Социальные процессы в современной России
Людмила БОГОМАЗОВА
Конструирование образа экономического кризиса 2014 года в российских онлайн-изданиях: сравнительный анализ
Конец 2014 года был богат на экономические потрясения, которые впоследствии оказали влияние на российскую экономику и привели к событиям «черного вторника» — обвальному падению национальной валюты по отношению к доллару США и евро. В числе трудностей можно выделить снижение мировых цен на нефть, введение антироссийских санкций, а также несостоятельность сырьевой модели экономики в целом1. Ввиду заметного ухудшения экономической ситуации в стране, которое подтверждается как данными официальной статистики2, так и опросами общественного мнения3, упомянутые события в рассматриваемый период оказались в фокусе внимания российских СМИ.
Основной целью данного исследования является выявление того, каким образом конструировалось представление об экономическом кризисе в России с середины 2014 по конец 2016 года в онлайн-изданиях4 различной информационной направленности. Важность из-
1 The economic and financial crisis in Russia. OSW Report. Osrodek Studiow Wschodnich im. Marka Karpia, 2015. [сайт] URL: https://www. osw.waw.pl/sites/default/files/raport_crisis_in_russia_net.pdf.
2 Реальные располагаемые денежные доходы населения по Российской Федерации // Росстат. 2017. [сайт] URL: http://www.gks.ru/wps/ wcm/connect/rosstat_main/rosstat/ru/statistics/population/level/#
3 Население России в 2016 году: доходы, расходы и социальное самочувствие. Мониторинг НИУ ВШЭ. Итоги года / Под ред. Л.Н. Овчаро-вой. М.: НИУ ВШЭ, 2017.
4 Выбор онлайн-изданий объясняется их растущей популярностью среди россиян. Согласно опросу ФОМ, за последние 5 лет доля людей, узнающая новости чаще всего на новостных сайтах, заметно выросла. Источник: Источники информации: мониторинг // ФОМ. 2017. [сайт] URL: http://fom.ru/SMI-i-internet/13323.
учения данной темы объясняется способностью СМИ оказывать влияние на формирование общественного мнения в целом и на принятие политических5 и экономических решений граждан6 в частности. Данное утверждение оказывается особенно актуальным в период экономической нестабильности, который характеризуется повышенным вниманием аудитории к экономическим новостям7 из-за недоступности большинству населения альтернативных достоверных источников информации о текущей ситуации в стране. Кроме того, отсутствие у населения опыта столкновения с конкретной проблемой усиливает роль массовых коммуникаций в формировании представления о ней8.
Теоретическая основа исследования
В настоящей работе мы будем рассматривать экономический кризис как социальную проблему. Последняя, с точки зрения конструктивистского подхода, понимается как результат коллективного определения9. Спектор
5 Lipset S.M. The significance of the 1992 election. PS: Political Science and Politics. 1993. Vol. 26. No. 1. P. 7-16.
6 Uhl M.W. And Action: TV sentiment and the US consumer // Applied Economics Letters. 2012. Vol. 19. P. 1029-1034.
7 Wu H.D, Stevenson R.L, Chen H, Guner N. The conditioned impact of recession news: A time-series analysis of economic communication in the United States, 1987-1996 // International Journal of Public Opinion Research. 2002. Vol. 14. No. 1. P. 19-36.
8 McCombs M, Graber D, Weaver D. Media agenda-setting in the presidential election. NY: Praeger Scientific. 1981.
9 Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение / Пер. с англ. И. Ясавеева // Контексты современности - 2. Казань: Изд-во КГУ, 2001. С.150-159.
и Китсьюз1 вводят понятие «утверждения требовательного характера», посредством которых определенные группы выражают недовольство в отношении текущего положения дел, требуя его изменения. Утверждения-требования могут выдвигаться различными способами: протестами и митингами, петициями и обращениями в суд, а также путем привлечения внимания к проблеме на аренах публичного дискурса2, одной из которых являются СМИ.
Сравнительный анализ освещения экономического кризиса в российских онлайн-из-даниях будет осуществляться путем кодировки данных на основе линейной модели коммуникации, разработанной американским политологом Г. Лассуэллом3. Она включает пять вопросов-компонентов коммуникации, получив ответы на которые можно сформировать представление о том или ином акте коммуникации: 1) кто? (источник информации); 2) что? (содержание сообщения); 3) по какому каналу? (способ донесения сообщения); 4) кому? (целевая аудитория послания); 5) с каким эффектом? (цель сообщения). При этом, ввиду того что последний пункт предполагает взаимодействие с читательской аудиторией, в анализ он включаться не будет.
В работе мы также отталкиваемся от теории установления информационной повестки дня, предложенной М. Маккомбсом и Д. Шоу4. Согласно авторам, СМИ не только предоставляют информацию аудитории, но и формируют ее мнения о степени важности тех или иных проблем. Во многом это касается политических новостей, в случае которых СМИ являются одним из основных источников информации5. Издания могут замалчивать или выделять определенные темы, устанавливая информационную повестку дня. В дальнейшем М. Маккомбс и его коллега6 разрабатывают подход установления повестки дня второго уровня, подразуме-
1 Спектор М, Китсьюз Дж. Конструирование социальных проблем / Пер. с англ. И. Ясавеева // Контексты современности - 2. Казань: Изд-во КГУ, 2001. С. 160-163.
2 Хилгартнер С., Боск Ч.Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен / Пер. с англ. И. Ясавеева // Социальная реальность. 2008. № 2. С. 73-94.
3 Lasswell H.D. The structure and function of communication in society // Communication in society. 2007. No. 24. P. 215-228.
4 McCombs M.E., Shaw D.L, Weaver D.H. New directions in agendasetting theory and research // Mass Communication and Society. 2014. Vol. 17.
5 GraberD. Mediated Politics and Citizenship in the Twenty-First Century // Annual Review of Psychology. 2004. Vol. 55. No. 1. P. 545-571.
6 Kiousis S., McCombs M. Agenda-setting effects and attitude strength:
Political figures during the 1996 presidential election // Communication
Research. 2004. Vol. 31. No. 1. P. 36-57.
вающий обращение не к объектам (политикам, событиям, проблемам), а к их атрибутам (чертам, мнению, квалификациям), и анализ влияния тона освещения этих атрибутов на восприятие объектов аудиторией. Следующим этапом развития теории стало возникновение сетевой повестки дня7, предполагающей, что СМИ освещают не отдельные сюжеты, а связки событий, благодаря чему формируют у населения определенные ассоциации.
Однако СМИ оказывают влияние на общественное мнение не всегда. В числе прочего ограничивать воздействие массовых коммуникаций может личный опыт в отношении проблемы. Так, СМИ способны участвовать в формировании общественного мнения лишь по определенным вопросам8. Теоретики выделяют два вида тем, опыт взаимодействия с которыми у населения различается: «ненавязчивые вопросы» (unobtrusive issues), мнения о которых формируются преимущественно за счет их освещения в СМИ, и «навязчивые вопросы» (obtrusive issues), восприятие которых скорее зависит от личного опыта. Применяя данную классификацию к экономическим процессам, «ненавязчивыми» мы можем считать вопросы макроэкономики (например, ВВП, международная торговля), «навязчивыми» — потребительские цены. Таким образом, при наличии у человека опыта взаимодействия с теми или иными проблемами влияние СМИ на их восприятие снижается. Впрочем, полное разграничение личного опыта и массовой коммуникации представляется трудноосуществимым9. Примером может служить проблема безработицы. С одной стороны, она может коснуться каждого, и оценка положения индивида на рынке труда будет определяться преимущественно личным опытом. С другой — восприятие уровня безработицы как макроэкономического показателя будет зависеть от его освещения в СМИ10.
Говоря о специфике аудитории, которая также может ограничивать влияние СМИ на общественное мнение, следует обратиться к исследованиям потребности в ориентации (need
7 McCombs M.E., Shaw D.L, Weaver D.H. New directions in agendasetting theory and research // Mass Communication and Society. 2014. Vol. 17. No. 6. P. 781-802.
8 McCombs M., Graber D., Weaver D. Media agenda-setting in the presidential election. NY: Praeger Scientific. 1981.
9 Winter J. Contingent conditions in the agenda-setting process. In: Wilhoit G., Bock H. de (eds) // Mass Communication Review Yearbook. Beverly Hills, CA: SAGE Publications, Inc. 1981.
10 Mutz D.C. Impersonal influence: effects of representations of public opinion on political attitudes // Political Behavior. 1992. Vol. 14. No. 2. P. 89-122.
for orientation). Согласно данному подходу, решающим фактором, определяющим способность СМИ формировать взгляды населения, оказывается степень актуальности тех или иных вопросов для аудитории1. В случае отсутствия интереса населения попытки СМИ привлечь внимание к определенной проблеме окажутся безуспешными. И наоборот, если степень актуальности вопроса и связанной с ним неопределенности высока, значительна также и вероятность обращения аудитории к сообщениям СМИ2. В результате роль массовых коммуникаций оказывается более серьезной.
Исследования влияния освещения экономических событий на общественное мнение демонстрируют, что доминирующее неолиберальное повествование и обращение к аудитории, прежде всего как к потребителям, нежели как к жертвам экономического кризиса, приводит к слабой обеспокоенности населения экономическим спадом3. Кроме того, влияние на принятие экономических решений аудиторией может оказывать использование в экономическом дискурсе метафор. Наделение продуктов, марок и хозяйствующих субъектов человеческими свойствами и использование метафор рождения и смерти в их отношении оказывается весьма распространенным явлением в освещении финансовых новостей. Людям, ознакомившимся с описанием экономической деятельности компании в терминах метафоры смерти («умирающая» компания), свойствен выбор наименее рискованных и при этом наименее доходных путей инвестирования4.
Особенно заметную роль экономические новости начинают играть в период спада, когда СМИ становятся практически безальтернативным источником информации о событиях и процессах в данной сфере. Именно поэтому освещение экономических вопросов является хорошим предиктором восприятия экономической ситуации населением в кризисный период5. Например, новости, содержащие
1 Valenzuela S., Chernov G. Explicating the values-issue consistency hypothesis through need for orientation // Canadian Journal of Communication. 2016. Vol. 41. No. 1. P. 49-64.
2 McCombs M.E., Shaw D.L, Weaver D.H. New directions in agendasetting theory and research // Mass Communication and Society. 2014. Vol. 17. No. 6. P. 781-802.
3 Media coverage of financial crisis may explain why people are not angrier about economy, study finds // News. The University of Sheffield. 2015. [сайт]. URL: https://www.sheffield.ac.uk/news/nr/speri-newspaper-neoliberal-study-1.534767.
4 WilliamsA.E. Metaphor, media, and the market // International Journal of Communication. 2013. No. 7. P. 1404-1417.
5 Wu H.D., Stevenson R.L, Chen H., Guner N. The conditioned impact of recession news: A time-series analysis of economic communication in
одновременно позитивную и негативную информацию, повышают экономическую неопределенность населения и снижают индекс потребительского доверия6.
Впрочем, для СМИ более характерно смещение в сторону негативных новостей. Этому есть несколько причин. Во-первых, аудитории свойственно реагировать именно на негативные тенденции с целью дальнейшего приспособления к изменяющимся условиям7. Во-вторых, «негативная асимметрия» в СМИ — результат ориентации на потребности аудитории, жаждущей драмы8. Подобные особенности характерны для СМИ разных стран9.
Методология и эмпирическая база исследования
В настоящем исследовании мы рассмотрим, каким образом конструировалось представление об экономическом кризисе в России на протяжении двух лет (с августа 2014 по декабрь 2016 года) в онлайн-изданиях различной информационной направленности.
Выбор начальной границы временного интервала объясняется заметным ухудшением экономических показателей (темп роста ВВП, мировые цены на нефть) в 2014 году по сравнению с этим же периодом в предыдущем году. Кроме того, именно во второй половине рассматриваемого года были введены антироссийские санкции как ответная реакция на присоединение Крыма к России. Что касается конечной точки (декабрь 2016 года), ее выбор связан с относительной стабилизацией экономической ситуации в стране, что подтверждается макроэкономическими показателями10.
В качестве информационной базы исследования была выбрана база данных «Фактива»,
the United States, 1987-1996 // International Journal of Public Opinion Research. 2002. Vol. 14. No. 1. P. 19-36.
6 Svensson H.M, Albœk E, van Dalen A., de Vreese CH. The impact of ambiguous economic news on uncertainty and consumer confidence // European Journal of Communication. 2017. Vol. 32. No. 2. P. 85-99.
7 Shoemaker P. Hardwired for News: Using Biological and Cultural Evolution to Explain the Surveillance Function // Journal of Communication. 1996. Vol. 46. No 3. P. 32-47.
8 Хилгартнер С, Боск Ч.Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен / Пер. с англ. И. Ясавеева // Социальная реальность. 2008. № 2. С. 73-94.
9 Ju Y. Issue obtrusiveness and negative bias: exploring the moderating factors for asymmetric news coverage of the economy // Asian Journal of Communication. 2014. Vol. 24. No. 5. P. 441-455; Soroka S.N. Good News and Bad News: Asymmetric Responses to Economic Information // The Journal of Politics. 2006. Vol. 68. No. 2. P. 372-385.
10 Ereport. Российская экономика. 2016. [сайт] URL: http://www.ereport. ru/; Динамика цен на нефть с 2014 года. Досье // Тасс.ру. 2017. [сайт] URL: http://tass.ru/info/3315320.
предоставляющая доступ к сообщениям различных видов СМИ (печатных, радио, телевидения, информагентств) и возможность визуализации данных, иллюстрации динамики и структуры упоминаний. Она содержит широкий набор источников, включая сообщения около 33 тысяч зарубежных и российских СМИ.
Для сравнения особенностей освещения экономического кризиса с целью обеспечения разнообразия выборки были выбраны три издания различной информационной направленности: «Известия» (общественно-политическое), «Коммерсантъ» (деловое) и «Комсомольская правда» (массовое). Согласно рейтингу «Медиалогии»1, в 2018 году они являются наиболее цитируемыми и, соответственно, формирующими информационную повестку дня онлайн-изданиями. Преобладающее число публикаций в выбранных источниках относятся к разделам «Новости» и «Деловые новости» («Известия»), «Бизнес» и «Экономика» («Коммерсантъ»), «Новости» и «Экономика» («Комсомольская правда»).
Поиск публикаций осуществлен по запросам «экономический кризис» / «кризис и экономика» / «рецессия» / «стагнация» / «спад», так как внимание в данном случае обращено к конструированию именно кризиса, а не экономических проблем. Отбор статей основан на следующих критериях:
— соответствие статей выбранному временному интервалу и тематике (речь в публикации идет об экономическом кризисе);
— фокусировка статей на экономической ситуации в России.
Из дальнейшего анализа были исключены статьи, содержащие только эпизодические упоминания экономических трудностей и посвященные иной теме, а также тексты, относящиеся к событиям в других странах (например, Украина) или в другие периоды времени (на-
Таблица 1
КОЛИЧЕСТВО ОТОБРАННЫХ ДЛЯ АНАЛИЗА СТАТЕЙ
Издание
«Известия» 250
«Коммерсантъ» 539
«Комсомольская правда» 350
Всего 1139
1 Топ-10 самых цитируемых газет в соцмедиа. Январь-2018 // Медиалогия. 2018. [сайт] URL: http://www.mlg.ru/ratings/media/ federal/5830/#gazeti.
пример, 1990-е или мировой финансовый кризис 2008 года).
Количество статей, отобранных для анализа особенностей освещения экономического кризиса в данных онлайн-изданиях, представлено в табл. 1.
В рамках данного исследования применен содержательный контент-анализ, включающий подсчет публикаций с упоминанием ключевых слов и тематический анализ. Выбранный метод обусловлен наличием обширного по объему несистематизированного материала по изучаемой тематике и определенной частотой упоминания экономического кризиса в СМИ.
Анализ публикаций осуществлен как с помощью манифестного кодирования2, нацеленного на подсчет количества публикаций с упоминанием ключевых слов, так и латентного кодирования, посредством которого можно определить неявные значения и смыслы анализируемых публикаций (например, тональность сообщения).
Единицей анализа выступает публикация в онлайн-издании, посвященная экономическому кризису 2014—2016 годов в России.
Для определения содержания сообщения используется индуктивный контент-анализ, для которого характерно формирование концептов из эмпирических данных.
Освещение экономического кризиса в онлайн-изданиях: общий очерк
По результатам проведенного индуктивного контент-анализа были выделены 13 категорий, характеризующих ключевую тематическую линию (содержание) каждой публикации (табл. 2). Анализ основных вопросов, рассматриваемых в сообщениях СМИ об экономическом кризисе, показал, что наибольшая доля статей вне зависимости от издания (24%) посвящена описанию положения промышленности и бизнеса в условиях неблагоприятной экономической ситуа-
Количество отобранных для анализа
_публикаций_
86 124 75 285
2 Семенова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. М.: Институт социологии РАН, 2010.
Количество публикаций по запросу
ции. При этом рассмотренные онлайн-издания отдают предпочтение освещению именно российской действительности, нежели последствий кризиса для иностранных компаний в России. В публикациях упоминаются различные сектора экономики: первичный (сельское хозяйство и добыча природного сырья), вторичный (машиностроение, химическая и медицинская промышленность), третичный (гостиничный и ресторанный бизнесы). Второй по популярности темой сообщений СМИ является текущая экономическая ситуация — 17% публикаций посвящены информированию читателей о показателях трудовых и финансовых ресурсов страны, об уровне жизни населения, а также о темпах развития экономики страны, ценах на нефть и курсе иностранных валют. В онлайн-изданиях также активно публикуются материалы, содержащие антикризисные меры и методы стабилизации экономической ситуации в России: около 12% статей посвящены разнообразным путям «лечения» российской экономики.
Что касается тональности сообщений СМИ — благоприятного или враждебного отражения рассматриваемой в публикации темы1, —
Таблица 2
ТЕМАТИКА ПУБЛИКАЦИЙ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ (N
существенного перекоса в сторону негативного тона вне зависимости от издания не наблюдается (табл. 3). Таким образом, вопреки многочисленным исследованиям, подчеркивающим негативный уклон новостей, доля пессимистичных статей относительно экономики не столь велика. Хотя количество негативных статей преобладает, составляя 38%, 35% проанализированных публикаций являются нейтральными, а 27% — позитивными. Вероятно, подобные закономерности могут объясняться попытками групп интересов депроблематизировать ситу-ацию2. Ограниченная независимость российских СМИ3 может способствовать более сильному влиянию отдельных социальных групп на медиадискуссию.
Наиболее частым источником аргументации в анализируемых изданиях является обращение к данным официальной статистики, результатам исследований маркетинговых компаний и организаций (рис. 1). В целом к количественным данным авторы обращаются в 75% статей. Наименее популярным обоснованием приводимых в статьях идей были ссылки на исторические события в России и прошлый
= 285 статей)
Тематика
Представленность
(в %)
Состояние бизнеса и промышленности (автопром, электроэнергетика, розничная торговля, гостиничный бизнес)
Текущая экономическая ситуация (описание макроэкономических показателей: объем ВВП, безработица, инфляция и т.д.)
Пути выхода страны из кризиса/стабилизации экономической ситуации
Экономические прогнозы
Потребительское поведение населения
Финансовое поведение населения (сбережения, кредиты, вклады)
Деятельность финансовых организаций (изменение ставок, кредитование)
Антикризисные советы населению
Деятельность государства
Настроения населения (отношение к кризису, ожидания окончания кризиса) Демографическое поведение населения (брачное и репродуктивное поведение; миграция)
Политическое поведение населения Религиозное поведение, благотворительность Другое Всего
24
17
12 10 9 8 4 3 3 3
2
2 1 2 100
1 Гурова Н. Оценка эмоционального тона сообщения: как не обманываться при определении и как кодировать // Ex Libris. 2010. [сайт] URL: http://exlibris.ru/news/otsenka-emotsionalnogo-tona-soobshheniya-kak-ne-obmanyvatsya-pri-opredelenii-i-kak-kodirovat/
2 Ибарра П., Китсьюз Дж. Дискурс выдвижения утверждений-требований и просторечные ресурсы / Пер. с англ. И. Ясавеева // Социальные проблемы: конструкционистское прочтение. Казань: Изд-во КГУ, 2007. С. 55-114.
3 Индекс свободы прессы для России с 2002 по 2015 г. [сайт]. URL: https://rsf.org/en/russia.
Таблица 3
ТОНАЛЬНОСТЬ ПУБЛИКАЦИЙ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ (N = 285 статей)
Тональность Представленность (в %)
Негативная 38
Нейтральная 35
Позитивная 27
Итого 100
Рисунок 1
ИСТОЧНИКИ АРГУМЕНТАЦИИ В ПУБЛИКАЦИЯХ (% статей, содержащих соответствующее обоснование позиции)
80% 75,4%
70%
60% 51,6%
50%
40%
30% 29,1%
20% 19,3%
10% 0% ■
Ссылка на Мнение Высказывания Высказывания
официальную экспертов представителей представителей
статистику, власти бизнеса
результаты
исследований
10,2%
Ориентация на зарубежный опыт
7%
Обращение к истории
опыт страны (7%). Предположительно это может быть связано с отсутствием экономических потрясений, вызванных схожими причинами: «Сегодняшняя ситуация в экономике, конечно, разительно отличается от той, которая была 16 лет назад» («Известия», 10.10.2014). Кроме того, количественные показатели в статьях по экономической проблематике выглядят более убедительными для аудитории. В условиях, когда новости экономики пользуются невысоким доверием населения1, выстраивание аргументации оказывается чрезвычайно важным.
Экономический кризис в онлайн-изданиях: сравнительный анализ
Впрочем, экономические новости в прессе было бы некорректно рассматривать как нечто гомогенное. Контент изданий может существенно различаться. Рассмотрев общие черты освещения экономического кризиса, мы обратимся к доминирующим сюжетам экономической дискуссии и ее различиям в зависимости от информационной направленности издания. Обратимся подробнее к наиболее часто встре-
1 Медиапотребление сегодня: пять основных фактов. 2017. Исследование ВЦИОМ. [сайт] URL: https://wciom.ru/index.php?id=236&uid=116026.
чающимся сюжетам экономической дискуссии в рассматриваемых источниках.
«Известия». Наибольшая доля экономических статей газеты посвящена потребительскому поведению населения и способам стабилизации экономической ситуации в стране, — суммарная доля по обеим темам составляет около 33% (табл. 1 в приложении).
Содержание публикаций в «Известиях» о потребительском поведении претерпевало изменения на протяжении рассматриваемого периода. Для 2014 года были характерны новостные материалы о поддержании текущего уровня потребления россиянами и об отказе от чрезмерной экономии на продуктах питания, что объясняется причислением их к товарам первой необходимости. Иная ситуация сложилась с товарами «невынужденного спроса» (например, БАДы и витамины), а также с услугами индустрии развлечений. Более поздние статьи описывают тенденцию снижения потребительских стандартов и перехода на потребление высококалорийных и потенциально вредных продуктов (чипсы, семечки), а также алкогольных напитков домашнего производства (самогон), вызванных снижением покупательной способ-
ности россиян. Исключением являются наиболее обеспеченные слои населения, не меняющие своих потребительских привычек. Таким образом, если в начале кризиса издание скорее депроблематизировало ситуацию, подчеркивая ее незначительное влияние на повседневную жизнь россиян, то по прошествии времени негативные тенденции в потреблении начали обозначаться более явно.
Падение цен на нефть и ослабление рубля освещаются преимущественно как возможность для осуществления масштабных структурных изменений российской экономики. В отличие от 2008 года, когда также произошло падение цен на нефть1, текущий кризис позиционируется как серьезный стимул для поиска новых точек роста. Можно выделить несколько «рецептов подъема», которые рассматриваются экспертами «Известий». Во-первых, активно обсуждаются диверсификация экономики и постепенный уход от сырьевой зависимости путем поддержки и повышения инвестиций в малый и средний бизнесы с целью импортозамещения и выхода на внешние рынки. Во-вторых, подчеркивается необходимость осуществления институциональных изменений, борьбы с коррупцией и чрезмерной забюрократизированностью экономики. В-третьих, издание уделяет внимание освещению идей «Столыпинского клуба», одной из которых является создание опережающего предложения денег с целью поддержания частного сектора и борьбы с высокими ставками по кредитам для бизнеса. Интересно, что «Известия» фокусируются именно на идеях реформирования экономики, предлагаемых «Столыпинским клубом», не освещая предложения конкурирующих организаций, также разрабатывающих стратегии развития России (например, Комитета гражданских инициатив). Вероятно, это делает транслируемую информацию менее объективной, поскольку представленными оказываются не все значимые точки зрения2. Наконец, еще одним путем оздоровления экономики представляется ориентация на зарубежные страны и внедрение «зеленой экономики», подразумевающей формирование экологической инфраструктуры.
Содержание публикаций о финансовом поведении населения также изменяется на протяжении рассматриваемого временного пери-
1 Динамика цен на нефть с 2014 года. Досье // Тасс.ру. 2017. [сайт] URL: http://tass.ru/info/3315320.
2 Soloski J. News reporting and professionalism — some constraints on the reporting of the news // Media, Culture and Society. 1989. Vol. 11. P. 207-228.
ода. В 2014 году, согласно «Известиям», растут просроченные задолженности по кредитам физических лиц ввиду ухудшения финансового положения населения, возможных задержек зарплаты или потери основного источника дохода. Однако для 2016 года характерно снижение доли кредитных просрочек благодаря более внимательному рассмотрению заявок на кредит. По этой же причине снизилось количество кредитных мошенников в период кризиса. Если говорить о сберегательном поведении, то, ориентируясь на данные Росстата, издание публиковало информацию об объемах сбережения граждан и о форме их хранения.
Что касается источников аргументации, несмотря на то что обращение к зарубежному опыту является одним из наименее распространенных способов обоснования сообщений (10%) вне зависимости от издания, именно в «Известиях» он используется чаще других (рис. 1 в приложении). Информация о зарубежных странах используется для его сравнения с российской действительностью и оценки возможности заимствования различных моделей и практик. При этом около половины публикаций в рассматриваемом издании (48%) относятся к нейтральным независимо от их содержания (табл. 2 в приложении).
Таким образом, освещение экономического кризиса в «Известиях» преимущественно основывается на фактологической информации. Помимо статистических данных издание нередко привлекает оценки экспертного сообщества и чаще других рассмотренных изданий анализирует зарубежный опыт преодоления экономических кризисов. Однако стратегии развития России могут освещаться однобоко. Отказ от освещения альтернативных предложений по реформированию экономики заставляет предположить, что объективность освещения может быть недостаточной.
«Коммерсантъ». Для делового издания «Коммерсантъ» характерна фокусировка на состоянии российского бизнеса в период кризиса. Более трети статей в онлайн-газете посвящены описанию трудностей, государственной поддержки и стратегий адаптации различных отраслей российской экономики к меняющейся экономической ситуации (табл. 1 в приложении). Материал публикуется не только в формате новостей с привлечением данных официальной статистики и результатов мони-торингов научно-исследовательских центров, но также базируется на интервью с представителями российского малого и среднего бизне-
са: медиа- и лизингового рынка, автомобильного бизнеса и многих других. В отличие от «Известий» примерно половина публикаций «Коммерсанта» имеет негативный тон. Можно предположить, что это типично для статей, посвященных состоянию бизнеса, — именно эта тематика вне зависимости от издания характеризуется наибольшей долей негативных публикаций (26%).
Освещая положение российского бизнеса в условиях нестабильной экономики, «Коммерсантъ» рассматривает такие аспекты деятельности предприятий, как общее состояние той или иной сферы (прибыль и объемы производства), адаптация к кризису (например, снижение цен иностранными автомобильными концернами, поиск новых поставщиков) и построение отношений с клиентами в случае розничной торговли (ориентация на долгосрочное обслуживание, повышение лояльности потребителей). Наибольшее внимание в данном тематическом блоке занимает российское машиностроение. Согласно «Коммерсанту», рынок грузовиков и легковых автомобилей терпит большой спад в период 2014—2015 годов: отсутствие прежнего потребительского спроса и государственного заказа, а также недоступность прежних поставщиков имеют негативные последствия для развития отрасли. В более благоприятном положении оказалась химическая промышленность — экспорт калийных удобрений остается одним из наиболее перспективных.
Информационные сообщения о текущей экономической ситуации, как правило, представляют собой новостной материал со ссылками на официальную статистику, аналитику рейтинговых агентств и мнения экспертов. Внимание уделяется курсу рубля, ценам на нефть, показателям экономического роста и инвестиционному потенциалу страны, а также последствиям кризиса для населения: анализируется объем денежных доходов, покупательная способность, уровень бедности и экономического неравенства.
Наконец, для освещения потребительского поведения населения характерно скорее описание динамики потребления в различные периоды, нежели акцентирование внимания читателей на потреблении различных товарных категорий (продуктов питания, одежды, средств гигиены и т.д.), свойственное и «Известиям». Исключением является анализ спроса на рынке техники и электроники — несколько статей за анализируемый период были посвящены данной сфере розничной торговли.
Специфика аудитории газеты «Коммерсантъ» отчасти определяет характер освещения экономического кризиса. С одной стороны, ориентируясь на достаточно компетентную в области экономики аудиторию, издание уделяет большое внимание аргументации. Бытовые советы или сентиментальные истории про кризис не востребованы, поэтому практически не освещаются. С другой — данное деловое издание может выступать площадкой для выражения идей представителей бизнеса. Участие в обсуждении в СМИ экономических вопросов становится для различных групп способом продвижения собственных интересов, и кризис может выступать легитимной рамкой отраслевого лоббизма. Привлекая внимание к реальным или потенциальным трудностям, представители бизнеса аргументируют необходимость государственной поддержки1. Отчасти с этим может быть связано большое число пессимистичных публикаций по данной тематике. Впрочем, нельзя недооценивать и влияние негативного опыта предпринимателей.
«Комсомольская правда». Массовая газета «Комсомольская правда» отличается от рассмотренных выше изданий краткостью публикаций. Наибольшая доля статей (32%) посвящена текущей экономической ситуации, когда обсуждают курс доллара и евро, цену нефти, состояние рынка труда и уровень жизни населения (табл. 1 в приложении). Кроме того, «Комсомольская правда» — единственное из представленных изданий, публикующее антикризисные советы населению, рекомендации относительно поведения на рынке труда и финансового поведения в условиях экономической нестабильности. Можно предположить, что подобный материал становится источником повышения финансовой грамотности населения ввиду его нацеленности на объяснение механизмов функционирования экономики. Именно в период кризиса растет уверенность населения в своей финансовой компетентности, что может быть обусловлено повышением внимания СМИ к данной теме2.
Следует также отметить чрезмерную актуализацию кризиса в рубриках, на первый взгляд, вовсе не предполагающих освещение экономической ситуации. Примером является раздел «Афиша», в котором встречаются партнерские
1 Барсукова СЮ, КоробковаАД. Вступление России в ВТО в зеркале российских печатных СМИ // Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 4. С. 20-44.
2 Кузина О.Е. Финансовая грамотность россиян (динамика и перспективы) // Деньги и кредит. 2012. № 1. С. 68-72.
материалы1, содержащие рекламу комиссионного магазина, выставок бюджетной бижутерии и т.д. Таким образом, тема кризиса, привлекающая значительное внимание аудитории, становится удобной рамкой для рекламы и продажи определенных товаров и услуг. В подобных публикациях в ненавязчивой форме рекомендуются те или иные компании с указанием на их полезность читателям в период неблагоприятной экономической ситуации.
Что касается способов аргументации, то в отличие от коллег массовая газета в меньшей степени ориентируется на мнения экспертов — лишь 35% публикаций опираются на такие источники (рис. 1 в приложении). При анализе экономической ситуации в России «Комсомольская правда» обращается не только к данным статистики, но и к официальным заявлениям политических деятелей и жизненному опыту людей. Она в большей степени, чем другие рассмотренные издания цитирует должностных лиц и ссылается не на объективные экономические показатели, а на мнения представителей власти. Ссылки в статьях «Комсомольской правды» на обыденный опыт, как правило, делаются на основе интервью с читателями о различных аспектах их жизни в условиях кризиса, например, о поиске работы или об альтернативных источниках заработка.
Вероятно, специфика освещения экономической ситуации в данном издании также отчасти объясняется спецификой аудитории. Ориентируясь на массовую аудиторию, не имеющую глубоких экономических знаний, журналисты упрощают информацию2. Поэтому ссылки на авторитетные источники (коими выступают различные публичные фигуры, в том числе представители власти) и личный опыт россиян могут быть более востребованы, чем привлечение статистических данных или оценок экспертного сообщества.
Заключение
На основе проведенного исследования можно сделать вывод, что конструирование образа экономического кризиса в российских онлайн-изданиях различной информационной направленности обусловлено ориентаци-
1 Публикации, написанные в сотрудничестве с рекламодателями или по их заказу с целью извлечения прибыли, при этом не маркируемые как рекламный материал.
2 Байтимерова С.И., Богомазова Л.В., Григорьева Е.А, Казун АД. Контроль и этика в профессиональной деятельности экономических журналистов // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018.
Т. 21. № 1. С. 136-160.
ей на конкретную аудиторию. Внимание СМИ к определенным экономическим проблемам и аспектам кризиса подчинено читательскому интересу. «Известия», ориентированные на достаточно образованную аудиторию, публикуют больше материалов о различных альтернативах выхода из кризиса и стабилизации экономической ситуации. При этом данное издание не всегда сохраняет объективность и репрезентирует разнообразные мнения. Заняв определенную позицию, «Известия» порой пренебрегают освещением альтернативных взглядов. Для «Коммерсанта» — делового издания, которым интересуются представители бизнеса, аналитики и эксперты, — характерно обращение к таким последствиям кризиса, как изменение положения российской промышленности и частного сектора. В целом публикации в обоих изданиях неискушенным читателям могут показаться обезличенными — большой объем статистической информации и профессиональная лексика непонятны без глубоких экономических знаний, чего не скажешь о сообщениях в «Комсомольской правде». Отличительной чертой массового издания оказались антикризисные советы населению, нацеленные на повышение адаптации читателей к нестабильной экономической ситуации и повышение финансовой грамотности. При этом кризис для данного источника стал возможностью привлечения дополнительных денежных средств за счет публикации партнерских материалов в форме скрытой рекламы актуальных в кризис товаров и услуг.
Можно выделить несколько направлений дальнейшего изучения экономических дискуссий в СМИ. Во-первых, данная работа может стать основой для сравнительного анализа конструирования образа экономического кризиса, порожденного разными причинами (например, 2008 и 2014 годов). Во-вторых, можно обратиться к сравнению освещения кризиса в уже рассмотренных онлайн-изданиях и блогос-фере. Предположительно, посты в блогах могут отчасти отражать общественное мнение об экономической ситуации. Неоднозначные оценки сходства или различия повесток дня в разных типах СМИ3 делают последнюю задачу особенно актуальной.
3 Belt T.L, JustM.R., CriglerA.N. The 2008 Media Primary: Handicapping the Candidates in Newspapers, on TV, Cable, and the Internet // The International Journal of Press/Politics. 2012. Vol. 17. No. 3. P. 341-369; Shapiro M.A. Hemphill L. Politicians and the Policy Agenda: Does Use of Twitter by the U.S. Congress Direct New York Times Content? // Policy & Internet. 2017. Vol. 9. No. 1. P. 109-132.
Приложение
Таблица 1
ТЕМАТИКА ПУБЛИКАЦИЙ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ ПО ОНЛАЙН-ИЗДАНИЯМ (М = 285 статей)
Тематика
Онлайн-издание (представленность в %)
«Известия» «Коммерсантъ»
«Комсомольская правда»
Итого
Состояние бизнеса и промышленности (авто-пром, электроэнергетика, розничная торговля, гостиничный бизнес)
Текущая экономическая ситуация (описание макроэкономических показателей: объем ВВП, безработица, инфляция и т.д.) Пути выхода страны из кризиса/стабилизации экономической ситуации Экономические прогнозы Потребительское поведение населения Финансовое поведение населения (сбережения, кредиты, вклады)
Деятельность финансовых организаций (изменение ставок, кредитование) Антикризисные советы населению Деятельность государства Настроения населения (отношение к кризису, ожидания окончания кризиса) Демографическое поведение населения (брачное и репродуктивное поведение, миграция) Политическое поведение населения Религиозное поведение, благотворительность Другое Всего
14
34
12
24
6 14 33 17
16 6 17 12
11 10 9 10
16 11 1 9
14 8 1 8
7 4 1 4
- - 12 3
2 2 7 3
1 7 - 3
4 1 4 2
6 2 - 2
2 1 - 1
1 - 3 2
100 100 100 100
Таблица 2
ТОНАЛЬНОСТЬ ПУБЛИКАЦИЙ ОБ ЭКОНОМИЧЕСКОМ КРИЗИСЕ ПО ОНЛАЙН-ИЗДАНИЯМ (М = 285 статей)
Тональность Онлайн-издание (представленность в %) Итого
«Известия » «Коммерсантъ» «Комсомольская правда»
Негативная 30 47 29 38
Нейтральная 48 26 36 35
Позитивная 22 27 35 27
Итого 100 100 100 100
Рисунок 1
ИСТОЧНИКИ АРГУМЕНТАЦИИ В ПУБЛИКАЦИЯХ РОССИЙСКИХ ОНЛАЙН-ИЗДАНИЙ
100% 90% 80% 70% 60% 50% 40% 30% 20% 10% 0%
Официальная статистика, результаты исследований
I Известия
IIII.I
Экспертное сообщество
Коммерсантъ
Представители власти
Бизнес
Зарубежный опыт
История
Комсомольская Правда
Список литературы
1. Байтимерова С.И., Богомазова Л.В., Григорьева Е.А., Казун А.Д. Контроль и этика в профессиональной деятельности экономических журналистов // Журнал социологии и социальной антропологии. 2018. Т. 21. № 1. С. 136-160.
2. Барсукова С.Ю., Коробкова А.Д. Вступление России в ВТО в зеркале российских печатных СМИ // Экономическая социология. 2014. Т. 15. № 4. С. 20-44.
3. Блумер Г. Социальные проблемы как коллективное поведение / Пер. с англ. И. Яса-веева // Контексты современности — 2. Казань: Изд-во КГУ, 2001. С. 150—159.
4. Источники информации: мониторинг // ФОМ. 2017. [сайт] URL: http://fom.ru/ SMI-i-internet/13323.
5. Гурова Н. Оценка эмоционального тона сообщения: как не обманываться при определении и как кодировать // Ex Libris. 2010. [сайт] URL: http://exlibris. ru/news/otsenka-emotsionalnogo-tona-soobshheniya-kak-ne-obmanyvatsya-pri-opredelenii-i-kak-kodirovat/
6. Динамика цен на нефть с 2014 года. Досье // Тасс.ру. 2017. [сайт] URL: http:// tass.ru/info/3315320.
7. Ибарра П., Китсьюз Дж. Дискурс выдвижения утверждений-требований и просторечные ресурсы / Пер. с англ. И. Ясавеева // Социальные проблемы:
конструкционистское прочтение. Казань: Изд-во КГУ, 2007. С. 55—114.
8. Индекс свободы прессы для России с 2002 по 2015 г. [сайт]. URL: https://rsf.org/ en/russia.
9. Кузина О.Е. Финансовая грамотность россиян (динамика и перспективы) // Деньги и кредит. 2012. № 1. С. 68—72.
10. Медиапотребление сегодня: пять основных фактов. 2017. Исследование ВЦИОМ. [сайт] URL: https://wciom.ru/index. php?id=236&uid=116026.
11. Население России в 2016 году: доходы, расходы и социальное самочувствие. Мониторинг НИУ ВШЭ. Итоги года / Под ред. Л.Н. Овчаровой. М.: НИУ ВШЭ, 2017.
12. Реальные располагаемые денежные доходы населения по Российской Федерации // Росстат. 2017. [сайт] URL: http:// www.gks.ru/wps/wcm/connect/rosstat_ main/rosstat/ru/statistics/population/level/#
13. Семенова А.В., Корсунская М.В. Контент-анализ СМИ: проблемы и опыт применения / Под ред. В.А. Мансурова. М.: Институт социологии РАН, 2010.
14. Спектор М., Китсьюз Дж. Конструирование социальных проблем / Пер. с англ. И. Ясавеева // Контексты современности — 2. Казань: Изд-во КГУ, 2001. С. 160—163.
15. Топ-10 самых цитируемых газет в соц-медиа, январь-2018 // Медиалогия. 2018. [сайт] URL: http://www.mlg.ru/ratings/ media/federal/5830/#gazeti.
16. Хилгартнер С., Боск Ч.Л. Рост и упадок социальных проблем: концепция публичных арен / Пер. с англ. И. Ясавеева // Социальная реальность. 2008. № 2. С. 73—94.
17. Belt T.L., Just M.R., Crigler AN. The 2008 Media Primary: Handicapping the Candidates in Newspapers, on TV, Cable, and the Internet // The International Journal of Press/Politics. 2012. Vol. 17. No. 3. P. 341-369.
18. Ereport. Российская экономика. 2016. [сайт] URL: http://www.ereport.ru/
19. Graber D. Mediated Politics and Citizenship in the Twenty-First Century // Annual Review of Psychology. 2004. Vol. 55. No. 1. P. 545-571.
20. Ju Y. Issue obtrusiveness and negative bias: exploring the moderating factors for asymmetric news coverage of the economy // Asian Journal of Communication. 2014. Vol. 24. No. 5. P. 441-455.
21. Kiousis S., McCombs M. Agenda-setting effects and attitude strength: Political figures during the 1996 presidential election // Communication Research.2004. Vol. 31. No. 1. P. 36-57.
22. Lasswell H.D. The structure and function of communication in society // Communication in society. 2007. No. 24. P. 215-228.
23. Lipset S.M. The significance of the 1992 election. PS: Political Science and Politics. 1993. Vol. 26. No. 1. P. 7-16.
24. McCombs M.E., Shaw D.L., Weaver D.H. New directions in agenda-setting theory and research // Mass Communication and Society. 2014. Vol. 17. No. 6. P. 781-802.
25. McCombs M, Graber D., Weaver D. Media agenda-setting in the presidential election. NY: Praeger Scientific. 1981.
26. Media coverage of financial crisis may explain why people are not angrier about economy, study finds // News. The University of Sheffield. 2015. [сайт]. URL: https://www. sheffield.ac.uk/news/nr/speri-newspaper-neoliberal-study-1.534767
27. Mutz D.C. Impersonal influence: effects of representations of public opinion on political attitudes // Political Behavior. 1992. Vol. 14. No. 2. P. 89-122.
28. Shapiro M.A., Hemphill L. Politicians and the Policy Agenda: Does Use of Twitter by the U.S. Congress Direct New York Times Content? // Policy & Internet. 2017. Vol. 9. No. 1. P. 109-132.
29. Shoemaker P. Hardwired for News: Using Biological and Cultural Evolution to Explain the Surveillance Function // Journal of Communication. 1996. Vol. 46. No 3. P. 32-47.
30. Soloski J. News reporting and professionalism — some constraints on the reporting of the news // Media, Culture and Society. 1989. Vol. 11. P. 207-228.
31. Soroka S.N. Good News and Bad News: Asymmetric Responses to Economic Information // The Journal of Politics. 2006. Vol. 68. No. 2. P. 372-385.
32. Svensson H.M., Albwk E., van Dalen A., de Vreese C.H. The impact of ambiguous economic news on uncertainty and consumer confidence // European Journal of Communication. 2017. Vol. 32. No. 2. P. 85-99.
33. The economic and financial crisis in Russia. OSW Report. Osrodek Studiow Wschodnich im. Marka Karpia, 2015. [сайт] URL: https://www.osw.waw.pl/sites/default/files/ raport_crisis_in_russia_net.pdf.
34. UhlM.W. And Action: TV sentiment and the US consumer // Applied Economics Letters. 2012. Vol. 19. P. 1029-1034.
35. Valenzuela S., Chernov G. Explicating the values-issue consistency hypothesis through need for orientation // Canadian Journal of Communication. 2016. Vol. 41. No. 1. P. 49-64.
36. Williams A.E. Metaphor, media, and the market // International Journal of Communication. 2013. No. 7. P. 1404-1417.
37. Winter J. Contingent conditions in the agenda-setting process. In: Wilhoit G., Bock H. de (eds) // Mass Communication Review Yearbook. Beverly Hills, CA: Sage Publications, Inc. 1981.
38. Wu H.D., Stevenson R.L., Chen H., Guner N. The conditioned impact of recession news: A time-series analysis of economic communication in the United States, 19871996 // International Journal of Public Opinion Research. 2002. Vol. 14. No. 1. P. 19-36.