ВОПРОС - ОТВЕТ
КОНСУЛЬТАЦИИ ЭКСПЕРТОВ
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РФ
Вопрос. Могут ли относиться на затраты, уменьшающие налогооблагаемую прибыль, представительские расходы, произведенные банком, если прием и обслуживание представителей других организаций производятся не по месту расположения банка, а за пределами РФ?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 11 марта 2001 года № 04-02-05/5/6
Департамент налоговой политики рассмотрел вопрос о порядке отнесения на себестоимость представительских расходов, поставленный в письме, и сообщает следующее.
В соответствии с приказом Министерства финансов РФ, Министерства РФ по налогам и сборам и Центрального банка РФ от 19.12.2000 № 111н, ВГ-3-02/442, ОД-636 "О нормах и нормативах на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость оказываемых банками и другими кредитными организациями услуг" банки и иные кредитные организации при определении норм и нормативов на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующих размер отнесения этих расходов на себестоимость оказываемых банками услуг для целей налогообложения и порядка их применения, должны руководствоваться нормами и нормативами на представительские расходы, расходы на рекламу и на подготовку и переподготовку кадров на договорной основе с учебными заведениями, регулирующими размер отнесения этих расходов на себестоимость продукции (работ, услуг) для целей налогообложения, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 15.03.2000 № 26н.
В соответствии с приказом № 26н к представительским расходам относятся расходы организации по приему и обслуживанию представителей других организаций (включая иностранные), участвующих в переговорах с целью установления и (или) поддержания взаимовыгодного сотрудничества, а также участников, прибывших на заседания совета (правления) или другого аналогичного органа организации.
Учитывая изложенное, а также то, что приказ Минфина РФ, МНС РФ и Центрального банка РФ определяет порядок применения в отношении кредитных организаций норм и нормативов по представительским расходам, утвержденных Минфином РФ для небанковской сферы, считаем возможным с 1 апреля 2000 года относить к представительским расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, расходы, осуществленные кредитными организациями на указанные цели, независимо от места их осуществления.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ Минфина РФ № 111н, МНС РФ № ВГ-3-02/442, ЦБ РФ № ОД-636 от 19.12.2000
"О НОРМАХ И НОРМАТИВАХ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ, РАСХОДЫ НА РЕКЛАМУ И НА ПОДГОТОВКУ И ПЕРЕПОДГОТОВКУ КАДРОВ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ С УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ, РЕГУЛИРУЮЩИХ РАЗМЕР ОТНЕСЕНИЯ ЭТИХ РАСХОДОВ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ОКАЗЫВАЕМЫХ БАНКАМИ И ДРУГИМИ КРЕДИТНЫМИ ОРГАНИЗАЦИЯМИ УСЛУГ" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 24.01.2001 № 2546)
ПРИКАЗ Минфина РФ от 15.03.2000 № 26н (ред. от 01.03.2001)
"О НОРМАХ И НОРМАТИВАХ НА ПРЕДСТАВИТЕЛЬСКИЕ РАСХОДЫ, РАСХОДЫ НА РЕКЛАМУ И НА ПОДГОТОВКУ И ПЕРЕПОДГОТОВКУ КАДРОВ НА ДОГОВОРНОЙ ОСНОВЕ С УЧЕБНЫМИ ЗАВЕДЕНИЯМИ, РЕГУЛИРУЮЩИХ РАЗМЕР ОТНЕСЕНИЯ ЭТИХ РАСХОДОВ НА СЕБЕСТОИМОСТЬ ПРОДУКЦИИ (РАБОТ, УСЛУГ) ДЛЯ ЦЕЛЕЙ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ, И ПОРЯДКЕ ИХ ПРИМЕНЕНИЯ"
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 11.04.2000 № 2192)
Вопрос. По какой ставке организация должна удерживать налог на доходы у работника, работающего по трудовому договору и являющегося гражданином Республики Беларусь? Организация имеет представительство, которое расположено на территории Республики Беларусь. Работники представительства являются гражданами Республики Беларусь. Представительство финансируется головной организацией. В бюджет какого го-
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 4 апреля 2001 года № 04-06-05/1/20
Департамент налоговой политики Министерства финансов РФ на Ваш запрос в рамках своей компетенции сообщает.
Согласно ст. 209 части второй Налогового кодекса РФ объектом налогообложения признается доход, полученный налогоплательщиками от источников в РФ и (или) от источников за пределами РФ - для физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ.
сударства и по каким ставкам следует удерживать налог на доходы у работников представительства?
В соответствии с п. 2 ст. 11 части первой Налогового кодекса РФ физические лица, фактически находящиеся на территории РФ не менее 183 дней в календарном году, являются резидентами РФ. Следовательно, должны облагаться по налоговой ставке 13% и уплачивать налог в федеральный бюджет РФ.
Если физические лица фактически находятся на территории РФ менее 183 дней, то к ним должны применяться нормы международного Соглашения между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21.04.95.
Если деятельность компании привела к образованию постоянного представительства на территории Республики Беларусь, то представительство удерживает подоходный налог из заработной платы сотрудников в бюджет Республики Беларусь по ставкам согласно действующему законодательству Республики Беларусь.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 02.01.2000)
СОГЛАШЕНИЕ между Правительством РФ и Правительством Республики Беларусь от 21.04.95 "ОБ ИЗБЕЖАНИИ ДВОЙНОГО НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И ПРЕДОТВРАЩЕНИИ УКЛОНЕНИЯ ОТ УПЛАТЫ НАЛОГОВ В ОТНОШЕНИИ НАЛОГОВ НА ДОХОДЫ И ИМУЩЕСТВО"
Вопрос. Российская организация заключила с иностранными судовладельцами (компаниями - резидентами Либерии и острова Мэн) договоры бербоут-чартера на два танкера сроком на 94 и 48 месяцев. Каков порядок налогообложения в РФ доходов иностранных компаний по указанным договорам?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 24 апреля 2001 года № 04-06-10/03
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу налогообложения доходов иностранных юридических лиц, получаемых по договорам бербоут-чар-
тера на морские суда, заключенным с российской компанией, и в рамках своей компетенции сообщает следующее.
Согласно ст. 642 Гражданского кодекса РФ указанный договор относится к договорам аренды.
В соответствии с п. 5 инструкции ГНС РФ от 16.05.95 № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" доходы иностранного юридического лица, получаемые из источников в РФ от сдачи в аренду имущества, подлежат налогообложению в РФ по ставке 20%, если указанная деятельность не связана с деятельностью иностранного юридического лица в РФ через постоянное представительство.
При этом принимаются во внимание положения соглашений об избежании двойного налогообложения доходов, заключаемых Россией с иностранными государствами, которые могут предусматривать иные правила налогообложения данных доходов.
Поскольку ни с Либерией, ни с островом Мэн указанные соглашения не заключены, то налогообложение доходов иностранных юридических лиц, получаемых из источников в России по договору бербоут-чартера (договор аренды транспортного средства), регулируется налоговым законодательством РФ.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
"ГРАЖДАНСКИЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 26.01.96 № 14-ФЗ (принят ГД ФС РФ 22.12.95) (ред. от 17.12.99)
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)
Вопрос. Общественный фонд -некоммерческая организация получает денежные средства от российских и иностранных компаний.
Данный фонд из полученных средств производит выплаты пенсионерам - бывшим работникам предприятий в виде ежемесячных доплат к пенсии, а также оказывает материальную помощь инвалидам и ветеранам войны и труда,
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 14 июня 2001 года № 04-04-07/93
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу начисления единого социального налога на суммы благотворительной или безвозмездной помощи, оказываемой физическим лицам благотворительными организациями, и сообщает следующее.
многодетным семьям и вдовам погибших работников - моряков предприятий.
Должны ли суммы, выплачиваемые фондом по вышеперечисленным основаниям, облагаться единым социальным налогом?
В абз. 4 п. 3 Методических рекомендаций по порядку исчисления и уплаты единого социального налога, утвержденных приказом МНС РФ от 29.12.2000 № БГ-3-07/465, отражено, что выплаты, осуществляемые благотворительными организациями в рамках своей деятельности, подлежат обложению ЕСН. В то же время в письме Минфина РФ (ответ на частный запрос) содержится мнение, что благотворительные общества не должны являться плательщиками ЕСН с сумм благотворительной или безвозмездной помощи лицам, не выполняющим какие-либо работы для благотворительного фонда (письмо № 04-04-07/39 от 26.03.2001). В том же письме содержится мнение о разночтениях в понимании п. 1 ст. 236 Налогового кодекса и необходимости внесения изменений и дополнений в данную статью.
Просим разъяснить.
В соответствии с п. 1 ст. 236 гл. 24 части второй Налогового кодекса РФ "Единый социальный налог (взнос)" объектом обложения единым социальным налогом являются выплаты и иные вознаграждения, начисляемые работодателями в пользу работников по всем основаниям, в том числе:
вознаграждения по договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), а также по авторским и лицензионным договорам;
выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ (оказание услуг), авторским или лицензионным договором.
Таким образом, благотворительный фонд как работодатель, безусловно, является плательщиком единого социального налога в отношении всех выплат, производимых в пользу своих работников (штатных и привлекаемых на условиях договоров или без договоров) за выполнение каких-либо работ.
При этом фонд не является плательщиком единого социального налога в отношении тех сумм, которые не предполагают со стороны их получателей выполнение каких-либо работ или услуг для фонда, в связи с чем суммы благотворительной помощи лицам, не выполняющим работы для фовда, не включаются в объект налогообложения для исчисления единого социального налога (взноса) как на основании положений ст. 236, так и на основании ст. 235 Налогового кодекса РФ (в связи с отсутствием организации-работодателя) .
Одновременно сообщаем, что в соответствии с протоколом заседания Правительства РФ от 13.04.2001 № 15 в настоящее время Минфином РФ совместно с заинтересованными министерствами и государственными социальными внебюджетными фондами разработан и представлен в Правительство РФ 31.05.2001 законопроект по внесению изменений и дополнений в гл. 24 части второй Налогового кодекса РФ "Единый социальный налог (взнос)".
В указанном законопроекте помимо других дополнений предлагается исключить из объекта налогообложения для исчисления единого социального налога выплаты в виде материальной помощи и иные безвозмездные выплаты в пользу физических лиц, не связанных с налогоплательщиком трудовыми, гражданско-правовыми, авторскими и лицензионными договорами. Указанная норма приводит в настоящее время к неправильному толкованию вопроса налогообложения благотворительных и иных некоммерческих организаций по выплатам, производимым ими безвозмездно в пользу физических лиц, а также грантов, предоставляемых международными и иностранными организациями.
При этом следует отметить, что до внесения вышеуказанных изменений и дополнений в законодательном порядке приказом МНС РФ от 28.04.2001 № БГ-3-07/138 вне-
сены изменения в Методические рекомендации по порядку исчисления и уплаты единого социального налога (взноса), утвержденные приказом МНС РФ от 29.12.2000 № БГ-3-07/465, в соответствии с которым из текста Рекомендаций исключается абз. 4 п. 3 следующего содержания: подлежат налогообложению единым социальным налогом (взносом) "выплаты, осуществляемые благотворительными организациями в рамках благотворительной деятельности, в пользу физических лиц, не связанных с ними трудовым договором либо договором гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ или оказание услуг, либо авторским или лицензионным договором как в денежной, так и в натуральной форме".
Таким образом, в ближайшее время будет решена проблема налогообложения благотворительных организаций.
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)
ПРИКАЗ МНС РФ от 28.04.2001 № БГ-3-07/138 "О ВНЕСЕНИИ ИЗМЕНЕНИЙ И ДОПОЛНЕНИЙ В МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ПОРЯДКУ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА (ВЗНОСА)"
ПРИКАЗ МНС РФ от 29.12.2000 № БГ-3-07/465 (ред. от 28.04.2001)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА (ВЗНОСА)"
ПРИКАЗ МНС РФ от 29.12.2000 № БГ-3-07/465 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЙ ПО ПОРЯДКУ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА (ВЗНОСА)"
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
Вопрос. Каков порядок налогообложения доходов физических лиц, работающих на иностранную компанию, деятельность которой:
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
а) приводит к образованию постоянного представительства на территории РФ;
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо и сообщает следующее.
от 25 июня 2001 года
№ 04-04-06/352
б) не приводит к образованию постоянного представительства на территории РФ?
На настоящий момент понятие "постоянное представительство" дается в инструкции ГНС РФ от 16.06.95 № 34 и в применяющихся на территории России соглашениях об избежании двойного налогообложения, которые входят в систему права РФ. В зависимости от страны, с которой заключено соответствующее соглашение об избежании двойного налогообложения, понятие "постоянное представительство" может варьироваться, учитывая специфику и особенности конкретного соглашения. Соглашения, как правило, содержат также отсылку к нормам внутреннего законодательства государств - участников соглашения в случае, если тот или иной термин или понятие не определены (или недостаточно четко определены) самим соглашением.
Если на оснований положений соглашения об избежании двойного налогообложения и/или положений инструкции № 34 деятельность иностранной организации, осуществляемая на территории России, не рассматривается как приводящая к образованию постоянного представительства, это организация не будет выступать в качестве налогового агента исходя из положений российского налогового законодательства.
Физические лица, в том числе российские граждане, работающие на иностранную организацию, деятельность которой не приводит к образованию постоянного представительства, могут исчислять и уплачивать налог в порядке, предусмотренном подп. 3 п. 1 и 2 ст. 228 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс).
Что же касается постоянных представительств иностранной организации в РФ, то они в соответствии с п. 1 ст. 226 Кодекса наряду с российскими организациями, индивидуальными предпринимателями и коллегиями адвокатов признаются в качестве налоговых агентов.
Получаемые физическими лицами от постоянного представительства иностранной организации доходы за выполнение трудовых и иных обязанностей, выполненную работу, совершенные действия в РФ согласно подп. 6 п. 1 ст. 208 Кодекса относятся к доходам от источников в РФ.
По нашему мнению, постоянное представительство иностранной организации как налоговый агент обязано исчислить, удержать и перечислить налог в бюджет.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.05.2001)
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)
Вопрос. Правильно ли мы понимаем, что если условиями трудового договора, заключенного между компанией-работодателем и сотрудником этой компании, который является иностранным гражданином, закреплено положение об отсутствии права данного иностранного работника на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств соответствующих фондов, то компания вправе не начислять единый социальный налог на выплаты в пользу такого работника?
Ответ.
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 3 июля 2001 года № 04-04-07/113
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу о порядке применения отдельных положений гл. 24 "Единый социальный налог (взнос)" Налогового кодекса РФ и сообщает следующее.
В соответствии с п. 2 ст. 239 указанной главы Кодекса освобождаются от уплаты единого социального налога работодатели, производящие выплаты в пользу иностранных граждан и лиц без гражданства, если такие работники в соответствии с законодательством РФ, международными договорами или условиями договора с работодателем не обладают правом на государственное пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств соответствующих государственных социальных внебюджетных фондов.
Упомянутые в указанной статье признаки возможности уплаты работодателем ЕСН с сумм заработной платы иностранных граждан должны рассматриваться как необходимые и достаточные условия. Необходимым условием является наличие в законодательстве или международных договорах РФ соответствующих положений, а достаточным -обоюдное желание работодателя и работника реализовать указанные положения в конкретном трудовом договоре.
Таким образом, если условиями договора или контракта, заключенного между компанией-работодателем и сотрудником этой компании, который является иностранным гражданином, закреплено положение об отсутствии права данного иностранного работника на пенсионное, социальное обеспечение и медицинскую помощь за счет средств упомянутых фондов, то компания вправе не начислять единый социальный налог на выплаты в пользу такого работника.
Руководитель Департамента налоговой политики А.И. ИВАНЕЕВ
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.05.2001)
Вопрос. Российская организация имеет представительства в ряде зарубежных стран, в которых работают российские граждане. Организация перечисляет представительствам средства на выплату заработной платы сотрудникам. Подлежат ли данные выплаты налогообложению единым социальным налогом в РФ?
^^твст
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ПИСЬМО
от 17 июля 2001 года № 04-04-06/382
Департамент налоговой политики рассмотрел Ваше письмо по вопросу начисления единого социального налога на суммы заработной платы, перечисляемой работникам иностранных представительств, и сообщает следующее.
Единый социальный налог распространяется на отношения занятости на территории РФ. Сотрудники Вашей организации, направленные за границу для работы в представительствах, являются лицами, занятыми на территории иностранного государства. Соответственно, с доходов этих физических лиц могут взиматься различные социальные отчисления, установленные законодательством иностранного государства, и такие сотрудники могут претендовать на пенсионное, медицинское и социальное обеспечение в этом государстве.
Кроме того, следует иметь в виду, что российские организации, имеющие представительства, осуществляют расходы по содержанию этих представительств за счет прибыли, остающейся в распоряжении организаций. Поэтому выплаты сотрудникам представительств организации не являются объектом единого социального налога согласно п. 4 ст. 236 Налогового кодекса РФ.
Заместитель руководителя Департамента налоговой политики А.И. КОСОЛАПОВ
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 30.05.2001)
МИНИСТЕРСТВО РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ
Вопрос. Организация по роду своей деятельности в ряде случаев привлекает специалистов - физических лиц для выполнения работ по договорам гражданско-правового характера, направляя их в командировки как внутри страны, так и за рубеж. Каков порядок обложения налогом на до-
Ответ. Согласно положениям п. 3 ст. 217 гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Налогового кодекса РФ в доход физических лиц, не подлежащий налогообложению, включаются расходы на командировки как внутри страны, так и за ее пределы, оплачиваемые работодателем. При заключении договора подряда между организацией и физическим лицом организация не выступает по отношению к физическому лицу в качестве работодателя.
ходы физических лиц компенсируемых организацией сумм стоимости проезда, проживания, суточных?
Если в гражданско-правовом договоре (договоре подряда) предусмотрено возмещение расходов по оплате проезда и найма жилья, то эти суммы не будут включаться в налогооблагаемый доход физического лица при расчете налога на доходы физических лиц.
Кроме этого, в соответствии с п. 2 ст. 221 Налогового кодекса налоговым агентам дано право предоставлять профессиональные налоговые вычеты лицам, работающим у них по договору подряда, то есть при определении их налоговой базы вычесть из доходов по письменным заявлениям работников сумму фактически произведенных ими и документально подтвержденных расходов, непосредственно связанных с выполнением работ (оказанием услуг) по договору подряда.
Выплата суточных физическим лицам по договорам гражданско-правового характера при направлении их в командировки как внутри страны, так и за рубеж, подлежит налогообложению на общих основаниях, по ставке 13% (п. 1 ст. 224 Налогового кодекса).
П.П. ГРУЗИН
Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)
Вопрос. В соответствии с Указанием ЦБ РФ от 28.02.2001 № 924-У при открытии в уполномоченных банках счетов в валюте РФ банки-нерезиденты, входящие в 1000 крупнейших банков мира по величине активов по данным журналов "The Banker", "Euromoney" или справочника "Бэнкерс альманах", не представляют документы, подтверждающие государственную регистрацию такого банка.
Пунктом 6.3 инструкции Госналогслужбы России от 16.06.95 № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц " предусмотрено использование справочника "Бэнкерс альманах" для подтверждения факта постоянного местопребывания банка в стране инкорпорации для налоговых целей.
Ответ. В соответствии с Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным приказом МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124, иностранная организация обязана представить сведения об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации. Для организаций, создание которых не требует специальной регистрации, требуется представить копии учредительных документов или иных документов, содержащих информацию о получении права на ведение предпринимательской деятельности, а также необходимо представить справку налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика или его аналога.
Справочники "The Banker", "Бэнкерс альманах" и другие содержат сведения о наименовании банков и кредитных организаций, их адресах и СВИФТ кодах.
Однако в этих изданиях отсутствуют сведения о регистрации данных организаций в налоговых органах иностранных государств, номере налогоплательщика, то есть отсут-
В связи с этим возможно ли использование вышеназванных или аналогичных справочников для получения информации о регистрации иностранных банков (кредитных организаций) в стране инкорпорации и регистрации в качестве налогоплательщиков в налоговых органах иностранных государств в целях их уче та в налоговых органах РФ?
ствует информация, необходимая для осуществления контроля за налогообложением иностранных банков и кредитных организаций. Кроме того, одним из основных и обязательных требований постановки на налоговый учет иностранных организаций является представление легализованных копий или выписок из документов, содержащих вышеназванную информацию.
Таким образом, для постановки на учет и получения свидетельства об учете в налоговом органе для иностранных банков и кредитных организаций недостаточно данных об их государственной регистрации и принадлежности к стране из вышеперечисленных журналов и справочников.
К.В. ЗАЛАТА
Советник налоговой службы I ранга
Ссыпки на нормативные акты:
ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)
УКАЗАНИЕ ЦБ РФ от 28.02.2001 № 924-У "О ПРЕДСТАВЛЕНИИ БАНКАМИ-НЕРЕЗИДЕНТАМИ ДОКУМЕНТОВ В УПОЛНОМОЧЕННЫЙ БАНК ПРИ ОТКРЫТИИ СЧЕТОВ В ВАЛЮТЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)
Вопрос. Российская компания приобретает информационные и коммуникационные услуги у иностранной компании согласно договору об оказании коммуникационных и информационных услуг. Услуги фактически оказываются на территории иностранного государства, а результаты направляются заказчику посредством имеющихся средств связи. Является ли доход от оказания таких услуг доходом от источников в РФ и подлежит ли он налогообложению у источника выплаты?
Ответ. Статьей 3 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" (с последующими изменениями и дополнениями) определено, что налогообложению подлежит только та часть прибыли иностранного юридического лица, которая получена в связи с деятельностью в РФ.
Если иностранная организация оказывает услуги согласно контракту за пределами территории РФ, то доходы от такой деятельности иностранной организации по общему правилу не относятся к доходам от источника в РФ и не подлежат налогообложению в РФ. При этом оформления заявления для неудержания налога от источника не требуется, необходимо лишь документальное подтверждение факта оказания услуг и выполнения работ на территории иностранного государства.
В том случае, когда результаты оказанных услуг направлены иностранной компанией российскому заказчику с помощью средств связи, опять же следует исходить из того, на какой территории оказана (произведена) услуга, - на иностранной территории или на территории РФ.
Если деятельность иностранной организации производится на иностранной территории, то и источник дохода находится на иностранной территории, и в таком случае налоговое законодательство РФ на иностранное юридическое лицо не распространяется, следовательно, оформлять заявление на предварительное освобождение в таком случае иностранной организации не нужно.
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 09.05.2001)
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
Вопрос. Какие документы следует представлять в налоговую инспекцию иностранным юридическим лицом для подтверждения права иностранного юридического лица на неналогообложение в РФ доходов, получаемых при выплате ему дивидендов от российской организации?
Ответ. Согласно инструкции ГНС РФ от 16.06.925 № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц", изданной на основании Закона ^Ф "О налоге на прибыль предприятий и организаций", если получаемые иностранным юридическим лицом доходы от источников в РФ имеют регулярный и однотипный характер и в соответствии с международным соглашением не подлежат налогообложению у источника выплаты (или подлежат налогообложению по пониженной ставке), то иностранное юридическое лицо - получатель доходов может представить в налоговый орган по месту постановки на налоговый учет источника выплаты (налогового агента) заявление на предварительное освобождение от налогообложения получаемых по соответствующему контракту доходов. Имея на руках должным образом оформленное иностранной компанией такое заявление, источник выплаты не удерживает (либо удерживает по установленной межправительственным соглашением об избежании двойного налогообложения ставке) налог на доходы иностранных юридических лиц.
Государственной налоговой службой установлена форма Заявления на предварительное освобождение от налогообложения пассивных доходов от источников в РФ 10130Т(927).
Форма 1013ЭТ(927) (Заявление на предварительное освобождение от налогообложения пассивных доходов от источников в РФ) подается иностранным юридическим лицом до получения им пассивного дохода от источника в РФ по соответствующему контракту.
Порядок заполнения формы Заявления на предварительное освобождение от налогообложения пассивных доходов от источников в РФ подробно изложен в разделе "Рекомендации по заполнению формы 10130Т(927)" письма ГНС РФ от 24.06.98 № ВГ-6-06/374.
Помимо Заявления на предварительное освобождение от налогообложения пассивных доходов от источников в РФ, иностранное юридическое лицо должно представить в налоговый орган документы, подтверждающие фактическое право этого иностранного юридического лица на соответствующий доход. В качестве таких документов могут представляться договоры (контракты) или аналогичные документы.
В случае выплаты иностранному юридическому лицу дивидендов по акциям в качестве таких документов может быть представлен протокол общего собрания акционеров, утверждающий выплату дивидендов за определенный год в определенной сумме, а также документы, подтверждающие число акций, принадлежащих иностранному юридическому лицу, по которым будут выплачены дивиденды, а также дату приобретения акций.
На основании указанных документов может быть рассчитана сумма дохода иностранного юридического лица от источников в РФ.
Ссылки на нормативные акты:
<ПИСЬМО> Госналогслужбы РФ от 24.06.98 № ВГ-6-06/374 "О РЕКОМЕНДАЦИЯХ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ НОВЫХ ФОРМ ДОКУМЕНТОВ К ИНСТРУКЦИИ ГОСНАЛОГСЛУЖБЫ РОССИИ от 16.06.95 № 34"
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)
ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 09.05.2001)
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
Вопрос. Российская организация выплачивает резиденту иностранного государства (соглашение об избежании двойного налогообложения имеется) пассивный доход, на который иностранная организация оформила Заявление на предварительное освобождение от налогообложения пассивных доходов от источников в РФ по форме 101301(927). Сумма дохода в Заявлении указана ориентировочно. К концу календарного года, на который оформлено Заявление, сумма дохода превысила указанную в форме. Следует ли инос-
Ответ. Инструкцией ГНС РФ от 16.06.95 № 34 "О налогообложении прибыли и доходов иностранных юридических лиц" не предусмотрена возможность оформления иностранной организацией уточненных форм заявлений на предварительное освобождение от налогообложения пассивных доходов от источников в РФ.
В случае превышения суммы дохода, фактически выплаченной иностранному юридическому лицу, над суммой дохода, указанной в Заявлении на предварительное освобождение от налогообложения пассивных доходов по указанному в Заявлении контракту, представление иностранным юридическим лицом Заявления на предварительное освобождение на сумму превышения не требуется. Но при этом у источника выплаты дохода (российского контрагента) должны быть в наличии документы, подтвержда-
транной организации оформлять уточненное Заявление?
ющие, что выплаченные доходы относятся к контракту, на который оформлено Заявление на предварительное освобождение.
Е.Г. И ВАН ИНА
Советник налоговой службы III ранга
Ссылки на нормативные акты:
ИНСТРУКЦИЯ Госналогслужбы РФ от 16.06.95 № 34 (ред. от 07.04.2000)
"О НАЛОГООБЛОЖЕНИИ ПРИБЫЛИ И ДОХОДОВ ИНОСТРАННЫХ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ" (Зарегистрирована в Минюсте РФ 05.07.95 № 897)
Вопрос. По каким ставкам облагается налогом на доходы физических лиц материальная выгода в виде экономии на процентах за пользование заемными, кредитными средствами у физических лиц, являющихся или не являющихся налоговыми резидентами РФ?
Ответ. Материальная выгода в виде экономии на процентах за пользование заемными средствами у физическими лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 35% (п. 2 ст. 224 Налогового кодекса).
Материальная выгода в виде экономии на процентах за пользование кредитными средствами у физических лиц, являющихся налоговыми резидентами РФ, облагается налогом на доходы физических лиц по ставке 13% (п. 1 ст. 224 Налогового кодекса).
У физических лиц, не являющихся налоговыми резидентами РФ, налог на доходы с сумм материальной выгоды в виде экономии на процентах за пользование заемными или кредитными средствами взимается по ставке 30% (п. 3 ст. 224 Налогового кодекса).
Вышеприведенные различия в налогообложении материальной выгоды в виде экономии на процентах за пользование заемными и кредитными средствами изложены также в абз. 16 разд. П-2 Методических рекомендаций налоговым органам о порядке применения гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" части второй Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом Министерства РФ по налогам и сборам от 29.11.2000 № БГ-3-08/415 (в ред. приказа МНС России от 05.03.2001 № БГ-3-08/73).
П.П. ГРУЗИН
Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)
ПРИКАЗ МНС РФ от 29.11.2000 № БГ-3-08/415 (ред. от 05.03.2001)
"МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ НАЛОГОВЫМ ОРГАНАМ О ПОРЯДКЕ ПРИМЕНЕНИЯ ГЛАВЫ 23 "НАЛОГ НА ДОХОДЫ ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ" ЧАСТИ ВТОРОЙ НАЛОГОВОГО КОДЕКСА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
Вопрос. Пунктом 3 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124, предусмотрено предоставление справки из налогового органа иностранного государства о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика. Допустима ли постановка на учет иностранных организаций, зарегистрированных в оффшорных зонах, без представления указанной справки?
Ответ. В соответствии с п. 3.1 Положения при открытии счета иностранная организация должна представить справку налогового органа иностранного государства в произвольной форме о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации с указанием кода налогоплательщика (или его аналога).
Однако иностранные организации, зарегистрированные в оффшорных зонах, в большинстве случаев такой справки представить не могут. Это связано с тем, что в оффшорных зонах зачастую применяется упрощенный порядок государственной регистрации юридических лиц, упрощена или совсем отсутствует процедура учета налогоплательщиков, а следовательно, может отсутствовать и номер налогоплательщика (или его аналог).
В этом случае иностранная организация в целях учета в налоговых органах должна представить справку из налогового органа иностранного государства об отсутствии как таковой регистрации организаций в налоговых целях либо о том, что данная организация не состоит на налоговом учете и у нее отсутствует номер налогоплательщика.
Некоторые страны представляют письма об освобождении от уплаты налогов. Например, Министерство финансов Бермудов, ссылаясь на Закон о компаниях от 1981 года, выдает разрешение зарегистрированным компаниям на освобождение от уплаты налогов. Представление такого рода письма вместо указанной справки не является достаточным.
Указанные документы представляются в налоговые органы на русском языке или на иностранном языке с переводом на русский язык, заверенным в установленном порядке.
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)
Вопрос. Иностранная организация осуществляет деятельность на территории РФ через отделение и по этому основанию состоит на налоговом учете. Одновременно с этим иностранная организация получает доход от источников в РФ, не относящийся к деятельности отделения. Требуется ли в связи с этим дополнительная постановка на учет в налоговом органе этой иностранной организации?
Ответ. Иностранная организация состоит на налоговом учете на основании п. 2.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124, в связи с осуществлением деятельности в РФ через филиалы, представительства, другие обособленные подразделения.
Вопрос дополнительного учета иностранной организации в связи с получением дохода на территории РФ связан с тем, относятся ли эти доходы непосредственно к деятельности его отделения или нет.
Если доходы, получаемые иностранной организацией, относятся к деятельности отделения, то дополнительного учета иностранной организации в связи с наличием источников доходов на территории РФ не требуется.
В случае если доходы от источников в РФ, извлекаемые иностранной организацией, не относятся к деятельности отделения в РФ, то учет такой иностранной организации производится путем направления ею Уведомлений об источниках инвестиционных доходов по форме 2504И (для иностранной организации) или по форме 2504М (для международной организации) (п. 4.1.2 Положения).
Иностранные организации направляют Уведомления в налоговый орган по месту нахождения источника выплаты дохода и в Министерство РФ по налогам и сборам в месячный срок с момента возникновения права на получение доходов.
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)
Вопрос. Положением об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденным приказом МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124, предусмотрено, что отделение иностранной организации в РФ может быть открыто филиалом этой иностранной организации, находящимся на территории другого иностранного государства. Какие документы при этом представляются и от имени кого должно заполняться Заявление о постановке на учет иностранной организации (от имени самой иностранной организации или ее филиала, находящегося на территории другого государства) и соответственно на кого будет оформлено
Ответ. В соответствии с п. 2.1.2 Положения при создании отделения иностранной организации филиалом этой иностранной организации, находящимся на территории другого иностранного государства, представляется Заявление о постановке на учет по форме 2001И с обязательным заполнением Приложения № 3 к Заявлению, которое непосредственно содержит сведения о филиале этой иностранной организации. В нем, в частности, должно быть указано наименование филиала, его адрес в стране нахождения филиала, код налогоплательщика в стране нахождения филиала, обслуживающий банк, особенности режима регистрации и основные виды деятельности.
Вместе с Заявлением представляются копии документов, подтверждающих государственную регистрацию иностранной организации в стране инкорпорации, справку из налогового органа иностранного государства о ее постановке на налоговый учет, решение уполномоченного органа иностранной организации о создании филиала на территории другого государства, решение этого филиала о создании отделения в РФ.
Свидетельство о постановке на учет?
Филиал иностранной организации, расположенный в государстве, отличном от того, в котором была создана иностранная организация, и создающий на территории РФ свое отделение, для целей налогообложения не является самостоятельным плательщиком налогов. Все обязанности по уплате налогов, связанные с деятельностью российского отделения филиала иностранной организации, выполняет сама иностранная организация.
Учитывая это, Заявление о постановке на учет должно быть заполнено от имени иностранной организации. Соответственно и Свидетельство о постановке на учет по форме 2401ИМД(2000) (Приложение № 8 к приказу МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124) оформляется на саму иностранную организацию.
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)
Вопрос. Органы зарубежных средств массовой информации представлены на территории РФ корпунктами или отдельными корреспондентами, аккредитованными в МИД России, и имеют на руках соответственно Свидетельство об открытии корпункта или аккреди-тационную карточку журналиста.
Допускается ли представление копий этих документов вместо документов, поименованных в п. 2.1.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124, в связи с тем, что зачастую у корпунктов или корреспондентов отсутствуют документы, подтверждающие регистрацию средств массовой информации в иностранном государстве, а также отсутствует решение головной конторы о создании на территории РФ представительства ?
Ответ. Пункт 2.1.1.1 Положения об особенностях учета в налоговых органах иностранных организаций, утвержденного приказом МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124, определяет состав документов, представление которых в налоговый орган является обязательным и необходимым условием для осуществления контроля за налогообложением иностранных организаций. В частности, при постановке на учет иностранные организации обязаны представить легализованные выписки из документов, содержащих информацию об органе, зарегистрировавшем иностранную организацию, регистрационном номере, дате и месте регистрации, а также легализованные копии документов, содержащих информацию о получении права иностранной организацией на ведение предпринимательской деятельности, справку налогового органа иностранного государства о регистрации иностранной организации в качестве налогоплательщика в стране инкорпорации.
Этот порядок в равной степени относится и к зарубежным средствам массовой информации, аккредитованным в Министерстве иностранных дел РФ в связи с открытием в РФ корреспондентских пунктов.
Представление в налоговый орган копии Свидетельства об открытии корреспондентского пункта или копии аккредитационной карточки журналиста и письма из МИД России, подтверждающего аккредитацию коррпункта или иностранного корреспондента на территории РФ, не является достаточным с точки зрения наличия сведений, необходимых для осуществления налогового контроля за деятельностью средств массовой информации в РФ.
Отсутствие документов, связанных с подтверждением регистрации средств массовой информации по законода-
тельству иностранного государства, или справки о регистрации в налоговых органах может быть связано только с отсутствием как таковой государственной регистрации средств массовой информации или отсутствием учета в налоговых органах иностранного государства.
Решение уполномоченного органа иностранной организации о создании отделения (в данном случае корреспондентского пункта) в РФ и доверенность, выданная иностранной организацией на главу (управляющего) отделения, предусмотренные п. 2.1.1.1 Положения, являются по своей сути внутренними документами и оформляются самой иностранной организацией. Таким образом, проблемы с подготовкой этих документов не могут являться основанием для их непредставления в налоговые органы.
Ссылки на нормативные акты:
К.В. ЗАЛАТА
Советник налоговой службы I ранга
ПРИКАЗ МНС РФ от 07.04.2000 № АП-3-06/124 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ОБ ОСОБЕННОСТЯХ УЧЕТА В НАЛОГОВЫХ ОРГАНАХ ИНОСТРАННЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ"
(Зарегистрирован в Минюсте РФ 02.06.2000 № 2258)
Вопрос. Наша организация заключила контракт с гражданином Финляндии, постоянно проживающим на ее территории, на продажу последним станка на территории Финляндии, то есть обязательства продавца по поставке будут считаться выполненными в момент передачи им товара покупателю на своем складе, расположенном в Финляндии. Должна ли наша организация удерживать налог с доходов, полученных гражданином Финляндии за реализацию имущества, принадлежащего ему на праве собственности?
Ответ. В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса РФ физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, признаются плательщиками налога на доходы только по доходам от источников в РФ.
Подпунктом 5 п. 3 ст. 208 Кодекса установлено, что для целей гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса к доходам, полученным от источников за пределами РФ, относятся доходы от реализации недвижимого и иного имущества, находящегося за пределами РФ.
Так как по условиям контракта продавец выполнит свои обязательства по поставке товара, когда передаст имущество на своем складе в Финляндии, доход, полученный им от такой реализации, не будет являться доходом, полученным от источников в РФ.
На основании изложенного доход гражданина Финляндии от реализации принадлежащего ему имущества не будет подлежать налогообложению в РФ.
E.H. СОРОКИНА
Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)
Вопрос. Организация является налоговым агентом. В каком порядке должен быть исчислен налог на добавленную стоимость с суммы дохода, перечисляемого иностранным лицам, не состоящим на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков ?
Ответ. Статьей 161 части второй Налогового кодекса РФ установлено, что при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых является территория РФ, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих товаров (работ, услуг) с учетом налога.
Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту, определяемая налоговым агентом в соответствии с вышеназванной статьей, рассчитывается путем пересчета расходов налогового агента в иностранной валюте в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату реализации товаров (работ, услуг), то есть на дату перечисления денежных средств налоговым агентом в оплату товаров (работ, услуг) иностранному лицу, не состоящему на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика. При этом налоговый агент осуществляет пересчет налоговой базы при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту в рубли по курсу Центрального банка РФ на дату фактического осуществления расходов (в том числе если эти расходы являются авансовыми или иными платежами), вне зависимости от принятой учетной политики для целей налогообложения.
Л.М. НИКУЛИНА
Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)
Вопрос. Я работаю в представительстве российской организации за рубежом и получаю зарплату в рублях (в головном офисе в России) и в валюте (в загранпредставитель-стве). В этом году заканчивается срок моей командировки, и я возвращаюсь в Россию. С учетом положений Налогового кодекса РФ, где я должен платить налоги с заработной платы, выплачиваемой мне за выполнение трудовых обязанностей в представительстве?
Ответ. В соответствии со ст. 207 Налогового кодекса РФ физические лица - налоговые резиденты РФ признаются плательщиками налога на доходы физических лиц по всем доходам, полученным ими в отчетном налоговом периоде, а физические лица, не являющиеся налоговыми резидентами РФ, - только по доходам от источников в РФ.
Подпунктом 6 п. 3 ст. 208 Кодекса установлено, что вознаграждение за выполнение трудовых или иных обязанностей, выполненную работу, оказанную услугу, совершение действия за пределами РФ относится к доходам, полученным от источников за пределами РФ. Данная норма Кодекса не требует какого-либо дополнительного толкования и применяется вне зависимости от места выплаты дохода.
Поскольку Вы получаете вознаграждение за выполнение своих трудовых обязанностей на территории иностранного государства, то на основании подп. 6 п. 3 ст. 208 Кодекса такие доходы относятся к доходам, полученным от источников за пределами РФ.
Исходя из вышеизложенного, заработная плата и иные подобные вознаграждения, получаемые Вами в качестве сотрудника загранпредставительства российской организации как в рублях, так и в иностранной валюте, не подлежат налогообложению в РФ, если Вы будете находиться за пределами РФ более 183 дней в этом году, т.е. не будете являться налоговым резидентом России. В случае Вашего нахождения за пределами РФ менее 183 дней в году, Вы будете считаться налоговым резидентом России и налогообложение будет осуществляться на общих основаниях.
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)
Вопрос. Мною заключен гражданско-правовой договор с иностранной фирмой, которая не имеет постоянного представительства в России и не осуществляет в России никакой деятельности. По этому договору я провожу исследовательские работы на территории России и от своего имени передаю иностранной фирме результаты своих исследований. Где и каким образом я должен уплатить налог на доходы физических лиц с моего вознаграждения?
Ответ. Согласно ст. 207 Налогового кодекса РФ налогоплательщиками налога на доходы физических лиц признаются физические лица - налоговые резиденты РФ, а также физические лица, которые фактически находятся на территории РФ менее 183 дней в календарном году (не являются налоговыми резидентами РФ), - по доходам, полученным от источников в РФ.
Подпунктом 6 п. 1 ст. 208 Кодекса установлено, что вознаграждение за выполненную работу в РФ, а также иные доходы, получаемые налогоплательщиком в результате осуществления им деятельности в РФ, относятся к доходам от источников в РФ.
Учитывая изложенное, Ваши доходы за выполненную работу будут подлежать налогообложению в РФ.
В соответствии со ст. 24 Кодекса налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с настоящим Кодексом возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению в соответствующий бюджет (внебюджетный фонд) налогов. Статьей 226 Кодекса определено, что налоговыми агентами в гл. 23 "Налог на доходы физических лиц" Кодекса именуются российские организации, индивидуальные предприниматели, постоянные представительства иностранных организаций, коллегии адвокатов и их учреждения в РФ. Иностранная организация, которая не имеет постоянного представительства в России и не осуществляет в России никакой деятельности, не является ни одним из перечисленных лиц и поэтому не может рассматриваться в качестве налогового агента.
В силу того что вознаграждение за выполненную работу выплачивается непосредственно иностранной организацией, на основании подп. 3 п. 1 ст. 228 Кодекса исчисление и уплата налога осуществляется в порядке, установленном пп. 2 - 5 ст. 228 Кодекса, при этом п. 2 предусматривает самостоятельное исчисление Вами суммы налога, а п. 3 обязывает представлять налоговую декларацию в налоговый орган
по месту Вашего учета (постоянного места жительства) в порядке, установленном ст. 229 Кодекса.
E.H. СОРОКИНА
Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РФ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 24.03.2001)
Вопрос. Имеет ли право иностранный работодатель (фирма), в штате которого состоят российские сотрудники, временно проживающие за пределами РФ и получающие доход в валюте, производить уплату за таких сотрудников единого социального налога (взноса) в иностранной валюте?
Ответ. Согласно п. 3 ст. 45 Налогового кодекса РФ (далее - Кодекс) обязанность по уплате налога исполняется в валюте РФ. В иностранной валюте обязанность по уплате налога может исполняться иностранными организациями, а также физическими лицами, не являющимися налоговыми резидентами РФ, а также в иных случаях, предусмотренных федеральными законами.
Вместе с тем гл. 24 Кодекса, устанавливающей единый порядок уплаты единого социального налога (взноса), не предусмотрено перечисление налогоплательщиками указанного налога в иностранной валюте.
Порядок перечисления средств единого социального налога (взноса) определен Правилами зачисления взносов, уплачиваемых в составе единого социального налога (взноса), на счета органов федерального казначейства Министерства финансов РФ и перечисления этих средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов, а также по зачислению недоимки, пеней и штрафов по страховым взносам в государственные социальные внебюджетные фонды (в том числе в Государственный фонд занятости населения РФ), образовавшихся на 1 января 2001 года, на эти счета и перечисления указанных средств в бюджеты государственных социальных внебюджетных фондов и федеральный бюджет, утвержденными приказом Минфина РФ от 15.01.2001 № Зн.
О.Н. ТИМАНОВА
Советник налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ПЕРВАЯ)" от 31.07.98 № 146-ФЗ (принят ГД ФС РФ 16.07.98) (ред. от 24.03.2001)
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)
ПРИКАЗ Минфина РФ от 15.01.2001 № Зн "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПРАВИЛ ЗАЧИСЛЕНИЯ ВЗНОСОВ, УПЛАЧИВАЕМЫХ В СОСТАВЕ ЕДИНОГО СОЦИАЛЬНОГО НАЛОГА (ВЗНОСА), НА СЧЕТА ОРГАНОВ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ ЭТИХ средств В БЮДЖЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ, А ТАКЖЕ ПО ЗАЧИСЛЕНИЮ НЕДОИМКИ, ПЕНЕЙ И ШТРАФОВ ПО СТРАХОВЫМ ВЗНОСАМ В ГОСУДАРСТВЕННЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ ФОНДЫ (В ТОМ ЧИСЛЕ В ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ФОНД ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ), ОБРАЗОВАВШИХСЯ НА 1 ЯНВАРЯ 2001 ГОДА, НА ЭТИ СЧЕТА И ПЕРЕЧИСЛЕНИЯ УКАЗАННЫХ СРЕДСТВ В БЮДЖЕТЫ ГОСУДАРСТВЕННЫХ СОЦИАЛЬНЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ И ФЕДЕРАЛЬНЫЙ БЮДЖЕТ"
Вопрос. По какой ставке должны облагаться налогом на добавленную стоимость авансы, полученные от иностранных покупателей в счет экспортных поставок товаров?
Ответ. В соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 162 части второй Налогового кодекса РФ налоговая база определяется с учетом сумм авансовых или иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров, в том числе экспортных. Согласно п. 4 ст. 164 НК РФ налогообложение авансов производится по налоговым ставкам 9,09 и 16,67% (расчетные налоговые ставки). Исключение составляют авансовые или иные платежи, полученные в счет предстоящих экспортных поставок товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством РФ). Такого рода авансы в соответствии с подп. 1 п. 1 ст. 162 НК РФ не подлежат налогообложению.
Д.В. ПРОКОФЬЕВ
Инспектор налоговой службы I ранга
Ссылки на нормативные акты:
"НАЛОГОВЫЙ КОДЕКС РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ЧАСТЬ ВТОРАЯ)" от 05.08.2000 № 117-ФЗ (принят ГД ФС РФ 19.07.2000) (ред. от 29.12.2000)
ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ТАМОЖЕННЫЙ КОМИТЕТ РФ
Вопрос. Вправе ли импортер-резидент договориться с нерезидентом о зачете стоимости неоплаченного товара, поставленного в Россию по одному импортному контракту, в счет погашения платежа, произведенного резидентом в оплату товаров, которые по каким-либо причинам не были ввезены в Россию по другому контракту между этими же сторонами?
Ответ. Валютным законодательством РФ (п. 2 Указа Президента РФ от 21.11.95 № 1163 "О первоочередных мерах по усилению системы валютного контроля в РФ") установлено, что импортеры-резиденты, заключившие или от имени которых заключены сделки, предусматривающие перевод из РФ иностранной валюты в целях приобретения товаров, обязаны ввезти товары, стоимость которых эквивалентна сумме уплаченных за них денежных средств в иностранной валюте.
Указ не устанавливает требования о том, что товары должны быть ввезены именно в счет исполнения того контракта, по которому переведены денежные средства. Требование Указа заключается в том, что должна быть соблюдена эквивалентность стоимости ввезенных в Россию товаров и суммы иностранной валюты, переведенной из РФ в оплату товаров.
Таким образом, импортер-резидент вправе договориться с нерезидентом о зачете стоимости неоплаченного товара, поставленного в Россию по одному импортному контракту, в счет погашения платежа, произведенного резидентом в оплату товаров, которые по каким-либо причинам не были ввезены в Россию по другому контракту между этими же сторонами.
О.В. ЯКОВЛЕВ
Ссылки на нормативные акты:
УКАЗ Президента РФ от 21.11.95 № 1163 "О ПЕРВООЧЕРЕДНЫХ МЕРАХ ПО УСИЛЕНИЮ СИСТЕМЫ ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ЦЕНТР ИССЛЕДОВАНИЙ ПРОБЛЕМ НАЛОГООБЛОЖЕНИЯ И БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА
Вопрос. От иностранного поставщика организацией в собственность безвозмездно получены товары не для перепродажи, а для использования только в качестве образцов. При получении товара были оплачены таможенные сборы и пошлина (товар НДС не облагается), услуги по обслуживанию импортного груза. Как отразится в бухучете поступление и использование данного товара?
Ответ. Активы, полученные организацией безвозмездно, согласно п. 8 Положения по бухгалтерскому учету "Доходы организации" ПБУ 9/99, утвержденного приказом Минфина РФ от 06.05.99 № 32н (ред. от 30.03.2001), являются внереализационными доходами и принимаются к учету на основании подп. 10.3 ПБУ 9/99 по рыночной стоимости.
В данной ситуации полученные от иностранного поставщика товары, по нашему мнению, можно принять к учету исходя из их стоимости, указанной в товаросопроводительных документах, либо таможенной стоимости на основании грузовой таможенной декларации.
В соответствии с п. 47 Методических рекомендаций о порядке формирования показателей бухгалтерской отчетности организации, утвержденных приказом Минфина РФ
от 28.06.2000 № 60н, стоимость безвозмездно полученных активов отражается в составе доходов будущих периодов и списывается по мере признания в отчетном периоде внереализационных доходов (при отпуске на цели деятельности организации материально-производственных запасов).
В бухгалтерском учете отражение хозяйственных операций производится в соответствии с Планом счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности предприятий и Инструкцией по его применению, утвержденными приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56:
Д-т 41 - К-т 83 - получено право собственности на импортный товар.
Согласно п. 6 Положения по бухгалтерскому учету "Учет материально-производственных запасов" ПБУ 5/98 таможенные пошлины и иные платежи, уплачиваемые в связи с приобретением за плату материально-производственных запасов, включаются в фактические затраты на их приобретение. На наш взгляд, аналогичный подход следует применить для учета таможенных пошлин и иных платежей, уплачиваемых при безвозмездном получении товаров:
Д-т 76 - К-т 51 (52) - уплачены таможенные платежи при ввозе товара, а также услуги по сопровождению импортного груза;
Д-т 41 - К-т 76 - суммы таможенных пошлины и сборов, а также стоимости услуг по сопровождению включены в стоимость полученных товаров.
Отражение в учете операций по использованию полученных товаров:
а) если товары используются (выставляются) в качестве образцов самой организацией:
Д-т 41 "Товары, выставленные в качестве образцов" -К-т 41 "Товары на складе" - отражена передача полученных товаров для использования в качестве образцов;
Д-т 44 - К-т 41 "Товары, выставленные в качестве образцов" - списана стоимость товаров, потерявших свои потребительские свойства в результате использования в качестве образцов;
Д-т 83 - К-т 80 - отражено признание в учете внереализационных доходов;
б) если товары передаются в качестве образцов покупателям (без оплаты их стоимости):
Д-т 44 - К-т 41 "Товары на складе" - списана стоимость товаров, переданных покупателям;
Д-т 83 - К-т 80 - отражено признание в учете внереализационных доходов.
Ссылки на нормативные акты:
ПРИКАЗ Минфина РФ от 06.05.99 № 32н (ред. от 30.03.2001)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "ДОХОДЫ ОРГАНИЗАЦИИ" ПБУ 9/99" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 31.05.99 № 1791)
ПРИКАЗ Минфина РФ от 28.06.2000 № 60н "О МЕТОДИЧЕСКИХ РЕКОМЕНДАЦИЯХ О ПОРЯДКЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПОКАЗАТЕЛЕЙ БУХГАЛТЕРСКОЙ ОТЧЕТНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ"
ПРИКАЗ Минфина РФ от 15.06.98 № 25н (ред. от 24.03.2000)
"ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ПОЛОЖЕНИЯ ПО БУХГАЛТЕРСКОМУ УЧЕТУ "УЧЕТ МАТЕРИАЛЬНО-ПРОИЗВОДСТВЕННЫХ ЗАПАСОВ" ПБУ 5/98" (Зарегистрирован в Минюсте РФ 23.07.98 № 1570)
"ПЛАН СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСО-ВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ И ИНСТРУКЦИЯ ПО ЕГО ПРИМЕНЕНИЮ" (утв. приказом Минфина СССР от 01.11.91 № 56) (ред. от 17.02.97)
(вместе с "ИНСТРУКЦИЕЙ ПО ПРИМЕНЕНИЮ ПЛАНА СЧЕТОВ БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИЯТИЙ")
Вопрос. От иностранного поставщика организацией в собственность получены товары не для перепродажи, а для использования только в качестве образцов. По условиям договора стоимость такого товара организацией не оплачивается. Надо ли платить налог на прибыль?
Ответ. Как следует из текста вопроса, товар получен от иностранного поставщика без оплаты его стоимости. Следовательно, для предприятия такой товар является безвозмездно полученными ценностями.
Согласно п. 6 ст. 2 Закона РФ от 27.12.91 № 2116-1 "О налоге на прибыль предприятий и организаций" в состав доходов от внереализационных операций включаются суммы средств, полученные безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности.
По предприятиям, получившим безвозмездно от других предприятий основные фонды, товары и другое имущество, налогооблагаемая прибыль увеличивается на стоимость этих фондов и имущества, указанных в акте передачи, но не ниже их балансовой (остаточной) стоимости, отраженной в документах бухгалтерского учета передающих предприятий.
Таким образом, при получении товаров от иностранного поставщика предприятие должно уплатить налог на прибыль со стоимости полученных товаров.
Сумма стоимости безвозмездно полученного в отчетном периоде имущества от других предприятий (кроме случаев, указанных в п. 2.7 Инструкции МНС России от 15.06.2000 № 62 "О порядке исчисления и уплаты в бюджет налога на прибыль предприятиями и организациями") показывается по строке 4.17 Справки о порядке определения данных, отражаемых по строке 1 "Расчета (налоговой декларации) налога от фактической прибыли" (приложение № 4 к Инструкции МНС РФ № 62).
Ю.С. ОРЛОВА
Ссылки на нормативные акты:
ЗАКОН РФ от 27.12.91 № 2116-1 (ред. от 09.05.2001)
"О НАЛОГЕ НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ"
ПРИКАЗ МНС РФ от 15.06.2000 № БГ-3-02/231 "ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ИНСТРУКЦИИ МИНИСТЕРСТВА РФ ПО НАЛОГАМ И СБОРАМ "О ПОРЯДКЕ ИСЧИСЛЕНИЯ И УПЛАТЫ В БЮДЖЕТ НАЛОГА НА ПРИБЫЛЬ ПРЕДПРИЯТИЙ И ОРГАНИЗАЦИЙ" (вместе с ИНСТРУКЦИЕЙ МНС РФ от 15.06.2000 № 62) (Зарегистрирован в Минюсте РФ 14.09.2000 № 2381)
ФЕДЕРАЛЬНАЯ АРХИВНАЯ СЛУЖБА РОССИИ
Вопрос. При ответе на какой-либо документ (письмо и т.п.) можно ли помещать ссылку на регистрационный номер и дату документа - запроса (письма) в тексте ответа?
Ответ. До сих пор этот вопрос задают довольно часто. Дело в том, что до 1972 года реквизит "ссылка на регистрационный номер и дату документа" как таковой отсутствовал. Обычно ответное письмо начиналось фразой "На Ваше письмо от 12 марта 1971 года за № 01-29/66 сообщаем...".
В настоящее время указанный выше реквизит введен в круг важнейших реквизитов. Более того, согласно ГОСТ Р 6.30-97 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов" на бланках организации (предприятия, учреждения), вне зависимости от организационно-правовых форм и форм собственности, для реквизита "ссылка на регистрационный номер и дату документа" отведена специальная графа. Этот реквизит располагается под реквизитом "исходящий номер и дата документа". Данный реквизит полностью переписывается из бланка инициативного документа (документа-запроса) и включает в себя регистрационный номер и дату документа, на который дается ответ.
Следует помнить, что при получении документа, в котором проставлен реквизит "ссылка на регистрационный номер и дату документа", сотрудник, ответственный за ведение делопроизводства в организации (предприятии, фирме), должен, основываясь на данных вышеназванного реквизита, подобрать копию инициативного документа, на который пришел ответ, подложить его к полученному ответу, и только вместе эти документы идут в работу, благодаря чему по вопросу, поднятому в документе (письме), сразу будет составлено полное представление.
Ссылки на нормативные акты:
"УНИФИЦИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ. УНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ" ГОСТ Р 6,30-97 (утв. постановлением Госстандарта РФ от 31.07.97 № 273) (дата введения 01.07.98) (ред. от 21.01.2000)
Вопрос. Где проставляется гербовая либо приравненная к ней круглая печать коммерческой организации: на самой подписи или рядом с ней? Что именно она заверяет - подпись или должность?
Ответ. Для придания юридической силы ряду документов они заверяются печатью.
Печать заверяет подлинность подписи должностного лица на документах, предусмотренных специальными нормативными актами, удостоверяющих права лиц, фиксирующих факты, связанные с финансовыми средствами (п. 3.24 ГОСТ Р 6.30-97 "Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов").
На многих документах финансового характера проставление печати обязательно и предусмотрено в типовых бланках этих документов. В подобных случаях печать проставляется на специально отведенном месте бланка, обозначенном обычно символом "М.П.".
В остальных случаях оттиск печати должен захватывать часть личной подписи и наименования должности лица, подписавшего документ.
При этом следует помнить, что оттиск печати должен хорошо читаться. Повторное проставление печати (в случае если в первый раз оттиск был нечетко проставлен) не допускается.
Ссылки на нормативные акты:
"УНИФИЦИРОВАННЫЕ СИСТЕМЫ ДОКУМЕНТАЦИИ. УНИФИЦИРОВАННАЯ СИСТЕМА ОРГАНИЗАЦИОННО-РАСПОРЯДИТЕЛЬНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ. ТРЕБОВАНИЯ К ОФОРМЛЕНИЮ ДОКУМЕНТОВ" ГОСТ Р 6.30-97 (утв. постановлением Госстандарта РФ от 31.07.97 № 273) (дата введения 01.07.98) (ред. от 21.01.2000)
Вопрос. Имеет ли право негосударственная (коммерческая) организация использовать на своей печати оттиск (изображение) Государственного герба РФ?
Ответ. Герб РФ и ее субъектов могут помещать на своих печатях только государственные учреждения. Воспроизведение Государственного герба РФ считается обязательным на бланках и печатях: Президента РФ; палат Федерального Собрания; Правительства РФ; Конституционного, Верховного, Высшего Арбитражного Судов РФ; центральных органов федеральной исполнительной власти и управления; дипломатических представительств, консульских учреждений и иных официальных представительств РФ за границей; иных органов государственной власти и управления, вне зависимости от их местоположения. Перечень учреждений, имеющих право использовать печати с воспроизведением Государственного герба РФ, определен Указом Президента РФ от 30.11.93 № 2050 "О Государственном гербе РФ" и постановлением Правительства РФ от 27.12.95 № 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба РФ". Следует отметить, что действие данного Указа прекращено со вступлением в силу Федерального конституционного закона от 25.12.2000 № 2-ФКЗ
"О Государственном гербе Российской Федерации". В соответствии с данным Законом Государственный герб РФ помещается на печатях федеральных органов государственной власти, иных государственных органов, организаций и учреждений, а также органов, организаций и учреждений независимо от форм собственности, наделенных отдельными государственно-властными полномочиями.
При этом воспроизводимое изображение должно строго соответствовать изображению, установленному действующим законодательством, а именно Федеральному конституционному закону от 25.12.2000 № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации".
Таким образом, коммерческие организации не могут воспроизводить на своих печатях изображение Государственного герба РФ.
При этом следует помнить, что правила изготовления Гербовой печати регулируются постановлением Правительства РФ от 27.12.95 № 1268 "Об упорядочении изготовления, использования, хранения и уничтожения печатей и бланков с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации", согласно которому изготовление гербовых печатей могут производить только штемпельно-граверные предприятия, имеющие выданные Комитетом РФ лицензии на данный вид деятельности и сертификат о наличии технических возможностей для изготовления гербовых печатей на должном уровне.
Использование незаконно Государственного герба РФ негосударственными (коммерческими) организациями влечет за собой ответственность, предусмотренную законодательством РФ (ст. 11 Федерального конституционного закона РФ от 25.12.2000 № 2-ФКЗ "О Государственном гербе Российской Федерации").
Л.Н. Варламова,
Всероссийский научно-исследовательский институт документоведения и архивного дела Федеральной архивной службы России
Ссылки на нормативные акты:
УКАЗ Президента РФ от 30.11.93 № 2050 (ред. от 25.09.99)
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 27.12.95 № 1268 "ОБ УПОРЯДОЧЕНИИ ИЗГОТОВЛЕНИЯ, ИСПОЛЬЗОВАНИЯ, ХРАНЕНИЯ И УНИЧТОЖЕНИЯ ПЕЧАТЕЙ И БЛАНКОВ С ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕМ ГОСУДАРСТВЕННОГО ГЕРБА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ КОНСТИТУЦИОННЫЙ ЗАКОН от 25.12.2000 № 2-ФКЗ
"О ГОСУДАРСТВЕННОМ ГЕРБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ"
(одобрен СФ ФС РФ 20.12.2000)