ISSN 2311-9411 (Online) Вопрос - ответ
ISSN 2079-6714 (Print)
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
Ответы подготовлены экспертами службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
Контроль качества ответов - рецензенты службы правового консалтинга ГАРАНТ, Москва, Российская Федерация
Вопрос. У учреждения, являющегося администратором доходов, на конец 2016 г. сложилась дебиторская задолженность по доходам от аренды земельных участков.
С 2017 г. полномочия по администрированию доходов от аренды в полном объеме будут переданы другому администратору.
Как следует отразить в бюджетном учете передачу указанной дебиторской задолженности другому администратору одного уровня бюджета и администратору бюджета другого уровня?
В каких формах отчетности следует отразить такую передачу?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что передача дебиторской задолженности по поступлениям от аренды земельных участков между администраторами доходов осуществляется путем оформления Извещения (форма 0504805). В бюджетном учете факт передачи указанных расчетов может быть отражен с применением счета 40120241 «Расходы на безвозмездные перечисления государственным и муниципальным организациям» (при расчетах между разными администраторами одного уровня бюджета) или счета 40120251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы Российской Федерации» (между администраторами разных уровней бюджета).
Информация о рассматриваемых операциях найдет отражение в Справке (форма 0503110), Справке (форма 0503125), Отчете (форма 0503121).
Обоснование. Согласно п. 197 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), начисление любых доходов бюджета в учете субъекта учета осуществляется с использованием счета 20500 «Расчеты по доходам».
Согласно Указаниям, утвержденным приказом Минфина России от 01.07.2015 № 65н, доходы от использования имущества, находящегося в
государственной и муниципальной собственности, в том числе доходы от передачи такого имущества в аренду, подлежат отражению по статье 120 «Доходы от собственности» КОСГУ и, соответственно, отражаются в учете с использованием счета 20521 «Расчеты с плательщиками налоговых доходов» (п. 199 Инструкции № 157н).
Администраторами доходов бюджета, осуществляющими в соответствии с законодательством Российской Федерации контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью уплаты, начисление, учет, взыскание и принятие решений о возврате (зачете) излишне уплаченных (взысканных) платежей, пеней и штрафов по ним, являющихся доходами бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, могут являться органы государственной власти, органы местного самоуправления, органы местной администрации, органы управления государственными внебюджетными фондами, Банк России, казенные учреждения (ст. 6 БК РФ).
Состав бюджетных полномочий администраторов доходов бюджета определен п. 2 ст. 160.1 БК РФ.
Бюджетные полномочия администраторов доходов б юдже та о с ущ е с тв ля ютс я в по р яд ке , установленном законодательством РФ, а также в соответствии с правовыми актами, доведенными до них главными администраторами доходов бюджета о наделении их этими полномочиями (п. 3 ст. 160.1 БК РФ).
В случае передачи полномочий по администрированию доходов бюджета в полном объеме от одного субъекта учета к другому последнему должна быть передана информация по «незакрытым» задолженностям по доходам.
В соответствии с п. 2 Приложения № 5 к приказу Минфина России от 30.03.2015 № 52н для оформления расчетов между организациями госсектора, возникающих, в частности, по операциям приемки-передачи обязательств,
используется Извещение (форма 0504805). Так, например, с использованием Извещения (форма 0504805) осуществляется обмен информацией между администраторами доходов бюджета, наделенными отдельными полномочиями.
Соответственно, в указанной ситуации осуществить передачу расчетов от прежнего администратора доходов к «новому» можно путем оформления Извещения (форма 0504805) (см. также письмо Минфина России от 03.11.2016 № 02-06-10/64668).
В настоящее время на регистрации в Минюсте России находится приказ Минфина России от 16.11.2016 № 209н (далее - Приказ № 209н), предусматривающий внесение отдельных изменений в порядок ведения бухгалтерского (бюджетного) учета, формирования бюджетной отчетности, а также бухгалтерской отчетности бюджетных (автономных) учреждений. При этом большая часть новшеств, предусмотренных данным документом, должна применяться учреждениями при формировании учетных показателей, начиная с 2016 г.
В частности, п. 2.16 приложения 6 к Приказу № 209н внесены изменения в абз. 2 п. 121 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н), следующего содержания: «признание расходов отражается по дебету соответствующих счетов аналитического учета счета 040120200 «Расходы экономического субъекта» (040120211040120226, 040120231, 040120232, 040120241 (в том числе по операциям между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям (распорядителям) бюджетных средств одного уровня бюджета (в том числе вследствие упразднения, реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения), а также при передаче государственным и муниципальным организациям, органам исполнительной власти активов и обязательств), 040120242, 040120251040120253 (в рамках операций между учреждениями разных уровней бюджетов, в том числе вследствие реорганизации (слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования), 040120261-040120263, 04012027-040120273, 040120290 и кредиту соответствующих счетов аналитического учета счетов 010000000 «Нефинансовые активы», 020000000 «Финансовые активы», 030000000 «Обязательства».
Ситуация, при которой полномочия администратора определенного вида доходов бюджета передаются другому администратору (правопреемнику), по сути, схожа с упразднением органа, ранее осуществлявшего данный вид полномочий.
Таким образом, с учетом изложенного в бюджетном учете учреждения, более не н а д е л е н н о г о п о л н о м о ч и я м и п о администрированию доходов от арендной платы за земельные участки, операции по передаче дебиторской задолженности по данному виду доходов «новому» администратору подлежат отражению следующими корреспонденциями счетов:
1. В рамках расчетов между администраторами одного уровня бюджета:
Дебет КРБ 140120241 Кредит КДБ 120521660 -
путем оформления Извещения (форма 0504805) передана «новому» администратору доходов одного уровня бюджета информация о начисленных в бюджет суммах доходов в виде арендной платы.
2. В рамках расчетов между администраторами с разными уровнями бюджетов:
Дебет КРБ 140120251 Кредит КДБ 120521660 -
путем оформления Извещения (форма 0504805) передана «новому» администратору доходов другого уровня бюджета информация о начисленных в бюджет суммах доходов в виде арендной платы.
В свою очередь, в учете «нового» администратора согласно порядку признания доходов, изложенному в п. 2.15 приложения 6 к Приказу № 209н, рассматриваемые операции будут отражены следующим образом:
1. В рамках расчетов между администраторами одного уровня бюджета:
Дебет КДБ 120521560 Кредит КДБ 140110180 -
на основании Извещения (форма 0504805) отражена информация о начисленных в бюджет суммах доходов в виде арендной платы, полученная от прежнего администратора данного вида доходов.
2. В рамках расчетов между администраторами с разными уровнями бюджетов:
Дебет КДБ 120521560 Кредит 140110151 - на
основании Извещения (форма 0504805) отражена
информация о начисленных в бюджет суммах доходов в виде арендной платы, полученная от администратора доходов другого уровня бюджетов.
При завершении отчетного финансового года суммы начисленных доходов и признанных расходов по методу начисления, отраженные на соответствующих счетах финансового результата текущего финансового года - 040110100 «Доходы экономического субъекта», 040120200 «Расходы экономического субъекта», закрываются на финансовый результат прошлых отчетных периодов - на счете 040130000 «Финансовый результат прошлых отчетных периодов» (п. 297 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н).
В соответствии с п. 43 Инструкции о порядке составления и представления годовой, квартальной и месячной отчетности об исполнении бюджетов бюджетной системы РФ, утвержденной приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н (далее - Инструкция № 191н), обороты по счетам бюджетного учета, подлежащим закрытию при завершении отчетного финансового года, отражаются в составе форм годовой отчетности, а именно в Справке по заключению счетов бюджетного учета отчетного финансового года (форма 0503110).
Также администратором доходов бюджета для определения взаимосвязанных показателей, подлежащих исключению при формировании консолидированных форм бюджетной отчетности, формируется Справка по консолидируемым расчетам (форма 0503125) (п. 23 Инструкции № 191н). Справка (форма 0503125) составляется нарастающим итогом с начала финансового года на основании данных, отраженных на отчетную дату, в том числе:
— на счетах 040120241 «Расходы на безвозмездные п е р е ч ис л е ния го с уда р с тв е н ны м и муниципальным организациям», 040110180 «Прочие доходы» для консолидации расчетов по безвозмездной передаче (получению) финансовых, нефинансовых активов и обязательств между учреждениями, подведомственными разным главным распорядителям бюджетных средств (главным администраторам доходов; главным администраторам источников финансирования дефицита) одного бюджета;
— на счетах 140120251 «Расходы на перечисления другим бюджетам бюджетной системы
Российской Федерации», 140110151 «Доходы от поступлений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации» для консолидации расчетов по безвозмездной передаче (получению) финансовых, нефинансовых активов и обязательств между субъектами бюджетной отчетности разных бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.
Кроме того, данные по счетам, задействованным в отражении рассматриваемых операций, в соответствии с КОСГУ подлежат отражению в графе 4 Отчета о финансовых результатах деятельности (форма 0503121) по соответствующим строкам согласно п. 96 Инструкции № 191н.
Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ
Вопрос. Администрацией городского поселения осуществлены капитальные вложения по реконструкции объекта «Уличное освещение», расходы учтены на счете 10611. Объект «Уличное освещение» находится у муниципального унитарного предприятия (далее - МУП) на праве хозяйственного ведения и отражено на его балансе. В течение нескольких лет МУП финансово-хозяйственной деятельности не осуществляет, бухгалтерский учет не ведет, имеет статус недействующего юридического лица, но из ЕГРЮЛ пока не исключено. Сети уличного освещения эксплуатируются, расходы по их эксплуатации несет администрация.
Как в таком случае следует передать капитальные вложения по реконструкции объекта балансодержателю (МУП) ?
Ответ. По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции.
Законодательство не предусматривает оснований для списания (признания расходами текущего года) капитальных вложений в работы по достройке, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому
перевооружению по достройке, реконструкции, модернизации, дооборудованию объектов нефинансовых активов.
При наличии добровольного отказа МУП от закрепленного за ним имущества (сетей уличного освещения) и согласия на изъятие имущества собственником, Администрация может произвести изъятие указанного имущества из хозяйственного ведения. Включив изъятое имущество в состав муниципальной казны, Администрация сможет увеличить его стоимость на сумму произведенных капитальных вложений по его реконструкции. Либо, при закреплении его за другим унитарным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно, осуществленные капвложения возможно передать новому балансодержателю.
Обоснование. Согласно п. 1 ст. 215 Гражданского кодекса РФ (далее - ГК РФ) имущество, принадлежащее на праве собственности городским и сельским поселениям, а также другим муниципальным образованиям, является м униципа ль но й с о б с тв е нно с ть ю .
Такое имущество:
— числится в составе казны публично-правового образования;
— закрепляется за муниципальными учреждениями и казенными предприятиями на праве оперативного управления;
— закрепляется за муниципальными унитарными предприятиями на праве хозяйственного ведения в соответствии с п. 2 ст. 113 ГК РФ, подп. 1, 2 ст. 2 Федерального закона от 14.11.2002 № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предприятиях» (далее - Закон № 161-ФЗ).
В силу ст. 210 ГК РФ бремя содержания имущества несет его собственник, если иное не предусмотрено законом или договором. В соответствии со ст. 294 ГК РФ муниципальное унитарное предприятие, которому имущество принадлежит на праве хозяйственного ведения, владеет, пользуется и распоряжается этим имуществом в пределах, определяемых в соответствии с ГК РФ. Владение и пользование имуществом невозможно без принятия усилий по его сохранению и содержанию. По смыслу указанной нормы, с учетом положения ст. 210 ГК РФ, право хозяйственного ведения наравне с правом собственности возлагает на субъект,
обладающий данным правом, бремя содержания соответствующего имущества.
Сказанное относится в том числе и к осуществлению (в случае необходимости) реконструкции объектов основных средств, закрепленных за МУП на праве хозяйственного ведения.
Согласно требованиям ст. 161, ст. 219 Бюджетного кодекса РФ (далее - БК РФ) в пределах лимитов бюджетных обязательств на основании бюджетной сметы расходы по содержанию имущества осуществляют:
— уполномоченные организации государственного сектора (в том числе казенные учреждения), являющиеся получателями бюджетных средств, -в отношении имущества казны (см. также письмо Минфина России от 18.04.2014 № 02-0310/18157);
— органы власти (местного самоуправления) и их территориальные органы, казенные учреждения - в отношении имущества, закрепленного за ними на праве оперативного управления;
— органы власти (местного самоуправления) и их территориальные органы, казенные учреждения - в отношении арендованного, полученного в безвозмездное пользование, бесхозяйного и иного имущества (только если это предусмотрено нормативными правовыми актами и (или) договорами, заключенными в установленном порядке (подробнее см. материал: Энциклопедия решений. Содержание имущества за счет бюджетных ассигнований).
Как видим, включение в бюджетную смету органа местного самоуправления расходов на реконструкцию объекта, переданного в хозяйственное ведение унитарному предприятию, не в полной мере «вписывается» в приведенную выше схему, в связи с чем может стать поводом для претензий со стороны контролирующих органов.
В качестве способа финансового обеспечения капитальных вложений унитарных предприятий в соответствии с п. 1 ст. 78.2 БК РФ в бюджетах бюджетной системы РФ могут предусматриваться субсидии на осуществление государственными (муниципальными) унитарными предприятиями капитальных вложений в объекты капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов
недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность.
В силу п. 5 ст. 78.2 БК РФ договоры, подлежащие оплате за счет указанной субсидии, могут иметь целью строительство (реконструкцию, в том числе с элементами реставрации, технического перевооружения) объектов капитального строительства государственной (муниципальной) собственности или приобретение объектов недвижимого имущества в государственную (муниципальную) собственность. Как показывает анализ правовых актов, принимаемых в различных публично-правовых образованиях, практика выделения унитарным предприятиям субсидий в соответствии со ст. 78.2 БК РФ на проведение работ по реконструкции закрепленных за ними объектов основных средств распространена достаточно широко.
В целях отнесения суммы фактических вложений в объект нефинансовых активов при его реконструкции в целях увеличения его первоначальной (балансовой) стоимости в соответствии с положениями абз. 4 п. 27 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), фактические затраты на его реконструкцию, отраженные в учете организации, осуществляющей полномочия получателя б ю д же т н ы х с р е д с т в , п е р е д а ю т с я балансодержателю объекта.
Исходя из данного правила в том случае, если фактические расходы на модернизацию (реконструкцию, дооборудование) были произведены не балансодержателем данного имущества, а сторонним учреждением (в данном случае - Администрацией), то данное учреждение не вправе списывать стоимость произведенных работ на собственные затраты. Указанные расходы следует передать балансодержателю этого имущества для включения их в первоначальную стоимость соответствующего объекта недвижимости (см. также письмо Минфина России от 12.02.2016 № 02-06-10/8813).
Кроме того, данные о проведенной реконструкции объектов недвижимости и инженерных сетей, повлекшей увеличение стоимости объекта, подлежат внесению в реестр государственного (муниципального) имущества. Невыполнение данного требования - повод для претензий проверяющих (см., например, п. 4.1.2 «Отчета Контрольно-счетной палаты, утвержденного
решением городской Думы Краснодара от 28.02.2013 № 43 п. 9).
Однако, как мы поняли из вопроса, осуществить передачу капвложений не представляется возможным, так как МУП финансово-хозяйственной деятельности не осуществляет, и есть основания полагать, что в бухгалтерском учете МУП капвложения отражены не будут, что приведет, как минимум, к искажению стоимости объекта.
В соответствии с положениями ст. 64.2 ГК РФ и ст. 21.1 Федерального закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридиче ских лиц и индивидуальных предпринимателей» недействующим считается юридическое лицо, которое в течение 12 месяцев, предшествующих его исключению из Единого государственного реестра юридических лиц (ЕГРЮЛ), не представляло документы отчетности, предусмотренные законодательством РФ о налогах и сборах, и не осуществляло операций хотя бы по одному банковскому счету. Такое юридическое лицо подлежит исключению из ЕГРЮЛ по решению налогового органа.
Обратите внимание: «недействующе е юридическое лицо» - не статус предприятия, а основание для принятия решения об исключении такого юридического лица из ЕГРЮЛ.
В такой ситуации учредитель вправе рассмотреть вопрос о целесообразности дальнейшего закрепления указанного имущества на праве хозяйственного ведения за данным предприятием.
Как следует из п. 3 ст. 299 ГК РФ, право хозяйственного ведения прекращается по основаниям и в порядке, которые предусмотрены действующим законодательством для прекращения права собственности, а также в случаях правомерного изъятия имущества у предприятия по решению собственника.
Пункт 2 ст. 296 ГК РФ предоставляет собственнику имущества право изъять излишнее, неиспользуемое или используемое не по назначению имущество, закрепленное им за учреждением или казенным предприятием либо приобретенное учреждением или казенным предприятием за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение этого имущества.
Однако случаев изъятия собственником имущества у унитарного предприятия, основанного на праве
хозяйственного ведения, ни ГК РФ, ни Закон № 161-ФЗ не предусматривают. Поэтому в контексте нормы п. 3 ст. 299 ГК РФ под правомерным изъятием имущества у предприятия следует понимать изъятие имущества, закрепленного за казенным предприятием на праве оперативного управления, в случаях, когда такое имущество является излишним, не используется или используется не по назначению. Аналогичный вывод представлен в постановлении Президиума ВАС РФ от 18.11.2008 № 10984/08.
В п. 40 постановления Пленума ВС РФ и Пленума ВАС РФ от 01.07.1996 № 6/8 указано, что собственник (управомоченный им орган) не наделен правом изымать, передавать в аренду либо иным образом распоряжаться имуществом, находящимся в хозяйственном ведении государственного (муниципального) предприятия. Акты государственных органов и органов местного самоуправления по распоряжению имуществом, принадлежащим государственным (муниципальным) предприятиям на праве хозяйственного ведения, по требованиям этих предприятий должны признаваться недействительными.
Основываясь на приведенных нормах и учитывая правовую позицию, которая приведена в названном постановлении, суды приходят к выводу о том, что изъятие собственником имущества у субъекта права хозяйственного ведения и передача его другому лицу нарушает требования закона и является недействительной сделкой в силу ст. 168 ГК РФ. При этом не имеет значения, совершена она по инициативе предприятия либо по решению или с согласия собственника.
Следует отметить, что во многих случаях, когда судьями формулировалась такая правовая позиция, изъятие у предприятия имущества, находящегося у него на праве хозяйственного ведения, нарушало права кредиторов такого предприятия в деле о банкротстве или лишало унитарное предприятие возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия, что недопустимо в силу требования п. 3 ст. 18 Закона № 161-ФЗ.
Тем не менее в некоторых случаях судьи признают принципиальную возможность изъятия у унитарного предприятия имуще ства, закрепленного за ним на праве хозяйственного ведения, собственником такого имущества.
Так, АС Дальневосточного округа в постановлении от 12.02.2016 № Ф03-6083/15 отметил, что изъятие собственником имущества, закрепленного за предприятием на праве хозяйственного ведения, законодатель допускает, но лишь в исключительном случае, а именно при неиспользовании имущества предприятием в своей предписанной уставом хозяйственной деятельности по причине неотносимости имущества к виду такой деятельности и неполучении при этом каких-либо преимуществ от обладания данным имуществом; необходимым условием, наряду с вышеуказанным, является также отказ предприятия от соответствующего имущества (см. также постановления Президиума ВАС РФ от 31.07.2001 № 1198/01, АС ЗападноСибирского округа от 27.06.2016 № Ф04-29132/15).
В постановлении ФАС Московского округа от 21.01.2013 № Ф05-13247/10 судьи согласились с возможностью изъятия собственником имущества, закрепленного за МУП на праве хозяйственного ведения, если ведение финансово-хозяйственной деятельности МУП является неэффективным и убыточным, а закрепленное за ним имущество относится к социально значимым объектам и в уставной деятельности предприятия не используется.
С нашей точки зрения, с учетом норм п. 2 ст. 1, п. 1 ст. 235, п. 3 ст. 299 ГК РФ унитарное предприятие не лишено права передать имущество, принадлежащее ему на праве хозяйственного ведения, собственнику этого имущества путем совершения сделки между предприятием и указанным собственником, направленной на прекращение права хозяйственного ведения. При этом должно соблюдаться требование п. 3 ст. 18 Закона № 161-ФЗ о допустимости распоряжения унитарным предприятием принадлежащим ему движимым и недвижимым имуществом только в пределах, не лишающих его возможности осуществлять деятельность, цели, предмет, виды которой определены уставом такого предприятия. Однако без согласия унитарного предприятия собственник не вправе изымать у него имущество, которое принадлежит такому предприятию на праве хозяйственного ведения.
Включив имущество, ранее закрепленное за МУП на праве хозяйственного ведения, в состав муниципальной казны, Администрация сможет увеличить стоимость этого объекта на сумму произведенных капитальных вложений по его реконструкции.
Отметим, что передача вложений, произведенных в реконструируемую сеть уличного освещения, должна осуществляться на основании распорядительного акта органа, осуществляющего права собственника имущества. Им же устанавливается конкретный перечень необходимых для передачи дополнительных документов.
В соответствии с положениями Инструкции № 157н и п. 38, 109, 110 Инструкции, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н), в регистрах бюджетного учета увеличение стоимости объекта в составе имущества казны на сумму вложений по его реконструкции может быть отражено следующими корреспонденциями счетов:
1. Дебет КРБ 130404310 Кредит КРБ 110611410 -
переданы администрацией (в качестве муниципального учреждения) вложения в реконструируемый объект;
2. Дебет КРБ 110611310 Кредит КДБ 130404410 -
приняты администрацией (в качестве органа, осуществляющего от имени муниципального образования права собственника имущества) вложения в реконструируемый объект;
3. Дебет гКБК 110851310 Кредит КРБ 110611410 -
отражено увеличение реконструируемого объекта, учтенного в составе имущества казны.
Кроме того, при закреплении рассматриваемого имущества за другим унитарным предприятием или учреждением на праве хозяйственного ведения или оперативного управления соответственно осуществленные капвложения возможно передать новому балансодержателю.
В заключение отметим, что Инструкция № 162н не предусматривает оснований для списания (признания расходами текущего года) капитальных вложений в работы по достройке, реконструкции, в том числе с элементами реставрации, техническому перевооружению по достройке, реконструкции, модернизации, дооборудованию объектов нефинансовых активов.
Более того, осуществление вложений, впоследствии не направленных на увеличение стоимости муниципального имущества, может быть квалифицировано в качестве неэффективного расходования средств бюджета (см., например, решение Арбитражного суда Пермского края от 27.09.2010 по делу № А50-14701/10).
Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ
Вопрос. В 2008 г. администрацией муниципального образования на условиях софинансирования из краевого бюджета выполнялось строительство пищеблока (смета строительства при этом была единая). По условиям соглашения за счет средств краевого бюджета возводилось здание, а за счет средств местного бюджета должны быть сделаны водопровод, пожарная сигнализация, а также приобретено и установлено технологическое оборудование.
Однако по окончании строительных работ вложения (незавершенное строительство) были переданы району с приложением правоустанавливающих документов. Согласно акту приема-передачи числящаяся у передающей стороны на счете 101 стоимость здания была принята администрацией к учету также на счете 101. При этом вложения, осуществляемые за счет средств местного бюджета, аккумулировались на счете 106. КС и в стоимость здания на счет 101 своевременно перенесены не были. Пищеблок со счета 101 был передан на баланс подведомственного бюджетного учреждения. Стоимость водопровода, пожарной сигнализации и оборудования (включая его монтаж) осталась числиться на счете 106у администрации.
Каким образом можно передать эти вложения бюджетному учреждению для включения их в стоимость здания?
Ответ. По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции.
Своевременно невключенные в первоначальную стоимость объекта «Пищеблок» вложения на основании соответствующего распоряжения органа местного самоуправления можно дополнительно передать бюджетному учреждению -балансодержателю данного объекта для дальнейшего внесения им исправлений в первоначальную стоимость объекта.
При этом передача бюджетному учреждению капитальных вложений, произведенных ранее при строительстве (создании) объекта, не означает, что вся эта сумма должна быть направлена на увеличение первоначальной стоимости этого объекта.
Обоснование. Порядок ведения бюджетного учета в органах местного самоуправления регламентируется Инструкцией по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета, утвержденной приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н), и разработанной на ее основе Инструкцией, утвержденной приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н (далее - Инструкция № 162н).
В соответствии с п. 23 Инструкции № 157н первоначальной стоимостью, по которой объекты нефинансовых активов принимаются к бухгалтерскому учету, признается сумма фактических вложений в их приобретение, сооружение или изготовление (создание) с учетом сумм налога на добавленную стоимость, предъявленных учреждению поставщиками и (или) подрядчиками (кроме их приобретения, сооружения и изготовления в рамках деятельности, облагаемой НДС, если иное не предусмотрено налоговым законодательством РФ).
Согласно п. 39 Инструкции № 157н материальные объекты имущества, числящиеся в составе незавершенных капитальных вложений, к основным средствам не относятся. Учет любых объектов незавершенного строительства должен осуществляться на счете 10601«Вложения в основные средства» (п. 127, 130 Инструкции № 157н, письмо Минфина России от 04.06.2013 № 02-06-10/20565).
Объект имущества принимается к балансовому учету в качестве основного средства или материального запаса, если он отвечает условиям отнесения соответствующего вида имущества к объектам основных средств или материальным запасам соответственно (п. 38, 39, 41, 99 Инструкции № 157н).
При этом в обязательном порядке должно соблюдаться единое для всех объектов учета условие: имущество должно предназначаться для использования в деятельности учреждения.
Иными словами, если изначально приобретаемые (создаваемые) нефинансовые активы (вне зависимости от признания их основными средствами или материальными запасами) не
планируется использовать в деятельности учреждения, принятие их к учету в качестве основных средств или материальных запасов будет противоречить положениям Инструкции № 157н. Следовательно, при отражении в учете учреждения указанных активов счета учета основных средств или материальных запасов не должны быть задействованы.
Однако, как следует из вопроса, полученные Администрацией в 2008 г. капитальные вложения были отражены в составе основных средств, после чего переданы подведомственному учреждению в том же виде без формирования в учете корректной первоначальной стоимости объекта, включающей расходы, совершенные за счет средств местного бюджета. В связи с этим в рассматриваемой ситуации можно констатировать факт наличия ошибки.
Исправление ошибок осуществляется в порядке, предусмотренном п. 18 Инструкции № 157н: отражается датой обнаружения ошибки дополнительной бухгалтерской записью либо бухгалтерской записью, оформленной по способу «Красное сторно», и (или) дополнительной бухгалтерской записью. Указанные исправления оформляются первичным учетным документом -Бухгалтерской справкой (форма 0504833), содержащей информацию по обоснованию внесения исправлений, наименование исправляемого регистра бухгалтерского учета (Журнала операций), его номер (при наличии), а также период, за который он составлен.
Вместе с тем в рассматриваемой ситуации такой механизм мог бы быть применен при условии учета пищеблока на балансе органа местного самоуправления. При этом осуществлять возврат имущества, переданного в оперативное управление бюджетному учреждению, для внесения исправлений в первоначальную стоимость пищеблока считаем нецелесообразным.
На наш взгляд, невключенные своевременно вложения в первоначальную стоимость объекта «Пищеблок» на основании соответствующего распоряжения органа местного самоуправления возможно дополнительно передать бюджетному учреждению - балансодержателю данного объекта для дальнейшего внесения им исправлений в первоначальную стоимость объекта.
Согласно п. 34 Инструкции № 162н передача произведенных вложений в о бъе кты нефинансовых активов в рамках движения о б ъ е к т о в м е ж д у у ч р е ж д е н и я м и ,
подведомственными одному главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств, отражается по дебету счета 030404000 «Внутриведомственные расчеты» и кредиту счета 010600000 «Вложения в нефинансовые активы».
При этом операции по отражению в учете указанной передачи и в учете органа местного самоуправления, и в учете бюджетного учреждения следует рассматривать в качестве исправления ошибки, допущенной в предыдущие периоды (п. 18 Инструкции № 157н).
В учете органа местного самоуправления при этом на основании соответствующего распоряжения может быть отражена следующая бухгалтерская запись:
Дебет КРБ 130404310 Кредит КРБ 1106КС410 -
переданы балансодержателю вложения, ранее произведенные в объект «Пищеблок».
Передача объектов нефинансовых активов (к которым относятся в том числе вложения в нефинансовые активы) должна быть оформлена соответствующими первичными учетными документами, утвержденными приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н (далее - Приказ № 52н). В частности, при передаче нефинансовых активов между учреждениями оформляется Акт о приеме-передаче объектов нефинансовых активов (форма 0504101).
Кроме того, для обеспечения достоверности учета как у передающей, так и у принимающей сторон, может оформляться Извещение (форма 0504805). Согласно положениям Методических указаний (Приложение 5 к Приказу № 52н) Извещение (форма 0504805) используется при оформлении расчетов, возникающих по операциям приемки-передачи имущества, активов и обязательств между субъектами учета.
Обратите внимание: передача бюджетному учреждению капитальных вложений, произведенных ранее при строительстве (создании) объекта, не означает, что вся эта сумма должна быть направлена им, как балансодержателем, на увеличение первоначальной стоимости этого объекта. При получении дополнительных капитальных вложений от учредителя и включении их в стоимость имущества бюджетному учреждению следует принимать во внимание действующий порядок учета основных средств.
Напомним, что согласно п. 45 Инструкции № 157н инвентарным объектом основных средств являются объект со всеми приспособлениями и принадлежностями, отдельный конструктивно обособленный предмет, обособленный комплекс конструктивно сочлененных предметов. При этом исходя из содержания данного пункта коммуникации внутри зданий, необходимые для их эксплуатации, в частности внутренняя сеть в о д о п р о в о да , а т а к же в н у тр е н н и е сигнализационные сети, входят в состав здания и отдельными инвентарными объектами не являются. Вместе с тем в качестве отдельных инвентарных объектов учитывается оборудование указанных систем, например: оконечные аппараты, приборы, устройства средства измерения, управления; средства преобразования, принятия, передачи, хранения информации; средства вычислительной техники и оргтехники; средства визуального и акустического отображения информации.
Соответственно, система водопровода внутри здания входит в его стоимость и является с ним единым объектом, так как, по сути, неотделима от здания и не может выполнять свои функции самостоятельно. Стоимость расходов по монтажу в здании системы пожарной сигнализации также могла быть учтена при формировании его первоначальной стоимости, за исключением стоимости отдельных элементов системы, которые в соответствии с критериями, установленными п. 38, 39, 41 Инструкции № 157н, могут быть учтены в качестве самостоятельных объектов основных средств.
Кроме того, отметим, что при строительстве (создании) объекта расходы на приобретение мебели, инвентаря и оборудования могут быть включены в сводный сметный расчет строительства, в то же время первоначальная стоимость мебели, инвентаря и оборудования формируется обособленно от первоначальной стоимости объекта недвижимости, так как это движимое имущество в дальнейшем подлежит учету в качестве отдельных инвентарных объектов (см. письмо Минфина России от 18.06.2015 № 02-05-11/35429).
То есть в данном случае технологическое оборудование, установленное в пищеблоке, несмотря на то, что изначально было включено в единый сметный расчет строительства объекта «Пищеблок», в его стоимость не включается, а подлежит учету в качестве отдельных инвентарных объектов, имеющих самостоятельное
назначение и разный срок полезного использования.
С учетом изложенного в рассматриваемой ситуации в бухгалтерском учете бюджетного учреждения после получения от учредителя дополнительных вложений в объект «Пищеблок» необходимо отразить следующие операции:
— увеличить первоначальную стоимость объекта «Пищеблок» на стоимость работ по устройству водопровода, а также монтажу пожарной сигнализации;
— принять к учету в качестве самостоятельных объектов основных средств объекты технологического оборудования пищеблока, а также отдельные элементы системы пожарной сигнализации, относящиеся к основным средствам.
Ответ подготовила: Сапетина Ирина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ
Вопрос. Работник, состоящий в трудовых отношениях с Управлением внебюджетного фонда, обратился с заявлением об увольнении по собственному желанию с 31.03.2016. Окончательный расчет с работником произведен 14.04.2016. 01.04.2016 работник сообщил о том, что заболел и ему выдан больничный лист. 15.04.2016 работник представил больничный лист с 01.04.2016 по 15.04.2016, оплата по больничному листу произведена 19.04.2016.
Правомерно ли данные выплаты по листу нетрудоспособности относить на код вида расходов 141 «Фонд оплаты труда», статью 211 «Заработная плата» КОСГУ, или данные расходы следует относить на код вида расходов 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств» и статью 263 «Пенсии, пособия, выплачиваемые
организациями сектора госуправления» КОСГУ?
Ответ. Рассмотрев вопрос, мы пришли к выводу, что оплата пособия за первые три дня временной
нетрудоспособности за счет средств работодателя в данной ситуации может быть произведена с применением вида расходов 141 «Фонд оплаты труда государственных внебюджетных фондов». Соответствующие расходы отражаются в учете учреждения по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ.
Обоснование. Если нетрудоспособность началась до увольнения, застрахованное лицо в любом случае имеет право на пособие, что следует из ч. 2 ст. 5 Федерального закона от 29.12.2006 № 255-ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» (далее - Закон № 255-ФЗ). При этом для определения права на получение пособия дата окончания нетрудоспособности (до или после увольнения) значения не имеет.
Периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается, перечислены в ч. 1 ст. 9 Закона № 255-ФЗ. Дни, приходящиеся на период после увольнения, в этой норме не указаны. Следовательно, пособие выплачивается за все календарные дни нетрудоспособности в оплачиваемом периоде, в том числе за дни после увольнения.
Часть 2 ст. 7 Закона № 255-ФЗ устанавливает, что при заболеваниях и травмах пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере 60% среднего заработка, если заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору. Соответственно, если заболевание или травма наступили еще до увольнения, пособие за дни после увольнения указанным размером (60% среднего заработка) не ограничивается и выплачивается в размере, зависящем от страхового стажа.
Таким образом, в рассматриваемой ситуации пособие по временной нетрудоспособности уволенному работнику назначается в обычном порядке. Факт того, что больничный лист был закрыт после его увольнения, на порядок назначения пособия не влияет.
Поэтому, на наш взгляд, аналогичный подход может быть применен и в целях определения кодов бюджетной классификации для отражения в учете операций по начислению сумм пособий, а также операций по оплате причитающихся сотруднику сумм пособий.
Подпунктом 5.1.1 п. 5.1 раздела III Указаний о порядке применения бюджетной классификации
Российской Федерации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н (далее -Указания № 65н), установлено одно из существенных требований утвержденной структуры видов расходов по разграничению выплат физическим лицам по типу получателей (действующие или бывшие работники (служащие), иные категории граждан) между элементами видов расходов 112 «Иные выплаты персоналу учреждений, за исключением фонда оплаты труда», 122 «Иные выплаты персоналу государственных (муниципальных) органов, за исключением фонда оплаты труда», 134 «Иные выплаты персоналу и сотрудникам, имеющим специальные звания», 142 «Иные выплаты персоналу, за исключением фонда оплаты труда» и видом расходов 321 «Пособия, компенсации и иные социальные выплаты гражданам, кроме публичных нормативных обязательств».
При этом относительно вида расходов 141 «Фонд оплаты труда государственных внебюджетных фондов» такого требования не установлено.
Порядком применения вида расходов 141 прямо предусмотрено, что по данному элементу отражаются выплаты работникам государственных внебюджетных фондов в пределах фонда оплаты труда, в том числе выплаты пособия за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, в случае заболевания работника или полученной им травмы (за исключением несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний).
Оплата первых трех дней нетрудоспособности в рассматриваемой ситуации вполне обоснованно может быть произведена в пределах фонда оплаты труда, так как на момент наступления заболевания работник состоял с организацией в трудовых отношениях. Согласно Таблице соответствия видов расходов классификации расходов бюджетов и статей (подстатей) классификации операций сектора государственного управления,
относящихся к расходам бюджетов (Приложение 5.1 к Указаниям № 65н), коду видов расходов 141 «Фонд оплаты труда государственных внебюджетных фондов» соответствует
единственная подстатья 211 «Заработная плата» КОСГУ.
Учитывая изложенное, в рассматриваемой ситуации оплата пособия за первые три дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя может быть произведена с применением вида расходов 141 «Фонд оплаты труда государственных внебюджетных фондов». Соответствующие расходы отражаются в учете учреждения по подстатье 211 «Заработная плата» КОСГУ.
Ответ подготовила: Сульдяйкина Валентина, эксперт службы правового консалтинга ГАРАНТ
Контроль качества ответа: Миллиард Мария, рецензент службы правового консалтинга ГАРАНТ