УДК 159.9 ta
^ о
н
В. Л. Кубышко, В. М. Крук U
S
С
т
КУБЫШКО, Владимир Леонидович, начальник Департамента государственной службы и кадров МВД России, кандидат педагогических наук. Департамент государственной службы и кадров МВД России. Адрес: Россия, 125009, г. Москва, Газетный пер. д. 6. Тел. 8 (495) 667-60-75. E-mail: 94956673764@mail.ru. П
KUBYSHKO, Vladimir Leonidovich, head of the Department of public service and shots of the Ministry of Internal Affairs of Russia, candidate of pedagogical sciences. Department of public service and shots of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 125009, Moscow, Gazetny Lane of 6. Ph. 8 (495) 667-60-75. E-mail: 94956673764@mail.ru.
КРУК, Владимир Михайлович, ведущий консультант отдела организации психологической работы управления организации морально-психологического обеспечения Департамента государственной службы и е
ее
т
го т
<п р
у р
п
0 §
3
у
1
s
03
кадров МВД России, доктор психологических наук, профессор. Департамент государственной службы и кадров МВД России. Адрес: Россия, 125009, г. Москва, Газетный пер. д. 6. Тел. 8 (495) 667-34-79. E-mail: kvm@ fsvgroup.ru. 3
В
KRUK, Vladimir Mikhaylovich, leading consultant of the psychological work organization group of the moral Д
Р с
and psychological providing organization management of Department of public service and shots of the Ministry of Internal Affairs of Russia, doctor of psychological sciences, professor. Department of public service and shots of the Ministry of Internal Affairs of Russia. Address: Russia, 125009, Moscow, Gazetny Lane of 6. Ph. 8 (495) 667-34-79. U E-mail: kvm@fsvgroup.ru. №
Конструкт «психологическое обеспечение» в контексте нормативно закреплённых практик силовых ведомств
Construct «psychological providing» in the context of the power departments which are standardly fixed the practician
В статье обосновывается неконструктивность использования в настоящее время словосочетания «психологическое обеспечение», некогда обоснованное отдельными авторами в своих исследованиях, как синонима «психологической работы» или более широкого по сравнению с ней по содержанию. Такое толкование не только не соответствует тому, что нормативно закреплено в ряде силовых ведомств, не способствует чёткому разграничению границ и смыслов их определения, но и дезориентирует практиков психологической работы на местах.
Ключевые слова: психологическое обеспечение, психологическая работа, морально-психологическое обеспечение.
Not constructability of use now of the phrase «psychological providing», once proved by certain authors in the researches as synonym of «psychological work» or wider in comparison with it according to the contents locates in article. Such interpretation not only does not correspond to that is standardly fixed in a number of power departments, does not promote accurate differentiation of borders and meanings of their definition, but also disorients practicians of psychological work on places.
Keywords: psychological providing, psychological work, moral and psychological providing.
On
K> О
В статье «О концепциях «обеспечения» в отечественной психологии» (принята к публикации в журнале «European Social Science Journal», 2017, № 10) авторы проанализировали особенности конструкта «психологическое обеспечение» в теории и практике современной отечественной психологии и констатировали, что существующее выраженное различие его определения не способствует адекватному пониманию и применению психологами, другими специалистами, а также конструктивному отношению к нему полномочных должностных лиц. В связи с этим было признано целесообразным рассмотреть три аспекта данной проблемы, первым двум из которых, связанным с уточнением значения исходного понятия и анализом концептуальных представлений о «психологическом обеспечении», посвящался материал. В нем было сформулировано несколько выводов.
1. «Обеспечение» в русском языке предполагает смысловую определенность в отношении того, кого
(что), чем именно (как), в какой мере необходимо снабдить для получения ожидаемого результата. Это не всегда учитывается разработчиками концептуальных конструктов, в которых оно используется в определяющем их сущность словосочетании, что нередко приводит к размыванию исходного содержания и некритичному синонимичному употреблению наряду с другими понятиями.
2. Концептуальная разработка этой проблематики достаточно распространена в отечественной психологии. Наиболее часто она реализуется в психологии труда и рядоположных отраслях профессионально-практической психологии, а также в педагогической психологии. Основополагающим методологическим основанием в них является деятель-ностный подход.
3. Концептуальные определения сущности, содержания, модели реализации психологического обеспечения деятельности в конкретизирующих её разнообразных формулировках вариативны. Наибо-
лее распространенным является представляющийся оптимально корректным подход, заложенный Н.Д. Заваловой в исторически первой отечественной концепции психологического обеспечения (эффек-^ тивности и надёжности) деятельности (лётчика как ^ оператора системы «лётчик-самолёт»). Он основан си на психологическом анализе критически важных о трудностей реализации её конкретных задач опре-^ делёнными специалистами в конкретных ситуациях р? и обосновании с избранных теоретических позиций § специфических условий их преодоления. н В данной статье рассматривается третий аспект,
^ связанный с соотнесением некоторых из концепту-^ альных определений психологического обеспечения « с нормативно закрепленными в наиболее многочис-м ленных по своему численному составу силовых ве-^ домствах системными теориями и практиками рабо-Ц ты с кадрами (специалистов).
У Речь идёт о разработках, в которых оно опре-
^ деляется едва ли не синонимом психологической ра-а боты (службы), их функцией или более адекватным £ выражением. В числе первых эти идеи, довольно популярные в 1990-е гг., позднее признаваемые рядом || представителей рассматриваемой научной отрасли ^ «эпохой романтизма»1, отразили в своих концепциях и военные психологи Д. В. Гандер (1997) и А. Г. Кара-§ яни (1998).
^ Первоначально Д. В. Гандер определил, что
Ю для создания курсантам необходимых психологических предпосылок для обучения, а также нейтрализации действия неблагоприятных факторов профессиональной деятельности и социальной среды необходимо более активное включение в учебно-воспитательную работу вуза психологической науки и её рекомендаций, механизмом реализации которого может быть специальным образом организованное психологическое обеспечение подготовки лётных кадров [4, с. 3].
Его гипотеза заключалась в том, что «успешность лётного обучения... возможна только с использованием в практике военно-авиационного образования целостной концепции психологического обеспечения подготовки лётных кадров, которое определяется целенаправленностью на профессиональную надёжность человека, ориентированностью на перспективу его личностного и профессионального развития и совершенствования» [4, с. 4]. При этом она «выступает учебным инструментом внедрения результатов научных исследований в педагогический процесс на всех этапах формирования профессионала», к которым были отнесены: психологическое обеспечение теоретической подготовки; психологиче-
ское обеспечение лётной подготовки; формирование мотивации длительной устойчивой направленности на лётную деятельность [4, с. 4].
На этом основании психологическое обеспечение определялось военно-авиационной деятельностью, функционально включенной во все сферы учебно-боевой подготовки в виде психологической службы [4, с. 4].
Позже эти достаточно абстрактные, но все же ограничиваемые рамками подготовки специалиста представления стали распространяться на всю профессиональную деятельность лётчика [3; 5]. В них психологическое обеспечение уже определяется как «деятельность психологов, направленная на внедрение в практику лётного дела научных достижений и теоретических наработок для оптимизации лётного труда», «практическая область авиационной психологии. сфера приложения в лётном деле того багажа научных знаний, который на сегодня накоплен психологами, занимающимися в авиации человеческим фактором» и т.д. Его формами выделены: разработка и внедрение в летную практику психологических рекомендаций и предложений по совершенствованию организации и методики лётной работы; проведение мероприятий по повышению безопасности лётного труда; разработка и проведение социально-психологических мероприятий; повышение психологической комфортности лётного труда [3, с. 283-284; 5, с. 194-196].
При этом увязывание концепта психологического обеспечения с моделью психологической службы (военной) авиации не обосновано ни анализом ведомственной нормативно-правовой базы на предмет возможности и целесообразности их реализации; ни подготовкой и согласованием соответствующих предложений; ни рассмотрением современного состояния структуры, задач, функций, квалификации, подготовки, перспектив развития и т.д. ведомственных кадров психологов; ни отзывами (заключениями) профильных органов управления по поводу предлагаемого; ни расчётом (хотя бы предварительным) организационных, финансовых, временных и т.д. затрат и проч. В силу этого они существенно разнятся с реалиями жизни, что частично признает автор [6].
Спустя год появилось концептуальное исследование проблематики психологического обеспечения (боевых действий Сухопутных войск) А. Г. Ка-раяни, также выполненное по психологии труда в особых условиях [12]. По существу, оно соотносится с подходом Н. Д. Заваловой, поскольку посвящено специфическому виду деятельности, а его предме-
1 С распадом СССР в силовых министерствах начались поиски замены девальвированным составляющим работы с людьми. Определенные надежды связывались с потенциалами социологии, военной педагогики, психологии и др. В итоге выбор был сделан и в пользу практической психологии. Она активно осваивалась тогда на единственной в стране профильной кафедре ВПА имени В.И. Ленина (с декабря 1991 г. -Гуманитарной академии ВС РФ, с июня 1994 г. - Военного университета МО РФ). Ее потенциал в Вооруженных Силах был настолько привлекательным, что кроме преподавателей военной педагогики и психологии (готовились традиционно) и специалистов профессионального психологического отбора (первый выпуск состоялся в 1985 г.), начали готовить войсковых психологов (первый выпуск в составе 2-х отделений, первоначально набиравшихся для подготовки пропагандистов, состоялся в 1992 г.).
Последующие несколько лет стали бумом психологических инноваций, завершение которых в основном совпало с подготовкой в 1996 г. для кафедральных нужд учебного пособия «Военная психология: методология, теория, практика», изданного в 1998 г. в качестве учебно-методического пособия для высших военно-учебных заведений. Его III раздел «Военная психология как отрасль психологической науки» начинался параграфом «Психологическое обеспечение боевой деятельности», подготовленным тогдашним начальником кафедры генерал-майором авиации, доктором психологических наук, профессором П.А. Корчемным [5, ч. 2, с. 5-12]. Уже в его первом абзаце определено, что психологическое обеспечение является составным элементом морально-психологического обеспечения, концепция которого была принята в апреле 1994 г. на состоявшейся в Военной академии Генерального штаба Вооруженных Сил межвузовской научно-теоретической конференции. Таким образом, вариации психологического обеспечения бытовали, но изначально определялись составной частью новой системы работы с людьми, в т.ч. морально-психологического обеспечения.
том обоснован целевой психологический ресурс как комплексное качество военнослужащего и окружающей его социальной и эргономической среды2. В нём подчеркивается, что обеспечение рассматривается «как процесс придания свойств надёжности, неуклонности осуществлению определённых мероприятий, достижению поставленных целей путём создания необходимых и достаточных условий для этого»3 [12, с. 211]. Вместе с тем уже тогда в диссертации была четко сформулировано его расширительное толкование. Так, в ней отмечается, что в ряде руководящих документов того времени была предпринята попытка обозначить психологическую практику в войсках термином «психологическаяработа». По его мнению, это не соответствовало масштабам и содержанию обозначаемого явления, плохо вписывалось в существующую категориально-терминологическую среду, поскольку представлялось аморфным, отражающим не сущностный, а «явленческий» уровень этого вида деятельности, не указывало цели направления усилий и не соответствовало тому, что в боевых документах закреплён ряд «обеспечений» [12, с. 212].
Между тем, «предпринятой попыткой» была названа сложившаяся система, последовательно закрепленная в ряде нормативных документов того времени. Так, ещё 23 декабря 1992 г. директивой министра обороны России Д-18 в Вооруженных Силах было введено и нормативно закреплено, наряду с другими существовавшими направлениями обеспечения боевых задач, морально-психологическое обеспечение [10, с. 59]. С 1995 г. окончательно утвердилось название «психологическая работа» не только для одного из его видов, но и для составной части проводимой в повседневной деятельности войск (сил) воспитательной работы [20-26], с 2010 г. переименованной в работу с личным составом [7-9] и т.д.
Однако автор до сих пор считает это несущественным, последовательно использует частично ставшее тавтологичным по отношению к морально-психологическому обеспечению понятие «психологическое обеспечение» и, как и Д. В. Гандер, расширяет его содержание, распространяя на другие силовые министерства.
Так, в одной из работ он обосновывает модельный подход к системе психологического обеспечения служебной деятельности (относя к ней оперативно-розыскную, боевую, охранную и др.) сотрудников правоохранительных органов (непонятно каких). При этом он определяет его «как технологию (совокупность форм, методов, приемов, алгоритмов) поиска, изучения, создания, сохранения, поддержания и восстановления психологического ресурса, необходимого для ее эффективного выполнения..., целенаправленный, научно обоснованный, организованный перевод психологического ресурса из состояния потенциального в актуальное» [11, с. 97]. Такое понимание, по мысли автора, «нацеливает руководителей, психологов силовых структур и подразделений при подготовке к выполнению служебных задач представлять психологическую модель предстоящей деятельности, внимательно анализировать психологические аспекты каждого её элемента, вести це-
ленаправленный поиск психологических ресурсов в каждом из них, планировать и осуществлять "многоканальное" влияние на все элементы модели в интересах достижения поставленной цели» [11, с. 97]. Сама же психологическая модель есть «мысленный образ. психических процессов и явлений, имеющих место в конкретной служебной деятельности» [11, с. 93].
В итоге позиционируется неоднозначная по ряду оснований конструкция, в соответствии с которой психологическое обеспечение есть технология привлечения и использования психологического же ресурса на основе, естественно, психологической модели служебной деятельности как мысленного образа психических процессов и явлений. Очевидно, что в ней «психологическому» приписывается некий магический смысл. При его замене на «экономическое», «педагогическое», «правовое» и т.д. выстраивается ряд других не менее значительных «обеспечений», что, собственно имеет место быть, однако базируется на других теоретико-методологических положениях [13-15].
Кроме того, представляется, что эта неоднозначность связана как минимум ещё с четырьмя основаниями.
Во-первых, с предельной абстрактностью центрального понятия - служебной деятельности (т.е. основного вида активности профессионально занятого специалиста) и очевидным непониманием знакомящихся с этим конструктом профессионалов того, зачем специалисту нужно психологическое обеспечение не специалиста в его служебной деятельности, что в ней понимает и чем конкретно может помочь некий всемогущий (?) психолог (экономист, педагог, юрист.).
Во-вторых, с игнорированием общепризнанного научного и житейского факта, согласно которому активность специалиста (т.е. преимущественно служебной деятельности, но не только) в значительной степени не нуждается в конструировании образов (их авторское толкование не рассматриваем), да ещё с помощью психолога, поскольку подразумевается, что специалиста отличает от другого человека как раз наличие некогда сконструированных и апробированных образов, ставших симультанными, т.е. не осознаваемыми без необходимости.
В-третьих, с несоответствием классическим психологическим теориям личности, поскольку, например, в психоанализе основной функцией психики определяется непрерывное тестирование реальности на предмет удовлетворения базовых потребностей, результаты которого открываются в образно-чувственном отражении; представленность в котором его сторон сильно разнится у разных людей, в разных ситуациях и т.д.
Наконец, в-четвертых, не учитывается, что примат психического весьма условен, хотя возможен и поэтому опасен: если уже говорить о моделировании образа. в служебной деятельности, то полноценным он может быть только психофизическим, т.е. соответствующим наличному уровню физических возможностей (а коварство психологического моде-
С0
а>
0 т
X
X
я
С
р
И -
1
П
а> т
<п р
у р
п
о §
3
у
X
X и
а> р
о
ее
а> т
о:
СО
Р
о о сс
№
к» о
2 В период завершения работы над докторской диссертацией он был в составе кафедры морально-психологического обеспечения Военного университета и принимал участие в подготовке ее первых учебных изданий, содержание которых безусловно увязывалось с нормативным закреплением на тот период разрабатываемых (и периодически уточняемых) подходов.
3 Курсивом выделено в первоисточнике.
лирования в том и заключается, что позволяет сотворить нечто, не соответствующее реальности).
Из этого следует, что по ряду причин психологические образы не всегда можно и нужно целенаправ-^ ленно моделировать специалисту в профессиональ-^ ной деятельности; их качественная представленность си может быть различной и проч.; а главное, они долж-о ны соответствовать наличному уровню возможности ^ их физической реализации.
р? В другой работе рассматриваемый автор опреде-
§ ляет психологическое обеспечение (боевых действий) н специальной деятельностью, нацеленной на «фор-^ мирование, развитие, актуализацию, мобилизацию, ^ сохранение, модификацию, восстановление, деактуа-« лизацию целевого психологического ресурса воинов, § в зависимости от стоящих перед ним задач., вклю-^ чающее психологическое прогнозирование и оценку Ц предстоящей боевой деятельности, психологический У отбор военнослужащих и их расстановку по эле-^ ментам боевой задачи, психологическую подготов-а ку воинов, психологическую поддержку участников £ боевых действий, психологическую реабилитацию психотравмированных воинов, социально-психоло-|| гическую реадаптацию воинов, завершивших боевую ^ миссию» [10, с. 130] и т.д. Как следует из приведений ных положений, и в данном случае психологическое я обеспечение выступает у автора предельно широким ^ понятием, не соответствующим ни нормативно за-Ю крепленным положениям, ни практике.
Близким по существу к рассмотренным является подход Ю.Н. Гурьянова, воспитанника научной школы военной психологии4. Он определяет психологическое обеспечение как обобщенное понятие одного из видов работы с кадрами в ходе решения служебных задач по обеспечению государственной безопасности [1, с. 9].
Его целью является создание условий для их качественного отбора, оптимизации психологического состояния, формирования и развития профессионально важных качеств, поддержания и восстановления психологического ресурса личности в ходе служебной деятельности, а также психологического сопровождения оперативной деятельности.
В широком смысле оно определяется как система специализированных учреждений, органов и подразделений, осуществляющих деятельность по разработке научно-теоретических основ применения психологических способов и средств к различным категориям кадров, подготовке практических психологов; совершенствованию нормативно-правовой основы их работы; формированию материально-технической базы их деятельности.
В узком смысле рассматривается как практическая деятельность различных должностных лиц: психологов, воспитателей, медицинских работников, специалистов групп профессионального отбора, командиров в интересах формирования, поддержания и восстановления психологического ресурса личности и по своему содержанию, этапам и направлениям может быть определена как психологическая работа [1, с. 9-10].
По его представлениям, психологическое обеспечение является единством научного, организа-
ционно-прикладного и практического компонентов. Научный компонент включает положения психологической теории, раскрывающие психологические закономерности оперативно-служебной деятельности, закономерности психологического развития и формирования личности с целью разработки способов, средств и методов профессионального применения психологических знаний в современных условиях. Организационно-прикладное направление связано с подготовкой кадров, организационно-штатной структурой системы психологического обеспечения, оснащенностью материально-техническими средствами и др. Практический компонент психологического обеспечения представляет собой совокупность последовательно применяемых конкретных технологий профессионально-психологического отбора, психологической подготовки, психологического сопровождения службы, психологической помощи и реабилитации. Как и у предыдущих авторов, аргументации целесообразности введения понятия «психологическое обеспечение» и трактовки его более широко, чем понятие «психологическая работа», Ю.Н. Гурьянов также не приводит.
Проведённый анализ не свидетельствует об исключительности излагаемых идей или пристрастном отношении к их уважаемым и заслуженным авторам. Такое определение роли психологии, а также возложение на её носителей функций и полномочий по совершенствованию (оптимизации), разрешению проблем определённого вида деятельности довольно типично для вышедших из неё специалистов, позднее ставших психологами. С психоаналитической точки зрения это вполне объяснимо действием защитных механизмов Ego некогда профессионально вовлечённых в определённую деятельность людей, а затем вышедших из неё и получивших возможность символически возвыситься над ней и её носителями, оценивать их с позиций другой, как бы более «научной» профессии. Этому в определённой мере способствует современная отечественная практика научного и особенно учебного творчества в психологии (возможно и не только), практически не обязывающая авторов соотносить и согласовывать его с нормативно закрепленной практикой и реалиями жизни.
Несколько иная история с психологическим обеспечением сложилась в МВД России. В силу ряда причин длительное время там проблематика морально-психологического обеспечения не рассматривалась, и до 2010 г. деятельность ведомственных психологов позиционировалась как психологическое обеспечение сотрудников (работы с личным составом)5 [16; 18].
Первоначально оно определялось системой «организационных и психологических мероприятий, направленных на совершенствование работы с кадрами, повышение эффективности профессиональной деятельности личного состава» и возлагалось на специалистов-психологов для реализации четырёх групп задач: организации и проведения профессионального психологического обследования; психологического сопровождения, поддержки, психологической реабилитации и восстановления профессиональной
4 Ю.Н. Гурьянов в 1995 г. окончил очную адъюнктуру по кафедре психологии Военного университета.
5 В 1999-2009 гг. отдел организации психологической работы управления организации работы с личным составом Департамента кадрового обеспечения МВД России возглавлял М.И. Марьин, защитивший докторскую диссертацию по психологическому обеспечению (деятельности пожарных) в 1992 г.
работоспособности сотрудников; организации и проведения социально-психологической работы, обеспечения благоприятного социально-психологического климата в коллективах и психологического консультирования руководителей; осуществления профессионально-психологической подготовки, психологической помощи, психологического обеспечения оперативно-служебной деятельности сотрудников, в т.ч. в экстремальных условиях. Каждая из задач детализировалась рядом функций. Психологи разрабатывали и вносили соответствующим руководителям предложения по совершенствованию своей работы и наделялись рядом других полномочий [18].
Со второй половины 2000-х гг. психологическое обеспечение, сместив внимание с сотрудника на его деятельность, стало трактоваться как «система организационных и практических мероприятий, направленных на повышение эффективности деятельности органов внутренних дел., совершенствование работы с личным составом на основе применения психологических технологий, мобилизации психологического потенциала личности каждого сотрудника и служебных (учебных) коллективов». Оно также возлагалось на психологов для: организации психологического обеспечения выполнения сотрудниками оперативно-служебных задач и формирования морально-психологической готовности к деятельности; определения профессиональной психологической пригодности и прогнозирования психологической готовности к выполнению профессиональных задач; психологического сопровождения оперативно-служебной деятельности, психологической реабилитации и восстановления профессиональной работоспособности сотрудников; формирования в служебных (учебных) коллективах благоприятного психологи-
ческого климата, проведения социально-психологи- р
ческой работы и психологического консультирова- Т
ния сотрудников и членов их семей; осуществления и
профессиональной психологической подготовки, С
оказания психологической помощи сотрудникам. §5
Однако ответственность за его организацию уже -
была возложена на заместителей руководителей по р
работе с личным составом [16]. р
Введение в 2010 г. в МВД России системы мо- б
рально-психологического обеспечения оперативно- §
служебной деятельности органов внутренних дел, в к
которой одним из его видов определена психологи- §
ческая работа, фактически упразднило прежнее тол- у
кование психологического обеспечения [19]. В 2013 и
г. организация психологической работы в МВД Рос- р
сии была приведена в нормативное соответствие с и
действующей системой морально-психологического р
обеспечения [17]. 3
Таким образом, в настоящее время в самых В
больших по численному составу силовых ведомствах д
России - Минобороны и Министерстве внутренних р
дел - существуют во многом схожие подходы к опре- С
делению сущности ведомственного человеческого я
фактора и работы с ним. В общем виде она реализу- №
ется через системы морально-психологического обе- 3
спечения профессиональной деятельности специали- 7
стов. В свою очередь, каждая из них осуществляется 3
через ряд его видов, определяемых как «работы». с
Одним из них является психологическая работа. Её 7 реализация в каждом министерстве детализируется по направлениям, задачам и т.д. в соответствии с действующими нормативными документами. Психологическое обеспечение к ним не относится. Оно организуется по конкретному поводу в соответствии с подходом Н.Д. Заваловой и её последователей.
Список литературы
1. Актуальные проблемы и перспективы развития психологического обеспечения служебной деятельности и работы с кадрами : материалы Всероссийской межведомственной научно-практической конференции. 8-9 февраля 2005 г. - Голицыно: Голицынский пограничный инст-т ФСБ России, 2005.
2. Введение в теорию и практику морально-психологического обеспечения войск (сил) : учебник / под ред. И.Б. Субботина. - М.: ВУ, 2014. - 206 с.
3. Гандер, Д. В. Профессиональная психопедагогика. - М.: Воентехиздат, 2007. - 336 с.
4. Гандер, Д. В. Психологическое обеспечение летного обучения: теория и практика) : автореф. дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.14 / Гандер Дмитрий Владимирович. - М., 1997.
5. Гандер, Д. В. Психология опасных профессий. - М.: Воентехиздат, 2011. - 248 с.
6. Гандер, Д. В. Психологическое обеспечение подготовки военных летчиков // Военная мысль. - 2006. -№ 7. - С. 18-26.
7. Директива министра обороны РФ от 5 сентября 2010 г. № 121дсп.
8. Указания Генерального штаба ВС РФ от 13 сентября 2010 г. № 314/9/3542
9. Об организации работы с личным составом в Вооружённых Силах Российской Федерации : приказ министра обороны РФ от 12 октября 2016 г. № 655.
10. Караяни, А. Г. Военная психология. - Ч. 2 : учебник и практикум для вузов. - М.: Юрайт, 2016. - 280 с.
11. Караяни, А. Г. Психологическая модель служебной деятельности как инструмент создания системы её психологического обеспечения // Вестник ЮУрГУ. - Серия «Психология». - 2013. - Т. 6. - № 4. - С. 92-98.
12. Караяни, А. Г. Психологическое обеспечение боевых действий личного состава частей Сухопутных войск в локальных военных конфликтах : дис. ... д-ра психол. наук: 19.00.14 / Караяни Александр Григорьевич. - М., 1998.
13. Корякин, В. М. Правовое обеспечение военно-социальной политики Российской Федерации : автореф. дис.....д-ра юрид. наук: 20.02.03 / Корякин Виктор Михайлович. - М., 2005.
14. Плотников, В. А. Концептуальные основы экономического обеспечения военной безопасности государства : автореф. дис. ... д-ра экон. наук: 08.00.01 / Плотников Владимир Александрович. - СПб., 2005.
15. Тарасов, М. М. Педагогическое обеспечение деятельности военнослужащих внутренних войск МВД России : автореф. дис. . д-ра пед. наук: 13.00.01 /Тарасов Михаил Михайлович. - СПб., 2006.
16. Об утверждении Положения об основах организации психологического обеспечения работы с личным составом органов внутренних дел : приказ МВД России от 29 сентября 2006 г. № 770.
о 17. Об утверждении Положения об основах организации психологической работы в органах внутренних
^ дел Российской Федерации : приказ МВД России от 2 сентября 2013 г. № 660 [Электронный ресурс] // Официаль-t? ный сайт МВД России. - Режим доступа: http://docs.cntd.ru/document/456097996 (дата обращения: 12.10.2017). Tt 18. Об утверждении положения о порядке организации психологического обеспечения сотрудников ор-
^ ганов внутренних дел Российской Федерации : приказ МВД России от 26 июня 2000 г. № 690 [Электронный g ресурс] // Сайт «АЛППП». - Режим доступа: http://www.alppp.ru/law/bezopasnost-i-ohrana-pravoporjadka/34/ 8 prikaz-mvd-rf-ot-26-06-2000--690.html (дата обращения: 12.10.2017).
(£ 19. О морально-психологическом обеспечении оперативно-служебной деятельности органов внутренних
дел Российской Федерации : приказ МВД России от 11 февраля 2010 г. № 80 [Электронный ресурс] // Сайт «Во-S енное обозрение». - Режим доступа: http://siliyan.ru/sevihcra/2996 (дата обращения: 12.10.2017). ^ 20. Об органах воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации : приказ министра обо-
<3 роны РФ от 6 июля 1995 г. № 226 [Электронный ресурс] // Правовая консультационная служба «Закон прост!». g - Режим доступа: http://www.zakonprost.ru/content/base/78562 (дата обращения: 12.10.2017). ^ 21. Об органах воспитательной работы Вооружённых Сил Российской Федерации : приказ министра обо-
s роны РФ от 11 марта 2004 г. № 70 [Электронный ресурс] // Сайт «Сейчас.ру». - Режим доступа: https://www. ^ lawmix.ru/pprf/25815 (датаобращения: 12.10.2017).
S 22. О совершенствовании воспитательной работы в Вооружённых Силах Российской Федерации : приказ
g министра обороны РФ от 28 февраля 2005 г. № 79 [Электронный ресурс] // Сайт «Сейчас.ру». - Режим доступа: а https://www.lawmix.ru/pprf/15045 (дата обращения: 12.10.2017).
23. Руководство по психологической работе в Вооружённых Силах Российской Федерации (проект). -¡2 1998 [Электронный ресурс] // Сайт «Сейчас.ру». - Режим доступа: http://www.studmed.ru/docs/document2144/ £ руководство-по-психологической-работе-в-вооруженных-силах-российской-федерации-на-мирное-время g (дата обращения: 12.10.2017).
g 24. Руководство по психологической работе в Вооруженных Силах Российской Федерации : Утверждено
О статс-секретарём-заместителем министра обороны Российской Федерации 30 марта 2006 г. [Электронный ре-s сурс] // Сайт «Студопедия». - Режим доступа: http://studopedia.org/14-71458.html (дата обращения: 12.10.2017). н 25. О развитии психологической службы Вооружённых Сил Российской Федерации : приказ министра
^ обороны РФ от 7 августа 2013 г. № 573 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации. - Режим доступа: https://doc.mil.ru/documents/quick_search.htm (дата обращения: 12.10.2017).
26. Об утверждении Положения о психологической службе Вооружённых Сил Российской Федерации : приказ министра обороны от 28 сентября 2015 г. № 576 [Электронный ресурс] // Официальный сайт Министерства обороны Российской Федерации. - Режим доступа: https://doc.mil.ru/documents/quick_search.htm (дата обращения: 12.10.2017).
© Кубышко В.Л., Крук В.М., 2017
УДК 159.9.07
Е. В. Распопин, В. О. Ермош
РАСПОПИН, Евгений Владимирович, доцент кафедры психологии служебной деятельности и педагогики УрЮИ МВД РФ, Уральский юридический институт МВД России, кандидат психологических наук. Адрес: Россия, 620057, г. Екатеринбург, ул. Корепина, д. 66. Тел: 8-961-573-07-78. E-mail: ev73@mail.ru.
RASPOPIN, Evgeny Vladimirovich, associate professor of the Department of Psychology of Service Activities and Pedagogy, of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, candidate of psychological sciences. Address: Russia, 620057, Ekaterinburg, Korepina str., 66. Phone: 8-961-573-07-78. E-mail: ev73@mail.ru.
ЕРМОШ, Валерия Олеговна, слушатель УрЮИ МВД РФ. Адрес: Россия, 620057, г. Екатеринбург, ул. Корепина, д. 66. Тел.: 8-912-644-94-91. E-mail: lera150.94@mail.ru
ERMOSH, Valeria Olegovna, listener of the Ural Law Institute of the Ministry of the Interior of the Russian Federation, junior lieutenant of police. Office address: Russia, 620057, Ekaterinburg, Korepina str., 66. Ph.: 8-912-64494-91. E-mail: lera150.94@mail.ru.
Методика изучения отношения к морально-нравственным категориям и нормам поведения Methodology of studying attitudes towards moral and ethical categories and norms of behavior
Статья содержит описание авторской психодиагностической методики, предназначенной для изучения отношения личности к морально-нравственным категориям и нормам поведения. В качестве стимульного материала методики выступают пословицы и метафоры на тему морально-нравственных качеств и норм поведения. В статье описываются общие характеристики методики, этапы её разработки, основные психометрические характеристики, процедура работы с методикой.