Научная статья на тему 'Конструктивно-технологические характеристики звукопогло-щаю щих конструкций (ЗПК) канала воздухозаборника двигателя НК-93'

Конструктивно-технологические характеристики звукопогло-щаю щих конструкций (ЗПК) канала воздухозаборника двигателя НК-93 Текст научной статьи по специальности «Механика и машиностроение»

CC BY
154
59
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по механике и машиностроению, автор научной работы — Федорченко Д. Г., Максименков В. И., Молод М. В., Чистяков В. А., Назаров Н. В.

Проведены исследования по разработке несущей конструкции ЗПК, состоящей из гофрированного заполнителя с обшивками. Разработанный заполнитель можно использовать в зонах канала воздухозаборника с высотой 90... 120 мм.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по механике и машиностроению , автор научной работы — Федорченко Д. Г., Максименков В. И., Молод М. В., Чистяков В. А., Назаров Н. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STRUCTURAL-TECHNOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SOUND-ABSORBED CONS TRUCTIONS OF THE ENGINE NK-93 AIR

Structural -technological specialties of sound absorbing constructions of the engine NK -93 air inlet duct are considered.

Текст научной работы на тему «Конструктивно-технологические характеристики звукопогло-щаю щих конструкций (ЗПК) канала воздухозаборника двигателя НК-93»

УДК 534.2

КОНСТРУКТИВНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ ЗВУКОПОГЛОЩАЮЩИХ КОНСТРУКЦИЙ ( ЗПК)

КАНАЛА ВОЗДУХОЗАБОРНИКА ДВИГАТЕЛЯ НК-93

1 2 2 2 2 © 2006 Д.Г. Федорченко , В.И. Максименков , М.В. Молод , В.А. Чистяков , Н.В.Назаров

!ОАО «СНТК им. Н.Д. Кузнецова», г. Самара 2ФГУП «НИИАСПК», г. Воронеж

Проведены исследования по разработке несущей конструкции ЗПК, состоящей из гофрированного заполнителя с обшивками. Разработанный заполнитель можно использовать в зонах канала воздухозаборника с высотой 90 .. .120 мм.

Конструктивные особенности винто-вентилярного двигателя сверхвысокой степени двухконтурности НК 93 определили требования к ЗПК, установленным в канале воздухозаборника. В основе этих требований - акустические характеристики, обеспечивающие соответствие ужесточившимся нормам ИКАО по 4 главе.

Канал воздухозаборника двигателя НК 93 включает две зоны ЗПК с высотой 90 и 120 мм.

На рис.1 представлена схема ЗПК воздухозаборника двигателя НК 93. Размеры

канала воздухозаборника: диаметр Б = 2,9 м, длина £=1,06 м; Ь1= 530 мм; Ь2= 530 мм.

В разрабатываемых конструкциях канала воздухозаборника применяются металлические и неметаллические ЗПК. Перечень материалов, применяемых для изготовления ЗПК канала воздухозаборника приведен в таблице 1.

Несущая часть канала воздухозаборника двигателя изготовляется из сотовых ЗПК из стали 12Х18Н10Т по технологии предприятия « Металлист- Самара».

Ц 1-2

3 6 г г 4 7 г Г / /

чО В го =с / /

го

б \ лГ \ \

а1 \ \ \

\1_ \5_ \2_

Рис.1. Схема ЗПК канала воздухозаборника:

1,2 - обшивка перфорированная; 3,4 - обшивка неперфорированная; 5-заполнитель высотой 120мм; 7-заполнитель высотой 90мм.

ОБШИВКА ЗАПОЛНИТЕЛЬ

Т ип соединения обшивок с заполнителем Материал Тол- щина, мм Материал Размер ячейки, мм Тол- щина, мм Высота, мм

Сварные и паянные панели ОТ4-1 ОСТ 1.90218-76 0,5-0,6 ВТ 1-0 ОСТ 1.904145-74 6,0 0,08 15, 20, 25

12Х18Н10Т ТУ 1-805-0,96-80 0,5-0,6 12Х18Н10Т ТУ 3-703072 6,0 0,06 10, 15, 20, 25

Клееные панели ТУ 596-391-96 ТУ 1-596-413-01 Д19АТ 1,0-1,2 ССП1-3,5; 4,2; 8Т 3,5; 4,2; 8,0 120 и более

Клееные Д19АТ 1,0-1,2 ТССП10П 10,0 120 и более

Клееные ОСТ 100728-75 ОСТ 100729-75 Д19АТ 1,0-1,2 АМГ2-Н 6,0 0,03 120 и более

Были проведены исследования по разработке несущей конструкции, состоящей из гофрированного заполнителя с обшивками. Разработанный заполнитель можно использовать в зонах канала воздухозаборника с высотой 90 .. .120 мм.

В качестве ЗПК из композитов были рассмотрены варианты конструкции верхней части канала воздухозаборника из ССП со складчатым 2- образным гофром, с наклон-

ным расположением граней ячеек заполнителя и заполнителя с облегченной гофровой конструкцией.

Разработана директивная технология изготовления заполнителя. Схема директивного технологического процесса изготовления ЗПК воздухозаборника двигателя НК 93 из неметаллических материалов приведена на рис. 2 .

Формование заполнителя

(перфорирование, раскрой, формование, термостатиро -вание)

Склеивание заполнителя с обшивками

Применение средств для уменьшения затекания клея в зону перфорации

Контроль при склейке

Заполнитель шевронный

Заполнитель сотовый с наклонными стенками

Контроль при склейке

Применение средств для уменьшения затекания клея в зону перфорации

Формование заполнителя

(перфорирование, раскрой, формование)

Склеивание заполнителя с обшивками

Формование заполнителя

(перфорирование, раскрой, формование)

Склеивание заполнителя с обшивками

Применение средств для уменьшения затекания клея в зону перфорации

Контроль при склейке

Гофровый заполнитель

Рис.2. Схема директивного технологического процесса изготовления ЗПК воздухозаборника двигателя НК93 из неметаллическихматериалов

13 шевронный Эгофровый □ гофр. облегч. с сеткой и вставкой

Рис.3. Общий вес канала воздухозаборника из стеклопластика

Согласно директивной технологии осуществлялось изготовление ЗПК с различными типами заполнителя.

Отработка технологии изготовления ЗПК осуществлялась на образцах. При этом формование заполнителя выполняли в специальных приспособлениях с последующим термостатированием в автоклаве при температуре 1780С в течение 2-х часов. С целью уменьшения затекания клея в зону перфорации было разработано специальное приспособление, которое можно использовать не только при изготовлении образцов, но и при изготовлении панелей канала воздухозабор -ника.

Выполненные акустические испытания образцов ЗПК выявили, что наибольшую эффективность показали образцы, содержащие облегченный гофровый заполнитель. Проведенные прочностные испытания на

смятие, отрыв и сдвиг образцов подтвердили соответствие требованиям, указанным в техническом задании.

Сравнение механических характеристик полученных образцов с результатами испытания образцов пятислойной конструкции, используемых в каналах воздухозаборника самолетов, показали, что разрабатываемые конструкции ЗПК имеют механические характеристики - напряжения смятия, отрыва и сдвига заполнителя несколько выше пятислойных, за исключением конструкций с облегченным гофровым заполнителем.

Выполнен весовой расчет различных вариантов заполнителя и в целом канала воздухозаборника двигателя (рис. 3).

Проведенный комплекс испытаний позволяет выбрать конструкцию ЗПК для установки в канал воздухозаборника двигателя.

STRUCTURAL - TECHNOLOGICAL CHARACTERISTICS OF SOUND- ABSORBING CONSTRUCTIONS OF THE ENGINE NK-93 AIR INLET DUCT

© 2006 D.G. Fedortchenco, V.I. Macsimenkov, M.V. Molod, V.A. Tchistjakov, N.V. Nazarov

Structural -technological specialties of sound - absorbing constructions of the engine NK -93 air inlet duct are considered.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.