Научная статья на тему 'Конструирование демографических процессов в республике Татарстан: потенциал ресурсов государственного управления'

Конструирование демографических процессов в республике Татарстан: потенциал ресурсов государственного управления Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
96
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
РЕГИОНАЛЬНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ СЕМЕЙНАЯ ПОЛИТИКА / СЕМЕЙНАЯ СФЕРА / РЕГИОНАЛЬНАЯ СРЕДА / ДЕМОГРАФИЧЕСКИЕ ПРОЦЕССЫ / СОЦИАЛЬНЫЕ ПРОГРАММЫ / СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО / ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ / REGIONAL STATE FAMILY POLICY / FAMILY SPHERE / REGIONAL ENVIRONMENT / DEMOGRAPHIC PROCESSES / SOCIAL PROGRAMS / SOCIAL PARTNERSHIP / PUBLIC ADMINISTRATION

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Ильдарханова Флюра Амировна

Актуальность и цели . Одним из серьезнейших вызовов национальной безопасности Российской Федерации стала проблема демографической устойчивости страны. Принятие новых государственных программ, Национального проекта «Демография» актуализирует работу по внедрению новых управленческих решений как на федеральном, так и на региональном уровне. Материалы и методы . Представленный в статье анализ мер демографической поддержки семей с детьми основан на нормативно-правовой базе, отражающей ресурсы государственного управления на федеральном и региональном уровнях. Особенности государственных программ, разработанных в Республике Татарстан, во-первых, отражают, уникальные демографические ресурсы региона, во-вторых, позволяют составить представление о процессе конструирования демографических процессов в республике. Результаты . Реализация принципа проблемно-целевой ориентации содействует эффективному проведению региональной семейной и демографической политики, объединению усилий государства и общества в укреплении семьи. Выводы . Современные реформы обязывают государство и общество переосмыслить пройденный путь, а также найти новые ресурсы развития этой жизненно важной сферы и пути повышения эффективности семейной и демографической политики в Республике Татарстан.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONSTRUCTING DEMOGRAPHIC PROCESSES IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN: THE POTENTIAL OF PUBLIC ADMINISTRATION RESOURCES

Background . One of the most serious challenges to the national security of the Russian Federation was the problem of demographic stability of the country. The adoption of new state programs, the national concept of “Demography” actualize the work on the adoption of new management decisions, both at the Federal and regional levels. Materials and methods . The analysis of demographic support measures for families with children presented in the article is based on a regulatory framework reflecting the resources of state administration at the federal and regional levels. The features of state programs developed in the Republic of Tatarstan reflect, firstly, the unique demographic resources of the region, and secondly, they make it possible to get an idea of the process of constructing demographic processes in the republic. Results . The implementation of the principle of problem-oriented orientation contributes to the effective implementation of regional family and demographic policy, combining the efforts of the state and society in strengthening the family. Conclusions . Modern reforms oblige the state and society to rethink the passed way, and also to find new resources of development of this vital sphere and ways of increase of efficiency of family and demographic policy in the Republic of Tatarstan.

Текст научной работы на тему «Конструирование демографических процессов в республике Татарстан: потенциал ресурсов государственного управления»

УДК 314

DOI 10.21685/2072-3016-2018-4-11

Ф. А. Ильдарханова

КОНСТРУИРОВАНИЕ ДЕМОГРАФИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ В РЕСПУБЛИКЕ ТАТАРСТАН: ПОТЕНЦИАЛ РЕСУРСОВ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ

Аннотация.

Актуальность и цели. Одним из серьезнейших вызовов национальной безопасности Российской Федерации стала проблема демографической устойчивости страны. Принятие новых государственных программ, Национального проекта «Демография» актуализирует работу по внедрению новых управленческих решений как на федеральном, так и на региональном уровне.

Материалы и методы. Представленный в статье анализ мер демографической поддержки семей с детьми основан на нормативно-правовой базе, отражающей ресурсы государственного управления на федеральном и региональном уровнях. Особенности государственных программ, разработанных в Республике Татарстан, во-первых, отражают, уникальные демографические ресурсы региона, во-вторых, позволяют составить представление о процессе конструирования демографических процессов в республике.

Результаты. Реализация принципа проблемно-целевой ориентации содействует эффективному проведению региональной семейной и демографической политики, объединению усилий государства и общества в укреплении семьи.

Выводы. Современные реформы обязывают государство и общество переосмыслить пройденный путь, а также найти новые ресурсы развития этой жизненно важной сферы и пути повышения эффективности семейной и демографической политики в Республике Татарстан.

Ключевые слова: региональная государственная семейная политика, семейная сфера, региональная среда, демографические процессы, социальные программы, социальное партнерство, государственное управление.

F. A. Il'darkhanova

CONSTRUCTING DEMOGRAPHIC PROCESSES IN THE REPUBLIC OF TATARSTAN: THE POTENTIAL OF PUBLIC ADMINISTRATION RESOURCES

Abstract.

Background. One of the most serious challenges to the national security of the Russian Federation was the problem of demographic stability of the country. The adoption of new state programs, the national concept of "Demography" actualize the work on the adoption of new management decisions, both at the Federal and regional levels.

Materials and methods. The analysis of demographic support measures for families with children presented in the article is based on a regulatory framework reflecting the resources of state administration at the federal and regional levels. The fea-

© 2018 Ильдарханова Ф. А. Данная статья доступна по условиям всемирной лицензии Creative Commons Attribution 4.0 International License (http://creativecommons.org/licenses/by/4.0/), которая дает разрешение на неограниченное использование, копирование на любые носители при условии указания авторства, источника и ссылки на лицензию Creative Commons, а также изменений, если таковые имеют место.

tures of state programs developed in the Republic of Tatarstan reflect, firstly, the unique demographic resources of the region, and secondly, they make it possible to get an idea of the process of constructing demographic processes in the republic.

Results. The implementation of the principle of problem-oriented orientation contributes to the effective implementation of regional family and demographic policy, combining the efforts of the state and society in strengthening the family.

Conclusions. Modern reforms oblige the state and society to rethink the passed way, and also to find new resources of development of this vital sphere and ways of increase of efficiency of family and demographic policy in the Republic of Ta-tarstan.

Keywords: regional state family policy, family sphere, regional environment, demographic processes, social programs, social partnership, public administration.

Демографическое развитие государства происходит под воздействием социальных, экономических, политических, национальных и других процессов. Демографические проблемы движут общественными процессами в целом.

По данным Федеральной службы государственной статистики, в Российской Федерации в течение последних лет, начиная с 2013 г. включительно, ежегодно регистрировался естественный прирост населения. В 2015 г. естественный прирост жителей России за один год составил 32 038 человек. По состоянию на 1 января 2017 г. население Российской Федерации достигло 146,804 млн человек [1].

Тенденции развития демографических процессов в Республике Татарстан в основном аналогичны демографическим процессам, происходящим в России в целом. Но тем не менее они имеют свои особенности. К примеру, в регионе наблюдается незначительная естественная убыль населения, в отличие от России. Высокая рождаемость и более низкая смертность в сравнительно молодых городах и в некоторых районах Республики Татарстан, более низкая смертность городского населения в сравнении с сельским населением также благоприятно влияют на демографические процессы в регионе. По состоянию на 1 января 2017 г. население Республики Татарстан составило 3 885 253 человека, а по состоянию на 1 января 2018 г. - 3 894 284 человека [2], т.е. прирост составил 9031 человек.

Решение демографических проблем с учетом этнорегиональных особенностей республики (регионологический подход) подтверждает эффективность принятых мер. Данный подход комплексно анализирует социальные проблемы семьи и демографии, учитывает межпоколенный опыт диалога культур: конструктивное взаимодействие этносов и конфессий, взаимовлияние и взаимопроникновение этнокультур; размещение производительных сил с учетом дифференцированных показателей, характеризующих демографическую ситуацию и тенденции ее развития в регионе и «татарстанскую модель» социально-экономической трансляции общества, опирающейся на адекватную государственную и муниципальную политику.

Вышеуказанные тенденции демографического развития республики требуют глубокого научного анализа происходящих процессов в области семьи и демографии и репрезентативных социологических исследований. Только вкладывая определенные инвестиции в повышение рождаемости, реализуя и совершенствуя национальные проекты стимулирования рождаемости на федеральном и на региональном уровнях, можно ожидать количественные

изменения показателей рождаемости и улучшение демографической устойчивости в стране и регионах.

Концептуальные основы региональной государственной семейной политики

Понятие «политика» определяется как объективно обусловленное целенаправленное участие больших масс людей, организованных в социальные группы, принимающих активное участие в государственных делах и жизни общества при участии властных институтов [3].

Региональная политика является одной из форм государственного управления в разных подсистемах региона и координирует его политическое, экономическое и социальное развитие региона, включая механизм реализации этих подсистем.

В связи с принятием Национального проекта «Демография» приоритетным становится конструирование развернутых региональных программ семейной и демографической политики. В обществе возникла необходимость принятия радикальных мер семейной и демографической политики, являющейся частью социальной политики, усиления и конкретизации области ее компетенции и ответственности; необходимость усовершенствования законодательства, регламентирующего взаимоотношения государства и семьи, в основе которого лежит единство прав и обязанностей последней; необходимость формирования территориальных органов власти, непосредственно занимающихся проблемами семьи и демографии.

Так, в структуре Академии наук Республики Татарстан с 2007 г. в целях изучения семейных и демографических проблем Республики Татарстан функционирует Центр семьи и демографии. Кабинетом министров утверждена межведомственная Концепция государственной социальной поддержки семьи и детей, определены ее цели и задачи, объекты и субъекты, принципы, основные направления и механизмы реализации.

Программа реализации демографической и семейной политики в Республике Татарстан основывается на принципе проектирования, ибо данный подход позволяет сконцентрировать усилия государства и общества при решении социальных проблем в укреплении и развитии семейной сферы как одного из важнейших проблемных направлений социальной жизни в регионе.

Данный принцип учитывает анализ основных «болевых точек» и проблем республики в целом, отдельных административных районов и городов, а также социальных групп, семей и личностей; направлен на поиск нестандартных способов и путей их решения; дает возможность просчитать необходимые ресурсы и изыскать источники финансирования; способствует вовлечению всех заинтересованных субъектов социокультурной жизни в процесс реализации проекта. Кроме того, проблемно-целевой принцип социального проектирования актуален тем, что институт семьи анализируется как образ целостной системы, охватывающей все сферы человеческой жизнедеятельности.

Потенциал ресурсов государственного управления

Управление социальной сферой требует огромной компетенции и ответственности федеральных, региональных органов, органов местного самоуправления, действующих в одном направлении и во взаимосвязи, а также

соизмеримость затрат на социальные нужды и возможностей их финансирования.

В целях улучшения качества жизни татарстанцев, их семей и детей в республике проводится значительная работа. Свыше 2 млрд руб. потрачено на реализацию государственных программ республики.

В настоящее время главная цель - повышение качества жизни жителей республики. Реализация мероприятий и проектов в сфере экономического развития создает основу для этого. Комплекс мероприятий по семейной и демографической политики заложен в «Стратегии социально-экономического развития Республики Татарстан - 2030». Позитивную тенденцию в социальной сфере, основанную на положительной демографической динамике, можно наблюдать уже с 2011 г. С этого периода заметен естественный прирост населения, продолжительность жизни в республике превысила 73,5 года.

В Татарстане реализуется 37 государственных программ. В текущем году на их реализацию было выделено 16 млрд руб. из бюджета республики. В программы внесены 2911 объектов: 11 новых школ, 9 детских садов, 6 врачебных амбулаторий; 42 ФАПа, 106 объектов здравоохранения, 146 образовательных учреждений; а также капитальный ремонт многоквартирных домов, возведение водопровода длиной 260 км, бурение 44 скважин и установление 38 водонапорных башен. Кроме того, более 10 тыс. семей получат жилье по программе социальной ипотеки [4].

Ежегодно в рамках социального партнерства принимается республиканское Соглашение между Кабинетом министров и Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан о проведении социально-экономической политики и развитии социального партнерства. Принято «Соглашение о минимальной заработной плате» в Республике Татарстан от 11 июля 2017 г. [5], 30 отраслевых соглашений, заключенных на республиканском уровне, 45 территориальных соглашений, 137 территориально-отраслевых соглашений, заключенных на уровне муниципальных образований. Сегодня действуют 6214 коллективных договоров. Особое внимание обращено на реализацию программы «Социальная и правовая защита молодежи, укрепление семьи, забота о материнстве и детстве».

Вышеуказанные обязательства сторон социального партнерства конкретизированы в коллективных договорах, в отраслевых и территориальных соглашениях.

В соглашении, действующем в строительстве и промышленности строительных материалов, предусмотрены: ежемесячные выплаты женщинам, находящимся в отпуске по уходу за ребенком в возрасте до 1,5 лет; выделение средств женщинам на дополнительное социальное пособие в размере не менее одного минимального размера оплаты труда в период до достижения ребенком возраста 1,5 лет; выплата беременным женщинам единовременной компенсации стоимости приобретения медикаментов и витаминных препаратов в размере одного минимального размера оплаты труда; предоставление женщинам в течение года одного дополнительного оплачиваемого дня отдыха для прохождения медицинского осмотра в женской консультации, а женщинам, занятым на тяжелых, вредных и (или) опасных работах, а также на подземных работах и работах, связанных с подъемом и перемеще-

нием вручную тяжестей, с момента установления беременности - дополнительного оплачиваемого отпуска до наступления срока предоставления отпуска по беременности и родам.

В организациях дорожного хозяйства, агропромышленного комплекса предусмотрены «повышенные льготы и гарантии в виде: предоставления работы по гибкому графику; повышения квалификации и переподготовки по другим специальностям; предоставления льгот матерям, воспитывающим ребенка без супруга; назначения компенсационных выплат женщинам, находящимся в отпуске по беременности и родам, по уходу за ребенком» [5].

По предприятиям химической промышленности установлено, что на условиях, определенных коллективным договором, женщинам, приступившим к работе после отпуска по уходу за ребенком, предоставляется возможность пройти, при необходимости, обучение с целью повышения квалификации или переподготовки.

В блоке наиболее значимых обязательств отраслевых соглашений, связанных с данной тематикой, можно также отметить следующие: предоставление матерям либо другим лицам, воспитывающим детей, которые идут в 1-3-е классы, полностью или частично оплачиваемого свободного дня в День знаний - 1 сентября (соглашения АПК, жилищно-коммунального хозяйства, здравоохранения, культуры, образования и др.); приобретение путевок в детские оздоровительные лагеря для детей работников с частичной оплатой стоимости путевки, а также бесплатно для семей, имеющих троих и более детей, детей-инвалидов, неполных семей (соглашения отраслей лесного хозяйства, АПК).

В территориальных соглашениях предусмотрено принятие мер по сохранению и расширению сети дошкольных образовательных организаций, ликвидации очередности в детские сады, повышению охвата детей дошкольных учреждений.

Республиканским соглашением предусмотрена обязанность работодателей выполнять закрепленную законодательством республики норму «об обязательном предоставлении работающим женщинам, имеющим детей в возрасте до 16 лет, еженедельно не менее двух часов свободного времени или одного свободного дня в месяц, полностью или частично оплачиваемого за счет средств предприятий и организаций» [6]. Норма отражена в большинстве соглашений и коллективных договоров предприятий ПАО «Татнефть», ПАО «Нижнекамскнефтехим», ПАО «Казаньоргсинтез», АО «Зеленодольский завод им. А. М. Горького», ООО «ТаграС-РемСервис», ПАО «Казанский вертолетный завод», АО «Судоходная компания «Татфлот» и др. В республике реализуются целевые программы и принимаются меры, направленные на улучшение демографической ситуации и повышение рождаемости населения. Во исполнение майских указов Президента Российской Федерации В. В. Путина (от 7 мая 2018 г. № 204 «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2014 года») разработаны дорожные карты в области здравоохранения, социального обслуживания, которые также включают меры, направленные на повышение рождаемости, демографической устойчивости Республики Татарстан.

Президентом Республики Татарстан Р. Н. Миннихановым было принято решение о единовременных выплатах всем молодым женщинам, прожи-

вающим на селе не менее трех лет и родившим ребенка после 1 января 2018 г. Так, если мама первенца не достигла 25-летнего возраста, то выплата составит 50 тыс. руб. Если мама в возрасте до 29 лет родила третьего ребенка, то размер выплаты составит 100 тыс. руб. [7].

Семья - эта саморегулирующаяся и самоорганизующаяся система. Как социальный институт семья призвана возвратить обществу обновленную социальную энергию, носителем которого является простой Человек. Поэтому одним из концептуальных принципов демографической и семейной политики должно быть единство прав и обязанностей семьи: с одной стороны -общество и государство создают условия для нормального саморазвития семьи, с другой - семья с момента своего создания должна быть ориентирована на исполнение своих обязательств перед обществом.

Библиографический список

1. Демографический ежегодник России. 2017. - URL: http://www.gks.ru/free_doc/ doc_2017/demo17.pdf (дата обращения: 30.05.2018).

2. Территориальный орган Федеральный службы государственной статистики по Республике Татарстан. - URL: tatstat.gks.ru (дата обращения: 30.05.2018).

3. Ильдарханова, Ф. А. Формирование и развитие государственной семейной политики в трансформирующемся обществе: Региональный аспект / Ф. А. Ильдарханова. - Казань : Изд-во Казанского ун-та, 2006. - 280 с.

4. Ежегодное послание Президента Татарстана к Государственному Совету Республики // Татар-информ. - 2017. - 21 сент.

5. Соглашение между Федерацией профсоюзов Республики Татарстан, Координационным советом объединений работодателей Республики Татарстан, Кабинетом Министров Республики Татарстан о минимальной заработной плате в Республике Татарстан от 11 июля 2017 г. - URL: http://docs.cntd.ru/document/446461608 (дата обращения: 21.11.2018).

6. Отраслевое соглашение между Татарстанской республиканской организацией общероссийского профессионального союза работников государственных учреждений и общественного обслуживания и Министерством труда, занятости и социальной защиты Республики Татарстан на 2017-2019 годы. - URL: http:mtsz.tatar stan.ru/rus/file/pub/pub_864049.pdf (дата обращения: 01.11.2018).

7. О единовременной выплате женщинам, постоянно проживающим в сельской местности, при рождении ребенка : Постановление Кабинета Министров Республики Татарстан от 09.02.2018 № 67. - URL: http://pravo.tatarstan.ru/rus/npa_kabmin/ post/?npa_id=202779 (дата обращения: 01.11.2018).

References

1. Demograficheskiy ezhegodnikRossii [Demographic yearbook of Russia]. 2017. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/doc_2017/demo17.pdf (accessed May 30, 2018).

2. Territorial'nyy organ Federal'nyy sluzhby gosudarstvennoy statistiki po Respublike Ta-tarstan [The Regional Office of the Federal Service of State Statistics in the Republic of Tatarstan]. Available at: tatstat.gks.ru (accessed May 30, 2018).

3. Il'darkhanova F. A. Formirovanie i razvitie gosudarstvennoy semeynoy politiki v trans-formiruyushchemsya obshchestve: Regional'nyy aspekt [Formation and development of the state family policy in a transforming society: Regional aspects]. Kazan: Izd-vo Ka-zanskogo un-ta, 2006, 280 p.

4. Ezhegodnoe poslanie Prezidenta Tatarstana k Gosudarstvennomu Sovetu Respubliki [An annual message of the President of Tatarstan to the State Council of the Republic]. Tatar-inform. 2017, 21 Sept.

5. Soglashenie mezhdu Federatsiey profsoyuzov Respubliki Tatarstan, Koordinatsionnym sovetom ob "edineniy rabotodateley Respubliki Tatarstan, Kabinetom Ministrov Respubliki Tatarstan o minimal'noy zarabotnoy plate v Respublike Tatarstan ot 11 iyulya 2017 g. [The agreement between the Federation of Labour Unions of the Republic of Tatarstan, the Coordination Council of Employers Association in the Republic of Tatarstan, the Cabinet of Minister of the Republic of Tatarstan on minimal wages in the Republic of Tatarstan of June 11th 2017]. Available at: http://docs.cntd.ru/document/446461608 (accessed Nov. 21, 2018).

6. Otraslevoe soglashenie mezhdu Tatarstanskoy respublikanskoy organizatsiey obshche-rossiyskogo professional'nogo soyuza rabotnikov gosudarstvennykh uchrezhdeniy i obshchestvennogo obsluzhivaniya i Ministerstvom truda, zanyatosti i sotsial'noy zashchity Respubliki Tatarstan na 2017-2019 gody [The sectoral agreement between the Tatarstan Republican Organization of the All-Russian Labour Union of Employees of State Institutions and Public Service and the Ministry of Labour, Employment and Social Security of the Republic of Tatarstan in 2017-2019]. Available at: http:mtsz.tatarstan.ru/ rus/file/pub/pub_864049.pdf (accessed Nov. 01, 2018).

7. O edinovremennoy vyplate zhenshchinam, postoyanno prozhivayushchim v sel'skoy mestnosti, pri rozhdenii rebenka: Postanovlenie Kabineta Ministrov Respubliki Tatarstan ot 09.02.2018 № 67 [On lump-sum child-birth payment to women permanently residing in the rural area: the Ordinance of the Cabinet of Ministers of the Republic of Tatarstan of 90.02.2018 No 67]. Available at: http://pravo.tatarstan.ru/rus/npa_kabmin/ post/?npa_id=202779 (accessed Nov. 01, 2018).

Ильдарханова Флюра Амировна доктор социологических наук, главный научный сотрудник, Центр семьи и демографии Академии наук Республики Татарстан (Россия, г. Казань, ул. Лево-Булачная, 36а)

E-mail: [email protected]

Il'darkhanova Flyura Amirovna Doctor of sociological sciences, senior research manager, the Family and Demography Center of the Academy of Sciences of the Republic of Tatarstan (36a Levo-Bulachnaya street, Kazan, Russia)

УДК 314 Ильдарханова, Ф. А.

Конструирование демографических процессов в Республике Татарстан: потенциал ресурсов государственного управления / Ф. А. Ильдарханова // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Общественные науки. - 2018. - № 4 (48). - С. 101-107. - Б01 10.21685/2072-30162018-4-11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.