Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
87
27
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы —

Подборка по материалам службы правового консалтинга ГАРАНТ

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ВОПРОС—ОТВЕТ

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

Подборка по материалам службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Организация зарегистрирована на территории Калужской области и имеет зарегистрированное обособленное подразделение на территории г. Москвы. В настоящий момент организация открывает еще одно обособленное подразделение на территории г. Москвы. Планируется, что вновь создаваемое подразделение будет уплачивать налог на прибыль организаций в бюджет г. Москвы через уже имеющееся подразделение. Обособленные подразделения не выделены на отдельный баланс. В какую налоговую инспекцию и по какой форме следует сообщить о создании обособленного подразделения (сообщение по ф. С-09-3-1, уведомление по ф. 1-6-Учет или уведомление по форме приложения 1 к письму ФНС России от 30.12.2008 № ШС-6-3/986)?

Ответ. Подача сообщения по ф. № С-09-3-1. В силу п. 1 ст. 83 Налогового кодекса РФ (НК РФ) юридические лица, в состав которых входят обособленные подразделения, расположенные на территории РФ, подлежат постановке на учет в налоговых органах по месту нахождения каждого своего обособленного подразделения.

Согласно подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ в течение одного месяца со дня создания на территории РФ обособленного подразделения (за исключением филиалов и представительств) по своему месту нахождения юридическое лицо обязано подать сообщение об этом в налоговый орган.

Сообщение подается по ф. № С-09-3-1, утвержденной приказом ФНС России от 09.06.2011 № ММВ-7-6/362@ и заполняемой в соответствии с требованиями названного приказа.

На основании сообщений, представляемых (направляемых) организацией, налоговые органы осуществляют постановку организации на учет по месту нахождения ее обособленных подразделений

(за исключением филиала, представительства) (п. 4 ст. 83 НК РФ).

Обязанность организации представить в налоговый орган по месту своего нахождения сообщение о создании каждого обособленного подразделения возникает независимо от того, что обособленные подразделения организации находятся на территории одного муниципального образования или территориях нескольких муниципальных образований, подведомственных одному или нескольким налоговым органам (письмо Минфина России от 02.09.2011 № 03-02-07/1-314).

В течение пяти рабочих дней со дня получения указанного сообщения налоговый орган осуществляет постановку организации на учет по месту нахождения ее обособленного подразделения и выдает организации свидетельство о постановке на учет в налоговом органе (если ранее указанное свидетельство не выдавалось) или уведомление о постановке на учет в налоговом органе (п. 6 ст. 6.1, п. 2 ст. 84 НК РФ).

Следовательно, при создании нового обособленного подразделения организация обязана подать в налоговый орган по месту своего нахождения (а не по месту нахождения одного из обособленных подразделений) сообщение по ф. № С-09-3-1.

Подача сообщений по ф. № 1-6-Учет. В случае, если несколько обособленных подразделений организации находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым органам, то постановка организации на учет может быть осуществлена налоговым органом по месту нахождения одного из ее обособленных подразделений, определяемого этой организацией самостоятельно. Сведения о выборе налогового органа организация указывает в уведомлении, представляемом (направляемом) в налого-

вый орган по месту ее нахождения (абз. 3 п. 4 ст. 83 НК РФ) по ф. № 1-6-Учет, утвержденной приказом ФНС России от 11.08.2011 № ЯК-7-6/488@.

Таким образом, если при создании нового обособленного подразделения это обособленное подразделение будет находиться в одном муниципальном образовании с другими, ранее созданными подразделениями, но на территории, подведомственной разным налоговым органам, то организация вправе (но не обязана) выбрать, в каком из налоговых органов, на подведомственных которым территориях созданы обособленные подразделения, будет осуществлена постановка организации на учет в связи с созданием нового подразделения (см. также письмо Минфина России от 18.02.2010 № 0302-07/1-68). Для этого в налоговый орган по месту нахождения организации (а не по месту создания обособленного подразделения) должно быть подано уведомление по ф. № 1-6-Учет. Если организация не воспользуется этим правом, то она будет поставлена на учет также в налоговом органе, администрирующем территорию, на которой организацией создано новое обособленное подразделение.

В НК РФ и в Порядке постановки на учет, снятии с учета в налоговых органах российских организаций по месту нахождения их обособленных подразделений, принадлежащих им недвижимого имущества и (или) транспортных средств, физических лиц — граждан Российской Федерации, а также индивидуальных предпринимателей, применяющих упрощенную систему налогообложения на основе патента, утвержденного приказом Минфина России от 05.11.2009 № 114н (далее — Порядок № 114н), отсутствуют указания по вопросу о том, могут ли ф. № С-09-3-1 и № 1-6-Учет направляться в налоговый орган по месту учета организации одновременно, или же ф. № 1-6-Учет может быть представлена только после постановки организации на учет по месту нахождения всех обособленных подразделений, указанных в этой форме.

Как следует из разъяснений ФНС России, приведенных в п. 2.6 письма от 03.09.2010 № МН-37-6/10623@, указанные формы могут быть направлены налогоплательщиком в налоговый орган одновременно. Налоговый орган (за исключением выбранного налогового органа), получивший уведомления о выборе, проверяет наличие постановки на учет указанной в нем организации в данном налоговом органе по месту нахождения ее обособленного подразделения, указанного в уведомлении о выборе. В случае наличия такой постановки налоговый орган

осуществляет снятие с учета организации. В случае отсутствия постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, указанного в уведомлении о выборе, проверяется наличие ранее полученного от организации, но не обработанного сообщения по ф. № С-09-3-1, листа записи, копии документа, подтверждающего полномочия представителя (при наличии). Такие необработанные или полученные в последующем документы направляются в указанный в ф. № 1-6-Учет налоговый орган не позднее следующего рабочего дня соответственно после дня получения уведомления о выборе или сообщения о создании обособленного подразделения, листа записи и копии документа, подтверждающего полномочия представителя (при наличии), для постановки на учет организации по месту нахождения обособленного подразделения, указанного в них.

Иными словами, в рассматриваемой ситуации ф. № С-09-3-1 и № 1-6-Учет могут быть направлены в налоговый орган по месту учета организации одновременно. В этом случае организация будет поставлена на учет сразу в связи с созданием обособленного подразделения в том налоговом органе, который она укажет в ф. № 1-6-Учет. Если же ф. № 1-6-Учет будет направлена организацией в налоговый орган спустя некоторое время после сообщений о создании обособленного подразделения, то первоначально организация будет поставлена на учет в налоговом органе на подведомственной территории, где создано обособленное подразделение, а после получения указанной формы снята с учета в этом налоговом органе и поставлена на учет в выбранном налоговом органе (см. также п. 7 Порядка №114н).

Подача уведомлений. Организациям, имеющим обособленные подразделения, при исчислении налога на прибыль организаций необходимо руководствоваться положениями ст. 288 НК РФ. Обязанности налогоплательщиков по налогу на прибыль, связанные с обособленными подразделениями, не зависят от того, выделены ли последние на отдельный баланс, есть ли у них расчетный счет и т. д. (письмо УФНС России по г. Москве от 15.04.2009 16-15/36709). Если налогоплательщик имеет несколько обособленных подразделений на территории одного субъекта РФ, то распределение прибыли по каждому из этих подразделений может не производиться. Налогоплательщик вправе самостоятельно выбрать то обособленное подразделение, через которое будет осуществляться уплата

налога в региональный бюджет (абз. 2 п. 2 ст. 288 НК РФ).

О представлении уведомлений в налоговый орган на территории того субъекта РФ, в котором созданы новые или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе того обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта РФ в случае, если налогоплательщик изменил порядок уплаты налога, изменилось количество структурных подразделений на территории субъекта РФ или произошли другие изменения, влияющие на порядок уплаты налога, упоминается в письме УФНС России по г. Москве от 15.04.2009 № 16-15/36204 (см. также постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 19.04.2013 по делу № А19-13873/2012). Типовые формы уведомлений № 1 и 2 приведены в письме ФНС России от 30.12.2008 № ШС-6-3/986. В письме УФНС России по г. Москве от 15.04.2009 № 16-15/36204 было также указано, что в уведомлениях должна быть указана причина, по которой они представляются в налоговый орган.

В письме от 30.12.2008 № ШС-6-3/986 указывается, что уведомления должны содержать:

— полное наименование организации в соответствии с учредительными документами;

— ИНН/КПП по месту нахождения организации;

— полное наименование обособленных подразделений (при наличии);

— адреса мест нахождения обособленных подразделений, КПП, присвоенные налогоплательщику налоговыми органами по месту нахождения обособленных подразделений, наименование и код субъекта РФ, на территории которого находятся обособленные подразделения.

Уведомить налоговые органы на территории того субъекта РФ, в котором созданы новые или ликвидированы обособленные подразделения, о выборе обособленного подразделения, через которое будет осуществляться уплата налога в бюджет этого субъекта, налогоплательщик обязан в течение 10 дней после окончания отчетного периода (абз. 7 п. 2 ст. 288 НК РФ). Напомним, что отчетными периодами по налогу на прибыль организаций признаются первый квартал, полугодие и девять месяцев календарного года (абз. 1 п. 2 ст. 285 НК РФ). Отчетными периодами для налогоплательщиков, исчисляющих ежемесячные авансовые платежи исходя из фактически полученной прибыли, признаются месяц, два месяца, три месяца и так

далее до окончания календарного года (абз. 2 п. 2 ст. 285 НК РФ).

Схема представления в налоговые органы уведомлений приведена в приложении 3 к письму ФНС России от 30.12.2008 № ШС-6-3/986 (далее — Приложение № 3).

Как следует из п. 1 разд. II «Схемы направления уведомлений при изменении количества структурных подразделений налогоплательщика на территории субъекта Российской Федерации» Приложения № 3 (далее — раздел II), при создании нового обособленного подразделения в субъекте РФ, в котором уже имеется ответственное обособленное подразделение, подается исключительно уведомление № 2 (в налоговый орган по месту нахождения нового обособленного подразделения, в налоговый орган по месту нахождения ответственного обособленного подразделения). При этом уведомление № 1 в указанной ситуации не подается.

В соответствие с п. 2 разд. II при создании нового (новых) обособленного подразделения и выборе ответственного обособленного подразделения в субъекте РФ, в котором ранее имелось только одно (или не имелось) обособленное подразделение, в налоговый орган уведомление № 1 подается по месту нахождения выбранного ответственного обособленного подразделения (копия уведомления № 1 подается в налоговый орган по месту нахождения организации).

Эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ О. ГРАФКИН, Е. КОРОЛЕВА

Вопрос. Организация добывает нефть на территориях, указанных в подп. 12 п. 1 ст. 342 Налогового кодекса РФ (НК РФ).

Лицензии на право пользования участками недр, действующие до 2015 года, выданы 01.01.2009. Срок разработки запасов участков недр не превышает 7лет. По состоянию на 01.01.2009 степень выработанности запасов на указанных участках недр не превышала 0,05. По состоянию же на 01.01.2015 данный показатель превысит значение 0,05. Организация в 2014г. применяет нулевую ставку по налогу на добычу полезных ископаемых (НДПИ) на нефть. Вправе ли организация в течение 2015г. продолжать применять ставку НДПИ 0руб. в связи с изменениями, внесенными в подп. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ?

Ответ. В рассматриваемой ситуации организация в течение 2015 г. может продолжать применять ставку налога на добычу полезных ископаемых 0 руб., если только в течение этого года накопленный объем добычи нефти не превысит 15 млн т.

Обоснование позиции. Согласно ст. 334 НК РФ плательщиками НДПИ являются в частности организации, признаваемые пользователями недр в соответствии со ст. 9 Закона РФ от 21.02.1992 № 2395-1 «О недрах».

На основании подп. 3 п. 2 и п. 3 ст. 338 НК РФ в общем случае при добыче нефти налоговая база определяется как количество добытой нефти, исчисленное в порядке, установленном ст. 339 НК РФ.

Ставки НДПИ установлены ст. 342 НК РФ.

Так, согласно подп. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ налогообложение производится по налоговой ставке 0 руб. при добыче нефти на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн т на участке недр и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 7 лет или равен 7 годам для лицензии на право пользования недрами для целей разведки и добычи полезных ископаемых и не превышает 12 лет или равен 12 годам для лицензии на право пользования недрами одновременно для геологического изучения (поиска, разведки) и добычи полезных ископаемых с даты государственной регистрации соответствующей лицензии на пользование недрами, если иное не установлено абз. 3 данного подпункта.

При этом для участков недр, лицензия на право пользования которыми выдана до 01.01.2009 и степень выработанности запасов (Св) которых на 01.01.2009 меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 руб. в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн т на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 7 лет или равен 7 годам, начиная с 01.01.2009, если иное не установлено абз. 3 данного подпункта (абз. 2 подп. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ).

Абзацем 3 подп. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ установлено, что для участков недр, дата окончания срока разработки запасов которых, определенная в соот-

ветствии с абз. 1 подп. 12, приходится на период до 01.01.2022 и степень выработанности запасов которых на 01.01.2015 меньше или равна 0,05, налоговая ставка 0 руб. в отношении количества добытого на конкретном участке недр полезного ископаемого применяется до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн т на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе, и при условии, что срок разработки запасов участка недр не превышает 7 лет или равен 7 годам, начиная с 01.01.2015

Отметим, что абз. 3 добавлен в подп. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ Федеральным законом от 28.06.2014 № 187-ФЗ (далее — Закон № 187-ФЗ), вступившим в силу с 04.07.2014. Этим же законом в абз. 1 и 2 подп. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ добавлена фраза «если иное не установлено абзацем третьим настоящего подпункта».

По мнению авторов, указанная вставка в подп. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ не исключает возможности применения налоговой ставки 0 руб. до достижения накопленного объема добычи нефти 15 млн т на участках недр, расположенных полностью или частично на территории Ненецкого автономного округа, полуострове Ямал в Ямало-Ненецком автономном округе до 01.01.2016 на основании абз. 2 подп. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ.

В рассматриваемой ситуации участки недр, лицензии на право пользования которых выданы ранее 01.01.2009, соответствуют требованиям, предъявляемым абз. 2 подп. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ.

Если степень выработанности запасов на таких нефтеносных участках по состоянию на 01.01.2015 превысит значение 0,05, воспользоваться льготной ставкой в 0 руб. по таким участкам на основании абз. 3 подп. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ организация не вправе.

Иными словами, в рассматриваемом случае применяются только положения абз. 2 подп. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ и дифференцированная ставка 0 руб. с 01.01.2016 применяться не может.

Отметим также, что целью принятия Закона № 187-ФЗ являлось усиление мер налогового стимулирования реализации инвестиционных проектов по находящимся в разработке участкам недр, содержащих запасы трудноизвлекаемой нефти. Как указано в пояснительной записке к проекту федерального закона № 414175-6 «О внесении изменений в статью 342.2 части второй Налогового кодекса Российс-

кой Федерации», принятие законопроекта должно способствовать снижению налоговой нагрузки применительно к недропользователю, позволить увеличить объемы инвестиционных средств в научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы по разработке сложнопостроенных и труд-ноизвлекаемых залежей.

Таким образом, принимая Закон № 187-ФЗ, которым внесены изменения в подп. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ, законодатель преследовал цель улучшить положение налогоплательщика. Поэтому применение или неприменение положений вновь введенного абз. 3 подп. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ, по мнению экспертов, не должно приводить к ухудшению положения налогоплательщика, воспользовавшегося льготой, предоставляемой абз. 1 и 2 подп. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ.

Иными словами, в рассматриваемой ситуации организация в течение 2015 г. может продолжать применять ставку НДПИ 0 руб., если только в течение этого года накопленный объем добычи нефти не превысит 15 млн т.

На данный момент разъяснения Минфина России и налоговых органов по вопросу применения изменений, внесенных Законом № 187-ФЗ в подп. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ отсутствуют, поэтому к представленной позиции следует относиться как к экспертному мнению.

Для того чтобы убедиться в правомерности применения в 2015 г. ставки НДПИ 0 руб. в рассматриваемой ситуации, организации целесообразно воспользоваться правом налогоплательщика, установленным подп. 2 п. 1 ст. 21 НК РФ, и обратиться в Минфин России за официальным разъяснением о порядке применения норм подп. 12 п. 1 ст. 342 НК РФ.

Выполнение налогоплательщиком письменных разъяснений о порядке исчисления, уплаты налога или по иным вопросам применения законодательства о налогах и сборах, данных ему либо неопределенному кругу лиц финансовым, налоговым или другим уполномоченным органом государственной власти (уполномоченным должностным лицом этого органа) в пределах его компетенции, является обстоятельством, исключающим вину лица в совершении налогового правонарушения (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

Эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ Н. ВАХРОМОВА, С. РОДЮШКИН

Вопрос. Организация, применяющая упрощенную систему налогообложения (УСН), продает основные средства, в отношении которых установлен срок полезного использования 25лет, при этом срок фактического использования (эксплуатации) данных основных средств составляет 9 лет. Вся стоимость основных средств была отражена в составе расходов в 2004 г.

Возникает ли у организации в связи с продажей основных средств обязанность доплатить в бюджет сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, и соответствующие пени? Если да, то в каком порядке и в какие сроки это следует сделать?

Ответ. В рассматриваемой ситуации, по мнению экспертов, организации необходимо доплатить в бюджет сумму налога, уплачиваемого в связи с применением УСН, рассчитанную с разницы между восстановленной стоимостью основного средства, ранее учтенной в составе расходов на приобретение на основании положений гл. 26.2 Налогового кодекса РФ (НК РФ), и суммой амортизации, начисленной по правилам гл. 25 НК РФ за весь период использования основного средства. Помимо этого необходимо заплатить сумму пени, рассчитанную в соответствии со ст. 75 НК РФ.

Обоснование позиции. В силу п. 3 ст. 346.16 НК РФ, если срок полезного использования (далее — СПИ) основного средства превышает 15 лет (в данном случае СПИ — 25 лет), то при его реализации до истечения 10 лет с момента признания расходов на его приобретение организация должна пересчитать налоговую базу по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, за весь период пользования таким основным средством с момента его учета в составе расходов на приобретение (сооружение, изготовление, достройку, дооборудование, реконструкцию, модернизацию и техническое перевооружение, а также создание самим налогоплательщиком) до даты реализации (передачи) с учетом положений гл. 25 НК РФ и уплатить дополнительную сумму налога и пени (см. также письма ФНС России от 19.04.2011 № КЕ-3-3/6323@, Минфина России от 30.06.2009 № 03-1106/2/113, от 09.11.2007 № 03-11-04/2/273).

Исходя из указанной нормы, в рассматриваемой ситуации при реализации основного средства до истечения 10 лет с момента признания расходов на его приобретение организации необходимо:

1) исключить из состава расходов стоимость основного средства (восстановить сумму расходов

на приобретение, учтенную ранее в 2004 г. при расчете налога);

2) по правилам гл. 25 НК РФ рассчитать амортизацию за весь период пользования указанным основным средством, которая включается в расходы, учитываемые в целях налогообложения;

3) пересчитать налог за период с момента учета расходов на приобретение до даты реализации основного средства, исключив из состава расходов учтенную ранее стоимость основного средства, приняв при этом в расходы суммы начисленной амортизации, а также начислить пени;

4) так как в результате произведенного перерасчета сумма налога возрастет, то полученную разницу необходимо доплатить в бюджет. Кроме того, необходимо заплатить пени.

Поскольку в результате корректировки налоговой базы у организации возникает обязанность по уплате дополнительной суммы налога, то ей необходимо представить по нему в налоговый орган уточненные декларации за все предыдущие отчетные (налоговые) периоды (за все отчетные (налоговые) периоды использования основного средства) (п. 3 ст. 80, абз. 2 п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81, абз. 14 п. 3 ст. 346.16 НК РФ, письма Минфина России от 06.06.2013 № 03-11-11/164, ФНС России от 14.12.2006 № 02-6-10/233@, УФНС России по г. Москве от 24.01.2007 № 18-08/3/05907@). К уточненным декларациям следует приложить бухгалтерскую справку-расчет с объяснением причины внесения изменений в ранее представленные декларации.

Таким образом, в рассматриваемом случае организации необходимо доплатить в бюджет налог одной суммой, рассчитанной с разницы между восстановленной стоимостью основного средства, ранее учтенной в составе расходов на приобретение в порядке, установленном гл. 26.2 НК РФ, и суммой начисленной по правилам гл. 25 НК РФ амортизации.

Косвенно данный вывод подтверждается письмом Минфина России от 15.03.2013 № 03-1106/2/8060, в котором финансовое ведомство указало, что в результате начисления амортизации в связи с реализацией основного средства до истечения срока, установленного п. 3 ст. 346.16 НК РФ, у налогоплательщика не возникает переплаты по налогу. Налогоплательщику необходимо уплатить в бюджет дополнительную сумму налога, рассчитанную по правилам п. 3 ст. 346.16 НК РФ, а также пени. Таким образом, что в данном случае организации не

следует отдельно перечислять в бюджет налог, подлежащий доплате за 2004 г., и впоследствии заявлять к возврату (зачету) из бюджета суммы переплаты по налогу, полученные в результате подачи уточненных деклараций за последующие налоговые (отчетные) периоды в связи с возникшими в них расходами в виде амортизационных отчислений.

Кроме того, в качестве подтверждения данного вывода можно привести разъяснения налоговых органов о том, что в данном случае корректировки налоговой базы (исправления в Книгу учета доходов и расходов организаций и индивидуальных предпринимателей, применяющих УСН) вносятся в периоде реализации основного средства путем уменьшения сумм расходов в данном налоговом периоде (письма ФНС России от 14.12.2006 № 02-610/233@, УФНС России по г. Москве от 24.01.2007 № 18-08/3/05907@). Исправления в Книгу учета доходов и расходов в части корректировки расходов за налоговые (отчетные) периоды, предшествующие налоговому периоду, в котором произошла реализация основных средств, не вносятся.

Однако не исключено, что налоговые органы будут придерживаться иной позиции по данному вопросу. По мнению специалистов ФНС России (письмо ФНС России от 14.12.2006 № 02-6-10/233), пересчет налоговой базы в рассматриваемом случае приравнивается к обнаружению ошибок и искажений, и, как было указано ранее, в данном случае налогоплательщик обязан внести изменения в налоговые декларации по налогу за предыдущие отчетные (налоговые) периоды. В связи с подачей уточненных деклараций за 2004 г. у организации возникает обязанность по уплате налога в бюджет, а по уточненным декларациям за все последующие периоды налог подлежит возмещению (зачету) из бюджета. В связи с этим не исключено, что налоговые органы будут придерживаться позиции, что сначала необходимо доплатить в бюджет всю сумму налога, подлежащую уплате за 2004 г. (отдельными платежами за каждый отчетный (налоговый) период), а потом заявить о его возврате (зачете) за все последующие периоды.

При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 7 ст. 78 НК РФ заявление о зачете или о возврате суммы излишне уплаченного налога, в том числе вследствие перерасчета налоговой базы, повлекшей излишнюю уплату налога, может быть подано в течение 3 лет со дня уплаты указанной суммы (письмо Минфина России от 15.03.2013 № 0311-06/2/8060). Следовательно, при таком подходе

организация не сможет вернуть (зачесть) излишне уплаченный налог за все указанные в вопросе периоды перерасчета налоговой базы и учета расходов в виде амортизационных отчислений. В то же время, если придерживаться данной позиции, то и задолженность по налогам и пеням, образовавшаяся за пределами трехлетнего срока, не может быть взыскана налоговым органом в принудительном порядке (постановления Девятого арбитражного апелляционного суда от 14.03.2014 № 09АП-4414/2014АК, ФАС Восточно-Сибирского округа от 31.03.2010 по делу № А19-17587/09). Пропущенный налоговым органом срок подачи в суд заявления о взыскании с организации причитающейся к уплате суммы налога (пени, штрафа) может быть восстановлен судом, только если данный срок был пропущен по уважительной причине (п. 3 ст. 46 НК РФ).

Вместе с тем, по мнению экспертов, организация в данном случае не может быть лишена права учесть в составе расходов суммы амортизации за все периоды пользования основным средством (в том числе за пределами трехлетнего срока), поскольку данное право закреплено п. 3 ст. 346.16 НК РФ. Так как вернуть излишне уплаченный налог (подать заявление на возврат) можно только в течение трех лет со дня его уплаты, то, по мнению экспертов, в данном случае целесообразно учесть указанные суммы амортизационных отчислений при перерасчете налоговой базы за весь период до даты реализации основного средства и доплатить налог в бюджет одной суммой. Официальных разъяснений контролирующих органов, а также судебной практики по данному вопросу нами, к сожалению, не обнаружено.

В заключение еще раз отметим, что, по мнению экспертов, из положений п. 3 ст. 346.16 НК РФ следует вывод о необходимости в данном случае доплаты в бюджет налога, рассчитанного с разницы между восстановленной стоимостью основного средства, учтенной ранее в расходах в соответствии с гл. 26.2 НК РФ, и суммой начисленной по правилам гл. 25 НК РФ амортизации.

Однако, поскольку приведенная норма п. 3 ст. 346.16 НК РФ не содержит конкретного порядка перерасчета суммы налога, подлежащей доплате в бюджет (и порядка расчета пени), а также принимая во внимание отсутствие официальных разъяснений контролирующих органов по данному вопросу, полагаем, что организации следует утвердить применяемую организацией методику расчета налога и пени в своей учетной политике.

Кроме того, напомним, что организация вправе обратиться за письменными разъяснениями в Минфин России или налоговые органы по месту своего учета (подп. 1, 2 п. 1 ст. 21 НК РФ). При наличии разъяснений, адресованных именно организации, указанной в примере, она может быть освобождена от ответственности (подп. 3 п. 1 ст. 111 НК РФ).

К сведению. Отметим, что, по мнению Минфина России, остаточная стоимость реализованного основного средства в расходах не учитывается, так как это не предусмотрено нормами гл. 26.2 НК РФ (письма Минфина России от 15.02.2013 № 03-1111/70, от 04.02.2013 № 03-11-11/50, от 07.07.2011 № 03-11-06/2/105, от 28.01.2009 № 03-11-06/2/9, от 20.11.2008 03-11-04/2/174, от 18.04.2007 № 03-1104/2/106, УФНС России по г. Москве от 28.06.2006 № 18-11/3/56403@). Следовательно, признание в составе расходов остаточной стоимости реализованного основного средства неизбежно приведет к претензиям со стороны налоговых органов. В то же время у организации есть шансы отстоять свою позицию в суде (смотрите, например, постановление ФАС Центрального округа от 09.06.2010 № А14-19989/2009/668/24 (определением Высшего Арбитражного Суда РФ от 20.08.2010 № ВАС-10870/10 было отказано в передаче данного дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда РФ для пересмотра в порядке надзора), постановление ФАС Центрального округа от 26.09.2007 № А14-15848/2006/583/34).

Эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ А. АЛЕКСЕЕВА, Е. МЕЛЬНИКОВА

Вопрос. 10.06.2014участник вышел из общества с ограниченной ответственностью (ООО), бухгалтерский баланс сдается один раз в год. Какая дата будет считаться последней отчетной датой для расчета чистых активов — 01.01.2014 или 01.06.2014?

Ответ. В рассматриваемом случае действительная стоимость доли в уставном капитале должна быть определена на основании данных бухгалтерского учета ООО по состоянию на 31.05.2014.

Обоснование вывода. Пунктом 1 ст. 26 Федерального закона от 08.02.1998 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон об ООО) предусмотрено, что участник общества с ограниченной ответственностью вправе

выйти из общества путем отчуждения обществу своей доли в уставном капитале независимо от согласия других его участников или общества, если это предусмотрено уставом ООО.

При выходе участника из общества его доля (часть доли) переходит к обществу с момента получения обществом заявления участника о выходе из общества (подп. 2 п. 7 ст. 23 Закона об ООО).

В соответствии с п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО общество обязано выплатить участнику ООО, подавшему заявление о выходе из общества, действительную стоимость его доли в уставном капитале, определяемую на основании данных бухгалтерской отчетности общества за последний отчетный период, предшествующий дню подачи заявления о выходе из общества, или с согласия этого участника общества выдать ему в натуре имущество такой же стоимости либо в случае неполной оплаты им доли в уставном капитале общества действительную стоимость оплаченной части доли.

Выплата действительной стоимости доли в уставном капитале общества либо выдача участнику в натуре имущества такой же стоимости производится в течение 3 мес. со дня возникновения у ООО соответствующей обязанности, если иной срок или порядок выплаты действительной стоимости доли или части доли не предусмотрен уставом общества.

Таким образом, по общему правилу ООО должно выплатить участнику действительную стоимость его доли в течение 3 мес. с момента подачи заявления участника о выходе из общества.

Действительная стоимость доли участника общества соответствует части стоимости чистых активов общества, пропорциональной размеру его доли, и выплачивается за счет разницы между стоимостью чистых активов общества и размером его уставного капитала (п. 8 ст. 23, п. 2 ст. 14 Закона об ООО).

Для того, чтобы определить размер действительной доли участника ООО, подавшего заявление о выходе из общества, необходимо установить, за какой именно отчетный период следует определять стоимость чистых активов по данным бухгалтерской отчетности.

В этом вопросе определенности нет. Есть мнение, что стоимость чистых активов для определения размера действительной доли нужно брать на 31 декабря года, предшествующего подаче заявления о выходе. Такая точка зрения в судебной практике встречается нечасто. К примеру, она нашла отраже-

ние в постановлении Шестого арбитражного апелляционного суда от 29.05.2014 № 06АП-2784/14.

Согласно иным подходам расчет чистых активов производится по состоянию на последний день квартала или месяца, предшествующего подаче заявления о выходе.

Примерами судебных решений о необходимости производить расчет исходя из данных баланса по состоянию на последнюю дату квартала, предшествующего подаче заявления о выходе, могут являться постановления ФАС Уральского округа от 17.03.2014 Ф09-4725/12, ФАС Волго-Вятского округа от 14.11.2011 № Ф01-4784/11, ФАС Дальневосточного округа от 12.08.2011 № Ф03-2952/11, Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 01.07.2011 № 19АП-2863/11.

Таким образом, суды чаще придерживаются точки зрения, что последним отчетным периодом следует считать период, который оканчивается месяцем, предшествующим месяцу подачи заявления о выходе из состава участников ООО.

Такая позиция основывается на следующем.

В соответствии с п. 4 Положения по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» (ПБУ 4/99), утвержденного приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н, отчетным признается период, за который организация должна составлять бухгалтерскую отчетность.

Обращаем внимание, что статус «отчетный период» не связан с обязанностью представлять бухгалтерскую отчетность внешним пользователям, например, налоговым органам или органам государственной статистики.

Согласно п. 29 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденного приказом Минфина России от 29.07.1998 № 34н (далее — Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации), организация должна составлять бухгалтерскую отчетность за месяц, квартал и год нарастающим итогом с начала отчетного года, если иное не установлено законодательством РФ.

При этом отчетной датой для составления бухгалтерской отчетности признается последний календарный день отчетного периода (п. 12 ПБУ 4/99 и п. 37 Положения по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации).

Из этих документов, формирующих нормативную базу ведения бухгалтерского учета, по мнению

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

экспертов, следует, что действительная стоимость доли, отчуждаемая обществу в связи с выходом из него участника, определяется на основании данных бухгалтерской отчетности, составленной на последнюю отчетную дату — последний календарный день месяца, предшествующего месяцу подачи заявления.

Подобная точка зрения изложена в постановлениях ФАС Московского округа от 16.05.2014 № Ф05-4824/13, ФАС Северо-Западного округа от 12.03.2014 Ф07-453/14, ФАС Уральского округа от 27.01.2014 Ф09-14122/13, ФАС Северо-Западного округа от 15.09.2011 № Ф07-7340/11 и от 29.06.2011 № Ф07-4581/11, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 16.03.2014 № 15АП-20475/13 и от 28.05.2014 № 15АП-7526/13, Четырнадцатого арбитражного апелляционного суда от 19.01.2012 № 14АП-7723/11, решении Арбитражного суда Рязанской области от 04.10.2011 № А54-3521/2011.

Отметим, что данная правовая позиция основана на выводах, изложенных в постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 27.02.2007 № 14092/06.

По мнению экспертов, несмотря на то, что согласно подп. 5 п. 1 ст. 23 Налогового кодекса РФ организации обязаны представить в налоговые органы только годовую отчетность, а дивиденды в организации начисляются исходя из квартальной бухгалтерской отчетности, необходимо придерживаться буквального толкования п. 6.1 ст. 23 Закона об ООО с учетом норм вышеназванных ПБУ и определять действительную стоимость доли участника по данным бухгалтерского учета общества на последний календарный день месяца, предшествующего месяцу подачи заявления, т. е. в рассматриваемом случае — по состоянию на 31.05.2014.

Эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ О. ШИШКИНА, С. МЯГКОВА

Вопрос. Общество с ограниченной ответственностью (ООО), применяющее общий режим налогообложения, реорганизуется путем присоединения к себе другого ООО, применяющего упрощенную систему налогообложения (УСН) с объектом налогообложения «доходы».

Какое из обществ должно отчитаться по налогам и взносам за 2014г. и в какие сроки, если присоединение будет проводиться 01.08.2014?

Ответ. В соответствии с п. 4 ст. 57 Гражданского кодекса РФ (ГК РФ) при реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

Налоговая декларация по УСН. При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов признается присоединившее его юридическое лицо (п. 5 ст. 50 Налогового кодекса РФ (НК РФ)).

Правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него ст. 50 НК РФ обязанностей по уплате налогов и сборов пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков (п. 2 ст. 50 НК РФ).

Согласно п. 3 ст. 50 НК РФ реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником (правопреемниками) этого юридического лица.

Пунктом 3 ст. 55 НК РФ предусмотрено, что для организации, реорганизованной до конца календарного года, последним налоговым периодом является период времени от начала этого года до дня завершения реорганизации.

Учитывая приведенные нормы, если в рассматриваемой ситуации запись о прекращении деятельности присоединенного юридического лица будет внесена 01.08.2014, то по мнению экспертов, по налогу, уплачиваемому в связи с применением УСН, в отношении которого налоговый период установлен как календарный год (п. 1 ст. 346.19 НК РФ), последним налоговым периодом для присоединенной организации будет период с 01.01.2014 до 01.08.2014 (либо по 31.07.2014 включительно) (смотрите письмо ФНС России от 14.01.2013 № ЕД-4-3/104@).

В НК РФ не определены специальные сроки представления реорганизуемыми (ликвидируемыми) организациями или их правопреемниками налоговых деклараций за последний отчетный (налоговый) период деятельности реорганизуемой (ликвидируемой) организации и сроки уплаты налогов по таким декларациям.

Учитывая положения п. 3 ст. 50 НК РФ о неизменности сроков исполнения правопреемником

обязанности по уплате налогов реорганизованного юридического лица, налоговые декларации подаются в налоговый орган, а налог уплачивается не позднее установленных в ч. 2 НК РФ сроков представления налоговых деклараций и уплаты налогов за отчетный (налоговый) период, в котором произошла реорганизация.

Как разъясняют специалисты Минфина России и налоговых органов, учитывая положения п. 3 ст. 55 НК РФ, налоговые декларации присоединяемой организации за последний налоговый период должны быть представлены организацией-правопреемником в налоговый орган по месту ее учета, если указанные декларации не были представлены присоединяемой организацией в налоговый орган до снятия ее с учета в установленном порядке (см. письма Минфина России от 25.09.2012 № 03-02-07/1-229, от 19.11.2007 № 03-02-07/1-492, от 11.12.2007 № 0302-07/1-477, от 13.04.2007 № 03-11-04/2/101, ФНС России от 14.01.2013 № ЕД-4-3/104@, от 07.12.2011 № БС-4-11/20638@, от 09.03.2011 № КЕ-4-3/3609@, от 11.11.2010 № ШС-37-3/15203, от 12.08.2010 № ШС-37-3/8931, УФНС России по г. Москве от 21.04.2010 № 16-15/042728@).

Согласно подп. 1 п. 1 ст. 346.23, п. 7 ст. 346.21 НК РФ налогоплательщики (организации), применяющие УСН, представляют налоговую декларацию в налоговый орган по месту нахождения организации только по итогам налогового периода (календарного года), а также уплачивают налог по истечении налогового периода не позднее 31 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом. Следовательно, налоговая декларация по УСН за 2014 г. должна быть представлена налогоплательщиком, а также налог за 2014 г. должен быть уплачен не позднее 31 марта 2015 г.

В то же время следует обратить внимание, что в соответствии с п. 8 ст. 346.13 НК РФ в случае прекращения налогоплательщиком предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, он обязан уведомить о прекращении такой деятельности с указанием даты ее прекращения налоговый орган по месту нахождения организации в срок не позднее 15 дней со дня прекращения такой деятельности. А согласно п. 2 ст. 346.23 НК РФ такой налогоплательщик представляет налоговую декларацию не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с п. 8 ст. 346.13 НК РФ, прекращена предпринимательская деятельность,

в отношении которой этим налогоплательщиком применялась УСН.

При этом под прекращением предпринимательской деятельности, в отношении которой налогоплательщиком применялся данный специальный налоговый режим, следует понимать все виды предпринимательской деятельности, в отношении которых применялась УСН (письмо Минфина России от 12.09.2012 № 03-11-06/2/123). Получается, что ситуация прекращения деятельности, облагаемой по УСН, имеет место в том числе и по причине прекращения деятельности присоединяемой организации (так как в этом случае речь также идет о полном прекращении всех видов деятельности налогоплательщика, облагаемых УСН). Отметим, что названная норма вступила в силу с 01.01.2013 (п. 1 ст. 9 Федерального закона от 25.06.2012 № 94-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации»).

Учитывая данные нормы НК РФ, а также исходя из того, что при присоединении организаций присоединенное юридическое лицо прекращает свою деятельность с момента внесения записи ЕГРЮЛ (в рассматриваемом случае — с 01.08.2014), в отношении которой применялась УСН, полагаем, что присоединяемой организации следует представить налоговую декларацию по УСН за 2014 г. и уплатить налог, подлежащий уплате за налоговый период с 01.01.2014 по 31.07.2014 (включительно) не позднее 25-го августа 2014 года (п. 2 ст. 346.23 НК РФ, п. 7 ст. 346.21 НК РФ).

Если присоединенная организация не представит налоговую декларацию по УСН за 2014 г. и не уплатит налог, подлежащий уплате за период с 01.01.2014 по 31.07.2014, то за присоединенную организацию это обязан сделать правопреемник, несмотря на то, что он применяет общий режим налогообложения, а не УСН. При этом налоговые органы рекомендуют в декларации за последний налоговый период по присоединенной организации указывать ИНН и КПП организации-правопреемника, а на титульном листе декларации указывать наименование организации, за которую она представляется, код налогового периода «50», отчетный год (в рассматриваемом случае — 2014 г.). В разд. 1 декларации указывается код ОКАТО того субъекта Российской Федерации, на территории которого находилась присоединенная организация (письмо ФНС России от 14.01.2013 № ЕД-4-3/104@, а также письмо УФНС России по г. Москве от

01.04.2008 № 09-14/031191). Здесь же отметим, что первое из указанных писем было издано уже после введения нормы п. 8 ст. 346.13 НК РФ (отметим, что она вступила в силу с 01.01.2013), но касалось ситуации, сложившейся до ее вступления в силу. Относительно сроков подачи декларации по УСН правопреемником в нем было сказано следующее: «если реорганизация юридического лица путем присоединения произошла 01.03.2012, то реорганизованная организация (правопреемник) обязана представить в установленном порядке за присоединенную организацию за январь—февраль (последний налоговый период) 2012 г. — не позднее 31 марта 2013 г.». Однако такие разъяснения могли быть изданы с учетом того, что поскольку норма п. 8 ст. 346.13 НК РФ не имеет обратной силы (п. 2 ст. 5 НК РФ), то применять ее следует только в случае, если прекращение предпринимательской деятельности, в отношении которой применялась УСН, имеет место после 01.01.2013. В письме же рассмотрена ситуация реорганизации в 2012 г., до начала действия рассматриваемой нормы. Разъяснений официальных органов, касающихся применения нормы п. 8 ст. 346.13 НК РФ в ситуации реорганизации организации, экспертами не обнаружено.

В то же время специалисты считают, что порядок, представленный в письме ФНС России от 14.01.2013 № ЕД-4-3/104@, применим и к ситуации реорганизации после 2013 г. Если придерживаться этой точки зрения, то декларацию по УСН за присоединенную организацию правопреемник может подать не позднее 31.03.2015.

Заметим, что в любом случае авансовые платежи по налогу на УСН за полугодие 2014 г. присоединенная организация (или ее правопреемник) должна уплатить не позднее 25.07.2014 (п. 7 ст. 346.21 НК РФ).

Обращаем внимание, что высказанная точка зрения является мнением экспертов. Учитывая отсутствие разъяснений официальных органов в ситуациях, когда правопреемник и присоединяемая организации применяют разные режимы налогообложения, рекомендуем организации на основании п. 1 ст. 34.2 НК РФ и п. 1 ст. 21 НК РФ воспользоваться правом налогоплательщика и обратиться в Минфин России или в налоговый орган по месту учета организации за получением письменных разъяснений по данному вопросу.

Налог на доходы физических лиц. Налоговые агенты представляют в налоговый орган по месту своего учета сведения о доходах физических лиц

этого налогового периода и суммах начисленных и удержанных в этом налоговом периоде налогов ежегодно не позднее 1 апреля года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 2 ст. 230 НК РФ).

Согласно официальным разъяснениям исполнение обязанности по представлению сведений о доходах физических лиц правопреемниками реорганизованного юридического лица неправомерно. Реорганизуемая (присоединенная) организация обязана представить сведения о доходах физических лиц (по ф. 2-НДФЛ, утвержденной приказом ФНС России от 17.11.2010 № ММВ-7-3/611@) за период времени от начала года до дня завершения ей реорганизации (письма Минфина России от 19.07.2011 № 03-04-06/8-173, ФНС России от 26.10.2011 № ЕД-4-3/17827@, УФНС России по г. Москве от 01.04.2008 № 09-14/031191). Как было разъяснено в письме УФНС России по г. Москве от 01.04.2008 № 09-14/031191, реорганизованное юридическое лицо обязано представить сведения о доходах физических лиц до момента прекращения своей деятельности.

Отчетность в Пенсионный фонд РФ по персонифицированному учету. В соответствии с п. 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.1996 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования» (далее — Закон № 27-ФЗ), п. 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о застрахованных лицах, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н, в случае реорганизации страхователя-юридического лица в форме присоединения к другому юридическому лицу он представляет сведения об уволенных работниках не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица.

То есть присоединяемая организация должна представить в Пенсионный фонд РФ сведения персонифицированного учета об уволенных работниках не позднее дня представления документов для внесения в ЕГРЮЛ записи о прекращении деятельности.

Вместе с тем Федеральным законом от 28.12.2013 № 421-ФЗ в абз. 12 п. 2 ст. 11 Закона № 27-ФЗ внесены изменения, вступившие в силу

с 01.01.2014. В соответствии с новой редакцией сведения персонифицированного учета организации должны представлять в составе расчета по ф. РСВ-1 ПФР в виде отдельного разд. 6. В связи с этим неясно, каким образом должна действовать присоединяемая организация (например, существует ли у Пенсионного фонда РФ техническая возможность принять сведения персонифицированного учета именно по уволенным в связи с реорганизацией работникам без составления присоединяемой организацией расчета РСВ-1 ПФР, или же такой расчет должен быть представлен с включением в него только данных по уволенным работникам). Также не вполне понятно, как должен действовать правопреемник в такой ситуации (следует ли «присоединившейся» организации представлять сведения персонифицированного учета за последний отчетный период с учетом уволенных присоединяемой организацией работников или без их учета).

К сожалению, каких-либо разъяснений Пенсионный фонд РФ по сложившейся ситуации обнаружить не удалось. Поэтому в отношении порядка действий в такой ситуации организации рекомендуется обратиться за разъяснениями в Пенсионный фонд РФ. Так, согласно ст. 16 Закона № 27-ФЗ органы Пенсионного фонда РФ обязаны, в частности, разъяснять застрахованным лицам и страхователям их права и обязанности, технологию индивидуального (персонифицированного) учета, порядок заполнения форм и представления сведений.

Отчетность по страховым взносам. В случае реорганизации плательщика страховых взносов в Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования Российской Федерации (ФСС РФ), Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным

юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов (ч. 16 ст. 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования» (далее — Закон № 212-ФЗ).

В силу п. 1 ст. 23 Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний» (далее — Закон № 125-ФЗ) в случае реорганизации страхователя (юридического лица) его обязанности по сдаче отчетности и уплате страховых взносов переходят к его правопреемнику.

Таким образом, в рассматриваемой ситуации отчетность в Пенсионный фонд РФ и ФСС РФ за присоединенную организацию должна представить организация-правопреемник в сроки, установленные ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ и п. 1 ст. 24 Закона № 125-ФЗ, для представления расчетов за 9 мес. 2014 г. При этом следует иметь в виду, что в силу ч. 4 ст. 10 Закона № 212-ФЗ последним расчетным периодом по страховым взносам для присоединенной организации является период с начала календарного года, в котором произошла реорганизация, до дня завершения реорганизации (постановление ФАС Московского округа от 15.07.2014 № Ф05-7092/14 по делу № А40-147670/2013, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 07.04.2014 09АП-8136/14, постановление Шестого арбитражного апелляционного суда от 10.10.2012 № 06АП-3804/12).

Следовательно, согласно нормам в рассматриваемой ситуации правопреемник должен представить за присоединенную организацию расчеты за расчетный период с 01.01.2014 по 31.07.2014:

— в ФСС РФ - не позднее 15.10.2014;

— в Пенсионный фонд РФ - не позднее 17. 09. 2014.

Эксперты службы правового консалтинга ГАРАНТ Л. ФЕДОРОВА, Е. МЕЛЬНИКОВА

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.