, 21, 22 Закона сроков предъявил иное требование, неустойка (пеня) за нарушение названных сроков взыскивается до предъявления потребителем нового требования из числа предусмотренных ст. 18 Закона. При этом следует иметь в виду, что в случае просрочки выполнения нового требования также взыскивается неустойка (пеня), предусмотренная п. 1 ст. 23 Закона.
Таким образом, в случае, если продавцом нарушены установленные законом сроки устранения недостатков товара, неустойка (пеня) взыскивается за каждое допущенное этим лицом нарушение.
Ссылки на нормативные акты:
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Пленума Верховного Суда РФ от 29.09.94 № 7 (ред. от 10.10.2001)
«О ПРАКТИКЕ РАССМОТРЕНИЯ СУДАМИ ДЕЛ О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»
ЗАКОН РФ от 07.02.92 № 2300-1 (ред. от 30.12.2001)
«О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ»
(с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2002)
Вопрос. Вправе ли изготовитель удерживать (требовать уплатить) какие-либо суммы из стоимости возвращаемого потребителем автомобиля ненадлежащего качества или из стоимости автомобиля ненадлежащего качества, в отношении которого потребитель предъявил требование о его замене?
Ответ. В соответствии с абз. 2 п. 3 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» при возврате потребителем изготовителю товара ненадлежащего качества последний обязан полностью выплатить потребителю уплаченную за него сумму. Закон РФ «О защите прав потребителей» не предоставляет изготовителю права удерживать какие-
либо суммы из стоимости возвращаемого потребителем товара ненадлежащего качества.
В то же время представляется, что если качество возвращаемого потребителем автомобиля понижено несоразмерно году его выпуска, а также пробегу и изготовитель докажет (в случае необходимости в судебном порядке), что указанное снижение качества товара произошло вследствие нарушения потребителем правил безопасного и эффективного использования, хранения или транспортировки товара либо действий третьих лиц, то он вправе потребовать уплаты потребителем соразмерных сумм. При этом в данном случае изготовитель не вправе ссылаться на правила использования, хранения и транспортировки, не доведенные продавцом до сведения покупателя в установленном порядке.
Представляется, что аналогичным образом следует решать вопрос и при замене товара в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей».
С Р. БАТКАЕВ
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 07.02.92 № 2300-1 (ред. от 30.12.2001)
«О ЗАЩИТЕ ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.07.2002)