Научная статья на тему 'Консультативно-экспертная комиссия – важное звено контроля качества стоматологической помощи в городской поликлинике'

Консультативно-экспертная комиссия – важное звено контроля качества стоматологической помощи в городской поликлинике Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
100
17
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОМПЛЕКСНАЯ ОЦЕНКА / ДИАГНОСТИКА / ЛЕЧЕНИЕ / СТОМАТОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ / КАЧЕСТВО ПОМОЩИ / СТОМАТОЛОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ / COMPLETE ESTIMATION / DIAGNOSTICS / TREATMENT / DENTAL DISEASES / QUALITY OF DENTAL CARE / DENTAL CARE

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щербакова Т. Е., Цепов Л. М.

Обсуждаются вопросы многокритериальной оценки качества диагностики и лечения стоматологических заболеваний в зависимости от использования тех или иных количественных и качественных параметров, что позволяет оптимизировать определенный комплекс лечебно-диагностических услуг обеспечить право пациента на их достаточный объем и качество.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Щербакова Т. Е., Цепов Л. М.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EXPERT COMMISION AS AN ESSENTIAL FACTOR OF QUALITY CONTROL IN A CITY DENTAL OUT-PATIENT CLINIC

The issues of multi-criteria quality evaluation of diagnostics and treatment of dental diseases depending on some quantitative and qualitative parameters are discussed in the paper. Quality examination allows optimizing the particular complex of diagnostic and treatment manipulations and ensuring patients’ right to proper quantity and quality of dental care.

Текст научной работы на тему «Консультативно-экспертная комиссия – важное звено контроля качества стоматологической помощи в городской поликлинике»

УДК 614.2:616.31-082-058

КОНСУЛЬТАТИВНО-ЭКСПЕРТНАЯ КОМИССИЯ - ВАЖНОЕ ЗВЕНО КОНТРОЛЯ КАЧЕСТВА СТОМАТОЛОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ В ГОРОДСКОЙ ПОЛИКЛИНИКЕ Т.Е. Щербакова, Л.М. Цепов

Смоленская государственная медицинская академия, Россия, 214019, Смоленск, ул. Крупской, 28

Обсуждаются вопросы многокритериальной оценки качества диагностики и лечения стоматологических заболеваний в зависимости от использования тех или иных количественных и качественных параметров, что позволяет оптимизировать определенный комплекс лечебно-диагностических услуг обеспечить право пациента на их достаточный объем и качество.

Ключевые слова: комплексная оценка, диагностика, лечение, стоматологические заболевания, качество помощи, стоматологическая помощь

EXPERT COMMISION AS AN ESSENTIAL FACTOR OF QUALITY CONTROL IN A CITY DENTAL OUTPATIENT CLINIC

T.E. Shcherbakova, L.M. Tsepov

Smolensk State Medical Academy, Russia, 214019, Smolensk, Krupskaya St., 28

The issues of multi-criteria quality evaluation of diagnostics and treatment of dental diseases depending on some quantitative and qualitative parameters are discussed in the paper. Quality examination allows optimizing the particular complex of diagnostic and treatment manipulations and ensuring patients' right to proper quantity and quality of dental care.

Key words: complete estimation, diagnostics, treatment, dental diseases, quality of dental care, dental care

В Федеральном законе Российской Федерации от 21 ноября 2011 г. №323-Ф3 «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ст. 64, п. 1) сказано, что «экспертиза качества медицинской помощи проводится в целях выявления нарушений при оказании медицинской помощи, в том числе оценки своевременности ее оказания, правильности выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации, степени достижения запланированного результата».

В своей профессиональной деятельности врач-стоматолог изучает, распознаёт определённые нозологические единицы, или формы патологии. Диагностический процесс, как правило, сводится к распознаванию болезни по её симптомам - как явным, так и установленным с помощью специальных, порой высокотехнологичных методов исследования, истолкованию полученных результатов и их обобщению в виде установленного диагноза.

Публикации последних лет показывают, что качество стоматологической помощи неадекватно потребностям сегодняшнего дня. Единый подход к данной проблеме в России отсутствует [1, 2, 3, 4, 6, 8, 9, 10, 12]. По данным социологических опросов, свыше 90% пациентов обращаются к стоматологу по поводу острой зубной боли и только 4-5% - с профилактической целью. Отмечается [4], что каждая четвертая «Медицинская карта стоматологического больного» может служить основанием для предъявления претензий страховой медицинской организацией. Практика показывает [11], что ошибки, упущения, несогласованность в функционировании системы врач-пациент-патология органов полости рта могут свидетельствовать о снижении качества стоматологической помощи (в частности, по поводу заболеваний пародонта), удовлетворенность населения, которой в Москве отмечают чуть более половины пациентов [4].

Целью исследования явилась оценка качества стоматологической помощи в городской стоматологической поликлинике.

Методика

Для экспертизы качества стоматологической помощи за основу взята схема, предложенная В.Г. Бутовой и соавт. [3], с нашими дополнениями и изменениями. Основными критериями оценки явились данные разделов, указанных в «Медицинских картах стоматологических больных», отражающие диагностическую, лечебную, профилактическую работу стоматологов.

Таблица. Результаты экспертизы качества стоматологической помощи по «Медицинским картам стоматологических больных»

№ Наименование раздела 2011 г. 2012 г. Р

«Медицинской карты...» абс. (n) M±m, (%) абс., (n) M+m, (%)

1 Данные о состоянии здоровья пациента

Не отражены 3 2,0+1,14 0 0,0811

Отражены не полностью 79 52,7+4,07 14 9,3+2,37 <0,001

Отражены подробно 68 45,3+4,06 136 90,7+2,37 <0,001

2 Anamnesis morbi

Не собран 3 2,0+1,14 0 0,0811

Собран не полностью 78 52,0+4,08 14 9,3+2,37 <0,001

Собран качественно 69 46,0+4,06 136 90,7+2,37 <0,001

3 Визуально-инструментальные методы

Проведены, но не в полном объёме 6 4,0+1,60 2 1,3+0,94 0,1464

Проведены в полном объёме 144 96,0+1,60 148 98,7+0,94 0,1464

4 Рентгенография зубов и альвеолярных отростков челюстей

Не проводилась, но показана 34 22,7+3,42 19 12,7+2,71 0,0227

Проводилась и показана 63 42,0+4,03 57 38,0+3,96 0,4797

Не проводилась и не показана 53 35,3+3,90 74 49,3+4,08 0,0137

5 Зубная формула

Не заполнена 27 18,0+3,13 5 3,3+1,47 <0,001

Заполнена не полностью 37 24,7+3,52 11 7,3+2,13 <0,001

Заполнена полностью 86 57,3+4,04 134 89,3+2,52 <0,001

6 Данные о предраковых заболеваниях слизистой оболочки рта, языка и губ

Не отражены 146 97,3+1,32 77 51,3+4,08 <0,001

Отражены подробно 4 2,7+1,32 73 48,7+4,08 <0,001

7 Обоснованность диагноза

Не обоснован 0 1 0,7+0,66 0,2931

Обоснован 150 100,0 149 99,3+0,66 0,2931

8 Данные о гигиеническом состоянии полости рта

Не отражены 73 48,7+4,08 11 7,3+2,13 <0,001

Отражены не полностью 13 8,7+2,30 17 11,3+2,59 0,4530

Отражены подробно 64 42,6+4,04 122 81,3+3,18 <0,001

9 Лечение

Недостаточно обосновано 4 2,7+1,32 0 0,0410

Обосновано 146 97,3+1,32 150 100,0 0,0410

10 Сроки лечения

Незначительно задержаны 8 5,3+1,83 0 0,0084

Своевременны 142 94,7+1,83 150 100,0 0,0084

11 Алгоритм (стандарт) лечения, принятый в ЛПУ

Не соответствует установленному 17 11,3+2,59 6 4,0+1,60 0,0171

Соответствует установленному 133 88,7+2,59 144 96,0+1,60 0,0171

12 Ошибки и осложнения при лечении

Отражены 31 20,7+3,30 14 9,3+2,38 0,0054

13 Консультации пациента у других врачей

Не проводились, но показаны 20 13,3+2,78 2 1,3+0,94 0,0001

Проводились и показаны 17 11,3+2,59 119 79,4+3,31 <0,001

Не проводились и не показаны 113 75,4+3,52 29 19,3+3,22 <0,001

14 Профессиональная гигиена полости рта

Не проводилась, но показана 111 74,0+3,58 61 40,7+4,01 <0,001

Проводилась и показана 39 26,0+3,58 89 59,3+4,01 <0,001

15 Число посещений

Ниже установленных стандартов ЛПУ 4 2,7+1,32 2 1,3+0,94 0,3866

Соответствует установленным стандартам 146 97,3+1,32 148 98,7+0,94 0,3866

16 Ведение медицинской документации

Неудовлетворительное 81 54,0+4,07 27 18,0+3,14 <0,001

Удовлетворительное 69 46,0+4,07 123 82,0+3,14 <0,001

Из контингента взрослых лиц обоего пола, обратившихся за стоматологической помощью в 2011 и 2012 гг., при сплошной выборке нами проанализировано по 150 «Медицинских карт ...». Для проведения онкоскрининга нами в 2012 г. был использован «ВизиЛайт Плюс» -двухкомпонентная тест-система, предназначенная для диагностики и контроля лечения предраковых и раковых заболеваний СОР и губ и применяемая в дополнение традиционному врачебному осмотру полости рта, ротоглотки и губ. При обследовании больных с патологией пародонта в 2012 г. применялась система «Флорида Проуб».

Результаты и их обсуждение

Результаты анализа «Медицинских карт стоматологических больных» представлены в таблице.

За год работы консультативно-экспертного кабинета с начала реализации системы контроля качества лечебно-профилактической помощи в городской поликлинике выявлено существенное улучшение (p<0,05) значений ряда показателей, указанных в «Медицинских картах.» и отражающих состояние здоровья пациентов, гигиеническое состояние полости рта, анамнез заболевания, стоматологический статус, рентгенологические исследования, обоснованность диагноза, онкологическую настороженность стоматолога, алгоритм ЛПУ в лечении стоматологических заболеваний. Важно отметить, что в 2012 г. врачи стали чаще прибегать к консультативной помощи коллег, вести электронную историю болезни. Они начали более чётко отражать в документации ошибки и осложнения при лечении, больше внимания уделять профессиональной гигиене полости рта. В результате качественно улучшились как диагностика и лечение стоматологических заболеваний, так и ведение медицинской документации.

Заключение

Мы разделяем мнение ряда авторов [6, 7, 8], что в медицинской документации особое внимание необходимо уделять информации о больном и его заболеваниях, обоснованию диагноза и проведенному лечению. Управление качеством медицинской помощи должно стать системой -совокупностью организационно-управленческих структур и действий, устанавливающих, реализующих, оценивающих, анализирующих и корректирующих условия оказания и результат медицинской услуги для обеспечения пациенту гарантированного объёма качества медицинской помощи. По этим аспектам в настоящее время и оценивается эффективность функционирования стоматологической службы ЛПУ и региона. Кроме того, мы разделяем тезис, что повышение качества стоматологических услуг может стать инструментом обеспечения финансовой устойчивости ЛПУ [4].

Таким образом, данные проведенного нами исследования позволяют рекомендовать использование результатов, полученных на основе организации КЭК, в других ЛПУ стоматологического профиля. Это будет способствовать принятию управленческих решений, направленных на улучшение качества стоматологической помощи, предотвращение осложнений. Справедливости ради следует отметить, что пока критериями качества работы ЛПУ служат параметры, положенные в основу системы обязательного медицинского страхования, нет возможности реального применения новых методик и технологий.

Список литературы

1. Алимский А.В. Принципиальные подходы к формированию системы оценок качества стоматологической помощи населению // Эконом.менедж. в стоматологии. - 2004. - №3(14). - С. 22-24.

2. Арутюнов С.Д., Ромодановский П.О., Тангиева Т.А. Некоторые вопросы экспертной оценки неблагоприятных исходов оказания стоматологической помощи // Рос.стомат. журнал. - 2005. - №4. - С. 33-36.

3. Бутова В.Г., Бычков В.И., Умарова К.В. Экспертиза качества стоматологической помощи // Институт стоматологии. - 2011. - №3. - С. 14-16.

4. Гринин В.М., Караханян В.Т., Адилханян В.А. Системные вопросы оценки качества оказания стоматологической помощи // Рос.стомат. журнал. - 2011. - №4. - С. 35-37.

5. Иванов А.В., Рагозин А.В. Качество медицинских услуг как инструмент обеспечения финансовой устойчивости ЛПУ // Здравоохранение. - 2011. - №4. - С. 57-67.

6. Леонтьев В.К. Качество стоматологической помощи: возможности управления и регуляции // Эконом.менедж. в стоматологии. - 2008. - №1. - С. 12-24.

7. Ткач О.А. Система управления качеством медицинской помощи // ГлавВрач. - 2012. - № 5. - С. 33-37.

8. Хавкина Е.Ю., Уйба В.В., Олесова В.Н. и др. Консультативно-экспертный кабинет как основное звено организации контроля качества в стоматологической клинике // Эконом. менедж. в стоматологии. - 2010. - №2(31).- С. 48-50.

9. Хавкина Е.Ю., Олесова В.Н., Уйба В.В. и др. Совершенствование оценки качества лечебно-профилактической помощи в ведомственной стоматологической клинике // Стоматология. - 2011. - №5. - С. 4-9.

10. Хитров В.Ю., Мустафаев Р.Р., Волкова И.В. Определяющие качества стоматологической помощи в современных экономических условиях // Ж. Медицина и качество жизни. - 2012. - №2. - С. 48-48.

11. Цепов Л.М., Николаев А.И., Нестерова М.М. и др. Система врач - пациент - патология пародонта: причины неоптимального взаимодействия, снижающего качество оказания стоматологической помощи // Дентал Юг. - 2012. - №8. - С. 28-29.

12. Черникова О.М., Сидорова Г.В., Пусева М.Э., Арсентьева Н.И. Комплексная оценка качества медицинской помощи в многопрофильной клинике // Здравоохр. Рос. Федерации. - 2012. - №3. - С. 1215

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.