Консультант Ирина Николаевна Попова,
ведущий научный сотрудник «Центра социализации, воспитания и неформального образования» ФИРО, кандидат педагогических наук
Приближается лето, каникулы! А вместе с ними возрастает волнение руководителей детских оздоровительных лагерей. Независимо от стажа и опыта работы в должности начальника лагеря ежегодно надо оперативно решать вопросы готовности лагеря к началу летнего оздоровительного сезона, нормативно-правового обеспечения, программы жизнедеятельности детей в лагере, подбора кадров, взаимодействия с родителями, профилактики несчастных случаев и многие другие.
Наша консультация, отвечая на традиционно возникающие вопросы, поможет руководителю ДОЛ спокойно и по-деловому приступить к подготовке к сезону отдыха и оздоровления детей.
^ Здравствуйте! Я начинающий • начальник пришкольного оздоровительного лагеря. Подскажите, пожалуйста, с чего нужно начать работу? Я сходила на курсы, от этих курсов больше мыслей в голове появилось, а разобраться с ними я никак не могу. Заранее большое спасибо! О.В., 35 лет.
Уважаемая коллега! То, что Вы были на курсах — это очень хорошо! У Вас есть документ, подтверждающий Вашу профессиональную готовность в должности начальника детского оздоровительного лагеря.
Специалисты, которые организовали такую курсовую подготовку, постарались охватить все необходимые сферы деятельности и обратить Ваше внимание на реализацию системного подхода в руководстве ДОЛ. У Вас сейчас есть возможность пересмотреть свои записи и попытаться осмыслить, что нужно именно для ВАШЕГО лагеря, для ВАШИХ детей.
Есть несколько путей решения этой проблемы.
Путь № 1. Стоит чётко осознать цели, которые Вы будете реализовывать. Это оздоровление, организация досуга, развитие, социальная адаптация и др. Исходя из этого, составляется программа, план работы лагеря, определяется комплекс ключевых дел. Эти действия помогут Вам определиться с выбором надёжных помощников в организации жизни лагеря: заместителя руководителя лагеря, социального педагога, педагога-психолога, педагогов-воспитателей, педагогов дополнительного образования, инструктора по физической культуре и др.
Путь № 2. Если в Вашей школе лагерь организуется не первый год, должны остаться документы прошлых лет. Ваша задача — внимательно изучить их. Посмотрите, может быть сохранилась документация по организации жизни лагеря, планирование, образовательные программы. Возможно, Вы обнаружите традиционные дела, которые
стоит включить в план работы лагеря. Вам стоит обратить внимание на устоявшиеся традиции сотрудничества, которые позволят заранее договориться с учреждениями спорта, культуры, социальной сферы о проведении совместных дел, коллективных мероприятий и других событий (экскурсий, соревнований, встреч, акций, социальных проектов).
Путь № 3. Внимательно изучите должностные обязанности и инструкции для руководителя детского лагеря, особенно всё то, что связано с обязанностями и сферой ответственности.
Важно помнить, что руководитель ДОЛ:
• несёт ответственность за всю деятельность ДОЛ, осуществляет руководство всеми звеньями лагеря и следит за исполнением правил внутреннего распорядка;
• является распорядителем материальных ценностей, имеет право первой подписи на всех
денежных и официальных документах;
• утверждает правила внутреннего распорядка и контролирует деятельность всех служб лагеря и его работников по обеспечению сохранности жизни и здоровья детей;
• имеет право приёма и увольнения сотрудников лагеря независимо от того, кем они направлены для работы.
Также обратите внимание на циклограмму контроля и проверок лагеря Роспотребнадзора, Госпож-надзора, Санэпиднадзора и др. Разработайте на этой основе свой собственный план контроля за состоянием готовности лагеря к оздоровительному сезону и методично его выполняйте. Это поможет Вам в процессе подготовки устранить стихийность реакций и позволит действовать максимально осознанно и рационально обоснованно. С какого пути начать — это Ваш выбор. Но избежать какого-либо из них вряд ли удастся. Настройтесь на их реализацию, и у Вас всё получится, ибо, как известно, «дорогу осилит идущий».
^Я — опытный руководитель заго-
• родного лагеря. У меня хороший лагерь. Нареканий со стороны проверяющих органов не имею. Но сегодня меня беспокоит вопрос организации жизни в лагере. Он связан с моделированием воспитательной системы детского загородного лагеря. Прошу разъяснений в этом вопросе. Александр Васильевич Г., 51 год
Воспитательная система детского оздоровительного лагеря — это, прежде всего, педагогическая система, включающая основные элементы целенаправленного воспитания, развития и саморазви-
тия ребёнка; особая социально природная, культурно-историческая среда жизнедеятельности временного коллектива детей и взрослых; механизм организации пространства здорового образа жизни; физического, психического, духовно-нравственного, естественного оздоровления ребёнка через активный отдых; открытая система, позволяющая целенаправленно с пользой для каждого члена лагеря включать его в реальный окружающий мир, живое общение с природой и приобретать новый жизненный опыт.
Воспитательная система, действительно, является объектом педагогического моделирования, где в центр внимания ставится ребёнок, сообщество сверстников и взрослых — единый воспитательный коллектив.
Модель воспитательной системы определяется спецификой лагеря, его целеполагани-ем и выбором системообразующей деятельности, которая может быть туристско-крае-ведческой, гражданско-патри-отической, культурологической, трудовой, спортивной, интеллектуальной и т. п.
Так, в трудовом лагере в качестве системообразующей деятельности может быть не только трудовая, но и гражданско-патриотическая деятельность. А в профильных лагерях, кроме интеллектуальной, системообразующей, к примеру, может стать культурологическая или краеведческая, спортивная или художественная, социальная или ценностно-ориентированная деятельность.
Сегодня активно подвергается процессу моделирования создание воспитательной системы на основе игровой или сюжет-но-ролевой деятельности. Здесь в качестве педагогических ориентиров могут быть:
1. Выбор названия смены,
а вместе с ним раскрывающая суть легенда и цель. Например, лагерная смена «Тайны Хогвартса». Легенда сводится к краткому пояснению «Школа юных волшебников». Цель заключается в организации жизни детей в условиях оздоровительного загородного лагеря, направленного на полноценный отдых детей, включённых в разнообразные виды творческой деятельности.
2. Названия отрядов, отражающие специфику их жизни в условиях игровой модели. Так,
в соответствии с приведённым выше примером, отряды могут быть связаны с наименованием факультетов волшебников «Гриффиндор», «Пуффендуй», «Слизерин», «Когтевран» или связанных с именами главных героев известной книги: Гарри Поттер, Гермиона Грейнджер, Рон Уизли, и др.
3. Правила жизни в отряде, лагере, связанные с системой отношений, поощрений, взысканий, обсуждения сложных моментов в жизни ребят, организации и проведения совместных дел.
4. Тематика совместных дел, связанная с сюжетом игры
и позволяющая реализовать генеральную идею модели. Здесь может быть полезна деятельность, связанная
с определением форм ключевых дел. Например:
• шоу-программа (мисс, мистер, КВН и др.);
• философские (дихотомические этюды, выбор, маски);
• лирические (о любви, о чуде, о счастье и т.д.);
• КТД (вечер песни под гитару, творческий вечер, день рождения лагеря).
5. Здесь могут быть очень уместны кодовые названия вожатых и воспитателей в контексте модели (вожатый — вожак, ава-тар; воспитатель — мастер, наставник, профессор и др.)
Воспитательная система детского оздоровительного лагеря — не самоцель, а осознанная педагогическим коллективом необходимость, потребность в краткосрочных условиях организовать жизнедеятельность детей так, чтобы максимально использовать имеющийся потенциал окружающего социума, природы, интересы и потенциальные потребности детей в их физическом и психическом оздоровлении, в познании ребёнком самого себя, открытии себя и мира, самореализации, самообновлении.
Создание воспитательной системы — это результат и показатель педагогического мастерства коллектива взрослых, его способности прогнозирования, научного осмысления результатов педагогической деятельности, определения оптимальных, рациональных путей, методов организации воспитательного процесса.
^ Сегодня одной из самых серьёз-
• ных проблем руководителя детского лагеря является организация не только безопасности жизнедея-
тельности отдыха детей, но и психологической безопасности. Если по физической безопасности написана масса инструкций и приказов, то как организовать деятельность социально-психологической службы, чтобы создать условия психологической безопасности? Что взять под особый контроль? С.П., 47лет.
Обеспечение психологической безопасности — наиболее сложная часть работы, которая должна быть на контроле у руководителя детского лагеря. До недавнего времени трудно было даже представить, что влияние одного человека на другого в процессе общения и взаимодействия в мирное время без видимых на то причин может рассматриваться как психологически небезопасное. Но сегодня всё больше на себя обращают внимание такие проявления, как открытая и скрытая агрессия, буллинг, манипулятив-ные стратегии поведения, угрозы, запугивания, насилие и т.п. И весь этот негатив, если не обращать на эти аспекты внимание или думать, что со мной, в моём лагере, такого не произойдёт, может присутствовать в детской и подростковой среде и стать фактором серьёзных проблем. Причина такого поведения — стремление ребёнка, подростка к ощущению силы и власти над другим человеком. Не-сформированность культуры общения и поведения в среде сверстников, привычная в семейном кругу негативная манера поведения, попустительство со стороны взрослых являются провокационными
факторами и способствуют развитию этих проявлений.
Понимание существующей реально проблемы рождает необходимость создания в штате своей организации нового для детского лагеря структурного подразделения — социально-психологической службы.
Учредитель лагеря имеет право с нормативной точки зрения обеспечить реальность её функционирования, для этого необходимо грамотно оформить локальные юридические акты: приказ, положения, должностные инструкции и программы работы социально-психологической службы.
Однако деятельность службы — это прежде всего люди, специалисты соответствующей квалификации и с опытом работы с детьми — детские психологи, педагоги-психологи, кризисные психологи, социальные педагоги. Как правило, одного специалиста, даже на небольшой по количеству детей лагерь, недостаточно. Ведь дети находятся в лагере круглосуточно, и проблемы соответственно могут возникать постоянно. Кроме консультативной помощи, педагогу-психологу необходимо проводить групповые занятия в соответствии с задачами возрастного развития детей. А также нужна профилактическая, просветительская, диагностическая и коррекци-онная работа с педагогическим коллективом.
Профессиональная деятельность психолога с сотрудниками детского лагеря является
одним из немаловажных направлений социально-психологической службы. Одному психологу с такой нагрузкой не справиться. Вот почему речь идёт о создании именно социально-психологической службы детского лагеря.
В компетенции специалистов такой службы находится ведение индивидуальных психологических карт развития детей и социально-педагогических карт отряда. Эта неотъемлемая часть воспитательной работы и помогает отрядному вожатому и воспитателю организовывать работу с детьми не просто на основе педагогической интуиции или ощущениях, а на новом профессионально качественном уровне, сконцентрировав своё внимание на конкретных проблемах и соответственно конкретных задачах коррекционно-развивающей работы с детьми и взрослыми.
Методическую поддержку по организации деятельности социально-психологической службы в детском лагере может оказать пособие «Проект «Осторожно: дети!». Организация безопасной жизнедеятельности детей в условиях детского лагеря», изданное в 2012 году в серии «Библиотечка для учреждений дополнительного образования детей», где составителем представлены инструкции по технике безопасности (часть 1), методические материалы и нормативно-правовые акты по организации деятельности социально-психологической службы в условиях детского лагеря (часть 2), а также методические разработки в помощь педагогам и организаторам детского отдыха по профилактике эмоционального выгорания.
^ Сегодня в деятельности руководителя детского лагеря вообще и в моей практике в частности обострилась проблема взаимодействия с родителями. На что посоветуете обратить внимание... И.С., 40 лет
Совершенно верно. Диалог с родителем требует особого внимания и энергии руководителя. Сегодня массовыми родительскими собраниями или организацией родительских дней не обойдёшься.
Во взаимодействии с родителями или законными представителями ребёнка нужно задействовать современные каналы информационной связи.
Так, может быть очень полезен опыт Всероссийского детского центра «Орленок», который представлен в форме развёрнутых рекомендаций родителям «Советы мамам и папам». В этой разработке есть как традиционные разделы, касающиеся документов, необходимых для отправки ребёнка, а также ценных вещей, телефона, режима, гигиены, питания, купания и других правил жизни в лагере, так и разделы, которые касаются особенностей воспитания ребёнка:
• поступки ребёнка, которые запрещаются в лагере;
• адаптационные процессы;
• что делать, если родитель не может унять свою тревогу;
• что делать, если ребёнок в первые дни часто звонит вам по телефону с жалобами на тоску?
• вопросы разрешения конфликтных ситуаций.
Такое пособие для родителей могло бы оказать большую
пользу на этапе первичного знакомства и установления контактов. Оно может распространяться как в печатной форме, так и быть на сайте лагеря, который сегодня должен стать полифункциональным информационным каналом связи, и в первую очередь с родителями.
В процессе пребывания ребёнка в лагере было бы очень хорошо, если бы в лагере был оборудован пункт Intemet-связи с родителями, где дежурный воспитатель мог оказывать онлайн консультации или отвечать на вопросы родителей в режиме чата.
Кроме того, родителям должны быть известны дни и часы консультаций психолога, социального педагога, а также телефоны мобильной связи для получения или передачи экстренной информации.
И какие бы каналы взаимодействия с мамами и папами Вы не использовали, всегда важно помнить, что родитель, доверивший Вам своего ребёнка на период лагерной смены, достоин уважения. Это психологически очень уместно демонстрировать и подчёркивать в проспектах и буклетах, об-ращённых к родителю, на информационных страницах сайта. Примером тому могут быть высказывания типа: «Мы благодарны Вам, что Вы доверили нам воспитание, образование, оздоровление и безопасность вашего ребёнка», «Мы выражаем признательность и надеемся, что Вам и Вашему ребёнку понравится в нашем лагере, и Вы снова и снова приедете к нам». НО