Научная статья на тему 'Консультации экспертов'

Консультации экспертов Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
33
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы —

Ответы подготовлены экспертами службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация Контроль качества ответов рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Консультации экспертов»

ISSN 2311-9411 (Online) Вопрос - ответ

ISSN 2079-6714 (Print)

КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ

Ответы подготовлены экспертами службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

Контроль качества ответов - рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация

Вопрос. Бюджетное учреждение в 2017 г. приобретает насос дренажный для откачки воды из подвала стоимостью 2 600руб.

К какому виду нефинансовых активов (основные средства или материальные запасы) отнести насос? На каком счете его учитывать и какой код ОКОФ ему присвоить?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

Дренажный насос может быть принят к учету в качестве основного средства и учтен на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно в эксплуатации». Дренажному насосу может быть присвоен код ОКОФ, выбранный из группы «Насосы гидравлические» (330.28.12.13).

Обоснование. Дренажный насос - это приспособление, позволяющее откачивать воду, например, из затопленных подвалов, колодцев, канав. Это мобильное устройство, которое может использоваться по мере необходимости.

Дренажный насос представляет собой гидравлическое приспособление, которое передает механическую энергию привода двигателя потоку жидкости, придавая ей напор в движении.

Принятие решения об отнесении насоса дренажного к материальным запасам или основным средствам и, в частности, определение соответствующего кода ОКОФ находятся в компетенции комиссии по поступлению и выбытию активов (далее -Комиссия). Данное решение оформляется соответствующим Актом по форме,

установленной нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации Министерством финансов Российской Федерации (п. 34 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157, далее - Инструкция № 157н). При определении возможности отнесения насоса дренажного к основным средствам Комиссия учреждения руководствуется положениями п. 38, 39, 41 Инструкции № 157н.

Согласно п. 41 Инструкции № 157н одним из условий отнесения объекта к основным средствам является его предназначение для выполнения:

— определенных самостоятельных функций;

— определенной работы.

Одним из главных критериев отнесения объекта к основным средствам является срок его полезного использования: он должен быть более 12 мес. (п. 38 Инструкции № 157н). А вот стоимость объекта имущества не имеет значения при определении возможности его отнесения к основным средствам или материальным запасам.

В то же время по общему правилу объекты нефинансовых активов не могут быть отнесены к основным средствам в том случае, если они должны учитываться в составе материальных запасов в соответствии с требованиями п. 99, 118 Инструкции № 157н независимо от срока их службы.

При отнесении насоса к основным средствам следует обратить внимание на срок его полезного использования, так как остальным критериям он отвечает.

Напомним, что сроком полезного использования объекта основных средств является период, в течение которого предусматривается использование в процессе деятельности учреждения объекта НФА в тех целях, ради которых он был приобретен, создан или получен, т.е. в запланированных целях (п. 44 Инструкции № 157н).

Определение срока полезного использования разъяснено в п. 44 Инструкции № 157н. В частности, срок полезного использования может быть определен:

1) согласно Классификации основных средств, включаемых в амортизационные группы, утвержденной постановлением Правительства РФ от 01.01.2002 № 1;

2) исходя из рекомендаций, содержащихся в документах производителя, входящих в комплектацию объекта имущества.

Если перечисленными способами определить срок полезного использования имущества не удалось, он может быть определен решением Комиссии, принятым, в частности, с учетом ожидаемого срока использования этого объекта, ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации, гарантийного срока использования объекта (п. 44 Инструкции № 157н).

Таким образом, если насос дренажный имеет срок полезного использования более 12 мес., его следует относить к основным средствам, если менее 12 мес. - к материальным запасам.

По нашему мнению, срок полезного использования насоса дренажного составляет более 12 мес., и он может быть отнесен к составу основных средств. Отметим, что существует ряд моделей дренажных насосов в аналогичной ценовой категории, на которые производитель дает гарантию 1 год.

Если комиссией принято решение об учете насоса дренажного в качестве основного средства, в силу стоимости он учитывается на забалансовом счете 21 «Основные средства стоимостью до 3 000 руб. включительно в эксплуатации» (п. 373 Инструкции № 157н).

Если комиссией принято решение об учете н а с о с а д р е н а ж н о г о в к а ч е с т в е материальных запасов, он учитывается на счете 10506 «Прочие материальные запасы».

При выборе кода по ОКОФ для основного средства, приобретенного после 01.01.2017, следует руководствоваться Общероссийским классификатором ОК 013-2014 (СНС 2008), принятым и введенным в действие приказом Росстандарта от 12.12.2014 № 2018-ст (далее - ОКОФ) (см. также письмо Минфина России от 27.12.2016 № 02-07-08/78243).

Поиск кода ОКОФ может осуществляться по названию основного средства или по его назначению.

Непосредственно насоса дренажного ОКОФ не содержит. В то же время ОКОФ предоставляет перечень кодов, подходящих для различного вида насосов, например, группа «Насосы гидравлические» (330.28.12.13) и группа «Насосы и компрессоры прочие» (330.28.13), включающая в себя насосы топливные, смазочные, возвратно-поступательные объемного действия прочие для перекачки жидкостей, роторные объемные прочие для перекачки жидкостей, центробежные подачи жидкостей прочие, воздушные или вакуумные, тепловые и пр.

Исходя из того, что насос дренажный является гидравлическим устройством, код ОКОФ для него может быть выбран из группы «Насосы гидравлические» (330.28.12.13) исходя из конкретного устройства рассматриваемого насоса: коды 330.28.12.13.110-330.28.12.13.160 или

может быть выбран код ОКОФ 330.28.12.13.190 «Насосы гидравлические прочие».

Ответ подготовила: Киреева Анна, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. Какой датой происходит начисление (отражение) бюджетным учреждением налогов в бухгалтерском учете (I, II, III и IV кварталы) на счете 30300 (налог на прибыль, налог на имущество организаций, земельный налог, транспортный налог)?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

На наш взгляд, сумму исчисленных за налоговый период налогов и авансовых платежей целесообразно отражать в учете в том периоде, к которому они относятся. Дату отражения задолженности на счете 30300 «Расчеты по платежам в бюджеты» в отношении начисляемых налогов и авансовых платежей по ним в бухгалтерском учете бюджетного учреждения необходимо закрепить в учетной политике.

Обоснование. Налоговым периодом по налогу на прибыль, налогу на имущество организаций, земельному и транспортному налогам признается календарный год (п. 1 ст. 285, п. 1 ст. 379, п. 1 ст. 393, п. 1 ст. 360 НК РФ). Отчетными периодами признаются I квартал, полугодие и 9 месяцев календарного года (п. 2 ст. 285, п. 2 ст. 379, п. 2 ст. 393, п. 2 ст. 360 НК РФ).

Суммы указанных налогов определяются налогоплательщиком самостоятельно (п. 2 ст. 286, п. 3 ст. 376, п. 3 ст. 391, п. 1 ст. 362 НК РФ).

Таким образом, по общему правилу налогоплательщик обязан самостоятельно исчислить сумму указанных налогов по истечении налогового (отчетного) периода.

При ведении бухгалтерского учета бюджетные учреждения руководствуются положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), и Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н (далее - Инструкция № 174н).

Согласно п. 259 Инструкции № 157н, п. 130 Инструкции № 174н налоговые и иные обязательные платежи, начисленные в соответствии с налоговым законодательством Российской Федерации, отражаются на счете 30300 «Расчеты по платежам в бюджеты».

Операции по начислению сумм налогов отражаются на основании Бухгалтерской справки (ф. 0504833), с приложением расчетов, деклараций, иных документов, подтверждающих суммы принятых обязательств (п. 131 Инструкции № 174н). В то же время в Инструкциях № 157н, 174н нет указаний на конкретную дату, которой следует отражать в бухгалтерском учете начисление того или иного налога.

Таким образом, дата (момент) признания обязательств за налоговый период в бухгалтерском учете бюджетных учреждений в настоящее время нормативно не урегулирована. Возможны следующие варианты принятия обязательств в части задолженности по уплате налоговых платежей, начисленной по итогам налогового периода:

0в качестве обязательств отчетного периода - по состоянию на отчетную дату отражается кредиторская задолженность в сумме начисленных налогов по итогам налогового периода;

0в качестве обязательств текущего финансового года. В этом случае операции по начислению задолженности в бухгалтерском учете могут быть

отражены, например, датой представления налоговой декларации и не найдут отражения в бухгалтерской отчетности за период, совпадающий с налоговым периодом.

Выбранный вариант бюджетному учреждению целесообразно предусмотреть в своей учетной политике.

Вместе с тем относительно даты отражения задолженности на счете 30300 «Расчеты по платежам в бюджеты» в бухгалтерском учете бюджетного учреждения необходимо отметить следующее.

Положения п. 3 Инструкции № 157н устанавливают, что:

• бухгалтерский учет ведется методом начисления, согласно которому результаты операций признаются по факту их совершения независимо от того, когда получены или выплачены денежные средства (или их эквиваленты) при расчетах, связанных с осуществлением указанных операций;

• информация об имуществе, обязательствах и операциях, их изменяющих, а также о результатах исполнения бюджета и (или) хозяйственной деятельности субъекта учета должна формироваться субъектом учета на соответствующих счетах бухгалтерского учета с обеспечением аналитического учета (аналитики) в объеме показателей, предусмотренных для представления внешним пользователям (опубликования в средствах массовой информации) согласно законодательству Российской Федерации.

Кроме того, исчисленные суммы налога на прибыль учитываются при формировании финансового результата субъекта учета текущего года - относятся на уменьшение доходов текущего финансового года (п. 131, 151 Инструкции № 174н).

Учитывая изложенное, представляется возможным сделать вывод: сумму исчисленного за налоговый период налога на прибыль следует отразить в учете

бухгалтерской записью в том периоде, за который был произведен расчет.

Обоснованность такого вывода подтверждается и положениями Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н. Так, например, при заполнении Отчета о финансовых результатах деятельности (форма 0503721) требуется увязывать доходы, полученные в течение отчетного периода, с суммами начисленного за счет этих доходов налога на прибыль организаций.

При определении периода, в котором будут отражены налоговые обязательства и признаны расходы по налоговым обязательствам, необходимо принимать во внимание и общий принцип равномерного и пропорционального формирования доходов и расходов, при котором доходы и связанные с ними расходы признаются в том отчетном периоде, в котором они возникают исходя из условий фактов хозяйственной жизни. Таким образом, в случае если учреждение (субъект учета) в ходе своей деятельности оказывает за плату услуги (работы), по которым принимаются к учету доходы, то расходы, связанные с получением таких доходов (в том числе расходы по налоговым обязательствам), следует включать в период, в котором отражены доходы (за которые рассчитываются налоговые обязательства) (см. письмо Минфина России от 26.12.2016 № 02-07-10/77857).

Не менее существенным аргументом в пользу применения описанного порядка отражения начисления налога на прибыль в бухгалтерском учете является и необходимость сопоставимости данных бухгалтерской и налоговой отчетности в целях осуществления контрольных мероприятий (в том числе в целях налогового контроля (см. письмо ФНС России от 16.07.2013 № АС-4-2/12705@). Так, по строке 302 графы 5 Отчета (форма 0503721) должна отражаться сумма налога на прибыль организаций, начисленного за определенный отчетный период, соответствующая величине налога

на прибыль, отражаемой по строке 180 Листа 02 Декларации по налогу на прибыль организации, форма которой утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 19.10.2016 № ММВ-7-3/572@.

Ведение бухгалтерского учета по методу начисления обязывает бюджетные учреждения и в отношении налога на имущество организаций, транспортного и земельного налогов руководствоваться тем же принципом: начисление налогов осуществляется в рамках того периода, к которому относятся указанные расходы.

Данная позиция неоднократно озвучивалась специалистами финансового ведомства (см., например, письма Минфина России от 08.11.2013 № 02-06-010/47811, от 07.11.2014 № 02-07-10/56182, а также Вопросы к видеоконференции по вопросам ведения бюджетного (бухгалтерского) учета и формирования бюджетной (бухгалтерской) отчетности (финансовые органы) от 09.09.2014 - вопрос № 40).

Таким образом, дату отражения задолженности на счете 30300 «Расчеты по платежам в бюджеты» в отношении начисляемых налогов и авансовых платежей по ним в бухгалтерском учете бюджетного учреждения необходимо закрепить в учетной политике. На наш взгляд, сумму исчисленных за налоговый период налогов и авансовых платежей целесообразно отражать в учете в том периоде, к которому они относятся. В таком случае отражение в учете начисленных сумм можно осуществлять последним днем налогового (отчетного) периода, то есть 31 марта, 30 июня, 30 сентября, 31 декабря.

Ответ подготовила: Киреева Анна, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ

Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ

Вопрос. К учреждению 06.02.2017 было присоединено другое учреждение. Присоединенное учреждение представило расчеты в ПФР и ФСС РФ за 2016 г. до завершения реорганизации.

Каков порядок представления за реорганизованное учреждение отчетности по страховым взносам, в том числе уточненной отчетности?

Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к следующему выводу.

В сложившейся ситуации учреждение-правопреемник представляет за реорганизованное учреждение за период с 1 января по 5 февраля 2017 г. в налоговый орган по месту своего учета расчет по страховым взносам и в ФСС РФ расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на выплату страхового обеспечения.

Уточненные расчеты за периоды до 01.01.2017 представляются также правопреемником в ПФР (РСВ-1 ПФР) и ФСС РФ (4-ФСС) по действующим в период возникновения ошибок формам.

Обоснование. Присоединение является одной из форм реорганизации юридических лиц (п. 1 ст. 57 ГК РФ).

При реорганизации юридического лица в форме присоединения к нему другого юридического лица первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц записи о прекращении деятельности присоединенного юридического лица (п. 4 ст. 57 ГК РФ).

Согласно п. 2 ст. 58 ГК РФ при присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к последнему переходят права и обязанности присоединенного юридического лица.

Отчетность по страховым взносам, представляемая за период после 01.01.2017

1. Порядок исчисления и уплаты (перечисления) страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР) на обязательное пенсионное страхование, Фонд социального

страхования Российской Федерации (ФСС РФ) на обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования (ФФОМС) на обязательное медицинское страхование до 01.01.2017 регулировался Федеральным законом от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее - Закон № 212-ФЗ).

С 01.01.2017 Закон № 212-ФЗ утратил силу (п. 5 ст. 18 Федерального закона от

03.07.2016 № 250-ФЗ, далее - Закон № 250-ФЗ).

С 01.01.2017 вступил в силу Федеральный закон от 03.07.2016 № 243-ФЗ (далее -Закон № 243-ФЗ), наделяющий налоговые о р г а н ы п о л н о м о ч и я м и п о администрированию страховых взносов в ПФР, ФСС РФ (за исключением взносов на обязательное страхование от несчастных случаев и профессиональных заболеваний) и ФФОМС. В связи с этим в НК РФ внесены соответствующие поправки, а также введена гл. 34 «Страховые взносы» (п. 8 ст. 2 Закона № 243-ФЗ). Поэтому с

01.01.2017 при исчислении страхов ых взносов в ПФР, ФСС РФ и ФФОМС необходимо руководствоваться нормами гл. 34 НК РФ.

Администрирование доходов и расходов по обязательному социальному страхованию от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (далее -обязательное страхование от НС и ПЗ) по-прежнему осуществляется ФСС РФ в соответствии с положениями Федерального закона от 24.07.1998 № 125-ФЗ «Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и

профессиональных заболеваний» (далее -Закон № 125-ФЗ).

С 01.01.2017 плательщики страховых взносов должны отчитываться по страховым взносам в налоговый орган по месту постановки на учет посредством представления единого документа -расчета. Срок сдачи - не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом независимо от того, в какой форме (электронной или бумажной) представляется расчет (п. 7 ст. 431 НК РФ). Форма расчета по страховым взносам и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 10.10.2016 № ММВ-7-11/551@ (далее - Порядок).

Положения НК РФ не предусматривают специального порядка, равно как и сроков представления налоговых деклараций (р а с ч е т о в ) п р и р е о р г а н и з а ц и и юридического лица.

Находясь в процессе реорганизации, налогоплательщик самостоятельно в общем порядке исполняет свои обязанности, включая уплату налогов и представление налоговых деклараций (п. 1 ст. 23, ст. 80 НК РФ).

В соответствии с п. 1, 11 ст. 50 НК РФ на правопреемника реорганизованного лица возлагается обязанность по уплате налогов, страховых взносов реорганизованного юридического лица.

При присоединении одного юридического лица к другому юридическому лицу правопреемником присоединенного юридического лица в части исполнения обязанности по уплате налогов, страховых взносов признается присоединившее его юридическое лицо (п.п. 5, 11 ст. 50 НК РФ).

При этом обязанность правопреемника подавать налоговые декларации (расчеты) за реорганизованные организации, в том числе за последний налоговый период, в НК РФ прямо не установлена.

Тем не менее, если реорганизуемые организации прекратили свою деятельность,

не успев подать налоговую декларацию (расчет) по соответствующему налогу (страховым взносам) за последний налоговый период осуществления деятельности, то это необходимо сделать их правопреемнику.

Согласно п. 2, 11 ст. 50 НК РФ правопреемник реорганизованного юридического лица при исполнении возложенных на него ст. 50 НК РФ обязанностей по уплате налогов, страховых взносов (а также сборов, пеней, и штрафов) пользуется всеми правами, исполняет все обязанности в порядке, предусмотренном НК РФ для налогоплательщиков.

А в силу п. 3 ст. 50 НК РФ реорганизация юридического лица не изменяет сроков исполнения его обязанностей по уплате налогов правопреемником этого юридического лица.

Учитывая изложенное, считаем, что подавать в налоговый орган декларации, расчеты по соответствующим налогам, страховым взносам вправе как реорганизуемые организации, так и правопреемник.

Причем правопреемником декларации в налоговый орган представляются и по тем налогам, обязанность по представлению которых у самого правопреемника как налогоплательщика отсутствует. Такой позиции, исходя из системного толкования приведенных норм, придерживаются как контролирующие органы, так и суды (письма Минфина России от 25.09.2012 № 03-02-07/1-229, от 13.09.2012 № 03-0505-01/54, ФНС России от 12.05.2014 № ГД-4-3/8919@, от 14.01.2013 № ЕД-4-3/104@, от 07.12.2011 № БС-4-11/20638@, от 11.11.2010 № ШС-37-3/15203, УФНС России по г. Москве от 28.08.2012 № 16-15/080280@, от 24.05.201 1 № 16-15/050649@, от 21.04.2010 № 16-15/042725@, определения ВАС РФ от 29.07.2011 № ВАС-9196/11, от 28.02.2011 № ВАС-15479/10 и др.).

Согласно п. 3, 7 ст. 55 НК РФ последним налоговым периодом, а в части страховых взносов - последним расчетным периодом, для реорганизованной организации является период времени от года, в котором завершена реорганизация, до дня завершения реорганизации.

Следовательно, в данной ситуации для реорганизованного учреждения последним расчетным периодом является период с 1 января по 5 февраля 2017 г.

Соответственно, за этот период реорганизованное учреждение обязано было представить в налоговый орган расчет по страховым взносам. Однако в рассматриваемом случае расчет по страховым взносам реорганизованной организацией не представлен. Следовательно, обязанность по его представлению возлагается на правопреемника (см. также п. 2.22 Порядка).

При этом учитывая, что нормами НК РФ не установлены специальные даты подачи правопреемниками налоговых деклараций (расчетов), расчет по страховым взносам представляется правопреемником в сроки, установленные гл. 34 НК РФ, то есть не позднее 30-го числа месяца, следующего за расчетным (отчетным) периодом. Косвенным подтверждением нашего мнения служат разъяснения, приведенные в письмах Минфина России от 11.12.2007 № 03-02-07/1-477, ФНС России от 14.01.2013 № ЕД-4-3/104@, от 09.03.2011 № КЕ-4-3/3609@.

Следовательно, учреждение-правопреемник по итогам I квартала 2017 г. обязано представить два расчета по страховым взносам: за реорганизованное учреждение за период с 1 января по 5 февраля 2017 г. и за свое учреждение за I квартал 2017 г.

2. Расчет по начисленным и уплаченным страховым взносам на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, а также по расходам на

выплату страхового обеспечения с 2017 г. представляется по форме 4-ФСС, утвержденной приказом ФСС РФ от 26.09.2016 № 381.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Последним расчетным периодом для исчисления взносов на обязательное страхование от НС и ПЗ в данном случае будет являться период с 1 января по 5 февраля 2017 г. (п. 4 ст. 22.1 Закона № 125-ФЗ).

В силу п. 16 ст. 22.1 Закона № 125-ФЗ в случае реорганизации страхователя -юридического лица уплата страховых взносов и представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым в з н о с а м о с у щ е с т в л я ю т с я е г о правопреемником (правопреемниками) независимо от того, были ли известны до завершения реорганизации правопреемнику (правопреемникам) факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованным юридическим лицом обязательств по уплате страховых взносов.

Следовательно, в данной ситуации правопр еемник пр едставляет з а реорганизованное учреждение расчет по форме 4-ФСС за последний расчетный период его деятельности.

Обратите внимание, что, начиная с расчетного периода за 2017 г., страхователи будут обязаны представлять в ПФР сведения о страховом стаже в срок не позднее 1 марта года, следующего за отчетным годом. Следовательно, такие сведения в первый раз необходимо будет представить не позднее 1 марта 2018 г. Формы сведений и порядок их заполнения утверждены постановлением Правления ПФР от 11.01.2017 № 3п. При этом указанным порядком не предусмотрены особенности заполнения сведений правопреемником в случае реорганизации. Полагаем, учреждению целесообразно обратиться в ПФР за разъяснениями о порядке их заполнения в рассматриваемой ситуации.

Уточненная отчетность по страховым взносам за периоды до 1 января 2017 года

Как было отмечено, 1 января 2017 г. Закон № 212-ФЗ утратил силу (п. 5 ст. 18 Закона № 250-ФЗ).

В силу ст. 23 Закона № 250-ФЗ расчеты (уточненные расчеты) по страховым взносам за отчетные (расчетные) периоды по страховым взносам, истекшие до 01.01.2017, представляются в соответствующие органы ПФР, ФСС РФ в порядке, установленном Законом № 212-ФЗ (п. 1 письма ФСС России от 17.08.2016 № 02-09-11/04-03-17282, Информация ПФР от 06.12.2016).

В соответствии с ч. 16 ст. 15 Закона № 212-ФЗ в случае реорганизации организации уплата страховых взносов, а также представление расчетов по начисленным и уплаченным страховым взносам осуществляются его правопреемником. Указанное обязательство правопреемника возникает независимо от того, были ли ему известны факты и (или) обстоятельства неисполнения или ненадлежащего исполнения реорганизованными юридическими лицами обязательств по уплате страховых взносов до завершения реорганизации.

При этом Законом № 212-ФЗ не предусмотрены какие-либо особенности в определении сроков уплаты страховых взносов и представления отчетности во внебюджетные фонды организациями-правопреемниками и реорганизуемыми организациями.

Разъяснениями официальных органов по рассматриваемому вопросу мы не располагаем.

В связи с этим полагаем, что реорганизуемые организации должны исполнять обязанности, установленные в их отношении Законом № 212-ФЗ, в том случае, если сроки исполнения этих обязанностей, установленные этим законом, предшествуют моменту окончания реорганизации.

В то же время обязательства реорганизованных организаций, возникшие после окончания реорганизации, в частности обязательства по уплате страховых взносов и представлению отчетности в государственные внебюджетные фонды, а также представление уточненных расчетов за периоды, предшествующие 1 января 2017 г., должны исполняться их правопреемником в общеустановленном порядке, то есть в соответствии с нормами ч. 5 и 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ.

Аналогичная норма содержится в п. 1 ст. 23 Закона № 125-ФЗ, который предусматривает, что в случае реорганизации страхователя (юридического лица) его обязанности, установленные данным Федеральным законом, включая обязанность по уплате страховых взносов, переходят к его правопреемнику.

В территориальный орган ФСС РФ расчет по форме 4-ФСС (форма и порядок заполнения утверждены приказом ФСС РФ от 26.02.2015 № 59) за 2016 г. должен был быть представлен плательщиком страховых взносов не позднее 25.01.2017 в форме электронного документа (не позднее 20.01.2017 - на бумажном носителе) (п. 2 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

В территориальный орган ПФР расчет по форме РСВ-1 ПФР (форма и порядок заполнения утверждены постановлением Правления ПФР от 16.01.2014 № 2п) за

2016 г. должен был быть представлен не позднее 20.02.2017 в форме электронного документа (не позднее 15.02.2017 - на бумажном носителе) (п. 1 ч. 9 ст. 15 Закона № 212-ФЗ).

В данной ситуации реорганизация в форме присоединения осуществлена 6 февраля

2017 г. При этом реорганизованное учреждение до момента реорганизации представило расчеты по форме РСВ-1 ПФР и 4-ФСС за 2016 г.

Следовательно, учреждению-правопреемнику нет необходимости представлять расчеты за реорганизованную организацию за 2016 г.

Частью 1 ст. 17 Закона № 212-ФЗ установлено, что при обнаружении плательщиком страховых взносов в поданном им в орган контроля за уплатой страховых взносов расчете факта неотражения или неполноты отражения сведений, а также ошибок, приводящих к занижению суммы страховых взносов, подлежащей уплате, плательщик страховых взносов обязан внести необходимые изменения в расчет и представить в орган контроля за уплатой страховых взносов уточненный расчет в порядке, установленном настоящей статьей.

Следовательно, в случае, если после реорганизации возникнет необходимость уточнить расчеты реорганизованного учреждения, обязанность по подаче уточненных расчетов уже возлагается на правопреемника.

Отметим, что ни Закон № 212-ФЗ, ни другие нормативные акты не разъясняют механизм представления отчетности по страховым взносам в такой ситуации.

Не содержатся такие нормы и в Порядке заполнения формы РСВ-1 ПФР, а также в Порядке заполнения формы 4-ФСС. Разъяснения уполномоченных органов по аналогичным ситуациям обнаружить не удалось.

По нашему мнению, уточненные расчеты за реорганизованное учреждение формируются отдельно от данных правопреемника за тот период, за который представляются уточненные расчеты.

Полагаем, в случае, если в расчетах, представленных реорганизованным учреждением за периоды до реорганизации учреждения, будут обнаружены недостоверные сведения, в отношении которых страхователь обязан представлять уточненные расчеты на основании ч. 1 ст. 17 Закона № 212-ФЗ, правопреемник обязан представить уточненные расчеты по формам РСВ-1 ПФР и 4-ФСС (за реорганизованное учреждение без включения данных правопреемника за

период, за который представляются уточненные расчеты).

При этом при заполнении расчетов по формам РСВ-1 ПФР и 4-ФСС в подразделе титульного листа «Достоверность и полноту сведений, указанных в настоящем расчете, подтверждаю» в полях «плательщик страховых взносов», «представитель плательщика страховых взносов», «правопреемник» проставляется цифра «3» (п. 5.13 Порядка заполнения формы РСВ-1 ПФР, п. 5.16 Порядка заполнения формы 4-ФСС).

Ответ подготовила: Башкирова Ираида, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, профессиональный бухгалтер

Контроль качества ответа: Мельникова Елена, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор, член РСА

Вопрос. Бюджетное учреждение (арендодатель) подведомственно Росгидромету. По договорам в аренду передаются нежилые помещения в составе здания, которые не являются самостоятельным объектом недвижимости.

1. Арендатор получил право аренды государственного имущества. Конкурс проведен, разрешение от собственника получено, есть желание о пролонгации договора аренды от арендатора в письменной форме. Спустя время срок действия разрешения собственника на сдачу в аренду площадей закончился, а срок действия договора аренды не закончился.

Собственником имущества было выдано согласие на заключение договора, срок действия которого составляет три года. Первоначально договор был заключен на 11 месяцев, в последующем каждый раз лишь возобновлялся на новый 11-месячный срок.

Как поступить в этом случае (необходимо ли расторгать договор и запускать всю процедуру с самого начала)? Можно ли в данном случае просить собственника продлить разрешение, или необходимо оформлять только новое разрешение? Можно ли пролонгировать разрешение от собственника при сохранении всех значимых условий договора аренды?

2. Арендатор получил право аренды государственного имущества и арендует помещения некоторую часть времени. У арендатора появляется потребность в дополнительных площадях (у арендодателя они есть). Как можно предоставить арендатору необходимые ему площади? Как можно предоставить арендатору необходимые ему площади, обойдя возможность появления «другого арендатора по конкурсу»?

3. Арендатор получил право аренды государственного имущества. В договоре есть условие о пересмотре ставки арендной платы не чаще одного раза в год, при этом не указано, что пересмотр может осуществляться только в сторону повышения. Распоряжение о пересмотре ставки в сторону повышения исходит от учредителя и от Росимущества. Как быть с величиной ставки аренды, если по расчетам оценщика ставка получается ниже действующей?

4. Росимущество требует заключения договоров на срок больше года, чтобы их регистрировать (что влечет дополнительные затраты). Можно ли заключать договор с арендатором сроком на 11 мес.?

5. В договоре есть условие об одностороннем отказе от договора как арендатора, так и арендодателя с предупреждением другой стороны о расторжении договора не менее чем за 2 месяца. Как арендатор может отказаться от арендованных уже площадей (договор аренды действует),

если договор аренды заключен на 11 месяцев и зарегистрирован?

Ответ. Прежде всего отметим, что отношения, связанные с временным пользованием одним лицом имуществом другого лица за плату, регулируются нормами о договоре аренды (ст. 606 ГК РФ). Статья 607 ГК РФ устанавливает, что объектами аренды могут быть только вещи, которые не теряют своих натуральных свойств в процессе их использования (непотребляемые вещи), не упоминая о том, что предметом договора аренды может быть и часть вещи. Однако возможность передачи в аренду лишь части определенного имущества (например помещений в здании, которые не являются самостоятельными объектами недвижимости) подтверждается судебной практикой (см. п. 9 постановления Пленума ВАС РФ от 17.11.2011 № 73).

Согласно ст. 608 ГК РФ арендодателями могут выступать собственники имущества, а также лица, управомоченные законом или собственником сдавать имущество в аренду.

В связи с этим следует помнить, что бюджетные учреждения обладают имуществом, переданным им учредителями или приобретенным ими по другим основаниям, на праве оперативного управления, а собственником указанного имущества являются их учредители (п. 1 ст. 123.21 ГК РФ). В свою очередь принадлежность имущества на праве оперативного управления предполагает распоряжение недвижимым имуществом, принадлежащим учреждению, только с предварительного согласия собственника (п. 1 ст. 296, п. 3 ст. 298 ГК РФ).

Передача недвижимого имущества в аренду согласно п. 2 ст. 209 ГК РФ представляет собой один из способов распоряжения таким имуществом, поэтому в рассматриваемой ситуации для заключения договора аренды учреждению нужно прежде всего получить согласие собственника имущества.

Кроме того, необходимо иметь в виду, что передача государственного имущества в аренду осуществляется с соблюдением порядка, установленного Федеральным законом от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О защите конкуренции» (далее - Закон № 135-ФЗ). Согласно ч. 1 и 3 ст. 17 Закона № 135-ФЗ этого Закона любые договоры, предусматривающие переход прав владения и (или) пользования в отношении государственного имущества, которое принадлежит на праве оперативного управления бюджетным учреждениям, должны заключаться по результатам проведения конкурсов или аукционов, за исключением случаев, указанных в самом этом законе. В силу ч. 5 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ приказом ФАС от 10.02.2010 № 67 утверждены Правила проведения конкурсов или аукционов на право заключения договоров аренды, договоров безвозмездного пользования, договоров доверительного управления имуществом, иных договоров, предусматривающих переход прав в отношении государственного или муниципального имущества (далее - Правила), а также Перечень видов такого имущества, в отношении которого заключение указанных договоров может осуществляться путем проведения торгов в форме конкурса.

1. Следует отметить, что ни положения ГК РФ, ни нормы Закона № 135-ФЗ и принятых в соответствии с ним Правил не регламентируют сроки, на которые собственник имущества дает согласие на передачу его в аренду и, соответственно, не устанавливают последствий истечения такого срока.

Из вопроса вытекает, что в рассматриваемом случае договор аренды первоначально был заключен бюджетным учреждением на срок 11 мес. с условием его последующей пролонгации на тех же условиях на тот же самый срок. При этом этот договор заключался по итогам конкурса.

В связи с этим необходимо иметь в виду, что гражданское законодательство не содержит понятия «пролонгация договора». В зависимости от формулировок, использованных сторонами, под пролонгацией договора аренды может пониматься как изменение условия о сроке в действующем договоре, для чего в соответствии со ст. 450 ГК РФ необходимо заключение дополнительного соглашения, так и продление договора аренды на тех же условиях на новый срок после истечения первоначального срока его действия.

Следовательно, если стороны в договоре аренды установили, что такой договор считается продленным (пролонгированным) на тот же самый срок на тех же условиях при выражении согласия арендатора на это, они фактически заключают новый договор аренды (см. п. 10 информационного письма Президиума ВАС РФ от 16.02.2001 № 59 «Обзор практики разрешения споров, связанных с применением Федерального закона «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним», п. 15 разъяснений ФАС от 04.09.2013).

Это означает, что подобная пролонгация договора требует наличия действующего согласия собственника имущества на передачу имущества в аренду при каждом случае такой пролонгации. Учитывая же, что по смыслу ст. 157.1 и ст. 296 ГК РФ действующее согласие собственника необходимо именно при заключении договора, полагаем, что истечение срока действия такого согласия в период, когда срок пролонгированного договора еще не истек, не является основанием для расторжения такого договора, поскольку в момент его заключения все требования, необходимые для его совершения, были соблюдены. Данный вывод косвенно подтверждается и судебной практикой, согласно которой отзыв данного лицом предварительного согласия на совершение сделки возможен лишь до момента ее совершения (п. 57 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 23.06.2015 № 25

«О применении судами некоторых положений раздела I части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (далее - Постановление № 25).

Тем не менее следует также помнить и о том, что судебная практика признает право лица, дающего согласие на совершение сделки, дополнительно указать условия, на которых оно согласно с тем, чтобы сделка была совершена (п. 56 Постановления № 25).

В свою очередь, исходя из того, что в составе документов, на основании которых Росгидромет дает согласие на передачу в аренду недвижимого имущества, закрепленного за подведомственными ему федеральными бюджетными учреждениями, входят обращение руководителя учреждения с указанием предполагаемых сроков аренды и проект договора аренды (п. 1 и 2 Перечня документов, п р е д с тав ляе м ы х ф ед е р а ль ны м государственным бюджетным учреждением для согласования передачи недвижимого имущества в аренду, утвержденного приказом Росгидромета от 14.12.2012 № 762), можно сделать вывод, что ограничение срока действия такого согласия призвано ограничить и срок действия заключаемого на основании этого согласия договора.

В связи с этим мы не исключаем, что в зависимости от формулировок, использованных собственником имущества учреждения в выданном им в рассматриваемом случае согласии, оно может быть истолковано как согласие на передачу в аренду имущества в общей сложности не более чем на 3 года. Следовательно, очередная пролонгация договора, которая будет способствовать нахождению имущества в аренде в общей сложности более трех лет, может быть признана недействительной на основании ст. 173.1 ГК РФ по заявлению собственника имущества (п. 56 Постановления № 25).

Напомним также и о том, что, поскольку пролонгация договора аренды путем его

возобновления на тот же срок на тех же условиях признается заключением нового договора, в рассматриваемом случае должны соблюдаться положения ч. 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ о возобновлении договора, заключенного по итогам конкурентных процедур (в рассматриваемой ситуации - конкурса), с тем же арендатором без повторного их проведения. Согласно приведенной норме для такого возобновления необходимо надлежащее исполнение арендатором всех условий договора, отсутствие законодательно установленных ограничений относительно срока действия договора, установление размера арендной платы по результатам оценки рыночной стоимости объекта, проводимой в соответствии с законодательством, регулирующим оценочную деятельность в Российской Федерации (если иное не установлено другим законодательством Российской Федерации), а также обязательный минимальный трехгодичный срок действия вновь заключенного договора аренды, кроме случаев, когда в заявлении арендатора указан меньший срок.

2. При передаче в аренду части здания в виде нежилых помещений, которые не являются самостоятельными объектами недвижимости, существенными условиями заключаемого договора аренды в силу ст. 432 и ст. 654 ГК РФ будут условия о предмете и цене такого договора.

Согласно п. 1 ст. 450 ГК РФ изменение условий договора допускается, прежде всего, на основании соглашения сторон. При этом по общему правилу стороны свободны как в заключении договора, так и в определении его условий (п. 1 и 4 ст. 421 ГК РФ). Вместе с тем следует помнить, что согласно приведенным нормам свобода заключения договора, определения его условий и их последующего изменения может быть ограничена законом или договором.

Нормами Закона № 135-ФЗ не установлен прямой запрет на внесение изменений в договор аренды, заключенный бюджетным

учреждением по результатам торгов. Однако общие положения Правил показывают, что такой запрет устанавливается еще на стадии проведения конкурса или аукциона путем включения в конкурсную документацию или

документацию об аукционе указания на то, что при заключении и исполнении договора изменение условий договора, определенных в заявке на участие в конкурсе и в конкурсной документации (документации об аукционе), по соглашению сторон и в одностороннем порядке не допускается (подп. 16 п. 40, п. 98, подп. 16 п. 114 Правил).

Следовательно, увеличение числа передаваемых в аренду помещений (увеличение арендуемой площади), влекущее за собой изменение предмета договора аренды государственного имущества, может произойти по общему правилу не иначе как путем проведения новых торгов. Данный вывод поддерживается и разъяснениями, данными ФАС России (см., например п. 14 разъяснения от 01.11.2011, п. 12 разъяснений от 05.06.2012).

В то же время необходимо помнить, что в ряде случаев заключение договора аренды государственного имущества, в том числе и недвижимого, может производиться и без проведения конкурентных процедур. В частности, не требует проведения конкурса или аукциона заключение договора аренды на части здания, если арендуемая площадь не превышает 20 м2 и 10% площади всего здания (п. 14 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ).

3. Как уже отмечалось, по общему правилу изменение условий договора аренды государственного имущества, заключенного по результатам конкурса или аукциона, не допускается ни в одностороннем порядке, ни по соглашению сторон.

Однако из данного правила существует исключение, предусмотренное ч. 8 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ, а также п. 98 Правил, согласно которому при заключении и (или)

исполнении договора цена такого договора не может быть ниже начальной (минимальной) цены договора (цены лота), указанной в извещении о проведении конкурса, но может быть увеличена по соглашению сторон в порядке, установленном договором. Положения п. 98 Правил распространяются и на договоры аренды, заключенные по результатам аукциона (п. 150 Правил).

Приведенные нормы свидетельствуют о том, что снижение цены, отраженной в договоре, заключенном по результатам конкурса или аукциона, при его и с п о л н е н и и , д е й с т в и т е л ь н о , н е допускается. Цена может быть пересмотрена только в сторону увеличения по соглашению сторон и только в том случае, если возможность и порядок такого пересмотра установлены договором. Следовательно, если оценщик определил цену договора меньшую, чем цена, установленная при его заключении, сохраняется прежняя цена.

Вместе с тем следует иметь в виду, что если определение цены договора на основании отчета оценщика производится в связи с его пролонгацией, то это, как уже отмечалось нами выше, является не изменением условий действующего договора, а заключением нового договора аренды. В этом случае с учетом положений п. 1 ч. 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ цена договора, возобновляемого на новый срок без проведения конкурса или аукциона, должна определяться именно на основании отчета оценщика.

4. Прежде всего отметим, что ни положения ГК РФ, ни положения Закона № 135-ФЗ, ни нормы Правил сами по себе не устанавливают ни минимального, ни максимального срока, на который может быть заключен договор аренды государственного недвижимого имущества, переданного на праве оперативного управления федеральному бюджетному учреждению. Следовательно, такой договор

может быть заключен как на срок до одного года, так и свыше этого срока. Возможность заключения краткосрочных договоров аренды государственного имущества подтверждается и законодательством (см., например, п. 11 ч. 1 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ).

Тем не менее следует учитывать уже упоминавшееся и признанное правоприменительной практикой право лица, дающего согласие на заключение сделки, установить определенные условия, на которых оно согласно с тем, чтобы сделка была совершена (п. 56 Постановления № 25). Следовательно, если при даче согласия на совершение сделки государственный орган, действующий от имени собственника имущества, поставит условием согласия совершение договора аренды на срок один год и более, то договор следует заключить на указанный срок. Иначе, как уже отмечалось, лицо, давшее согласие, имеет право признать сделку недействительной на основании ст. 173.1 ГК РФ.

Кроме того, напомним также и то, что пролонгация договора на новый срок без проведения конкурса или аукциона в соответствии с положениями п. 2 ч. 9 ст. 17.1 Закона № 135-ФЗ допускается не менее чем на трехлетний срок, если только меньший срок не указан в заявлении арендатора.

5. По общему правилу, установленному ст. 310 и ст. 450.1 ГК РФ, одностороннее расторжение заключенного договора допускается только в случаях, прямо предусмотренных законом или договором.

Отметим, что законодательство предусматривает возможность одностороннего отказа только от договора аренды, заключенного на неопределенный срок (п. 2 ст. 610 ГК РФ). Однако, исходя из приведенных ранее норм, возможность одностороннего отказа от договора, срок которого определен, может быть предусмотрена самим этим договором.

Каких-либо специальных правил на этот счет ни Закон № 135-ФЗ, ни Правила не содержат. Следовательно, расторжение договора, указанного в вопросе, может быть произведено по одностороннему заявлению арендатора, так как такая возможность предоставлена ему договором аренды. Такой отказ в любом случае должен быть заявлен в порядке, предусмотренном указанным договором: не менее чем за два месяца и способом, предусмотренным договором. Если же способ заявления отказа договором не установлен, то отказ, по смыслу п. 1 ст. 450.1 ГК РФ, должен быть заявлен в письменной форме.

Специальные нормы, касающиеся одностороннего расторжения договора аренды части здания, заключенного на срок от одного года и более, законодательством не установлены. Поэтому в отношении него применяются те же правила, что и при расторжении договора аренды, заключенного на срок 11 мес.

Однако факт прекращения такого договора подлежит государственной регистрации. По смыслу ч. 1 ст. 51 Федерального закона от 13.07.2015 - 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее -Закон № 218-ФЗ) любая из сторон прекращенного договора аренды вправе обратиться в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, с заявлением о внесении в реестр записи о прекращении договора аренды (прекращении соответствующего обременения).

Перечень оснований для государственной регистрации установлен ст. 14 Закона № 218-ФЗ.

К таким основаниям, в частности, относятся договоры и другие сделки в отношении недвижимого имущества, совершенные в соответствии с законодательством, действовавшим в месте расположения объектов недвижимого имущества на момент совершения сделки, а также иные документы, которые, в соответствии с законодательством РФ, подтверждают наличие, возникновение, прекращение, переход, ограничение (обременение) прав.

В рассматриваемой ситуации, как уже было указано, основанием для прекращения договора и, следовательно, для совершения соответствующих регистрационных действий является уведомление об отказе от исполнения договора. Именно этот документ с доказательствами его получения второй стороной договора аренды и должен быть приложен к заявлению о государственной регистрации. Сказанное подтверждается и судебной практикой (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 24.12.2012 № Ф03-5547/12, постановление Десятого арбитражного апелляционного суда от 06.06.2012 № 10АП-2061/12, постановление Двенадцатого арбитражного апелляционного суда от 06.03.2012 № 12АП-1321/12, постановление ФАС Московского округа от 25.01.2011 № КГ-А40/18244-10 по делу № А40-85754/10-149-300, в передаче которого в Президиум ВАС РФ отказано определением ВАС РФ от 02.06.2011 № ВАС-6377/11).

Ответ подготовил: Широков Сергей, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ, кандидат юридических наук

Ответ прошел контроль качества

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.